Технология ремонта двигателя ямз 238

Ремонт цилиндро-поршневой группы ЯМЗ-238

Гильзы цилиндров – «мокрого» типа, изготавливаются из специального чугуна

Гильзы устанавливаются своими посадочными поясами в расточки блока цилиндров и сверху прижимаются через бурт и прокладку головками цилиндров

Выступание бурта гильзы над поверхностью блока цилиндров на двигателях:

ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2 — 1,6 +0.035 /-0.065 мм.

ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ — 0,1 +0.065 /-0.035 мм.

На двигатели ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ могут устанавливаться гильзы со следующими конструктивными особенностями:

1. Гильза 236-1002021-А5

Поверхности гильзы фосфатированные.

Фосфатированный слой улучшает притирочные характеристики, увеличивает износостойкость поверхности, снижает вероятность образования натира.

Внешнее отличие фосфатированной гильзы от нефосфатированной ― значительно более темный (от темно-серого до черного) цвет наружной поверхности.

Верхний торец бурта гильзы выполнен выступающей частью к внутренней поверхности гильзы (под асбостальную прокладку газового стыка) с высотой бурта 12,1 мм.

В нижней части гильзы выполнены три канавки под антикавитационное и уплотнительные резиновые кольца.

2. Гильза 236-1002021-А

Конструктивные особенности аналогичны предыдущей, но только отсутствует фосфатированное покрытие поверхности гильзы.

На двигатели ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2 устанавливается фосфатированная гильза 7511.1002021-01.

Верхний торец бурта выполнен выступающей частью к наружной поверхности (под металлическую прокладку газового стыка) с высотой бурта 9,6 мм.

На верхней посадочной поверхности выполнена канавка для установки резинового уплотнительного кольца.

В нижней части гильзы выполнены три канавки под антикавитационное и уплотнительные резиновые кольца.

По величине внутреннего диаметра гильзы разделены на размерные группы:

Размерная группа маркируется на нерабочей поверхности бурта гильзы.

Поршни (рис. 2) отлиты из эвтектического алюминиево-кремнистого сплава.

Охлаждение поршня маслом производится из неподвижной форсунки.

На юбке поршня имеется выемка для форсунки охлаждения. В днище поршня выполнена камера сгорания.

На двигатели ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2 устанавливаются поршни 7511.1004015-10 с 3-я канавками под поршневые кольца (две под компрессионные и одна под маслосъемное).

Канавка под верхнее компрессионное кольцо выполнена во вставке из жаропрочного чугуна (типа «нирезист»).

Камера сгорания смещена на 5 мм, боковая поверхность с поднутрением, имеет вытеснитель.

На днище имеются выточки под клапаны газораспределения.

Высота от днища до оси пальца составляет 85 мм. Диаметр под поршневой палец 52 мм.

На двигатели ЯМЗ-238ДЕ2 (индивидуальные головки) устанавливаются поршни 7511.1004015-01 с центральной камерой сгорания и измененными выточками под клапана.

Остальное как на предыдущем поршне.

На двигатели ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ могут устанавливаться поршни со следующими конструктивными особенностями:

1. Поршень 238НБ-1004015-Б4 с 4-мя канавками под поршневые кольца (три под компрессионные и одна под маслосъемное).

Канавка под верхнее компрессионное кольцо выполнена во вставке из жаропрочного чугуна (типа «нирезист») с целью повышения износостойкости.

Камера сгорания смещена на 5 мм, боковая поверхность с поднутрением, имеет вытеснитель.

Высота от днища до оси пальца составляет 100 мм.

Диаметр под поршневой палец 50 мм.

2. Поршень 238НБ-1004015 отлит из заэвтектического алюминиево-кремнистого сплава и аналогичен предыдущему, но на нем отсутствует «нирезистовая» вставка под верхнее компрессионное кольцо.

Читайте также:  Устройство инжекторного двигателя ваз 21214

Камера сгорания смещена на 5 мм, без вытеснителя.

Данный поршень поставляется с гильзой в запасные части в комплектах 238НБ-1004008 и 238НБ-1004005-А3.

По величине диаметра юбки поршни разделены на размерные группы:

Диаметр юбки поршня, мм

Размерная группа маркируется на днище поршня.

Поршневые кольца изготовлены из специального чугуна, разрезные, хромированные, устанавливаются в канавки поршня.

В зависимости от выполняемой задачи в рабочем процессе кольца имеют различную конструкцию и устанавливаются на поршень комплектно в определенном порядке.

На поршни могут быть установлены следующие комплекты колец:

1. Трехколечный комплект 7511.1004002, где:

− первое компрессионное имеет в сечении двухстороннюю трапецию со смещенной вниз бочкообразной хромированной рабочей поверхностью. Номер кольца 7511.1004030

− второе компрессионное кольцо прямоугольного сечения, минутное с покрытием хромом. Номер кольца 7511.1004032

− маслосъемное кольцо коробчатого сечения с хромированными рабочими кромками и витым пружинным расширителем. Номер кольца 7511.1004034

2. Четырехколечный комплект для заводской комплектации, который входит в комплект 238Б-1004005, где:

− первое компрессионное имеет в сечении одностороннюю трапецию.

