Ремонт сцепления на автомобиле ВАЗ
В статье подробно описан процесс разборки, ремонта и обратной сборки сцепления на автомобиле ВАЗ.
Сцепление выполняет одну из самых важных ролей в движении автомобиля и при первых проявлениях нарушений его работы, – необходимо сразу приступить к ремонту, иначе бездейственность может привести к печальным последствиям, тогда и денег на ремонт понадобится намного больше и времени. Перед снятием этого механизма вам пригодится схема сцепления, изучите её подробно для дальнейшего ремонта и понятия принципа работы.
Мы снимали и ремонтировали диск сцепления на автомобиле ВАЗ 2110, подобное оборудование стоит на 2111 и на более поздних моделях этих машин, а вот на автомобиле ВАЗ 2112 имеются некоторые различия и усовершенствования, в частности модификации поддались: пружины демпфера ведомого диска и ведущей части сцепления, но суть ремонта остаётся похожей.
Разборка и ремонт сцепления автомобиля:
1. Первым делом необходимо произвести демонтаж коробки передач. Процедура нуждается в терпении, а без неё отремонтировать сцепление будет невозможно.
2. В центральный проход диска установите оправку. Её можно изготовить самостоятельно по размерам имеющегося вала или использовать вместо неё первичный вал, что был позаимствованный из другого автомобиля.
3. Верните один болт, что крепит коробку передач на место, и при помощи длинной отвёртки придерживайте маховик, чтобы он не прокручивался в момент откручивания другой рукой шести болтов, что держат кожух сцепления.
Теперь можно снять маховик в полном комплекте с ведомым и нажимным диском. При снятии кожуха сцепления нужно придерживать внутри него ведомый диск, чтобы он не выпал.
4. Если некоторые элементы ведомого диска сцепления имеют трещины или грубые царапины, то его необходимо поменять на новый. Для этого нужно:
- 1 – проверить фрикционные накладки на изношенность;
- 2 – проверить головки заклёпок. Они должны быть опущены вглубь фрикционных накладок более чем на 0,3 мм;
- 3 – проверить в гнёздах ступицы диска демпферные пружины на плотность крепления, если они полопались или сильно расшатались, то ведомый диск следует поменять на новый или старый, но исправный.
5. Если визуально с торца ведомого диска видно, что имеется искажение его формы, то проверьте биение диска, и если оно больше половины миллиметров, то необходимо эту деталь полностью поменять.
6. Далее осмотрите поверхность нажимного диска и маховика, если замечено грубое стирание диска (износ), глубокие царапины или выбоины, то маховик или нажимный диск нужно заменить новым. Шлифовка не поможет!
7. Далее переверните кожух на другую сторону и продолжите осмотр:
- 1 – заклёпочных соединений нажимного диска и кожуха. Они не должны иметь ослаблений и явных дефектов, если такие имеются, то придётся поменять диск в комплекте.
- 2 – диафрагменных пружин нажимного диска. Они также не должны быть с явными дефектами (глубокими царапинами, трещинами и сколами), если заметны дефекты, то произведите замену всего кожуха.
- 3 – контактов лепестков диафрагменных пружины. Все конечности (контакты) металлических лепестков с подшипниками выключения сцепления должны быть без дефектов и в одной плоскости (допускается максимальная разница износа 0,8 мм). Если износ более 0,8 мм или есть серьёзные дефекты, то опять-таки выход только один – заменить диск в комплекте.
8. Также нажимный диск с кожухом необходимо заменить в сборе, если опорные кольца нажимной пружины подверглись трещинам, сколам или прочим физическим изменениям.
9. При желании и возможности в гараже можно провести тестирование работы ведущей части сцепления. Для этого необходимо зафиксировать нажимной диск (3) в полном комплекте с кожухом (2) и нажимной пружиной (1) на оборудовании с промежуточным кольцом (4) толщина которого (B=8,3±0,03 мм). Это оборудование заменяет ведомый диск с маховиком.
Теперь три раза ходом выключения 8–9 мм отключите сцепление, прикладывая нагрузку к лепесткам нажимной пружины (1) на диаметре С=34 мм. При этом:
- размер А должен быть в пределах 29–31 мм;
- проверьте, что ходу выключения 8,0±0,1 мм соответствует ход нажимного диска не менее 1,4 мм;
- разность величин отхода нажимного диска (3) не более 0,25 мм;
- нагрузка на лепестках нажимной пружины (1) на диаметре С при ходе 8,0±0,1 мм должна быть не более 1100 Н (1350 Н для сцепления ВАЗ–2112), пик нагрузки выключения не более 1300 Н (1500 Н для сцепления ВАЗ–2112).
