Техника безопасности при ремонте системы смазки автомобиля

Prom-Nadzor.ru

Вы здесь

Инструкция по охране труда для рабочих по обслуживанию смазочных систем технологического оборудования, машин и агрегатов

1. Общие требования охраны труда

1.1. В машиностроительной промышленности своевременная смазка трущихся частей оборудования имеет большое значение для сохранности парка станков, машин и других средств производства. Поэтому в каждом цехе или на участке на ремонтный персонал должны быть возложены обязанности по смазке действующего оборудования.

1.2. К самостоятельной работе по обслуживанию смазочных систем машин и агрегатов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр в установленном порядке, изучившие данную инструкцию, обученные безопасным приемам ведения работ и оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим от несчастных случаев на производстве, прошедшие вводный и первичный инструктажи на рабочем месте, прошедшие стажировку и допущенные к самостоятельному ведению работ. Указанные лица должны иметь 1 группу по электробезопасности.

1.3. Повторный инструктаж по охране труда проводится не реже 1 раза в 3 месяца. Инструктаж на 1 группу по электробезопасности проводится не реже 1 раза в год.

1.4. На территории предприятия и в цехе необходимо соблюдать
правила внутреннего трудового распорядка, быть внимательным по отношению к движущемуся транспорту и работающим грузоподъемным машинам и другому производственному оборудованию.

1.5. Соблюдайте установленный на предприятии режим труда и
отдыха. Продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Суммарное время на личные надобности в течении рабочей смены составляет 45 минут.

1.6. При обслуживании смазочных систем машин и агрегатов на
работников возможно воздействие следующих опасных и вредных
факторов:

— работа с маслами и нефтепродуктами (возможно заболевание или травма);

— движущиеся машины и механизмы, подвижные части обору­дования (возможна травма);

— отлетающие частицы металла (стружки), абразивные мате­риалы (возможна травма);

— при обслуживании крупногабаритного оборудования – работа на высоте (возможно падение);

— повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны (заболевания органов дыхания);

воздействие электрического тока (может привести к электро­травме);

— недостаточная освещенность рабочей зоны (заболевания ор­ганов зрения);

— повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны (возможно заболевание);

1.7. Для нормального и безопасного производства работ при­
менять следующие средства защиты:

1.8. Работник должен получить противопожарный инструктаж и соблюдать требования противопожарной безопасности, знать правила поведения при пожаре.

1.9. Немедленно извещать своего или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшим на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания /отравления/.

1.10. Работник должен уведомить непосредственного руководи­теля о неисправностях оборудования, приспособлений и инструмента до начала работы или во время рабочего дня после обнаружения неисправности.

1.11. Работник должен уметь оказывать первую доврачебную
помощь пострадавшим от несчастных случаев на производстве.

1.12. Во время работы необходимо соблюдать правила личной гигиены, перед едой мыть руки с мылом. Не разрешается на рабочем месте курить, принимать и хранить пищу, хранить личную и рабочую одежду. Курить разрешается только в специально оборудованных местах.

1.13. Лица, не выполняющие данную инструкцию, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Выполняйте только ту работу, которая поручена администрацией (механиком, мастером), при условии, что безопасные способы ее выполнения Вам известны. В сомнительных случаях обращайтесь к механику или мастеру за разъяснением.

2.2. При получении новой (незнакомой) работы получите от мастера, механика инструктаж о безопасных способах ее выполнения.

2.3. Необходимо надеть чистую и исправную полагающуюся по нормам спецодежду, спецобувь. Спецодежда не должна иметь сви­сающих концов, обшлага рукавов должны быть застегнуты.

2.4. Подготовьте к работе необходимый инвентарь для смазки оборудования (ведра с крышками, масленки, лейки, шприцы и т.п.).
Проверьте исправность инструмента (ключи, отвертки).

2.5. Подготовить свое рабочее место к безопасной работе.
Убрать мешающие предметы, освободить проходы и убедиться в том, что соседнее работающее оборудование не причинит Вам травмы. При необходимости попросите его отключить от электроэнергии. На электропусковом приборе вывесите предупредительный плакат «НЕ ВКЛЮЧАТЬ — РАБОТАЮТ ЛЮДИ».

Читайте также:  Двигатель газ 53 моменты затяжки гбц

2.6. Для обслуживания крупногабаритного оборудования, не имеющего специальных площадок с ограждением и лестниц, подготовьте исправную переносную (приставную) лестницу.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Смазку механизмов станков, машин и других агрегатов производите согласно паспортам и картам их смазки.

