- 7.4. Особенности организации ремонта взрывозащищенных электрических машин
- Читайте также
- Требования к проектированию ВЛ, учитывающие особенности их ремонта и технического обслуживания
- Защита вращающихся электрических машин от грозовых перенапряжений
- Смазка подшипников электрических машин
- 2.6. Особенности организации домашней сети Wi-Fi
- Преемственность структуры, или «генетика» машин
- Аукционы подержанных машин
- Защита вращающихся электрических машин от грозовых перенапряжений
- Требования к проектированию ВЛ, учитывающие особенности их ремонта и технического обслуживания
- ГЛАВА 5 Открытие электромагнетизма и создание разнообразных электрических машин, ознаменовавших начало электрификации
- 6.2.13. ИЗОЛЯЦИЯ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
- 7.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И НОРМАТИВЫ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МАШИН
- 7.2. ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МАШИН
- 7.3. ТЕХНОЛОГИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИН
- Особенности ремонта взрывозащищенных электродвигателей
7.4. Особенности организации ремонта взрывозащищенных электрических машин
7.4. Особенности организации ремонта взрывозащищенных электрических машин
7.4.1. Ремонт электрооборудования, связанный с восстановлением и изготовлением деталей и сборочных единиц, неисправность которых может повлечь за собой нарушение взрывозащищенности электрооборудования, а также ремонт, который в соответствии с ПТЭ электроустановок потребителей и Правилами безопасности в угольных и сланцевых шахтах запрещается производить эксплуатационному персоналу, должен выполняться ремонтными предприятиями (цехами, участками), имеющими специальное разрешение Федерального надзора.
7.4.2. С целью обеспечения надлежащего качества ремонта электрооборудования при проведении подготовительных работ ремонтному предприятию (цеху, участку) необходимо:
иметь в наличии ремонтную документацию,
оснастить предприятие (цех, участок) необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментом;
провести организационно-технические мероприятия, обеспечивающие квалифицированную проверку элементов взрывозащиты и определение необходимого объема ремонта;
провести обучение кадров.
7.4.3. Ремонтное предприятие (цех, участок) должно быть оснащено: специальными приспособлениями и подъемно-транспортными
механизмами, обеспечивающими качественную разборку и исключающими дополнительные повреждения деталей и сборочных единиц;
комплектом измерительного инструмента, позволяющего производить контроль параметров взрывозащиты;
механическим, сварочным и другим оборудованием, позволяющим вести восстановление элементов взрывозащиты на деталях взрывонепроницаемой оболочки методами сварки, наплавки, механической обработки, установки ремонтных деталей и т. д.;
комплектом технологического оборудования и материалов, позволяющих ремонтировать обмотки в соответствии с классом нагревостойкости изоляции ремонтируемого электрооборудования;
стендом для проведения гидравлических испытаний деталей и сборочных единиц взрывонепроницаемой оболочки с комплектом приспособлений;
стендом и приборами для проведения электрических испытаний;
тарой и стеллажами, исключающими возможность повреждения элементов взрывозащиты электрооборудования в процессе транспортировки и хранения.
Ремонтировать и испытывать электрооборудование должен квалифицированный персонал, прошедший специальное обучение, сдавший экзамены и получивший удостоверение на право ремонта.
7.4.4. Текущий ремонт взрывозащищенных электрических машин рекомендуется проводить не реже 1 раза в год для двигателей с частотой вращения 1500 об/мин и не реже 1 раза в 6 месяцев для двигателей с частотой вращения 3000 об/мин.
7.4.5. При аварийном ремонте двигателей (в результате неправильной эксплуатации, перегрузок двигателя и т. д.) отнесение его к определенному виду ремонта производится в зависимости от характера повреждений и объемов ремонта.
7.4.6. Нормативные сроки капитального ремонта могут корректироваться службой главного энергетика предприятия на основе анализа технического состояния оборудования.
7.4.7. При замене обмоток ремонтное предприятие (цех, участок) должно иметь в наличии комплект технологического оборудования и материалов, позволяющих ремонтировать обмотки в соответствии с классом нагревостойкости изоляции ремонтируемых двигателей, но не ниже класса В по ГОСТ 8865—78. При этом необходимо иметь в виду, что в ремонт могут поступать двигатели с изоляцией класса нагревостойкости Н.
