Техническое обслуживание и ремонт строительных машин
Хорошо организованный ремонт и техническое обслуживание машин обеспечивают их исправное состояние и повышают эффективность использования.
В настоящее время принята Единая система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта (рис. 13.1).
Рис. 13.1. Система планово-предупредительного ремонта строительных машин
Техническое обслуживание должно обеспечивать поддержание машин в работоспособном состоянии, уменьшение интенсивности изнашивания деталей, выявление и предупреждение отказов и неисправностей, а ремонт—восстановление работоспособности машины.
Виды и периодичность технических обслуживаний и ремонта должны приниматься в соответствии с документацией заводов — изготовителей машин. Строительные и дорожные машины подвергаются ежесменному и периодическому техническому обслуживанию. Периодические технические обслуживания в зависимости от характера, объема работ и времени выполнения обозначаются № 1, 2 и 3. Чем выше номер, тем больший объем работ должен выполняться. Ежесменное техническое обслуживание включает осмотр, смазку, заправку, проверку, регулировку механизмов, крепление деталей и др. Перечень работ, которые должны выполняться при проведении технических обслуживании, приводится в инструкциях заводов-изготовителей.
В зависимости от характера и объема работ, необходимых для приведения машин в технически исправное состояние, ремонт подразделяют на текущий, при котором производится частичная разборка строительных машин, устраняются неисправности в агрегатах и узлах, изменяются отдельные агрегаты, узлы и детали (кроме базовых); капитальный, при котором машина полностью разбирается, заменяются изношенные агрегаты и узлы.
Текущий ремонт строительных машин в зависимости от их конструкций и условий эксплуатации можно производить двумя способами: индивидуальным и агрегатно-узловым.
При индивидуальном способе снимают детали узлов и после ремонта устанавливают их на ту же машину, с которой они были сняты. Недостаток этого способа состоит в том, что машина находится в нерабочем состоянии в течение всего времени, требующегося на ремонт изношенных деталей и узлов.
Наиболее прогрессивным является метод агрегатно-узлового ремонта, обеспечивающий повышение времени работы машины на 15—20%, при котором узлы и агрегаты, требующие ремонта, заменяются заранее отремонтированными или новыми. Метод применим как в заводских, так и в эксплуатационных условиях.
Для проведения технических обслуживании и текущих ремонтов управления механизации должны располагать эксплуатационными базами механизации.
Технические обслуживания и текущие ремонты могут производиться как на местах работы, так и на базах механизации.
Капитальный ремонт сложных строительных машин (экскаваторов, скреперов, бульдозеров, кранов и т. п.) должен производиться, как правило, на специализированных ремонтных заводах. Специализированные заводы капитального ремонта должны обеспечивать потребность в ремонтах машин всего экономического района независимо от ведомственной принадлежности машин.
В целях сокращения простоев машин в ремонте и повышения технического уровня ремонта строительным министерствам и ведомствам установлены задания по уровню централизованного капитального ремонта наиболее массовых строительных машин.
Текущий ремонт дорожно строительных машин
Текущий ремонт машин разделяют на плановый и неплановый. Организация проведения планового текущего ремонта включает те же вопросы, что и при организации технического обслуживания: выбор места, метода и организационной формы выполнения работ, подбор исполнителей, отбор средств механизации и установление порядка выполнения работ.
Учитывая, что текущий ремонт требует сложного оборудования, его выполняют преимущественно в стационарных мастерских. Машины, удаленные от эксплуатационных баз на значительные расстояния, целесообразнее ремонтировать на месте их применения, но при этом требуется доставлять к месту ремонта комплект новых или отремонтированных сборочных единиц для установки на машину взамен изношенных.
Текущий ремонт машин проводят индивидуальным или агрегатным методами. При индивидуальном методе ремонтная бригада осуществляет ремонт всех составных частей машины, требующих ремонта. При этом методе ремонта необходима высокая квалификация всех членов бригады, иначе не обеспечивается качество ремонта. Продолжительность ремонта машин увеличивается, так как большая часть работ ведется последовательно. Высоки при этом и затраты средств и труда на ремонт.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Более прогрессивным является агрегатный метод ремонта. Суть его состоит в том, что снятые с машины сборочные единицы, требующие ремонта, сдают в обменный пункт мастерской, а взамен получают новые или отремонтированные. Снятые с машин сборочные единицы обменный пункт направляет в ремонт на специализированные рабочие места мастерской и на ремонтные заводы. Из ремонта они снова поступают на обменный пункт. Важным резервом в пополнении обменного фонда являются годные сборочные единицы со списанных машин.
