- Расчет поста общей диагностики
- Определение периодичности воздействий, продолжительности простоя и технической готовности. Расчет коэффициента использования автомобилей, их суммарного годового пробега АТП, годовой программы по ТО и диагностике. Подбор технологического оборудования.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Разработка поста диагностики легковых автомобилей
- Определение общего количества постов и автомобиле — мест проектируемой СТОА. Подбор технологического оборудования участка. Расчёт участка СТОА. Сравнительный анализ существующих моделей автотестеров. Конструкция и порядок работы Автотестера АТ-1М.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Расчет поста общей диагностики
Определение периодичности воздействий, продолжительности простоя и технической готовности. Расчет коэффициента использования автомобилей, их суммарного годового пробега АТП, годовой программы по ТО и диагностике. Подбор технологического оборудования.
Рубрика | Транспорт |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 06.03.2014 |
Размер файла | 217,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Автомобильный транспорт является наиболее массовым видом транспорта, особенно эффективным и удобным при перевозке грузов и пассажиров. Главной задачей автомобильного транспорта является полное, своевременное и качественное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения при возможно малых капиталовложениях на материальные ресурсы и организацию производства.
При решении данных задач требуется интенсивное развитие автомобильного транспорта общего пользования, повышение объемов пассажирооборота и грузооборота, концентрация транспортных средств на крупных предприятиях с развитой материально — технической базой, с повышенным качеством работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава.
Развитие автомобильного транспорта предполагает большие затраты материальных средств и трудовых ресурсов большая часть которых приходится на осуществление технического обслуживания и ремонта. В большей степени такие высокие затраты приходящиеся на период эксплуатации подвижного состава зависят от слабо развитой производственно-технической базы (ПТБ).
Под строительством понимается создание нового предприятия на отведенной под строительство площадке согласно утвержденного плана, технической документации, устанавливаемого оборудования, общей планировке зданий и помещений.
Под развитием действующего предприятия понимается: строительство филиала, строительство здания или сооружения для ТО, ТР, зоны хранения подвижного состава, а также пристройка различных помещений к действующему зданию предприятия.
Под реконструкцией действующего предприятия понимается: переоборудование или строительство зданий или сооружений основного производства, вызываемое ликвидацией существующего здания или сооружения, а также хранение другого типа подвижного состава.
Под техническим перевооружением понимается: работы связанные с установкой нового технологического оборудования без расширения производственных площадей, а также внедрение поточного метода ТО, установка диагностического оборудования, организация новых технологических процессов. К техническому перевооружению относятся отдельные мероприятия по охране природы, улучшению состояния вспомогательных служб.
Строительство и реконструкция АТП должны осуществляться с учетом новых прогрессивных форм и методов технического обслуживания и ремонта подвижного состава, повышения уровня механизации производственных процессов, использования современных средств диагностики технического состояния автомобилей, научной организации труда, наиболее рациональных с технологической и экономической точек зрения планировочных решений АТП.
Этот круг вопросов приходится решать на практике инженерно-техническим работникам автомобильного транспорта при разработке и реконструкции, как отдельных производственных участков, так и автотранспортных предприятий в целом. Успешное решение указанных задач требует знаний технического проектирования АТП, основой которого является технологический расчет и планировочные решения предприятий. В процессе эксплуатации автомобиля его рабочие свойства постепенно ухудшаются из-за изнашивания деталей, а также коррозии и усталости материала, из которого они изготовлены. В автомобиле появляются отказы и неисправности, которые устраняют при техническом обслуживании (ТО) и ремонте.
Все виды ТО и ТР производятся для поддержания исправности, готовности к работе и хорошего внешнего вида автомобилей, для уменьшения интенсивности их изнашивания, предупреждения неисправностей и продление срока службы до ремонта, для выявления возникших неисправностей, с целью своевременного их устранение.
В настоящее время в основу ТО положен метод диагностирования автомобилей (контроль технического состояния происходит с помощью приборов без применения его разборки), с осуществлением регулировочных и ремонтных работ по фактической потребности.
1. Характеристика АТП и объекта проектирования
простой автомобиль технологический диагностика
АТП имеет 52 автомобилей марки КамАЗ 5410 автомобили имеют разную степень износа, 1 автомобиль прошёл капитальный ремонт. Среднесуточный пробег одного автомобиля составляет 165 км. Подвижной состав эксплуатируются в условиях 3 категории эксплуатации 365 дней в году. Средняя продолжительность работы автомобиля составляет 16 часов в сутки. Время начала выхода автомобиля на линию составляет 7ч00 мин, время конца выхода 15ч00 мин.
Проектируемый объект предназначен для проведения диагностики (Д-1) и технического обслуживания (ТО-1), при котором выполняется следующие работы:
В результате Д-1 выдается заключение в форме Годен или Не годен о возможности дальнейшей работы автомобиля без регулировочных и ремонтных воздействий или необходимости устранения выявленных неисправностей. Также диагностика Д-1 производится для подготовки автомобиля к ТО-1.
