ЗИЛ-131
Легендарный грузовик с военной рессорой – ЗИЛ-131. История автомобиля, воплотившего в жизнь задачу глав СССР, который продолжает служить в различных сферах по сей день. Технические характеристики в таблицах и описание рабочих качеств позволяют понять, отчего машина обладает столь ценной репутацией. Весь модельный ряд ЗИЛ.
История автомобиля
В 1959 году рабочим завода имени Лихачева была поставлена цель по улучшению производства моделей «130» и модификации «131». Такой призыв к производительности был обусловлен двадцать первым партийным съездом, а точнее, принятым на нем планом о развитии народного хозяйства.
Для достижения цели, как раз, требовались достойные грузовики. Однако, ЗИЛ-131 предназначался для особого хозяйства – для военных целей. Ранее в распоряжении у советских армейцев был ЗИЛ-157, который к концу 50-х начинал устаревать.
Несмотря на то, что опытные образцы ЗИС-130 начали проходить испытания еще в середине 50-х годов, на конвейер машину планировали отправить только в 1962 году. Столь длительный срок был частично обусловлен рядом непредвиденных ситуаций, с которыми хоть и не сразу, но успешно было покончено.
Впоследствии на базе данной модели начали разработку ЗИЛ-131. Опытные образцы военной модификации появились в 1966 году и почти сразу успешно прошли все испытания. И вот, в 1967 году окончательно завод имени Лихачева начал производство 131-й модели.
За довольно длительный срок испытаний производительность машины и ее эксплуатационные возможности были существенно улучшены. Также этому способствовало постоянное улучшение базового шасси ЗИЛ-130.
В итоге во многом были улучшены основные характеристики автомобиля, повысилась проходимость и грузоподъёмность за счет нового строения рамы и улучшенного мотора, рабочее место водителя вместе с кабиной приобрело первые признаки эргономики.
Для 1960-х годов такие инновации для грузовиков-внедорожников были приняты с энтузиазмом. На этом производство не остановилось, и в 1986 году у ЗИЛ-131 появился новый силовой агрегат, позволивший поднять планку способностей и уменьшить потери ресурсов при эксплуатации автомобиля.
Технические характеристики
Двигатель | ЗИЛ-5081 |
Количество цилиндров | 8 |
Расположение цилиндров | V-образное под углом 90о |
Количество тактов | 4 |
Диаметр цилиндра | 100 мм |
Ход поршня | 95 мм |
Объем двигателя | 5,97 л |
Степень сжатия | 6,5 |
Мощность в киловаттах | 110,3 |
Мощность двигателя в лошадиных силах | 150 |
Максимальный крутящий момент | 410 Ньютон метров |
Максимальная скорость | 85 км/ч |
Максимальная скорость в составе автопоезда | 75 км/ч |
Тип охлаждения | Жидкостное |
Тип топлива | Бензин А-76* |
Расход топлива для автомобиля# | 35 литров на 100 км |
Расход топлива в составе автопоезда# | 47 литров на 100 км |
*Также подходят и большие октановые числа.
#Представленные числа являются среднестатистическими.
Двигатель
Так как, в первую очередь, машина создавалась с целью покорять бездорожье, силовой агрегат должен был быть достаточно мощным. Карбюраторный ЗИЛ-5081 отлично для этого подошел, учитывая, что специально для данной машины и разрабатывался.
В последствии агрегат получил доработку в виде пускового подогревателя, встроенного в систему охлаждения.
Трансмиссия
Тип сцепления | 24 |
Тип коробки переключения передач | 182ЭМ/6СТ-132ЭМ |
Количество ступеней | |
Синхронизаторы | |
Тип раздаточной коробки | |
Передаточное число раздаточной коробки | |
Первая ступень | 2,08:1 |
Вторая ступень | 1:1 |
Тип главной передачи | Двойная |
Передаточное число главной передачи | 7,339:1 |
Привод задних мостов | Последовательный проходной |
Диск сцепления снабжался демпферными пружинами для смягчения перехода ступеней КПП. Главным отличием от ЗИЛ-157 был доступ только к двум задним мостам, передний включался автоматически специальным электропневматическим приводом.
