Чингисхан. Тест-драйв Hyundai Terracan
Фото Владимира Новицкого
Знаете ли вы, что Periplaneta americana – дикого американского таракана – поймать непросто, поскольку он (самое быстрое на Земле насекомое) развивает скорость до 60 км/ч? А особый вид «терраканов», рожденных в Корее, гоняет на все 143 км/ч: Hyundai Terracan.
Terracan заменил стоявшую на конвейере с 1991 года модель Galloper. По замыслу маркетологов Hyundai Motor, Terracan означает сокращенное terra khan, дословно: «хан земли». Смешав латынь и английский, да еще и «украсив» комбинацию азиатским титулом, корейцы явно перемудрили.
Прототип нового автомобиля под названием Highlander демонстрировался еще в апреле 1999 года на Сеульском автосалоне, однако к моменту премьеры в качестве серийного продукта он успел серьезно преобразиться. От предшественника Terracan ничем особо не отличается: та же рама, подключение передних колес, неразрезный задний мост.
В целом он отдаленно напоминает Mitsubishi Pajero начала 90-х; что не удивительно, ведь у Hyundai не раз заимствовали «платформы» японской компании. Конечно, корейцы ушли от Galloper’а, который прямо-таки воскрешал Pajero 80-х, однако узнаваемые черты остались.
Дизайнеры корпорации верны своему стилю: обилие хромированных деталей, «шильдиков» и накладок, пластиковые «юбки» не в тон кузову сразу выдают в автомобиле «корейца» прежних времен. Найти золотую середину между немецкой сдержанностью и, например, американским размахом пока не удается.
Фары, бампер, значок, даже «юбки» – и те в хроме… |
«Внедорожник» смотрится внушительно: широкие крылья, массивные бамперы, длинный капот с агрессивным воздухозаборником. Для антуража недостает «запаски», прикрученной на «корме». Круглые «противотуманки», утопленные в бампер, дополняют массивные «трехблочные» фары (4 круглых «глаза» и отдельный «поворотник»). Со стороны выглядит действительно шикарно, не походи Terracan так сильно на других одноклассников.
К интерьеру Terracan’а определение «дорого» не пришьешь (правда, лишь в базовой версии – салоны дорогих исполнений декорированы деревом и кожей).
Царство пластика и ткани выглядело бы очень и очень серым, если бы не детали – как декоративно-эстетические, так и необходимо-функциональные. Центральная консоль выделена яркими вставками «под дерево». Благодаря чему клавиши и переключатели кондиционера, музыки и салонной телефонной связи не теряются среди темных панелей.
За рулём – вполне комфортно |
Забавная деталь: по верху панели 4 кнопки «телефона», но только 3 из них рабочие (последняя – для симметрии).
На передних стойках кузова предусмотрены поручни. Вот, значит, как творцы автомобиля готовят пассажиров к реальному бездорожью. Самое главное, чтобы обещанное бездорожье (о нем позже) автомобиль преодолел.
Рычаг КПП порадовал: стильная и «мощная» ручка удобно ложится в руку. Рядом скромное, но весьма значимое «колесико». Демультипликатор, которому Terracan и обязан своим званием «внедорожника». Три положения «колесика» позволяют катиться на одном лишь заднем приводе, а также подключить передний мост и врубить понижающую передачу – для вездеходных выкрутасов.
То, благодаря чему мы, несмотря ни на что… |
Сиденья в Terracan’е – не фонтан. Боковая поддержка слабая; да и удобно устроиться за рулем проблематично. Вроде как уселся, однако сиденье не удерживает найденное положение. И тесновато: на высокого водителя «давит» потолок.
Серьезный эргономический промах – отсутствие регулировки рулевой колонки по вылету. Здесь крайними опять оказались рослые водители. Им нелегко найти удобную позу: либо ноги не дотягиваются до педалей, а руки – до «баранки», либо колени упираются в нижнюю кромку передней панели.
Зато посадка командная: «высоко сижу, далеко гляжу». Отсюда – великолепная обзорность: стойки не мешают, а маленькое боковое зеркало на капоте показывает, где оный заканчивается.
Над зеркалом заднего вида «нависла» без малого навигационная система: компас, кренометр и еще несколько весьма полезных устройств.
По габаритам салон «джиперский». Пассажирам сзади места достаточно, а сидят они даже выше, чем водитель и передний пассажир. Terracan годится и как грузовой фургон: складываем сиденья и получаем ровную посадочную площадку для легкого вертолета (шутка). Правда, слегка мешают дополнительные сиденья 3-го ряда, которые в тест-версии пристегнуты ремнями к боковым стойкам (за очевидной ненужностью).
Сиденья складываются… Грузи по-полной! |
Впечатление в принципе вполне положительное.