Исходные данные для проектирования
Тип подвижного состава
Среднесписочное количество автомобилей
Среднесуточный пробег автомобилей
Категория условий эксплуатаций
Природно-климатические условия эксплуатаций
Умеренно — теплый с высокой агрессивностью окружающей среды
Пробег автомобиля с начала эксплуатации
Количество рабочих дней в году
Продолжительность работы на маршруте
Время начала работы 1й смены
Время начала работы 2й смены
Булыжник, обработанный вяжущими материалами
2. Расчетно-техническая часть
2.1 Определение периодичности воздействий
Определение периодичности ТО-1
Периодичность ТО-1 определяется по формуле:
где (4000) — нормативная периодичность ТО-1;
(0,8) — коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации;
(0,9) — коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно — климатических условий;
Проверка кратности со среднесуточным пробегом автомобилей ()
где — величина кратности;
2. Определение периодичности ТО-2
Периодичность ТО-1 определяется по формуле:
где (16000) — нормативная периодичность ТО-2;
Определение кратности с ТО-1:
где — величина кратности;
3. Определение пробега до капитального ремонта
Пробег до капитального ремонта рассчитывается по формуле:
где (300000) — нормативный пробег до капитального ремонта;
(0,8) — коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации;
(0,95) — коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы;
(0,9) — коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий;
Определение кратности с ТО-1:
где — величина кратности;
2.2 Определение продолжительности простоя
Продолжительность простоя определяется по формуле:
где — нормативная продолжительность простоя;
— среднее значение коэффициента корректирования продолжительности простоя в зависимости от пробега, с начала эксплуатации автомобилей;
где: — количество автомобилей, входящих в группу с одинаковым пробегом с начала эксплуатации;
— величина коэффициентов корректирования продолжительности простоя подвижного состава, в ТО и ТР, в зависимости от пробега с начала эксплуатации для соответствующих групп автомобилей с одинаковым пробегом с начала эксплуатации (принимаются по табл. 2.11 [1]).
Продолжительность пребывания подвижного состава в капитальном ремонте () принимается по табл. 2.6 [1] без корректирования.
2.3 Определение технической готовности
Коэффициент технической готовности определяется по формуле:
где — среднесуточный пробег, км;
— средневзвешенная величина пробега автомобилей до капитального ремонта, км;
где — скорректированное значение пробега до капитального ремонта, км;
— автомобили, прошедшие капитальный ремонт;
— списочное количество автомобилей;
2.4 Определение коэффициента использования автомобилей
Коэффициент использования автомобилей рассчитывается по формуле:
где — количество рабочих дней АТП в году, дн;
— коэффициент, учитывающий снижение использования технически исправных автомобилей по эксплуатационным причинам (принимается в пределах 0,93…0,97)
2.5 Определение суммарного годового пробега автомобилей в АТП
Суммарный годовой пробег рассчитывается по формуле:
где А — списочное количество автомобилей;
2.6 Определение годовой программы по ТО и диагностике автомобилей
Количество ЕО за год рассчитывается по формуле:
Количество УМР за год рассчитывается по формулам:
— для грузовых автомобилей и автопоездов:
— для легковых автомобилей и автобусов:
Количество ТО-2 за год рассчитывается по формуле:
Количество ТО-1 за год рассчитывается по формуле:
Количество Д-1 за год рассчитывается по формуле:
Количество Д-2 за год рассчитывается по формуле:
Количество СО за год рассчитывается по формуле:
Расчет сменной программы по видам То и диагностики
Сменная программа рассчитывается по общей для всех видов ТО формуле:
где — годовая программа по соответствующему виду ТО или диагностики
— количество рабочих дней в году
2.7 Определение трудоёмкости технических воздействий
Трудоёмкость ЕО рассчитывается по формуле:
где — нормативная трудоёмкость ЕО;
(0,95) — коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы;
(1) — коэффициент корректирования нормативов в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей на АТП и количества технологически совместимых групп подвижного состава (принимается по табл. 2.12 [1]);
— коэффициент механизации, снижающий трудоёмкость ЕО, рассчитывается по формуле:
где -% снижения трудоёмкости за счет применения моечной установки (принимается равным 55%);
-% снижения трудоёмкости путём замены обтирочных работ обдувом воздухом (принимается равным 15%)
Трудоемкость ТО-1 рассчитывают по формуле
где — нормативная трудоёмкость ТО-1
— коэффициент механизации, снижающий трудоёмкость ТО-1 (для поточного метода — 0,8; для тупикового — 1). В связи с малым среднесписочным количеством автомобилей принимается 1;
Трудоёмкость ТО-2 рассчитывается по формуле:
где — нормативная трудоёмкость ТО-2
— коэффициент механизации, снижающий трудоёмкость ТО-1 (для поточного метода — 0,9; для тупикового — 1). В связи с малым среднесписочным количеством автомобилей принимается 1;
Трудоёмкость СО рассчитывается по формуле:
где — доля трудоёмкости СО от от трудоёмкости ТО-2:
— 0,5 — очень холодный, очень жаркий сухой район;
— 0,3 — для холодного, жаркого сухого района;
— 0,2 — прочие районы;
Трудоёмкость для общего диагностирования Д-1 рассчитывается по формуле:
где — доля трудоёмкости диагностических работ в общей трудоёмкости ТО-1;
Трудоёмкость поэлементного диагностирования Д-2 рассчитывается по формуле:
где — доля трудоёмкости диагностических работ в общей трудоёмкости ТО-2;
Удельная трудоёмкость ТР рассчитывается по формуле:
где (0,8) — коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации;
(0,95) — коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы;
(0,9) — коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно — климатических условий;
(1) — коэффициент корректирования нормативов в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей на АТП и количества технологически совместимых групп подвижного состава (принимается по табл. 2.12 [1]);
— среднее значение коэффициента трудоёмкости TP в зависимости от пробега;
Среднее значение рассчитывается по формуле:
где — количество автомобилей, входящих в группу с одинаковым пробегом с начала эксплуатации;
— величина коэффициентов корректирования трудоёмкости TP, в зависимости от пробега с начала эксплуатации для соответствующих групп автомобилей с одинаковым пробегом с начала эксплуатации (принимаются по табл. 2.11 [1]).
2.8 Исходные и скорректированные нормативы ТО и ремонта
Разработка поста диагностики легковых автомобилей
Определение общего количества постов и автомобиле — мест проектируемой СТОА. Подбор технологического оборудования участка. Расчёт участка СТОА. Сравнительный анализ существующих моделей автотестеров. Конструкция и порядок работы Автотестера АТ-1М.