Габариты
Размеры автомобиля | |
Длина | 7 040 мм |
Ширина | 2 500 мм |
Высота | 2 480 мм |
Размеры платформы | |
Длинна | 3 600 мм |
Ширина | 2 322 мм |
Высота | 346 мм |
Высота с учетом тента | 569 мм |
Погрузочная высота | 1 430 мм |
Колесная база | 3 350 мм |
Дорожный просвет | 330 мм |
Передняя колея | 1 820 мм |
Колея задних колес обоих мостов | 1 820 мм |
Колесная база | 6х6 |
Наружный радиус поворота | 10,2 м |
Размер шин | 12,00-12 |
Преодолеваемый брод | 1,4 м |
Преодолеваемый подъем | 30о |
Длинна лебедки | 50 м |
Грузоподъемность | |
По шоссе | 5 000 кг |
По грунту | 3 500 кг |
Вес буксируемого прицепа | 4 000 кг |
Вес в полном снаряжении | 10 425 кг |
Колесная формула
- 4×2
- 4×4
- 6х2
- 6×4
- 6×6
- 8х2
- 8х4
- 8х6
- 8х8
Грузоподъемность
- 1-2 тонны
- 2-5 тонн
- 5-10 тонн
- свыше 10 тонн
Подвеска
Подвеска спереди зависимая, работающая на двух рессорах со скользящими задними концами. Также использованы амортизаторы. Что касается задней подвески, то здесь балансирная, на двух рессорах с шестью штангами. Тормоза представлены системой на основе барабанных механизмов и пневматического, а также механического привода.
Электросистема
Значительной особенностью стала проработка герметизация и изоляция. В базовых версиях вся система экранизирована и бесконтактно-транзисторная, что обеспечивает хорошую работу, даже, в самых сложным климатических условиях.
Соответственно, экраны сводили к минимуму наличие помех при зажигании, а герметизация обеспечивала стойкость контактов от замыканий во время преодоления брода. Приборы работали от аккумулятора общей мощностью 12В и специального генератора.
Устройство
Силовой агрегат машины находится под капотом. Кабина цельнометаллическая, вмещает двух пассажиров и водителя. Сиденье водителя и пассажиров раздельное. Шофёр может настраивать своё кресло в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также регулировать наклон спинки.
Кабина ЗиЛ-131 была скопирована с гражданской 130-й версии — но солдатам она не понравилась. После несколько выпущенных партий ее заменили на кабину с ЗиЛ-165. Машина получилась комфортнее, лобовое стекло стало панорамным, оно теперь состояло из двух частей и обеспечивало широкий обзор.
ЗиЛ-131 был похож на другие отечественные грузовые машины высокой проходимостью. Основными его конкурентами были Урал-375 и ЗиЛ-157К. Сходство этих машин объясняется единым советским стандартом, действующим при проектировании подобной техники. Отличия можно было заметить в некоторых узлах и в разном подходе к производству.
Многие годы инженеры пытались решить сложную задачу: как снизить себестоимость авто и не потерять высокий уровень ТТХ? В итоге проблемурешить удалось, в результате чего на свет появился качественный, надёжный продукт. После выпуска 131-го планировали свернуть производство 157-го, однако, их выпускали параллельно следующие 20 лет.
Внешний вид и кабина
Как и большинство своих моделей, ЗИЛ сделали модель «131» с капотной компоновкой кузова. Кабина внешне была точной копией «стотридцатки», только преимущественно все образцы окрашивались цветом хаки.
Конструкция также осталась цельнометаллической. Оказавшись непрактичной, передняя часть была заменена, и снова на готовую, только теперь от ЗИЛ-165. Гнутые крылья и мудреная форма решетки были заменены на более простые, но строгие элементы.
В 60-х годах прошлого века такой дизайн был сродни революционному, не говоря о сравнении новой модели с образцом «157». В течение практически сорока лет внешность военного грузовика менялась только в мелких деталях. Более всего в глаза бросается новое лобовое стекло, которое сделали панорамным.
Прятать двигатель под кабину не было целесообразно, так как это отрицательно влияло сразу на несколько факторов: ухудшался доступ в полевых условиях к моторному отсеку, при повреждении мотора во время боевых действий создавалась повышенная опасность.
