Техника безопасности при ремонте шин автомобиля

Техника безопасности при шиномонтажных работах

174. Монтаж и демонтаж шин должны производиться на стенде или на чистом полу (помосте), а в пути — на разостланном брезенте или другой подстилке. При демонтаже шины с диска колеса воздух из камеры должен быть полностью выпущен. Демонтаж шины, плотно приставшей к ободу колеса, осуществляется съемником. Запрещается выбивать диски кувалдой (молотком). Перед монтажом шины необходимо проверить состояние обода: нельзя монтировать покрышку на обод, покрытый ржавчиной или имеющий вмятины, трещины и заусенцы.

175. Стопорное кольцо (разрезная закраина) при монтаже шины на диск колеса должно надежно входить в выемку обода всей своей внутренней поверхностью. При накачивании шины воздухом исправлять ее положение на диске постукиванием можно только после прекращения поступления воздуха. Производить монтаж шин на неисправные диски колес, а также применять не соответствующие размеру шин диски колес и съемные фланцы запрещается. Во время накачивания шины запрещается осаживать стопорное кольцо молотком или кувалдой.

176. Подкачивать шину без демонтажа можно, если давление воздуха снизилось не более чем на 40% по сравнению с нормальным и если есть уверенность в том, что уменьшение давления не нарушило правильности монтажа. Подкачивают шину колеса, снятого с автомобиля, с применением ограждения или страхующего приспособления (вилки) достаточной прочности и величины. Давление воздуха можно проверять только в остывших шинах (до температуры окружающего воздуха). На посту накачки шин должен быть установлен дозатор давления воздуха или манометр.

177. Перед снятием колеса необходимо убедиться в том, что автомобиль надежно установлен на козелках, а под неснятые колеса подложены упоры.

178. Перед сборкой колеса необходимо проверить исправность обода и стопорного кольца. Во время работы на стенде для демонтажа и монтажа шин редуктор должен быть закрыт кожухом. При работе с пневматическим стационарным подъемником для подъема покрышек большого размера обязательна фиксация поднятой покрышки стопорным устройством.

179. Снятие, постановка и перемещение колес и шин автомобилей большой грузоподъемности должны быть механизированы.