Теперь остановимся на спорных моментах. Первый и самый острый – рулевое управление: «баранка» в руках буквально ходуном ходит. Ощущение такое, будто «перебираешь» дорожное покрытие ладошками. На наш взгляд, в транспортном потоке лучше руль «потяжелее». Вместе с тем, контролировать траекторию удается с точностью до сантиметров. И все же ощущение такое, что «люфт» у руля ну очень велик.
Второй момент – размещение «запаски». Распространенный вариант: колесо под днищем. И если машину «посадить», то оно «цепляется» за грунт, создавая дополнительную помеху при «выкапывании». Впрочем, на фоне достоинств «терракана» его минусы легко списываются.
По пересеченной местности
Тест-версия оснащена 2,5-литровым турбодизелем мощностью в 100 корейских пони. Для автомобиля весом практически в 2 тонны – негусто. Поэтому особой динамики ожидать не приходится. Да и зачем она «внедорожнику», который отнюдь не претендует на звание самого быстрого? А для комфортного передвижения по городу или буксования в грязи тяги вполне достаточно.
Дизельный 2,5 неплох, но для тяжелого «жипа» слабоват |
Впрочем, для тех, кто хочет чувствовать мощь под капотом, предлагается исполнение с бензиновым мотором в 3,5 л – 195 кобылок.
Слабость Terracan’а – в отсутствии принудительной блокировки межосевого дифференциала. Так что «посадить» его и в самом деле недолго.
Подключили передний мост… |
При всем доверии к рекламным заверениям, мы довольно быстро закопали корейский «джип» в снег. Подключение передних колес горю не помогло, включение понижающей тоже. Откапывали «внедорожник» в две лопаты: пробили классную колею и вытащили-таки «владыку земли»…
Может, он и повелитель «терры», но снежный покров явно не любит. С другой стороны, там, куда нас занесло, катаются лыжники, и еще неизвестно, как повел бы себя тот же 80-й «кукурузер».
Хорошо показала себя подвеска. В поворотах машина кренится в разумных пределах, на прямой не раскачивается от кочек. И по занесенным снегом узким улочкам едет без напряжения. Хотя, конечно, немного подрастрясет.
Корейская марка прочно заняла рыночную «нишу» и держится за своих покупателей. Terracan – автомобиль для «хозяина», как по внешнему облику, так и по технической начинке. И что удивительно, у корейцев неплохо получается «держать марку». Пусть не совсем внедорожный, зато по очень приятной для такого класса цене. Hyundai Terracan – прекрасный вариант для того, кто ощущает себя «ханом земли».
Тип кузова | 5(7)-местн., 5-дверн. |
Снаряженная масса, кг | 1955 |
Двигатель: | дизель, 4-цил., рядный, турбонаддув |
Рабочий объем, л | 2,5 |
Макс. мощность, л.с. | 100 при 3800 мин -1 |
Макс. крутящий момент, Нм | 235 при 2000 мин -1 |
Трансмиссия: | подключаемый (стандарт) или постоянный (по заказу) полный привод |
Коробка передач: | 5-ступенчатая, автоматическая |
Макс. скорость, км/ч | 143 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 10,9 |
Расход топлива, городской цикл, л/100 км | 10,5 – 10,8 |
Размеры, длина/ширина/высота, мм | 4710 / 1860 / 1790 |
Колесная база, мм | 2750 |
Дорожный просвет, мм | 165 |
Владимир Новицкий за рулем c 1991 года, ездит на автомобиле Suzuki Escudo | |||
Алексей Громов за рулем с 2001 года, ездит на автомобиле Toyota Marino | |
| 09 Февраля 2011 |
Ох и трудно заслужить уважение и стать своим в России, когда создатели нарекли тебя «Терраканом». И все же у нового «Хёндэ» это, похоже, получится.
Этимология — дело темное
Серебристый, до зеркального блеска отполированный вседорожник чинно плыл по подмосковной дороге. За окном мороз, а в салоне тепло. Из динамиков льется приятная музыка. Замечаю, что уже выработал дурную привычку не обращать внимания на снежные заносы и неровности насквозь промерзшей трассы. Впереди небольшой поселок. Светофор. А что так саркастически ухмыляется вон тот усатый господин на новой «Самаре»? И чему радуются те две очаровательные селянки в ватниках? Впрочем, понятно — не иначе как шильдик «Теrracan» прочитали. Смейтесь, смейтесь. Дорого бы я дал, чтобы увидеть ваши изумленные лица, когда я заеду по голому льду на этот непреодолимый для любой «Самары» пригорок, сразу за перекрестком! Я-то знаю, что «Terracan» следует расшифровывать как terra (земля) и khan (хозяин, повелитель). В зимней России, доложу я вам, столь громкая трактовка оказывается вполне оправданной.