Учитывая направленность на армейские нужды, внешность была схожа с другим братом по классу — Урал-375. Страна была одна, и предприятия были полностью подчинены государству. Основными отличиями являлось различное решение технических вопросов и инженерных построений.
Кузов обладал типичными характеристиками, имея на борту две откидные скамейки и одну съемную. Борта не могут откидываться, кроме заднего, но это не мешает удобно осуществлять отгрузку и погрузку.
Для натяжки тента можно установить специальные дуги. Строение автомобиля позволяло устанавливать вместо грузового кузова и другие модули, такие как полевая кухня, медпункт, радиостанция, ракетные установки «Катюша», «С-125»; а также гражданских — стрела с люлькой, пожарная машина.
Внутри было удобно находиться за счет нескольких нововведений. Уже упомянутое лобовое стекло значительно улучшило обзор в сравнении с предыдущей версией «157». Улучшенная теплоизоляция позволяет управлять машиной в тепле, даже, в зимние морозы.
Сидение водителя было отдельным от двойного пассажирского и регулировалось по высоте, вылету и углу наклона спинки. На приборной панели имеется минимальное количество датчиков, которые обеспечивают водителя всей необходимой информацией:
- Уровень бензина;
- Вольтметр/амперметр;
- Спидометр;
- Давление масла;
- Уровень температуры;
- Тахометр.
Из органов управления только один находится на рулевой колонке — рычаг включения поворота. Большие зеркала дают хороший обзор заднего вида, сводя мертвую зону до минимума даже при наличии прицепа.
Модификации
- ЗИЛ-131 – базовая модификация;
- ЗИЛ-131А – версия с неэкранированным электрооборудованием, которое она получила от ЗИЛ-130. Отличия ее от базового варианта заключались в отсутствии особого военного оборудования, средней скамейки в кузове и фары-искателя. Выпуск автомобиля завершился в 1971 году;
- ЗИЛ-131В – седельный тягач, построенный на базе ЗИЛ-131. Машина имела 2 запасных колеса, укороченную раму и седельно-сцепное устройство. Автомобиль использовался для перевозки грузов вместе с полуприцепом массой в 12000 кг (по грунтовым дорогам – 10000 кг). Производился в 1968-1986 годах;
- ЗИЛ-131Д – опытное шасси для самосвалов; в серийное производство не пошло из-за множества недоработок;
- ЗИЛ-131Д – модель с аналогичным названием и мотором «Катерпиллер», созданная в 1992 году. Ее производство продолжалось 2 года;
- ЗИЛ-131Н – модернизированная версия базовой модели. Основные отличия: новый мотор «ЗиЛ-5081», увеличенный ресурс (250 тысяч км), тент из синтетического материала и улучшенная оптика. Производство ЗИЛ-131Н завершилось в 1987 году;
- ЗИЛ-131НА – аналог ЗИЛ-131Н с неэкранированным электрооборудованием;
- ЗИЛ-131НВ — седельный тягач с улучшенной платформой;
- ЗИЛ-131Н1 – модификация со 105-сильным дизельным агрегатом «Д-245.20»;
- ЗИЛ-131Н2 – версия со 132-сильным дизельным агрегатом «ЗИЛ-0550»;
- ЗИЛ-131С и ЗИЛ-131АС – версии в северном исполнении. Данные модели комплектовались кабиной с автономным отопителем, резинотехническими изделиями, устойчивыми к морозу, дополнительной теплоизоляцией, противотуманными огнями, теплоизоляцией аккумулятора и двойными стеклами. Автомобили использовались при температуре до -60 градусов;
- ЗИЛ-131НС, ЗИЛ-131НАС и ЗИЛ-131НВС – улучшенные варианты в северном исполнении;
- ЗИЛ-131Х – модель для пустынных и жарких районов;
- ЗИЛ-131-137Б – автопоезд;
- ЗИЛ-131 КУНГ (кузов унифицированный нулевых габаритов) – утепленная постройка с наличием печки и станцией очистки воздуха (ФВУА-100Н-12) может служить для широкого спектра военных нужд.
