Технология сборки двигателя зил 130

Технология сборки двигателя зил 130

ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

Сборка основных деталей двигателя ЗИЛ-130

Блок цилиндров ЗИЛ-130 в сборе с картером сцепления устанавливают на стенде. Повернув блок цилиндров картером вниз, в масляные каналы блока цилиндров ввертывают пробки, предварительно смазанные суриком.

Поршни и гильзы цилиндров перед установкой в блок цилиндров предварительно подбирают по группам. Разрешается подбирать к гильзам поршни соседней группы. Группу поршня маркируют на днище.

Для определения номинального зазора в сопряжении гильза — поршень используют ленту-щуп, который опускают в гильзу на глубину не менее чем длина юбки поршня, и вставляют поршень в гильзу головкой вниз так, чтобы нижний край юбки поршня совпадал с торцом гильзы. Лента-щуп должен быть расположен в плоскости, перпендикулярной к оси поршневого пальца.

Если усилие, необходимое для протаскивания ленты-щупа толщиной 0,08 мм, шириной 13 мм и длиной 200 мм, составит 3,5—4,5 кГ при неподвижном поршне, то зазор в сопряжении гильза — поршень ЗИЛ-130 подобран правильно. Подобранные гильзы и поршни клеймят, выбивая порядковые номера цилиндров.

На днище поршня первого цилиндра выбивают номер блока цилиндров. Гильзы в блок цилиндров запрессовывают, пользуясь специальным приспособлением.

При постановке и в процессе напрессовывания гильзы необходимо следить, чтобы не срезались выступающие части уплотнительных колец о кромки отверстия блока цилиндров.

Отвернув болты, снимают крышки коренных подшипников коленчатого вала, протирают постели блока и крышки и, вставив наконечник шланга в каждое масляное отверстие, продувают сжатым воздухом масляные каналы в блоке цилиндров мотора ЗИЛ-130.

Крышки коренных подшипников невзаимозаменяемы и поэтому их необходимо аккуратно устанавливать на подставке стенда, чтобы при установке их не перепутать. В противном случае при неправильной очередности установки крышек коленчатый вал не будет проворачиваться в своих опорах.

Установив крышку пятого заднего коренного подшипника в приспособление, в выточку крышки оправкой запрессовывают сальник. Аналогичным образом запрессовывают сальник в выточку пятой коренной постели блока цилиндров.

При необходимости выступающие концы сальника в крышке и в блоке цилиндров ЗИЛ-130 срезают ножом заподлицо с плоскостью. В гнездо пятой крышки вставляют торцовые резиновые уплотнители.

Затем в крышки коренных подшипников и в постели блока цилиндров устанавливают предварительно промытые вкладыши коренных подшипников
коленчатого вала соответствующего ремонтного размера.

При установке вкладышей надо внимательно следить, чтобы не перепутать верхние вкладыши с нижними. Верхние вкладыши имеют отверстия для подвода масла к коренным подшипникам коленчатого вала и подшипникам распределительного вала.

При неправильной установке вкладышей масляные каналы перекрываются, подшипники будут работать без смазки, что вызовет выплавление антифрикционного слоя подшипников и задиры на шейках коленчатого и распределительного валов мотора ЗИЛ-130.

Установив захват на четвертую шатунную шейку, снимают коленчатый вал в сборе с маховиком и сцеплением со стеллажа, протирают коренные и шатунные шейки, продувают масляные каналы сжатым воздухом и надевают на шейку коленчатого вала упорные шайбы.

Затем коленчатый вал укладывают в постель блока цилиндров так, чтобы выступы упорных шайб вошли в пазы торцов передней крышки коренного подшипника.

Верхние вкладыши опор перед установкой коленчатого вала ЗИЛ-130 смазывают маслом. При необходимости осевой зазор между шейкой коленчатого вала и упорной шайбой проверяют щупом.

Передвигая коленчатый вал воротком вперед и назад в направлении продольной оси двигателя, замеряют зазор между торцом коленчатого вала и упорной шайбой, который должен быть в пределах 0,075—0,245 мм.

Осевой зазор регулируют заменой упорных шайб. При проверке осевого зазора на коленчатом валу в обязательном порядке должны быть установлены шестерня и технологическая муфта, закрепленная храповиком.

