Большой тест 13 моделей летних шин. Результаты — неожиданные
На этот раз мы собрали на тест шины, которые почти все производители представляют как наиболее сбалансированные по всем характеристикам. Высшую ценовую планку задает совсем свежая модель Continental PremiumContact 6, «сваренная» в Мексике. Еще новинка — Michelin Primacy 4, которая сделана (обратите внимание!) в России.
Новая модель Hankook — Ventus Prime 3 венгерского исполнения — призвана продолжить успешное продвижение быстро прогрессирующей корейской компании на российский рынок.
Свежая модель, хотя уже не новинка, — Nokian Hakka Blue 2 финской «варки».
Еще одна премиальная модель — Pirelli Cinturato P1 Verde со штампиком «Сделано в России».
Toyo Proxes CF2 малайзийской «сборки» — старая модель, но все еще пользуется спросом. Бюджетный продукт именитой компании Bridgestone — модель Firestone Touring FS100.
В ценовой диапазон 3000–3500 рублей попадают обновленная корейская Kumho Ecsta HS51, тайваньская Maxxis Premitra HP5, сделанная в Китае, Nordman SX 2 финской закваски, но российского производства. А также старая, но с обновленным составом модель Viatti Strada Asimmetrico V‑130 и новинка рынка Cordiant Comfort 2.
Итого — шесть «россиян» по месту изготовления, практически половина состава.
Держать курс
Традиционно тесты летних шин мы проводим на полигоне АВТОВАЗа. Начинаем с оценки курсовой устойчивости на максимально допустимой скорости. Самую высокую оценку поставили шинам Pirelli. С одной стороны, они обеспечивают тестовой Октавии четкие, незамедлительные реакции даже при незначительных углах поворота руля — как на прямой, так и на дуге пологого поворота. А с другой — автомобиль радует плотной, налитой приятной тяжестью баранкой. Возможно, среднестатистическому водителю в дальней поездке она покажется чуть тяжеловатой, но при активном рулении очень информативна — по нарастанию усилия хорошо понятно, на какой угол повернуты колеса.
Полная противоположность — Firestone. На этих шинах строгая в поведении Skoda превращается в разгильдяйку с нечетким, непонятным «нулем», задержками в реакциях и большими углами поворота руля при попытках скорректировать курс. Но самое неприятное другое: на пологой дуге с установившимся радиусом в какой-то момент возникает подруливание задней оси, норовящее сорвать машину в занос. Неопытного водителя спасет только ESP.
Подогревают аппетит
Не останавливаясь после десятикилометровой пробежки (даже короткая остановка позволит шинам и элементам трансмиссии остыть, что отрицательно скажется на результатах), переходим к оценке экономичности. В загородном режиме (90 км/ч) в лидеры попали пятеро испытуемых — Continental, Cordiant, Firestone, Michelin и Toyo. Особенно удивил успех Кордианта, поскольку предыдущая модель (Comfort первого выпуска) была весьма прожорливой. Больше всего бензина Skoda расходовала на шинах Viatti.
На городских 60 км/ч упомянутая пятерка превратилась в тройку — сохранили лидирующие позиции лишь Firestone, Michelin и Toyo. Viatti и здесь проявила ненасытность.
Кто на свете всех шумнее
Перемещаемся на другие дороги, изобилующие трещинами, выбоинами и даже ямами. Здесь шины шумят, гудят, трясут, передают на кузов и сиденья толчки и вибрации — одни сильнее, другие слабее.
Наиболее высокие оценки по акустическому комфорту эксперты поставили шинам Continental, Cordiant, Hankook, Nokian и Nordman. Покрышки Michelin тоже не издают громких звуков при качении, однако от пятерки лидеров их отличает изменение тональности шума на покрытиях разного качества — они не столько певучи, сколько разноголосны на традиционных для российских дорог заплатках из разнородного асфальта. Именно за это мы снизили шинам Michelin оценку на полбалла.
Рекорд шумности установил Kumho. Шумное, гулкое качение, озвучивание покрытия и дорожных неровностей. Они же оказались самыми жесткими, активно передающими толчки и вибрации на пол кузова, сиденье и органы управления. Особенно неприятно зудят на микронеровностях и грубом асфальте. Лучшие результаты по плавности хода «привезли» Hankook и Cordiant: на них Octavia катится мягко и комфортно.
Проскочим по проселку
На грунтовом 12‑процентном подъеме оцениваем лояльность шин к дорогам без покрытия. Трогание в гору с «газом» и «без газа» и попытки интенсивно разогнаться позволяют выяснить, какие шины хорошо цепляются за грунт, насколько и как резко способствуют потере тяги при буксовании. Противобуксовочную систему, естественно, отключаем.
Увереннее других на грунтовом подъеме ведут себя Viatti. Немудрено! Обратите внимание на рисунок протектора — все шашки мелко нашинкованы, будто у шин M+S, предназначенных только для проселка.
