- Ремонт ходовой части автомобиля своими руками
- Проведение диагностики ходовой части авто
- Ремонт ходовой части машины
- Проверка и замена амортизаторов
- Проверка и замена шаровой опоры
- Диагностика и замена ступичных подшипников
- Диагностика и ремонт рычагов передней подвески
- Проверка и замена пружин
- Ремонт расширительного бачка: видео
- Техническое обслуживание ходовой части автомобиля
Ремонт ходовой части автомобиля своими руками
Еще с тех пор как автомобильная промышленность получила свое развитие, инженеры ломали голову над тем, как же снизить колебания кузова, возникающие на неровностях и ухабах.
В транспортных средствах имеются более и менее важные элементы, но, в целом, роль каждого из них имеет определенное значение, ведь если возникнут неисправности, то машина может утратить возможность передвигаться или стать неуправляемой.
К ходовой части машины относятся узлы, позволяющие не просто преодолевать расстояния, но и чувствовать себя при этом комфортно. А вот если происходят поломки в подвеске, то езда на таком авто станет не только неприятной, но порой и небезопасной. В связи с этим проводить проверку состояния ходовой следует строго и регулярно. В процессе проверки необходимо не только диагностировать состояние подвески, но и систематически выполнять работы по техобслуживанию, а также по мере необходимости производить замену деталей, которые стали негодными.
Проведение диагностики ходовой части авто
«Легковушки» современности стандартно оснащаются двумя колесными осями. Для обеих осей (мостов) скомпонован индивидуальный комплекс рычагов и амортизирующих устройств, призванных обеспечить более плавное движение машины. Обязательно какой-либо из мостов должен быть ведущим — от него крутящий момент передается от мотора к колесам. Автомобили, обладающие большей проходимостью, оснащаются сразу двумя ведущими мостами.
Производимые в наше время машины, оснащаются передней подвеской независимого типа, включающей целый ряд элементов, среди которых: пружины, опорные подшипники, рычаги, стабилизатор для поперечной устойчивости со стойками и втулками, шаровые опоры, амортизаторы, балка, поворотные цапфы, ступицы с подшипниками.
Обыкновенно встречаются следующие варианты задних подвесок: независимая (многорычажная), зависимая (задний мост) и полузависимая (балка).
В заднюю подвеску любой конструкции обязательно, помимо амортизаторов, входят колесные ступицы и подшипники, рессорный или пружинный механизм, смягчающий толчки во время проезде по неровностям, чтобы ход был плавнее. Помимо этого, на заднюю подвеску монтируются: реактивные тяги, балка, рычаги и задний стабилизатор с втулками.
В результате использования машины, составляющие ходовой постепенно приходят в негодность, из-за чего в подвеске возникают шумы различного типа. Вновь появляющиеся звуки могут отличаться, но с рядом неисправностей, о которых они свидетельствуют, недопустимо ездить. Чтобы выяснить, в чем причина возникшего дефекта, следует продиагностировать ходовую часть.
В основном, в сервисах ходовую диагностируют производят путем внешнего осмотра, проверяя, нет ли люфтов в соединениях устройств, входящих в подвеску. Специалисты автотехцентров для проведения диагностики применяют специализированное оборудование. Новейшая аппаратура позволяет выявить недочеты автомобиля точно и в краткие сроки.
Ремонт ходовой части машины
По окончании диагностики, когда поломки уже четко определены, можно начинать ремонт ходовой. Часто детали подвески заменяют, хотя ряд элементов подлежит ремонту – так, в рычагах производят перепрессовку сайлент-блоков. Конечно, любая деталь ходовой обладает определенным ресурсом, который рано или поздно будет исчерпан. После чего изношенный элемент придется заменить. Но бывает и так, что узел перестает работать должным образом до установленного срока.
Обычно это случается в следующих ситуациях:
- Были размещены некачественные детали;
- Машина эксплуатировалась в сложных условиях или при слишком большой нагрузке;
- В результате резкого наезда на препятствие или удара произошла деформация.