После проверки осевого зазора снимают технологические детали и проворачивают коленчатый вал в подшипниках для проверки отсутствия смещения верхних вкладышей, которые при необходимости подправляют.

Предварительно смазав нижние вкладыши коренных подшипников маслом, устанавливают
крышки коренных подшипников на свои места согласно порядковым номерам.

Крышку переднего коренного подшипника устанавливают в блок цилиндров мотора ЗИЛ-130 по штифту. При установке заднего коренного подшипника следят за состоянием сальника.

Завернув болты крышек коренных подшипников, проверяют момент затяжки болтов, который должен быть в пределах 11—13 кГм. После затягивания болтов проверяют легкость вращения коленчатого вала. Момент проворачивания коленчатого вала должен быть не более 7 кГм.

Вставив деревянные уплотнители в вертикальные пазы крышки заднего коренного подшипника, забивают их молотком до упора и зачищают выступающие торцы деревянных уплотнителей заподлицо с плоскостью разъема крышки и блока цилиндров.

Повернув двигатель ЗИЛ-130 на стенде передним торцом вверх, устанавливают шпонку в шпоночный паз, при необходимости постукивая молотком из мягкого металла по ее торцу, и надевают на передний конец коленчатого вала распорную втулку фланцем к упорной шайбе. Рабочую поверхность упорной шайбы предварительно протирают.

Установив шестерню и приспособление на шейку коленчатого вала, напрессовывают шестерню по шпонке до упора в распорную втулку. Перед установкой распределительного вала протирают опорные шейки и кулачки, обдувают их сжатым воздухом и смазывают маслом.

Затем распределительный вал мотора ЗИЛ-130 в сборе с шестерней и фланцем вставляют в отверстия опорных шеек блока цилиндров, стараясь не повредить антифрикционный слой втулок.

Шестерни распределительного и коленчатого валов устанавливают так, чтобы зубья, отмеченные на шестернях точкой, вошли в зацепление.

При необходимости проверяют щупом зазор между зубьями распределительных шестерен, который должен быть равен 0,04—0,05 мм. Щуп толщиной 0,05 мм не должен проходить между зубьями распределительных шестерен.

Зазор проверяют в трех местах через каждые 120° по окружности шестерни. Поворачивая коленчатый вал за маховик, совмещают отверстия в шестерне распределительного вала и блока цилиндров.

Совместив отверстия упорного фланца с резьбовыми отверстиями блока цилиндров, закрепляют фланец распредвала ЗИЛ-130 болтами с пружинными шайбами, которые вставляют через два отверстия шестерен.

Затяжку болтов проверяют динамометрическим ключом. Момент затяжки должен быть равен 2—3 кГм. Осевой зазор между торцом шейки распредвала и упорным фланцем должен быть 0,08—0,208 мм.

Предварительно надев на передний конец коленчатого вала маслоотражатель, крышку распределительных шестерен в сборе с сальником и прокладкой устанавливают на штифты блока цилиндров и закрепляют болтами.

Под болты с правой стороны крышки распределительных шестерен устанавливают скобу реактивной тяги подвески двигателя ЗИЛ-130. Болты крепления крышки затягивают равномерно крест-накрест динамометрическим ключом (момент затяжки 2—3 кГм).

Читайте также:  Cdi двигатель черным дымом

Центробежный датчик ограничения максимальных оборотов коленчатого вала двигателя в сборе с болтами, пружинными шайбами и указателем установки зажигания устанавливают в отверстие крышки распределительных шестерен так, чтобы лопатка привода, установленная на распредвалу, вошла в прорезь валика датчика, а затем завертывают болты крепления.

Вставив шпонку в паз, устанавливают на шейку шкив и при помощи гидравлического приспособления напрессовывают его до упора в маслоотражатель. Храповик с замочной шайбой ввертывают в резьбовое отверстие коленчатого вала до упора и отгибают край шайбы по грани у храповика.

Для установки поршней в сборе с шатунами (поршневая группа) в цилиндры мотора ЗИЛ-130 отвертывают гайки шатунных болтов и снимают крышки, которые аккуратно укладывают на подставку стенда в последовательности нумерации. В процессе сборки необходимо следить за тем, чтобы не перепутать невзаимозаменяемые крышки шатунов.

