Турбодизельный Hover H5: тест на Кольском полуострове
DSC_2831
Турбодизельный Hover H5 едва начал продаваться в России, но интерес к нему по понятным причинам велик. Под капотом — развивающий 150 л.с. и 300 Нм двухлитровый мотор с турбиной изменяемой геометрии. Единственная коробка передач, доступная пока для дизельных машин — пятиступенчатый автомат (по предварительной информации, механическая КПП будет доступна в обозримом будущем). Возможность подключить переднюю ось, сделав машину строго полноприводной, сохранена — а вот понижающей передачи у дизельного Н5 нет (в отличие от версий с бензиновыми двигателями). При этом единственную комплектацию нельзя не назвать богатой: кожаный салон, электропривод водительского сиденья и подогрев передних, климат-контроль и продвинутая мультимедийная система (с USB-портом и технологией Bluetooth), управлять которой можно кнопками на многофункциональном руле… Одним словом, нет повода не отправиться в путешествие.
DSC_2594
У федеральной трассы М18 по традиции есть официальное имя собственное — «Кола». Питерские и московские автомобилисты называют эту дорогу «мурманкой», а в Карелии она то «мурманская», то «питерская» — в зависимости от того, в каком направлении ехать. И почти никто не вспоминает о поселке Борисоглебский, находящемся на самом краю Мурманской области, у границы с Норвегией. А ведь официально М18 заканчивается именно там. Причем двухсоткилометровый участок от Мурманска до границы на карте может выглядеть странным и ненужным «отростком»- но по качеству покрытия это сейчас чуть ли не лучший отрезок всей «восемнадцатой» трассы.
DSC_2616
Начинается он главной мурманской транспортной достопримечательностью — новым (открытым пять лет назад) мостом через Кольский залив. При длине в два с половиной километра этот мост некоторое время был самым длинным из расположенных за Полярным кругом. Впрочем, жители Мурманска ценят мост не из-за рекорда, а потому что на другой берег залива можно добраться, минуя старый, узкий и находящийся в плачевном состоянии мост в городе Кола (по пути к которому надо было еще и делать крюк в несколько километров). Тем более что такой возможности автомобилисты ждали двенадцать лет — так надолго затянулось строительство.
DSC_2996
С крупномасштабным ремонтом участка М18 между Мурманском и погранпереходом Борисоглебский/Стуркскуг справились гораздо быстрее — за два года. Теперь эти двести километров можно без особых приключений и проблем преодолеть даже на суперкаре вроде Porsche 911. На большей части отрезка нет не только швов или ям — но даже «ветвистых» продольных трещин, которые появляются на дороге первыми и являются самыми безобидными из неровностей. При этом на дороге почти нет фур, «стреляющие в спину» стационарные камеры обозначены специальными предупреждающими знаками, а встречающиеся по пути посты и бело-синие автомобили с мигалками принадлежат, как правило, не ГИБДД, а ВАИ — военной автоинспекции, которую гражданские водители не интересуют. Добавьте живописные северные пейзажи вокруг — и дорогу, которая плавными поворотами то поднимается на невысокие холмы, то спускается с них в долины, можно смело причислять к одной из лучших в России.
DSC_2714
Дизельный Hover H5 с автоматом хорош: не раскачивается и не пугает сильными кренами в поворотах, позволяя держать достаточно высокую скорость, не утомляет шумами — и на внешне «плоских» сиденьях водитель чувствует себя неожиданно удобно. С точки зрения эргономики все под рукой, а большие зеркала обеспечивают хорошую обзорность — одним словом, на дальних перегонах Н5 вряд ли утомит своих ездоков. Пожалуй, максимальное удовольствие от дизельной версии получат те, кто не спешит и активной езде с рискованными обгонами предпочитает равномерное движение с безопасной скоростью. Настройки мотора и автомата как-то не располагают лишний раз трогать педаль газа. К примеру, плавно ускориться при движении на скорости 60–80 км/ч как-то не получается: нажимаешь на педаль нежно — ожидаемого плавного ускорения не дождаться, прожимаешь до конца — с толчком (и приличной задержкой) коробка переключается вниз, а ускорение получается неожиданно резким.
DSC_2868
Одна из знаковых точек на Кольском — мыс Немецкий на полуострове Рыбачий. Статус крайней северной точки Европейской части России привлекает сюда желающих «отметиться» на краю земли или оказаться в «мертвой зоне», где не ловят мобильные телефоны. Впрочем, дело не только в удаленности от цивилизации — но и в потрясающих пейзажах, которые сопровождают путешественников на всем пути от съезда с М18 в районе моста через реку Титовку. Самые живописные виды открываются, когда дорога перед въездом на полуостров Средний переваливает через хребет Муста-Тунтури: тундра со мхом фантастических оттенков, скальные выходы и разбросанные повсюду отдельные каменные глыбы, а на заднем плане — далеко просматривающиеся заливы и бухты Баренцева моря. Причем до всей этой красоты можно добраться и на легковой машине: из-за множества рытвин и промоин на грунтовой дороге скорость движения будет невысокой, а удовольствие от езды — сомнительным, но все-таки это отрезок пути вполне проходим. А вот на самом полуострове Рыбачий даже в самый сухой сезон приходится преодолевать броды, поэтому туда открыта дорога только машинам с приличным дорожным просветом.