- ЗИЛ-131-АТЗ-3 – топливозаправщик;
- ЗИЛ-131-МЗ-131 – маслозаправщик;
- ЗИЛ-131-АЦ-40 – пожарная машина.
Специальная установка позволяла поддерживать автономное отопление, которое работало, сжигая рабочее топливо.
Техническое устройство автомобиля зил 131
ЗИЛ-131 Н и его модификации. Руководство по эксплуатации (С.И. Глазачев) — 1990 год
Руководство содержит техническое описание конструкции автомобилей, а также основные сведения и рекомендации по их эксплуатации.
Для водителей и работников автотранспортных предприятий
ВВЕДЕНИЕ
Автомобили семейства ЗИЛ-ІЗІН предназначены для перевозки различных грузов и людей; буксировки прицепных систем по всем видам дорог и местности.
Автомобили изготавливаются в исполнении «У», «Та» или «ХЛ» категории 1 по ГОСТ 15150-69* и рассчитаны на эксплуатацию при безгаражном хранении при температуре окружающего воздуха от плюс 55 °С до минус 45 °С, или минус 60 °С для. исполнения «ХЛ»; относительной влажности воздуха до 98 % при 35 °С; запыленности воздуха до 1,5 r/м8; скорости ветра до 20 м/с и в районах, расположенных на высоте до 4000 м над уровнем моря при соответствующем изменении тягово-динамических качеств.
Семейство автомобилей состоит из следующих модификаций:
ЗИЛ-ІЗІН —базовая модель семейства, грузовой автомобиль с платформой, оборудованной откидными скамейками (рис. 1).
ЗИЛ-ІЗІНА—грузовой автомобиль с платформой, с неэкранированным и негерметизированным электрооборудованием.
ЗИЛ-131НВ —седельный тягач для буксировки специальных полуприцепов (рис. 2).
ЗИЛ-131 НС, ЗИЛ-131 НАС — автомобили семейства в исполнении «ХЛ», предназначенные для эксплуатации в условиях Крайнего Севера.
По требованию потребителей все автомобили и седельный тягач семейства могут поставляться в виде шасси, без платформ или седельного устройства, и использоваться для монтажа на них специальных кузовов, фургонов и различных установок.
Рис. 1. Автомобиль ЗИЛ-131Н
Рис. 2. Автомобиль ЗИЛ-131НВ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-131 Н
1. Исправная работа автомобиля и его долговечность могут быть обеспечены только при регулярном обслуживании с соблюдением правил, изложенных в настоящем руководстве.
2. В период пробега первой 1000 км следует руководствоваться специальными правилами эксплуатации нового автомобиля (см. раздел «Эксплуатация нового автомобиля»).
3. Прежде чем начать работу, водитель должен тщательно осмотреть автомобиль или автопоезд и убедиться в исправности автомобиля, прицепа или полуприцепа и сцепных устройств.
4. При пользовании домкратом следует надежно за-
тормозить автомобиль ;стояночным тормозом, подклинить колеса и закрепить домкрат в устойчивом положении. Во избежание несчастного случая при выполнении работ под автомобилем необходимо установить подставку под балку моста. . : ‘
5. При работе с держателем запасного колеса необходимо соблюдать осмотрительность пря опускании и подъеме колеса.
6. Во избежание травмирования водителя в случае падения запасного колеса при его опускании следует затянуть тормоз, прежде чем снять ключ с гайки ручной лебедки.
7. Для нормальной работы двигателя требуется автомобильный бензин А-76.
8. Нельзя допускать, чтобы частота вращения коленчатого вала была высокой сразу после пуска холодного двигателя. Это правило особенно важно соблюдать зимой, так как холодное загустевшее масло медленно поступает к подшипникам коленчатого вала, и при большой частоте вращения вала подшипники могут расплавиться.
9. При обращении с работающим двигателем нужно соблюдать осторожность во избежание травм от вращающихся лопастей вентилятора и захвата одежды приводными ремнями.
10. Запрещается проворачивать шкив, вращая лопасти вентилятора.
11. Открывая пробку радиатора при перегреве двигателя, следует принимать меры предосторожности от ожога лица и рук при выбрасывании из горловины радиатора пара.
