Тест драйв лада икс рей кросс с автоматом

Оцениваем приобретения и потери хэтча Lada Xray Cross с вариатором

Наиболее демократичный Xray Cross 1.6 (113 сил) с вариатором в комплектации Classic Optima стоит 846 900 рублей — на 50 тысяч больше «механического» с мотором 1.8. Самая дорогая версия Luxe Prestige тянет на 971 900.

Согласно народной мудрости, не обманешь — не продашь. Поэтому приподнятый хэтчбек Lada Xray Cross в Тольятти называют кроссовером, а двухпедальную версию преподносят как Cross АТ. А надо бы CVT, если по-честному. Потому что Lada комплектуется вариатором. И наличие гидротрансформатора да двухступенчатой планетарки (см. «Технику») не делает коробку «автоматом» в привычном смысле.

Почему на АвтоВАЗе так старательно избегают слова «вариатор»? Руководитель проекта Xray Олег Груненков говорит, что это от нежелания смущать потенциальных покупателей. Якобы целевая аудитория Кросса подвержена негативным стереотипам, связанным с недостаточной надёжностью такой трансмиссии. Поэтому для ЦА придумали АТ.

Основания для опасений есть. Вариатор Jatco JF015E отнюдь не безотказен. Интернет полон ужастиков о том, как в результате износа ремня стружка забивает клапаны гидроблока, отправляя его в помойку. Выходит из строя солнечная шестерня, умирает редукционный клапан масляного насоса и приходят в негодность подшипники шкивов вместе с посадочными местами. Чинить это всё сложно и дорого. Вазовцы утверждают, что на их опытных машинах Jatco пробежал двести тысяч километров без нареканий. А совокупный пробег прототипов уже перевалил за миллион.

В Тольятти считают, что для успеха Иксрею необходима двухпедальная модификация. Но родной «робот» АМТ аудиторию не привлекает. Доля хэтчбеков с такой коробкой составила чуть более девяти процентов от всех проданных Иксреев в 2018 году и чуть меньше шести за первую половину 2019-го. На существенно обновлённый Cross «робот» даже не планировали ставить, а сразу заложили в конструкцию установку вариатора.

Вопрос «какого» неуместен. Компания Jatco на 75% принадлежит Ниссану и давно поставляет трансмиссии альянсу, в который входит АвтоВАЗ. В Тольятти не нашлось ресурсов, чтобы поженить вариатор JF015E с собственными двигателями. Поэтому для Иксрея адаптирован проверенный на других «бюджетниках» тандем с локализованным двигателем HR16. Так Xray воссоединился с мотором, некогда отвергнутым в пользу вазовских.

Реюнион не прошёл без потерь. Cross АТ лишился системы выбора режимов движения Ride Select и имитации блокировки дифференциала. В своё время эффективную работу электронных помощников я смог оценить в казахской степи. Лада ловко карабкалась по песчаным пригоркам, без труда преодолевая вывешивание ведущего колеса. Получив вариатор, хэтчбек утратил способность двигаться по сложному рельефу в натяг. Теперь всё нужно преодолевать ходом.

В городе Cross AT приятен. Он прогнозируемо трогается с места при отпущенном тормозе. Но если неаккуратно наступить на акселератор, ответный импульс будет резковат. Это скорее хорошо: так машина воспринимается более отзывчивой. Далее, активно прыгнув с места, Lada бойко разгоняется в диапазоне городских скоростей. Управление тягой кажется удобным и логичным, в отличие от Кросса 1.8 с реношной «механикой», где отклики на акселератор нелинейны. Коробка имитирует смену передач и позволяет тормозить двигателем под сброс газа, особенно в ручном режиме.

Переключения между шестью виртуальными ступенями происходят быстро. В ответ на кикдаун коробка оперативно меняет передаточное отношение, хотя разгон и не впечатляет напором. При ускорениях с ходу хэтчбек набирает скорость довольно неспешно, поэтому затяжные обгоны где-нибудь за городом приходится тщательно просчитывать.

Планетарный редуктор расширяет диапазон передаточных отношений, ограничивая перемещения ремня и предохраняя его от повышенных нагрузок при работе на малых радиусах шкивов. На разгоне планетарка выбирает повышенную передачу в диапазоне 40-60 км/ч. А на пониженную переходит при срабатывании кикдауна. Почувствовать работу редуктора можно только при замедлении, когда перед самой остановкой трансмиссия допускает лёгкий, но заметный тычок. На него жаловались ещё владельцы Джуков. Воз и ныне там.