Придерживайтесь установленного срока и порядка смазки оборудования.

Применяйте только тот сорт смазки, который применяется для данного станка, машины и агрегата. Замена смазки производится только с разрешения ответственного лица по смазке.

3.2 Бережно расходуйте смазочный материал, излишняя смазка не улучшает работу станка, машины и агрегата, а создает загряз­ненность их и рабочего места. Случайно пролитое масло или керосин немедленно соберите, осушите место, где они были пролиты.

3.3 Обтирочный материал не разбрасывайте по участку, а собе­рите в специальные места (закрытый металлический ящик).

3.4 Следите за исправным состоянием масленок, маслоразводок по станку и всей смазочной системы.

3.5 Обо всех случаях неисправности масленок, маслоразводок и смазочной системы оборудования, как-то: течь картеров, отсутствие маслоуказателей, обрыв и смятость маслопроводов, трубок, шлангов, отсутствие или неисправность масленок, немедленно поставьте в известность мастера или механика, сделайте соответствующую запись в сменном журнале.

3.6. Смену масел в картерах оборудования производите в соответствии с графиком смазочно-профилактических работ. Отра­ботанные масла собирайте и сдавайте в специально отведенное мес­то. Неизрасходованное масло сдавайте в кладовую цеха.

3.7. Горючие и легковоспламеняющиеся жидкости, применяемые для промывки картеров и смазочной системы остановленного на планово- предупредительный ремонт оборудования, переносите и храните в закрытой таре.

3.8. При работе с горючими и легковоспламеняющимися жидкос­тями и материалами, а также в опасных в пожарном отношении мес­тах: склад хранения масел, места сбора обтирочных материалов, станция по регенерации отработанных масел и пр. — пользоваться открытым огнем запрещается.

3.9. Содержите в чистоте смазочные системы оборудования и
смазочный инвентарь: ведра, масленки, шприцы, насосы, раздаточ­ные цеховые колонки.

3.10. Своевременно смазывайте оборудование, не допускайте
нагревание подшипников до температуры, могущей вызвать заедание шпинделя, вала и прочих узлов.

При обнаружении перегрева дайте сигнал об остановке агре­гата.

3.11. При необходимости снятия ограждения во время смазоч­ных работ, по окончании смазки поставьте ограждение на место.

3.12. Смазку приводов оборудования и механизмов производите только при полном их выключении и остановке, а также наличии на пусковом приборе (рубильнике или кнопке) плаката «НЕ ВКЛЮЧАТЬ — РАБОТАЮТ ЛЮДИ». (Смазка отдельных частей механизмов на ходу может быть допущена, если она не представляет опасности и производится при помощи соответствующих приспо­соблений).

3.13. При работе на высоте используйте исправные и прошед­шие испытание лестницы. Переносную лестницу устанавливайте так, чтобы угол ее наклона по отношению к полу не превышал 60 градусов.

Прислонять лестницу к вращающимся частям механизма, а также становиться на станки и их ограждения запре­щается.

3.14. Рабочему по обслуживанию смазочных систем машин и агрегатов ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

3.15.1. Работать без использования средств индивидуальной защиты, положенных по нормам.

3.15.2. Прикасаться к токоведущим частям электрооборудо­вания, открывать дверцы электрошкафов.

3.15.3. Пользоваться переносными светильниками напряже­нием более 50 вольт.

3.15.4. Пользоваться неисправным инструментом и приспособлениями, применять прокладки при зазорах между гранями гайки и ключа.

3.15.5. Обдувать на себе и других работниках одежду сжатым
воздухом.

3.15.6. Находится в опасной зоне перемещения груза при рабо­те грузоподъемных машин.

3.16. Закончив смазку станка, машины или агрегата, убедитесь в том, что его пуск никому не угрожает, и лишь только после этого снимите с пускового прибора плакат «НЕ ВКЛЮЧАТЬ — РАБОТАЮТ ЛЮДИ» и сообщите о готовности данного оборудования к работе.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При обнаружении каких-либо неисправностей инструмента и обслуживаемого оборудования доложить мастеру и до устранения неисправностей к работе не приступать. При обнаружении возможной опасности предупредить окружающих и немедленно оповестить непосредственного руководителя работ.

4.2. При пожаре или обнаружении признаков горения немедленно сообщить в пожарную команду по телефону …, сообщить мастеру или вышестоящему руководителю и приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения. При необходимости вызвать городскую пожарную службу по телефону 112, организовать встречу пожарной команды.