Техника безопасности при ремонте шин автомобиля

Настоящая инструкция по охране труда при проведении шиномонтажных работ, разработанная на основании приказа Минтруда и соцзащиты РФ № 59н от 06.02.2018, доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая инструкция по охране труда при проведении шиномонтажных работ разработана на основании приказа Минтруда и соцзащиты РФ № 59н от 6 февраля 2018 г.
1.2. Выполнение требований настоящей инструкции обязательно при проведении шиномонтажных работ в гаражах, на станциях техобслуживания автотранспортных средств и в других автотранспортных организациях.
1.3. К самостоятельному проведению шиномонтажных работ, допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, а также прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, изучившие техническую документацию, инструкцию по эксплуатации применяемого оборудования, прошедшие обучение безопасным методам работы, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, имеющие соответствующую группу по электробезопасности. а также прошедшие обучение правилам пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности в объеме должностных обязанностей, обучение методам оказания первой помощи пострадавшему при несчастных случаях.
1.4. Персонал, допущенный к проведению шиномонтажных работ, должен проходить:
— повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте не реже 1 раза в 3 месяца;
— внеплановый инструктаж: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации производственного оборудования, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности – 30 календарных дней);
— периодический медицинский осмотр в соответствии с действующим законодательством РФ;
— очередную проверку знаний требований охраны труда не реже 1 раза в год.
1.5. Персонал, допущенный к проведению шиномонтажных работ, обязан:
— соблюдать Правила трудового распорядка;
— соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
— соблюдать требования безопасной эксплуатации применяемого оборудования;
— использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.
1.6. Персонал, допущенный к проведению шиномонтажных работ, должен:
— уметь оказывать первую помощь пострадавшему при несчастном случае;
— знать местонахождение аптечки для оказания первой помощи и уметь оказывать первую помощь пострадавшему;
— знать местонахождение первичных средств пожаротушения и уметь их применять;
— выполнять только порученную работу и не передавать ее другим;
— во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
— содержать рабочее место в чистоте и порядке.
1.7. Персонал, допущенный к проведению шиномонтажных работ, должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
1.8. При проведении шиномонтажных работ возможно воздействие на работников следующих опасных и вредных производственных факторов:
— движущиеся машины и механизмы, подвижные части оборудования, инструмента;
— падающие предметы (элементы оборудования, инструмента);
— острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности оборудования, инструмента;
— повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
— повышенная или пониженная температуры воздуха рабочей зоны;
— отсутствие или недостаточное естественное освещение;
— недостаточная освещенность рабочей зоны;
— физические перегрузки.
1.9. Персонал, допущенный к проведению шиномонтажных работ, должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими Нормами выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ), разработанными на основании Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
1.10. Выдаваемые специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ должны соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасность труда, иметь сертификат соответствия или декларацию.
1.11. Средства индивидуальной защиты, на которые не имеется технической документации, а также с истекшим сроком годности к применению не допускаются.
1.12. Использовать спецодежду и другие СИЗ для других, нежели основная работа, целей запрещается.
1.13. Территория автотранспортной организации в ночное время должна освещаться. Наружное освещение должно иметь управление, независимое от управления освещением внутри производственных территорий.
1.14. Люки водостоков и других подземных сооружений на территории автотранспортной организации должны постоянно находиться в закрытом положении.
1.15. В производственных помещениях полы должны быть ровными и прочными, иметь покрытие с гладкой, но не скользкой поверхностью.
1.16. Запрещается загромождение въездных (выездных) и запасных ворот как внутри, так и снаружи производственных помещений. Доступ к ним должен быть постоянно свободным.
1.17. Для движения транспортных средств по территории автотранспортной организации и передвижения работников должен быть составлен схематический план с указанием разрешенных и запрещенных направлений движения, поворотов, выездов и съездов. План должен вывешиваться у ворот автотранспортной организации вместе с надписью «Берегись автомобиля» и должен освещаться в темное время суток.
1.18. Для прохода работников на территорию автотранспортной организации в непосредственной близости от въездных ворот должна быть устроена проходная или калитка. Запрещается проходить на территорию автотранспортной организации через въездные ворота.
1.19. Персонал, допущенный к проведению шиномонтажных работ, должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
1.20. Запрещается употребление спиртных напитков, появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения.
1.21. Персонал, допущенный к проведению шиномонтажных работ, обязан немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении своего здоровья, а также обо всех замеченных неисправностях.
1.22. Требования настоящей инструкции по охране труда являются обязательными для работника. Невыполнение этих требований рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и влечет ответственность согласно действующему законодательству РФ.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Проверить исправность спецодежды, спецобуви и других СИЗ на отсутствие внешних повреждений, надеть исправные СИЗ, соответствующие выполняемой работе, застегнуться, не допуская свободно свисающих концов, обувь застегнуть либо зашнуровать, надеть головной убор.
2.2. Не закалывать спецодежду булавками, иголками, не держать в карманах острые и бьющиеся предметы.
2.3. Перед снятием колес транспортное средство должно быть вывешено с помощью подъемного механизма или на специальном подъемнике.
2.4. В случае использования подъемного механизма под неподнимаемые колеса необходимо подложить специальные упоры (башмаки), а под вывешенную часть транспортного средства – специальную подставку (козелок).
2.5. Операции по снятию, перемещению и постановке колес грузового транспортного средства (прицепа, полуприцепа) и автобуса должны быть механизированы.
2.6. Перед демонтажем шины с диска колеса воздух из камеры должен быть полностью выпущен. Демонтаж шины должен выполняться на специальном стенде или с помощью съемного устройства.
2.7. Перед монтажом шины должна быть проверена исправность бортового и замочного кольца. Замочное кольцо должно входить в выемку обода всей внутренней поверхностью.
2.8. В случае обнаружения неправильного положения замочного кольца при накачке шины необходимо выпустить воздух из накачиваемой шины и исправить положение кольца.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Подчиняться Правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) непосредственного руководителя.
3.2. Применять безопасные методы и приемы работы, соблюдать требования по охране труда.
3.3. Не поручать свою работу необученным и посторонним лицам.
3.4. Демонтаж и монтаж шин должны осуществляться на участке, оснащенном необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментом.
3.5. Монтаж и демонтаж шин в пути необходимо производить с применением монтажного инструмента.
3.6. Накачивание и подкачивание снятых с транспортного средства шин должны выполняться в специально отведенных для этой цели местах с использованием предохранительных устройств, препятствующих вылету колец.
3.7. Во время работы на стенде для демонтажа и монтажа шин редуктор должен быть закрыт кожухом.
3.8. Для осмотра внутренней поверхности шины необходимо применять спредер (расширитель).
3.9. Для изъятия из шины посторонних предметов следует использовать специальный инструмент (клещи).
3.10. Запрещается:
— выбивать диск кувалдой (молотком);
— монтировать шины на диски колес, не соответствующие размеру шин;
— во время накачивания шины сжатым воздухом с использованием компрессора ударять по замочному кольцу молотком или кувалдой;
— накачивать шину свыше установленной организацией-изготовителем нормы давления воздуха;
— применять при монтаже шин неисправные и заржавевшие замочные и бортовые кольца, ободы и диски колес;
— использовать отвертки, шило или нож для изъятия из шины посторонних предметов.

Читайте также:  Определение капитального ремонта двигателя

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. В случае возгорания сообщить о случившемся руководству и использовать первичные средства пожаротушения. При необходимости вызвать пожарную охрану по телефону 101 или 112.
4.2. При несчастном случае на производстве:
— освободить пострадавшего от действия травмирующего фактора, соблюдая собственную безопасность;
— оказать пострадавшему первую помощь, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103 или 112;
— принять меры к сохранению обстановки происшествия, если это не создает опасности для окружающих;
— сообщить руководству.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Привести в порядок рабочее место, убрать инструменты в место хранения.
5.2. Сообщить непосредственному руководителю обо всех имевших место неполадках и принятых мерах по их устранению.
5.3. Снять и убрать специальную одежду в шкаф, вымыть руки и лицо с мылом, принять душ. Применять для мытья химические вещества запрещается.
Скачать Инструкцию

Инструкция по охране труда при шиномонтажных работах

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда

при вулканизационных и шиномонтажных

работах

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая инструкция разработана на основании Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных постановлением Минтруда России от 12.05.03 г. № 28 с учетом требований законодательных актов, других нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих государственные нормативные требования охраны труда и предназначена к применению при вулканизационных и шиномонтажных работах.

