Основные работы по ТО и ТР тормозной системы автомобиля с гидроприводом.
Гидравлический привод является основным типом привода в рабочей тормозной системе. Конструкция гидравлического привода включает тормозную педаль, усилитель тормозов, главный тормозной цилиндр, колесные цилиндры, соединительные шланги и трубопроводы.
Тормозная педаль передает усилие от ноги водителя на главный тормозной цилиндр. Усилитель тормозов создает дополнительное усилие, передоваемое от педали тормоза. Наибольшее применение на автомобилях нашел вакуумный усилитель тормозов.
Техническое обслуживание тормозной системы с гидравлическим приводом
Чтобы обеспечить работоспособность автомобиля в течение всего периода эксплуатации, необходимо периодически поддерживать его техническое состояние комплексом технических воздействий, которые в зависимости от назначения и характера можно разделить на две группы: воздействия, направленные на поддержание агрегатов, механизмов и узлов автомобиля в работоспособном состоянии в течение наибольшего периода эксплуатации; воздействия, направленные на восстановление утраченной работоспособности агрегатов, механизмов и узлов автомобиля.
Комплекс мероприятий первой группы составляет систему технического обслуживания и носит профилактический характер, а второй — систему восстановления (ремонта).
Техническое обслуживание осуществляется по плану, а ремонт — по потребности.
Техническое обслуживание включает следующие виды работ: уборочно-моечные, контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные, электротехническое и другие работы, выполняемые, как правило, без разборки агрегатов и снятия с автомобиля отдельных узлов и механизмов. Если при техническом обслуживании нельзя убедиться в полной исправности отдельных узлов, то их следует снимать с автомобиля для контроля на специальных стендах и приборах.
По периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ техническое обслуживание согласно действующему Положению подразделяется на следующие виды: ежедневное (ЕО), первое (ТО-1), второе (ТО-2) и сезонное (СО) технические обслуживания.
Положением предусматривается два вида ремонта автомобилей и его агрегатов: текущий ремонт (ТР), выполняемый в автотранспортных предприятиях, и капитальный ремонт (КР), выполняемый на специализированных предприятиях.
Диагностика является частью технологического процесса технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) автомобилей, обеспечивая получение исходной информации о техническом состоянии автомобиля. Диагностика автомобилей характеризуется назначением и местом в технологическом процессе технического обслуживания и ремонта.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) выполняется ежедневно после возвращения автомобиля с линии в межсменное время и включает: контрольно-осмотровые работы по механизмам и системам, обеспечивающим безопасность движения, а также кузову, кабине, приборам освещения; уборочномоечные и сушильнообтирочные операция, а также дозаправку автомобиля топливом, маслом, сжатым воздухом и охлаждающей жидкостью. Мойка автомобиля осуществляется по потребности в зависимости от погодных, климатических условий и санитарных требований, а также от требований, предъявляемых к внешнему виду автомобиля.
Ремонт тормозной системы с гидроприводом
Признаками неисправности тормозов с гидравлическим приводом являются малый ход педали, уменьшенное или увеличенное усилие привода педали, уменьшение или увеличение хода педали тормоза по сравнению с ее рабочим состоянием. При нормальном рабочем ходе педали в процессе торможения автомобиль может уводить в сторону, заносить, медленно снижать скорость движения, издавать скрип или визг тормозов. Все это свидетельствует о неисправности тормозов и необходимости восстановить тормозные качества автомобиля.
Ход педали с гидравлическим приводом уменьшается, а усилие при торможении увеличивается из-за разбухания манжет главного цилиндра при работе на низкокачественной жидкости, при попадании в нее бензина, керосина, минеральных масел, из-за заедания поршня вследствие его загрязнения, попадания воды при отсутствии или разрыве защитного колпака, при нарушении герметичности манжет, т. е. главным образом из-за резкого изменения рабочих свойств тормозной жидкости.
При текущем ремонте тормозной системы устраняют задиры, выработку на рабочей поверхности барабана, заменяют накладки с трещинами и выкрашиванием, заменяют изношенные накладки, втулки осей колодок и разжимных кулаков, разрушенные диафрагмы, изношенные манжеты поршня. В результате износа и старения деталей тормозной системы увеличивается тормозной путь автомобиля и вероятность заноса автомобиля, увеличивается возможность разрушения отдельных деталей, а также возможность утечки тормозной жидкости или воздуха из систем.
Основные работы по ТО и ТР тормозной системы автомобиля с пневмоприводом.
Техническое обслуживание тормозной системы заключается в проверке действия и регулировке механизмов рабочего и стояночного тормозов, проверке герметичности привода, уровня жидкости в главном цилиндре и регулировке свободного хода педали тормоза в гидравлическом приводе, проверке и регулировке натяжения ремня компрессора, регулятора давления, предохранительного клапана и тормозного крана в системе пневматического привода, удалении из него конденсата.