Рабочая поверхность хромирована плотным хромом. Номер кольца 236-1004030-Б.

− второе и третье компрессионные кольца имеют в сечении одностороннюю трапецию, минутные. Номер кольца 236-1004032-А3

− маслосъемные кольца коробчатого сечения с хромированными рабочими кромками и витым пружинным расширителем. Номер кольца 236-1004034

3. Четырехколечный комплект 236-1004002-А4, где:

− первое компрессионное имеет в сечении одностороннюю трапецию.

Рабочая поверхность хромирована пористым хромом. Номер кольца 236-1004030-А2

− второе и третье компрессионные кольца имеют в сечении одностороннюю трапецию, минутные. Номер кольца 236-1004032-А3

− маслосъемные кольца коробчатого сечения с хромированными рабочими кромками и витым пружинным расширителем. Номер кольца 236-1004034

При установке поршневых колец обращать особое внимание на правильность их расположения. Слово «Верх» должно быть обращено к днищу поршня.

Для обеспечения точной посадки при сборке поршень и гильза должны подбираться из одних размерных групп.

В разные цилиндры двигателя допускается установка комплектов гильза-поршень разных размерных групп.

Поршневой палец двигателей ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ – пустотелый, плавающего типа с цементированной наружной поверхностью.

Палец устанавливается в отверстие в поршне. Осевое перемещение пальца ограничивается стопорными кольцами, устанавливаемыми в специальные канавки в бобышках поршня.

Поршневой палец двигателей ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2 – азотированный, имеет увеличенный наружный диаметр (рис. 5).

ВАРИАНТЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ГИЛЬЗА ― ПОРШЕНЬ ― КОЛЬЦА ПОРШНЕВЫЕ

По конструктивным особенностям:

Гильза

Комплект колец

Поршень

ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2

(общие головки цилиндров)

ЯМЗ-238ДЕ2

(индивидуальные головки цилиндров)

ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ

(общие головки цилиндров)

С 4-мя канавками и с

Допустимые варианты (при ремонте двигателя)

С 4-мя канавками и с

или без вставки

В эксплуатации при ремонте работавших двигателей допустима

установка новых поршневых колец в старую гильзу цилиндра,

находящуюся в исправном состоянии, при этом использовать только

комплект поршневых колец с пористым хромом 236-1004002-А4

ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ.

Замена поршневых колец

Для замены поршневых колец предварительно демонтировать поршень с шатуном при снятой головке цилиндров и поддоне.

Читайте также:  Двигатель wp7 руководство по эксплуатации

Двигатели оборудованы масляным охлаждением поршней.

При демонтаже поршневой группы на указанных двигателях предварительно снять форсунки охлаждения поршней во избежание их поломок.

Для более легкого извлечения поршня очистить нагар с верхнего пояса гильзы.

Отвернуть болты крепления крышки шатуна, снять крышку и извлечь через цилиндр поршень в сборе с шатуном.

Для отсоединения шатуна от поршня вынуть стопорные кольца поршневого пальца, нагреть поршень в масляной ванне до 80ºС и извлечь поршневой палец.

Для снятия поршневых колец надеть щипцы (рис. 6) на кольцо, ввести губки 2 щипцов в замок кольца и, сжав до упора рукоятки 3 щипцов, осторожно вывести кольцо из канавки и снять его с поршня (рис. 7).

Установку поршневых колец производить в обратном порядке.

Осторожно очистить поршень от нагара, предохраняя его от повреждений (особенно торцовые поверхности канавок под поршневые кольца).

Перед сборкой все детали тщательно промыть, а масляные каналы продуть сжатым воздухом.

Сборку поршня с пальцем производить легким нажатием руки, при этом необходимо обильно смазать моторным маслом отверстие в поршне и палец.

Не допускается запрессовка пальца в поршень.

Для того, чтобы установить в гильзу цилиндра поршень в сборе с поршневыми кольцами и шатуном, предварительно сжать кольца, утопив их в канавки поршня.

Для сжатия колец применять оправку (рис. 8) с конической внутренней поверхностью и буртиком, позволяющим правильно сцентрировать оправку на гильзе цилиндра.

Установив поршень в оправку, осадить его в гильзу цилиндра.

При сборке поршня с шатуном и установке их на двигатель выполнять следующие требования:

1. Поршень и гильза должны быть одинаковых размерных групп.

2. Компрессионные кольца устанавливать клеймом «верх» к днищу поршня.

3. Замки соседних поршневых колец развести в противоположные стороны в плоскость поршневого пальца.

4. Установить поршень так, чтобы смещенная камера сгорания в поршне была направлена внутрь двигателя, в сторону топливного насоса.