  1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. При вулканизационных и шиномонтажных работах осущест­вляется ремонт поверхностных (наружных) повреждений покрышек и камер легковых, грузовых автомобилей и других транспортных средств, монтаж и демонтаж шин; подготавливается оборудование к работе; контролируются и регулируются параметры технологи­ческого режима, предусмотренные регламентом; в работе исполь­зуются инструмент, приспособления и средства защиты.

1.2. При проведении вулканизационных и шиномонтажных работ опасными и вредными факторами, которые могут привести к нес­частному случаю на производстве, являются следующие:

– высокая температура и опасность ожогов;

– возможность поражения электротоком при нарушении правил электробезопасности;

– возможность отравления веществами общетоксического и другого вредного воздействия при ремонте шин (бензин, клей и т.п.);

– возможность травмирования: неогражденными вращающимися и движущимися частями оборудования при случайном прикосновении к ним; при работе неисправным инструментом или неосторожном с ним обращении; острыми кромками, заусенцами, шероховатостью на поверхности оборудования, инструмента;

– повышенная запыленность воздуха;

– вылет замочного кольца при накачке или подкачке шины;

– срыв диска колеса, вылетевший осколок;

– срыв ключа для отворачивания гаек крепления колес;

– снятие и установка колес на ступицах;

– опускание вывешенного автомобиля;

– падающее колесо или шина;

– исправление положения шины на диске постукиванием;

– удары по замочному кольцу молотком или кувалдой, разрывы шины при накачке;

– неправильный монтаж шины на диск;

– подкачка шины без демонтажа при снижении давления в ней более чем на 4О%;

– повышение давления в шине из-за отсутствия манометра;

– перемещение шин и колес вручную;

– применение отвертки, шила или ножа для удаления застряв­ших в шине предметов;

– недостаточное освещение рабочего места.

1.3. Порядок допуска работника, осуществляющего вулканиза­ционные и шиномонтажные работы, к самостоятельной работе:

1.3.1. К вулканизационным и шиномонтажным работам допуска­ются лица не моложе 18 лет, прошедшие медосмотр, обучение бе­зопасности труда, проверку знаний безопасности труда и безо­пасных методов работы, имеющие первую группу по электробезо­пасности и проинструктированные по охране труда и пожарной бе­зопасности.

1.3.2. При уклонении от прохождения медицинских осмотров или невыполнении им рекомендаций по результатам проведенных обследований, работник к выполнению трудовых обязанностей не допускается.

1.3.3. Обучение и инструктаж должны проводиться в соот­ветствии с ГОСТ 12.О.ОО4-9О.

1.3.4. Инструктаж по своему характеру и времени проведения подразделяется на:

– первичный на рабочем месте;

1.3.5. Вновь принимаемому на работу работнику независимо от его образования и стажа работы должен быть проведен вводный инструктаж работником по охране труда или лицом, назначенное для этой цели из числа специалистов предприятия.

Вводный инструктаж должен проводиться в кабинете охраны труда с использованием современных технических средств обуче­ния и пропаганды, а также наглядных пособий (плакатов, натур­ных экспонатов, макетов, моделей, кинофильмов, диафильмов, ди­апозитивов) по программе, разработанной с учетом требований стандартов ССБТ, правил, норм и инструкций по охране труда, а также всех особенностей производства, утвержденной руководите­лем предприятия и соответствующим выборным профсоюзным орга­ном.

1.3.6. Первичный инструктаж на рабочем месте должен прово­диться индивидуально работнику с практическим показом безопас­ных приемов и методов труда в соответствии с инструкциями по охране труда, разработанными для отдельных профессий и видов работ с учетом требований стандартов ССБТ.

1.3.7. Работник после первичного инструктажа на рабочем месте для усвоения навыков безопасных приемов работы должен быть прикреплен на 2-5 смен (в зависимости от характера и сложности профессии) к бригадиру-наставнику или опытному ра­ботнику, под руководством которого он выполняет работы. После этого руководитель данного участка, убедившись в усвоении вновь поступившим работником безопасных приемов работы, оформ­ляет допуск его к самостоятельной работе.

1.3.8. Повторный инструктаж работник должен проходить не реже 1 раза в 3 месяца.

Повторный инструктаж должен проводиться в целях закрепле­ния знаний безопасных методов и приемов труда по программе первичного инструктажа на рабочем месте.

Работник, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда и ежегодную проверку знаний по безопасности труда, не должен приступать к работе.

1.3.9. Внеплановый инструктаж должен проводиться в следую­щих случаях:

– при изменении правил по охране труда;

– при изменении технологического процесса, замене или мо­дернизации оборудования, приспособлений, инструментов, исход­ного сырья, материалов и других факторов, влиявших на безопас­ность труда;

– при нарушении работником требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;

– при перерывах в работе: на 3О календарных дней и более – для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда; для остальных работ – 6О дней и более;

– объем и содержание инструктажа определяется в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

1.3.1О. Первичный на рабочем месте, повторный и внеплано­вый инструктажи должен проводить непосредственный руководитель работ, причем повторный и внеплановый – индивидуально или с группой работников одной профессий.

Проведение первичного, повторного и внепланового инструк­тажей должно быть зарегистрировано в специальном журнале с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, в журнале указывается и разрешение на допуск к работе. При ре­гистрации внепланового инструктажа должна также указываться причина, вызвавшая его проведение. Журнал должен храниться у непосредственного руководителя работ. По окончании журнала его необходимо сдавать в службу охраны труда и заводить новый.