DSC_2646
На грунтовке Н5 оказывается в своей стихии: подвеска работает более чем достойно, обеспечивая водителю и пассажирам достаточнй уровень комфорта. Если, петляя между рытвин и промоин, неудачно въехать в одну из них — уверенно самортизирует удар и на пробой сработает только в самых исключительных случаях.
Единственный «заусенец» — уже упоминавшаяся проблема с плавным набором скорости. Увидев ровный участок, нажимаешь на газ — но пока коробка переключится на передачу вниз, пока мотор наберет обороты, впереди уже новая рытвина. И тормозить перед ней иногда приходится от души, так как разгон получился чересчур стремительным. Можно перейти в ручной режим, в котором езда получается более комфортной, но тут сказывается уже характер собственно мотора. Он «живет» в достаточно узком диапазоне между 2 000 и 4 000 оборотов, где удержать стрелку тахометра при езде по грунтовке получается далеко не всегда. Если в автоматическом режиме ждешь, пока среагирует коробка, в ручном — с тоской смотришь на стрелку, которая как-то совсем не спеша ползет вверх от отметки в 1 500 оборотов.
Зато руль, который при движении по асфальту кому-то может показаться чересчур легким, теперь кажется идеальным: будь он тяжелее, езда по разбитой грунтовке выматывала бы гораздо сильнее — а с этими настройками не устаешь даже после пары-тройки часов безостановочного движения по ухабам. Встречающиеся на пути броды Hover Н5 преодолевает весьма уверенно, не проявляя после выхода на сухую землю признаков каких-либо недомоганий.
DSC_2717
Подводя итог, можно сказать, что управляемость и комфорт Hover Н5 позволяют рекомендовать его для дальних поездок и многочасовых переездов. А если при этом путешественникам чужда спешка, и они предпочитают наслаждаться окружающими пейзажами, а не догонять и обгонять всех встретившихся им на дороге, то Hover H5 — весьма достойный претендент на роль компаньона в путешествии.
Кольский полуостров
Как превратить кроссовер в драккар, добраться до долины Троллей, пересекая перевалы и реки вброд, и найти молот Тора. Рассказываю о тест-драйве Volvo XC90, на Кольском полуострове.
«Мне холодно», — я, поеживаясь, нажала на кнопку голосового помощника на руле обновленного кроссовера Volvo XC90. Автомобиль въезжал в такой густой туман, что дыхание северной природы было наглядно видно и чувствовалось нутром.
«Я сделала потеплее на один градус», — немедленно ответил помощник женским голосом со шведским акцентом, чеканя каждое слово. Мой автомобиль несся по трассе с приличной скоростью из Мурманска, в сторону КПП Титовка, откуда начиналось знатное бездорожье — с бродами, обрывами, перевалом и невероятными ландшафтами, которые идеально подходили для испытания единственного внедорожника, сделанного в северных широтах. Наша экспедиция называлась «В поисках силы Тора», — могучего и сильного скандинавского бога.
За три дня нам предстояло отыскать его молот, тот самый, что вдохновил шведских дизайнеров пять лет назад добавить ставший уже культовым элемент на переднюю фару всего модельного ряда Volvo. Обновленному XC 90 «молот Тора» оставили, поменяли решетки радиатора, теперь их три, увеличили вдвое количество дисков на выбор, добавили отделку салона из шерсти и разнообразие цветов кузова — стало больше серых скандинавских оттенков. Апгрейд исключительно стилистический, словно внедорожник XC90 отправили в знатный барбершоп, сделали новую форму бороды и посоветовали купить модные кроссовки. На таких мы и отправились на тест-драйв по Кольскому полуострову в поиски молота, именных «дракCarох». Я ехала на «Фрейре», внедорожнике названном в честь бога плодородия и лета с пневматической подвеской и максимальной комплектацией из возможных.
Лето за Полярным Кругом проверяет на терпимость — обдувает сильными ветрами, морозит белыми ночами, даже под одеялом. Но в машине мне уже было тепло. Я чувствовала присутствие иного разума, мой ассистент, словно второй пилот следил за дорогой и держался разметки. Так работает в Volvo XС 90 система Pilot Assistant. Под правой рукой еще и «колесо всевластия», цилиндр из сверкающего шведского хрусталя для переключения трех режимов езды. Off Road я включила сразу, как только наша команда свернула с трассы Мурманск — Киркенес и попала на каменистую дорогу, петлявшую вдоль реки Титовка в сторону полуострова Средний. Подвеска увеличила клиренс и бездорожье на краю земли уже не показалось столь непроходимым.