В противном случае вкладыши шатунных подшипников будут зажимать шейку и коленчатый вал будет проворачиваться вокруг оси с моментом сопротивления значительно большим, чем это положено по техническим условиям, что приводит к подплавлению и поворачиванию вкладышей шатунных подшипников, а также задиру шатунной шейки коленчатого вала.

Постели крышек и шатунов протирают и продувают сжатым воздухом отверстие в нижней головке шатуна. Вкладыши тщательно промывают для удаления масла, в котором они были законсервированы, и устанавливают в постели шатунов и крышек.

Поверхности гильз цилиндров, шатунные шейки, поршни с кольцами и вкладыши шатунов ЗИЛ-130 смазывают маслом. На болты шатунов надевают предохранительные колпачки, изготовленные из мягкого металла, которые предохраняют зеркало гильзы цилиндров от повреждений.

Замки поршневых колец разводят под углом 120° друг к другу и на поршень шестого цилиндра надевают приспособление для установки поршня с кольцами в гильзу цилиндра. Поворачивая коленчатый вал, вторую шатунную шейку ставят в положение нижней мертвой точки (н. м. т.).

В гильзу шестого цилиндра устанавливают поршень с шатуном и, слегка постукивая по днищу поршня деревянной оправкой, перемещают поршень по цилиндру до упора подшипника шатуна в шатунную шейку коленчатого вала. При установке поршней лыска на днище поршня должна быть обращена к передней стороне двигателя.

Предохранительные колпачки снимают с шатунных болтов, крышку шатуна ЗИЛ-130 ставят на место и закрепляют ее гайками. При необходимости проверяют зазор между торцами шатунных подшипников и шейкой коленчатого вала, который должен быть равен 0,12—0,38 мм.

Гайки шатунных болтов затягивают динамометрическим ключом (момент затяжки 7,0—8,0 кГм). Завертывая гайку, фрезерованную прорезь совмещают с отверстием в болте для установки шплинта.

Доводить гайки до совпадения ближайшей прорези с отверстием под шплинт болта надо только в сторону увеличения затяжки. Проворачивая коленчатый вал на 45°, аналогичным образом устанавливают поршни в остальные цилиндры.

После затяжки коренных и шатунных подшипников проверяют момент прокручивания коленчатого вала, который должен быть не более 10 кГм. После проверки прокручивания коленчатого вала мотора ЗИЛ-130 устанавливают шплинты на гайки шатунных болтов.

Короткий конец вилки выключения сцепления вставляют в подшипник картера сцепления, а на удлиненный конец устанавливают фланец, который закрепляют болтами к картеру сцепления.

Во фланец вилки выключения сцепления ввертывают пресс-масленку, устанавливают и закрепляют крышку и щиток картера сцепления. На фланец блока цилиндров устанавливают маслоприемник с прокладкой и закрепляют болтами.

Закрепив перегородки поддона картера, смазывают прокладку и плоскость разъема блока цилиндров невысыхающей уплотнительной пастой и затем устанавливают и закрепляют болтами поддон картера к блоку цилиндров.

Болты крепления поддона картера затягивают от середины к краям. Перед установкой поддона картера необходимо убедиться в отсутствии в двигателе посторонних предметов и продуть сжатым воздухом поддон картера.

Технология сборки двигателя зил 130

Установка на блок цилиндров картера сцепления. Биение отверстия картера сцепления относительно оси постелей крайних коренных подшипников блока цилиндров допускается не более 0,1 мм. Болты крепления картера сц«пления к блоку цилиндров должны быть затянуты моментом 5,5—7,0 кгс-м.

Подбор комплектов гильз и поршней, устанавливаемых на двигатель, и установка гкпьз в блок цилиндров. Комплект для одного блока цилиндров должен состоять из гильз одноименного размера (в миллиметрах).

Уплотнительные кольца должны быть установлены в проточки гильз без скручивания. Перед установкой гильз в блок уплотнительные кольца должны быть смазаны маслом, применяемым для смазки двигателя. Клеймо размерной группы при установке гильзы в блок цилиндров должно быть расположено со стороны наружной боковой поверхности блока.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Поршни должны быть подобраны к гильзам по одноименным размерным группам согласно табл. 54. Перед подбором поршни и гильзы должны быть тщательно протерты. В сопряжении гильза — поршень в пределах одной размерной группы должен обеспечиваться зазор 0,03—0,05 мм для поршней 130-1004015 и 0,05—0,07 мм для поршней 130-1004015-A3.