Тянуть с починкой ходовой не рекомендуется, и возникшие недочеты лучше устранять как можно скорее. На самом деле, если имеются люфты наконечников, рулевых тяг или шаровых опор, то ездить так недопустимо, ведь если шаровая разрушится в поездке, то последствия сложно даже представить, потому что машина станет просто неуправляемой.
Проверка и замена амортизаторов
Основная функция амортизаторов – гашение колебаний, направленных вертикально, от них зависит сильно или нет будет раскачиваться машина, проезжая ухабы. То, что амортизатор неисправен, можно распознать по сильному раскачиванию машины в вертикальном направлении. А если амортизаторный шток заклинило, то ощущение жесткости во время поездок в авто ощутят и водитель, и пассажиры.
Езда с некачественными амортизаторами чревата следующими опасными моментами:
- Возникающее в результате раскачивание делает машину плохо управляемой, вдобавок тормозной путь становится больше;
- С заклинившим амортизатором автомобиль движется довольно жестко, и каждую кочку прочувствуют на себе все, кто находится внутри.
Продиагностировать состояние амортизаторов не особо сложно. Надо установить машину на ровную поверхность и попробовать пораскачивать ее вниз и вверх. Если гашение колебаний происходит сразу, то амортизационный механизм исправен. Продолжительное раскачивание указывает на недостаточную упругость амортизаторов. Чтобы убедиться, что диагностика была произведена правильно, можно осмотреть детали визуально – на неисправность амортизаторов будут указывать следы масла на штоке.
К ремонту амортизаторов прибегают довольно редко, ввиду того, что цена на них невысока, а замена производится очень просто. Правда, стоит еще учитывать тип подвески. На автомобилях с задним привоом, типа Волги или Жигулей амортизаторы меняются легко – достаточно отвернуть нижние и верхние гайки, которыми крепится устройство, и снять его. Чтобы заменить амортизатор на переднеприводном авто, необходимо рассоединить амортизационную стойку и поворотный кулак и снять пружину.
Проверка и замена шаровой опоры
На износ шаровой указывают следующие показатели:
- Стук, появляющийся в подвесочной области спереди;
- Люфт руля, который постепенно лишь увеличивается;
- Ухудшающаяся управляемость.
Проверять состояние опоры лучше с использованием автоподъемника. Но, за неимением такой возможности, можно воспользоваться и обычной ровной площадкой. Для визуальной проверки шаровой, нужно лишь повернуть колесо руками. Либо можно воспользоваться монтировкой, которую вставляют в переднюю подвеску в промежуток между ступицей и рычагом, и проверить, есть ли зазор. При наличии такового, это станет заметно во время перемещения монтировки.
Обычно на легковых машинах у шаровых имеется ресурс на пробег, варьирующийся в диапазоне 50-100 тыс. км. Но это, безусловно, не является гарантией того, что они не выйдут из строя до этого времени по тем или иным причинам. Например, чаще всего это происходит потому что порван пыльник. Для увеличения времени работы шаровых опор, следует регулярно проводить техобслуживание и проверять, в каком состоянии находятся пыльники.
Диагностика и замена ступичных подшипников
Подшипник ступицы не издает стук, как шаровая, он гудит, когда машина едет. Причем, пока авто набирает скорость, шум все более усиливается, а по мере снижения скорости он становится меньше.
Издающий шум подшипник несложно промониторить прямо на месте – автомобиль поднимают на домкрате, а колесо прокручивают, если элемент неисправен, то слышен скрипящий звук. Вообще, гул подшипника – это лишь начальная стадия его выхода из строя, впоследствии он станет издавать щелканье и хруст, а потом его может заклинить. А на ходу заклинившее колесо представляет собой большую опасность, потому что на неуправляемой машине легко спровоцировать аварию.
