Технологический процесс разборки двигателя змз
Здравствуйте Уважаемые друзья! Ну что же мы с Вами сняли двигатель, а теперь давайте приступим к разборке. Будет просто идеально если у Вас будет стенд для ремонта двигателей. Для двигателя ЗМЗ-511 вполне подойдет вот как на картинке. Можно его купить или же самому сделать. У меня, например, самодельный, ну, а если вовсе нет то можно и обойтись без стенда.
Стенд для ремонта двигателя.
И так давайте начнем разбирать двигатель:
- Первым делом, если Вы при снятие не сняли масляной фильтр, то нужно его снять;
- теперь снимаем плиту (паук) двигателя и сразу не забудьте снять привод трамблера (иначе он будет мешать нам вынимать распредвал);
- далее вскрываем клапанные крышки и снимаем коромысла с толкателями и сразу же выньте штанги и стаканы из блока двигателя, иначе когда будете двигатель переворачивать, то они могут выпасть, штанги и стаканы одинаковые так что перепутать не бойтесь. Если стаканы не поддаются и не вытаскиваются, то можно пока их оставить;
- дальше нам предстоит снять ГБЦ (головка блока цилиндров), что бы снять ГБЦ нужно открутить с каждой стороны по 18 гаек под ключ 17 мм;
- после снятия нужно сделать визуальный осмотр, но в любом случае нужно будет сделать притирку клапанов, при капитальном ремонте это обязательно;
- теперь нам нужно переворачивать двигатель, как говорится верх дном;
- далее вскрываем поддон и снимаем сухой картер сцепления;
- давайте теперь снимем ведомый и ведущий диски сцепления сразу же снимем и маховик;
- переходим в переднюю часть и снимаем шкив коленчатого вала, а затем и фланец шкива коленчатого вала. Что бы снять фланец нужен съемник вот на подобие как показано на картинке, или какой другой съемники бывают разной формы, например у меня вообще самодельный;
Съемник.
- продолжим разбирать двигатель и снимаем переднюю крышку блока цилиндров вместе с водяным насосом (помпой);
- после снятия передней крышки сразу же аккуратно выбейте шпонку фланца с паза коленчатого вала и снимите за одно маслоотражательную шайбу, что бы не потерять или повредить. Да чуть не забыл когда будите выбивать шпонку должны увидеть еще и резиновую шпонку, не потеряйте её она установлена для предотвращения возможного вытекания масла из картера двигателя. И если резиновая шпонка задубела или повреждена, то её нужно будет заменить;
- ну вот мы и дошли с Вами до поршней. Если на шатунах и шейках шатуна нет или не видно порядковых номеров, если вдруг кто не знает, то шатуны с шейками обязательно должны быть только в паре. И так если не видно номеров, надо будет по порядку пронумеровать. Лучше всего это сделать не большим зубило. Берете зубило с молотком и по порядку цилиндров в том же порядке делаете засечки, шатун с первого цилиндра одна засечка со второго две и т.д. и т.п.
- после того, как закончили с нумерацией, снимаем поршня с шатунами. При выбивание, поршней с шатунами, лучше всего пользуйтесь не большой деревянной выколоткой, что бы не повредить шатун;
- шатуны с поршнями сняли, теперь откручиваем гайки шеек коленвала снимаем шейки, а потом и сам коленвал;
- теперь нам с Вами нужно вынуть распределительный вал. Как я уже выше писал, про стаканы толкателей, если Вы не смогли их просто руками вынуть, вот теперь появилась возможность их выбить, слегка постукивая молотком при помощи не большой выколотки. Стаканы нужно обязательно достать иначе они будут мешать вынимать распредвал.
- да еще не забудьте снять масляный насос, если насос долго проработал, то лучше его заменить на новый.
- в последнюю очередь осталось выбить гильзы, мы с Вами гильзы с поршнями будем ставить новые, так что можно особо с ними не церемонится, но все таки лучше воспользуйтесь опять же деревянной выколоткой, что бы не нароком не повредить блок цилиндров. Гильзы просто впрессованы, в блок цилиндров, их нужно просто аккуратно выбить.