1.3.11. Целевой инструктаж должен проводиться при выполне­нии разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузке, разгрузке, уборке территории и т.п.), ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, раз­решение и другие документы.

Проведение целевого инструктажа должно быть зафиксировано в наряде-допуске на производство работ и в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.

1.3.12. Работник, впервые поступающий на работу или меняю­щий профессию, перед допуском к самостоятельной работе должен пройти обучение по безопасности труда в процессе профессио­нально-технической подготовки с последующей сдачей экзаменов.

1.3.13. Работник, имеющий профессию и документы о прохож­дении соответствующего обучения, допускается к самостоятельной рабoтe без предварительного обучения после прохождения вводно­го и первичного инструктажей.

1.3.14. Знания по безопасности труда работник должен полу­чать также при повышении квалификации или обучении второй про­фессии по специальным программам. Вопросы безопасности труда должны входить в эту программу.

1.3.15. Работник, допущенный к выполнению совмещаемых ра­бот (к работам на заточном, сверлильном станках, с электрифи­цированным, пневматическим и др. инструментом, с грузоподъем­ными механизмами, с приспособлениями и т.п.), должен быть обу­чен по всем видам выполняемых работ.

На выполнение работ с помощью грузоподъемных механизмов должно быть выдано удостоверение на право проведения данных работ.

1.3.16. Запрещается допускать лиц моложе 18 лет к выполне­нию работ, связанных с повышенным уровнем шума и вибрации и других вредных и опасных работ.

1.4. Работнику, занятому выполнением вулканизационных и шиномонтажных работ, полагаются по Нормам следующие средства индивидуальной защиты:

При выполнении вулканизационных работ:

– комбинезон х/б, ГОСТ 12.4.1ОО-8О, тип Б;

– рукавицы комбинированные, ТУ 38.1О6251-85;

При монтировке шин:

– фартук х/б с нагрудником, ГОСТ 12.4.О29-76, тип А;

– рукавицы комбинированные, ТУ 38.1О6251-85.

1.5. Находясь на территориях предприятия и вне их, следует выполнять общие меры безопасности, производственной санитарии, личной гигиены, пожарной безопасности, а также Правила внут­реннего трудового распорядка предприятия.

1.6. Все изменения в инструкцию вносятся на основании до­кументального указания руководителя предприятия.

1.7. Обязанность рабочих соблюдать правила и нормы охраны труда является составной частью производственной дисциплины.

Лица, не выполняющие требования данной инструкции, наруша­ют производственную дисциплину и привлекаются к дисциплинарной или уголовной ответственности в зависимости от характера и последствий нарушения в соответствии с действующим законода­тельством РФ.

Безопасность труда в значительной мере зависит от самого работника. Следует знать и выполнять требования данной инс­трукции.

  1. 2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ

2.1. Приступая к работе после длительного перерыва (болез­ни, отпуска и т.д.), а также при получении работы, не входящей в круг обязанностей работника, занятого выполнением вулканиза­ционных и шиномонтажных работ, необходимо получить от руково­дителя работ дополнительный инструктаж по охране труда.

2.2. Правильно надеть полагающуюся по Нормам чистую и исп­равную спецодежду. Волосы убрать под головной убор. Заправить рукава спецодежды у кистей рук так, чтобы не было свисающих и развевающихся концов.

Читайте также:  С 250 износ двигателя

Получить инструктаж по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности средств индивидуальной защиты, а также пройти тренировку по их применению.

Работник не допускается к работе без предусмотренных в Ти­повых отраслевых нормах средств индивидуальной защиты, в неис­правной, неотремонтированной, загрязненной специальной одежде, а также с другими неисправными средствами индивидуальной защи­ты.

2.3. Получить задание от руководителя работ на выполнение работы.

Не приступать к выполнению производственного задания, если неизвестны безопасные способы его выполнения.

2.4. Приготовить другие исправные средства индивидуальной защиты в соответствии с воздействующими на вулканизаторщика вредными факторами производства (очки, респиратор и т.п.).

Перед употреблением защитные очки осмотреть на отсутствие царапин, трещин и других дефектов, при обнаружении их очки следует заменить исправными.

Респиратор перед применением осмотреть на отсутствие про­колов, разрывов полумаски.

Защитные средства не должны иметь повреждения и должны быть чистыми от пыли.

Запрещается приступать к работе и пользоваться во время работ неисправными, неиспытанными и с истекшим сроком проверки средствами защиты.

2.5. Подготовить рабочее место к безопасному ведению работ

– убрать лишние предметы, установить местное освещение без слепящего действия и достаточным.

– исправность инструмента, приспособлений, ограждений и специальных устройств. Убедиться в том, что лезвия ножниц име­ют правильную заточку и надежное крепление; гаечные ключи со­ответствуют размерам гаек или головок болтов, не разрешается применять подкладки под зев ключа. Проверить исправность верс­така, тисков, которые должны быть прочно закреплены на верста­ке. Губки тисков должны иметь исправную насечку.