Читайте также:  Тестораскаточные машины устройство принцип работы

4.3 При несчастном случае с Вами или другим работником прекратить работу, поставить в известность мастера оказать первую доврачебную помощь пострадавшим и обратиться в здравпункт лично или позвонить по телефону …..

Обеспечить сохранность обстановки аварии или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей и не приведет к осложнению аварийной обстановки. При необходимости вызовите скорую медицинскую помощь по телефону 112.

4.4 При аварии систем водоснабжения, отопления и т.д. препятствующих выполнению технологических операций, прекратить работу до ликвидации аварии и её последствий.

5. Требования безопасности по окончании работ

5.1. Приведите в надлежащий порядок рабочее место. Инвен­тарь и принадлежности (масленки, шприцы, ведра, пустую тару из-под масла и др.) разложите на соответствующие места для его хранения.

5.2. Промасленную ветошь и другие отходы производства убрать в специально отведенное место согласно маркировки.

5.3. Сообщите сменщику и мастеру обо всех замечаниях, не­поладках в работе и о принятых мерах по их устранению.

Техника безопасности при проведении ТО и ремонта системы смазки автомобиля ВАЗ-2108

Все работы по ТО и Р системы смазки автомобиля ВАЗ-2108 должны проводиться в соответствии с требованиями техники безопасности и промышленной санитарии.

Безопасные приемы работы – это комплекс соответствующих приемов выполнения работ, обеспечивающих сохранение здоровья работающих.

Большое значение для предупреждения производственного травматизма при производстве работ по обслуживанию и ремонту узлов и агрегатов рулевого управления имеет правильная организация рабочего места.

При постановке автомобиля на пост ТО и Р его необходимо надежно затормозить – поставить на стояночный тормоз и колеса зафиксировать упорами.

Все тяжелые работы по подъему и транспортировке узлов и агрегатов производить специальными подъемно-транспортными механизмами.

Все работы по разборке и сборке узлов производить на специальных приспособлениях, обеспечивающих их устойчивое положение.

Оборудование, приспособления и инструмент для работ по ТО и Р должно находиться в исправном состоянии и соответствовать своему назначению.

При разборке и сборке деталей с гарантированным натягом пользоваться специальными съемниками и приспособлениями.

Естественное и искусственное освещение рабочих мест должно быть достаточным для безопасного выполнения работ.

Помещения для ТО и Р должны иметь надежную приточно-вытяжную вентиляцию.

До начала работ необходимо:

— надев спецодежду, проверить, чтобы у нее не было свисающих концов, рукава надо застегнуть или закатать выше локтя;

— проверить слесарный верстак, который должен быть прочным и устойчивым, соответствовать росту рабочего;

— подготовить рабочее место: освободить нужную для работы площадь, обеспечить достаточную освещенность, заготовить и разложить в соответствующем порядке требуемые для работы инструмент, приспособления, материалы и т.д.;

— проверить исправность инструмента, правильность его заточки и заправки;

— при проверке инструмента обратить внимание на то, чтобы молотки имели ровную, слегка выпуклую поверхность, были хорошо насажены на ручки и закреплены клином; зубила и крейцмейсели не должны иметь зазубрин на рабочей части и острых ребер на гранях; напильники и шаберы прочно насажены на ручки;

— проверить исправность оборудования, на котором придется работать, и его ограждение;

— перед поднятием тяжестей проверить исправность подъемных приспособлений (блоки, домкраты и др.); все подъемные механизмы должны иметь надежные тормозные устройства, а вес поднимаемого груза не должен превышать грузоподъемность механизма; грузы необходимо надежно привязывать прочными стальными канатами или цепями; нельзя оставлять груз в подвешенном состоянии после работы; запрещается стоять и проходить под поднятым грузом; не превышать предельные нормы веса для переноски ручную, установленные действующим законодательством об охране труда, для мужчин, женщин, юношей и девушек.

Во время работы необходимо:

— прочно зажимать в тисках деталь или заготовку, а вовремя установки или снятия ее соблюдать осторожность, так как при падении деталь может нанести травму;

— опилки с верстака или обрабатываемой детали удалять только щеткой;

— при рубке металла зубилом учитывать, в какую сторону безопаснее для окружающих направить отлетающие частицы и установить с этой стороны защитную сетку; работать только в защитных очках: если по условиям работы нельзя применить защитные сетки, то рубку выполняют так, чтобы отрубаемые частицы отлетали в сторону, где нет людей;

Читайте также:  Плохо заводится машина после замены топливного фильтра киа сид

— не пользоваться при работах случайными подставками или неисправными приспособлениями;

— не допускать загрязнения одежды керосином, бензином, маслом.

