- Техническое обслуживание раздаточной коробки
- Раздаточная коробка передач: диагностика, основные проблемы, ремонт
- Как понять, что раздаточная коробка передач неисправна?
- Проблемы с включением передач
- Выбиваются передачи при движении
- Утечка масла
- Перегревается коробка
- Зачем нужна диагностика?
- Ремонт раздаточной коробки полного привода или ремонт угловой передачи
- Признаки неисправности раздаточной коробки
- Ремонт раздаточной коробки Hyundai IX55
- Ремонт угловой передачи автомобиля Volvo хс90
- Техническое обслуживание и основные неисправности раздаточной коробки
- Ремонт коробки переключения передач (КПП)
- Разборка коробки передач
- Ремонт зубьев шестерен, шлицев и валов
- Ремонт механизма переключения передач
- Сборка и испытание коробки передач
- Обкатка коробки передач
Техническое обслуживание раздаточной коробки
При эксплуатации раздаточной коробки следует помнить, что электропитание системы управления раздаточной коробкой осуществляется помимо выключателя приборов и стартера, поэтому во время длительных стоянок автомобиля необходимо обязательно устанавливать переключатель управления в нейтральное положение для разгрузки обмотки электропневмоклапана.
Техническое обслуживание включает в себя проверку и подтяжку крепления картера и его крышек, поддержание нужного уровня масла в картере, периодическую смену масла, устранение выявленных при эксплуатации неисправностей.
— поверить герметичность и крепление раздаточной коробки;
-проверить и довести до нормы уровень масла в картере;
очистить от грязи сапун.
При СТО закрепить фланцы раздаточной коробки и проверить работу механизма блокировки межосевого дифференциала; сменить масло в картере раздаточной коробки один раз в год осенью.
Масло заливается через верхнее отверстие в картере, закрытое конической пробкой, по нему же производится контроль уровня масла в картере коробки. Сливается масло через отверстие в нижней части крышки картера, закрытое пробкой. Для очистки масла от продуктов износа в пробку вмонтирован магнит. При смене масла нужно промыть пробку и очистить магнит.
Раздаточная коробка передач: диагностика, основные проблемы, ремонт
Иногда владелец автомобиля сталкивается с необходимостью проверить работу раздаточной коробки передач. Если транспорт давно не проходил диагностику и работает не так, как раньше, стоит убедиться, что проблема не в раздатке.
Как понять, что раздаточная коробка передач неисправна?
Причины неисправности коробки могут быть разными. Ремонт заключается или в необходимости перебрать всю систему или же заменить деталь. Рассмотрим типичные ситуации.
Проблемы с включением передач
Проблемы с включением передач часто появляются на автомобилях отечественного производства. Они и в нормальном состоянии не всегда срабатывают, а при появлении поломки переключить их станет невозможно.
Проблема может быть в появлении задиров на зубчатом механизме или поломке вилки трансмиссии. В этом случае нужно перебирать всю систему, как делают в питерских автосервисах. Пример и детали работ можно посмотреть здесь https://spb-avtoremont.ru.
Перебрав всю систему проще найти то, что стало причиной неисправности и отремонтировать её до того, как система окончательно выйдет из строя.
Выбиваются передачи при движении
Проблема появляется при стирании зубьев передач. Водителю это грозит опасностью, не справится с управлением автомобилем при езде по бездорожью или в чрезвычайной ситуации избежать столкновения.
Утечка масла
Самой частой причиной, по которой раздатка ломается становиться протекание масла с разных деталей. Если уте5чка идёт с корпуса раздатки, то систему придётся разбирать. Причина в сношенных прокладках, которые быстро и недорого меняются.
Перегревается коробка
Когда перегревается коробка, нужно везти машину на диагностику в сервис. Если прокладки при утечке масла можно поменять с другом в гараже, то при перегреве коробки лучше не рисковать.
Причина перегрева может быть не только в сбое раздатки, это и заводской брак, и неправильная установка деталей. Точная диагностика определит источник проблемы. Вы будете знать, почему произошел сбой и сколько обойдется ремонт. Работа мастера сервиса обходится дешевле, чем устранение последствий самодеятельности.
Зачем нужна диагностика?
Диагностика автомобиля в сервисе – первое, что вы должны сделать при сбое в его работе. Причина барахлящей раздатки может быть не только в перечисленных проблемах. Роль играют детали производства, запчасти для ремонта и прочие нюансы.