12. Этилированный бензин и охлаждающие низкоза-мерзающие жидкости токсичны. При попадании их на кожу необходимо вытереть это место насухо и вымыть горячей водой с мылом.
13. Во избежание пожара нельзя допускать подтекания топлива и масла и пользоваться открытым пламенем для разогревания агрегата; следует соблюдать осторожность при пользовании предпусковым подогревателем двигателя зимой.
При возникновении загорания водителю необходимо немедленно ликвидировать очаг загорания.
При наличии пролитого на дорогу топлива под автомобилем в первую очередь надо затушить очаг там.
Огонь нужно тушить с Наветренной стороны, направляя струю из огнетушителя на горящую поверхность, а не на пламя. Текущее топливо следует тушить, направляя струю из огнетушителя снизу вверх к отверстию, из которого течет топливо.
14. Запрещается останавливать двигатель при длительных спусках автомобиля и при движении накатом, так как при этом выключается насос гидроусилителя, что обусловливает увеличение усилия, прикладываемого к рулевому колесу.
Кроме того, из-за выключения компрессора можно израсходовать весь запас воздуха в ресиверах тормозной системы.
15. Следует преодолевать крутые подъемы и спуски на низших передачах, так как при переключении передач на подъемах и спусках можно вывести из строя сцепление.
16. Начинать движение надо только на первой передаче.
17. Необходимо включать передачу заднего хода и понижающую (первую) передачу в раздаточной коробке только после полной остановки автомобиля.
18. На автомобиле установлен крюк тягово-сцепного устройства по ГОСТ 2349-75*. На этом крюке нанесена маркировка типоразмера 2. Для исключения поломок крюка от «закусывания» не допускается эксплуатация автомобилей с прицепами, имеющими диаметр прутка, образующего сцепную петлю прицепа, более 43,9 мм.
19. Запрещается сверлить, прорезать, а также ослаблять какими-либо другими способами горизонтальные полки лонжеронов рамы.
20. При снятии карданного вала с автомобиля или при установке его на автомобиль для прокручивания вала нельзя пользоваться монтажной лопаткой или другими предметами, вставленными в вилку шарнира, так как это приводит к повреждению торцового уплотнения подшипников шарнира.
21. Не следует снимать крышку бачка насоса гидроусилителя рулевого управления при работающем двигателе во избежание выброса масла. В случае проведения работ со снятой крышкой и работающим двигателем следует соблюдать условия, изложенные в разд. «Рулевое управление».
22. Не рекомендуется пользоваться стояночным тормозом при движении автомобиля за исключением аварийных случаев.
23. Нельзя начинать движение автомобиля при давлении в пневматической системе тормозного привода ниже 0,45 МПа (4,5 кгс/см2). Конденсат из ресиверов необходимо сливать только при наличии давления воздуха в системе.
24. Все работы по присоединению и отсоединению проводов следует проводить только при неработающем двигателе и отключенной аккумуляторной батарее.
25. При срабатывании биметаллического предохранителя в результате короткого замыкания следует найти и устранить неисправность в цепи предохранителя, а затем включить предохранитель нажатием на кнопку до щелчка. Запрещается устанавливать самодельные предохранители.
26. Во избежание порчи электронных приборов при сварочных работах следует отсоединить аккумуляторную батарею от массы. Провод от сварочного агрегата надо присоединить вблизи места сварки.
27. Недопустима длительная работа системы зажигания с использованием аварийного вибратора.
28. Запрещается отключать аккумуляторную батарею при работающем двигателе во избежание повреждения изделий электрооборудования, содержащих полупроводниковые приборы.
29. Не допускается длительное движение автомобиля с неработающим гидроусилителем, а также буксировка его с неработающим двигателем (без поднятия передней части), так как при этом чрезмерно нагружается рулевой механизм.
30. При выезде автомобиля из колеи и при маневрировании нельзя двигаться более 5 с с повернутым в крайнее положение рулевым колесом и приложенным к нему усилием для поворота, так как при этом насос работает на максимальном давлении и может выйти из строя вследствие перегрева масла. В этих случаях следует только удерживать рулевое колесо в повернутом состоянии без приложения усилия для его поворота.