Ножи для вырезки повреждений на автопокрышке должны быть остро заточены и снабжены прочно насаженными рукоятками;

– исправность станков, на которых, возможно, придется ра­ботать (заточной, сверлильный), наличие и исправность огражде­ний, заземлений, исправность электроаппаратуры;

– исправность вулканизационного аппарата, наличие заземле­ния, ограждения, надежность крепления, исправность провода и штепсельной вилки;

– визуальным осмотром исправность электропроводки, где бу­дет применяться бензин, затем проверить исправность освещения включением;

– сосуды для хранения бензина. Бензин должен храниться в закрытых металлических сосудах в хорошо вентилируемом помеще­нии;

– исправность устройства против возникновения статического заряда при переливании бензина из одного сосуда в другой при его наличии;

– исправность гайковерта: наличие заземления, защиту диэ­лектрическими средствами рукояток, педали включения, кнопки пуска гайковерта;

– на холостом ходу работу гайковерта, монтажного стенда и другого специального оборудования.

Запрещается приступать к работе и работать неисправным инструментом.

2.7. Перед снятием колес автомобиль должен быть вывешен на специальном подъемнике или с помощью другого подъемного меха­низма. В этом случае, под неподнимаемые колеса необходимо под­ложить специальные упоры (башмаки), а под вывешенную часть ав­тобуса – специальную подставку (козелок), конструкция которых должна гарантировать автомобиль от падения.

Перед снятием колес проверить положение замочного кольца, исправность обода, съемного флянца и стопорного кольца, кото­рые должны быть выправлены, очищены от загрязнений и ржавчины.

2.8. При обнаружении каких-либо неисправностей в работе оборудования доложить руководителю работ и до их устранения к работе не приступать. Неисправный инструмент заменить или сдать в ремонт.

– места расположения медаптечки, телефона, средств пожаро­тушения;

– номера телефонов медицинской службы и пожарной охраны;

– пути эвакуации, главных и запасных выходов в случае ава­рии и пожара и уметь пользоваться в случае необходимости.

  1. 3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТ

3.1. Выполнять только ту работу, которую поручил руководи­тель работ, безопасными приемами, внимательно, осторожно, сог­ласно технологии.

Работник обязан пользоваться выданными ему средствами ин­дивидуальной защиты, бережно относиться к выданным средствам защиты и правильно применять их, своевременно ставить в из­вестность руководителя работ о необходимости химчистки, стир­ки, сушки и ремонта применяемых в работе средств индивидуаль­ной защиты.

3.2. Содержать в чистоте и порядке свое рабочее место в течение всего рабочего времени, не загромождать его посторон­ними предметами, мусором, отходами.

3.3. ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ШИНОМОНТАЖНЫХ РАБОТ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ:

3.3.1. Снимать колеса с автомобиля для ремонта шин следует на стендах с пневмоподъемниками. Операции по снятию, перемеще­нию и постановке колес грузового автомобиля и автобуса должны быть механизированы.

При работе с пневматическим стационарным подъемником для перемещения покрышек большого размера обязательна фиксация поднятой покрышки стопорным устройством.

3.3.2. При установке автомобиля на стенд пневмоподъемника необходимо следить за правильным положением колес относительно направляющих реборд.

Запрещается установка автомобиль на пневмоподъемник в единственном лице без регулировщика.

3.3.3. Запрещается работать на гайковерте при:

– нарушении изоляции электрокабеля;

– разбитых электрической вилке, электрической розетке;

3.3.4. Монтаж и демонтаж автомобильных колес производить в установленном на предприятии участке, оснащенном необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментом, на чистом полу с применением предохранительных ограждений.

3.3.5. Перед демонтажем шины (с диска колес) воздух из ка­меры необходимо полностью выпустить.

Если шина перед монтажом хранилась при низкой температуре, ее следует обогреть при температуре 15-2О градусов.

3.3.6. Перед отворачиванием гаек крепления спаренных без­дисковых колес для их снятия следует убедиться, что на внут­реннем колесе покрышка не сошла с обода, в противном случае необходимо предварительно полностью выпустить воздух из нее.

3.3.7. Демонтаж шины (отделение шины от обода), плотно прилегающей к ободу колеса, производить на специальном стенде или с помощью съемника.

3.3.8. Перед монтажом шины проверить исправность и чистоту обода, диска колеса бортового и замочного колец, а также шины. Нельзя монтировать покрышку на обод, покрытый ржавчиной или имеющий вмятины, трещины и заусенцы. Диск колеса и замочное кольцо должны быть исправными и чистыми.

3.3.9. Перед монтажем шин на обод проверить правильность сопряжения замочного кольца с канавкой основания обода.

Замочное кольцо (стопорное кольцо или разрезная заправка) при монтаже шины на диск колеса должно надежно входить в выем­ку обода всей своей внутренней поверхностью.

3.3.1О. Для шин с регулируемым давлением воздуха после проверки колеса и припудривания тальком вложить камеру в пок­рышку, расправить ее и слегка подкачать, чтобы она легла по внутреннему контуру покрышки. При монтаже камерных шин автомо­билей с глубоким ободом накачать шину до нормального давления, а затем, спустив воздух, вторично накачать. Это обеспечивает правильное, без складок, положение камеры в покрышке.

3.3.11. Если на покрышке имеется балансировочная метка, то вентили камер ставить возле нее. Для шин с регулируемым давле­нием распорное кольцо в сложенном виде вставлять в покрышку так, чтобы отверстие в нем совпадало с вентилем камеры, затем продвинуть вентиль в отверстие распорного кольца, подкачать камеру и закрыть замок запорного кольца.