После детального осмотра мастер найдет источник проблемы и расскажет, какими методами её можно устранить. Это позволит недорого сделать ремонт и кататься на авто с комфортом. Помните, что любая неисправность в системе машины может стать причиной аварии. Оно вам надо?
Ремонт раздаточной коробки полного привода или ремонт угловой передачи
Полноприводные автомобили славятся своими внедорожными качествами. Однако, чтобы они долго радовали своих владельцев, важно своевременно ухаживать за ними и следить за их техническим состоянием. Особенно это касается раздаточной коробки передач, которая выполняет функцию передачи мощности от ДВС к передним и задним осям машины.
Если появился неприятный скрежет, вибрации в районе раздатки или иные признаки, то необходимо незамедлительно отправиться в сервис, чтобы установить причину и выполнить ремонт раздаточной коробки.
Признаки неисправности раздаточной коробки
Первыми признаками неисправности раздаточной коробки передач могут быть:
- Появление вибрации при разгоне автомобиля;
- Наличие подтеканий масла;
- Возникновение повышенного шума в раздаточной коробке передач;
- Появление признаков подклинивания при движении с выкрученным рулем;
- Возникновение трудностей выбора и переключения передач;
- Самопроизвольное выключение передач при движении авто.
Если вовремя не обратить внимание на эти признаки, то могут появиться более серьезные проблемы, которые приведут к тому, что стоимость ремонта раздаточной коробки может увеличиться в разы.
Ремонт раздаточной коробки Hyundai IX55
Ремонт раздаточной коробки или так называемый ремонт угловой передачи можно рассмотреть на основе примеров из автомобильных сервисов. Hyundai IX55 является хорошей машиной, но достаточно редкой. Поэтому при подборе запасных частей и ремонте иногда могут возникать трудности. На этот аппарат ставят автоматическую коробку передач компании ASIN.
Причиной обращений в сервис стал отказ работы полного привода. Заказчик ремонта предположил, что оборвалось шлицевое соединение на валу раздатки и в дифференциале автоматической коробки переключения передач. Причиной возникшей проблемы стало коррозионное воздействие, которое истончило шлицы. В результате под воздействием большого момента от ДВС шлицы просто срезало.
Решить проблему можно монтажом новой чашки дифференциала автоматической коробки переключения передач и установкой нового вала раздаточной коробки. После монтажа выполняется регулировка главной пары углового редуктора. Также меняются подшипники раздатки и дифференциала автоматической коробки переключения передач. В завершении в раздаточную коробку и автоматическую коробку переключения передач заливается свежее масло.
Ремонт угловой передачи автомобиля Volvo хс90
С автомобилем Вольво хс90 произошла несколько иная история. Изначально с машиной не было никаких проблем. Владелец ездил на ней постоянно и не знал проблем. Но через некоторое время при старте и при движении на поворотах стал появляться лязгающий металлический звук. Водитель не стал дожидаться поломки и отправился к официальному дилеру, чтобы провести диагностические мероприятия. Они показали, что необходима замена редуктора угловой передачи. В итоге стоимость его замены у официального дилера составила бы 1,5 сотни тысяч рублей.
Для владельца Volvo хс90 ремонт угловой передачи оказался довольно дорогим удовольствием. К тому же у него на тот период не было столь больших денег, а также планировались другие расходы. Поэтому он решил обратиться в частный сервис, где стоимость запасных частей и оказываемых услуг на порядок ниже. В результате в сервизе предложили поставить редуктор, бывший в употреблении, который обошелся всего в 40 тысяч рублей.
В частном сервисе при поднятии автомобиля на подъемнике, при проведении диагностических мероприятий, был включен режим «Драйв». Выявилась проблема — не было вращения кардана заднего привода, а также был слышен металлический скрип. К тому же через сальник автоматической коробки переключения передач наблюдалась течь масла.
При снятии редуктора была выявлена причина неисправности, в том числе источник скрежета металла. Оказалось, что на входном валу угловой передачи были полностью срезаны шлицы. В результате на редуктор с автоматической коробки переключения передач вращение просто не передавалось. При старте муфта прокручивалась вокруг вала, вследствие чего и появлялся тот металлический скрежет.
При увеличении скорости моменты вращения муфты и вала выравнивались, в результате пропадал и неприятный звук. Однако при захождении в поворот из-за разницы момента вращения колес звук появлялся вновь.
Кроме замены редуктора пришлось заменить муфту, ведь ее шлица также подверглись значительному износу. Весь ремонт вместе с поиском запасных частей и проведением ремонтных работ занял около недели. Решение обратиться в частных сервис позволил владельцу автомобиля Volvo хс90 сэкономить порядка 100 тысяч рублей.
