РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ СОВМЕСТИМЫМ ГРУППАМ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА
Типы подвижного состава на автотранспортном предприятии | Технологически совместимые группы по типам и базовым маркам подвижного состава | ||||
I | II | III | IV | V | |
Легковые автомобили | АЗЛК, ИЖ, ВАЗ | ГАЗ | — | — | IBM* |
Автобусы | — | РАФ, УАЗ | ПАЗ, КАвЗ | ЛАЗ (карб.) ЛиАЗ | ЛАЗ (диз.) |
Грузовые автомобили | ИЖ | УАЗ, ЕрАЗ | ГАЗ | ЗИЛ, КАЗ, Урал | МАЗ, КрАЗ, КамАЗ |
Примечания. 1. Технологически совместимая группа включает подвижной состав, конструкция которого позволяет использование одних и тех же постов и оборудования для технического обслуживания и текущего ремонта.
2. Организация работ и выбор оборудования для технического обслуживания и ремонта подвижного состава внутри каждой технологически совместимой группы осуществляются с учетом производственной программы.
3. Специальный и специализированный подвижной состав (за исключением автомобилей-самосвалов и автомобилей-фургонов) формируется в виде дополнительных технологически совместимых групп с учетом базовой модели автомобиля и сложности конструкции установленного на ней специального оборудования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
РАЙОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ СССР ПО ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ
Районирование по климатическим условиям
Административно-территориальные единицы | Климатические районы |
Якутская АССР, Магаданская обл. Бурятская, Карельская, Коми, Тувинская АССР; Алтайский, Красноярский, Приморский и Хабаровский кр.; Амурская, Архангельская, Иркутская, Камчатская, Кемеровская, Мурманская, Новосибирская, Омская, Сахалинская, Томская, Тюменская и Читинская обл. | Очень холодный Холодный |
Башкирская и Удмуртская АССР; Горно-Бадахшанская авт. обл.; Актюбинская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Кокчетавская, Курганская, Кустанайская, Павлодарская, Пермская, Свердловская, Северо-Казахстанская, Семипалатинская, Тургайская, Целиноградская и Челябинская обл. | Умеренно холодный |
Азербайджанская, Армянская, Белорусская, Грузинская, Латвийская, Литовская, Молдавская, Украинская и Эстонская ССР; Дагестанская, Кабардино-Балкарская, Северо-Осетинская и Чечено-Ингушская АССР; Краснодарский и Ставропольский кр.; Калининградская и Ростовская обл. | Умеренно теплый, умеренно теплый влажный, теплый влажный |
Казахская (за исключением областей умеренно-холодного района), Киргизская и Таджикская ССР (за исключением Горно-Бадахшанской авт. обл.); Каракалпакская АССР. | Жаркий сухой |
Туркменская и Узбекская (за исключением Каракалпакской АССР) ССР | Очень жаркий, сухой |
Остальные районы СССР | Умеренный |
Районы СССР с высокой агрессивностью окружающей среды
Прибрежные районы Черного, Каспийского, Аральского, Азовского, Балтийского, Белого, Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского, Чукотского, Берингова, Охотского и Японского морей (с шириной полосы до 5 км)
ПРИЛОЖЕНИЕ 12
ПРИМЕРЫ ВЫБОРА И КОРРЕКТИРОВАНИЯ НОРМАТИВОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
На автотранспортном предприятии, расположенном в умеренном климатическом районе, работает 140 автомобилей-самосвалов ЗИЛ-ММЗ-555, имеющих пробег с начала эксплуатации от 160 до 200 тыс. км. Автомобили работают в пригородной зоне на дорогах с щебёночным покрытием, на холмистой местности.
Требуется определить нормы пробега до и после капитального ремонта, периодичности и трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта.
1 Дорожные условия эксплуатации относятся к III категории (см. табл. 2.7).
2. Норма пробега до капитального ремонта L1определяется исходя из нормы пробега базового автомобиля ЗИЛ-130 (см. табл. 2.3) с учетом результирующего коэффициента К:
L1 = 300K = 300×0,8×0,85×1,0 = 204 тыс. км.
После КР норма пробега автомобиля должна составлять не менее 80 % от пробега до капитального ремонта, т.е.