Агрегатный ремонт выполняют специализированные звенья, каждое из которых выполняет отдельные виды работ или ведет ремонт однотипных сборочных единиц. Так, одно из них выполняет разборочно-сборочные работы, другое ремонтирует двигатели, третье осуществляет ремонт ходовой части машин и т. д.
Специализация рабочих мест при агрегатном ремонте машин позволяет создать лучшие условия для механизации труда рабочих, что способствует повышению производительности и качества труда. Полнее при этом используется и оборудование рабочих мест. Все это снижает себестоимость ремонта машин и сокращает время нахождения их в ремонте.
Для текущего ремонта машин на месте их применения используют комплекс передвижных средств, включающих передвижные ремонтные мастерские МПР-3901, передвижные мастерские технического обслуживания АТО-4822, грузовой автомобиль и автомобильный кран, если на автомобиле нет крановой установки.
На грузовом автомобиле подвозят к месту ремонта отремонтированные сборочные единицы и отвозят снятые с машин сборочные единицы, требующие ремонта. Крановая установка предназначена для снятия с машин сборочных единиц, требующих ремонта, и установки на них отремонтированных. С помощью оборудования мастерской МПР-3901 осуществляют ремонтные работы, а оборудованием мастерской АТО-4822 выполняют работы ТО-3, после того как будет произведен ремонт.
Работы планового текущего ремонта машин на месте их применения выполняют два звена: одно из них осуществляет ремонт, а второе — техническое обслуживание. Работы они выполняют последовательно: в начале работает первое звено, а потом второе.
Неплановый ремонт машин в виде мелких неисправностей, не требующих больших затрат труда, высокой квалификации и запасных частей, устраняет машинист самостоятельно или с помощью других машинистов бригады. Сложные отказы машин устраняют специализированные звенья, оснащенные передвижными мастерскими МПР-3901.
Лучше работают звенья по устранению неисправностей машин, когда они находятся в составе участка технического обслуживания и ремонта машин, а в оперативном отношении подчинены диспетчеру предприятия. При возникновении неисправности, которую машинист не может устранить, он сообщает об этом диспетчеру. Получив информацию от машиниста, диспетчер по радио или телефону связывается со звеном по устранению неисправностей и дает ему указание на устранение неполадок в машине. При этом он сообщает звену марку машины, ее инвентарный номер, характер поломки, потребные запасные части, место нахождения машины и кратчайший маршрут движения к ней.
Получив задание от диспетчера, звено оценивает полученную информацию, уясняя при этом, сможет ли оно устранить неисправность машины с помощью имеющегося резерва запасных частей в мастерской или нужны дополнительные запасные части. При отсутствии необходимых запасных частей в мастерской звеньевой сообщает через диспетчера обменному пункту, какие сборочные единицы необходимо подготовить для устранения неисправности машины. Пополнившись нужными запасными частями, звено выезжает к неисправной машине и устраняет выявленные неисправности.
В состав ремонтного звена входят два-три человека: один из них звеньевой и один-два слесаря, в том числе слесарь-сварщик, шофер-слесарь или шофер-сварщик. На период ремонта машины в звено включают и машиниста ремонтируемой машины.
После выполнения работ звеньевой записывает в журнал учета характер выполненных работ, их трудоемкость и продолжительность. Машинист расписывается в ведомости о получении запасных частей на ремонт машины и сдает звеньевому неисправные сборочные единицы, которые сняты с машины. Звеньевой передает их в обменный пункт для ремонта.
В ряде случаев неисправности машин целесообразно устранять и в стационарных мастерских, если их можно доставить на эксплуатационную базу.
СОСТАВ РАБОТ И СПОСОБЫ РЕМОНТА ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
Совокупность действий персонала эксплуатационной базы по восстановлению работоспособности машин с помощью средств технического обслуживания и ремонта называется производственным процессом ремонта машин. Совокупность приемов и способов выполнения работ по восстановлению работоспособности машин составляет технологический процесс ремонта машин. Различают техноло-гический процесс текущего и капитального ремонта машины, составной ее части, сборочной едини-цы и детали (ГОСТ 2.602-95*).
Технологический процесс ремонта машины включает в себя приемку машины от потребителя, ее очистку и мойку, оценку технического состояния и диагностирование, снятие с машины составных частей, требующих ремонта, разборку их на детали, мойку и дефектацию деталей, восстановление и комплектование годных к применению деталей, сборку составных частей, их регулирование, обкат-ку и установку на машину, оснастку и испытание машины. Как правило, ремонт проводиться после углубленного технического диагностирования машины и совмещается по времени с ТО-3.
Текущий ремонт выполняется при потере работоспособности деталей, сборочных единиц и составных частей по признакам, не квалифицируемым как предельное состояние. Текущий ремонт может предусматривать также устранение отказов при эксплуатации машины по назначению или при проведении ТО-1 и ТО-2, если выявлено, что та или иная составная часть машины не может работать безотказно до очередного текущего ремонта.