Ну что друзья вкратце я рассказал Вам как разобрать двигатель ЗМЗ-511. Думаю разберетесь если что не получится пишите в комментариях или задавайте вопрос. Рад буду что подсказать и помощь. Спасибо за внимание!
Технологический процесс разборки двигателя змз
п/п
Наименование операции
Применяемое оборудование
Норма времени
Снять крышки головок блока цилиндров.
Снять впускной коллектор.
Снять оси коромысел в сборе с коромыслами, вынуть штанги.
Снять головки блока цилиндров вместе с выпускным коллектором.
Если снимать гильзы не требуется, то производится их фиксация в блоке при помощи втулок – зажимов.
Втулки-зажимы, головка на 19
Повернуть двигатель картером вверх.
Снять масляный картер, маслоприёмник.
Снять крышку шатунов, вывести данную шейку коленвала максимально вверх, аккуратно вынуть шатуны с поршнями и кольцами через цилиндр. Обязательно пометить крышки и шатуны.
Головка на 15, молоток, наставка
Снять храповик и выпрессовать шкив.
Снять переднюю крышку
Ключ на 13,14. Головки на 12,13.
Снять крышки коренных подшипников, вместе с нижними вкладышами, предварительно их наметить.
Снять коленвал и упорные кольца осевой фиксации вала.
Установить на место коренные крышки коленвала.
Снять распредвал, предварительно вынуть толкатели из своих гнёзд.
механизмы
Технические условия
Техника безопасности
Двигатель автомобиля ГАЗ-53.
Разборка двигателя производится после его наружной чистки и мойки, на специальном стенде. При разборке детали метят без повреждения, чтобы обеспечить высокое качество последующей сборки. После разборки детали отправляют на мойку, после мойки производят дефектовку и сортировку.
Инструкция по охране труда № 5.10. Следить за чистотой рук и инструмента. Использовать для выполнения работ только исправный инструмент. Снятые детали двигателя укладывать в таком месте, чтобы предотвратить их падение. Нельзя укладывать детали под ноги.
Составил мастер производственного обучения ______________
Инструкционно-технологическая карта 1. Разборка ГРМ и КШМ двигателей ЗМЗ-53 и ЗИЛ-130
Инструкционно -технологическая карта № 1
Технические условия и указания
Разборка ГРМ и КШМ двигателей ЗМЗ-53 и ЗИЛ-130
1. Отвернуть гайки крепления всасывающего коллектора.
Ключ торцовый 13 мм
2.Снять коллектор, прокладки.
3. Отвернуть гайки крепления крышки из рядов цилиндров
Ключ гаечный 17 мм
4. Снять крышку головки блока
5. Отвернуть гайки крепления оси коромысла
Ключ торцовый 17 мм
6. Снять ось коромысла в сборе
7. Вынуть штанги толкателей
8. Извлечь толкатели
9. Отвернуть гайки крепления (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130) головки цилиндров
Ключ торцовый 22 мм(ЗМЗ-53) , 19 мм ( ЗИЛ-130)
10. Снять головку цилиндров, прокладку головки
11. Снять головку цилиндров на другом ряду, выполнив операции пп.3-10 ИТК № 1
12. Отвернуть гайки крепления передней крышки распределительных шестеренн
Ключ гаечный 13 мм
13. Снять крышку
14. Снять масло отражатель
15. Вывернуть болты крепления фланца распределительного вала
Ключ торцовый 13 мм
Болты выворачивать через отверстие в шестерне
16. Вынуть вал с шестерней
17. Расшплинтовать гайки крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала первого и пятого цилиндров
18. Отвернуть гайки крепления крышек (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130)
Ключи торцовые 15 мм (ЗМЗ-53), 19 мм ( ЗИЛ-130)
19. Снять крышки с вкладышами
20. Отвернуть гайки и контрогайки крепления шатунных крышек первого и пятого цилиндров