Зазор проверяется протягиванием ленты-щупа длиной 200 мм, шириной 10—13 мм и толщиной 0,08 мм между стенкой гильзы и юбкой поршня по всей длине юбки со стороны, противоположной прорези поршня. Усилие, необходимое для протягивания ленты-щупа, должно быть при подборе поршней 130-1004015 равно 3,5—4,5 кгс при неподвижном поршне. Усилие для протаскивания ленты-шунта при подборе поршней 130-1004015-A3 должно быть 2,0—3,5 кгс. Проверку производить при температуре (20 + 3)°С. При проверке следует учитывать, что данное усилие соответствует нормальному зазору в случае, когда размеры и Шероховатость сопрягаемых поверхностей соответствуют требованиям рабочих чертежей Указанную проверку зазора допускается производить выборочно. Допускается производить подбор поршней из соседних размерных групп.

Сборка коленчатого вала с маховиком и сцеплением. Масляные каналы и полости коленчатого вала должны быть очищены, их пробки должны быть затянуты моментом 3 кгс-м.

Гайки болтов крепления маховика должны быть затянуты равномерно крест-накрест моментом 14—15 кгс-м. Маховик должен плотно прилегать к фланцу коленчатого вала: щуп 0,05 мм не должен проходить.

Ведомый диск сцепления перед креплением сцепления на маховике должен быть сцентрирован относительно оси коленчатого вала. Диск следует центрировать на шлицевой оправке при опоре на подшипник переднего конца коленчатого вала.

Болты крепления кожуха сцепления к маховику должны быть затянуты моментом 3—4 кгс-м.

Подбор шатунных подшипников и шатунов. Шатуны, входящие в комплект на двигатель, должны быть подобраны по массе нижней и верхней головок. Разница в массе нижних головок одного комплекта должна быть не более 6 г; то же для верхних головок. Допускается подбор шатунов по их полной массе. При этом разница в массе шатунов одного комплекта не должна превышать 16 г. Подгонка по массе производится путем снятия металла с бобышек на крышке и головке шатуна.

Читайте также:  Тест драйв субару outback

Размеры вкладышей шатунных подшипников должны соответствовать размеру шатунных шеек (табл. 55). Шатуны должны быть установлены на шейки коленчатого вала так, чтобы бобышки на шатуне и крышке шатуна были направлены: для шатунов, устанавливаемых на левую группу цилиндров (если смотреть со стороны маховика), в сторону передней коренной шейки вала; для шатунов, устанавливаемых на правую группу цилиндров,— в противоположную сторону. Диаметральный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами должен быть 0,032—0,076.

Проверку зазора производить калиброванной пластинкой из латунной фольги длиной 25 мм, шириной 12,5 мм и толщиной 0,07 мм в следующем порядке:
— установить пластинку, смазанную маслом, между вкладышем и шейкой коленчатого вала вдоль шейки;
— затянуть гайки болтов шатуна моментом 7—8 кгс-м (для бесшплинтового соединения момент затяжки 5,6—6,2 кгс-м);
— проверить рукой усилие, необходимое для проворачивания шатуна относительно коленчатого вала.

Зазор считается нормальным, если шатун проворачивается туго или совсем не проворачивается (при условии, что до постановки пластинки он проворачивается свободно). Указанную проверку допускается производить выборочно.

Установка коленчатого вала в сборе с маховиком и сцеплением. Перед установкой коленчатого вала поверхности трения вкладышей и шеек коленчатого вала должны быть смазаны маслом. Зазор между коренными шейками коленчатого вала и вкладышами должен быть проверен поочередно у всех коренных подшипников калиброванной пластинкой из латунной фольги длиной 25 мм, шириной 12,5 мм и толщиной 0,11 мм в следующей последовательности. Установить пластинку, смазанную маслом, между вкладышем и шейкой коленчатого вала вдоль шейки, затянуть болты крышки проверяемого подшипника моментом 11 — 13 кгс-м. Зазор считается нормальным, если вал провертывается рукой за противовес туго или совсем не провертывается <при условии, что он до постановки пластины провертывался свободно).