А больше других склонностью к буксованию и недостаточной тягой грешат шины Continental — их «грунтовые» способности мы оценили в четыре балла. С твердых дорог не съезжать!
Результаты вполне закономерны: невозможно сделать шину, которая будет лучшей одновременно и на асфальте, и на грунте.
По тормозам!
В мокром торможении всех обыгрывает Hankook. В затылок ему дышат Continental и Nokian с одинаковыми тормозными путями. В отстающих — Firestone, проигрывающий лидеру почти семь (!) метров. На предпоследней позиции — Viatti с отставанием в 4,3 метра.
На сухом асфальте Octavia лучше всего тормозит на шинах Michelin. Второй результат показывает Continental, проигрывая лидеру всего 30 см. Замыкающие в этом упражнении те же, только теперь позади всех Viatti, а перед ним Firestone.
На мокром асфальте наиболее стабильные показатели — у Conti, Nokian и Kumho: разброс не более 20 см. Максимальная разница в результатах, полученных в разных попытках, составила чуть больше метра — отличились Firestone и Pirelli. На сухом самое стабильное торможение обеспечил Michelin: всего полметра разницы за шесть подходов. А вот Firestone, Nordman, Pirelli и Viatti показали максимальный разброс — более двух метров.
На переставке
Этот тест мы выполняем, чтобы оценить поведение шин при экстремальном маневрировании. Skoda, двигаясь с постоянной скоростью на четвертой (прямой) передаче, резко (на дистанции 12 метров) перестраивается на соседнюю полосу. Испытатель начинает упражнение с небольшой, заведомо проходной скорости и с каждым разом наращивает ее на 1–2 км/ч. Кроме того, он выставляет экспертную оценку на основании зафиксированных замечаний к поведению автомобиля и возможности управлять им.
Самую высокую скорость (69,3 км/ч) при переставке на мокром асфальте Skoda показала на шинах Nokian. А наиболее скромным результатом (63,7 км/ч) наделил ее Firestone.
На сухой дороге шины Nokian сохранили лидерство, скоростной максимум на них вырос до 71,2 км/ч. Firestone так и остался самым скромным, выше отметки «67,5 км/ч» при выполнении экстремального маневра подняться не смог.
И приятнее всего управляется Skoda на шинах Nokian, причем как на сухом асфальте, так и на мокром. Испытатели отметили четкие реакции, адекватные углы поворота баранки и достаточную ее информативность. Баланс управляемости близок к нейтральному.
Шины Firestone заставили попотеть на мокром асфальте. Невысокая скорость объясняется ранним началом скольжений, что в переводе на общедоступный язык означает недостаточное сцепление. Кроме того, практически полное отсутствие информативности на руле не позволяет подобрать требуемые углы его поворота, чтобы заставить автомобиль двигаться по желаемой траектории.
На сухом покрытии в отстающих по поведению остался все тот же Firestone, но уже в компании с Toyo. У Октавии на шинах Firestone столь большие углы поворота баранки и задержки в реакциях, что водитель не успевает повернуть руль на требуемый угол. Ситуацию осложняет изменчивый характер — машина скользит мордой наружу на входе в первый коридор, демонстрируя недостаточную поворачиваемость, которая при стабилизации автомобиля на соседней полосе переходит в избыточную, заставляя Шкоду «мести хвостом».
На шинах Toyo первоначальные реакции неплохие, но с увеличением скорости Octavia начинает неожиданно резко срываться в занос, с которым очень сложно справиться. Руль при этом становится настолько «пустым», будто его отсоединили от колес.
Расставляем по местам
На тринадцатом месте нашего рейтинга Firestone Touring FS100, заработавший лишь 796 баллов и попавший в категорию «Слабые шины». Провальные по современным меркам результаты в номинациях «Безопасность» и «Поведение». Сильные стороны — средний уровень комфорта и высокая, наравне с мишленовской, топливная экономичность. Возможное применение — неспешная аккуратная езда с постоянно включенной системой стабилизации.
На двенадцатом месте — Viatti Strada Asimmetrico V‑130. Всего лишь 835 итоговых баллов относят их в категорию «Посредственные шины». Слабое торможение, худшие результаты в топливной экономичности, уровень комфорта близок к среднему. На удивление покладисты в управляемости. Подойдут для неспешной езды по твердым дорогам, в том числе по грунтовым.
Десятое и одиннадцатое местá делят Kumho Ecsta HS51 и Toyo Proxes CF2. Несмотря на равное количество набранных баллов, по характеру они совершенно разные. «Корейцы» — откровенно провальные по комфорту, однако в номинации «Безопасность» опережают Toyo и даже вышестоящие Cordiant и Nordman. «Японцы» чуть лучше по поведению, к тому же порадуют водителя высокой топливной экономичностью, сравнимой с мишленовской. И те и другие подойдут для езды без фанатизма.
Тест-драйв летних шин Bridgestone. Как мы сворачивали горы, но не свернули с пути
Выпускающий редактор Наташа Лыбина отправилась в Сочи, чтобы проверить на прочность новинки Bridgestone и саму себя. Об экстремальном вождении и квесте по горам читайте в материале.