Рубрика | Транспорт |
Вид | дипломная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 10.06.2012 |
Размер файла | 351,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
В пояснительной записке к дипломному проекту разработаны следующие вопросы.
В разделе «Введение» изучается значение станций технического обслуживания, необходимость их планирования, приводится описание станций технического обслуживания, видов СТО и производимых на них работах и услугах.
Раздел «Технологический расчет»: представляет собой расчет производственной программы, годового объема работ, количества постов, численности рабочих и площадей помещений производственного корпуса.
Также определяется штатное и явочное число производственных рабочих.
Подобрано технологическое оборудование поста диагностики и разработан технологический процесс на этом посту.
В заключении определяется площадь помещения по коэффициенту плотности расстановки оборудования.
Проведен сравнительный анализ приборов диагностики- автотестеров и произведена модернизация автотестера АТ-1М
В проекте дается производственно-техническая характеристика предприятия,
Также в проекте была произведена разработка мероприятий по безопасности жизнедеятельности.
В исследовательской части проведены исследования влияния применения ближнего света фар в дневное время суток на безопасность дорожного движения.
В экономическом разделе произведен экономический расчет СТО.
Автомобильный рынок оценивается крупнейшими автопроизводителями успешно развивающимся и перспективным — особенно на фоне стагнации авторынков многих развитых стран.
Повышению спроса на автомобили способствует рост покупательной способности населения, внедрение в жизнь широкомасштабного потребительского кредитования, совершенствование дилерской сети заводов-производителей, включая развитие сети станций технического обслуживания
Статистика изменения парка легковых автомобилей показывает, что средний возраст эксплуатируемых автомобилей снижается и не превышает в последние годы 11 — 15 лет. При этом вследствие повышения качества автомобилей основные затраты на их ремонт приходятся на вторую половину этого срока.
Для сервисного рынка России характерна общая картина — заказчики, которые купили у официального дилера машину, исправно являются на сервис в течение гарантийного периода. Однако после истечения срока гарантии, до половины этих клиентов предпочитает обращаться в независимые ремонтные фирмы и мелкие специализированные мастерские.
Спрос на сервис техники постоянно увеличивается по следующим причинам:
— парк машин будет расти еще много лет, так как развивающаяся экономика требует все больше техники;
— сотни тысяч новых предприятий, приобретающих технику, не обзаводятся ремонтной базой, рассчитывая на сервис производителей;
— старые предприятия, стараясь снижать себестоимость, избавляются от ремонтных цехов, предпочитая обслуживать машины в сервисных фирмах;
— крупные предприятия, сохраняя ремонтные мощности, не хотят иметь запасов деталей, предпочитая срочные поставки;
— потребители новейших моделей не могут ремонтировать их сами, не желая затрат на специальное оборудование и обучение ремонтников;
— частные владельцы автомобилей, для которых рынок ужесточил условия заработков, но и предоставил возможности для их увеличения, не хотят тратить время на ремонт машин.
Имея современные производственные мощности, сервисные центры и СТОА могут более оперативно реагировать на изменение потребностей рынка.
Рыночная экономика требует минимизации себестоимости любой продукции, чтобы выигрывать соревнования по ценам у конкурентов. У всех предприятий заметную долю средств производства составляет автомобильная техника, поэтому важным направлением снижения себестоимости является сокращение времени простоя машин в ремонте. Только у крупных предприятий это может быть обеспечено деятельностью собственных хорошо оснащенных ремонтных баз. Для остальных содержание ремонтников, соответствующих помещений и оборудования является тяжким бременем. Все больше владельцев техники понимают невыгодность содержания ремонтных цехов.
Частные владельцы автомобилей тоже не имеют свободного времени на их ремонт — в условиях рынка все труднее даются заработки, все больше времени уходит на обеспечение нормальных условий жизни.
В связи с принятием Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховые компании ищут сотрудничества с ремонтными предприятиями — им интересны предприятия, выполняющие все виды работ с низкой себестоимостью, т.е. с самым современным оборудованием и квалифицированным штатом, а таких предприятий пока мало.
Срочная организация сервисных инфраструктур для обеспечения подъема экономики исправной техникой — задача стратегическая. Темпы подъема экономики зависят и от сроков ремонта эксплуатируемой предприятиями техники. Более того, развитие сервисной инфраструктуры — это подъем одной из отраслей экономики, которая будет приносить налоговые отчисления.
На российском рынке автосервиса стали нарастать следующие тенденции:
— рост спроса на сервис;
— сокращение объема работ по обслуживанию;
— сокращение объема механических работ вследствие введения в конструкции машин долговечных и износостойких деталей;
— увеличение объема кузовных и малярных работ вследствие увеличения количества аварий из-за возрастающей плотности движения на дорогах;
— увеличение объема работ по дополнительному оборудованию, обеспечивающему повышенный комфорт водителям и пассажирам;
— сокращение объема работ по восстановлению деталей и даже агрегатов для недорогих машин вследствие снижения цен на новые детали и агрегаты;
— рост спроса на неоригинальные запчасти хорошего качества;
— рост спроса на техническую информацию и новые средства ее систематизации и использования — интерактивные каталоги, инструкции по эксплуатации и т. д.
Этим обусловлена актуальность выбранной темы дипломного проекта.
Целью данного дипломного проекта является разработка поста диагностики легковых автомобилей.
Объектом исследования является рынок сервиса автоуслуг.
2. Характеристика проектируемого объекта
Городская станция технического обслуживания автомобилей расположена в городе Пенза.