10. До того как обратно монтировать сцепление необходимо проверить свободность перемещения ведомого диска по шлицам первичного вала коробки передач. Если имеются заедания, то ликвидируйте их, при необходимости произведите замену повреждённых деталей.
11. При обратном монтировании ведомого диска в кожух нажимного, внимательно смотрите, чтобы часть выступающей ступицы смотрела в сторону нажимной пружины.
12. Со стороны нажимной пружины необходимо вставить в шлицы ведомого диска центрирующую оправку.
13. На фото стрелками отмечены три центрирующие штифта, по ним также как и у меня, нужно установить на маховик сцепление, а после чего придерживая отвёрткой маховик от прокручивания закрутите 6 болтов крепления сцепления к маховику.
14. Теперь можно достать центрирующую оправку с диска сцепления и установить обратно коробку передач. Ремонт сцепления завершен.
Изучаем технологический процесс замены сцепления ВАЗ 2110
Автомобиль без сцепления практически невозможно вообразить, ведь именно с помощью этого механизма возможно плавно, без рывков начать движение авто, избегая перегрузки двигателя и изнашивания запчастей. Карл Бенц – его изобретатель – главное назначение сцепления для автотранспорта усматривал в обеспечении плавного включения скоростей за счет мягкого совмещения/разъединения двух непрестанно движущихся дисков – одного, прикрепленного к валу электродвигателя, и другого – совмещенного с коробкой передач.
Нажим на педаль сцепления либо выжим разводит диски, образуя свободное пространство, а отпускание педали или включение формирует тесное сжимание дисков. Большинство традиционных видов сцепления имеют пружины, способные смягчить рывок, появляющийся в случае порывистого освобождения педали. Из многообразия разных видов сцепления преобладают модели, основанные на трении дисков, тесно соприкасаемых пружинами либо маховым колесом. Материал для трения обычно содержит хризотил.
Признаки неисправности сцепления
Требуемая замена сцепления ВАЗ 2110 обуславливается многими неисправностями:
- появлением характерных звуков во время движения авто;
- выявлением нарушений с переключением передач;
- исчезновением сцепления при обгоне;
- засаливанием махового колеса, диска нажима;
- изнашиванием фрикционных накладок;
- частичным выключением КПП;
- усложнением переключения передач переднего хода;
- шумным включением заднего хода;
- рывками в начале движения;
- неотрегулированным приводом КПП;
- перебоями привода сцепления;
- искажением ведомого диска;
- увеличенной зашумленностью при выключении сцепления;
- перекашиванием нажимного диска;
- изнашиванием лепестков пружины диафрагмы;
- бряцаньем, постукиванием во время включения КПП.
Эти и многие другие причины требуют устранения. Решившись на замену сцепления ВАЗ 2110, цена колеблется в зависимости от выбора: либо в автосервисной мастерской за немалые деньги, либо самостоятельным ремонтом, что требует определенных навыков при работе с таким механизмом.
Так, при обнаружении специфичных звуков в ходе запуска сцепления, можно быстро устранить поломку таким способом: установить ключ посреди тросового поводка и вилки сцепления. Этот прием вполне даст возможность доехать до гаража или до автосервиса. Но при более серьезных поломках замена сцепления подразумевает съем КПП.
Замена сцепления на «десятке»
Чтобы демонтировать сцепление ВАЗ 2110, необходимо выполнить последовательность ремонтных действий:
1. Снять аккумуляторную батарею и фильтровальный кожух (при использовании плоской отвертки зацепить фиксаторы и вынуть их).
2. Снять стартер, что откроет доступ к болтам, прикрепляющим мотор и КПП.
3. Открутить болты.
4. Отключить контакт датчика скорости.
5. Снять крепеж жгута электропроводов.
6. Возвысить переднюю часть автомобиля, стоящего на стояночном тормозе или с закрепленными задними колесами на самоподъемники.
7. Открутить и стянуть провисающие колеса.
8. Снять две контрагайки в ступицах.
9. Отвинтить шаровую подпорку и рычаг шарнира.
10. При наличии предохранителя картера и брызговика нужно снять их.
11. Положить под картер доску шириной 60-65 см во избежание повреждения.
12. На самоподъемнике следует подтолкнуть вверх двигатель.
13. Отвинтить реактивную тягу.
14. Отсоединить кулису.
15. Открутить снизу элементы крепежа.
16. Установить самоподъемник под мотор.
