- Технологический процесс окраски машин состоит
- Технология покраски автомобиля
- Как управлять краскопультом?
- Процесс покраски
- Зачем нужно отпускать курок в конце каждого прохода?
- Не заполняйте краской весь бачок краскопульта
- Сколько слоёв наносить?
- Межслойная сушка
- Последовательность покраски автомобиля при полном окрашивании
Технологический процесс окраски машин состоит
Машины, агрегаты и детали после ремонта окрашивают полностью или частично с целью защиты от коррозии и улучшения их внешнего вида. Детали окрашивают только те, окраска которых оговорена в технических условиях.
Технологический процесс окраски машин состоит из подготовки окрашиваемых поверхностей, грунтования, нанесения лакокрасочных покрытий и сушки.
Подготовка поверхностей. Качество окраски во многом зависит от тщательности подготовки поверхностей, которая сводится к удалению старой краски и ржавчины, промывке и обезжириванию окрашиваемых частей. Различают механические и химические способы удаления старой краски и ржавчины. К механическим способам относятся: обработка поверхностей ручным и механизированным инструментом (наждачными кругами, металлическими щетками, шкурками и специальными шарошками), пескоструйная обработка.
К химическим способам относят удаление старой окраски при помощи 50%-ного раствора каустической соды, подогретого до температуры 80—90 °С (только для деталей и узлов в ваннах), или смывками СД и АФТ. Смывки СД используют для снятия масляных, эмалевых и лаковых покрытий, а АФТ — для масляных и нитроцеллюлозных. Смывки наносят на окрашенную поверхность кистью. Налеты коррозии удаляют составом № 1120 (фосфорная кислота — 55 , этиловый спирт — 15, бутанол — 5, гидрохинон — 1 и вода — 24 ). Затем машины, агрегаты или детали промывают горячей водой и сушат.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Грунтование служит основой для лакокрасочного покрытия, надежной защитой от коррозии и способствует хорошему сцеплению лакокрасочного слоя с металлом. Для грунтования используют грунты: глифталевые марок ГФ-017, ГФ-020; нитроглифталевые № 147; фенольные ФЛ-ОЗК; поливинилбутиральный ВЛ-08, ВЛ-02 и др.
Грунтовки наносят с помощью пистолета-краскораспылителя или с использованием установки для окраски изделия в электрическом поле.
Время сушки изделия после грунтовки зависит от метода сушки. Например, глифталевый грунт ГФ-020 при температуре 18—23 °С сохнет в течение 48 ч, при конвекционном методе (температура 100—110 °С) сохнет 35 мин, а при терморадиационном (температура 100—120 °С) — в течение 12—19 мин.
Шпаклевание рекомендуется для выравнивания оставшихся после ремонта отдельных неровностей на наружных поверхностях кабин, оперенья, капотов. Шпаклевка представляет собой пасту, состоящую из пигментов (красителей) и наполнителей (мел, охра и др.), замешанных на различных растворителях.
В зависимости от растворителей различают нитроцеллюлозные (марки НЦ-00-08 и др.), глифталевые (№ 175, 185, ГФ-00-12 и др.), пентафталевые (марки ПФ-002) и другие шпаклевки. Шпаклевку наносят стальными или резиновыми шпателями. Резиновым шпателем удобно -обрабатывать поверхности сложной формы. При этой операции предварительно выравнивают местные неровности. После шпаклевки изделие сушат. Время сушки зависит от толщины слоя шпаклевки и температуры и может длиться от 25 мин до 24 ч. Зашпаклеванную и просушенную поверхность шлифуют водостойкими наждачными шкурками от № 8 до № 3. После шлифования поверхность промывают водой и сушат.
Нанесение лакокрасочных покрытий на поверхности деталей, агрегатов и машин может производиться окунанием деталей, кистью, распылением и в электрическом поле.
Рис. 40. Установка для окраски распылением:
1 — масловлагоотделитель; 2 — мешалка; 3 — красконагнетательный бак; 4, 6, 8, 9 — шланги; 5 — краскораспылитель; 7 — редуктор
Окраска деталей окунанием и кистью применяется редко, так как эти способы малопроизводительны и требуют большого расхода краски. Для ремонтных мастерских наибольшее распространение получил способ воздушного распыления, который заключается в том, что лакокрасочный материал под действием сжатого воздуха 0,3—0,4 МПа (3—4 кгс/см2) распыляется в краскораспылителе и в виде мельчайших частиц наносится на окрашиваемую поверхность.
Существуют различные конструкции установок для окраски распылением.