Плановое диагностирование должно быть организовано в начале планового ремонта или путем совмещения его с процессом ремонта. Обычно машины диагностируют на тех же постах эксплуата-ционных баз или ремонтных предприятий, где осуществляется непосредственно ремонт деталей и сборочных единиц, для чего посты оснащают соответствующими средствами технического диагно-стирования. Диагностирование машин на месте их использования выполняют с помощью оборудо-вания и приборов, размещенных в передвижных мастерских. Для уточнения сроков постановки машин на текущий ремонт проводят ресурсное диагностирование. В объеме текущего ремонта учи-тывается и разборка машины, хотя из этого не следует, что ремонтируемую машину необходимо полностью разбирать. Необоснованная разборка машины при ее текущем ремонте вызывает нару-шение приработки деталей, приводит к излишним затратам ресурсов. Разборку подлежащей ремонту машины производят в объеме, который необходим для установления причин неисправностей и их устранения. При текущем ремонте заменяют детали, срок службы которых равен межремонтному периоду. Такие детали к концу межремонтного периода, как правило, изнашиваются. Фрикционные накладки сцеплений, тормозов, муфт поворота, если они изношены, заменяют новыми, сваркой устраняют трещины в металлоконструкциях, отдельные их части правят. Кроме того, при текущем ремонте проверяют размеры посадочных мест ответственных соединений, заменяют зубья зубчатых зацеплений, заменяют уплотнения, где обнаружена утечка масла, проверяют корпуса редукторов и при выявлении дефектов ремонтируют их или заменяют, проверяют подшипники и штифтовые соединения, рамы, опорно-поворотное устройство.
Текущий ремонт машин организуют индивидуальным, агрегатным и смешанным способам. При небольшом числе эксплуатируемых однотипных машин (например, катков или автокомпрессоров) применяют индивидуальный способ, при котором сборочные единицы, снимаемые с машины, под-вергают ремонту и вновь устанавливают на нее, сохраняя принадлежность к отремонтированным составным частям. Дорожно-строительные машины предпочтительно ремонтировать агрегатным способом, потому что их легко расчленить на сборочные единицы, которые имеют свойства полной взаимозаменяемости, четкой отделяемости от составных частей, независимой сборки без сложных регулировочных операций. Агрегатный ремонт машин целесообразен и на месте их использования с помощью передвижных мастерских, грузового автомобиля и автомобильного крана, если на грузо-вом автомобиле отсутствует крановая установка.
Для выполнения ремонта агрегатным способом необходим оборотный фонд исправных деталей и сборочных единиц, который создается и поддерживается за счет новых запасных частей, получаемых с предприятий-изготовителей, отремонтированных ремонтными предприятиями изделий, восстановление изношенных деталей со списанных машин.
При небольшом парке машин и наличии оборотного фонда деталей и сборочных единиц приме-няют смешанный способ ремонта. Сущность данного способа ремонта состоит в том, что все сбо-рочные единицы с одинаковыми ресурсами группируют в ремонтные комплекты на ремонтных предприятиях или заводах-изготовителях, а их установку на машину взамен неисправных проводят на эксплуатационных базах. Перед постановкой машины на ремонт машинист вместе с механиком и диагностом устанавливают по фактическому состоянию и по записям в журнале учета ремонтов перечень необходимых ремонтных работ, определяют потребность в запасных частях, материалах и дополнительной рабочей силе.
Организация ремонта и основы технологии текущего и капитального ремонта путевых и дорожно-строительных машин
Ремонт путевых машин представляет собой комплекс технических операций, направленных на устранение неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации машин. По объему работ ремонт подразделяется на текущий, средний и капитальный. Кроме технического обслуживания, связанного с установленной планово-предупредительной системой периодичности, ежегодно выполняется сезонное обслуживание: годовой контрольно-технический осмотр, осеннее и весеннее обслуживание. Время осуществления этих видов обслуживания путевых машин устанавливается с учетом климатических условий. Осеннее техническое обслуживание выполняется с целью подготовки машины к работе в зимний-период, а весеннее — при подготовке машин к эксплуатации в летний период года. Как правило, с целью сокращения непроизводительных простоев путевых машин лро-изводство сезонного обслуживания предусматривается вместе с выполнением одного из видов периодического технического обслуживания.
Система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта путевых машин предусматривает: техническое обслуживание — ежесменное и периодическое; ремонт машин — текущий, средний, капитальный. Для проверки готовности путевых машин к началу сезона летних путевых работ или к сезону работ по снегоборьбе предусматривается контрольно-технический осмотр путевых машин.