После этого положить колесо внутренней частью обода вниз (желательно на подкладку) и надеть на обод колеса шину с рас­порным кольцом так, чтобы вентиль камеры вошел в прорезь обо­да, затем надеть наружную часть обода колеса на шпильки и рав­номерно подтянуть гайки. Затяжку гаек производить постепенно до плотного соприкосновения обеих разъемных частей обода. Пос­ле этого ввернуть в вентиль золотник и накачать шину до нормы.

3.3.12. Накачивание и подкачивание снятых с автомобиля шин в условиях предприятия производить только на специально отве­денных для этих целей местах с применением предохранительных ограждений (на специальном станке), препятствующих вылету ко­лец, т.е. колесо следует закатить в предохранительную решетку и с торца ее закрыть предохранительной вилкой.

3.3.13. Накачивать шину следует в два этапа. Вначале до давления О,5 кгс/кв.см. с проверкой положения замочного коль­ца, а затем подвести давление воздуха в шине до нормального.

В случае неправильной установки замочного кольца следует выпустить воздух из шин, исправить положение кольца и повто­рить накачку до О,5 кгс/см.кв.

Если кромка упирается в борт шины, заправить ее под борт.

При повторной неправильной посадке заменить замочное коль­цо.

3.3.14. Перед подкачиванием необходимо снять нагрузку с колеса, установить домкрат под кузов автомобиля.

При выполнении этих операций в дорожных условиях в окна диска колеса следует установить предохранительную вилку соот­ветствующей длины и прочности или положить колесо замочным кольцом вниз.

3.3.15. Подкачивать шину без демонтажа возможно при снятии давления воздуха не более чем на 4О%, по сравнению с нормаль­ным, и уверенности в том, что уменьшение давления не нарушило правильности монтажа. Перед подкачиванием необходимо снять нагрузку с колеса, установить домкрат под кузов автомобиля.

3.3.16. Обжатую шину следует накачивать только компрессо­ром, при этом допускается накачивание при ввернутом золотнике. Для лучшей посадки на обод бескамерные легковые шины следует накачивать до величины двойной нормы внутреннего давления (3,5 кг/кв.см, затем ввинтить золотник и довести давление до нор­мы).

3.3.17. На участке накачивания шин должен быть установлен манометр или дозатор давления воздуха.

Давление воздуха следует проверять только в остывших ши­нах, до температуры окружающего воздуха, и только по манометру или дозатору давления воздуха, без которых может быть перекач­ка шины и возможность травмирования при разрыве шины.

3.3.18. При укомплектовании автомобиля покрышками, бывшими в эксплуатации, покрышки необходимо подбирать примерно с оди­наковым износом протектора.

3.3.19. Перед монтажем бескамерной шины тщательно проте­реть обод влажной тряпкой, а борта шины смочить чистой водой.

При монтаже тщательно следить за сохранностью бортов шины, чтобы не повредить их.

Для создания герметичности при накачивании шины воздухом прижать борта к ободу при помощи простого приспособления.

3.3.2О. Монтаж бескамерной шины с регулируемым давлением воздуха производить в такой же последовательности, что и ка­мерной шины (за исключением монтажа камеры). Резиновое уплот­нительное кольцо, предварительно заложенное в паз, зажимается торцом наружной части обода.

При ежедневном осмотре проверять затяжку гаек, крепящих наружную часть обода к внутренней.

3.3.21. Покрышку с рисунком повышенной проходимости монти­ровать так, чтобы стрелка-указатель совпадала с направлением вращения колеса при движении автомобиля вперед.

Для осмотра внутренней поверхности покрышки необходимо применять спредер (расширитель).

3.3.22. При накачивании шин при помощи воздушного компрес­сора следует выполнять меры безопасности, изложенные в инс­трукции N 57.

3.3.23. Операции по снятию, постановке и перемещению колес автомобилей массой более 2О кг следует производить механизиро­ванным способом (с помощью грузоподъемных механизмов).

3.3.24. Во время работы на стенде для демонтажа и монтажа шин редуктор необходимо закрыть кожухом.

3.3.25. Запрещается при монтаже:

– монтировать шины на земляном полу;

– монтировать шины на диски колес, не соответствующие раз­меру шин;

– использовать бортовые и замочные кольца от колес других моделей автомобилей;

Читайте также:  Устройство закрытия дверей автомобиля

– устанавливать на обод дополнительные бортовые кольца для уменьшения его ширины;

– использовать ободья, бортовые и замочные кольца с по­верхностными повреждениями: некруглостью, местными вмятинами, трещинами, а также с грязью, коррозией и наплывными красками;

– использовать шины, на бортах которых имеются задиры и повреждения, препятствующие монтажу.

3.3.26. Запрещается при демонтаже:

– приступать к демонтажу шин с обода, не убедившись в том, что из шины полностью выпущен воздух;

– использовать инструменты, не предусмотренные руководс­твом по эксплуатации автотранспортных средств (кувалду, лом и др. тяжелые предметы, способные деформировать детали колеса);

– выбивать диск кувалдой;

– снимать со ступицы бездисковые колеса без полного выпус­ка воздуха из шин.