На рис. 40 показано устройство одной из установок для окраски распылителем.
Этот способ значительно экономичнее и производительней, чем способы окунанием деталей и окраски кистью, но имеет относительно большие потери краски и тяжелые санитарно-гигиенические условия для работающих.
На больших ремонтных заводах находит широкое распространение окрашивание изделий в электрическом поле. Сущность этого способа заключается в следующем: изделие, подлежащее окрашиванию, соединяется с положительным полюсом источника тока высокого напряжения, а краскораспылитель — с отрицательным. Вылетающие из краскораспылителя частицы краски получают отрицательный электрический заряд. Под действием сил электрического поля эти частицы краски устремляются к положительно заряженному изделию и осаждаются на его поверхности.
На рис. 41 показана схема электроокрасочной установки. Этот способ по сравнению со способом распыления имеет следующие преимущества: на 40—45% сокращается расход лакокрасочных материалов, обеспечивается высокая производительность труда, улучшается качество и условия труда рабочего-маляра.
Для окраски дорожных машин применяют краски синтетические (меламиноалкидные) марок МЛ-12, МЛ-152; пентафталевые ПФ-115; нитроэмали НЦ-25, № 507, 508 и др. Машины красят в один-два слоя. Каждый слой сушат в соответствии с инструкцией для данной краски.
Сушка. Нанесенный слой краски при обычной температуре сохнет очень медленно — в течение 24—4-8 ч, а синтетические эмали совершенно не сохнут. Для ускорения процесса сушки и повышения качества покрытия существуют два способа искусственной сушки: конвекционный и терморадиационный.
Рис. 41. Схема электроокрасочной установки:
1 — окрашиваемое изделие; 2 — подвесной конвейер; 3 —изолятор; 4 — разрядник; 5 — кенотрон; 6 — высоковольтный трансформатор; 7 — ограничительное сопротивление; 8 — распылитель краски; 9 — дозатор; 10 — бак для краски; 11 — пульт управления
Сущность конвекционного способа сушки заключается в том, что изделие обогревают горячим воздухом в сушильной камере. Время, затрачиваемое на сушку изделий при температуре 80—130 °С, составляет от 3 ч до 35 мин. Недостаток этого способа заключается в том, что сначала сохнет поверхность лакокрасочного покрытия и образуется пленка, препятствующая глубинному просыханию и разрушаемая парами растворителя при выходе его из глубинных слоев. Эти обстоятельства замедляют сушку и снижают плотность покрытия.
Терморадиационная сушка осуществляется тепловыми (инфракрасными) лучами, которые, проходя через слой краски, нагревают поверхность изделия, последнее передает полученное тепло лакокрасочному покрытию. При этом сушка происходит от внутренних слоев краски к поверхности. Время сушки сокращается в 2—3 раза, а качество покрытия повышается.
Искусственную сушку выполняют в сушильных камерах, оборудованных нагревательными устройствами, установками для циркуляции воздуха и удаления паров растворителя. В конвекционных камерах воздух нагревают, пропуская его через калориферы. В терморадиационных камерах в качестве источников инфракрасного излучения применяют трубчатые электронагреватели темного свечения и электрические лампы накаливания.
Процесс нанесения покрытия нитроэмалевыми и синтетическими красками. При окраске поверхностей машины, ранее покрытых нитроэмалью, такой же эмалью следует старый слой тщательно прошлифовать, протереть ветошью с уайт-спиритом и просушить. Затем нанести слой глифталиевого грунта ГФ-020 или № 147. После высыхания грунтованного слоя, если есть необходимость, шпаклевкой выравнивают дефекты на поверхности, сушат и шлифуют ее шкурками. Затем наносят два слоя эмали с промежуточной сушкой первого слоя при температуре 18—23 °С в течение 10 мин. Окончательно просушивают 12 ч при той же температуре. При окраске синтетической эмалью следует поверхность, окрашенную такой же эмалью, обработать водостойкой шкуркой № 5, загрунтовать участки, поврежденные до металла, выровнять шпаклевкой неровные места и нанести два слоя эмали с промежуточной сушкой первого слоя при 18—23 °С 5 мин и окончательной — в течение Гч при 80 °С.
Поверхности, окрашенные ранее нитроэмалью, нельзя красить синтетическими эмалями. Поверхности, окрашенные ранее синтетическими эмалями, можно покрывать нитроцеллюлозными эмалями.
Организация рабочих мест. Рабочие места организовываются в малярных отделениях, которые располагаются при сборочных цехах в специальных помещениях. Расстояние между оборудованием, производственным инвентарем и строительными конструкциями должно соответствовать действующим нормам. Рабочее место должно быть оснащено необходимым оборудованием, технической документацией, инструментами и инвентарем.