Технологический процесс нанесения антикоррозионных покрытий после ремонта путевых машин включает в себя подготовку поверхности под окраску, собственно окраску и сушку.
Путевые дорожные мастерские ( ПДМ) выполняют ремонт путевых машин и механизмов, реновацию и изготовление вновь отдельных элементов верхнего строения пути, изготовление некоторых новых механизмов и машин.
Принципиальная схема планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта путевых машин представлена на рис. 1.3. Ремонтный цикл — наименьший повторяющийся период эксплуатации машин, в течение которого осуществляются в определенной последовательности установленные виды технического обслуживания и ремонта, предусмотренные нормативной документацией.
Структура межремонтного цикла, периодичность технических обслуживании и ремонтов путевых машин и нормы их простоя в ремонте или при техническом обслуживании приведены в табл. 1.2. На основании нормативов планово-предупредительной системы по каждой путевой машине составляются на каждый очередной год, квартал и месяц графики проведения технического обслуживания и ремонта.
Отремонтированные машины отправляют заказчикам по железной дороге согласно Основным условиям ремонта путевых машин, снегоуборочных машин и экскаваторов на заводах МПС.
Создание ремонтной базы и внедрение в предприятиях железных дорог планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта путевых машин значительно повысили коэффициент использования и производительность машин, обеспечили их хорошее техническое состояние, сократили простои в ремонтах.
Согласно Положению о планово-предупредительном ремонте путевых машин предусмотрен следующий перечень документации по планированию технического обслуживания и ремонта путевых машин: годовой план технического обслуживания я ремонта каждой путевой машины, месячный план-график технического обслуживания и ремонта машины. Годовой план технического обслуживания и ремонта машин разрабатывают на основании нормативов и отчетных данных о количестве часов, отработанных каждой машиной на начало года с начала ее эксплуатации или после капитального ремонта.
По ГОСТ 2.602 — 68 обязательными ремонтными документами должны быть Руководство на ремонт или технические условия на ремонт путевой машины, нормы расхода запасных частей, нормы расхода материалов и ведомость документов для ремонта.
В проектируемых ремонтных хозяйствах промышленных предприятий предусматривают все виды технического обслуживания и текущий ремонт ТР-1 локомотивов, текущие и капитальные ремонты всех вагонов, не имеющих права выхода на пути МПС, все виды технического обслуживания и ремонта путевых машин, механизмов и подъемно-транспортного оборудования.
Техническое обслуживание путевых машин выполняется силами бригады, обслуживающей машину, с привлечением в необходимых случаях работников ремонтной службы предприятия приписки машины. Ремонт путевых машин производится в мастерских предприятия приписки машины, в путевых дорожных мастерских, вагонных и локомотивных депо железных дорог, на ремонтных заводах МПС. Ремонт ходовых тележек, колесных пар, тормозного оборудования, автосцепных устройств производится в вагонных депо железных дорог и на ремонтных заводах согласно правилам ремонта или техническим условиям.
Правильное использование планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта путевых машин заключается в строгом соблюдении всех нормативов, предусмотренных системой. Остановки машин по техническим причинам должны проводиться, как правило, через цикл технического обслуживания или через межремонтные периоды. Возможные неплановые операции обслуживания или мелкие ремонтные работы целесообразно выполнять в период технологических перерывов работы машин.
В пределах дороги имеются балластные карьеры и щебеночные заводы, располагающие механизмами для разработки и погрузки балласта на подвижной состав, а также шпалопропиточные заводы. На большинстве дорог созданы дорожные путевые мастерские для ремонта путевых машин, ремонта и изготовления инструмента и деталей стрелочных переводов.
К основным мероприятиям технической эксплуатации машин относятся: подготовка машин к работе, выполнение нормативных технических обслуживании, своевременное проведение ремонтов машин. Только хорошая организация и высокая культура эксплуатации, технического обслуживания и ремонта путевых машин, основанные на научно-прогрессивных методах их осуществления, могут обеспечить требуемый уровень технической готовности машин и постоянно поддерживать его в течение всего периода эксплуатации.
Планирование и технология ремонта специального подвижного состава
Результатом функционирования системы мониторинга технического состояния узлов и агрегатов является принятие решения о ремонте СПС на участке постоянной дислокации, предполагающей собой выезд квалифицированных специалистов или постановку путевой машины на предприятие, осуществляющее ремонтные работы. Планирование должно предполагать дату, место проведения, предварительный объем необходимого ремонтного вмешательства, наличие необходимых запасных частей (рисунок 30).
Принятие решения о необходимости проведения ремонтных работ.
перечень необходимого ремонтных Перечень машин требующих необходимый перечень требуемых