1982 DeLorean DMC-12: Винтажный тест-драйв
Реальный ДеЛориан из прошлого, обзор
Джон ДеЛориан сделал выдающуюся вещь, он сумел создать спортивный автомобиль Gran Turismo с нуля. «Скромный» от природы и очень амбициозный бывший вице-президент General Motors, основал компанию DMC (DeLorean Motor Company) и без лишней бахвальства назвал первую и единственную модель в честь себя любимого, «DeLorean». Так начиналась история легенды…
Звезда DeLorean DMC-12 мгновенно загорелась на автомобильном небосводе, но сгорела в лучах славы также быстро, как и взошла. 7 лет, примерно 9.000 автомобилей DMC-12. Даже в то время, когда модель только появилась, некоторым понимающим людям стало ясно, что этот агрегат не с этой планеты. И что когда-нибудь, возможно, он станет культовым автомобилем, со своей необычной историей создания и нестандартностью в исполнении. К сожалению, поняли на тот момент это лишь единицы, большинство пропустило мимо себя столь яркое событие в мире автомобилестроения. Одним из понявших всю необычность машины стал Роберт Земекис, сделавший со своей стороны гораздо больше для сохранения наследия ДеЛориан, чем это смог сделать сам создатель марки.
Начало производства американского Gran Tourismo в. Ирландии
Первые серийные образцы, которые только начали сходить с конвейера в Северной Ирландии вселили кучу оптимизма в специалистов и журналистов из США, которым понравился новый спортивный автомобиль DeLorean, своим видом, использованием и разнообразием новых, необычных материалов и методов производства, а также тем, что новый автопроизводитель сможет принести так необходимые тогда США, свежие идеи на рынок страны.
ДеЛориан пообещал, что будет строить отличающиеся от всех, необычные и приятные в управлении автомобили GT, когда он приступил к выполнению задачи, в 1974 году, и, хотя это заняло больше времени, чем он ожидал, талантливому инженеру и конструктору автомобилей удалось сделать то, что он планировал. Профессионально спроектированный автомобиль во многих отношениях был готов.
Когда дизайн Джорджио Джуджаро впервые был представлен, большинство критиков сочли его захватывающим и привлекательным, с правильной смесью классического стиля GT и инноваций. С течением лет, стиль несколько поменялся, но он по-прежнему был красив и узнаваем. Даже такая «мелочь», как двери, которые были сделаны здесь в виде «крыльев чайки», для большинства людей показались не такими как у всех, и они действительно отличались, а также несли практическую пользу, облегчая вход/выход из автомобиля, который был сам по себе достаточно низким.
Кузовные панели из нержавеющей стали, которые устанавливались на армированный стеклопластик (GRP) были чем-то особенным, невероятным и безумно дорогим. Специалисты того времени в один голос предполагали, что применением подобной технологии ДеЛориан попытался необоснованно выделиться, пожертвовав практичностью. Но кто сказал, что эти автомобили должны быть практичными? Особенно в сегменте GT, стоимость в $ 25.000+, суммы в начале 80-х годов более чем достаточной, чтобы поставить этот автомобиль в один ряд с Феррари или Ламборджини. Серебряный цвет кузовных панелей был естественным, краски на нержавейки не было. Это было и плюсом (оригинальный внешний вид) и минусом одновременно, потому что кузов легко царапался, и на его шероховатой поверхности оставались следы пыли и грязи, делая DeLorean на вид не самым опрятным.
Отмечалась довольно качественная сборка кузовов автомобилей, хотя стеклопластиковый кузов издавал множество неприятных скрипучих звуков, что не могло не огорчать. Тем более за такие большие деньги.
И даже полиуретановые наконечники были хорошей идеей с практической точки зрения, они выполняли полезную функцию, защищая фары и бампера при небольших ударах.
Внутри DeLorian DMC-12, автомобиля будущего, из прошлого.