По окончании работ необходимо:

— тщательно убрать рабочее место;

— уложить инструмент, приспособления и материалы на соответствующие места;

— во избежание самовозгорания промасленной ветоши ее необходимо убрать в специальные металлические ящики.

При работах по ТО и Р соблюдать меры пожарной безопасности:

-территория автогаража, площадки для хранения автомобилей должны постоянно содержаться в чистоте и систематически очищаться от различных отходов и мусора; Отходы горюче-смазочных материалов, обтирочную ветошь в конце каждой смены надлежит убирать в специально отведенные места;

— ко всем зданиям и сооружениям, а также водоисточникам должен быть обеспечен свободный подъезд пожарной техники. К пожарному инвентарю и оборудованию должен также быть свободный доступ;

— запрещается разведение костров, сжигание мусора и отходов на территории автогаража.

— все здания, помещения и сооружения должны своевременно очищаться от горючего мусора, отходов производства и постоянно. содержаться в чистоте;

— запрещается убирать помещения с применением бензина, керосина и других легко-воспламеняющих и горючих жидкостей;

— запрещается разбрасывать и оставлять неубранными промасленные обтирочные материалы. Их необходимо убирать в металлические ящики, плотно закрывать крышками и по окончании работ удалять из помещения в специально отведенные за пределами зданий места;

— спецодежда работающих с лаками, красками и другими ЛЖ и ГЖ должна своевременно подвергаться стирке и ремонту, храниться в развешенном виде в металлических шкафах, установленных в специально отведенных помещениях;

— запрещается оставлять без постоянного надзора электронагревательные приборы, а после окончания работы, включенные в электросеть аппараты и установки, если это не требуется по технологии производства, а также пользоваться электроплитками;

— эвакуационные пути и выходы должны содержаться свободными, ничем не загромождаться и в случае возникновения пожара обеспечивать безопасность во время эвакуации;

— курить в строго отведенном месте.

Заключение

Система смазки двигателя за счет подачи масла к трущимся поверхностям деталей двигателя обеспечивает уменьшение трения и износа трущихся деталей, охлаждение деталей и вынос продуктов износа из сопряжений деталей двигателя. Смазывание трущихся деталей наряду с подбором материалов и вида обработки их поверхностей эффективно повышает долговечность двигателя. Система смазки также обеспечивает очистку циркулирующего масла от механических и других вредных примесей при прохождении его через масляный фильтр с бумажным фильтрующим элементом.

Выход из строя или плохая работа системы смазки может привести к серьезной поломке двигателя. Поэтому на щитке приборов имеется контрольная лампа аварийного давления масла. Свечение этой лампы красным светом при работающем двигателе недопустимо и указывает на необходимость немедленной остановки двигателя с целью выявления причины неисправности работы смазочной системы и ее устранения.

Подтекание масла из системы смазки определяется по характерным следам на асфальте после стоянки автомобиля. Наступающую „старость” кривошипно-шатунного механизма можно вычислить по сильному дымлению из выхлопной трубы глушителя или трубки отсоса картерных газов, увеличению количества вредных веществ в составе выбрасываемых в атмосферу выхлопных газов и по потере мощности двигателя автомобиля.

Система смазки двигателя ВАЗ требует особого квалифицированного ухода и правильной эксплуатации, которые обеспечат долгую работу данного механизма. Для этого необходимо соблюдать следующие правила:

Ежедневно проверять уровень масла в поддоне картера двигателя и вовремя доливать масло до нормального уровня.

Соблюдать рекомендованные заводом-изготовителем сроки замены масла.

Периодически следует промывать систему смазки специальным промывочным маслом.

Своевременно устранять обнаруженное подтекание масла из системы смазки (устранение возможных его течей через неплотности в соединениях, поврежденные сальники и прокладки, ненадежно завернутые сливные пробки).

Исключить случаи попадания в масло воды, бензина и других примесей и своевременно заменять масляный фильтр и очищать систему вентиляции картера.

Не допускать эксплуатации двигателя с изношенными цилиндрами, поршневыми кольцами, подшипниками коленчатого вала, что увеличивает расход масла на угар.

Избегать повреждения поддона картера двигателя во время быстрой езды или во время перемещения автомобиля по дорогам, которые оснащены некачественным дорожным покрытием.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Оцените статью