Внук «Шишиги». Каким получился полноприводный «Садко Next» 16:45, 30 апреля 2020 Версия для печати
В советские времена полноприводные ГАЗы использовались для военных нужд. Сегодня грузовики Горьковского автозавода с колёсной формулой 4х4 всё чаще выполняют гражданскую работу.
Среди них – внедорожный «Садко Next», сохранивший некоторые черты легендарной «Шишиги».
Полноприводный “Садко Next” (ГАЗ-С41А23-20) предназначен для работы на проселочных дорогах или в условиях умеренного бездорожья. Раньше такую технику делали с оглядкой на заказчика – армию, а потому о комфорте водителя не задумывались. Сегодня ситуация изменилась.
Впервые полноприводный «Садко» был продемонстрирован публике в 2018 году, на выставке в Ганновере. Годом позже его представили в России, на выставке Comtrans-2019. Тогда, конечно, основное внимание было приковано к перспективной ГАЗели, но и «Садко» не остался незамеченным: хоть ниша у полноприводных малотоннажников невелика, всё же она существует.
На новые «Садко Next» ГАЗ предоставляет гарантию в 4 года или 80 тыс. км. пробега. Впечатляет срок гарантии на сквозную коррозию – 8 лет.
Габариты модели немного увеличились, они составляют 6530x2650x2655 мм. Машина потяжелела на 400 кг. и теперь весит 6860 кг. Силовой агрегат – отечественный 4,4-литровй 149-сильный ЯМЗ-534 экологического класса Евро-5.
В наследство от «Шишиги» машине досталась рессорная подвеска со стабилизаторами поперечной устойчивости и гибкая на кручение рама. Полный привод – подключаемый. Внушительный дорожный просвет (315 мм) позволяет преодолевать броды глубиной до 1,2 м. При желании можно и глубже: в списке опций доступен шноркель.
Грузоподъемность повысилась до трех тонн, а это значит, что новая платформа сможет нести на себе различные бортовые настройки, для работы которых можно будет использовать коробку отбора мощности. Полноприводный «Садко» наверняка станет основой для спецтехники – а возможно и автодома для любителей экстремального туризма.
В базовой версии покупателям предлагается бортовая платформа с тентом. Машина также может буксировать прицеп массой до 2,6 тонн.
Полноприводный «Садко» – машина высокая, поэтому для входа в кабину предусмотрены подножки и поручни. В базовой комплектации кабина трехместная, но можно заказать и семиместную. Интерьер кабины выполнен по канонам серии Next. Здесь есть электростеклоподъёмники и климатическая установка, а для удобства водителя предусмотрен круиз-контроль. Водительское сиденье подрессорено, обзор из кабины хороший.
Передняя оптика — привычная для производителя: такую можно увидеть на грузовиках и автобусах «Группы ГАЗ». В рознице каждая фара стоит более 4 тысяч рублей, поэтому для эксплуатации машины на бездорожье не помешало бы позаботиться об их защите. Передние поворотники — светодиодные.
Многие узлы нового внедорожника – импортного производства: амортизаторы от Sachs, тормозная система от Wabco, усилитель руля от Bosch, карданный вал Tirsan Kardan.
Раздаточная коробка оснащена электропневматическим управлением; есть и самоблокирующийся дифференциал. А традиционных рычагов для управления полным приводом и понижающей передачей в кабине нет: оно осуществляется кнопками на приборной панели. Точно так же происходит управление системой подкачки воздуха в шинах.
Днище и задний борт кузова сделаны из дерева, остальные борта из металла. Кузов крепится к раме через деревянные проставки; откидывается только задний борт, но завод сообщает, что работы над новой моделью кузова уже кипят.
Аккумуляторы размещены там же, где они были у предыдущей версии «Садко» — за кабиной по правому борту. Но если раньше они были спрятаны в ящике, то в новой модели крепятся на открытой площадке. Она не защищена ни от воды, ни от воришек.
Топливный бак у машины небольшой – 95 литров, но в качестве опции можно заказать второй, такого же объема. Рядом с баком расположен топливный фильтр с подогревом. Шины у нового «Садко» — камерные, «Кама» R18.