Сложно было сравнить и аромат кожи внутри салона DeLorean с каким-либо другим. В обивке автомобилей были применены только натуральные материалы, в то время как дверные панели были обиты винилом. За рулем DMC-12 чувствуешь себя как в самолете, в этом нет ничего удивительного, посадка и окружение действительно была сродни кокпиту, заставляя владельцев страдавших клаустрофобией покрываться холодным потом, когда они оказывались внутри купе за закрытыми дверьми. С другой стороны эта компактность давала чувство единства с автомобилем.
Обзорность единственной модели DMC не раз подвергалась критике. Любой, кто хоть раз в жизни управлял этим автомобилем, был шокирован непродуманностью и низким качеством обзора.
Переднюю часть автомобиля было трудно прочувствовать, а очень широкие передние стойки и наружные зеркала блокировали значительную часть обзорности при прохождении поворотов. Однако обзорность в задней четверти оказалась лучше, чем ожидалось от автомобиля с расположенным посередине двигателем.
Глядя назад через жалюзи на заднем стекле водитель сталкивался с парадоксом, объекты на отдалении просматривались хорошо, но все, что было достаточно близко к автомобилю, разглядеть было непросто, поэтому парковка на DMC-12 всегда была проблемой.
Расположение водителя довольно комфортно, присутствовало достаточное количество регулировок сиденья и рулевого колеса, чтобы удовлетворить большинству типов водителей. Сами сиденья были скудны на боковую поддержку водителя, если тот выезжал на трек, кресла его не могли удержать. Но для обычной езды они были вполне удобные. Идеальной была бы более развитая боковая поддержка и немного более длинная подушка кресла по мнению одних владельцев, с точки зрения других водителей, эргономика сидений была хорошо продумана и отлично подходила даже к дальним поездкам. Рулевое колесо, несмотря на наличие у него вертикальной регулировки, располагалось низковато, а его верхняя часть перекрывала обзорность панели инструментов.
Расположение педального узла было функционально эффективным, но некоторые водители испытывали дискомфорт при использовании техники переключения передачи с перегазовкой, «пятка-носок». Надо ли говорить, что происходило это только при гоночном использовании автомобиля?
Центральная консоль располагалась немного выше, чем того бы хотелось большинству водителей, что завершало ощущение «кокпита» в салоне автомобиля.
Музейный экспонат в движении.
Тем не менее, контролировать DeLorean можно достаточно легко. Освоившись с чувством автомобиля за довольно короткий промежуток времени.
Куда можно было положить вещи в DeLorean? Полка позади сидений имеет гибкую сетку, которая не даст вещам летать по салону. Позади водительского сидения располагается небольшой ящик для хранения различных ценных предметов.
Кондиционирование воздуха и система вентиляции хорошо продуманы, работали они эффективно, при необходимости. А таковая возникала с завидно регулярностью, учитывая темный интерьер и небольшие форточки в боковых окнах, по сути окна не открывались.
Когда смотрите на автомобиль подобный DeLorean с его захватывающим дизайном и аэродинамичной, несмотря на то, что немного угловатой формой, вы, естественно ожидаете от него отличных скоростных показателей. И в этом вы абсолютно… НЕ правы!
Во время разгона по прямой DeLorean сложно назвать спорткаром в исконном понимании. Урожденный Рено, 2.8 литровый V6 развивал лишь 130 л.с. при 5.500 об/мин и 219 Нм крутящего момента при 2.750 об/мин. Такими числами автомобиль не удивлял даже публику начала 1980-х годов. Учитывая, что вес автомобиля был средний, 1.400 кг, результат разгона от 0-100 км/ч соответствовал 10.5 секундам по официальным данным. Четверть мили GT купе преодолевало за 17,9 секунды при максимальной скорости 123 км/ч.
Это не показатели для автомобиля GT данной ценовой категории, но гибкость двигателя делала отсутствие большой мощности сносным в том случае, если использовать DeLorean DMC-12 как развлекательный автомобиль, на котором можно и в городе с комфортом передвигаться и на двухполосном загородном шоссе. По динамике от 0-100 км/ч, DeLorean схож с такими автомобилями, как Jaguar XJ6, Porsche 924 с атмосферным двигателем или Alfa Romeo Spider Veloce.