7.4.8. Во избежание повреждения изоляции пакета статора и деформации посадочных поверхностей центрирующих заточек станины при демонтаже обмоток с выжиганием изоляционных материалов в специальных печах необходимо иметь автоматические или следящие устройства контроля температуры, которая не должна превышать 400 °C.
При демонтаже обмоток необходимо предусмотреть защиту посадочных поверхностей и торцов центрирующих заточек станины от повреждений.
7.4.9. Во избежание повреждения посадочных поверхностей деталей и сборочных единиц не допускается разборка двигателей ударами по выступающему концу вала.
7.4.10. При разборке двигателей необходимо принять меры, исключающие перекос ротора.
7.4.11. Обмотки и токоведущие части должны быть надежно закреплены, пазовые клинья плотно забиты в пазы без слабины.
7.4.12. Сопротивление изоляции и электрическая прочность изоляции обмоток должны соответствовать требованиям ремонтной документации. Витки проволочных бандажей должны быть наложены плотно, без пропусков и перекрещиваний. Каждый слой проволочного бандажа должен быть тщательно пропаян. Замки бандажа должны быть плотно подбиты и пропаяны. Весь бандаж должен иметь блестящую поверхность, без черновин и пятен. При простукивании легким молотком бандаж не должен издавать дребезжащего или глухого звука.
7.4.13. Щетки должны быть притерты к поверхности контактных колец. Установка на двигатель щеток различных марок не допускается.
7.4.14. Двигатели на два напряжения должны соединяться на напряжение сети, указанное в заказе.
7.4.15. При замене подшипников должны быть применены подшипники классов точности не ниже применяемых предприятиями-изготовителями.
7.4.16. При сборке двигателей свободное пространство камер подшипниковых узлов должно быть на 0,65 объема заполнено смазкой, указанной в ремонтной документации, а для двигателей с частотой вращения 3000 об/мин – на 0,5 объема.
7.4.17. Испытания двигателей должны проводиться в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей.
7.4.18. Для синхронных и асинхронных двигателей, наиболее массовых в ремонте, устанавливается перечень электрических испытаний, которым должен подвергаться каждый отремонтированный двигатель в зависимости от вида ремонта.
7.4.19. Программа приемо-сдаточных испытаний для двигателей повышенной надежности против взрыва принимается в соответствии с ТУ предприятия-изготовителя.
7.4.20. Каждый отремонтированный двигатель должен пройти обкатку без нагрузки при номинальной частоте вращения в течение времени, указанного ниже:
7.4.21. При ремонте рудничных двигателей с заменой обмоток по технологическому процессу, отличающемуся от технологии предприятия-изготовителя, необходимо проводить испытания двигателя на влагоустойчивость.
При последующих ремонтах однотипных рудничных двигателей проведение испытаний на влагоустойчивость необязательно. Каждый отремонтированный двигатель должен иметь знак исполнения по взрывозащите.
7.4.22. В случае неудовлетворительного состояния таблички предприятия-изготовителя либо ее отсутствия должна быть прикреплена новая табличка, на которой указываются: наименование или товарный знак ремонтного предприятия; тип двигателя; мощность, кВт, соединение фаз; напряжение, В; номинальная частота вращения, об/мин;
номинальный ток, А; напряжение на кольцах ротора, В (для двигателей с фазным ротором), ток ротора, А (для двигателей с фазным ротором); ремонтный номер или номер заказа; дата выпуска из ремонта (год, месяц).
7.4.23. Ремонтное предприятие (цех) должно гарантировать соответствие отремонтированных двигателей требованиям заводских инструкций и обязано в течение 12 месяцев со дня начала эксплуатации, но не более двух лет со дня отгрузки двигателя с ремонтного предприятия безвозмездно ремонтировать двигатели, если в течение указанного времени будет обнаружено их несоответствие требованиям завода-изготовителя.
7.4.24. Каждое отремонтированное изделие должно быть испытано по программе приемо-сдаточных испытаний. Программа приемо-сдаточных испытаний зависит от вида ремонта.