Станция является частным предприятием выполняющим следующие виды услуг:
— работы по ТО и ТР ;
— уборочно- моечные работы;
— работы по приёмке и выдаче автомобилей;
— работы по противокоррозионной обработке кузовов автомобилей;
— продажа автомобилей и запчастей;
Режим работы станции с 800 час. до2000 час
Характеристика производственной базы станции :
— годовые объёмы работ по видам и месту выполнения;
— количество автомобиле- мест ожидания и хранения;
— общее количество постов и автомобиле — мест проектируемой СТОА;
— состав и площадь помещений;
Основными производственными показателями являются:
— годовое количество условно обслуживаемых на СТОА, NСТО -2600 ед;
— количество заездов одного автомобиля в год, d- 2,4;
— количество продаваемых в год автомобилей, NП -210 ед;
— среднегодовой пробег автомобиля, LГ — 28000 км;
— количество рабочих дней в году, ДРГ -251;
— продолжительность смены, ТСМ-8,0 час.
3. Технологический расчёт
3.1 Исходные данные
Марка автомобиля: Renault Laguna
Годовое количество условно обслуживаемых на СТОА, NСТО -2600 ед.
Количество заездов одного автомобиля в год, d- 2.4
Количество продаваемых в год автомобилей, NП -210 ед.
Среднегодовой пробег автомобиля, LГ — 28000 км
Количество рабочих дней в году, ДРГ -251
Продолжительность смены, ТСМ-8,0 час.я
3.2 Расчёт годовых объёмов
Годовой объём работ СТОА включает услуги (работы) по ТО и ТР : уборочно — моечные работы, работы по приёмке и выдаче автомобилей, работы по противокоррозионной обработке кузовов автомобилей и их предпродажной подготовке.
Годовой объём работ по ТО и ТР проектируемой СТОА определяется по формуле
где: NСТО=2600 ед.- годовое количество условно обслуживаемых на станции автомобилей;
LГ =28000 км- среднегодовой пробег автомобиля;
СТО-ТР=2,3 чел-ч/1000 км- удельная трудоёмкость ТО и ТР
Уборочно-моечные работы на СТОА выполняются непосредственно перед ТО и ТР или как самостоятельный вид услуг. В первом случае число заездов на УМР принимается равным числу заездов обслуживаемых за год автомобилей, определяется по формуле:
=NСТО ·d, заездов (3.2)
Если на СТОА УМР выполняются как самостоятельный вид услуг, то число заездов на УМР может быть принято из расчета одного заезда на L3=800…1000 км пробега и определяется по формуле:
годовая трудоемкость УМР определяется по формуле:
ТУМР= NУМР·t УМР, чел-ч. (3.4)
Где: t УМР- средняя трудоёмкость одного заезда на УМР при механизированной мойке (0.15…0.25 чел-ч.) и ручной мойке (0,5 чел-ч.)
Т УМР=(5200+72800)·0,2=15600 (чел-ч.)
Годовая трудоёмкость работ при приёмке и выдаче автомобилей определяется по формуле:
ТПВ=NСТО · d · tПВ , чел-ч. (3.5)
где: tПВ=0,2 Чел-ч. — разовая трудоёмкость одного заезда на работы по приёмке и выдаче автомобилей.
TПВ=2600 · 2.4 · 0,2 = 1248 (чел-ч)
Годовая трудоёмкость работ по противокоррозионной обработке кузова автомобилей определяются по формуле:
ТПК= Nпк · tПВ, чел-ч (3.6)
где: NПК — количество автомобилей за год для противокоррозионной защиты кузова;
tПК- разовая трудоёмкость одного заезда на работы по противокоррозионной обработки составляет 3…5 лет, т.е. 0,2…0,3 заезда в году.
NПК= (0,2…0,3)· NСТО, заездов (3.7)
NПК= 0,3· 2600= 780 (заездов)
ТПК= 780· 3= 2340 (чел-ч)
Годовая трудоёмкость по предпродажной подготовке автомобилей определяется по формуле:
ТПП= NП· tПП, чел-ч (3.8)
где NП=210 единиц- количество продаваемых автомобилей за год;
tПП=3,0…3,5 чел-ч- трудоёмкость предпродажной подготовки одного автомобиля.
Таблица 3.1Годовые объёмы работ (чел-ч)
Общий годовой объём работ по видам воздействий, Т
Приёмка и выдача автомобилей, ТПВ
Противокоррозионная Обработка кузова,Т ГК
Предпродажная подготовка автомобилей, ТПП
Годовой объём вспомогательных работ.
Кроме годовых работ, приведённых в таблице 1 на СТОА выполняются вспомогательные работы, в состав которых входят работы по обслуживанию и ремонту технологического оборудования, оснастки и инструмента различных зон и участков, содержанию инженерного оборудования, сетей и коммуникаций, обслуживанию компрессорного оборудования и др. Объём этих работ составляет 10…15% от общего объёма всех видов выполняемых работ на СТОА воздействий.
Объем вспомогательных работ определяется по формуле:
ТВСП=0,1·Т , чел-ч (3.9)
Общая годовая трудоёмкость всех работ выполняемых на СТОА определяется по формуле:
УТ=Т+ ТВСП, чел-ч (3.10)
3.3 Распределение годовых объёмов работ по видам и месту выполнения
В настоящее время ТО и ремонт автомобилей на предприятиях сервиса производится методом замены неисправных деталей, узлов и механизмов новыми. Поэтому в основном работы (услуги) по ТО и ТР выполняются на рабочих постах. Обособленные (отдельные) производственные помещения (с рабочими постами) обычно предусматриваются для выполнения УМР, кузовных, окрасочных и противокоррозионных работ, как электротехнические, ремонт приборов системы питания, снятых с автомобиля, обслуживание и ремонт аккумуляторных батарей, шиномонтаж, балансировка колёс, ремонт камер и т.п. предусматривается как в зоне рабочих постов, оснащённых соответствующим оборудованием и оргоснасткой, так и в обособленных (отдельных) помещениях с соблюдением необходимых мер техники безопасности, а так же противопожарных и санитарно- гигиенических требований. Выбор того или иного варианта определяется объёмом работ, численностью рабочих, компоновочным решением планировки и организации работ.