Журналист портала «5 колесо», принявший участие в тест-драйве новинки, отмечает, что на тестовой площадке в режиме полного привода машина просто не замечала сугробы. Он также подчеркивает, что тормоза у машины хваткие, и пользоваться ими нужно с осторожностью.
Да он заедет на вертикальную стену! Тест-драйв ГАЗ САДКО NEXT на крутом бездорожье
Легендарный ГАЗ-66, прозванный в народе «шишигой», возвращается в обновленном в виде эффектного внедорожника нового поколения — ГАЗ САДКО NEXT. Мы протестировали новинку, да не просто на дороге. А выехали на суровое бездорожье. Местами было страшно, аж дух захватывало.
«66-й» выпускался с 1964 по 1999 год — завидное долголетие. На смену ему пришел ГАЗ-3308 САДКО. Уже с капотной компоновкой. Нынешний ГАЗ САДКО NEXT на голову выше обоих своих предшественников. В первую очередь по удобству посадки водителя и эргономике. Здесь нормальная кабина от обычного ГАЗон NEXT, регулируемая рулевая колонка, подрессоренное кресло водителя. Посадка удобная. Правда, в отличие от обычных ГАЗонов NEXT, рычаг коробки здесь находится не на «полуострове» центральной консоли, а торчит из пола сложновыгнутой «кочергой». Зато четкость включений — отменная. Интересно, что в пресс-материалах упоминается как раз новый рычаг с тросовыми приводами.
Под капотом у нынешнего автомобиля — 4,4-литровый дизель с турбонаддувом. Он выдает 150 л. с. и 490 Нм крутящего момента. То, что надо для внедорожника.
Внедорожные возможности все так же хороши. Минимальный клиренс (под картером моста) — 315 мм, переднего свеса практически нет. Передний мост подключается жестко, есть понижающий ряд в трансмиссии. Дифференциалы обоих мостов — самоблокирующиеся, так что нет нужды думать, когда и какой включать.
Асфальтовые дисциплины мы пропустили, а сразу ринулись в бой с бездорожьем. Если в двух словах — страх и восторг. Глаза не верят, а САДКО — едет. На спусках приходилось изо всех сил упираться руками в рулевое колесо, чтобы не вылететь через лобовое стекло. А на подъемах в стекле было видно только мрачное небо.
Большой крутящий момент позволяет легко обходиться во многих ситуациях без «понижайки». Да и управление тягой удобное — мотор «везет» едва ли не с холостых оборотов. Схема переключения передач непривычная. На месте первой находится задняя, а первая — на месте второй. Зато такая схема позволяет активно пользоваться приемом езды «враскачку».
Серьезная претензия на бездорожье у нас возникла только к большому радиусу разворота. А может, просто карьер был слишком тесен для этого внедорожника. Как бы там ни было, в стесненных условиях приходилось подъезжать к препятствию в несколько приемов. Да еще, несмотря на усилитель, крутить руль было довольно сложно.
В новом поколении ГАЗ САДКО NEXT много импортных комплектующих — рулевое управление, отопитель, сцепление. Тормоза тоже. О них стоит сказать пару слов. Здесь пневматический привод усилителя, поэтому тормоза работают в двух режимах — ВКЛ или ВЫКЛ. Среднего не дано. Надо очень долго привыкать, чтобы научиться дозировать усилие на педали для легкого замедления. Потому что чаще получается торможение «в пол».
ГАЗ САДКО NEXT превосходит «шишигу» по грузоподъемности — принимает на борт три тонны (ГАЗ-66 мог взять только две тонны). А еще здесь есть круиз-контроль и электрические стеклоподъемники в базовой комплектации. Цены на уникальный грузовик-внедорожник начинаются от 77 985 белорусских рублей.
Садко Next: тест-драйв и обзор внедорожного грузовика
Помните, на выставке ComTrans-2019 мы не очень лестно отзывались о новом детище Горьковского автозавода — «Садко Next»? И вот нам представилась возможность испытать этот неказистый на первый взгляд грузовичок. За что огромная благодарность нашим старым знакомым — мультибрендовому дилеру «Орион Моторс».
Они разрешили не просто изучить машину и прокатиться по дороге. Мы выгнали её для теста в реальное бездорожье. Крутые холмы, река, глина, кочки и ямы, пересечённая местность.