Начну с главного. Я не про +21 градус тепла на момент пребывания в Сочи, а про Alenza 001 и Dueler A/T 001 – те самые долгожданные запуски Bridgestone, ради которых нас и собрали под солнцем.
Шины Alenza 001 – городские. Они относятся к классу «Премиум» и предназначены для кроссоверов и внедорожников. Главные достоинства – комфорт и отличное сцепление с дорогой – достигаются с помощью технологии Nano Pro-Tech: новое каучуковое соединение позволяет сократить потерю энергии за счет равномерного распределения молекул силики. Сразу поясню, как пояснили на конференции мне: силика – это вещество, используемое при изготовлении резины. Много рассказывали и о технологии 3D-лампелей, уменьшающих деформацию блока во время торможения.
Dueler A/T 001 характеризуется повышенной проходимостью и увеличенным скоростным индексом. Внутренняя облегченная конструкция продлевает срок службы и демонстрирует высокие показатели экономии топлива, а сочетание прямых и изогнутых канавок улучшает управляемость, уменьшает уровень шума и сокращает тормозной путь.
На этом из энциклопедических данных все, дальше только личный опыт.
На Dueler A/T 001 мы отправились по маршруту «Сочи – Турецкий мост» на автомобилях Mitsubishi Pajero Sport и Mitsubishi Outlander. Мне с инструктором и коллегой из другого СМИ попался последний. За руль я села примерно за полчаса до прибытия на крайнюю точку назначения и собрала все кочки, а вместе с ними камни, лужи и ямы. Несмотря на мой небольшой опыт вождения в подобных условиях, могу сказать, что машина слушалась отлично: неровности внедорожной трассы, насколько это возможно в таких условиях, сглаживались.
Одним словом, пока мои коллеги искали среди гор манометр, чтобы измерить давление в шинах, и фотографировали последние со всех сторон, как любимую девушку, я расслабилась и наслаждалась процессом вождения по горам. Смысл пытаться найти недостатки там, где все и так понятно? Крутые шины, правда, еще круче, что производиться они будут у нас в Ульяновске.
На обратном пути мы ехали по асфальтированному участку дороги. В открытое окно врывался теплый морской ветер, а шум шин не раздражал – его не было слышно. Последнее отметил и инструктор, сидящий рядом на пассажирском кресле и терпеливо позволявший пропускать мне повороты на сочинских развязках.
– Шина тихая, – отметил он. Я засмеялась. – Вам за это платили? Инструктор улыбнулся. – Нет, личное мнение, я ведь долго в этой сфере «тусуюсь».
С Dueler A/T 001 все понятно – ставим 10 из 10 и переходим к Alenza 001. Их мы тестировали на автодроме Сочи во второй половине дня после возвращения с Турецкого моста. Здесь хочу отметить один момент.
У нас были некоторые неполадки с навигацией. Мы долго кружили в полдень вокруг ресторана, но не могли в него попасть из-за неправильно поставленной точки геолокации. Я знаю, как переживали из-за этого недоразумения организаторы, поэтому со всей отвественностью скажу: мы не переживали вообще. Нам было в кайф кататься. Солнце, те самые +21 тепла и комфортные машины. Я сделала 15 лишних фото и, когда за нами приехали, чтобы провести на ланч, особенно гордилась своим первенством в колонне машин.
Теперь к урокам экстремального вождения с Alenza 001. У нас было несколько заданий: разгон и экстренное торможение на сухом и мокром покрытии, змейка, перестановка и полукруг. Машин для теста было 5: Toyota Land Cruiser, Lexus LX, Volkswagen Touareg, Audi Q5 и Q7. Я проехалась на всех, кроме первой, на нее просто не хватило времени.
Приятно поразило торможение – машина прекрасно останавливалась с минимальным тормозным путем как на мокром покрытии, так и на сухом. Дело не только в автомобилях – и коллеги со мной согласятся – Alenza 001 сыграла большую роль. Отличное управление тоже не осталось без внимания журналистов, а лично я, сев в Q5 на шинах Bridgestone, не хотела из нее выходить. Она идеально подошла мне, как джинсы мечты, которые ты месяц искал по всем магазинам и наконец нашел.
Кстати, про магазины. В них шины уже появились – их можно купить в фирменных центрах Bridgestone Pole Position, а также у официальных дилеров. На данный момент продукцию бренда в России использует 5% владельцев отчественных машин и 10% – иномарок. Небольшое число, на первый взгляд, которое становится гигантским, стоит вспомнить масштабы страны.
От себя добавлю, что наш тест-драйв стал глотком свежего воздуха в московской зиме: мы согрелись, «вкусили» адреналина и отдохнули, чтобы снова вернуться к работе и горящим дедлайнам.
Бесследно поездка тоже не прошла: пересматриваю фото и заряжаюсь солнечным настроением, а еще беру на тест-драйв Q5. Жаль, что на ней стоят не Bridgestone.