Из плюсов маломощных двигателей DeLorean можно отметить легкий холодный запуск мотора и отличный отклик, на горячем или холодном моторе. V6 свободно раскручивался до 5.500-6.000 об/мин, но максимальные обороты давались ему с немалым трудом. Еще одно утешение для владельцев, экономия топлива, автомобиль потреблял в среднем респектабельные по тем временам, 12 литров бензина. Наибольший вклад в экономичность был вложен 5-ступенчатой коробкой передач (также приобретенной у Renault).
Переключение передач приемлемо, но не вдохновляет. По большому счету переключения будут предсказуемыми, но иногда можно допустить ошибку, включить 3-ю, а не 1-ю передачу, например.
На дороге, DeLorean с первого взгляда кажется тяжелым, но управляемость при этом не страдает. Широкие шины (Goodyear NCT 195/60HR-14 спереди, 235/60HR-15 сзади) обладают хорошим пятном контакта, способствуют ощущению «нагруженного» руля, между тем, такие покрышки дают вам также прекрасное чувство дороги с прозрачной обратной связью.
Тормоза у тестировавших DeLorian, более 30 лет назад, нарекания не вызвали.
После всего вышесказанного про тест-драйв из прошлого, хочется сказать, что мы пересмотрели свои чувства к DeLorian, взглянув на этот автомобиль с другой стороны, не как реквизит из «Back to the Future», но как действительно легендарному автомобилю, с трудной судьбой, производство которого попытался наладить один из самых предприимчивых людей последней четверти XX века, Джон З. ДеЛориан.
Ретро тест драйв Delorean DMC-12 — Плод упорства
Автор — Алексей Кузьмин Фотографии — Carakoom.com The secret of success is constancy to purpose. Секрет успеха настойчивость в достижении цели. -.
«The secret of success is constancy to purpose.»
Секрет успеха – настойчивость в достижении цели.
— Benjamin Disraeli
Смелые идеи – ничто, без сильной фигуры, умеющей реализовать задуманное до конца. Фамилия DeLorean прочно закрепилась в автомобильной истории, несмотря на тернистый жизненный путь ее обладателя. Знаменитый инженер, успешный менеджер и авто магнат с румыно-венгерскими корнями John DeLorean,родился 6 января 1925 года в промышленном городе Детройте. Будучи выходцем из неблагополучной семьи, Джон изначально рассчитывал только на свои силы. Несмотря на всю сложность обстоятельств, ремесло отца на автомобильном заводе, и строившийся в гараже FordModelAоставили большой след в развитии юноши.
В школе, благодаря упорству и невероятной тяге к знаниям за отличную успеваемость John Zachary DeLorean был переведен в технический колледж Люиса Кэсса, откуда и поступил в престижный Лоуренсовский частный техникум. Прослужив 3 года в армии, он отдал свой долг родине, демобилизовался и вернулся обратно в Детройт. Джон получил степень бакалавра машиностроения в Лоуренсовском институте, но ему было необходимо и дальше совершенствоваться как специалисту, и он принял судьбоносное решение поступить в Инженерный Крайслеровский институт, тем самым заработав звание магистра автомобилестроения в 1952 году.
Не останавливаясь на достигнутом, Джон находил время посещать вечерние занятия бизнес-школы в Мичиганском университете. Факт работы страховым агентом упоминают немногие, но сам John DeLorean рассказывал об этом, как о еще одной возможности вырасти как личность, отточить коммуникативные способности, раскрепоститься и научиться договариваться. С таким багажом знаний молодому инженеру не составило труда найти достойное место для деятельности с приличным окладом.
Этот этап жизни John DeLorean начал в качестве инженера-технолога в компании Chrysler, но уже через некоторое время перешел под крыло фирмы Packard, и под контролем инженера Фореста Макфарланда создал первую в своем роде технологичную коробку передач Twin Ultramatic. Дальнейшим продуктом стараний Джона стал Pontiac, работать в котором предложил сам вице-президент компании GM Оливер Келли. Нужно сказать, что молниеносное продвижение по карьерной лестнице было для Джона нормой, буквально перепрыгивая через ступени, он добрался до должности руководителя подразделения компании. А ведь ему было всего 40 лет -самый молодой возраст топ-менеджера за всю историю GM.