17. Открутить КПП.
18. Опустить двигатель и снять коробку.
Совокупность операций по замене сцепления включает следующие этапы:
- Отвинтить болты сцепления в корзине. При изношенности лепестков – заменить их.
- При выработке тросика – тоже заменить.
- Диск с кожухом вставить в маховик.
- Установить корзину либо весь узел.
- Закрутить по кругу болты крепления.
- Обработать вал смазкой и установить подшипник.
Итак, устанавливая сцепление, следует поставить диск так же, как и предыдущий. Не нужно одевать диск сцепления вручную. Набивать диск необходимо с помощью куска трубы из металла. Не нужно спешить в работе: даже минимально перекошенный диск спровоцирует очередную замену.
После ремонта сцепления нужно выполнить сборку. При этом под сборочной операцией понимается монтаж КПП в обратной последовательности. Рациональнее выполнять установку узла, когда машина установлена над смотровой ямой. В противном случае следует прибегнуть к помощи второго автомеханика.
Авто опустить так, чтоб уровень самоподъемника под электродвигателем снизился. Установить левый привод и прикрутить гайкой. Под КПП подставить доску шириной близко 60 см, а под нее — два кирпича. На образовавшийся рычаг должен нажать напарник для подъема коробки. А выполняющий ремонт специалист занимается непосредственной установкой КПП.
Далее проводится сборка, регулирование сцепления и кулисы. После монтажа корзины следует постепенно крестообразно закручивать крепежные болты – левый верхний, затем правый нижний. Если в планах также замена подшипника, то его установка должна производиться тоже с помощью металлической трубы. Последним этапом работы является установка КПП, только в обратном порядке.
Итак, если остро встал вопрос «как поменять сцепление ВАЗ 2110» не стоит бояться трудоемкого процесса и ломать голову. Достаточно соблюдать приведенные правила, технологию процесса и меры безопасности. А наличие инструментов, смотровой ямы, а также помощь коллеги для демонтажа и последующей установки КПП лишь облегчит поставленную задачу.
Ремонт сцепления ВАЗ 2107 и 2110 – пошаговое решение проблемы
Некоторые автовладельцы полагают, что пробег машины определяет срок службы сцепления. Однако это не так. Сколько будет работать сцепление, зависит от многих факторов. Более агрессивная езда негативно сказывается на состоянии деталей, поэтому и проводить ремонт сцепления ВАЗ 2107 и ВАЗ 2110 придется раньше.
Как протекает процесс?
Если число оборотов автомобиля увеличивается, а скорость – нет, то необходимо ремонтировать сцепление. Если свободного хода в педали сцепления нет, то его регулирование невозможно по причине полного износа ведомого диска. Довольно часто используется прибор для диагностики автомобилей ВАЗ, который позволяет точно определить исправность/неисправность сцепления и других составных элементов.
Для того, чтобы отремонтировать сцепление, нужно воспользоваться эстакадой. Процесс проходит следующим образом:
- Отключается клемма аккумулятора, которая имеет знак «-»;
- Убирается корпус, а затем крышка воздушного фильтра. После этого следует отвернуть 3 винта, за счет которых крепится стартер;
- Извлекается запорная втулка, снимается стержень рычага. Далее нужно отвернуть болты крепления;
- Снимается крышка пола, дистанционная, запорная, упругая втулки. Далее следует отвернуть 4 гайки от болтов, за счет которых крепится задний карданный вал. Болты необходимо вынуть;
- Снимается кронштейн, затем карданный вал, задняя опора;
- Извлекается трос спидометра. Затем нужно отвести в сторону рабочий цилиндр;
- Используя ключ №19 необходимо отвернуть картер от бока цилиндров;
- Коробку передач необходимо отвести назад, а затем подставить под нее опору;
- Далее снимаются ведомый, нажимной диски, а затем подшипник с первичного вала;
- После оценки состояния сцепления нужно заменить детали, которые износились, провести чистку, а затем смазку (при необходимости).
- Собирать узел необходимо в обратном порядке. Когда коробка передач и сцепление уже установлены, следует отрегулировать зазоры в гидравлическом приводе.
Следует отметить, что провести ремонт сцепления для указанных моделей ВАЗ легче, чем осуществить ремонт АBS Audi A6.
Советы и рекомендации
Иногда болты могут прокручиваться, поэтому рекомендуется придерживать их с помощью отвертки. В процессе ремонта будьте очень осторожными, чтобы не повредить диафрагменную пружину.
Не лихачьте на дорогах – берегите сцепление вашего автомобиля!