При ТО-1 выполняются работы, предусмотренные ЕТО, кроме того фильтр компрессора промывается в керосине и заправляется маслом, проверяется крепление компрессора, промежуточной опоры, натяжного устройства, деталей стояночного тормоза и надежность его действия, проверяется и при необходимости регулируется свободный ход педали тормоза, проверяется уровень жидкости в главном тормозном цилиндре и при необходимости жидкость доливается, проверяется состояние и работа регулятора давления и предохранительного клапана пневматического привода и при необходимости они регулируются, проверяется давление воздуха в магистрали прицепа или полуприцепа.
При ТО-2 дополнительно к перечисленным работам снимаются тормозные барабаны, проверяются и очищаются от грязи тормозные колодки, накладки, стяжные пружины, барабаны, при необходимости заменяются накладки, стяжные пружины и регулируются зазоры между тормозными колодками и барабанами, проверяются шплинтовка пальцев тормозных камер и величина хода штоков при торможении, проверяются крепление, герметичность и исправность тормозного крана и регулируется давление воздуха на выходе из него, при признаках попадания воздуха гидравлический привод прокачивается.
Ремонт тормозов
Разборочные работы составляют значительную часть общего объема работ по капитальному ремонту автомобилей, поэтому механизация разборки для обеспечения сохранности деталей, повышения чистоты и общей культуры производства на разборочных участках является весьма важной задачей.
Разборку колесного тормоза начинают со снятия тормозного барабана. Для этого отвертывают винты, крепящие барабан к ступице. Затем снимают стяжную пружину и тормозные колодки.
Разборка и сборка тормозной камеры.
Отвернув гайки с болтов крепления крышки, снимают крышку и диафрагму. Ослабив контргайку, отсоединяют вилку штока от рычага, после чего вынимают из корпуса шток с пружинами и опорным диском.Сборку ведут в последовательности обратной разборке.
Разборка и сборка тормозного крана.
Закрепив кран в тисках, вывертывают корпус включателя стоп-сигнала в сборе. Отвернув болты крепления крышки рычага к корпусу, снимают крышку рычага и прокладку. Вывернув из крышки тормозного крана пробку, вынимают седло впускного клапана, впускной и выпускной клапаны с возвратной пружиной. Затем отвертывают болты крепления крышки тормозного края к корпусу, снимают крышку тормозного крана и вынимают из ее полости седло выпускного клапана с диафрагмой. Из корпуса вынимают стакан с уравновешивающей пружиной. Сборку ведут в последовательности, обратной разборке и снятию.
Техническое обслуживание и текущий ремонт тормозов с гидроприводом
ЕО — опробовать действие педали тормозов — педаль должна перемещаться вниз без заеданий, расстояние от площадки педали до пола должно быть не меньше установленной нормы. Внешним осмотром проверить состояние и крепление главного тормозного цилиндра и гидровакуумного усилителя (при его наличии), обратить особое внимание на места возможного подтекания тормозной жидкости.
ТО-1— дополнительно к объему работ по ЕО необходимо очистить от пыли и грязи все доступные элементы тормозной системы, у легковых автомобилей тщательно очистить скобы (суппорт) передних дисковых тормозов. Проверить крепление основных узлов, штуцерных соединений и т.д. Необходимо проверить уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра. При попадании воздуха в систему гидропривода — необходимо произвести прокачку системы.
ТО-2— дополнительно к объему ТО-1 проводят углубленную диагностику (как поэлементную, так и полную) технического состояния тормозной системы. При ТО-2 в обязательном порядке снимаются все колеса и барабаны автомобиля, в целях оценки состояния колесных тормозных механизмов и их обслуживания. Отсоединяют стяжную пружину и проверяют легкость поворота на опорных эксцентричных пальцах колодок. При ТО-2, в порядке сопутствующего ремонта, можно заменять любые неисправные узлы и детали.
ТР — в зону текущего ремонта поступают автомобили с внезапно возникшими неисправностями в тормозной системе в ходе эксплуатации (в т.ч. и после некачественного проведения работ при ТО-1 или ТО-2). На постах зоны ТР, оборудованных осмотровыми канавами или подъемниками, для обеспечения доступа к автомобилю снизу, может проводиться любая операция, входящая в объем работ ТО-1 или ТО-2.
Тормозная система не обеспечивает нормальное эффективное торможение- сопровождается увеличением тормозного пути.
· износ фрикционных накладок колодок;
· замасливание фрикционных накладок колодок;
· износ тормозных барабанов, тормозных дисков;
· попадание воздуха в гидросистему;
· неисправная работа гидровакуумного усилителя.
Тормозная система не обеспечивает равномерности торможения колес (при одинаковом износе протекторов и давлении в шинах) — что повышает возможность заноса автомобиля на дороге.
· неодинаковая эффективность действия различных колесных тормозных механизмов;
· неравномерное действие тормозных механизмов колес одной оси;
· последовательность и интервал начала срабатывания тормозов передних и задних колес не соответствуют техническим.