Ремонт раздаточной коробки — процесс трудоемкий и напрямую зависит от точного определения причин неисправности, что требует профессиональных навыков и подготовки. При обращении в частный автосервис Вы можете существенно сэкономить бюджет без потери качества предоставляемых услуг. Цены в автосервисе достаточно демократичны, а для получения квалифицированной помощи, достаточно заполнить форму, представленную ниже.
Техническое обслуживание и основные неисправности раздаточной коробки
При ТО-2 проверяют крепление раздаточной коробки, уровень моста в картере, прочищают вентиляционную трубку или сапун. Смену масла в раздаточной коробке производят одновременно со сменой масла в коробке передач.
На автомобиле Урал-4320 при втором ТО-2 проверяют и при необходимости регулируют осевое перемещение ведущего и промежуточного валов и положение муфты переключения передач.
Основными неисправностями могут быть: повышенный шум при работе, затрудненное включение передачи или переднего моста, самовыключение передач, течь масла.
Повышенный шум и сильный нагрев раздаточной коробки может быть из-за недостаточного количества масла в картере, износа шестерен, нарушения регулировки или крепления подшипников.
Затрудненное переключение передач и блокировки дифференциала может быть связано с образованием заусениц на зубьях шестерен и муфт переключения, заедания фиксаторов. У коробок с пневматическим приводом включение передачи или переднего моста может происходить из-за погнутости штоков, заедания или примерзания электропневматического клапана, повреждения диафрагм, пневмокамеры.
Самовыключение передач и блокировки дифференциала является следствием износа в соединении муфт и вилок переключения, износа шлицов муфт и валов, увеличенного осевого перемещения валов.
Течь масла из картера происходит из-за износа или повреждения сальников, уплотнительных прокладок, засорения вентиляционной трубки или сапуна.
Устранение неисправности производится проведением текущего ремонта коробки с заменой изношенных или поврежденных деталей. При недостаточном количестве масла его уровень доводят до нормы, не дожидаясь очередного технического обслуживания.
Ремонт коробки переключения передач (КПП)
Основными дефектами коробки передач являются:
- износ зубьев шестерен;
- поломка или выкрашивание зубьев;
- износ шлицев валов и шестерен;
- износ подшипников и мест их посадки;
- износ вилок, стопоров и замков;
- трещины картера.
Разборка коробки передач
Устранение отдельных дефектов коробки передач связано с ее частичной или полной разборкой. При разборке выполняют следующие основные операции:
- отъединяют компрессор (при его наличии) от картера коробки передач;
- снимают верхнюю крышку с механизмом переключения передач;
- отвертывают болты, снимают переднюю крышку и извлекают ведущий вал с подшипником;
- отвертывают заднюю крышку и извлекают ведомый вал с подшипником;
- вынимают из картера коробки шестерни ведомого вала, ось и вилку включения заднего хода;
- снимают стопорную пластину оси заднего хода и оси промежуточного вала и выбивают оси (у автомобилей ЗИС-5 и ЗИС-150 отвертывают крышки подшипников промежуточного вала);
- вынимают из картера шестерни заднего хода и промежуточный вал или блок шестерен.
Ремонт зубьев шестерен, шлицев и валов
Зубья шестерен подвергаются нормальному износу в результате трения, а ускоренному — в результате неправильного ударного переключения передач, неполного зацепления зубьев, рывков или недоброкачественной смазки. При этом зубья скалываются, выкрашиваются, а иногда и ломаются.
Состояние зубьед контролируют внешним осмотром, шаблоном или измерением толщины их штангензубомером по начальной окружности шестерни.
Зубья шестерен, имеющие заусенцы и небольшую выработку, зачищают абразивными брусками (оселком). Шестерни, имеющие выкрошенные или сломанные зубья, заменяют новыми. Для получения правильного зацепления зубьев необходимо сопряженные шестерни (пару) заменять одновременно. Замена одной шестерни допускается при постановке не новой, а уже работавшей шестерни, которая но своему износу может быть допущена к дальнейшей эксплуатации.
При необходимости изношенные и выкрошенные зубья можно восстановить наплавкой металла с последующей термической и механической обработкой. Наплавку зубьев газовой сваркой производят сормайтом № 2 (твердый сплав) или стержнями, изготовленными из выбракованных шатунных болтов и клапанных пружин.
Рис. Установка шестерен при наплавке зубьев:
а — при наплавке торцевой поверхности; б — при наплавке боковой поверхности.