Читайте также:  Обработка арок автомобиля жидкой резиной

Паспортный расход топлива в смешанном цикле у Кросса с вариатором снизился на 0,4 л/100 км до 7,1 л по сравнению с «механическим» 1.8. В реальности после двухдневных покатушек в окрестностях Калининграда расход едва превышает девять литров на сотню по бортовому компьютеру. Отрадно, что HR16 настроен под работу на «девяносто втором» бензине, хотя для Ниссанов и Рено обязателен АИ-95.

Cross великолепен на плохих дорогах. Чем хуже качество покрытия, тем увереннее чувствует себя Lada. По убитому асфальту и раздолбанной грунтовке она может мчать во весь опор, щеголяя выдающейся энергоёмкостью подвески. При этом поддерживать приличный комфорт в салоне. Но на хорошем асфальте обращает на себя внимание дрожь кузова на короткой волне, а плотное шасси передаёт в салон тычки от отдельных неровностей, в основном поперечных стыков.

После модернизации рулевого механизма баранка не долбит по рукам при проезде неровностей, как на других машинах платформы B0. Ноль чёток, а возвращающее усилие даже интенсивнее, чем я ожидал. В целом настройки нравятся. И акустический комфорт на хорошем для сегмента уровне — даёт о себе знать улучшенная шумоизоляция. Звук спокойно работающего двигателя не привлекает внимания. При интенсивном разгоне становится заметнее, но не раздражает, обладая естественным тембром.

Управляемость даже азартна. Cross чётко пишет дугу, а под сброс газа игриво обозначает занос, который легко корректируется. Крены невелики, а всесезонка Continental ContiCrossContact LX2 размерностью 215/50 R17, подготовленная по спецификации АвтоВАЗа, демонстрирует приличные сцепные и тормозные свойства. К управлению тормозами на этот раз претензий нет…

Lada просит за Cross с вариатором на 50 000 рублей больше — прямо как Renault при заказе Каптюра или Арканы. Несмотря на потерю в динамике относительно Иксрея 1.8 c «механикой», надбавка выглядит оправданной. Двухпедальный Cross частично компенсирует проигрыш за счёт более удобного управления тягой. Мы надеемся на дальнейшее развитие такого Кросса и появление электронной имитации блокировки. Негоже для машины, которую производитель зовёт кроссовером, беспомощно буксовать в безобидных ситуациях.

Безотносительно трансмиссий приподнятый Cross, подорожавший на сто тысяч по сравнению с базовым хэтчбеком, принят тепло: на него приходится 34% продаж. И доля растёт. Но всё же 2019 год складывается не слишком успешно для всего семейства Xray. Оно хоть и занимает 17 место на рынке, но за девять месяцев продажи просели на 18% по сравнению с аналогичным периодом 2018-го. И это притом что за счёт других моделей АвтоВАЗ поднял реализацию автомобилей на два процента.

Вариаторной звездой АвтоВАЗа, скорее всего, станет не Xray, а недавно показанная Веста с этим же силовым агрегатом. Но и продажи хэтчбека должны взбодриться, ведь вариатор открывает для Иксрея как минимум одну новую нишу — каршеринг. Да и женской аудитории двухпедальный Cross милее. Кроссовер до миллиона рублей, пусть и переднеприводный, с более понятной, чем «робот», автоматической трансмиссией, для многих выглядит потребительской мечтой.

Двухпедальный Кросс: Наш тест-драйв LADA XRAY Cross с «вариатором»

Мы уже тестировали Ладу XRAY Cross, и обнаружили, что это улучшенный почти по всем параметрам автомобиль, в отличие от обычного Иксрея. Было проделано немало работы, чтобы кардинально повысить потребительские свойства автомобиля. И, по сути, ему не хватало только нормальной, современной автоматической коробки передач, поскольку, альтернативой «механике» служил лишь ущербный «робот». А теперь такая трансмиссия появилась, правда, это не «автомат», а вариатор. И вот, мы взяли вариаторный XRAY Cross на тест, чтобы оценить его потенциал.

Изменения к лучшему во внешности и в интерьере были оценены еще при прошлой встрече. Накладки из черного пластика по нижнему периметру кузова и увеличенный клиренс здорово преобразили автомобиль и улучшили его функциональные качества.