На больших (в зависимости от числа рабочих постов или автомобиле- мест в здании) СТОА могут быть организованы отдельные производственные участки по ремонту агрегатов (двигателей, коробок передач, ведущих мостов и др.), выполнению обойных работ и т. п.
Распределение общей годовой трудоёмкости работ ТО и ТР по видам и месту выполнения рассчитывается в зависимости от числа рабочих постов.
Общее количество рабочих постов, для распределения объёма работ на проектируемой СТОА, определяется по формуле:
Где:=205983,8 чел-ч- общая годовая трудоёмкость всех работ, выполняемых на СТОА;
ц=1,15- коэффициент неравномерности поступления автомобилей на СТОА;
КП=(0,75…0,85)- доля постовых работ в общем объёме трудоёмкости;
ДРГ=251 дней- количество рабочих дней в году;
ТСМ=8 час. — продолжительность смены;
С=1.5 смен- количество смен;
РП=1 рабочий- количество рабочих, одновременно работающих на посту (принимается из расчета 0.9…1.1 );
зН=0,9- коэффициент использования рабочего времени поста.
Хрп= =69.9?70 постов.
По результатам расчетов составляется таблица 3.2.
Таблица 3.2 Распределение годового объёма работ ТО и ТР по видам и числу выполнения
Распределение объёма работ ТО и ТР по видам
Распределение объёма работ ТО и ТР по месту выполнения
На рабочих постах
На производственных участках
ТО в полном объёме
Регулировочные: — по установке углов колёс — по тормозам
ТО и ремонт приборов системы питания и электротехнические
ТР агрегатов и узлов автомобиля
Кузовные (жестяницкие, сварочные, медницкие)
Обойные и арматурные
3.4 Расчет численности рабочих
Количество рабочего персонала определяется по формуле:
Где: РТ- количество технологически необходимых рабочих, чел. ;
РШ- штатное количество производственных рабочих, чел. ;
Т- общая годовая трудоёмкость по видам работ, выполняемых на СТОА;
ФТ и ФШ- соответственно годовой производственный фонд времени технологически необходимого и штатного рабочего, час.
Для специальностей с вредными условиями труда установлены фонды времени ФТ=1780 ч. и ФШ=1560 ч. (35 ч. продолжительность недели и 24 дня отпуска). Для всех других специальностей ФТ=2020 ч. и ФШ=1770 ч. (40 ч. продолжительность недели и 24 дня отпуска).
По результатам расчётов составляется таблица 3.3
Таблица 3.3. Результаты расчёта общей численности производственных рабочих СТОА
Годовой объём работ, чел-ч.
Приёмка и выдача автомобилей
Противокоррозионная защита кузовов
Предпродажная подготовка автомобилей
Численность вспомогательных рабочих СТОА равна:
РТ==9 чел.; РШ==11 чел.
По результатам расчётов составляется таблица 4.
Таблица 3.4. Результаты расчёта количества производственных рабочих ТО и ТР по видам работ и месту выполнения
Объём работ ТО и ТР, выполняемых
Количество производственных рабочих
На рабочих постах
На производственных участках
На рабочих постах
На производственных участках
ТО в полном объёме
Регулировочные: — по установке углов колёс
ТО и ремонт приборов системы питания и электротехнические
ТР агрегатов и узлов автомобиля
Кузовные (жестяницкие, сварочные, медницкие)
Обойные и арматурные
3.5 Расчет числа постов
Посты по своему технологическому назначению подразделяются на рабочие и вспомогательные.
Рабочие посты- это автомобиле- места, оснащённые соответствующим технологическим оборудованием и предназначенные для технического воздействия на автомобиль, поддержания и восстановления его в технически исправном состоянии и внешнего вида (посты УМР, диагностирования, ТО, ТР, кузовных, окрасочных и противокоррозионных работ).
Количество рабочих постов определяется по формуле:
Хпост= , постов (3.14)
где: ТП- годовая трудоёмкость постовых работ, чел-ч. ;
ц=1,15- коэффициент неравномерности загрузки постов;
ДРГ=251дней- количество рабочих дней в году;
ТСМ=8 час.- продолжительность смены;
С=1.5- количество смен;
РП=1 чел.- количество рабочих одновременно работающих на посту (принимается из расчёта 0,9…1,1 чел.);
зП=0,9- коэффициент использования рабочего времени поста (принимается из расчета 0,85…0,9).
По результатам расчетов составляется таблица 3.5.
Таблица 3.5. Количество рабочих постов ТО и ТР по видам работ
Годовой объём работ, чел-ч.
Количество рабочих постов
ТО в полном объёме
— по установке углов колёс
ТО и ремонт приборов системы питания и электротехнические
ТР агрегатов и узлов автомобиля
Кузовные (жестяницкие, сварочные, медницкие)
Обойные и арматурные
В результате анализа данных таблиц 1.2, 1.4, 1.5. установлено, что объёмы работ и количество производственных рабочих явно не достаточны для организации отдельных производственных участков по таким видам работ, как шиномонтажные. Их целесообразно выполнять на рабочих постах по ремонту или ТО узлов, систем и агрегатов.
Диагностические работы предлагается проводить на специально оборудованных постах.
Обойные работы предусматривается выполнять на кузовном участке.
Таким образом, отдельные (обособленные) участки предусматриваются для следующих видов работ:
— кузовных, арматурных и обойных;
-слесарно- механических и по ремонту узлов, агрегатов и систем;
Количество постов УМР (перед ТО и ТР) определяется по формуле:
где:ТПВ=1248 чел- ч- годовая трудоёмкость работ при приёмке и выдаче автомобилей;
цМ=1,15- коэффициент неравномерности поступления автомобилей на СТОА;
ДРГ=251 дней- количество рабочих дней в году;
ТСМ=8 час.- продолжительность смены;
С=1.5 смены- количество смен;
РП=1 чел.- количество рабочих, одновременно работающих на посту;
зП=0,9- коэффициент использования рабочего времени.
