Тест-драйв Лада Гранта с АМТ
Тест экспериментального образца Lada Granta с роботизированной трансмиссией (АМТ). Такая коробка передач уже стала привычной на серийных моделях «Приоры», но «Лада Гранта» получила ее лишь недавно. Начало продаж планируется в феврале.
Каково устройство «робота», являющегося автоматизированной механической трансмиссией (АМТ)? В чем АМТ можно отдать предпочтение в сравнении с обычным «автоматом»? Что поменялось в данном узле при переносе его на «Гранта» от “Приора”? Что послужило причиной того, что для Lada Vesta выбрана именно АМТ? Какие модели в дальнейшем планируется ею оснастить? Вопросов накопилось много. Встреча с руководителем проекта новой трансмиссии на АВТОВАЗе Владимиром Петуниным, помогла найти ответы на все эти вопросы.
Перед встречей посчастливилось проехать на одной из предсерийных “Грант” с роботизированной трансмиссией, которые недавно прошли испытания.
Впечатления от поездки подобны тем, что остались от тест-драйва «роботизированной» “Приоры”. Однако появились и новые краски. Причина здесь, скорее всего, в том, что у “Гранты” более современное шасси. И новая платформа смогла раскрыть полностью все те достоинства новой коробки передач, которые не были так заметны в предыдущей модели.
В целом, для всех потенциальных владельцев Lada Granta c роботизированной трансмиссией будет источником положительных эмоций. Бывший приверженец «механической» Lada Priora без всяких сомнений предпочтет «роботизированный» ее вариант. То же можно сказать и о водителях, ездивших на автомобилях с шасси Granta или Kalina, на которые в последние несколько лет ставятся японские автоматические коробки передач фирмы Jatco.
Оказавшись за рулем «роботизированной» Lada Granta водитель «Калины» с автоматической трансмиссией чувствует себя как дома. Он видит знакомую приличного уровня эргономику, привычные приборы, похожие особенности езды. Как и Lada Kalina, машина едет собранно, без претензий к подвеске, рулю и тормозам, хотя и без особого блеска. «Гранта» в сравнении с “Приорой”, которая тестировалась до этого, достойна одних лишь похвал.
Появились и новшества. Над основным окошком бортового компьютера в промежутке между тахометром и спидометром появилось новое окошко. Оно служит для индикации температуры двигателя. Главный экран приборной панели уменьшился, а размещавшийся на нем ранее навигатор, использовавший карты Navitel, переместился теперь на дисплей мультимедийного комплекса. Такое расположение выглядит более логичным. Данная конфигурация приборной панели скоро начнет выпускаться серийно.
Изменения претерпел и селектор коробки передач. Его рукоятка основание приближены к приоровским, поэтому размещаются немного выше, чем рычаг механической коробки передач на «Гранте». Область, где соединяется тоннель пола и основание селектора, прикрыто кожухом из дерматина. Это временное решение, пригодное лишь для испытательного образца. В серийном варианте ожидается более изящное техническое решение.
Правда, нашим исследованиям новинки эта временная неувязка не помешает. Внутренняя начинка машин, взаимодействие с водителем — идентичны серийным. Для завода автомобиля, селектору нужно придать нейтральное положение и нажать на педаль тормоза. Чтобы мотор заглох, достаточно простого поворота ключа в замке зажигания. В состоянии ожидания машина может оставаться «на передаче». Заводим, переводим селектор в автоматический режим — положение «А» и едем, слегка коснувшись педали газа.
Отличия АМТ от других видов коробок передач
К сожалению, отсутствует режим «преднатяга», имеющийся в обычных АКПП, когда машина начинает двигаться с холостых оборотов. Нет возможности преодолевать небольшие подъемы, отпустив педаль газа — машина с роботизированной трансмиссией должна в таких ситуациях вставать на «ручник» или поддавать газу. В ходе разработки трансмиссии изучались зарубежные аналоги, оснащенные противооткатным режимом. В итоге решили эту возможность в свою роботизированную трансмиссию не включать, так как электроника замечает лишь крутой подъем, а маленькая горка для отвлекшегося на миг водителя может вызвать откат назад и в городских условиях стать причиной аварии. Ту же самую опасность несет отпущенный тормоз на машине, оснащенной классическим АКПП с включенным «драйвом».