Осевое перемещение коленчатого вала должно быть 0,05— 0,30 мм. Перемещение замеряется щупом между шайбой коленчатого вала и передней шайбой упорного подшипника коленчатого вала; регулируется подбором задней шайбы упорного подшипника по толщине.

Подбор поршневых колец. Размеры поршневых колец должны соответствовать размерам цилиндров и поршней. Поршневые кольца 1-го и 2-го ремонтных размеров на боковой поверхности около размера имеют соответственно маркировку « + 0,5» и «1,0».

Световой зазор между стенкой цилиндра и наружной поверхностью колец, установленных в цилиндр, не допускается. Поршневые кольца должны быть подобраны по цилиндрам так, чтобы тепловой зазор в замках колец, вставленных в цилиндр перпендикулярно его оси на глубину 10—15 мм от его верхней кромки, был для верхних компрессионных колец 0,35—0,70 мм, для нижнего компрессионнЪго кольца 0,30—0,65 мм, для маслосъемного кольца -0,3—1,0 мм. При зазорах, менее указанных, допускается подпиливание стыков колец. Плоскости стыков после подпиливания должны быть параллельными. Зазоры между поршневыми канавками и компрессионными кольцами по высоте должны быть 0,050—0,082 мм; измерить зазор можно плоским щупом.

Подбор и сборка комплектов поршень — поршневой палец — шатун. До сборки шатуна с поршнем шатун с вкладышами должен быть подобран по шейке вала, поршень — по цилиндру, кольца — по цилиндру и канавкам поршня, а поршневой палец рекомендуется подбирать по втулке верхней головки шатуна и бобышкам поршня.

Поршневой палец, подобранный к шатуну при температуре (20±3) °С, без смазки должен плотно входить в отверстие втулки от усилия большого пальца руки.

Поршневые кольца должны устанавливаться на поршни с помощью приспособления, предохраняющего кольца от поломок и остаточных деформаций. Компрессионные кольца должны быть установлены на поршень так, чтобы выточки на внутренних цилиндрических поверхностях были обращены вверх. Компрессионные кольца при встряхивании поршня должны свободно перемещаться в канавках.

Разница в массе поршня с шатунами в сборе в комплекте, устанавливаемом на один двигатель, не должна превышать 16 г.

Сборка головки цилиндров. Клапаны должны быть подобраны к отверстиям направляющих вт.улок. Заедание клапанов при их поступательном и вращательном движении, не допускается. Рабочие фаски клапанов должны быть притерты к седлам. После притирки рабочие фаски клапанов и седел должны иметь по всей окружности сплошную матовую кольцевую полоску контакта .шириной не менее половины ширины фаски на седле.

Хачество притирки должно быть проверено сжатым воздухом или керасином. Обезличивание притертых клапанов не допускается. После притирки головка цилиндров и клапаны должны быть тщательно промыты и обдуты сжатым воздухом. Перед окончательной установкой клапанов стержни их должны быть смазаны маслом, применяемым для смазки двигателя.

Клапаны должны быть надежно зафиксированы сухарями клапанных пружин.

Сборка распределительного вала. Шестерня распределительного вала должна быть напрессована на шейку вала до упора в распорное кольцо. Гайка крепления шестерни после затяжки стопорится замочной шайбой. Края шайбы отгибаются на грёни гайки. Замочное кольцо упорной шайбы привода регулятора числа оборотов должно плотно сидеть в канавке гайки.

Осевой зазор между торцами шестерни и упорного фланца должен быть 0,080—0,208 мм.

Установка на блок цилиндров картера сцепления. Биение отверстия картера сцепления относительно оси постелей крайних коренных подшипников блока цилиндров допускается не более 0,1 мм. Болты крепления картера сц«пления к блоку цилиндров должны быть затянуты моментом 5,5—7,0 кгс-м.

Подбор комплектов гильз и поршней, устанавливаемых на двигатель, и установка гкпьз в блок цилиндров. Комплект для одного блока цилиндров должен состоять из гильз одноименного размера (в миллиметрах):

Уплотнительные кольца должны быть установлены в проточки гильз без скручивания. Перед установкой гильз в блок уплотнительные кольца должны быть смазаны маслом, применяемым для смазки двигателя. Клеймо размерной группы при установке гильзы в блок цилиндров должно быть расположено со стороны наружной боковой поверхности блока.