7.4.25. В программу приемо-сдаточных испытаний входят электрические испытания, а также проверка:
комплектности отремонтированного электрооборудования;
соответствия электрооборудования в процессе ремонта и сборки требованиям ремонтной документации с контролем всех параметров, обеспечивающих взрывозащиту;
наличия необходимой сопроводительной документации.
Программа приемо-сдаточных испытаний, нормы испытаний, допускаемые отклонения показателей от номинальных значений устанавливаются ремонтной документацией на конкретное изделие.
7.4.26. Испытания электрооборудования в процессе ремонта могут производиться в несколько этапов, например: гидравлические испытания деталей взрывонепроницаемой оболочки, испытания обмоток в процессе их изготовления, стендовые испытания и т. д.
Результаты приемо-сдаточных испытаний записываются в журнале испытаний.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Требования к проектированию ВЛ, учитывающие особенности их ремонта и технического обслуживания
Требования к проектированию ВЛ, учитывающие особенности их ремонта и технического обслуживания Вопрос. Каковы требования Правил по обеспечению подъездов и подходов к ВЛ?Ответ. Подъезд к ВЛ должен быть обеспечен в любое время года на возможно близкое расстояние, но не
Защита вращающихся электрических машин от грозовых перенапряжений
Защита вращающихся электрических машин от грозовых перенапряжений Вопрос. К какому электрооборудованию допускается непосредственно присоединять ВЛ на металлических и железобетонных опорах?Ответ. Допускается непосредственно присоединять к генераторам (синхронным
Смазка подшипников электрических машин
Смазка подшипников электрических машин Вопрос. При каком условии рекомендуется объединять системы циркуляционной смазки электрических машин и технологического оборудования?Ответ. Рекомендуется объединять, если применяемый сорт масла пригоден для тех и других и если
2.6. Особенности организации домашней сети Wi-Fi
2.6. Особенности организации домашней сети Wi-Fi Беспроводной Интернет дома – заманчивая идея для многих семей. Широкое распространение беспроводных технологий позволяет отказаться от кабелей (для сетевых подключений) хотя бы и в отдельно взятом, даже в деревенском, доме.
Преемственность структуры, или «генетика» машин
Преемственность структуры, или «генетика» машин Генетикой в биологии называется наука о законах наследственности и изменчивости, ведущая к пониманию законов рождения новых организмов. Как уже говорилось, по аналогии можно отметить, что произведения рук человеческих,
Аукционы подержанных машин
Аукционы подержанных машин Обычно североамериканские дилеры, торгующие автомобилями, раз в месяц посещают аукционы, где осматривают и покупают автомобили, которые потом перепродают. Для дилеров, сотрудничающих с «Мицубиси мотор сэйлс Америка», трех-четырехчасовой
Защита вращающихся электрических машин от грозовых перенапряжений
Защита вращающихся электрических машин от грозовых перенапряжений Вопрос 149. К какому электрооборудованию допускается непосредственно присоединять воздушные линии на металлических и железобетонных опорах?Ответ. Допускается непосредственно присоединять к
Требования к проектированию ВЛ, учитывающие особенности их ремонта и технического обслуживания
Требования к проектированию ВЛ, учитывающие особенности их ремонта и технического обслуживания Вопрос 275. Каковы требования Правил в части обеспечения подъездов и подходов к ВЛ?Ответ. К ВЛ должен быть обеспечен в любое время года подъезд на возможно близкое расстояние,
ГЛАВА 5 Открытие электромагнетизма и создание разнообразных электрических машин, ознаменовавших начало электрификации
ГЛАВА 5 Открытие электромагнетизма и создание разнообразных электрических машин, ознаменовавших начало электрификации Открытие действия «электрического конфликта» на магнитную стрелкуВ июне 1820 г. в Копенгагене была издана на латинском языке небольшая брошюра
6.2.13. ИЗОЛЯЦИЯ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
6.2.13. ИЗОЛЯЦИЯ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН Надежность и долговечность электрических машин обусловлена главным образом их техническими показателями и качеством электроизоляционных материалов. Наибольший вклад в разработку и внедрение новых изоляционных материалов,
7.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И НОРМАТИВЫ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МАШИН
7.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И НОРМАТИВЫ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МАШИН Система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта машин предусматривает выполнение в плановом порядке технического обслуживания и ремонта после отработки
7.2. ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МАШИН
7.2. ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МАШИН Планирование технического обслуживания проводится с целью определения числа и видов технического обслуживания, установления сроков работ, определения трудоемкости и потребности в рабочей силе, рационального
7.3. ТЕХНОЛОГИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИН
7.3. ТЕХНОЛОГИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИН В состав работ по техническому обслуживанию машин и оборудования входят:очистка, мойка, осмотр и техническое диагностирование деталей, сборочных единиц машин, приборов гидравлической и пневматической системы,
Особенности ремонта взрывозащищенных электродвигателей
Дополнительно к рассмотренному ранее, отметим особенности ремонта применительно к взрывозащищенным электродвигателям.