В первое время роботизированная трансмиссия требует привыкания и контроля водителя за своими действиями. Особенно внимательными нужно быть в городских условиях, требующих частого выполнения непростых операций: заводиться, делать разворот, глушить мотор, парковаться. Зато, все требуемые действия интуитивно понятны и логичны, поэтому привыкание к новинке происходит очень быстро. К слову сказать, в том, чтобы к ним приспособиться, нуждаются как вариаторы, так и обычные “автоматы”. К обычной механике новичку привыкать намного сложнее.
Несомненным достоинством роботизированной версии устройства является полное исключение ошибок и поломок, обусловленных субъективными факторами. При этом неправильную передачу, к примеру, заднюю во время движения вперед, в такой коробке передач включить не получится. Вдобавок, «робот» дает возможность контролировать температурный режим в коробке передач. Специальная лампа сигнализирует о критическом перегреве. Такой возможности нет ни в механической, ни в автоматической трансмиссиях.
Пользователям автоматических коробок передач заметны моменты, когда переключаются передачи в АМТ. Ведь в японской автоматической коробке Jatco переключение скоростей происходит очень плавно без явных разрывов мощности, а «роботу» нужно небольшое время для переключения скорости. АМТ — относительно простая конструкция: в классической вазовской коробке передач переключением управляют два актуатора ZF — электрические исполнительные механизмы немецкого производства. Один из них помогает водителю выжать сцепление, а второй несет ответственность за включение конкретной передачи.
При переносе АМТ на «Гранту» с Lada Priora были изменены настройки блока управления и произведена его перекомпоновка. Теперь блок-контроллер располагается в районе левой фары под бампером. Это сделано для улучшения его защиты и обеспечения функционирования при любой погоде.
Если быстродействие режима «А» кажется недостаточным, то в режиме «М» (ручном) скорость вполне приличная. Переключение передач в этом режиме происходит так быстро, как это получается у опытного водителя на обычной механической коробке передач. Не случайно АМТ называют «две в одной» — полновесный “автомат” плюс возможность переключения в ручном режиме.
Машине в общем подвластны и ускорения для обгона медленного транспорта и драйверские разгоны. С другой стороны они способны двигаться плавно, не беспокоя пассажиров. А автомобиль забуксовал, включается специальный алгоритм: если скорость меньше 5 км/ч, на тормоз нажимать не нужно.
Но основное достоинство АМТ — уменьшенный расход топлива. Этот показатель перевешивает все разговоры о том, что «робот» специфичен по сравнению с «автоматом».
Затраты топлива с АМТ:
- Тест-драйв по городу — 8,1 л/100 км;
- рабочий режим по трассе — 5,1 л/100 км;
- рабочий режим по городу — 6,5 л/100 км;
- “автомат” Lada – больше 10 л/100 км.
Проект АМТ — выстраданное и любимое детище команды “АвтоВАЗа”. Исследования по поиску альтернативы «механике» идут уже давно. Было испытано много своих образцов: вариаторами, классические «автоматы», «роботы». Был проанализирован и вариант использования иностранной АМТ.
Российский продукт одержал победу – президент АвтоВАЗа дал добро на внедрение вазовской роботизированной коробки с актуаторами ZF.
Успех реализации проектов Lada Priora в 2014 году и Lada Granta в 2015 году, оснащенных АМТ, дает надежду на успешное внедрение новой трансмиссии в комплекте с 8-клапанным и 16-клапанным вазовскими моторами. Это позволит оснастить автоматизированной механической трансмиссией другие более поздние модели АвтоВАЗа: Lada Vesta и «паркетник» Lada XRAY. Новые модели Lada имеют другую архитектуру и требуют перехода на экологические нормативы «Евро-6». Для этой цели новый вариант трансмиссии будет изменен, но по технологии конструктивные особенности и сервис сохранятся.