Поршни должны быть подобраны к гильзам по одноименным размерным группам согласно табл. 54. Перед подбором поршни и гильзы должны быть тщательно протерты. В сопряжении гильза — поршень в пределах одной размерной группы должен обеспечиваться зазор 0,03—0,05 мм для поршней 130-1004015 и 0,05—0,07 мм для поршней 130-1004015-A3.

Зазор проверяется протягиванием ленты-щупа длиной 200 мм, шириной 10—13 мм и толщиной 0,08 мм между стенкой гильзы и юбкой поршня по всей длине юбки со стороны, противоположной прорези поршня. Усилие, необходимое для протягивания ленты-щупа, должно быть при подборе поршней 130-1004015 равно 3,5—4,5 кгс при неподвижном поршне. Усилие для протаскивания ленты-шунта при подборе поршней 130-1004015-A3 должно быть 2,0—3,5 кгс. Проверку производить при температуре (20 + 3)°.С. При проверке следует учитывать, что данное усилие соответствует нормальному зазору в случае, когда размеры и Шероховатость сопрягаемых поверхностей соответствуют требованиям рабочих чертежей Указанную проверку зазора допускается производить выборочно. Допускается производить подбор поршней из соседних размерных групп.

Читайте также:  Почему не накачивается колесо автомобиля

Сборка коленчатого вала с маховиком и сцеплением. Масляные каналы и полости коленчатого вала должны быть очищены, их пробки должны быть затянуты моментом 3 кгс-м.

Гайки болтов крепления маховика должны быть затянуты равномерно крест-накрест -моментом 14—15 кгс-м. Маховик должен плотно прилегать к фланцу коленчатого вала: щуп 0,05 мм не должен проходить.

Ведомый диск сцепления перед креплением сцепления на маховике должен быть сцентрирован относительно оси коленчатого вала. Диск следует центрировать на шлицевой оправке при опоре на подшипник переднего конца коленчатого вала.

Болты крепления кожуха сцепления к маховику должны быть затянуты моментом 3—4 кгс-м.

Подбор шатунных подшипников и шатунов. Шатуны, входящие в комплект на двигатель, должны быть подобраны по массе нижней и верхней головок. Разница в массе нижних головок одного комплекта должна быть не более 6 г; то же для верхних головок. Допускается подбор шатунов по их полной массе. При этом разница в массе шатунов одного комплекта не должна превышать 16 г. Подгонка по массе производится путем снятия металла с бобышек на крышке и головке шатуна.

Размеры вкладышей шатунных подшипников должны соответствовать размеру шатунных шеек (табл. 55). Шатуны должны быть установлены на шейки коленчатого вала так, чтобы бобышки на шатуне и крышке шатуна были направлены: для шатунов, устанавливаемых на левую группу цилиндров (если смотреть со стороны маховика), в сторону передней коренной шейки вала; для шатунов, устанавливаемых на правую группу цилиндров,— в противоположную сторону. Диаметральный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами должен быть 0,032—0,076.

Проверку зазора производить калиброванной пластинкой из латунной фольги длиной 25 мм, шириной 12,5 мм и толщиной 0,07 мм в следующем порядке:
— установить пластинку, смазанную маслом, между вкладышем и шейкой коленчатого вала вдоль шейки;
— затянуть гайки болтов шатуна моментом 7—8 кгс-м (для бесшплинтового соединения момент затяжки 5,6—6,2 кгс-м);
— проверить рукой усилие, необходимое для проворачивания шатуна относительно коленчатого вала.

Зазор считается нормальным, если шатун проворачивается туго или совсем не проворачивается (при условии, что до постановки пластинки он проворачивается свободно). Указанную проверку допускается производить выборочно.

Установка коленчатого вала в сборе с маховиком и сцеплением. Перед установкой коленчатого вала поверхности трения вкладышей и шеек коленчатого вала должны быть смазаны маслом. Зазор между коренными шейками коленчатого вала и вкладышами должен быть проверен поочередно у всех коренных подшипников калиброванной пластинкой из латунной фольги длиной 25 мм, шириной 12,5 мм и толщиной 0,11 мм в следующей последовательности. Установить пластинку, смазанную маслом, между вкладышем и шейкой коленчатого вала вдоль шейки, затянуть болты крышки проверяемого подшипника моментом 11 — 13 кгс-м. Зазор считается нормальным, если вал провертывается рукой за противовес туго или совсем не провертывается <при условии, что он до постановки пластины провертывался свободно).