Текущий ремонт выполняет эксплуатационная служба:
- очистка двигателя от грязи и пыли;
- замена смазки в подшипниках;
- проверка исправности подшипников (в отдельных случаях замена подшипников);
- проверка сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса и между фазами;
- замена смазки на взрывозащищенных и посадочных поверхностях двигателей, подвергавшихся разборке;
- проверка состояния болтовых соединений взрывонепроницаемой оболочки; частичная замена крепежа;
- замер доступных взрывонепроницаемых зазоров тех мест, которые подвергались разборке;
- проверка надежности контакта заземления;
- проверка надежности работы блокировок и сигнализации;
- мелкий ремонт кожуха и вентиляторов (правка, рихтовка).
Капитальный ремонт включает объем текущего ремонта, а также (выполняет специализированное предприятие):
- ремонт отдельных деталей и сборочных единиц, не имеющих взрывозащитных поверхностей (крышек подшипников, кожухов, вентиляторов, щеткодержателей, контактных колец и т.п.);
- замена любых деталей и сборочных единиц, кроме станин и роторов, деталями и сборочными единицами, поступающими как запасные части;
- замена отдельных жестких катушек обмоток запасными, изготовленными заводом-изготовителем электродвигателей, когда количество демонтируемых катушек обмотки не превышает 25% их общего числа;
- замена бандажей;
- замена подшипников новыми (нереставрированными);
- подызолировка лобовых частей и выводных концов обмоток;
- устранение обрывов выводных концов;
- переклиновка ослабленных клиньев обмоток;
- пропитка обмоток пропиточным лаком и покрытие лобовых частей электроизоляционной эмалью;
- сушка электродвигателей с пониженным сопротивлением изоляции.
- окраска двигателя.
- замена обмоток;
- ремонт активной стали статора;
- ремонт валов;
- ремонт подшипниковых щитков и корпусов;
- восстановление элементов взрывозащиты взрывонепроницаемых оболочек;
- изготовление любых деталей и сборочных единиц;
- балансировка роторов;
- замена роторов новыми, комплектными, изготовленными заводом-изготовителем электродвигателей;
- гидравлические испытания деталей и сборочных единиц взрывонепроницаемой оболочки;
- электрические испытания.
Периодичность текущего и капитального ремонтов электродвигателей устанавливается графиком ППР предприятия, эксплуатирующего эти электродвигатели, в сроки, установленные на основании ПТЭ и ПТБ, инструкций заводов-изготовителей и других документов, учитывающих условия эксплуатации на данном предприятии.
Рекомендуемая периодичность ремонтов:
- Текущий ремонт – не реже одного раза в год для машин с частотой вращения 1500 об/мин и ниже и не реже одного раза в 6 месяцев – для двигателей с частотой вращения более 1500об/мин.
- Капитальный ремонт – необходимость и сроки устанавливает служба главного энергетика предприятия, эксплуатирующая электродвигатели, на основе анализа их технического состояния.
- При аварийном ремонте электродвигателей, вышедших из строя в результате неправильной эксплуатации, перегрузок и т.д., отнесение его к определенному виду ремонта производится на основании характера повреждений и объема ремонтных работ.
Не подлежат ремонту электродвигатели у которых:
- разбит корпус;
- разбиты сложные литые детали (подшипниковые щиты, корпуса коробки выводов и т.п.), кроме случаев, когда эти детали могут быть отремонтированы и подлежат замене;
- отбито более двух лап или две лапы с одной стороны машины;
- значительно повреждено железо статора или ротора (кроме случаев, когда ротор не может быть отремонтирован и подлежит замене);
- выплавлена обмотка ротора;
- воздушный зазор выше номинального значения зазора, установленного для данного электродвигателя заводом-изготовителем, на 25% и более для двухполюсных и на 15% и более для машин с большим числом полюсов.