Предсерийные испытания
Однако сейчас на повестке дня стоит оборудованная автоматизированной механической трансмиссией Granta, в феврале начинаются ее продажи. Чтобы подойти к этой дате во всеоружии, был проведен целый ряд испытаний. Один из предсерийных автомобилей тотчас же поехал в Германию, чтобы партнеры АвтоВАЗа из ZF со своей стороны могли провести свои собственные тесты и разрешить запуск в автомобиля в серию.
Начиная с платформы Priora, автомобили подверглись огромному количеству испытаний в различных климатических поясах и по самым различным программам. Испытания проходили в горах Альпах и на Алтае при участии партнеров из Германии, при низких температурах, доходивших до -55°C, на Крайнем Севере в Сургуте. С успехом прошли тесты скорости на полигоне Porsche при влажности почти 100-процентов и при температурах превышающих +30°C. За этими испытаниями последовали ускоренные дорожные испытания на пробег 80000 км и 100000 км. Возникающие в процессе испытаний сложности были решены в рабочем порядке, быстро и профессионально.
Новая коробка передач является продуктом российского инжиниринга, так как груз решения большей части проблем лег именно на вазовские плечи. Инженеры из России продемонстрировали, что их уровень не уступает качеству инженеров в лучших европейских фирмах.
В целом, конструкция новой коробки состоит из российских деталей на 80%, а это о многом говорит.
Еще в период совместной с немцами работы над адаптацией коробки для «Приоры» именно вазовским инженерам удалось быстро добиться плавности переключения, чего в других компаниях не могут добиться достаточно долго. Трудно в зарубежных коробках и с быстрым включением – ресурс трансмиссии недостаточен.
Важным достоинством вазовской АМТ является способность системы подстраиваться под стиль вождения водителя — возможна езда как спокойная, так и агрессивная. Что еще выгодно отличает коробку от традиционной АКПП: при -40°C на улице коробка дает возможность начать движение сразу же, как только запущен мотор. Но экономия топлива, конечно, самый главный плюс.
Впечатляющий результат хорошей работы
В итоге можно прийти к выводу, что вазовцам удалось создать хороший «робот». Особенно впечатляет то, что в проект изначально заложена унификация, позволяющая быстро адаптировать конструкцию к ряду моделей. Новый продукт АвтоВАЗа нисколько не уступает аналогам. Из того, что известно, ни в одном агрегате с «роботом» нет такой эластичной и плавной работы силового блока.
Поэтому, «традиционный» «автомат» Jatco вытеснен новинкой. Это произошло потому, что вазовский «робот» и правда очень неплох и способен удовлетворить запросы самых взыскательных водителей. Но и партнерство с японцами продолжается, ведь нужно дать потенциальным покупателям максимальный выбор.
На сегодняшний день машины, оснащенные АКПП и АМТ, практически не отличаются по цене. Но грядет повышение цен на пока недорогие “автоматы” японского производства. Ведь АКПП завозится из Японии в комплекте с охлаждающей системой и требуют японских колесных приводов. У АМТ же все разработано на АвтоВАЗе. Исключение составляют только актуаторы, блок управления и селекторы. Разница в цене механической коробкой и «роботом» всего лишь 20000 рублей. Jatco, даже без учета приводов и охлаждения, обходится дороже “робота” более чем в два раза.
И ничего, что некоторые особенности АМТ требуют от любителей «автоматов» времени на привыкание. Возможность полуторакратной экономии топлива говорит сама за себя.
Тест-драйв Lada Granta Cross на «роботе»: испытания трассой M5 и деревенской грязью
Иногда сложно взять на себя роль адвоката, потому что заранее знаешь: дело будет проиграно. Но то ли азарт, то ли долг и дело чести, — и ты берёшься. Сначала скучно: все сценарии заранее известны и отличаются только деталями, как хорошие ремейки. Но по мере погружения что-то щёлкает внутри, и знакомый с рождения «бармен» подсовывает тебе странный коктейль из симпатии, сопереживания и надежды… Вот и с этой Lada Granta Cross не могло быть иначе.