Количество механизированных постов мойки определяется по формуле:
где: ТПВ= 1248 чел-ч годовая трудоёмкость работ при приёмке и выдаче автомобилей;
ДРГ= 251 дней- количество рабочих дней в году;
цм= 1,3- коэффициент неравномерности поступления автомобилей на СТОА (для СТОА до 10 рабочих постов- 1,3…1,5; до 30 постов- 1,2…1,3);
ТСМ=8 час.- продолжительность смены;
Р= 4 авт/ч- производительность моечного оборудования;
зп= 0,85- коэффициент использования рабочего времени поста.
Для проектируемой СТОА принимаем 1 пост УМР для мойки перед ТО и ТР и для коммерческой мойки.
Количество постов для противокоррозионной обработки кузовов автомобилей определяется по формуле:
ХПК= , постов (3,17)
где: ТПК= 2340 чел-ч- годовая трудоёмкость работ на противокоррозионной обработке кузова автомобиля;
цм=1,5- коэффициент неравномерности поступления автомобилей на посты для противокоррозионной обработки кузова (для СТОА до 10 рабочих постов- 1,3…1,5; от 10 до 30 постов- 1,2…1,3);
ДРГ= 251 дней- количество рабочих дней в году;
ТСМ=8 час.- продолжительность смены;
С=1.5 смены- количество смен;
РП=1 чел.- количество рабочих, одновременно работающих на одном посту;
зп= 0,85- коэффициент использования рабочего времени поста.
Таблица 3.6.Распределение рабочих постов по видам воздействий.
Общее количество рабочих постов
Количество постов по видам воздействий.
ТО, смазочные, диагностические
Ремонт узлов, систем и агрегатов
Кузовные, арматурные, обойные
Противокоррозионная обработка кузова
Вспомогательные посты- это автомобиле- места, оснащённые или не оснащённые оборудованием, на которых выполняются технологически вспомогательные операции (посты приёмки и выдачи автомобилей, подготовки и сушки на окрашенном участке и т. п.)
Количество постов приёмки и выдачи автомобилей определяется по формуле:
Общее количество вспомогательных постов на один рабочий пост не должно превышать 0,25…0,5. Количество постов на участке УМР (сушка, полировка, чистка салона и т. п.) принимается из расчёта 1…2 вспомогательных поста на один пост УМР и определяется по формуле:
=(1…2)· ХУМР, постов (1.19 ) =025??Хрп (1.20)
=2·1=2 (поста) =0.25?55 =13.75?14
3.6 Расчёт количества автомобиле- мест ожидания и хранения
В зависимости от конкретных условий спроектированы на СТОА автомобиле- места ожидания и хранения, размещаемых как на открытых площадках, так и в помещениях.
Автомобиле- места ожидания- это места, занимаемые автомобилями, ожидающими постановки их на посты ТО и ремонта. При необходимости автомобиле- места ожидания могут использоваться для выполнения определённых видов работ по ТО и ТР. Поэтому расстояния на этих автомобиле- местах между автомобилями и элементами зданий должны быть такие же, как и для рабочих постов. Предпродажную подготовку автомобилей предусматривается выполнять на автомобиле- местах ожидания.
Количество автомобиле- мест ожидания постановки автомобилей на посты ТО и ТР определяется из расчёта 0,5 автомобиле- места на один рабочий пост по формуле:
ХОЖ=55·0,5=23 (автомобиле- мест)
На открытой площадке размещаются 13 автомобиле- мест, а 10 автомобиле- мест в помещении рабочих постов.
Автомобиле- места готовых к выдаче автомобилей хранения предусматриваются для:
— готовых к выдаче автомобилей;
— продаваемых автомобилей на открытой стоянке магазина и для демонстрации различных моделей.
Количество автомобиле- мест для готовых к выдаче автомобилей определяется по формуле.
ХГОТ=, автомобиле- мест (3.21)
где:- количество суточных заездов, автомобилей;
ТПР=4,0 часа- среднее время пребывания автомобиля на СТОА после его обслуживания до выдачи владельцу;
ТВ=8,0 часов- продолжительность работы участка выдачи автомобилей в сутки.
Количество суточных заездов автомобилей на СТОА определяется по формуле:
где: d=2.4 заезда- количество заездов одного автомобиля в год;
NПК=780 заездов- количество заездов автомобилей за год для противокоррозионной защиты кузова;
ДРГ=251 дней- количество рабочих дней в году;
NСТО=2600 автомобилей- годовое количество условно обслуживаемых автомобилей на СТОА.
NС= (автомобиле- мест)
ХГОТ==12 (автомобиле- мест)
На открытой площадке предусматриваются 7 автомобиле- места, а 5 автомобиле- места- в помещении станции.
Количество автомобиле- мест на открытой стоянке магазина определяется по формуле:
ХОТК=, автомобиле- мест (3.23)
где: NП=210 автомобилей- количество продаваемых в год автомобилей;
ДЗ=15 дней- количество дней запаса;
ДРГ=251 дней- количество рабочих дней в году.
ХОТК=?13 (автомобиле- мест).
На практике количество автомобиле- мест для демонстрации продаваемых автомобилей зависит от конкретных условий продаж и определяется заданием на проектирование.
Для демонстрации новых автомобилей в помещении станции предусматриваются 3 автомобиле- места.