3. Периодичность технического обслуживания принимается с учетом данных табл. 2.1, 2.8, 2.10 для:
ТО-1. 3000×0,8×1,0 = 2400 км;
ТО-2. 12000×0,8×1,0 = 9600 км.
4. Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта определяется исходя из трудоемкости для базового автомобиля ЗИЛ-130 (см. табл. 2.2) с учетом результирующего коэффициента К:
для технического обслуживания
для текущего ремонта
К1 = 1,2 (см. табл. 2.9); К2 = 1,15 (см. табл. 2.9); К3 = 1,0 (см. табл. 2.10); К4 = 1,2 (см. табл. 2.11 — соотношение фактического и нормативного пробегов до первого КР составляет 160/204 ¸ 200/204 = 0,78 ¸ 0,98);
ЕО. 0,45×1,20 = 0,54 чел-ч;
ТО-1. 2,5×1,20 = 3,0 чел-ч;
ТО-2. 10,6×1,20 = 12,7 чел-ч;
ТР. 4,0×1,72 = 6,9 чел-ч.
На автотранспортном предприятии, расположенном в умеренно-холодном районе, работает 350 автомобилей ЗИЛ-130, имеющих пробег с начала эксплуатации 100 тыс. км. Автомобили работают с одним прицепом на естественных грунтовых дорогах в сельской местности.
Требуется определить норму пробега до КР, периодичность и трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта.
1. Дорожные условия эксплуатации относятся к V категории (см. табл. 2.7).
2. Норма пробега до капитального ремонта L1 определяется исходя из нормы пробега для I категории условий эксплуатации (см. табл. 2.3) с учетом результирующего коэффициента корректирования К:
L1 = 300К = 300×0,6×1,0×0,9 = 162 тыс. км.
3. Периодичность технического обслуживания может быть принята с учетом данных табл. 2.1, 2.8 и 2.10 для:
ТО-1. 3000×0,6×0,9 = 1600 км;
ТО-2. 12000×0,6×0,9 = 6400 км.
Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта определяется исходя из трудоемкости для эталонных условий эксплуатации (см. табл. 2.2) и результирующего коэффициента корректирования К:
для технического обслуживания
для текущего ремонта
ЕО. 0,45×0,85 = 0,4 чел-ч;
ТО-1. 2,5×0,85 = 2,1 чел-ч;
ТО-2. 10,6×0,85 = 9,0 чел ч;
ТР. 4,0×1,27 = 5,0 чел ч.
Категория условий эксплуатации | Пробег, тыс. км | Результирующий коэффициент К | Пробег, приведенные к I категории условий эксплуатации в умеренно холодном климатическом районе, тыс. км |
II | 0,9×1,0×(0,9×0,9) = 0,73 | ||
III | 0,8×1,0×(0,9×0,9) = 0,65 | ||
Итого | — |
Автобус ПАЗ-672 имеет пробег с начала эксплуатации 265 тыс. км при работе в различных условиях эксплуатации в районе умеренно-холодного климата и с высокой агрессивностью окружающей среды: во II категории условий эксплуатации — 155 тыс. км; а в IIIкатегории — 110 тыс. км.
Требуется определить пробег автобуса, приведенный к I категории условий эксплуатации.
Результирующий коэффициент корректирования для пробега до капитального ремонта
а приведенные пробеги даются в табл. 12.1.
Сравнение полученного пробега с нормативным (см. табл. 2.3) показывает, что автобус в данных условиях эксплуатации выполнил норму пробега до капитального ремонта.
ПРИЛОЖЕНИЕ 13
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ КОМПЛЕКСА Д-2, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНТРОЛЬНОГО (ДИАГНОСТИЧЕСКОГО) ОБОРУДОВАНИЯ *
* Комплекс Д-1 выполняется в соответствии с требованиями ГОСТ 25478-82 «Автомобили грузовые и легковые, автобусы и автопоезда. Требования безопасности к техническому состоянию. Методы проверки».
1. Проверить состояние шин и давление воздуха в них.
2. Проверить двигатель на наличие стуков и шумов, проверить герметичность трубопроводов.
3. Проверить состояние и натяжение приводных ремней.
4. Проверить радиальный и осевой зазоры в шкворневых соединениях управляемых колес, люфт рулевого колеса и состояние узлов рулевого привода.
5. Проверить биение карданного вала.