Как выглядит
Составить представление о внешнем виде Гранты Кросс уже смог каждый. Это та же Kalina Cross, которой после рестайлинга летом 2018 года пришлось объединиться с семейством Гранты, образовав могучий клан с лучшими результатами продаж, сохраняющимися на протяжении уже многих месяцев. Если хотите краткого резюме, то Lada Granta Cross выглядит просто здорово.
Что внутри
В салоне после тех же Rio, Solaris и Vesta ожидаемо тесно. Только когда садишься в Гранту это как-то особенно остро ощущается. Возможно, потому что ждёшь от этого автомобиля чуть больше. И этому у меня есть объяснение: когда у Лады не было Весты, в конкуренты «корейцам» и Renault Logan записывали Гранту. Видимо, на подсознательном уровне срабатывает эффект ожидания.
Обивка выполнена в тон цвета кузова. И серая выглядит не так навязчиво, как кричащая оранжевая
Сиденья на удивление удобны, подушка под бедром – в самый раз, руль настраивается по высоте, есть зимний пакет, включающий в себя подогрев лобового стекла, передних кресел, наружных зеркал, которые, кстати, настраиваются при помощи электрического привода, и здесь всего две педали, потому что в паре со 106-сильным вазовским мотором работает автоматизированная механическая трансмиссия (АМТ). Против клички «робот», напомним, инженеры Lada протестуют.
Как едет Гранта Кросс на «роботе»
Садясь за руль автомобиля – любого автомобиля, который взят на тест, –следует отодвинуть подальше всякий скепсис и багаж стереотипов. Но… это же Lada! Дело не в том, что есть тезаурус, сложившийся за годы работы, –нет, в этом случае всё сложнее, это где-то на ментальном уровне. Поэтому сложно поверить, что «жигули» могут быть нормальными. Уж если «робот» у Фольксвагена ломающийся, то куда уж нашим! Тем более, что в видео на Ютьюбе какой-нибудь «Андрей Автоманьяк» заявил, что «алгоритм работы тупой»…
Но вот что я думаю: невозможно понять автомобиль, взяв его всего на три часа. С ним нужно сродниться, срастись и уже тогда делать какие-то выводы. Благо, Lada Granta Cross была выдана мне на несколько дней, как раз перед запланированной на выходные поездкой из Тольятти в Башкортостан. Перед дальней дорогой вечером опробовал по городу. Точнее, освежил воспоминания: авто успел потестить ещё летом 2019-го в Адыгее, вместе с вазовскими инженерами и пиарщиками. И это кайф: автомобиль с двумя педалями в условиях пусть даже небольших, но пробок. Стартует плавно, главное, с дуру не давить на газ, и тогда поедет мягко и комфортно. Если же по обыкновению нажать на газ резко и до упора, например, въезжая на кольцо, то АМТ может попросту не сообразить, чего от неё хотят и какой алгоритм работы будет наилучшим.
На трассе АМТ Lada Granta Cross показала себя неплохо. Порой, правда, автомобиль напоминал мне моего деда, который после ИЖ Комби купил себе «четвёрку». У Комби четыре передачи, а у вазовского универсала – пять. Но дед упорно игнорировал пятую передачу, мотор действительно ревел, когда скорость подходила ближе к 100 км/ч. Ну а что вы хотите, сила привычки: почти 20 лет за баранкой ИЖа.
Не всегда АМТ понимала меня, а я – её, и получалась не езда, а какой-то спор с упёртым подростком: ты знаешь, как лучше, но он уверен, что правда на его стороне. Например, двигаешься по прямой на скорости 95-100 км/ч, а на табло борткомпьютера указана 4-я передача. (Дедуля, привет!) Не сказать, что это как-то особенно доставляло дискомфорт, но виброакустика страдала точно. Только, как оказалось, во всём виноват совсем не «робот».
После трёхсот километров за рулём Lada Granta Cross в таком режиме мне вдруг вспомнились слова отца: «Машина не любит резких движений, всё нужно делать плавно». И в этот момент, уже привычно летя на четвёртой «крейсерской» скорости, чуть отпустил педаль газа… Коробка передач включила пятую. Чудеса!