Салон с оранжевыми вставками в отделке выглядит интереснее стандартного. Передние кресла – хороши, но валики боковой поддержки, особенно на спинке, расставлены широковато. Очень радует конструкция пассажирского кресла. Его спинка складывается в горизонтальное положение для увеличения вместимости и перевозки длинномеров свыше 2,5 м. А общий объем пространства для багажа при всех сложенных сиденьях, кроме водительского, составляет 1514 л! XRAY Cross – по-прежнему, единственный отечественный автомобиль, обладающий такой функцией. Если рассматривать Иксрей, как автомобиль для российских направлений, то это очень нужная опция, в машине можно запросто переночевать во вполне комфортных условиях.

Читайте также:  Масло для двигателя 5w30 германия

За это время в интерьере успел появиться обновленный приборный блок с оранжевой подложкой шкал. Стало наряднее, но, на мой взгляд, приборы без подложки читались лучше.

Привилегия топ-версии Luxe Prestige, а у нас на тесте именно такая комплектация, — более совершенная медиасистема с функциями Apple CarPlay, Android Auto и более эффективным микрофоном голосового управления. Монитор – с более высоким разрешением и возможностью реакции сразу на несколько прикосновений – multitouch. Работает все это вполне нормально. Но, если честно, я уделил ей не много внимания, а предпочел поскорее отправиться в путь. Нас ждали сегодня, кроме «шоссеек», интересные лесные и полевые дороги…

Но что это, шайба системы Ride Select в этой машине отсутствует? Действительно, в сочетании с вариатором ее больше нет, ну и Бог с ней, тем более, что в реальности, толку от нее все равно никакого. Достаточно того, что есть кнопка отключения системы стабилизации, система помощи при трогании на подъеме и электронная имитация блокировки дифференциала.

В комплекте с вариатором водитель получает теперь и другой двигатель, вместо 122-сильного агрегата 1,8 л, вариаторный XRAY комплектуется мотором Renault H4M объемом 1,6 л. Этот двигатель уже был в гамме Иксрея поначалу, а затем был упразднен. И теперь вновь возвращается на всех версиях с вариатором. В обновленном виде он увеличил мощность со 110 до 113 л.с. и на пару Нм возрос крутящий момент.

Вариатор Jatco тоже хорошо известен, он устанавливается на автомобили Renault Kaptur и логановское семейство Stepway. Точно такой же селектор в салоне и диапазон передаточных отношений от 3,873 до 0,532, и главная пара 3,882:1. Эта трансмиссия, на самом деле, не простая, она совмещает в себе достоинства вариатора и обычного «автомата». Перед клиноременной передачей установлен небольшой 2-ступенчатый гидротрансформаторный «автомат», призванный, с одной стороны, улучшить экономичность за счет повышающей передачи, а с другой стороны, скорректировать характеристики вариатора на бездорожье за счет гидротрансформатора.

Тандем двигатель – трансмиссия не преподнес никаких сюрпризов, адекватная работа во всех режимах. Ожидаемо вялый разгон на начальном этапе, а далее – получше. В целом, нормальное ускорение и отклик на педаль газа. Внятное усилие на руле, энергоемкая подвеска. Правда, показалось, что она, все же, жестковата, особенно это заметно на неважном асфальте, слишком подробно повторяет профиль дороги, собирая мелочевку и транслируя ее водителю. Думаю, что и здесь большие колеса виноваты, ни к чему они этому автомобилю.

Зато порадовала улучшенная шумоизоляция. В этом заслуга целого пакета новых шумоизоляционных материалов. Основной эффект дают ворсистые подкрылки колесных арок, а также дополнительные маты пола и моторного щита. Постоянного резонансного гула, досаждавшего на обычном Иксрее, как небывало. И улучшенная топливная экономичность, похоже, не только на бумаге. Точных замеров мы не проводили, но за полдня езды по шоссейным и грунтовым дорогам показатель топливомера опустился лишь на одно деление. Во всяком случае, и по характеристикам вариаторный XRAY Cross экономичнее аналога с «механикой».

В общем, на сегодняшний день, вариаторный XRAY Cross — лучший и самый адекватный в движении двухпедальный автомобиль марки Лада. Поскольку, даже после модернизации «робот» АМТ работает не так гладко и предсказуемо.