6. Проверить внешнее состояние, уровень шума и герметичность коробки передач и главной передачи и определить суммарный люфт трансмиссии на каждой передаче.
7. Проверить внешнее состояние и работоспособность аккумуляторной батареи, стартера, генератора, реле-регулятора.
8. Проверить внешнее состояние и работоспособность системы зажигания: прерывателя-распределителя, проводов высокого напряжения, свечей и катушки зажигания.
9. Отрегулировать систему, холостого хода карбюратора на минимальное содержание СО в отработавших газах в допустимом диапазоне минимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя.
10. Проверить угол опережения подачи топлива дизеля.
11. Проверить внешнее состояние и работоспособность форсунок и топливного насоса высокого давления.
12. Определить потери мощности в трансмиссии (после прогрева двигателя и трансмиссии работой под нагрузкой до рабочей температуры).
13. Определить мощность на ведущих колесах автомобиля и расход топлива под нагрузкой. При необходимости проверить состояние цилиндропоршневой группы и газораспределительного механизма.
ПРИЛОЖЕНИЕ 14
ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УЗЛОВ И СИСТЕМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
1. Перечень требований к стендовому оборудованию для проверки тормозных систем
1.1. Возможность проверки тормозных систем подвижного состава различных типов и моделей.
1.2. Пригодность для проверки всех тормозных систем, включая рабочую, стояночную (аварийную) и вспомогательную.
1.3. Обеспечение испытаний тормозных систем в силовых режимах, приближающихся к реальным.
1.4. Обеспечение проверки тормозных приводов и тормозных механизмов по выходным параметрам.
1.5. Наличие, по крайней мере, двух пар роликов в качестве опор для каждого из колес автотранспортного средства. При проведении испытаний ролики стенда должны быть чистыми и сухими.
1.6. Обеспечение устойчивого положения автотранспортного средства при испытаниях без применения страховочных приспособлений (кроме случаев проверки тормозных систем, воздействующих на колеса одного моста).
1.7. Наличие вспомогательных устройств, обеспечивающих самостоятельный съезд автотранспортного средства с роликов после окончания проверки (тормоз съезда, подъемники колес, выталкиватели и др.).
Требования к стендам инерционного типа
1.8. Наличие привода для разгона роликов и неприводных колес автотранспортного средства.
1.9. Наличие в комплекте стенда динамометрического устройства для нажатия на тормозную педаль.
1.10. Отсутствие кинематической связи между правыми и левыми роликами и возможность отключения привода стенда в момент проверки тормозов (одновременно с включением динамометрического устройства для нажатия на тормозную педаль).
1.11. Возможность определения времени срабатывания и значения максимальной тормозной силы по каждому из одновременно проверяемых тормозных механизмов и скорости вращения роликов.
1.12. Погрешность измерения времени срабатывания тормозов — не более 0,02 с.
1.13. При определении тормозной силы погрешность измерения параметров — не более ±5 %.
1.14. Погрешность измерения скорости автотранспортного средства — не более 2,5 %.
1.15. Погрешность измерения усилия нажатия на педаль — не более ±5 %. Нестабильность усилия нажатия на педаль — не более ±2,5 %.
1.16. Время срабатывания динамометрического устройства для нажатия на тормозную педаль, определяемое как время полного перемещения рабочего органа устройства, не установленного на тормозной педали — не более 0,02 с во всем диапазоне рабочих усилий устройства.
Требования к стендам силового типа
1.17. Наличие привода, обеспечивающего непрерывное вращение колес (до наступления блокировки) в процессе испытаний автотранспортного средства со скоростью не менее 2 км/ч.
1.18. Наличие в комплекте стенда датчика усилия на тормозной педали.
1.19. Отсутствие кинематической связи между правыми и левыми роликами в момент проверки тормозов.
1.20. Возможность определения максимальной тормозной силы и времени срабатывания проверяемых колес.
1.21. Наличие устройства, сигнализирующего о блокировке колес и отключающего привод стенда в момент блокировки.
1.22. Погрешность измерения тормозной силы на колесе и задания усилия на тормозной педали — не более ±5 %.
1.23. Погрешность измерения времени срабатывания тормозов — не более ±0,02 с.