Осевое перемещение коленчатого вала должно быть 0,05— 0,30 мм. Перемещение замеряется щупом между шайбой коленчатого вала и передней шайбой упорного подшипника коленчатого вала; регулируется подбором задней шайбы упорного подшипника по толщине.

Подбор поршневых колец. Размеры поршневых колец должны соответствовать размерам цилиндров и поршней. Поршневые кольца 1-го и 2-го ремонтных размеров на боковой поверхности около размера имеют соответственно маркировку « + 0,5» и «1,0».

Световой зазор между стенкой цилиндра и наружной поверхностью колец, установленных в цилиндр, не допускается. Поршневые кольца должны быть подобраны по цилиндрам так, чтобы тепловой зазор в замках колец, вставленных в цилиндр перпендикулярно его оси на глубину 10—15 мм от его верхней кромки, был для верхних компрессионных колец 0,35—0,70 мм, для нижнего компрессионнЪго кольца 0,30—0,65 мм, для маслосъемного кольца -0,3—1,0 мм. При зазорах, менее указанных, допускается подпиливание стыков колец. Плоскости стыков после подпиливания должны быть параллельными. Зазоры между поршневыми канавками и компрессионными кольцами по высоте должны быть 0,050—0,082 мм; измерить зазор можно плоским щупом.

Подбор и сборка комплектов поршень — поршневой палец — шатун. До сборки шатуна с поршнем шатун с вкладышами должен быть подобран по шейке вала, поршень — по цилиндру, кольца — по цилиндру и канавкам поршня, а поршневой палец рекомендуется подбирать по втулке верхней головки шатуна и бобышкам поршня.

Поршневой палец, подобранный к шатуну при температуре (20±3) °С, без смазки должен плотно входить в отверстие втулки от усилия большого пальца руки.

Для сборки с пальцем и шатуном поршень должен быть предварительно нагрет до температуры 55” С. Сопрягаемые поверхности должны быть смазаны маслом, применяемым для двигателя. Выступы на стержнях шатунов и метки на днищах поршней для левой группы цилиндров должны быть

обращены в одну сторону, для правой группы — в разные стороны.

Поршневые кольца должны устанавливаться на поршни с помощью приспособления, предохраняющего кольца от поломок и остаточных деформаций. Компрессионные кольца должны быть установлены на поршень так, чтобы выточки на внутренних цилиндрических поверхностях были обращены вверх. Компрессионные кольца при встряхивании поршня должны свободно перемещаться в канавках.

Разница в массе поршня с шатунами в сборе в комплекте, устанавливаемом на один двигатель, не должна превышать 16 г.

Сборка головки цилиндров. Клапаны должны быть подобраны к отверстиям направляющих вт.улок. Заедание клапанов при их поступательном и вращательном движении, не допускается. Рабочие фаски клапанов должны быть притерты к седлам. После притирки рабочие фаски клапанов и седел должны иметь по всей окружности сплошную матовую кольцевую полоску контакта .шириной не менее половины ширины фаски на седле.

Хачество притирки должно быть проверено сжатым воздухом (рис. 75) или керЪсином. Обезличивание притертых клапанов не допускается. После притирки головка цилиндров и клапаны должны быть тщательно промыты и обдуты сжатым воздухом. Перед окончательной установкой клапанов стержни их должны быть смазаны маслом, применяемым для смазки двигателя.

Клапаны должны быть надежно зафиксированы сухарями клапанных пружин.

Сборка распределительного вала. Шестерня распределительного вала должна быть напрессована на шейку вала до упора в распорное кольцо. Гайка крепления шестерни после затяжки стопорится замочной шайбой. Края шайбы отгибаются на грёни гайки. Замочное кольцо упорной шайбы привода регулятора числа оборотов должно плотно сидеть в канавке гайки.

Осевой зазор между торцами шестерни и упорного фланца должен быть 0,080—0,208 мм.

Оцените статью