В общем, родная стихия внедорожников. И помог нам в этом менеджер отдела продаж автомобилей ГАЗ ООО «АвтоцентрГАЗ Орион» Дмитрий Мельхер.
Первые впечатления
Первое, что бросилось в глаза — чисто визуально герой нашего сегодняшнего теста будто подрос в холке, по сравнению с представленным на выставке образцом. Может, конечно, и обман зрения, но и для попадания в кабину ногу нужно было поднимать выше.
То ли шины другие, то ли воздуха в них больше накачали, то ли рельеф роль сыграл. Но не в этом суть.
Перед нами третье поколение грузового внедорожника от «Группы ГАЗ».
За основу взяли «дедушку» 1964 года рождения, получившего в народе прозвище «Шишига». От «отца» — ГАЗ-3308 — новому вездеходу почти ничего не досталось кроме мостов и рамы. Пожалуй, ещё и колёса можно сюда отнести. А ведь не помешал бы короб от старого «Садко», полностью закрывающий аккумуляторы, расположенные за кабиной по правой стороне рамы.
Всё же летящие брызги, пыль и грязь не способствуют долгой службе клемм, хоть они и прикрыты крышкой.
Ну да ладно, продолжаем осмотр. Как видите, кабина здесь от «ГАЗон Next». Те же скосы, зеркала заднего вида, решётка радиатора, оптика с немецкими лампочками. Правда, боковые поворотники вынесли на верхнюю часть пластиковых крыльев. Да и бампер не двойной.
Также от «ГАЗон Next» новому поколению «Садко» достались двигатель ЯМЗ-534, 5-ступенчатая коробка передач и подвеска.
За кабиной расположилась бортовая платформа с тентом. Откидной задний борт — деревянный, боковые выполнены из стали.
И вот тут вновь бросается в глаза несоответствие заявленных на производстве ГАЗа 100 роботов немецкого производства KUKA.
Сварные швы кузова грубые, как будто сварщик орудовал наспех и даже не стал затирать огрехи. Хотя не будем исключать, что бортовую платформу устанавливал сторонний изготовитель. Тем не менее, общее впечатление портится.
Конечно, лесникам и нефтегазовикам внешний вид не особо важен, но и короткая бортовая платформа им особо без надобности. А для пригородных перевозок можно было и постараться: кабина-то красивая.
Не могли мы не спросить про деревянные соединения между рамой и надстройкой.
«Это более мягкое крепление к раме. Грузоподъёмность самого борта не настолько большая и не требует дополнительных швеллеров, поэтому конструкторы такое решение применили», — объясняет Дмитрий Мельхер.
Взбираемся на бампер, откидываем капот. Тут рядная турбованная «четвёрка» Ярославского моторного завода с впрыском Common Rail от Bosch, традиционный для «ГАЗовской» продукции радиатор охлаждения от СП TRM, хомуты Tork, набережночелнинские РВД. Кстати, топливный фильтр внизу рамы — от Mann.
Посмотрим теперь на интерьер.
Открываем дверь, встаём на подвесную подножку, хватаемся за поручни для правой и левой рук и далее по ступенькам вверх.
Интерьер унифицирован с другими моделями семейства «Next». Но, к примеру, в отличие от того же «ГАЗона», здесь вместо кочерги переключения передач — короткоходый джойстик на приборной панели, как у «ГАЗели». В базовой комплектации электростеклоподъ¸мники, обогрев зеркал, круиз-контроль.
Кабина рассчитана на трёх человек. Водительское сиденье подрессоренное, а два пассажирских места — по сути, мягкая лавка.
Ну что ж, пора в путь. Заводим двигатель. И тут обращаем внимание на показания уровня топлива — он ниже нуля. Оказывается, на прошлом тест-драйве с клиентом из строя вышел датчик и его ещё не успели заменить. Так что обладателям «Садко Next» стоит быть осторожными при форсировании рек и грязных дорог.
Об эксплуатации
Сразу отметим высокую посадку — мы более чем в метре над землёй. Капот хоть и скошен, но перед собой всё равно ничего не видно. По факту, находящееся перед капотом расположено примерно в трёх метрах, так что к манёврам нужно привыкать.