John Delorean внес неоценимый вклад как в развитие концерна, построив Pontiac GTO – первый «muscle car», так и вложил частичку себя, практически в каждый производимый на сегодняшний день в мире автомобиль. На счету знаменитого инженера более 200 патентов на уникальные изобретения. Водители обязаны ДеЛориану поворотными сигналами, шарнирными стеклоочистителями и т.д.
Статный длинноволосый мужчина, рост которого был почти 2 метра, естественным образом пользовался популярностью у противоположного пола, а его нонконформистские взгляды и своенравное поведение сложили имидж бунтаря. Джон преуспел и в кресле главы Chevrolet – ведущего направления компании General Motors, ему даже пророчили место главы концерна. Как вдруг, неожиданно для всех, он увольняется. В качестве благодарности за долгие годы службы на благо компании, в подарок от бывшего работодателя John DeLorean получил автосалон Cadillac во Флориде и пожизненную пенсию.
Отдыхая от корпоративной культуры отношений в GM, Джон создает «Национальный союз бизнесменов» и пишет книгу, на пару с журналистом Патриком Райтом о реалиях работы в GM. Произведение сразу же разлетелось по всему миру и стало бестселлером, в СССР книга издавалась дважды. Это был настоящий вызов автомобильному гиганту, производителя фактически обвиняли в безразличии к потребителю. Отношения с General Motors исчерпали себя полностью. С новым статусом «пенсионера» миллионер мириться не стал, ему было необходимо творить, продолжать реализовывать свой неуемный потенциал. Так и родилась идея разработать новый автомобиль, отвечающий всем современным требованиям, недорогой, безопасный и очень стильный.
24 октября 1975 года была основана компания DeLorean Motor Company. Воплощение замысла так стремительно развивалось, что буквально через год прессе был представлен концепт будущего автомобиля DMC-12. Но поняв, что собственных денег Джону ДеЛориану едва хватит, чтобы расплатиться с долгами, у него рождается идея строить завод в Северной Ирландии, в государстве, в котором оказались самые комфортные условия для инвестирования и удобная политическая обстановка.
Объединенное королевство пошло навстречу и профинансировало проект смелого бизнесмена, ведь тот смог обеспечить рабочими местами самый неблагополучный район Англии. Дело ладилось, но спорткар нуждался в финальных технических доработках, что и было поручено компании Lotus. Услуги конструкторов Porsche и BMW стоили на порядок дороже.
Сложный рецепт прототипа включал в себя переднюю подвеску от Ford Pinto и шасси от Fiat-X1/9. Лишь двигатель автомобиля не соответствовал концепции: V6, совместно разработанный Peugeot, Volvo и Renault оказался актуальнее во времена мирового топливного кризиса и бушующих экологических норм в Америке. Достигнутые 170 лошадиных сил дефорсировали до 130, тем самым окончательно разрушив понятие быстрого автомобиля, а жаль. Шедевр так и не получил роторное сердце Феликса Ванкеля.
Лучи славы сполна пролились на DMC-12, очевидно, благодаря рукам итальянского гения автомобильного дизайна Джорджетто Джуджаро из известной студии ItalDesign. Исключительность изделия заключается в технологии углепластикового каркаса с кузовными пластинами из полированной нержавеющей стали. За счет этого вес всей конструкции не превышал одну тонну и не подвергался коррозии. При строительстве DMC-12 возникала лишь одна проблема: форма дверей, выполненных в легендарном стиле gull-wing (крыло чайки), как у Mercedes 300SL, не позволяла инсталлировать опускающиеся боковые стекла.
Пеплом из бумажного журавля обратился прототип DMC-12 после выпуска первой партии серийных автомобилей. Несмотря на хороший спрос, качество сборки оставляло желать лучшего. К сожалению, малый опыт нанятых на завод работников не мог о себе не напомнить. На решение этой задачи пришлось пользоваться услугами досборщиков в США. А баснословные гарантийные выплаты вкупе с задолженностями перед Lotus опустошили капитал предприятия за короткие сроки. Да и заявленные до официальной презентации технические характеристики автомобиля не отражали реальную суть вещей. Более 10 секунд против 8,8 обескуражили представителей авторитетного издания Road & Track, а предельный вес в 1247 кг вообще не вписывался в понимание спортивной машины.