Ключи гаечные 17, 19 мм
21. Снять шатунные крышки первого и пятого цилиндров
22. Вынуть из этих цилиндров поршни с шатунами
23. Зажать в тисках шатун
24. Извлечь штопорные кольца из канавок бобышек
25. Освободить шатун из тисков
26. Зажать в тисках поршень
Использовать в тисках деревянные губки
27. Снять компрессионные кольца и два кольцевых диска маслосъемного кольца
Расширители маслосъемного кольца снять в ручную
Инструкционно- технологическая карта № 2
Технические условия и указания
1. Установить на место крышки коренных подшипников первого и пятого цилиндров
Вкладыши предварительно смазать моторным маслом
2.Завернуть гайки (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130) крышек
Ключи торцовые 15мм ( ЗМЗ-53) , 19 мм ( ЗИЛ-130), ключ динамометрический
Гайки, болты завернуть сначала торцовым ключом, окончательно-динамометрическим, момент силы, Н м : ЗМЗ-53-100…110 ЗИЛ-130-110…130
3. Зашплинтовать гайки
Проволока 1,8 мм, пассатижи
4. Соединить поршень с шатуном поршневым пальцем
Поршень нагреть в чистом моторном масле до 60С. На автомобили ЗМЗ-53 шатуны правого ряда соединить с поршнями так, чтобы выштампованные номера на стержнях шатунов и надпись « Перед» на поршнях располагались в противоположных сторонах. Для шатунов левого ряда номера и надпись должны располагаться с одной стороны. На автомобиле ЗИЛ-130 шатуны правого ряда соединить с поршня и так, чтобы стрелки на днищах поршней указывали в противоположные стороны специальным выступом на стержнях шатунов а для шатунов левого ряда- в одну сторону.
5. Вставить в бобышки поршня штопорные кольца
6. Установить на поршень поршневые кольца
Компрессионные кольца вставить внутренний вытачкой в верх, замки окончательно другого на 180 для ЗМЗ-53 и на 120 0 для ЗИЛ-130. Замки маслосъемного кольца располагать у кольцевых дисков под углом 180 0 , а у радиального и осевого расширителя под углом 90 0 к ним и с направлением в противоположные стороны
7. Вставить поршень в гильзу с надписью «Перед» к носку коленчатого вала ( ЗМЗ-53), стрелками к носку коленчатого вала( ЗИЛ-130)
Перед установкой поршневые кольца обжать специальным приспособлением, поршень смазать маслом
8. Установить нижние головки шатунов на шейке коленчатого вала
Перед установкой вкладышей смазать маслом выступ на крышке должен находиться на одной стороне с номером на стержне шатуна ( ЗМЗ-53)
9.Затянуть гайки крепления шатунных крышек
Ключи гаечные 17 мм (ЗМЗ-53), 19 мм ( ЗИЛ-130)
Затягивать сначала торцовым а затем динамометрическим ключом Н м: ЗМЗ-53-68…75 ЗИЛ-130-70…80
Ключи гаечные 17 мм ( ЗМЗ-53) 19 мм (ЗИЛ-130)
Контргайки навернуть до конца и окончательно завернуть на 1-2 оборота
11.Установить распределительный вал с шестерней на место
Шестерни коленчатого и распределительного валов установить по меткам
12.Зввернуть болты крепления фланца распределительного вала
Ключ торцовый 13 мм
13.Установить масло отражатель
14.Установить крышку распределительных шестерен на место
15.Завернуть гайки крепления крышки
Ключ гаечный 13 мм
16.Установить прокладки головок цилиндров
Прокладки натереть графитным порошком
17.Установить на место головки цилиндров
18.завернуть гайки( ЗМЗ-53) болты ( ЗИЛ-130) крепления головок
Гайки ( ЗМЗ-53), болты ( ЗИЛ-130) затягивать равномерно в 2 приема в определенной последовательности. Окончательный момент силы при затягивании, Н м: ЗМЗ-53-73…78 ЗИЛ-130-70…90
20.Установить штанги толкателей
21.Установить оси коромысел в сборе