3.3.27. Запрещается при накачивании:

– приступать к накачиванию шин, не убедившись, что замоч­ное кольцо заняло правильное положение в канавке основания обода, соответствующее накаченному колесу;

– накачивать шину вне специального ограждения и установ­ленную на автомобиле, а в дорожных условиях без применения предохранительных устройств (цепей, тросов);

– при накачивании шины воздухом исправлять ее положение на диске постукиванием;

– накачивать шину свыше установленной заводом-изготовите­лем нормы;

– во время накачивания шины ударять по замочному кольцу молотком или кувалдой.

Исправлять положение шины на диске постукиванием следует только после прекращения поступления воздуха.

Следует помнить, что от давления воздуха в шине на замоч­ную часть колеса действует выталкивающая сила около 5О тонн.

3.3.28. Запрещается при выполнении шиномонтажных работ:

– работать на несправном оборудовании, неисправным инстру­ментом;

– хранить легковоспламеняющиеся жидкости на рабочем месте в количестве, превышающем суточную потребность;

– применять при монтаже шины замочные и бортовые кольца, не соответствующие данной модели;

– перемещать колеса и шины вручную, применять отвертки, шило или нож для удаления предметов, застрявших в шине; для изъятия из шины посторонних предметов следует пользоваться клещами.

– снимать колеса с автомобиля на территории стоянок авто­колонн;

– оставлять автомобиль со снятыми колесами без козелков и упоров (на одном домкрате).

3.4. ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ВУЛКАНИЗАЦИОННЫХ РАБОТ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ:

3.4.1. Расширитель для осмотра автопокрышек должен быть установлен прочно и не выскальзывать от бортов покрышки.

3.4.2. Поврежденные места автопокрышек следует вырезать только после тщательной очистки автопокрышки от пыли, загряз­нений, льда.

3.4.3. Для вырезки повреждений на автопокрышке необходимо пользоваться специальными ножами:

– для вырезки “встречным конусом” – узким тонким ножом;

– для вырезки “в рамку” – ножом со шпорой;

– для вырезки внутри покрышки – изогнутым ножом с двухсто­ронней заточкой;

– для других вырезок – ножом с длинным лезвием.

При вырезке нож держать лезвием от себя (от руки, в кото­рой зажат материал), а не на себя. Работать следует только с ножом, имеющим исправную рукоятку и остро заточенное лезвие.

3.4.4. При удалении старых пластырей следует предваритель­но подогреть покрышку.

3.4.5. Зачистку резины производить только при работающей вентиляции.

3.4.6. При работе на станке для шерховки следить за нали­чием и исправностью местной вытяжной вентиляции для отсоса пы­ли, заземления и заграждения привода абразивного круга.

Работу по шерховке следует проводить только в защитных оч­ках и при включенной местной вентиляции.

3.4.7. Вулканизационный клей необходимо готовить в специ­альном помещении при работающей вентиляции.

3.4.8. Сосуды с бензином и резиновым клеем следует держать постоянно закрытыми, открывая их по мере необходимости. На ра­бочем месте иметь запас бензина и резинового клея не более сменной потребности.

3.4.9. Установку и снятие шин с оборудования производить только вдвоем. Мужчинам старше 18 лет разрешается поднимать и переносить на расстояние до 25 м груз не более 5О кг.

3.4.1О. Вынимать камеру из струбцины после вулканизации только после того, как восстановительный участок остынет.

3.4.11. Следить за исправностью электровулканизатора: вык­лючателем, розеткой, проводом, заземлением. При обнаружении каких-либо неисправностей в работе вулканизатора вызвать электромонтера.

3.4.12. При работе на вулканизационном аппарате выполнять требования по эксплуатации, изложенные в инструкции завода-из­готовителя.

3.4.13. Не разрешается:

– оставлять под давлением воздуха мешок без покрышки, вы­тягивать мешок из покрышек за шланг. Вынимать его следует пу­тем раздвигания бортов покрышек или за тканевую петлю мешка;

– ставить, класть шины и другие предметы на отопительные батареи;

– курить самому и разрешать другим курить в вулканизацион­ной мастерской;

– оставлять работающий вулканизатор без присмотра;

– уходить с рабочего места во время работы вулканизацион­ного аппарата, допускать к работе на нем других лиц;

– использовать этилированный бензин для приготовления ре­зинового клея.

3.5. При работе на заточном и сверлильном станке следует выполнять меры безопасности, изложенные в инструкциях N 98 и N 96.

При работе на заточном станке надежно укрепить покрышку. Не касаться руками обрабатываемых участков покрышек или ткане­вой петли мешка. Запрещается тормозить станок вручную.

3.6. При производстве работ с применением легковоспламеня­ющихся и горючих жидкостей запрещается:

– транспортировать тару с ЛВЖ и ГЖ по участку с помощью грузоподъемных механизмов и путем перекатки. ЛВЖ и ГЖ транс­портировать в герметически закрытой небьющейся таре;

– применять и хранить на рабочем месте этилированный бен­зин;

– курить и выполнять искрообразующие работы в помещении, где применяется бензин;

– входить в одежде, пропитанной бензином или резиновым клеем, в помещение для курения или места, где имеется открытый огонь (сварка и т.д.), а также открывать и закрывать тару с ЛВЖ инструментом, дающим искру;

– выпускать воздух из магистрали в воздушный мешок, не убедившись, что струбцина прочно зажата до совпадения бортовых вкладышей с бортами покрышки.

3.7. Пролитый на пол клей или бензин следует засыпать пес­ком и удалить в пожаробезопасное место в установленном на предприятии порядке.