3.7 Определение общего количества постов и автомобиле- мест проектируемой СТОА
Общее количество постов- 72 и автомобиле- мест- 51 (18 в помещении СТОА и 33- на открытой площадке), в т. ч. :
· рабочих постов- 55;
· вспомогательных постов- 17;
· автомобиле- мест ожидания постановки автомобиля на посты- 23 (из них 10 располагаются в помещении рабочих постов и 13 на открытой площадке);
· автомобиле- места хранения:
— готовых к выдаче автомобилей- 12 (из них 5 располагаются в помещении СТОА и 7 на открытой площадке);
— продаваемых автомобилей на открытой площадке- 13;
— для демонстрации автомобилей в помещении станции- 3.
3.8 Определение состава и площадей помещений
Состав и площади помещений определяются размером СТОА и видам выполняемых работ. На данном этапе площади помещений рассчитываются ориентировочно по укрупнённым удельным показателям. В последующем, при разработке вариантов планировочного решения СТОА , площади помещений уточняются.
Площади СТОА по своему функциональному назначению подразделяются на:
— производственные (зоны постовых работ, производственные участки);
— технические помещения (компрессорная, трансформаторная, электрощитовая, водомерный узел, тепловой пункт, насосная и др.);
— административно- бытовые (офисные помещения, гардероб, санитарные узлы, душевые и т. д.)
— помещения для обслуживания клиентов (клиентская, бар, кафе, помещения для продажи запасных частей и автопринадлежностей, санитарный узел и т. п.);
— помещения для продажи автомобилей (салон- выставка продаваемых автомобилей, зоны хранения и др.).
Производственная площадь, занимаемая рабочими и вспомогательными постами, автомобиле- местами ожидания и хранения определяется по формуле:
где: ?a=7.9 м2- площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габаритным размерам- длина 4.575 м, ширина- 1,725 м);
X- количество постов.
Общее количество постов и автомобиле- мест, располагаемых в помещении, согласно производственным расчётам составляет 90, в т. ч. :
— рабочих постов- 55;
— вспомогательных постов- 17;
— автомобиле- мест ожидания- 10;
— автомобиле- мест хранения- 5;
— автомобиле- мест для демонстрации автомобилей- 3.
Kп- коэффициент, представляющий собой отношение площади, занимаемой автомобилями, проездами, проходами, рабочими местами к сумме площадей проекции автомобилей в плане. Значение Kп зависит в основном от расположения постов. При одностороннем расположении постов Kп=6…7, при двухсторонней расстановке постов- Kп=4…5.
Площадь, занимаемая рабочими постами при принятой на расчётной СТОА двухсторонней расстановке постов равна:
Площадь производственных участков определяется по количеству работающих по формуле:
FУЧ=?1 ?2 (РТ-1), м2 (3.25)
РТ=14 чел.- количество технологически необходимых рабочих в наиболее загруженную смену.
Общая производственная площадь (рабочих постов и участков) определяется по формуле:
УF=FРП+ FУЧ, м2 (3.26)
УF= 2170.3+186= 2356.3 (м2)
Площадь занимаемая вспомогательными постами и автомобиле- местами ожидания и хранения (при двухсторонней расстановке постов) определяется по формуле:
FВП= fa· ХВП·КП, м2 (3.27)
FВП= 7.9· 32· 5= 1264 (м2)
Площадь технологических помещений определяется по формуле:
FТП= УF· K, м2 (3.28)
где: К= 7%- часть, производственной части.
FТП= 2356.3 · 0,07= 164.9 (м2)
Площадь складских помещений определяется по формуле:
FСП= УF· K, м2 (3,29)
где: К= 8%- часть производственной площади.
FСП= 2356.3 · 0,08= 188.5 (м2)
Площадь административных помещений определяется из расчета, что в них будет работать персонал в количестве 15% от общей численности производственных рабочих (см. таблицу 3) и площади 7м2 на одного рабочего:
Fа= 94· 0,15· 7= 98.7 (м2)
Площадь бытовых помещений определяется исходя из общей численности, работающих на СТОА (производственные, вспомогательные, производственных участков):
FБП= (Рж+ РжВ+ РжПР)· fP , м2 (3.30)
где: Рж= 80 чел- общая численность производственных рабочих (см. таблицу 3)
РжВ= 9 чел- количество вспомогательных рабочих;
РжПР= 16 чел- количество производственных рабочих по штату (см. таблицу 4)
fP= 4 м2- площадь, приходящаяся на одного рабочего.
FБП= (80+ 9+ 16)· 4= 420 (м2)
Площадь клиентской определяется по формуле:
FКЛ= Хобщ· fPП, м2 (3.31)
где: Хобщ= 55 постов- общее количество рабочих постов (см. таблицу 6);
fPП= 2,5 м2- площадь приходящая на один рабочий пост.
FКЛ= 55· 2,5= 137.5 (м2)
Площадь помещений для продажи запасных частей и автопринадлежностей определяется по формуле:
FЗП= FКЛ· К, м2 (3,32)
где: FКЛ= 75 м2- площадь клиентской;
К= 30%- часть площади клиентской.
FЗП= 137.5· 0,3= 41.25 (м2)
Общая расчётная площадь помещений СТОА определяется по формуле:
FПС= FРП +FВП +FТП +FСП +Fа +FБП +FКП +FЗП, м2 (3.33)
FПС= 2170.3+ 1264+ 164.9+ 188.5+ 98.7+ 420+ 137.5+ 41.25= 4485 (м2)
3.9 Расчёт площади территории
Необходимая площадь территории участка СТОА определяется по формуле:
где: FСП= 4485 м2- расчётная площадь помещений станции;
КЗ= 3%- плотность застройки территории;
FОП- площадь открытых площадок для хранения автомобилей, м2.
Площадь открытых площадок включает автомобиле- места:
*ожидание постановки автомобилей на посты ТО и ТР:
где: =7.9 м2- площадь, занимаемая автомобилем в плане;
ХОЖ=13 автомобиле- мест- количество автомобиле- мест;
КП=5- коэффициент, применяемый при двухсторонней расстановке постов.