Читайте также:  Сканер для диагностики автомобиля газ 31105 406 двигатель

А как XRAY Cross едет по бездорожью или, хотя бы, по грунтовкам? Практически не хуже, чем любой легковой автомобиль Лада. Рассчитывать на что-то большее не позволяют красивый передний бампер, выступающий далеко вперед своей нижней «губой», и… колеса.

Ехать меж колеи удается только посуху. Стравливать давление в шинах бесполезно, они и так низкопрофильные. А без этого податливости никакой и держака в поперечном направлении тоже. На малейшей грязи протектор тут же замыливается и колеса соскальзывают в колею или в ямку, где остается уповать только на клиренс. И тут в дело вмешивается бульдозерный выступ переднего бампера. Словом, и бездорожья-то особого нет, а до места назначения по лесной дорожке я не доехал, поберег машину. Пришлось разворачиваться и двигаться в объезд по сухой и более ровной полевой грунтовке.

Как ведет себя вариатор? Неплохо, вполне адекватно… Позволяет и побуксовать и тягу необходимую обеспечивает. Даже «диагоналочку» легкую машина преодолевает. Замечен лишь один нюанс: если на асфальте отпускаешь педаль тормоза, машина начинает катиться и это правильно. А на бездорожье или грунтовке отпускаешь педаль тормоза – машина стоит, малейшая ямка, бугорок или даже высокая трава не позволяют ей катиться. Чтобы поехать необходимо продавить газ. И тут получается рывок, зачастую неприятный и вредный на бездорожье.

Так что, в качестве замены своей Калине, как легкового автомобиля для российских направлений, XRAY Cross я рассматривал бы только в том случае, если установить на него скошенный передний бампер и другие колеса, не 17-дюймовые и, пожалуй, даже не 16-ти. Думаю, 15-дюймовые в самый раз будут. Профиль и комфорт повыше, также как проходимость и живучесть в тяжелых условиях эксплуатации. И цена заметно ниже. Что касается скошенного переднего бампера, то это могли бы сделать на заводе сразу, раз они позиционируют XRAY, как кроссовер. Тем более, что выступающий спойлер несет лишь декоративную функцию. Тогда и проходимость значительно улучшилась бы вслед за увеличением угла въезда.

Да и цена вопроса настораживает. Машина в топ-комплектации, такая, как на тесте, стоит без малого миллион! Точнее, 967 тысяч рублей. А стартуют цены на вариаторный XRAY Cross от 842 тысяч за версию Classic Optima. Складная спинка переднего пассажирского сиденья и многие привлекательные опции идут начиная с комплектации Comfort за 885 тысяч. В целом, получается, что XRAY Cross с вариатором на 50-53 тысячи дороже аналога с мотором 1,8 л на «механике». На самом деле, при нынешнем уровне цен, я склонен удовлетвориться обычным универсалом из семейства Гранта, ведь он вдвое дешевле того Иксрея, на котором я нынче поездил! Вот он реальный легковой автомобиль для российских направлений…

Технические характеристики Лада XRAY Cross (Данные производителя)

  • Кузов — 5-дверный, несущий, стальной
  • Число мест — 5
  • Габариты, мм
  • Длина — 4171
  • Ширина — 1810
  • Высота — 1645
  • База — 2592
  • Клиренс – 215
  • Снаряженная масса, кг — 1295
  • Полная масса, кг — 1650
  • Объем багажника, л — 361-1207-1514
  • Двигатель – бензиновый
  • Число и расположение цилиндров — 4, в ряд
  • Объем, л — 1,6
  • Мощность — 113 л.с. при 5500 об/мин
  • Крутящий момент — 152 Нм при 4000 об/мин
  • КПП — вариатор
  • Привод — передний
  • Передняя подвеска — независимая, пружинная, McPherson
  • Задняя подвеска — полузависимая, пружинная
  • Максимальная скорость, км/ч — 162
  • Время разгона от 0 до 100 км/ч, с — 12,3
  • Расход топлива на 100 км, л
  • Городской цикл — 9,4
  • Загородный цикл — 6,0
  • Смешанный цикл — 7,1
  • Топливо – бензин АИ-92-95
  • Шины – 215/50 R17

Фотографии с тест-драйва обновленного LADA XRAY Cross с «вариатором» в Казани

Автомобиль для тест-драйва предоставлен автосалоном «КАН АВТО».

Оцените статью