При наплавке торцевой поверхности зубьев производят следующие операции:
- Устанавливают шестерню в ванну с водой так, чтобы зубья были погружены в воду на 1/3—1/2 своей длины (рис. а).
- Нагревают поверхность зуба ацетилено-кислородной горелкой до потения (не доводя металл до плавления), наносят флюс (буру) и каплями наносят сормайт до заполнения изношенной части зуба. После наплавки всех изношенных поверхностей шестерню оставляют в ванне до остывания. При наплавке стержнями из шатунных болтов и клапанных пружин зубья закаливают путем опускания шестерни в ванну. Зачищают наплавленные зубья абразивным бруском.
- При наплавке боковой поверхности зубьев шестерню помещают в ванну с водой на стержне вертикально (рис. б) и наплавляют второй зуб, считая от поверхности воды. Когда наплавленный зуб остынет до вишневого цвета, его погружают в воду поворотом шестерни, затем наплавляют следующий зуб и т.д.
По окончании наплавки всех зубьев их зачищают. Изношенные шлицы шестерен ремонтируют редко, так как шестерни выбраковываются обычно ранее из-за износа зубьев. Шлицы можно ремонтировать также наплавкой металла. Изношенные шлицы на валах иногда восстанавливают раздачей с последующей механической обработкой. Помимо износа шлицев, валы коробки передач могут иметь погнутость и изношенные места посадки шариковых и роликовых подшипников.
Вал проверяют на биение индикатором в центрах токарного станка.
Погнутый вал выправляют без нагрева под прессом.
Изношенные места посадки подшипников на валах восстанавливают наплавкой металла сваркой, хромированием, металлизацией или протачиванием шеек с последующей напрессовкой стальных втулок.
Ремонт механизма переключения передач
Дефектами деталей механизма переключения передач являются:
- погнутость или износ вилок;
- износ ползунов;
- износ замков и стопоров;
- износ рычага переключения передач.
Эти дефекты вызывают самопроизвольное выключение передач, одновременное включение двух передач, неполное зацепление шестерен и выход рычага из гнезда вилок.
При разборке механизма переключения коробки передач необходимо:
- расшплинтовать и вывернуть болты крепления вилок;
- вынуть ползун первой и второй передач, а также замок и стопор (остальные ползуны должны находиться в нейтральном положении);
- удалить ползун заднего хода, стопор и замок;
- вынуть ползун третьей и четвертой передач и его стопор;
- отвернуть колпак или стопорный болт крышки и вынуть рычаг с пружиной вверх (автомобиль ГАЗ-51) или вниз (автомобиль ЗИС-150).
Погнутость вилки определяют на проверочной плите, а правят ее в холодном состоянии под прессом. После правки и вторичной проверки вилку тщательно осматривают и при обнаружении трещин заменяют новой.
Изношенные щечки вилки (охватывающие каретку шестерни) и гнездо для шарового конца рычага переключения передач восстанавливают, наплавляя металл сваркой. Наплавленные места обрабатывают на фрезерном станке.
Изношенные выемки на ползунах под стопоры и замки исправляют абразивным бруском. При этом необходимо следить, чтобы не был смещен центр выемки.
Изношенные шарики стопоров и замков, а также ослабевшие пружины заменяют.
Сборка и испытание коробки передач
Рис. Коробка передач автомобиля ГАЗ-51:
1 — распорная втулка; 2 и 6 — роликовый цилиндрический подшипник; 3 — ось блока шестерен; 4 — ведущий вал; 5 — крышка подшипника ведущего вала; 7 — задняя крышка ведомого вала; 3 — ведомый вал; 9 — фланец; 10 — шестерня спидометра; 11 — шариковый подшипник; 12 — стопорная пластинка; 13 — каретка с шестернями заднего хода.