Морские контейнеры, танки и профессиональные вседорожники
240 миллионов долларов, 34 месяца конструирования и испытаний понадобились инженерам научно-исследовательского центра в городе Намьянг, чтобы с гордостью объявить миру: и у «Хёндэ» отныне есть первый самостоятельно разработанный большой вседорожник. Ведь «Галлопер» — лишь копия «Мицубиси-Паджеро» 20-летней давности. Корейцы купили лицензию и освоили сборку «скакуна» на заводе, до этого выпускавшем морские контейнеры и… танки.
Нынешнего «Повелителя земли» с предшественником ни одна душа не перепутает. Вместо угловатости и грубо рубленных углов «Галлопера» — огромные фары с вживленными алмазами-линзами, фокусирующими яркий луч, хищные ноздри воздухозаборника на капоте, накладки на колесных арках и дверях, придающие облику солидность, стильный спойлер над стеклом пятой двери. А еще — высокопрофильные вседорожные покрышки, широкие удобные подножки. Словом, все, как и должно быть у настоящего «полноприводника».
Привлекательный дизайн это, конечно, хорошо, но вот за что $34 690? — справедливо осведомится читатель. «Галлопер»-то тем и подкупал, что стоил $25 000 . А в «Терракане» к тому же ни кожи, ни дерева. Электроприводы сидений, альтиметр, компас — все за доплату.
Но ведь за «лишние» десять тысяч вы получите современную машину с гораздо более мощным и экономичным мотором новейшей конструкции, базовая комплектация которой включает пару подушек безопасности, постоянный полный привод с понижающим рядом передач, бортовой компьютер, климат-контроль, электропривод стеклоподъемников и зеркал. Что же до кожи и дерева — так ли важны они настоящему «проходимцу»? Велюровые сиденья с большим диапазоном и количеством регулировок достаточно удобны и вполне практичны. И подогрев в них встроен. Впрочем, по заказу можно в салоне и кожано-деревянное царство устроить. И все же, чтобы ответить на вопрос — за что же платим, без допроса с пристрастием не обойтись.
Спортивный проходимец, или функциональный семьянин
Много шуму, мало толку — именно такими были пару лет назад мои впечатления от поездки на 100-сильном «Галлопере». И вдруг все с точностью до наоборот. Стало ли тише? Стало, и намного. Но главное, оказывается, дизельный вседорожник может быть темпераментным. Уверен, 2,9-литровый мотор с системой впрыска «коммон-рейл» снится не одному водителю «Галлопера». 150 л.с., 34 кгс.м уже при 2000 об/мин. На спидометре 140, а «кореец», знай, разгоняется. Рулевой усилитель изменяет теперь параметры усилия в зависимости от скорости, а газовые амортизаторы — как раз то, что нужно в быстрых поворотах. И крены небольшие, и пугающая валкость исчезла.
Конечно, по сравнению с бензиновым собратом на 20-градусном морозе наш «Терракан» прогревается подольше. Отчего в первые минут десять температура в салоне мало отличается от той, что за бортом. Зато ехать можно сразу. Что, к слову, противопоказано старому 100-сильному мотору. Еще новый двигатель экономичный, долговечный, но вот вибрация при его работе по-прежнему существенна. И все же сто к одному, если бы не тахометр с красной зоной, начинающейся уже с 4500 об/мин, да шильдик СRDi на переднем крыле, мало кто сразу догадается, что под капотом столь темпераментный дизель.
Хотя для самых заядлых противников «поедателей солярки» есть 3-литровый 200-сильный бензиновый мотор. С ним автомобиль едва ли не рекордсмен по литровой мощности в своем классе. А динамика! 9,5 секунды до сотни. Пусть тогда смеются владельцы «Паджеро» — если, конечно, сумеют разглядеть пресловутый шильдик на быстро удаляющейся корме вашего «Терракана»!
Завидный темперамент — только одна из ипостасей нового «корейца». Не менее важно, что он очень функционален. Сиденья задние разложили — и на дачу. Здесь почти два куба. Мало? Еще 34 кг длинномерных грузов можно приспособить на крыше — сдвижные полозья там уже имеются. Кармашки, всевозможные емкости для мелочевки, лоток, подстаканники, розетки — и с этим у «Терракана» все в порядке.
Правда, есть в этой бочке меда и ложка дегтя. На родине автомобиль комплектуется парой дополнительных сидений, а к нам дилеры таких машин завозить не будут. Впрочем, и в пятиместной версии на недостаток места вряд ли кто пожалуется. Дверные проемы расширились, колесная база увеличилась на 5,5 см, ширина с длиной — на 7,5 и 2,5 см.