Пейзажи вокруг не сказать, чтобы инопланетные, вполне себе земные. Камни всевозможных размеров, пережившие ледниковый период, разбросанные по всему полуострову, чуть тронувшаяся осенью арктическая тундра, тяжелая повеса тумана. Уголок далекой меланхолии, местечко, где надо обдумать жизнь оставить в прошлом, «свой ледниковый период» и стать таким же непоколебимым как все эти камни.
Когда порывы ветра сносят завесу тумана и тяжелых туч, вдалеке виднеется Баренцево море. Но все это зависит от рассказчика. Ведь можно сказать, что это берег Северно-Ледовитого океана, добавив веса повествованию, здесь же холодно и угрюмо. А можно поскромничать и подписать фотографии заливом и округлой бухтой. Мне по нраву океан. Хотя признаться, его я представляю более суровым, с айсбергами, льдинами. А это сине-зеленая гладь воды все дни была умиротворяющей. К тому же она вообще, уверяют местные, не замерзает. Все благодаря Нордкапскому течению.
За три часа мы преодолели сотню километров из крутых подъемов и спусков, порой балансируя на двух колесах, порой заливая капот в очередном болоте, прежде, чем добрались до глэмпинга — лагеря на берегу Северно-Ледовитого океана.
Глэмпинг — обновленная версия палаточного лагеря. Из полупрозрачных сфер— новомодных палаток, прямо из кровати, лежа на подогреваемой простыне, можно прямо сквозь пятки, вернее через теплое одеяло, любоваться бухтой, в кают-компании пробовать блюда северной кухни, а вечером ходить в баню, обычную, не прозрачную.
Глэмпинг придумать надо было давно. Ведь это правильное и необходимое место для сибаритов, которым чужды палатки, спальники и туалет в кустах, с оглядкой на медведей. Я вот не очень люблю все эти неудобства. Романтики в чистке зубов и помывки в реке для меня не очень много. Да и спина болит, если неделю спать на жёстких ковриках. Носить это ещё с собой все. В глэмпинге есть даже электричество, правда от генератора, который постоянно вышибает, но есть свет. Повар трижды в день готовит вкусные блюда, запекает рыбу и варит крабов, которые прямо на полевую кухню из моря доставляют местные рыбаки. Твоё дело — наслаждаться природой, есть и пить, и крепко спать.
А наутро, спозаранку — на Кольском-то белые ночи, снова в них и умчаться, сначала на драккаре, а затем разменять кроссовер на квадроцикл, и уехать исследовать полуостров Средний. Можно заехать и на полуостров Рыбачий, он больше и чуть дальше, он в ответе за титул самой северной континентальной земли России. К нему ведет только одна дорога, проложенная по узкому перешейку со Среднего.
На обоих полуостровах много оставшихся с военных времен объектов, заброшенных домов, каких-то ржавых гаубиц, землянок, наблюдательных пунктов, военных укреплений. Представить себе события военных лет сложно, на севере, даже так — на самой крайней точке материковой России, шли тяжелые бои. Даже немного раздражает собственный камуфляж, в который пришлось облачиться, усевшись за руль квадроцикла.
Но самое красивое — природа. Огромные скалы, потрескавшиеся валуны, отмели, полные «морского добра». И конечно, мысы. Летом солнце не заходит вовсе, так что в сумерках можно поймать долгоиграющий закат.
Тундра на ощупь мягкая, так и хочется пошутить— мать-земля. Подо мхом в конце августа можно разглядеть черные ягоды водяники, шикши, как ее зовут поморы, и насобирать полную ладонь. Делая очередную остановку, ловишь себя на мысли, что здесь в этих пространствах это лишнее. Лучше бы собирать грибы, ягоды — они прямо под ногами, кататься по бездорожью на машине мимо эпических каких-то каньонов, забираясь на очередной мыс над побережьем Большой Волоковой губы.
Это мыс Земляной. Он один из множества, без карты и не опознаешь. Но ориентироваться можно по главной местной достопримечательности — скалам «Два брата». Два останца, тех что особенно сильно умчали ветра, считаются идолами. Им поклонялись саамы, приносили в качестве жертвоприношения тушки оленей и рыбу. Есть взбредет в голову пройти между братьями, то делайте это со стороны моря к берегу, чтобы не укорачивать жизнь. Вот кто придумывает такое?
Промокшие, озябшие, перепачкавшиеся возвращаемся в глэмпинг. Где уже ждала баня, вкусный ужин от шефа и финальная часть трехдневного квеста по поиску орудия Тора. Кроссоверы выстроившись в правильный пятиугольник педалью газа решают задачу.
На краю света молот Тора был найден, впрочем, вряд ли он был утерян. Но сила его теперь с нами. По крайней мере, мне вручили памятный именной амулет валькирии. «Я теперь жаркая валькирия», — шутливо сообщила я своему помощнику, нажав кнопку голосового меню уже на обратной дороге в Мурманск. «Я понизила температуру на один градус», — тут же последовал ответ.