При сборке четырехступенчатой коробки передач (автомобиль ГАЗ-51) необходимо:
- опустить в картер коробки каретку с шестернями заднего хода 13 и вставить ее ось;
- установить в блок шестерен роликовый цилиндрический подшипник 2, распорную втулку 1 и второй роликовый цилиндрический подшипник;
- опустить блок шестерен в картер, пропустить ось 3 блока шестерен и закрепить ее стопорной пластинкой 12 вместе с осью заднего хода;
- на ведущий вал 4 напрессовать шариковый подшипник и закрепить его стопорным кольцом;
- вставить в гнездо картера упорное кольцо подшипника и установить ведущий вал;
- надеть на ведущий вал крышку 5 подшипника с прокладкой и привернуть ее болтами к картеру;
- установить в выточку ведущего вала роликовый цилиндрический подшипник 6 и вставить ведомый вал 8, на передний конец которого надеть упорное кольцо, а на задний — упорное кольцо, маслоотражатель, шариковый подшипник 11 и шестерню спидометра 10; при установке ведомого вала одновременно следует надевать на него каретки с шестернями первой и второй, третьей и четвертой передач;
- установить прокладку и привернуть заднюю крышку 7 ведомого вала;
- собрать механизм переключения передач (в обратной последовательности разборки), установить крышку с прокладкой на картер, вводя вилки в соответствующие каретки шестерен, и привернуть ее болтами к картеру.
Рис. Коробка передач автомобиля ЗИС-150:
1 — люк шестерни отбора мощности; 2 и 7 — гайки; 3 — упорная шайба; 4 и 6 — замочные шайбы; 5 — шестерня отбора мощности; 8 — шестерня четвертой передачи; 9 — муфта легкого включения четвертой и пятой передач; 10 — шестерня пятой передачи; 11 — шестерня третьей передачи; 12 — шестерня второй передачи с внутренними зубьями для третьей передачи; 13 — шестерня первой передачи и заднего хода; 14 — упорное кольцо шарикоподшипника; 15 — шестерня спидометра; 16 — роликовые цилиндрические подшипники; 17 — блок шестерен заднего хода; 18 — люк блока шестерен заднего хода.
При сборке пятиступенчатой коробки передач автомобиля ЗИС-150 надо:
- установить в пазы промежуточного вала шпонки и напрессовать шестерни третьей и пятой передач, шестерню для коробки отбора мощности и шестерню постоянного зацепления с ведущим валом (шестерни первой, второй передач и заднего хода откованы с валом);
- на передний конец промежуточного вала надеть упорную шайбу 3, роликовый цилиндрический подшипник, замочную шайбу 4, завернуть гайку 2 и отогнуть шайбу на гайку;
- установить в картер наружное кольцо роликового подшипника;
- опустить промежуточный вал в картер, на задний конец напрессовать шариковый подшипник с упорным кольцом, надеть замочную шайбу, завинтить гайку и отогнуть на нее шайбу;
- приподнять промежуточный вал, установить его в гнезда картера и привернуть крышки с прокладками;
- установить в блок шестерен заднего хода 17 два роликовых цилиндрических подшипника 16, вставить блок с левой стороны через люк 18 в картер большей шестерней вперед и пропустить ось, которую закрепить стопорной пластиной с болтом; привернуть крышку люка;
- напрессовать на задний конец ведомого вала шариковый подшипник с упорным кольцом 14 и шестерню спидометра 15;
- опустить в картер коробки шестерню первой передачи и заднего хода 13, второй и третьей передач 12 и пропустить через них ведомый вал; затем на вал надеть упорную шайбу, шестерню третьей передачи 11 (постоянного зацепления) венчиком назад, вставить в нее ролики (42 шт.), надеть упорную шайбу, шестерню пятой передачи 10 с бронзовой втулкой, зубчатую ступицу, муфту легкого включения 9, замочную шайбу 6, завернуть гайку 7 и отогнуть на нее шайбу. На переднюю шейку вала надеть упорное кольцо и роликовый цилиндрический подшипник;
- напрессовать на ведущий вал шариковый подшипник с упорным кольцом, надеть замочную шайбу, завернуть гайку и отогнуть на нее шайбу;
- вставить ведущий вал в гнездо картера, надеть крышку подшипника с прокладкой и привинтить ее болтами;
- вставить ведомый вал в выточку ведущего вала и привинтить болтами заднюю крышку с прокладкой;
- собрать механизм переключения передач, установить крышку с прокладкой на картер коробки, ввести вилки в каретки шестерен и привернуть крышку болтами.
Обкатка коробки передач
После ремонта деталей и сборки коробки передач ее обкатывают на стенде для приработки деталей и для определения легкости переключения шестерен, отсутствия шума, стуков, нагрева и течи масла.
Порядок обкатки следующий:
- Устанавливают коробку передач на стенд, сообщают ведущему валу 1200—1500 оборотов в минуту и переключают передачи, работая на каждой передаче 2—3 мин.
- Заливают в картер коробки передач масло до нормального уровня и проверяют работу коробки на всех передачах с нагрузкой в течение 30—40 мин.
- После устранения выявленных дефектов заменяют смазку и промывают картер керосином.