На двигателях с индивидуальными головками цилиндров применяются поршни с центральной камерой сгорания.

Устанавливать поршень в гильзу так, чтобы стрелка на поршне была направлена в развал двигателя, в сторону топливного насоса. При этом выточки на днище поршня под клапаны будут смещены относительно центра цилиндра в сторону выхлопных коллекторов.

5. Клейма спаренности на шатуне и крышке должны быть одинаковыми.

6. Грязь, заусеницы и забоины на шлицах шатуна и крышки не допускаются.

7. Резьбу и опорные торцы головок болтов крепления крышек шатунов смазать моторным маслом и затянуть в два приема, начиная с длинного болта, сначала моментом 100 Н·м (10 кгс·м), окончательно моментом 200 – 220 Н·м (20 – 22 кгс·м).

ЯМЗ 238 ремонт

При всей исключительной важности и незаменимости в принципе, двигатель, это всего лишь составляющая силового агрегата и механический узел по сути. Как и любой другой механизм, он может ломаться вследствие временного износа деталей, при ситуациях, возникших из-за неправильной эксплуатации или стороннего воздействия. Для дизель-моторов ЯМЗ 238 ремонт может считаться достаточно простым, если сравнивать аналогичные операции с дизелями более новых серий. Но это не значит, что сделать его может кто угодно, в любом месте, при минимуме инструментов и без соблюдения ряда правил…

  • шатуны со своими крышками;
  • крышки коренных подшипников и посадочные места;
  • части средней опоры;
  • плунжерные пары;
  • кулачковый вал ТНВД «сотоварищи»;
  • иглы и распылители форсунок;
  • втулки и штоки топливоподкачивающего насоса.
  1. снимается кожух сцепления, затем ведомый диск (диски);
  2. разжимаются стяжные болты-крепеж стартера и снимается он сам;
  3. после снимаем генератор и пневмокомпрессор тормозов;
  4. дальше идут крыльчатка вентилятора, воздушный фильтр, боковые заглушки.
  • Пара «поршень-гильза» могут быть только одной размерной категории
  • При установке компрессионных колец их разворачивают клеймом в сторону дна поршня
  • Замки соседних колец должны быть направлены в разные стороны, причем перпендикулярно к плоскости, проходящей по вертикальной оси пальца
  • Смещенная камера сгорания разворачивается по направлению к топливному насосу
  • Болты крышек шатунов перед закручиванием непременно смазываются, а затяжка их проводиться в два приема поочередно, начиная с более длинного болта (первый этап 100 Нм, второй момент – 200-220 Нм)
Читайте также:  Пропорции масло бензин для двухтактных двигателей снегоходов

Консультация по техническим вопросам , приобретению запчастей 8-916-161-01-97 Сергей Николаевич

Разработка технологии капитального ремонта двигателя ЯМЗ 238 автомобиля КРАЗ 257

Разработка технологии капитального ремонта двигателя ЯМЗ 238 автомобиля КРАЗ 257

В составе чертежи и спецификация: План участка, поперечный разрез двигателя ЯМЗ 238, приспособление, рабочие чертежи КШМ, технологические наладки, технико-экономические показатели.

Расчетно-пояснительная записка включает: введение, исследовательскую часть, технологическую часть, разработку мероприятий по охране труда и окружающей среды, а также экономическую часть.

В исследовательской части произведен анализ устройства и работа двигателя, как основного силового агрегата, а также износ основных деталей при эксплуатаций и разработаны рекомендаций по восстановлению основных деталей.

Технологическая часть посвящена разработке оптимального варианта технологий восстановления блока цилиндров и коленчатого вала, как основных и дорогостоящих деталей. Раздел охраны труда и экономическая часть содержат основные мероприятия по обеспечению безопасности условий труда и охране окружающей среды. Экономическая часть подтверждает целесообразность проводимого капитального ремонта и дает большой экономический эффект.

2. Технологическая часть

2.1. Расчет площади участка, планировка участка и подбор оборудования

2.2. Расчет состава работающих

2.3. Расчет потребности в электроэнергии, паре, воде, воздухе.

3. Технологический процесс капитального ремонта.

3.1. Режим резания и расчет деталей

3.2. Демонтаж силового агрегата с автомобиля

3.3. Характеристика деталей механизма КШМ и деталей механизма газораспределения двигателя ЯМЗ 238

4. Технологический процесс изготовление деталей

4.1. Тех процесс сборки и установки узлов

4.2. Техническое обслуживание механизма газораспределение

5. Диагностика двигателя ЯМЗ 238

5.1. Диагностика кривошипно-шатунного механизма

5.2. Диагностирование систем смазки и охлаждения двигателя

6. Организационная часть

6.1. Производственная программа АРП

6.2. Определение годового объема работ по ТО и ТР на АРП

8. Требования техники безопасности ТО и ТР

8.1. Общие требование по техники безопасности на АРП

Оцените статью