Но, в конце концов, не для шоссейных гонок и не только, чтобы тещу с собакой на дачу возить, вы покупаете вседорожник. «Галлопер»-то, помнится, слыл неплохим скакуном по пересеченной местности. Сейчас и мы закатимся в сугробы, и все сразу станет ясно.
Возможны варианты
Как бы вы ни мучили «Терракана» на бездорожье или на трассе, знайте — на три года (или 60 тысяч километров пробега) бесплатная гарантия. Ее даст вам любой официальный дилер. Цена автомобиля начинается от $29 490. Правда, это за машину с дизельным 100-сильным мотором, который, как вы поняли, совсем не соответствует характеру новинки. Самый же быстроходный и богато оснащенный (это уже с кожаной обивкой и деревянными вставками в салоне) корейский вездеход с превосходной 200-сильной бензиновой «шестеркой» и АКПП обойдется в $38 090. Многовато? А вы припомните любого «одноклассника» от «Трех брильянтов», «Мерседес-Бенца», «Тойоты» или даже «Исудзу», способных похвастать столь привлекательной ценой. Нет таких. И все же, на наш взгляд, лучший выбор — «Терракан» с 2,9-литровым дизелем. Последние сомнения развеиваются, когда сравниваешь такую машину с «Мицубиси-Паджеро» с похожим 3,2-литровым 165-сильным мотором. Ведь просят за такого «проходимца» сразу на десяток тысяч долларов больше, а уж про стоимость обслуживания вообще лучше не вспоминать как можно дольше.
Разделяй и властвуй
«Вот тебе и повелитель», — уверен, подумают многие, впервые оказавшись в салоне. Ни скипетра, ни державы, то бишь ни демультипликатора, ни блокировки дифференциала. Не пугайтесь — на самом деле и то и другое есть. Только не ищите привычный любому «джиперу» густой кустарник, управляющий вседорожными «причиндалами». Вместо него рядом с «ручником» — небольшая рукоятка системы электронного распределения крутящего момента (EST). Повернул ее на скорости до 80 км/ч, и в работу послушно включился передний мост. Существует версия «Терракана» и с автоматически подключаемым полным приводом. В этом случае на сухом асфальте автомобиль остается заднеприводным и лишь при проскальзывании момент, как положено, разделяется между всеми четырьмя колесами поровну. А задний дифференциал на всех машинах блокируется при малейшей пробуксовке колес на оси без помощи водителя.
Старательно прокладывая колею в 20-сантиметровом слое снега, автомобиль даже не потребовал включения понижающей передачи. Для большого вседорожника жесткой рамной конструкции, с зависимой пружинной задней и торсионной независимой передней подвеской это, конечно, семечки. Вот, впрочем, испытание и посерьезней. Крутой заснеженный подъем — на глаз градусов эдак 40. Эх, зря я сразу демультипликатором не воспользовался. Тогда покорил бы эту горку с первого раза, а не забуксовал всеми четырьмя «лапами» за метр до «пика Коммунизма». Включаю пониженную, и через несколько секунд мы уже на вершине. Вот когда «паровозный» крутящий момент оказывается нужнее всего.
Окончательно я проникся уважением к «Терракану», когда провалился на машине в снег на полколеса, и последние метров пять перед асфальтом автомобиль работал передним (пластмассовым!) бампером, как отвалом бульдозера. Ничего, выбрались! Хотя, по правде сказать, мог и повесить машину в глубокой колее на картер заднего моста. С 205 мм дорожного просвета под задней балкой и большие ходы подвески не помогли бы. Вот смеху бы было!
Hyundai Terracan 2,9 CRDi
Общие данные
Кузов
5-местный универсал
Снаряженная масса, кг
2100
Полная масса, кг
2590
Длина х ширина х высота, мм
4710 х 1860 х 1795
Колесная база, мм
2750
Расход топлива, л/100 км
10,9
Запас топлива, л
75
Расположение
спереди продольно
Конструкция
дизельный, 4-цилиндровый
Диаметр цилиндра /ход поршня, мм
97,1 / 98
Рабочий объем, смз
2902
Степень сжатия
19,3
Мощность, л.с. (кВт) при об/мин
150 / 3800
Крутящий момент, кгс·м (Н·м) при об/мин
34 / 2000
Трансмиссия
полноприводная, демультипликатор, самоблокирующийся задний дифференциал
Подвеска:
со стабилизаторами поперечной устойчивости и двухтрубными газовыми амортизаторами
спереди
независимая, торсионная
сзади
зависимая, пружинная
Рулевое управление
червячного типа с гидроусилителем
Тормоза:
дисковые передние, вентилируемые
Размер шин
255/65 R16
Алексей Сергеев, фото Александр Садовников