Ступичные подшипники тоже имеют приблизительный ресурс от 50 до 100 тыс. км. Но этот элемент может потребовать внимания и раньше, когда в ступицах не хватает смазки. Проверять наличие смазки нужно на техобслуживании, там же можно смазать ступицы, если возникла необходимость. Независимо от марки машины, данная деталь меняется примерно по одинаковому принципу. Отличие может быть в том, что снять подшипник на некоторых машинах легко, а на других они запрессованы давлением. Для обычного снятия подшипника можно разбить его наружный слой, тогда как для запрессовки придется применять прессовальное оборудование, а для этого уже придется обращаться в специализированный сервис.
Диагностика и ремонт рычагов передней подвески
Рычаги подвески конструируются неодинаково– в них могут запрессовываться сайлент-блоки или шаровые. Рычажные опоры крепятся с помощью заклепок или гаек с болтами. Стандартно рычаги крепятся к балке через сайлент-блоки, благодаря чему подвеска работает мягче.
Постепенно сайлент-блоки, являющиеся по сути резиново-металлическими втулками, становятся негодными. Об этом свидетельствует люфт, сопровождаемый стуком. Втулки рычагов подвергаются проверке, как и шаровые, и те из них, в которых обнаружится люфт, должны быть заменены. Перепрессовку втулок производят не на любых рычагах – есть модели автомобилей, где заменить эту деталь можно лишь полностью. Собственно, нередко рычаги меняют вследствие их деформации из-за переезда препятствия или в результате аварии.
Проверка и замена пружин
Довольно часто в ходовой части автомобиля из строя выходят пружины.
Как правило, это бывает:
- Если машину постоянно перегружают;
- Вследствие частого пользования дорогами с плохими условиями;
- Из-за установки некачественных деталей.
Зачастую поломка выражается в просевшей пружине или разломе ее витка. В большинстве случаев это происходит с пружинами, расположенными сзади, для этого характерно понижение высоты задней оси по сравнению с передней. Для поднятия «кормы» стандартные пружины можно заменить на усиленные, либо под пружины поставить дополнительные проставки.
При поломке одной из пружин появляется характерный стук в подвеске и наблюдается проседание машины в той стороне, где находится лопнувший пружинный виток.
Ремонт расширительного бачка: видео
Техническое обслуживание ходовой части автомобиля
Наверняка, каждый владелец автомобиля понимает всю серьезность последствий поломок, возникающих в ходовой части авто. Как эти неисправности повлияют на автомобиль во время движения? Ведь даже на приемлемой скорости они могут привести к нежелательному результату, ну а на большой скорости, что может произойти — даже подумать страшно. В чем заключается техническое обслуживание ходовой части автомобиля, расскажет эта публикация.
При правильной эксплуатации автомобиля подвеска колес и ее элементы, как правило, не требуют скрупулезной визуальной проверки. Если автомобиль начал издавать необычные звуки или, например, появилась вибрация, автомобиль стал немного приседать на одну сторону, то в таком случае необходимо обнаружить причину неисправности и как можно скорее устранить ее.
Решение проблем, которые появляются во время замены рессор, пружин, рычагов или подшипников колесных ступиц лучше доверить мастеру. Водители из сельской местности привыкли проводить техническое обслуживание самостоятельно, так как ближайший автосервис — далеко, и каждый раз обращаться к автомеханику они не привыкли. Обычно замена поломанного узла в сборе не вызывает никаких проблем. Но проникновение вовнутрь какого-нибудь сложного устройства, например, амортизатора, с молотком не приведет к желаемому результату, а, наоборот, закончится тем, что придется выбросить этот узел после ремонта не позже, чем через неделю.
В случае если амортизаторы неисправны, то во время наезда автомобиля на неровность дороги, передняя или, наоборот, задняя часть может некоторое время качаться в вертикальной плоскости, этим самым, ухудшая управляемость автомобиля и удобство поездки. Безусловно, поломанный амортизатор необходимо заменить новым. Хотя, закон и не запрещает ездить с неисправным амортизатором.