В 1985 году в свет выходит фильм под названием «Назад в будущее» (режиссер Роберт Земекис), и автомобилем, символизирующим ту самую машину времени, стал именно DMC-12. За считанные месяцы кинолента набрала огромную популярность, этим самым влюбив в себя всех зрителей в сверхсовременный авто. Джон Делориан лично выразил благодарность сценаристу Бобу Гейлу за оказанную услугу.
Так или иначе, даже столь яркий перформанс модели не мог решить все проблемы компании, Джон с должным оптимизмом боролся до последнего, и на заводе в Данмари были брошены все силы, чтобы провести тщательную работу над ошибками. Вот только активами DeLorean Motor Company уже управляла консалтинговая фирма Coppers&Lybrand. Чтобы вернуть контроль над компанией DeLorean должен был найти 20 млн долларов.
В поисках средств для оборотного капитала Джон ввязался в неприятную историю, связанную с провокацией со стороны спецслужб, безвозвратно испортив свою безупречную репутацию. ФБР, под видом наркокартеля предложили взаимовыгодную схему по отмыванию денег, обещая приличные инвестиции автомобилестроительной компании. ДеЛориан будто чувствовал подвох, и принял ряд предприимчивых мер, но все-таки угодил на скамью подсудимых. Долгое судебное разбирательство пошатнуло здоровье Джона ДеЛориана, но главное, что он навсегда потерял дело своей жизни.
За всю короткую историю существования DMC-12 было распродано 9200 моделей. В 2008 году техасская фирма DeLorean Motor Company, располагающая всеми правами на марку, решила возобновить выпуск легенды в ограниченном количестве. В наши дни, встретить экземпляр DMC-12 большая редкость. Что говорить о России, в которой таких всего две штуки. Можете себе представить, какое чувство мы испытали, прокатившись на одном из них! Это невероятный интерес и легкий трепет, все-равно что пообедать с Джонни Деппом в одном из бистро своего города, боюсь даже лучше.
Мы стояли на холоде в ожидании легенды, и вот из-за поворота появляется этот сногсшибательный неопознанный, почти летающий объект. Стремительный, похожий на лезвие опасной бритвы. Уникальной особенностью DMC-12 является его нержавеющий стальной кузов сверкает неокрашенными шливованными поверхностями – очень стильно! Вот только при реставрации или восстановлении после механических повреждений, работать с таким кузовом очень сложно – не получится выровнять поверхности с помощью шпаклевки. Можно долго ходить вокруг автомобиля и восхищаться актуальностью форм, не говоря уже о превосходных дверях «крылья чайки». А ведь он был выпущен почти 30 лет назад!
Опустившись в глубокие, почти лежачие ковши сидений, мгновенно становишься крупинкой истории. Небольшое рулевое колесо не имеет гидроусилителя, зато обеспечивает честную связь с передними колесами. Управляемость ожидаемо отменная. Нажатие педали газа – и это ирландское зубило срывается с места, бешено вращая задними колесами. Они, кстати, по диаметру больше узких передних, что еще больше добавляет динамизма силуэту Делориана.
Трудно представить этот аппарат с более мощным роторным двигателем, когда стандартный V6 неплохо справляется со своей задачей. Главный аккорд в этом произведении принадлежит заднемоторной компоновке. Буквально чувствуешь пламенное сердце своей спиной. Развесовка 69% от общей массы сзади против 31% спереди навевает на мысле о Porsche 911. Да и управляемость соотвествующая.
Одним словом, если у вас никогда не было романа с Одри Хепберн, то этого никогда уже и не случится. Зато до сих пор существует возможность приобрести экспонат, точнее ярко выраженный носитель автомобильной истории. DMC-12 будет всегда смотреться в потоке как стерео магнитола в мезозойскую эру. Бессмертный, бесподобный, бескомпромиссный.