Технология покраски автомобиля
Приветствую Вас на блоге kuzov.info!
Технология покраски автомобиля включает в себя несколько этапов, правил и действий, которые нужно выполнять последовательно, чтобы получить качественный результат. В предыдущих статьях я уже писал об основных этапах и приёмах подготовки и покраски автомобиля. В этой статье что-то повторяется, а также есть новые моменты, не затронуты ранее.
Этап подготовки очень важен и влияет на качество окраски.
Необходимо предварительно убрать пыль в помещении (см. статью “подготовка гаража к покраске автомобиля”). Кроме того, важно очистить шланг, соединяющий краскопульт с компрессором. Грязь с него может попасть на свежеокрашенную поверхность.
Перед покраской важно правильно настроить краскопульт и разбавить краску.
На процесс распыления влияет множество факторов. Даже если краскопульт настроен как надо, требуются определённые навыки, чтобы качественно покрасить кузов. Нужно знать, как держать, двигать, куда направлять покрасочный пистолет, а также когда нажимать и когда отпускать курок.
Удерживание краскопульта в правильном положении и на нужном расстоянии, на этапе обучения, требует концентрации, а с опытом нарабатывается навык делать это автоматически.
Как управлять краскопультом?
Краскопульт нужно держать так, чтобы факел был перпендикулярен поверхности всё время. Расстояние должно быть 15–25 см от поверхности. Простой способ определить расстояние – красить на расстоянии ладони (см. рис).
Проход краскопульта делается свободным движением руки. Нажатие на курок должно осуществляться, когда пистолет находится вне окрашиваемой поверхности. На поверхность должен попадать уже сформированный факел. При окрашивании нескольких смежных деталей можно применять технику покраски, при которой в конце каждого прохода курок нужно отпускать. Этот момент рассмотрим в этой статье ниже.
Во время распыления курок удерживается полностью нажатым и краскопульт нужно двигать одним продолжительным движением до противоположного края кузовной панели. Далее курок отпускается, прекращая распыление краски, но движение краскопульта продолжается примерно на 5 см, после чего начинается движение в противоположную сторону, со смещением вниз на половину факела и нажатым полностью курком.
Краскопульт удерживается под правильным углом к поверхности, на правильном расстоянии и двигается с одинаковой скоростью. Для этого компрессор должен быть способен выдавать достаточно воздуха для одинакового потока краски при распылении. Если давление будет постоянно изменяться, то это повлияет на равномерности слоя краски, что будет особенно заметно при окрашивании красками «металлик» и «перламутр».
Никогда не нужно поворачивать покрасочный пистолет в конце прохода. Такой приём применяется только при покраске «переходом». Поворачивание краскопульта является причиной излишнего опыла.
Процесс покраски
Сложные области, такие как углы и края должны окрашиваться в первую очередь. Эти области лучше прокрашивать на более близком расстоянии (ближе на 3–5 см), чтобы уменьшить ширину факела. При приближении краскопульта к окрашиваемой поверхности, нужно им быстрее двигать, чтобы не возникло подтёков.
Когда окрашиваете выпуклые поверхности, пытайтесь удерживать покрасочный пистолет всегда перпендикулярно к поверхности. Краскопульт должен повторять все изгибы. Так лакокрасочное покрытие будет получаться равномерным по всей площади.
После окрашивания краёв и углов можно приступать к основной поверхности панелей автомобиля.
Каждый распылённый проход должен перекрываться последующим проходом на 50%. Это позволит краске равномерно распределиться по поверхности. Меньшее перекрытие может стать причиной появления видимых полос.
Рассмотрим процесс окрашивания вертикальной поверхности. Нужно начинать окрашивать с верхней части, нацеливая середину факела на край панели. То есть, дюза должна быть на одном уровне с верхним краем панели. Таким образом, часть краски от половины факела попадёт на маскировочную бумагу.
Второй проход делается в противоположном направлении, так, чтобы дюза была направлена на нижний край распылённой краски. Таким образом, 50% первого прохода перекрывается 50% последующего, а вторая часть факела уже красит новую, неокрашенную область.
Далее раз за разом продолжаются проходы, с отпускание на границах панелей курка и поэтапным опусканием краскопульта ниже. Последний проход должен будет сделан наполовину вне поверхности панели.
Зачем нужно отпускать курок в конце каждого прохода?