Срок эксплуатации подвески колес, а также и самих колес, непосредственно связан с манерой вождения автомобиля. Каждая грубость по отношению к машине будет влиять на состояние и «живучесть» ходовой части авто.
На пути автомобиля всегда встречаются различные препятствия, например, ямы, рельсы, которые в результате могут привести к деформации диска колес. Если не получается выпрямить диск, то его нужно заменить, а то он из-за своих вибраций может вывести из строя всю подвеску.
Не забывайте о том, что современная шина не предназначена для ударов о бордюры, «боится» разлитого бензина или топлива, а также разных острых и мелких предметов, которые очень часто встречаются на дорогах. Количество опасных металлических предметов у обочины дороги множество, поэтому задумайтесь, стоит ли объезжать находящиеся в пробке автомобили.
При эксплуатации колес необходимо помнить об их периодической балансировке. Во время движения на маленькой скорости или по плохой дороге это никак не влияет на автомобиль. Но если есть возможность разогнаться на хорошей дороге, то на несбалансированных колесах у вас это не получится, так как будет происходить самопроизвольное подергивание рулевого колеса и сильная вибрация всего автомобиля. Кроме значительного износа не отрегулированных шин, также идет активный износ ходовой части, деталей трансмиссии, рулевого управления, а также тормозной системы.
Лучший вариант, как для автомобиля, так и для водителя — чтобы все колеса были с одинаковыми шинами, были отбалансированы и накачены воздухом с одинаковым давлением. Как правило, давление в шинах не получается определить «на глаз». В основном старые профессионалы определяют накачку ударом ноги по покрышке. Но это неправильно.
Не поленитесь и возьмите манометр, руководство по эксплуатации вашего авто, и проверьте давление правильно. Такую проверку советуют проводить один-два раза в неделю. Если в шинах давление разное, то поездка на таких колесах в результате приведет к увеличенному износу автомобильных покрышек.
Во время технического обслуживания ходовой части автомобиля необходимо время от времени менять колеса местами, для того, чтобы их износ был равномерным. Такую перестановку необходимо делать только в соответствии со схемой, которая предлагается в руководстве к автомобилю. Если произошел прокол колеса, то монтаж-демонтаж лучше всего проводить в мастерской.
Другие поломки колес и подвески во время эксплуатации авто возникают из-за небрежности водителя, привычки «бить» о рельсы и бордюры колесами, а также производить повороты с «визгом покрышек». Все это в совокупности приводит к быстрому износу ходовой части авто и к незапланированным затратам.
Диагностика основных неисправностей ходовой части авто
- Шум и стуки в подвеске появляются из-за ослабления болтов крепления, неисправностей шарниров, пружины или амортизатора. Для того чтобы устранить данные поломки, нужно проверить и подтянуть крепления частей подвески, а поломанные узлы заменить новыми.
- Увеличенный и неровный износ автомобильных шин возникает из-за износившихся шаровых шарниров автомобильной подвески, нарушенного баланса колес, грубой манеры вождения. Чтобы избавиться от этих поломок, необходимо следующее: восстановление углов установки колес, передней части авто, замена изношенных деталей, провести балансировку колес и сменить манеру езды.
- Если автомобиль стало уводить в сторону, значит, нарушены углы установки колес передней части авто, в шинах давление неравномерно, деформированы рычаги подвески переда, разная жесткость пружин, поломки верхней опоры некоторой телескопической стойки, стабилизатор поперечной устойчивости машины нарушен. Для того чтобы устранить эти нарушения, необходимо провести регулировку углов установки передних колес, выровнять давление в шинах, заменить неисправные узлы и детали.
- Повышенная вибрация автомобиля во время движения может возникнуть в связи с дисбалансом колес, вздутием на боковине шины (грыжей), деформацией колесных дисков, неважным состоянием подшипников колесных ступиц, износом шаровых опор рычагов подвески. Для решения проблем необходимо выполнить балансировку колес, произвести замену поврежденных дисков и шин, а также подшипников ступиц и шаровых опор.