3.8. ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОРАЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОТОКОМ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ:

3.8.1. Заметив неисправность в электропроводке, электроо­борудовании или электросветильника необходимо принять меры, исключающие поражение людей электротоком (оградить опасное место, выставить наблюдающего и т.п.), и вызвать электромонте­ра.

– применять неисправные электроинструмент, электросветиль­ники;

– устранять самостоятельно неполадки электрооборудования (освещения и т.п.).

3.8.2. Применять только исправные электроприборы и инстру­мент.

3.8.3. Запутанный питающий провод электроинструмента рас­путывать только при вынутой вилке из штепсельной розетки.

– брать в руки оборванные, висящие или лежащие на полу (земле) электропровода и наступать на них – они могут нахо­диться под напряжением;

– подходить к электрощитам, открывать двери электрощитов и электрошкафов;

– прикасаться к токоведущим частям электроприборов, элект­рооборудования, клеймам, неизолированным или поврежденным электропроводкам, к арматуре освещения;

– допускать эксплуатацию оголенных проводов и касания ими труб отопления, водопроводов, конструктивных элементов здания;

– включать пусковую аппаратуру (рубильник, магнитный пус­катель, контактор) и снимать с неё предупредительные плакаты по технике безопасности;

– использовать для обогрева самодельные электронагрева­тельные приборы;

– пользоваться разбитыми выключателями и розетками.

3.9. ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОЖАРА НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕ­ДУЮЩИЕ ОБЩИЕ МЕРЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:

3.9.1. Находясь на территориях предприятия, необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, поддерживать противо­пожарный режим.

– применять бумажные, матерчатые абажуры, непосредственно прилегающие к электролампам;

– вешать одежду и другие предметы на выключатели, розетки или рубильники;

– заклеивать и закрывать провода и арматуру обоями, бума­гой и плакатами;

– завешивать провода легкосгораемыми материалами;

– производить уборку помещений с помощью бензина, керосина и других горючих жидкостей;

– допускать скопление мусора, тряпок, посторонних предме­тов;

– курить на рабочем месте.

Курение допускается только в специально отведенных комна­тах или местах, обозначенных соответствующими надписями и обеспеченных урнами с водой.

3.9.3. Во избежание возникновения пожара при эксплуатации электроприборов запрещается:

– применять электроприборы в условиях, не соответствующих инструкциям предприятий-изготовителей или имеющие неисправнос­ти, могущие привести к пожарам, эксплуатировать провода и ка­бели с неисправной изоляцией;

– пользоваться различными электронагревательными приборами (электроплитами, электрочайниками, электропечками, электрореф­лекторами и др.) в местах, не согласованных с пожарной охра­ной;

– пользоваться электронагревательными приборами без подс­тавок из негорючих материалов, оставлять их включенными в электросеть без надзора;

– эксплуатировать электролампы со снятыми колпаками (рас­сеивателями);

– оставлять без присмотра включенное электрооборудование, электроприборы и токоприемники, а при уходе из комнаты – свет;

– обёртывать включенные электролампы бумагой, материей и другими легкогорючими материалами.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

3.1О. При возникновении на участке аварий или ситуаций, которые могут привести к авариям и несчастным случаям, немед­ленно отключить используемое оборудование от электросети. Со­общить о случившемся руководителю работ, принять по возможнос­ти меры к ликвидации аварии и в дальнейшем действовать по его указанию.

3.11. При пожаре, загорании немедленно сообщить в пожарную охрану, обесточить оборудование в зоне пожара или загорания и приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения. О пожаре доложить руководителю работ, а в его отсутствие руководству предприятия.

3.12. Работник, оказавшийся очевидцем возникновения пожа­ра, обрыва проводов, повреждения водопровода, паропровода, га­зопровода, несчастного случая или обнаруживший пострадавшего должен немедленно голосом обратить внимание окружающих.

3.13. Оказать доврачебную медицинскую помощь пострадавшим при травмировании, внезапном заболевании согласно инструкции N 2.

3.14. О несчастном случае, по возможности, доложить руко­водителю работ и обратиться в медицинское учреждение.

Сохранить до расследования обстановку на рабочем месте та­кой, какой она была в момент происшествия, если это не угрожа­ет жизни и здоровью окружающих и не приведет к аварии.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

4.1. Отключить используемое в работе оборудование, элект­роинструмент и вулканизатор от электросети.

4.2. Навести порядок на рабочем месте. Приспособления, инструмент очистить от загрязнений и убрать в отведенное для них место. Обтирочный материал убрать в металлическую тару, плотно закрытую крышкой. Грязный и чистый обтирочный материал необходимо хранить раздельно.

4.3. Убрать остатки бензина, резинового клея и посуду из-под них. Кисти положить в плотно закрываемые металлические ящики, установленные в специальном помещении.

4.4. Все легковоспламеняющиеся вещества слить в специаль­ную емкость. Не выливать в раковину или на пол (почву) остатки бензина и клея.

4.5. Сообщить руководителю работ о всех замеченных непо­ладках и о принятых мерах по их устранению.

4.6. Снять спецодежду и убрать в шкаф.

Запрещается выносить средства индивидуальной защиты за пределы предприятия.

4.7. Тщательно вымыть руки и лицо теплой водой с мылом или принять душ, если возможно.

Оцените статью