Разбирать и собирать рулевой механизм и насос в случае необходимости должны только квалифицированные механики в условиях полной чистоты.
31. Автомобиль оборудован специальными тонкостенными шинами, давление воздуха в которых можно регулировать в зависимости от условий работы. При снижении давления воздуха перегрузка шин не допускается, поэтому нагрузка автомобиля не должна превышать пределов, указанных в руководстве.
32. Система регулирования давления воздуха в шинах при движении автомобиля должна быть постоянно включена (шинные краны открыты). Если автомобиль устанавливают на стоянку на 24 ч и более, следует закрыть шинные краны.
33. Давление воздуха в шинах следует снижать только для повышения проходимости автомобиля при преодолении особо трудных участков пути. Пробег шин при сниженном давлении ограничен, поэтому снижать давление воздуха в шинах при движении автомобиля по твердым разбитым дорогам запрещается. Снижение давления в шинах ниже 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) недопустимо, так как это приводит к выходу из строя шин.
34. При закрытых шинных кранах рычаг крана управления давлением воздуха в шинах должен быть в нейтральном положении. Пользоваться рычагом крана можно только тогда, когда все шинные краны открыты. Переводить рычаг крана в положение «Накачивание» во избежание резкого повышения давления следует плавно. Перемещение рычага крана в положение «Накачивание» при закрытых шинных кранах приводит к повреждению манометра контроля давления воздуха в шинах.
35. При замене колеса следует вывернуть золотник из вентиля шины запасного колеса и соединить вентиль с системой регулирования давления воздуха в шинах колес. Золотники, а также колпачки вентилей должны храниться в комплекте запасных частей, инструментов и принадлежностей (ЗИП).
36. На заводе перед транспортированием автомобиля по железной дороге систему регулирования давления воздуха в шинах отключают (запорные краны колес закрыты). Для включения системы при эксплуатации необходимо открыть шинные краны.
37. Категорически запрещается:
эксплуатировать колеса с деформированным ободом, бортовым и замочным кольцами., при наличии грязи, следов ржавчины, наплывов краски в замочной канавке обода и на поверхностях, прилегающих к шине;
использовать для монтажных и демонтажных работ деформированные инструменты, а также инструменты, не предусмотренные технической документацией транспортного средства (лом, кувалда и другие тяжелые предметы, способные деформировать детали колеса);
приступать к демонтажу колеса с шиной, не убедившись, что из шины полностью вышел воздух;
накачивать колесо после монтажа вне специального ограждения (при накачивании в полевых условиях колесо должно быть направлено замочной частью вниз).
изменять положение бортового и замочного колец колеса во время накачивания или выпуска воздуха из шины.
Следует помнить, что в зависимости от давления воздуха в шине на замочную часть колеса действует выталкивающая сила 300 кН (30 тс).
Несоблюдение настоящих указаний может привести к самым тяжелым последствиям, ответственность за которые полностью ложится на исполнителя монтажнодемонтажных работ и администрацию предприятия.
38. Во избежание несчастного случая нельзя допускать
людей к натянутому тросу при пользовании лебедкой автомобиля. ,
39. При перематывании троса лебедки нужно надевать рукавицы во избежание травмирования рук выступающими концами жил троса.
40. Использование шасси автомобиля для монтажа специализированных установок (пожарные машины, краны и т. д.), а также использование коробок отбора мощности для привода специальных механизмов допускается только после согласования с Управлением конструкторских и экспериментальных работ завода режима работы и порядка эксплуатации специализированной установки или механизма. Нарушение этого правила лишает потребителей права предъявлять заводу релкамации на преждевременный выход из строя деталей автомобиля.
При эксплуатации и обслуживании автомобиля необходимо руководствоваться «Правилами дорожного движения», а также «Правилами техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта» (М., Транспорт, 1978).
При всех работах, связанных с этилированным бензином, следует руководствоваться санитарными правилами по хранению, перевозке и применению этилированного бензина, а также правилами по технике безопасности и производственной санитарии.
В предупреждения включены лишь наиболее важные указания. Для успешной эксплуатации автомобиля водитель обязан изучить руководство и соблюдать все приведенные в нем указания.