Подтёки могут образовываться на краях панелей, из-за наложения нескольких слоёв краски. Для этого и нужно отпускать курок перед границей панели, чтобы краска не попала на соседнюю панель. Отпускайте курок, когда дойдёте до зазора между панелями.
Отпускайте курок краскопульта в конце каждого прохода. Потом нажимайте снова на курок, когда начинаете новый проход с другого края панели. Это техника позволит избежать подтёков на краях панелей, минимизирует переопыл и сбережёт материалы.
Краскопульт должен быть в движении до того, как нажат курок и должен продолжать движение во время отпускания курка.
Если рассмотреть более подробно, то последовательность такова:
- Начните проход за границами панели, нажмите курок краскопульта наполовину, чтобы шёл только воздух.
- Когда краскопульт дошёл до края панели, нажмите курок полностью, чтобы краска начала распыляться.
- Отпустите курок наполовину, чтобы краска перестала распыляться, когда краскопульт дошёл до другого края панели.
- Продолжите движение ещё на 5 см и повторите последовательность.
Нажатие курка наполовину (когда выходит только воздух) исключает резкий «плевок» краски при полном нажатии курка.
Не заполняйте краской весь бачок краскопульта
Лучше не заполнять краской или лаком бачок краскопульта полностью. Полный бачок сделает покрасочный пистолет тяжёлым и менее манёвренным. Это усложнит управление им и может отразиться на качестве покраски. К тому же возникает опасность случайно пролить краску или лак с бочка. Лучше заполнять бачок краскопульта на половину или 1/3 и, при необходимости, добавлять лакокрасочный материал.
Сколько слоёв наносить?
Количество слоёв зависит от цвета автомобиля и типа краски. Для двухкомпонентной краски, наносимой без лака, а также для самого лака обычно требуется 2–3 слоя с межслойной сушкой между ними. Некоторые слабоукрывистые цвета, а также «металлики» могут потребовать большего количества слоёв.
Сначала наносится связующий слой, который даёт хорошее основание для последующих слоёв и снижает вероятность возникновения подтёков. Это тонкий поверхностный слой. Лучше чтобы он оставался немного липким. Обычно его достаточно просушить в течение 1–2 минут. Далее наносятся полноценные мокрые слои.
Межслойная сушка
После нанесения каждого слоя нужно выжидать нужное количество времени для испарения растворителя. Если выждать мало времени, то растворитель останется в нижнем слое краски и после высыхания верхнего слоя начнёт выходить наружу, что приведёт к появлению дефектов.
Производители лакокрасочных материалов указывают необходимое время сушки при определённой температуре. Если окружающая температура ниже или плохая церкуляция воздуха в помещении, то время межслойной сушки нужно увеличить.
Последовательность покраски автомобиля при полном окрашивании
Последовательность окрашивания должна быть всегда спланирована заранее.
Целью определённой последовательности является исключение опыла на поверхности и минимизация лишних, нежелательных движений во время покраски.
Как уже упоминалось выше, сначала нужно покрасить все края и углы.
Существует множество различных схем последовательностей автомобиля. В этой статье я приведу две часто применяемые схемы.
Большие по площади панели (крыша, капот, крышка багажника) нужно всегда красить целиком. Не оставляйте покрашенную половину на какое-то время. Иначе образуется опыл на подсохшей стороне и вторая половина в месте соединения с первой нормально не сольётся, образуя видимую полосу.
Популярна последовательность покраски всего кузова, когда в первую очередь окрашивается крыша со стойками, далее идёт передняя дверь, а дальше по кругу (см. рис). Некоторые открывают переднюю дверь, чтобы закончить, обойдя круг, рядом с ней. Таким образом, сухой опыл на подсохшую краску двери не попадает.
Для удобства покраски крыши можно воспользоваться какой-либо подставкой (небольшой скамейкой или табуреткой).
Иногда красят всю сторону машины целиком, перемещаясь вдоль всего кузова и делая длинные проходы краскопультом. То есть, весь бок красится как одна панель. В этом случае не приходится постоянно нажимать и отпускать курок в конце каждой панели и плёнка краски на всех панелях получается одинаковой толщины. Это быстрый и эффективный способ покраски автомобиля. Чтобы так красить пистолет настраивается на максимальную подачу краски. Размер помещения должен позволять свободно перемещаться вдоль машины, не спотыкаясь об какие-либо препятствия, так как краскопульт должен двигаться с одной скоростью. И, конечно же, нужен навык, чтобы так красить, ровно перекрывая половину одного прохода другим. Такой способ подойдёт не каждому и приведён, скорее, для ознакомления, чем для инструкции.