22.Завернуть гайки осей коромысел
Ключ торцовый 17 мм
Инструкционно- технологическая № 3
Технические условия и указания
1.Установить поршень первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия
Так сжатия определить по выталкиванию пробки, установленной в место свечи. Оба коромысла должны свободно покачиваться на оси в пределах зазора
2.Повернуть коленчатый вал следующим образом: ЗМЗ-53-до совмещения выемки на шкиве коленчатого вала с выступом указателя; ЗИЛ-130-до совмещения отверстия на шкиве коленчатого вала с меткой ВМТ на шкале указателя установки момента зажигания
3.Орегулировать клапаны первого цилиндра для чего: отвернуть ключом контргайку регулировочного болта; поворачивая болт отверткой, установить зазор по щупу; завернуть контргайку регулировочного болта
Отвертка, щуп, ключ гаечный 14 мм
Двигатель должен быть холодный. Для всех клапанов зазоры равны 0.25… 0.30 мм
4.Отрегулировать зазор в остальных цилиндрах
Порядок регулирования соответствует порядку зажигания- 15426378. При переходе от цилиндра к цилиндру коленчатый вал поворачивать на 90 0
5.Установить крышки коромысел
6.Завернуть гайки крепления крышек коромысел
Ключ гаечный 17 мм
7.Установить прокладки под всасывающий коллектор
8.Установить всасывающий коллектор
9.Завернуть гайки( ЗМЗ-53) и болты (ЗИЛ-130) крепления всасывающего коллектора
Ключ торцовый 13 мм
Гайки или болты затягивать крест на крест ( момент силы 15…20 Н м)
Инструкционно- технологическая карта № 4
Технические условия и указания
1.Вывернуть болты и гайки крепления картера двигателя
Ключ торцовый 17 мм
3.Отвернуть гайки крепления крышек шатунов 1 и 2 цилиндров
Ключ гаечный 22 мм
4.Снять крышки шатунов с вкладышами на 1 и 5 цилиндрах
5.извлечь поршни с шатунами на 1 и 5 цилиндрах
6.Снять поршневые кольца с поршней 1 и 5 цилиндра
7.Извлечть стопорное кольцо поршневого пальца
8.Выпрессовать поршневой палец
9.Запрессовать поршневой палец для соединения поршня с шатуном
Запрессовку вести осторожно. Шатун с поршнем собирать таким образом чтобы выточка под клапаны в днище поршня и паз в шатуне а однозамковый уз вкладыша были на одной стороне
10.Установить стопорное кольцо поршневого кольца
11.Установить поршневые кольца на поршни первого и пятого цилиндров
Перед установкой колец удалить нагар из канавок. Компрессионные кольца установить клеймом «Вверх» в сторону камеры сгорания; при установке маслосъемных колец сначала установить пружинный расширитель, затем маслосъемное кольцо таким образом чтобы стык расширителя находился диаметрально противоположно замку кольца; замки сменных колец расположить в противоположные стороны
12.Установить поршни в сборе с кольцами и с шатунами в гильзы 1 и 5 цилиндров
Номера цилиндров выбиты на нижней крышке шатуна. Выборки под клапаны в днище поршня должны располагаться ближе к середине
13.Установить верхние крышки шатунов
14.Затянуть гайки шатунных болтов
Резьбу болтов смазать моторным маслом. Затяжку проводить в 2 приема . момент силы первого приема ( 30 плюс минус 1) Н м для выполнения второго приема довернуть гайку на 90 0 . Зазора в стыке шатуна быть недолжно
Инструкционно- технологическая карта № 5
Технические условия и указания
Внимание! Зазоры регулировать одновременно на двух головках в положениях I, II, III, IV, которые определяются поворотом коленчатого вала двигателя относительно начала впрыска топлива в первом цилиндре на соответствующий угол.
1.Установить фиксатор маховика в нижнее положение