Ремонт обмоток и других электрических частей.
Во избежание повреждения изоляции пакета статора и деформации посадочных поверхностей центрирующих заточек станины при демонтаже обмоток с выжиганием изоляции в печах, температура не должна превышать 400оС. В других случаях при демонтаже обмоток необходимо предусмотреть защиту от повреждений посадочных поверхностей и торцов центрирующих заточек станины.
Обмотки и токоведущие части должны быть надежно закреплены, пазовые клинья должны быть плотно забиты в пазы и не иметь слабины.
Класс изоляции, сопротивление изоляции и электрическая прочность изоляции обмоток должны соответствовать требованиям ремонтной документации.
Двигатели на два напряжения должны соединяться на напряжение сети, указанное в заказе.
Электрическая схема обмоток и другие требования по их изготовлению должны соответствовать ремонтной документации.
Электрические щетки должны быть притерты к поверхности контактных колец. Установка на машину щеток различных марок не допускается (тип щетки должен соответствовать ремонтной документации).
Разборка-сборка двигателей, ремонт механических узлов.
Во избежание повреждения посадочных поверхностей деталей и сборочных единиц не допускается разборка машин ударами по выступающему концу вала. При разборке двигателей нельзя допускать перекоса ротора. При замене подшипников должны применяться подшипники классов точности не ниже применяемых заводом-изготовителем.
В остальном ремонт механических узлов должен соответствовать ремонтной документации.
При сборке двигателей свободное пространство камер подшипниковых узлов должно быть на 0,65 объема заполнено смазкой, указанной в ремонтной документации, а для двигателей с частотой вращения 3000об/мин – на 0,5 объема.
Витки проволочных бандажей должны быть наложены плотно, без пропусков и перекрещиваний. Каждый слой проволочного бандажа должен быть пропаян. Замки бандажа должны быть плотно подбиты и пропаяны. Весь бандаж должен иметь блестящую поверхность, без черновин и пятен. При постукивании легким молотком бандаж не должен издавать дребезжащего или глухого звука.
Испытания электродвигателей после ремонта должны проводиться в соответствии с требованиями, указанными в параграфе 2.4.
Программа приемо-сдаточных испытаний для электродвигателей с видом взрывозащиты “e” принимается в соответствии с техническими условиями заводов-изготовителей или должна разрабатываться в соответствии с ГОСТ 22782.7-81 с последующим согласованием с испытательной (контролирующей) организацией.
Электрические испытания, входящие в программу приемо-сдаточных испытаний, которым должен подвергаться каждый отремонтированный электродвигатель, в зависимости от вида ремонта, приведены в таблице 1.
Каждый отремонтированный электродвигатель должен пройти обкатку без нагрузки при номинальной частоте вращения в течении следующего времени (не менее):
- мощность двигателя до 1кВт – 5минут;
- от 1 до 10кВт – 15 минут;
- от 10 до 100кВт – 30 минут;
- от 100 до 1000кВт – 1 час;
- свыше 1000кВт – 2 часа.
Маркировка отремонтированных электродвигателей.
Каждый отремонтированный электродвигатель должен иметь знак исполнения по взрывозащите, (маркировка должна соответствовать маркировке, указанной в ремонтной документации) и снабжен ремонтной табличкой (см. п. 2.3).
В случае неудовлетворительного состояния таблички завода-изготовителя, либо ее отсутствия должна быть прикреплена новая табличка, на которой указывается (желательно в следующей последовательности):
- наименование или товарный знак ремонтного предприятия;
- тип электродвигателя;
- номинальная мощность;
- соединение фаз;
- номинальное напряжение;
- номинальная частота вращения;
- номинальный ток статора;
- номинальное напряжение и ток ротора (для двигателя с фазным ротором);
- ремонтный номер;
- дата выпуска из ремонта (год, месяц).
Гарантийный срок службы отремонтированных электродвигателей устанавливается соответствующими нормативными документами.