Требования к измерительной и регистрирующей аппаратуре для проверки тормозных систем автотранспортных средств методом дорожных испытаний
Измерительная и регистрирующая аппаратура, применяемая при дорожных испытаниях, должна удовлетворять следующим требованиям:
обеспечивать возможность измерения и регистрации тормозного пути, установившегося замедления, времени срабатывания, усилия на органе управления тормозов к начальной скорости торможения;
обеспечивать возможность испытаний находящихся в эксплуатации автотранспортных средств всех типов и моделей;
обеспечивать следующую точность измерения параметров:
±2,5 % — тормозного пути;
±4,0 % — установившегося замедления;
±0,03 с — времени срабатывания;
±1,5 км/ч — начальной скорости торможения.
Аппаратура должна подвергаться в установленном порядке проверке и регулировке.
3. Требования к оборудованию, применяемому для определения суммарного люфта в рулевом управлении
3.1. Применяемое оборудование должно обеспечивать возможность испытания находящихся в эксплуатации автотранспортных средств всех типов и моделей.
3.2. Оборудование для определения суммарного люфта и рулевом управлении должно обеспечивать измерение углов поворота рулевого колеса при приложении к ободу нормированного усилия в обоих направлениях вращения.
3.3. Погрешность показаний динамометра не должна быть более ±0,49 Н (±0,05 кгс).
Погрешность установки расчетного плеча приложения нагрузки не должна быть более ±3 %.
3.4. Погрешность измерения угла поворота не должна быть более ±1°.
Требования к оборудованию для проверки внешних световых приборов
4.1. Пост для проверки внешних световых приборов должен включать: рабочую площадку, экран с матовым покрытием (см. также п. 4.5), фотоэлемент (защищенный от посторонних засветок) с измерительными приборами и ориентирующее приспособление.
4.2. Рабочая площадка должна быть таких размеров, чтобы при расположении на ней автотранспортного средства расстояние между рассеивателями светового прибора и экраном было не менее 5 м. Неровности рабочей поверхности должны быть не более 5 мм на длине 1 м.
4.3. Угол между плоскостью экрана и рабочей площадкой должен быть (90 ± 5)°.
4.4. Ориентирующее приспособление должно обеспечивать установку оси задних колес автотранспортного средства перпендикулярно к экрану с точностью ±0,5°.
4.5. При использовании вместо экрана оптического прибора с ориентирующим приспособлением:
диаметр входного отверстия объектива прибора должен быть не менее 200 мм;
оптическая ось прибора должна быть направлена параллельно рабочей площадке с точностью ±0,25°;
ориентирующее приспособление должно обеспечивать возможность установки оптической оси прибора параллельно плоскости симметрии автотранспортного средства (или перпендикулярно оси задних колес) с точностью ±0,5°;
конструкция прибора должна обеспечивать возможность перемещения центра объектива по высоте в пределах 400 — 1200 мм и фиксации его в любом промежуточном положении. Допускается несовпадение высоты объектива и центра проверяемой фары не более чем на 10 мм;
диаметр фотоэлемента должен быть не менее 15 мм и не более 30 мм.
ПРИЛОЖЕНИЕ 15
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРИ ТО-1 РАБОТ СОПУТСТВУЮЩЕГО ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ
При выполнении сопутствующего ремонта могут быть заменены:
датчик указателя давления масла;
датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
стакан-отстойник фильтра тонкой очистки топлива;
прокладка масляного фильтра;
прокладка крышки топливного фильтра тонкой очистки;
прокладка крышки фильтра центробежной очистки масла;
прокладка крышки головки цилиндров (клапанной коробки);
оттяжная пружина педали сцепления;
клапан блокировки гидромеханической коробки передач (ГМП);
переключатель периферийных золотников ГМП;
датчик аварийного перегрева масла в ГМП;
клапан включения заднего хода ГМП;
масляный трубопровод ГМП;
болт крепления карданного вала;
шланг тормозной системы;
регулировочный рычаг колесного тормоза;
ручка двери кабины (наружная, внутренняя);
пневматический цилиндр механизма открывания дверей;
подушка, спинка сиденья;
лампа фары, подфарника, заднего габаритного фонаря, стоп-сигнала;
указателя поворота, верхнего габаритного фонаря, рейсоуказателя;
стекло (рассеиватель) фары, подфарника, заднего и прочих фонарей;
оптический элемент фары;
зеркало заднего вида;
сетчатый фильтр газового редуктора;
фильтрующий элемент магистрального фильтра;
диафрагмы магистрального вентиля и редуктора;
сетчатый фильтр редуктора низкого давления;
фильтр редуктора высокого давления;
диафрагмы редуктора низкого давления.