*хранение готовых к выдаче автомобилей:
Fгот=?А·Х· КП, м2 (3.36)
где: ?А =7.9 м2- площадь, занимаемая автомобилем в плане;
Х=7 автомобиле- мест- количество автомобиле- мест на площадке готовых к выдаче автомобилей;
КП=5- коэффициент, применяемый при двухсторонней расстановке постов.
*на открытой стоянке магазина:
FМ=?А·ХОТК·КП, м2 (3.37)
где: ?А =7.13м2- площадь, занимаемая автомобилем в плане;
ХОТК=13 автомобиле- мест- количество автомобиле- мест на стоянке магазина;
КП=5- коэффициент, применяемый при двухсторонней расстановке постов.
FМ =7.9·13·5=513.5 (м2)
Площадь открытых площадок для хранения автомобилей определяется по формуле:
FОП= FОЖ+ Fгот+ FМ, м2 (3.38)
FОП =513.5+276.5+513.5=1303.5 (м2)
4. Организация и управление производством на СТОА
Проектируемая СТОА является юридическим лицом, имеет свою печать, баланс, расчётный счёт. Действует на принципах полного коммерческого расчёта, несёт ответственность за результаты своей деятельности, выполнения принятых на себя обязательств перед бюджетом, банком, клиентами.
Обязанности руководящих работников следующие:
— генеральный директор осуществляет руководство производственно- финансовой деятельностью предприятия; организует и координирует работу служб по формированию портфеля законов, выработке и реализации стратегии СТО, заслушивает отчёты заместителей и главного бухгалтера о выполнении целевых показателей; издаёт за своей подписью приказы по предприятию;
— главный инженер организует своевременное и качественное оказание услуг по ТО и ремонту автомобилей, внедрение в производство прогрессивных технологий; руководит работой ремонтников; разрабатывает мероприятия по охране труда и экологии, организует повышение квалификации работников, подготавливает распоряжения по вопросам, касающимся его компетенции в области ТО и ремонта автомобилей, сроков ремонта и т. д.; разрабатывает и представляет генеральному директору на утверждение планы и графики производства по всем видам оказываемых услуг, обеспечивает максимальное использование производственных мощностей, организует контроль за соблюдение трудовой и производственной дисциплины, за соблюдением установленных на предприятии норм расходования материально- технических ресурсов, всех видов энергии, инструментов;
— начальник производства разрабатывает и организует реализацию планов материально- технического обеспечения, заключает и выполняет договора с поставщиками; руководит работой склада запчастей, обеспечивает их сохранность;
— главный бухгалтер организует учёт материальных, трудовых и финансовых ресурсов, издержек производства, ведёт сметы расходов по всем видам услуг, начисляет заработную плату, выполняет операции, связанные с движением денежных средств СТОА, участвует в разработке стратегических и текущих планов, мероприятий по выявлению и использованию внутрихозяйственных резервов.
Охранники работают по графику сутки- трое.
Рабочий день обслуживающего персонала не нормирован.
Станция является полной собственностью инвестиционной компании. Назначение и смещение директоров, является прерогативой инспекционной службы инвестиционной компании, в случае неудовлетворительной организации деятельности предприятия. Соглашения с трудовым коллективом базируется на существующем законодательстве Российской Федерации.
Через три года после организации СТО инвестор оставляет за собой право продажи предприятия.
Имущество СТО включает в себя стоимость оборудования с монтажом, инструмент, запчасти, а также эксплуатационные материалы на данный момент времени.
Организационная структура управления СТОА
Рис. 4.1 Организационная структура управления СТОА
5. Расчёт поста диагностики проектируемой СТОА
5.1 Расчёт числа производственных рабочих
5.1.1 Расчёт технологически необходимого числа рабочих
Технологически необходимое число рабочих определяется по формуле:
где:Тп.д.=7756 чел- ч.- годовой объём работ на участке АЗС;
ФТ- годовой фонд времени технологически необходимого рабочего, определяется по формуле:
ФТ=ДРГ·ТСМ-ДПП·КСМ, час (5.2)
где: ДРГ=251 дней- количество рабочих дней в году;
ДП=8 дней- количество праздничных дней в году;
ТСМ=8 час.- продолжительность рабочей смены;
ДПП=8 дней- количество праздничных дней, когда рабочий день сокращается на 1 час;
с=1.5- коэффициент сменности (количество смен).
5.1.2 Расчёт штатного числа рабочих
Штатное число рабочих определяется по формуле:
где:Тп.д.= 7756 чел- ч.- годовой объём работ на участке АЗС;
ФШ- годовой фонд времени штатного рабочего.
Определяется аналогично годовому фонду времени технологически необходимого рабочего с учётом отпуска и невыходов по уважительной причине:
ФШ=(ДРГ-ДУП)·ТСМ-ДПП·КСМ, чел (5.4)
где: ДУП=10 дней- количество невыходов по уважительной причине.
5.1.3 Расчёт числа вспомогательных рабочих
Технологический процесс участка требует лишь расчёт штатного и технологически необходимого количества рабочих, поэтому в данном проекте расчёт числа вспомогательных проводиться не будет.
Расчёт общего числа рабочих на участке.
Общее количество рабочих на посту определяется по формуле:
РОБЩ= РШ+ РВСП, чел (5.6)
5.2 Подбор технологического оборудования участка
В большинстве случаев оборудование, необходимое по технологическому процессу, принимается в соответствии с технологической необходимостью выполняемых с его помощью работ, т. к. оно используется периодически и не имеет полной загрузки за рабочую смену.
Подбор оборудования и расчет производственных площадей
Технологическое оборудование (организованная оснастка)