На Lada Granta Cross установлен «робот» версии 2.0, которую, кроме чёткости алгоритмов работы и более плавного переключения, отличает наличие режима Sport. Клавиша активации и выключения находится на центральной консоли, и оперировать ею можно во время движения. В руководстве по эксплуатации сказано, что режим Sport предназначен для динамичной езды и более интенсивного сгорания топлива. Разница в динамике действительно есть: двигатель быстрее набирает обороты, а АМТ переключает передачи позднее. Собственно, здесь и не нужно объяснять, почему вазовцы предупреждают о повышенном расходе топлива. За всё время поездки я побаловался «Спортом» всего несколько раз и бросил это дело.
О минусах
Что хочется записать в минусы «робота» на семействе Гранта, так это слишком заметное переключение передач. Поначалу я вообще «кивал» и вспоминал про знаменитый «жигулёвский поклон», думая, что такое поведение трансмиссии – дань традиции. Однако в процессе освоения «кивки» становятся минимальными, а со временем их вообще не замечаешь, и не только потому, что привык, а потому, что научился правильно распределять усилия нажатия на педаль газа.
Что касается привычки, то пересядьте после машины с АМТ в автомобиль на «механике» и обратите внимание на то, как ведёте себя вы и как отзываются на это агрегаты: в момент отжатия сцепления есть точно такой же провал в оборотах, а после включения нужной передачи и нажатия на газ – еле заметный «кивок». Просто вы этого уже можете и не замечать, потому что работают автоматические актуаторы и приводы, а вы сами задействованы в процессе.
На тест-драйв автомобиль был выдан на летней резине. Асфальт сухой, но обочина ещё оставалась сырой. Съехал с трассы и забуксовал. Напомню, друзья: на Гранте Кросс, но на роботе и на резине с дождевым протектором. Враскачку двинуться с места никак не получалось, пришлось звать на помощь и выталкивать машину. Мануальный режим переключения передач не помогал: попытки тронуться со второй успехом не увенчались – АМТ самостоятельно скидывала на первую, видимо, руководствуясь третьим законом робототехники о собственной безопасности.
Дорожный просвет Lada Granta Cross — 198 мм
«Веселье» продолжилось на следующее утро, когда предстояло отъезжать от частного дома с того места, где летом обычно разбита лужайка. К сырой земле с прошлогодней травой добавился небольшой снежный покров, который снова заставил заняться толкательными упражнениями и последующей внеплановой стиркой куртки и штанов.
Это второй недостаток «робота». Но допускаю, что дело в слишком гладкой резине, слишком буквальном отношении к приставке «кросс» и/или отсутствии опыта и понимания, как действовать в таких ситуациях.
Финиш
Как вы могли догадаться, съезжать с асфальта на полянку не было никакого желания. Тем более, что российская весна превращает любую дорогу в отличнейший испытательный полигон для оценки работы подвески и достаточности клиренса.
Пара дней за рулём автомобиля с АМТ сделали своё дело: пересев за руль Kia Rio X-Line на «механике», я несколько раз наивно ставил левую ногу на подножку, ища правой широкую платформу тормоза. Значит, не всё так плохо.
Почему у Granta Cross нет версии с классическим «автоматом», как у остальных представителей семейства? Всё просто: автоматическая КП «съедает» дорожный просвет, который является одним из главных козырей Cross-версий. К тому же, версии с японской Jatco стоят на 30 тысяч рублей больше, чем с АМТ, а в сегменте Lada Granta это всё-таки деньги.
Проехав по ухабам родной деревни, могу уверенно говорить о мягкости хода Lada Granta Cross. Очевидно, что маркетологи рассчитывали на людей, проживающих в посёлках, которым нужен универсал с увеличенным клиренсом. Наличие комплектаций с двумя педалями – это очень здорово, потому что кому-то это точно поможет оставаться на колёсах, несмотря на ограничение физических возможностей. И за это, Lada, искреннее спасибо!