ПРИЛОЖЕНИЕ 16
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРИ ТО-2 РАБОТ СОПУТСТВУЮЩЕГО ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ
При выполнении сопутствующего ремонта могут быть заменены:
По двигателю и его системам:
подушки опор двигателя и болты крепления опор;
прокладки (фланца приемной трубы, глушителя, впускного и выпускного трубопроводов двигателя с нижним расположением клапанов, головки цилиндров, водяного насоса, поддона картера двигателя);
топливоподкачивающий насос (у автомобилей с дизельным двигателем);
шланги системы охлаждения;
сливной кран блока цилиндров;
глушитель и трубы глушителя, ремень подвески глушителя.
По двигателю, работающему на сжиженном газе:
фильтрующий элемент магистрального газового фильтра;
датчик уровня жидкости в газовом баллоне;
газопроводы высокого и низкого давления;
детали наполнительного и расходных вентилей, а также вентиля контроля максимального наполнения (за исключением корпусов).
По двигателю, работающему на сжатом газе:
газовый редуктор высокого давления;
газовый редуктор низкого давления;
газовый электромагнитный клапан-фильтр;
бензиновый электромагнитный клапан-фильтр;
манометры высокого и низкого давления;
детали расходных и наполнительного вентилей (за исключением корпусов);
расходные и наполнительный вентили;
главный цилиндр в сборе;
труба нагнетательная главного цилиндра;
шланг рабочего цилиндра;
опора вилки выключения сцепления;
втулки оси педали;
втулка оси толкателя главного цилиндра;
По коробке передач:
сальник вторичного вала;
крышка механизма переключения передач;
карданный шарнир механизма переключения передач;
рычаг механизма переключения передач;
пружина рычага переключения передач.
По гидромеханической передаче:
вилка переключения механизма заднего хода;
цилиндр механизма заднего хода;
эксцентрик силового регулятора;
пружина главного рычага;
подшипник передней опоры.
По карданной передаче и заднему мосту:
фланец ведущей шестерни главной передачи;
гайка крепления фланца ведущей шестерни главной передачи;
сальники хвостовика ведущей шестерни главной передачи;
крестовина карданного вала с подшипниками и сальниками в сборе;
опора промежуточная карданного вала в сборе;
шпилька (болт) полуоси заднего моста;
сальник ступицы заднего моста;
прокладка фланца полуоси.
По рулевому управлению:
рулевая тяга (продольная, поперечная) в сборе;
карданный вал рулевого управления о сборе.
баллон пневматической подвески;
регулятор положения кузова;
втулки реактивной штанги подвески;
трос ограничителя хода отдачи.
По передней оси:
шкворень поворотной цапфы;
втулка шкворня поворотной цапфы;
поворотный кулак в сборе;
сальник ступицы колеса;
шпилька ступицы колеса.
По тормозам и ступицам колес:
колодки тормозные в сборе;
барабан тормозной в сборе со ступицей или диск;
главный тормозной цилиндр;
рабочий тормозной цилиндр;
стяжная пружина тормозных колодок;
рычаг (механизм привода) стояночного тормоза в сборе;
колодки стояночного тормоза;
предохранительный клапан пневмосистемы;
шланги гидровакуумного усилителя;
шланг питания прицепа;
По электрооборудованию и контрольно-измерительным приборам:
лампа в приборах освещения и сигнализации;
подфарник или задний фонарь в сборе;
ножной переключатель света;
центральный переключатель света;
детали приборов освещения салона и кабины водителя (плафоны, стекла, рассеиватели, люминесцентные лампы, трансформаторы);
стеклоочиститель в сборе;
прерыватель-распределитель в сборе;
трубка вакуумного регулятора;
сигнал звуковой в сборе;
редуктор привода гибких валов спидометра и таксометра, гибкие валы;
выключатель фонаря заднего хода;
электродвигатель отопления кузова;
электродвигатель обогрева окна задка;
переключатель указателей поворотов в сборе;
корпус заднего фонаря;
подфарник в сборе;
соединительный шланг с проводами и вилкой в сборе;
пульт управления гидромеханической коробки передач;