Зеркала заднего вида дают хороший обзор, над правой дверью установлено широкоугольное зеркало, в котором отображается поверхность дороги по правой стороне машины. Его называют противоподкатным.
Грузоподъёмность «Садко Next» поболее, чем у предшественника. Официально он может везти 2,6 т, тогда как ГАЗ-3308 мог поднять на себя 2 т.
«Ресурс у двигателя, заявленный заводом — 700 000 км. Но я думаю, он на порядок больше», — подчёркивает Дмитрий Мельхер.
О том, что это русская машина напоминает скрип рулевого колеса. Хоть сам рулевой механизм здесь интегральный, в отличие от предшественников, да ещё и Bosch, но видимо то ли на резинках сэкономили, то ли не смазали какие-то детали.
Хотя к управляемости претензий нет никаких – машина послушно следует за малейшими поворотами руля.
«Тормозная система здесь новая — от Wabco. Если раньше была пневмогидравлическая, что для грузового транспорта менее удобно, то сейчас тормоза полностью пневматические. Она более отзывчивая на педаль», — поясняет наш испытатель.
Тем временем мы сворачиваем с трассы. Дальше начинается не дорога, а направление. Причём — резко вниз.
Используя моторный тормоз, (да-да, он тут есть) аккуратно спускаемся и движемся по ухабам к реке. И вот тут всё неоднозначно.
Сама машина держится на любых неровностях отлично. Чего не скажешь о пассажирах. Водитель то может держаться за руль, плюс в помощь подлокотник. Пассажир возле двери тоже ещё как-то может удержаться за ручку на потолке, а вот тому, кто посередине — не позавидуешь.
Остаётся или упираться рукой в потолок, или ухватиться за потолочную консоль с нишами для документов и динамиком системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Но её так и оторвать недолго.
Долго ли, коротко ли, а мы потихоньку скатились к подножию холма. Впереди — крутой подъём: на такой залетать с разгона нужно. Но поворачиваем трёхпозиционную ручку электропневматического механизма раздаточной коробки на полный привод с блокировкой заднего моста и медленно начинаем подниматься.
«Здесь подключаемый передний мост, опционально можно установить лебёдку, работающую от коробки отбора мощности. Есть подкачка каждого колеса для проходимости», — комментирует Дмитрий.
Горку «Садко Next» взял играючи. Чувствуется тяговитость мотора.
Пора проверить раму на кручение. Заезжаем на неровности, чтобы вывесить колесо. За кабиной через приоткрытое окно раздаются жуткие скрежещущие звуки, кажется, что сейчас что-то отвалится или переломится. Но нет, конструкция выдержала наши издёвки.
Пора опробовать брод. В глубину заезжать мы не рискнули, так как шноркеля в данном экземпляре нет — он опционален. Но высокий клиренс в 260 мм (по заднему мосту) позволяет с ветерком поднять кучу брызг в речке. Главное, не забывать, что по неосторожности можно залить аккумуляторы.
Помучав «Садко Next» для фотосессии и видеоролика на всевозможном бездорожье, мы отправились в обратный путь. На шоссе автомобиль ведёт себя очень достойно. Порожняком он легко разгоняется до 105 км/ч, обгоняет попутные грузовики.
Динамика нам понравилась. Но так как неровности рессоры отрабатывают, как и положено грузовичку, то в кабине пассажиры подпрыгивают.
С расходом топлива здесь всё непросто. По трассе машина кушает примерно чуть больше «ГАЗели», но на бездорожье при полном приводе аппетиты растут. Среднее значение где-то на уровне 18 литров на сотню.
Больше видео на нашем Youtube-канале
Вердикт
«Неладно скроен, да крепко сшит». Эта пословица довольно точно характеризует «Садко Next».
Да, с бортовой платформой модель вряд ли будет востребована у перевозчиков. Зато какие перспективы открываются при установке других надстроек: «вахтовка» для нефтегазовой или лесной сферы, передвижная автомастерская, двухрядная кабина с гидроподъёмником и т. д.
Возможностей у «Садко Next» — масса. Дело за «бодибилдерами».
А вот по проходимости у этой модели конкурентов почти и нет. По классу подходит разве что Mercedes-Benz Unimog. Но его стоимость куда выше 2 195 000 рублей, равно как и у внедорожных «Уралов» и «КАМАЗов».