В случае опережающего торможения задних колес — возможен занос автомобиля, значительное опережение торможения передних колес может привести к потере управляемости автомобиля.
Полный отказ в работе тормозной системы.
· отсутствие тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра;
· попаданиев гидросистему большого количества воздуха;
· педаль тормоза неуправляема.
Нерастормаживание колес — при полном отпускании педали.
· разбухание резиновых манжет поршнейглавного цилиндра или колесных тормозных цилиндров;
· коррозия или налет солевых отложений на рабочей поверхности колесных тормозных;
· эллипсообразный износ тормозных барабанов;
· обрыв стяжных пружин колодок;
· заедание тормозных колодок на опорных пальцах;
· засорение воздушного отверстия в пробке бачка главного цилиндра;
· засорение компенсационного отверстия в главном цилиндре;
· отсутствует или слишком мал технологический свободный ход педали тормоза.
Ремонт тормозной системы грузовиков
От исправности тормозной системы зависит безопасность на дорогах. И это не только безопасность водителя, но и тех, кто находится в салоне, а так же всех участников движения. По советам профессионалов необходимо один раз в год или через каждые 50 тыс. км пробега проводить диагностику грузовика. Своевременное выявление неисправностей позволит эксплуатировать грузовой автомобиль долго и безопасно.
Что представляет собой тормозная система
Тормозной механизм бывает рабочим, запасным и стояночным. Рабочий — следит за уменьшением скорости движения и остановкой грузовика. Запасной вступает в работу при отказе рабочего и выполняет те же задачи. Стояночный используется для стопора автомобиля.
Тормоз-система состоит из механизма и привода. Механизм создает сам тормозной момент. Различают барабанные и дисковые механизмы. Привод позволяет управлять механизмом, приводит его в движение. Привод может работать с помощью механики, гидравлики, пневматики, электричества и при сочетании нескольких элементов.
Какие бывают неисправности?
Диагностирование тормозной системы грузового транспорта должна проводиться по принципам, стандартам и условиям, указанных производителем. Показано диагностирование на разных скоростях работы транспорта.
- тормозной путь больше обычного;
- вы перестали ощущать взаимодействие с педалью газа;
- появились посторонние непривычные звуки;
- греются диски, неодинаковое стирание барабанов/колодок;
- проявляются заносы машины, смещение в одну или другую сторону;
- приборный щиток выдает ошибку;
- тормозная педаль «чувствует себя вольготно».
Вышеперечисленные признаки – первый звоночек, чтобы обратиться к профессионалам. Ремонт своими силами может оказаться куда затратнее, чем предполагалось и преподнести другие сюрпризы.
Наряду с диагностированием тормоз-системы, специалисты проверяют пневматику. При оснащенности автомобиля бортовым ЭВМ применяется спецоборудование и программное обеспечение.
Самостоятельно рекомендуют проверять жидкость в бачке и работоспособность колодок. Проверка способствует выявлению проблем даже при отсутствии явных признаков поломок.
Ремонт тормозной системы
После выявления причин неисправностей можно приступать к ремонту грузовика. Ремонт производится в зависимости от марки авто, года выпуска, пробега, объема двигателя и других технических составляющих.
Чаще всего прибегают к ремонту:
- тормозных цилиндров, шлангочек, тросиков, колодок, дисков и жидкости;
- ремонтируют узлы и подвод суппорта;
- при попадании воздуха в тормозной механизм производится его прокачка;
- промываются патрубки и оживляются барабаны;
- нередкое явление – восстановление вакуум/усилителей и тормозных кранов;
- перебирается рычажная система педали и прочее.
В автосервисах для замены используют «родные» запчасти и сложность ремонта не является проблемой.
Ремонт дисковой тормозной системы
Дисковые элементы пришли на смену барабанно-колодочному механизму. Как исключение из правил – отдельные марки строительных грузовиков. Дисковые тормоза работают быстрее и надежнее. Срок эксплуатации дисковых узлов зависит от своевременного обслуживания и используемых расходников.
При диагностировании на автосервисе проверяется наличие проблем во всей тормозной системе. В этих целях применяют специальный сканер для диагностирования с программным обеспечением. Он приспособлен для настройки электронных модулей и прочитывания кода поломки.
Механика осматривается визуально. При необходимости производятся замеры параметров специальными щупами. Проверяется целостность чехлов и гофры, т.к. при продавливании внутрь, вода вымывает смазку, что приводит к преждевременной коррозии. При залипании пальцев теряет подвижность скоба, происходит перегрев запчастей, что влияет на расход горючего в сторону увеличения.
На СТО для запрессовки направляющих втулок используют спецприспособление с силовым винтом, что позволяет контролировать место приложения силы и ее мощность.
Важно! Ударный метод ремонта втулки приводит к перекосам деталей, к заклиниванию направляющего пальца, нарушается подвижность скобы и внутренней части тормоз-системы.
Получить консультацию по ремонту и эксплуатации грузовых автомобилей Man Вы можете следующими способами: