- Автомобиль «Таврия» — инструкция по ремонту и эксплуатации
- Руководства по эксплуатации, обслуживанию и ремонту ZAZ Таврия/Дана/Славута
- Автомобили Таврия/Славута. Устройство, эксплуатация, ремонт.
- Автомобиль ЗАЗ-1102 «Таврия».
- Автомобиль ЗАЗ-1102 «Таврия». Устройство и ТО.
- Руководство по ремонту ЗАЗ-1102/1103/1105.
- Руководство по ремонту ЗАЗ-110206/1103/1105.
- Руководство по ремонту и каталог деталей ЗАЗ-1102/1105 «Таврия».
- Руководство по эксплуатации ЗАЗ-1102/1103/1105 и модификаций.
- Автомобиль ЗАЗ-Таврия / Славута / Дана
- Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам: мануал ЗАЗ 1105 Дана , manual ЗАЗ 1105 Дана , характеристики ЗАЗ 1105 Дана , устройство ЗАЗ 1105 Дана , ремонт ЗАЗ 1105 Дана , сравнительные характеристики ЗАЗ 1105 Дана , мануал ЗАЗ 1103 Славута , manual ЗАЗ 1103 Славута , характеристики ЗАЗ 1103 Славута , устройство ЗАЗ 1103 Славута , ремонт ЗАЗ 1103 Славута , сравнительные характеристики ЗАЗ 1103 Славута , мануал ЗАЗ 1102 Таврия , manual ЗАЗ 1102 Таврия , характеристики ЗАЗ 1102 Таврия , устройство ЗАЗ 1102 Таврия , ремонт ЗАЗ 1102 Таврия , сравнительные характеристики ЗАЗ 1102 Таврия
- Введение
- Комплектации «Стандарт» и «Люкс»
- Общие сведения ЗАЗ-Таврия / Славута / Дана
- Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам: двигатель ЗАЗ 1105 Дана , характеристики ЗАЗ 1105 Дана , система охлаждения ЗАЗ 1105 Дана , система смазки ЗАЗ 1105 Дана , система питания ЗАЗ 1105 Дана , система управления ЗАЗ 1105 Дана , система впуска ЗАЗ 1105 Дана , система выпуска ЗАЗ 1105 Дана , электросхема ЗАЗ 1105 Дана , коробка передач ЗАЗ 1105 Дана , тормоза ЗАЗ 1105 Дана , кузов ЗАЗ 1105 Дана , подвеска ЗАЗ 1105 Дана , двигатель ЗАЗ 1103 Славута , характеристики ЗАЗ 1103 Славута , система охлаждения ЗАЗ 1103 Славута , система смазки ЗАЗ 1103 Славута , система питания ЗАЗ 1103 Славута , система управления ЗАЗ 1103 Славута , система впуска ЗАЗ 1103 Славута , система выпуска ЗАЗ 1103 Славута , электросхема ЗАЗ 1103 Славута , коробка передач ЗАЗ 1103 Славута , тормоза ЗАЗ 1103 Славута , кузов ЗАЗ 1103 Славута , подвеска ЗАЗ 1103 Славута , двигатель ЗАЗ 1102 Таврия , характеристики ЗАЗ 1102 Таврия , система охлаждения ЗАЗ 1102 Таврия , система смазки ЗАЗ 1102 Таврия , система питания ЗАЗ 1102 Таврия , система управления ЗАЗ 1102 Таврия , система впуска ЗАЗ 1102 Таврия , система выпуска ЗАЗ 1102 Таврия , электросхема ЗАЗ 1102 Таврия , коробка передач ЗАЗ 1102 Таврия , тормоза ЗАЗ 1102 Таврия , кузов ЗАЗ 1102 Таврия , подвеска ЗАЗ 1102 Таврия
- Общие сведения
- Система смазки
- Система питания
- Система вентиляции картера
- Система охлаждения
- Система зажигания
- Система выпуска
Автомобиль «Таврия» — инструкция по ремонту и эксплуатации
На базе ЗАЗ-1102 завод выпускает автомобили «Таврия.» моделей ЗАЗ-110206 , ЗАЗ-11022 , ЗАЗ-11021 и ЗАЗ-11024 . ‘
Модель ЗАЗ-110206 — модификация базовой модели для экспорта.
Модель ЗАЗ-11022 — модернизированный автомобиль. Модель ЗАЗ-11021 отличается от ЗАЗ-11022 измененной панелью приборов, рулевым колесом с четырьмя спицами, двухрычажным многофункциональным переключателем под рулевым колесом и дополнительным оборудованием, повышающим комфортабельность и безопасность автомобиля. Описание, органов управления и особенностей устройства этого автомобиля приведено в конце руководства.
Модель ЗАЗ-11024 — грузопассажирский автомобиль, который от ЗАЗ-11022 отличается измененной задней дверью или измененной задней дверью и вваренными заглушками окон боковин. Описание особенностей устройства этого автомобиля приведено в конце руководства.
Указанные модели в зависимости от варианта исполнения могут иметь различную комплектацию.
«Таврия» — четырехместный комфортабельный быстроходный современный микролитражный автомобиль — имеет переднее расположение двигателя и привод на передние ведущие колеса.
Примененная впервые на автомобилях особо малого класса переднеприводная компоновка с поперечным расположением двигателя позволила увеличить размеры пассажирского салона, иметь двухобъемное, легко трансформируемое багажное отделение в пассажирском и грузопассажирском варианте.
Компактный силовой агрегат состоит из рядного четырехцилиндрового карбюраторного двигателя жидкостного охлаждения, сухого однодискового сцепления с диафрагменной пружиной, пятиступенчатой коробкой передач и цилиндрической главной передачей.
Применение зубчатого ремня в приводе механизма газораспределения и усовершенствованного карбюратора позволило снизить шумность двигателя, повысить его экономичность и снизить токсичность отработавших газов.
Привод осуществляется на передние управляемые колеса валами с шарнирами равных угловых скоростей.
Передняя подвеска имеет пружинные упругие элементы и телескопические амортизационные стойки типа «качающаяся свеча». Задняя подвеска с пружинными упругими элементами и общей стабилизирующей поперечиной не требует регулировки установки колес. Обе подвески не имеют точек смазки.
Рулевой механизм реечного типа, значительно улучшает маневренность и облегчает управление автомобилем.
Двухконтурная тормозная система с диагональным гидравлическим приводом, дисковые тормоза передних колес с плавающей скобой, задние — барабанные с автоматической регулировкой зазоров между колодками и барабанами соответствуют современным требованиям безопасности.
Колеса — дисковые, закрыты пластмассовыми декоративными колпаками.
Шины — радиальные, низкопрофильные.
Кузов автомобиля — трехдверный, имеет форму, отвечающую современным требованиям эстетики и аэродинамики.
Отопление и вентиляция создают комфортные условия при различном климате.
Для отделки салона широко применены ткани из искусственных волокон и пластмасс.
Следует отметить, что ряд крупных кузовных деталей выполнен из пластмасс.
Высокие эксплуатационные качества автомобиля, его надежность и минимальная трудоемкость обслуживания во многом зависят от соблюдения правил эксплуатации и ухода за ним.
Автомобиль предназначен для эксплуатации по усовершенствованным дорогам с капитальным покрытием, находящемся в хорошем состоянии.
Конструкция двигателя с применением соответствующих зимних масел обеспечивает его надежный пуск при температуре минус 25 °С (248 К).
Завод оставляет за собой право вносить в конструкцию автомобиля изменения, направленные на его улучшение, которые в руководстве могут быть не освещены.
Руководства по эксплуатации, обслуживанию и ремонту ZAZ Таврия/Дана/Славута
Руководство по техническому обслуживнию и ремонту автомобилей ЗАЗ-110206/110216/1105 «Таврия».
- Автор: —
- Издательство: Деснянська правда
- Год издания: 1997
- Страниц: 280
- Формат: PDF
- Размер: 26,7 Mb
Автомобили Таврия/Славута. Устройство, эксплуатация, ремонт.
Руководство по эксплуатации и ремонту автомобилей ЗАЗ «Таврия» и «Славута».
- Автор: —
- Издательство: Ранок
- Год издания: 2006
- Страниц: 257
- Формат: PDF
- Размер: 24,0 Mb
Автомобиль ЗАЗ-1102 «Таврия».
Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобиля ЗАЗ-1102 «Таврия».
- Автор: К.С. Фучаджи, Н.Н. Стрюк
- Издательство: Транспорт
- Год издания: 1991
- Страниц: 297
- Формат: PDF
- Размер: 14,1 Mb
Автомобиль ЗАЗ-1102 «Таврия». Устройство и ТО.
В альбоме в виде многокрасочных иллюстраций приведено устройство автомобиля ЗАЗ-1102 «Таврия». Показаны основные операции по регулировке и техническому обслуживанию автомобиля.
- Автор: К.С. Фучаджи
- Издательство: Транспорт
- Год издания: 1993
- Страниц: 160
- Формат: PDF
- Размер: 14,8 Mb
Руководство по ремонту ЗАЗ-1102/1103/1105.
Руководство по ремонту автомобилей ЗАЗ-1102 «Таврия», ЗАЗ-1103 «Славута» и ЗАЗ-1105 «Дана» с бензиновыми двигателями объемом 1,1/1,2/1,3 л.
- Автор: —
- Издательство: Автоклуб
- Год издания: —
- Страниц: 204
- Формат: —
- Размер: —
Руководство по ремонту ЗАЗ-110206/1103/1105.
Руководство по техническому обслуживнию и ремонту автомобилей ЗАЗ-110206/1103/1105 и их модификаций.
- Автор: —
- Издательство: ЗАО ЗАЗ
- Год издания: 2003
- Страниц: 465
- Формат: PDF
- Размер: 20,7 Mb
Руководство по ремонту и каталог деталей ЗАЗ-1102/1105 «Таврия».
Руководство по ремонту + каталог запасных частей автомобилей ЗАЗ-1102/1105 «Таврия» и их модификаций.
- Автор: —
- Издательство: Атлас-Пресс
- Год издания: 2005
- Страниц: 340
- Формат: DjVu
- Размер: 13,0 Mb
Руководство по эксплуатации ЗАЗ-1102/1103/1105 и модификаций.
Сборник руководств по эксплуатации и техническому обслуживнию автомобилей ЗАЗ-1102/1103/1105 «Таврия» и их модификаций.
- Автор: —
- Издательство: —
- Год издания: -/2002/2004
- Страниц: 148/115/157
- Формат: PDF, DjVu
- Размер: 23,9 Mb
Автомобиль ЗАЗ-Таврия / Славута / Дана
Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам:
мануал ЗАЗ 1105 Дана , manual ЗАЗ 1105 Дана , характеристики ЗАЗ 1105 Дана , устройство ЗАЗ 1105 Дана , ремонт ЗАЗ 1105 Дана , сравнительные характеристики ЗАЗ 1105 Дана , мануал ЗАЗ 1103 Славута , manual ЗАЗ 1103 Славута , характеристики ЗАЗ 1103 Славута , устройство ЗАЗ 1103 Славута , ремонт ЗАЗ 1103 Славута , сравнительные характеристики ЗАЗ 1103 Славута , мануал ЗАЗ 1102 Таврия , manual ЗАЗ 1102 Таврия , характеристики ЗАЗ 1102 Таврия , устройство ЗАЗ 1102 Таврия , ремонт ЗАЗ 1102 Таврия , сравнительные характеристики ЗАЗ 1102 Таврия
Введение
В данном руководстве приводится информация по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ЗАЗ-1102 «Таврия» («Таврия Нова»)/ЗАЗ-1103 «Славута»/ЗАЗ-1105 «Дана» и их модификаций.
Бензиновые двигатели:
Комплектации «Стандарт» и «Люкс»
Работа над переднеприводным автомобилем малого класса для замены 966-го «Запорожца» началась еще в конце 1960-х годов прошлого столетия. В 1970-е годы было создано несколько экспериментальных моделей с кузовами хэтчбек и купе, однако официально техническое задание на разработку нового автомобиля было получено от Минавтопрома СССР лишь в 1978году. В процессе изготовления опытной партии Минавтопром несколько раз кардинально менял задание, выдвигая все новые требования с целью превзойти параметры разнообразных зарубежных «малолитражек» того периода: «Форд Фиеста», «Фиат Уно», «Остин Метро» и пр. Наряду с недостаточным финансированием (до середины 1980-х госсредства шли преимущественно на освоение новых переднеприводных моделей ВАЗ) это привело к тому, что первые серийные автомобили, получившие название ЗАЗ-1102 «Таврия», сошли с конвейера лишь 18 ноября 1987года.
Для своего времени «Таврия» была исключительно экономичным и довольно комфортабельным автомобилем. Помимо версии «Стандарт» выпускалась модификация «Люкс», отличавшаяся наличием магнитолы, двухкамерного карбюратора «Солекс» (вместо однокамерного) и окраской кузова, который покрывался эмалью «металлик».
В 1994году началось производство модели ЗАЗ-1105 «Дана» – автомобиля с кузовом универсал, построенного на базе хэтчбека «Таврия». Несмотря на то, что по сравнению с «Таврией» у «Даны» была улучшена аэродинамика кузова (Cx = 0,37 против 0,39 в «Таврии»), а стандартная комплектация салона соответствовала люксовой «Таврии», автомобиль не пользовался большим спросом. В связи с этим уже в 1997году его производство было прекращено, а с 1999года начался серийный выпуск ЗАЗ-1103 «Славута» – версии с кузовом седан. В 1999году была обновлена и базовая модель: модернизированный хэтчбек, в котором были устранены выявленные ранее недостатки и улучшены технико-эксплуатационные показатели, получил название «Таврия Нова».
В разное время автомобили модельного ряда «Таврия» оборудовались бензиновыми двигателями рабочим объемом 1,1; 1,2 и 1,3л Мелитопольского моторного завода. Изначально это были двигатели МеМЗ-245, МеМЗ-2457 и МеМЗ-3011 с карбюраторной системой питания (как упоминалось выше, с одно- или с двухкамерными карбюраторами), немного позже появился МеМЗ-246 с моновпрыском, а в 2006году в связи с ужесточившимися экологическими требованиями стали выпускаться лишь версии с распределенным впрыском МеМЗ-3071. Особого внимания заслуживают версии «Таврий» с двигателями ВАЗ-2108 и FIAT 903, однако таких модификаций было выпущено настолько мало, что вданном руководстве они не рассматриваются.
Все силовые агрегаты комплектуются двухвальной механической коробкой передач, конструктивно объединенной с главной передачей идифференциалом. Все модификации переднеприводные, передача крутящего момента от силового агрегата колесам осуществляется через приводные валы с шарнирами равных угловых скоростей (ШРУСами), причем левый вал короче, чем правый.
Подвеска передних колес независимая, типа «Макферсон», с цилиндрическими пружинами и телескопическими амортизаторами двухстороннего действия. Задняя подвеска полунезависимая, с продольными рычагами, стабилизирующей поперечиной, цилиндрическими пружинами игидравлическими амортизаторами двустороннего действия. Рулевое управление реечное с механизмом противоугонной блокировки.
Неплохие динамические показатели в сочетании с достаточно высоким уровнем комфорта и простотой обслуживания, а главное – невысокая цена сделали автомобили ЗАЗ-110… поистине народными. На протяжении всего периода выпуска эти модели производились в десятках конфигураций, сразличными интерьерами, с вакуумным усилителем тормозов и без него, с правым расположением органов управления, с кузовами фургон игрузопассажирский хэтчбек, в исполнении для инвалидов и пр. Руководство ЗАЗ неоднократно заявляло о скором снятии моделей семейства «Таврия» с производства. Массовый выпуск модели ЗАЗ-1102 «Таврия» был завершен в 2007году (хотя отдельные экземпляры собирали еще до осени 2009года), а в конце января 2011года с конвейера сошел последний автомобиль ЗАЗ-1103 «Славута». Автомобили семейства «Таврия-Славута» стали последними украинскими автомобилями собственной разработки, после них в Украине серийно производятся лишь модели иностранных автопроизводителей. На вторичном автомобильном рынке «Таврии» до сих пор пользуются популярностью, а предсказать срок, через который они вовсе исчезнут с отечественных дорог, не возьмется даже самый опытный в таких вопросах специалист.
Общие сведения ЗАЗ-Таврия / Славута / Дана
Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам:
двигатель ЗАЗ 1105 Дана , характеристики ЗАЗ 1105 Дана , система охлаждения ЗАЗ 1105 Дана , система смазки ЗАЗ 1105 Дана , система питания ЗАЗ 1105 Дана , система управления ЗАЗ 1105 Дана , система впуска ЗАЗ 1105 Дана , система выпуска ЗАЗ 1105 Дана , электросхема ЗАЗ 1105 Дана , коробка передач ЗАЗ 1105 Дана , тормоза ЗАЗ 1105 Дана , кузов ЗАЗ 1105 Дана , подвеска ЗАЗ 1105 Дана , двигатель ЗАЗ 1103 Славута , характеристики ЗАЗ 1103 Славута , система охлаждения ЗАЗ 1103 Славута , система смазки ЗАЗ 1103 Славута , система питания ЗАЗ 1103 Славута , система управления ЗАЗ 1103 Славута , система впуска ЗАЗ 1103 Славута , система выпуска ЗАЗ 1103 Славута , электросхема ЗАЗ 1103 Славута , коробка передач ЗАЗ 1103 Славута , тормоза ЗАЗ 1103 Славута , кузов ЗАЗ 1103 Славута , подвеска ЗАЗ 1103 Славута , двигатель ЗАЗ 1102 Таврия , характеристики ЗАЗ 1102 Таврия , система охлаждения ЗАЗ 1102 Таврия , система смазки ЗАЗ 1102 Таврия , система питания ЗАЗ 1102 Таврия , система управления ЗАЗ 1102 Таврия , система впуска ЗАЗ 1102 Таврия , система выпуска ЗАЗ 1102 Таврия , электросхема ЗАЗ 1102 Таврия , коробка передач ЗАЗ 1102 Таврия , тормоза ЗАЗ 1102 Таврия , кузов ЗАЗ 1102 Таврия , подвеска ЗАЗ 1102 Таврия
Общие сведения
Продольный разрез двигателей МеМЗ-245, МеМЗ-2457, МеМЗ-3011, МеМЗ-246:
- Головка блока цилиндров.
- Крышка головки блока цилиндров.
- Прокладка и крышка маслоотделителя.
- Прокладка и крышка маслоотделителя.
- Фланец карбюратора для крепления воздушного фильтра.
- Бензиновый насос.
- Распределительный вал.
- Ведущая шестерня привода датчика-распределителя.
- Кулачок привода бензинового насоса.
- Корпус привода датчика-распределителя и бензинового насоса.
- Отводящий патрубок.
- Блок цилиндров.
- Нажимной диск сцепления.
- Диск сцепления ведомый.
- Болты.
- Маховик.
- Манжеты.
- Держатель манжеты.
- Коленчатый вал.
- Вкладыши коренных подшипников коленчатого вала.
- Упорные полукольца коренного подшипника коленчатого вала.
- Вкладыш среднего коренного подшипника.
- Пробка.
- Маслоприемник насоса.
- Вкладыш нижней головки шатуна.
- Масляный картер.
- Масляный насос.
- Манжеты.
- Шкив привода генератора.
- Ведущий шкив коленчатого вала.
- Гайка.
- Шпонка.
- Шатун с поршнем, поршневыми кольцами и пальцем.
- Натяжной ролик.
- Шкив привода распределительного вала.
- Манжеты.
- Стопорная шайба.
- Болты.
- Внутренний и наружный кожухи плоскозубчатого ремня.
- Внутренний и наружный кожухи плоскозубчатого ремня.
Поперечный разрез двигателя МеМЗ-245, МеМЗ-2457, МеМЗ-3011, МеМЗ-246:
I — карбюраторные двигатели МеМЗ-245, МеМЗ-2457, МеМЗ-3011;
II — двигатель МеМЗ-246 с центральной системой впрыска топлива;
- Карбюратор.
- Крышка головки блока цилиндров.
- Крышка маслозаливной горловины.
- Прокладка крышки головки блока цилиндров.
- Головка блока цилиндров.
- Болт крепления головки цилиндров.
- Наконечник свечи.
- Датчик-распределитель.
- Свеча зажигания.
- Прокладка головки блока цилиндров.
- Маслоизмерительный щуп.
- Трубка подвода жидкости.
- Палец поршня.
- Поршень.
- Шатун.
- Трубка маслоизмерительного щупа.
- Коленчатый вал.
- Прокладка масляного картера.
- Маслосливная пробка.
- Масляный фильтр.
- Выпускной коллектор.
- Рым-планка.
- Впускной коллектор.
- Проставка фланца.
- Топливосборник.
- Прокладка фланца карбюратора.
- Корпус дроссельной заслонки.
Уровни масла: А — верхний, равный 3,45 л и Б нижний, равный 2,45 л.
Продольный разрез двигателя МеМЗ-3071:
- Головка блока цилиндров.
- Крышка головки цилиндров.
- Ресивер.
- Дроссельный патрубок.
- Высоковольтные провода.
- Модуль зажигания.
- Вал распределительный.
- Отводящий патрубок системы охлаждения.
- Клапан.
- Блок цилиндров.
- Поршень.
- Пробка системы охлаждения.
- Нажимной диск сцепления.
- Ведомый диск сцепления.
- Болты. Маховик.
- Болты. Маховик.
- Манжеты.
- Держатель манжеты.
- Коленчатый вал.
- Вкладыши коренных подшипников.
- Упорные полукольца.
- Вкладыш среднего коренного подшипника.
- Маслосливная пробка.
- Маслолриемник насоса.
- Вкладыш нижней головки шатуна.
- Масляный картер.
- Масляный насос.
- Манжеты.
- Шкив привода генератора.
- Ведущий шкив коленчатого вала.
- Гайка.
- Шпонка.
- Шатун.
- Натяжной ролик.
- Приводной плоскозубчатый ремень.
- Шкив привода распределительного вала.
- Манжеты.
- Болты. Маховик.
- Наружный и внутренний кожухи плоскозубчатого ремня.
- Наружный и внутренний кожухи плоскозубчатого ремня.
Поперечный разрез двигателя МеМЗ-3071:
- Датчик абсолютного давления и температуры воздуха.
- Крышка ресивера.
- Дроссельный патрубок.
- Трубка регулятора давления.
- Крышка головки блока цилиндров.
- Винт регулировочный клапана.
- Пробка заливной горловины.
- Пружина клапана.
- Прокладка крышки головки цилиндров.
- Коромысло.
- Головка цилиндров.
- Распределительный вал.
- Болт крепления головки блока цилиндров.
- Наконечник свечи зажигания.
- Свеча зажигания.
- Маслоизмерительный щуп.
- Клапан впускной.
- Прокладка головки блока цилиндров.
- Палец поршня.
- Поршень.
- Шатун.
- Коленчатый вал.
- Трубка маслоизмерительного стержня.
- Прокладка масляного картера.
- Масляный картер.
- Маслоприемник насоса.
- Кронштейн промежуточного рычага.
- Масляный фильтр.
- Выпускной коллектор.
- Форсунка.
- Трубка отвода картерных газов.
- Впускной коллектор.
- Рампа форсунок.
- Трубки охлаждения дроссельного патрубка.
- Датчик детонации.
- Ресивер.
Двигатели МеМЗ-245, МеМЗ-246, МеМЗ-2457, МеМЗ-3011 и МеМЗ-3071 – четырехтактные бензиновые, четырехцилиндровые, с рядным расположением цилиндров.
Система смазки
Схема смазки двигателя:
- Блок цилиндров.
- Фильтр тонкой очистки масла.
- Маслосливные каналы.
- Головка блока цилиндров.
- Распределительный вал.
- Каналы подвода масла к шейкам распределительного вала.
- Внутренняя полость оси коромысел.
- Ось коромысел.
- Сапун.
- Маслозаливная горловина.
- Коромысло.
- Отверстия подвода масла к коромыслам и кулачкам распределительного вала.
- Крышка головки блока цилиндров. 14. Жиклер масляного канала.
- Канал подвода масла к оси коромысел.
- Датчик давления масла.
- Каналы подвода масла к коренным шейкам.
- Коленчатый вал.
- Каналы подвода масла к шатунным шейкам коленчатого вала.
- Датчик минимального уровня масла.
- Указатель уровня масла.
- Маслосливная пробка.
- Маслоприемник с фильтром грубой очистки.
- Масляный картер.
- Канал подвода масла к масляному насосу.
- Канал слива масла через редукционный клапан.
- Масляный насос.
- Продольный канал от масляного насоса к фильтру тонкой очистки.
- Редукционный клапан
Система смазки комбинированная – под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов, оси коромысел; разбрызгиванием масла – цилиндры и механизм газораспределения. Шестеренчатый масляный насос с шестернями внутреннего зацепления, маслоприемником и редукционным клапаном расположен на переднем горце блока цилиндром, приводится во вращение от коленчатого вала Легкосъемный сменный полнопроточный масляный фильтр имеет фильтрующий элемент из специального картона. Контроль за работой системы смазки производится датчиком аварийного давления масла.
Навесные агрегаты — водяной насос, датчик-распределитель зажигания, генератор и стартер имеют подшипники, не требующие в процессе эксплуатации пополнения смазки.
Компоненты системы смазки:
1. Фильтр.
2. Штуцер.
3. Винт крепления крышки.
4. Крышка насоса.
5. Крышка маслоотделителя.
6, 8, 11, 15, 18, 20, 24. Прокладки.
7. Маслозаливная крышка.
9. Корпус насоса.
10. Болт.
12. Приемник насоса.
13. Шарик редукционного клапана.
14. Пружина.
16. Пробка.
17. Масляный картер.
19. Маслосливная пробка.
21. Ведомая шестерня масляного насоса.
22. Ведущая шестерня масляного насоса.
23. Маслоуспокоитель.
25. Трубка указателя уровня масла.
26. Указатель уровня масла (маслоизмерительный щуп).
Маслозаливная горловина, через которую в двигатель заливают масло, находится на крышке головки цилиндров.
Приемник масляного насоса представляет собой штампованный колпак с фильтрующей сеткой и масло подводящей трубкой. К масляному насосу приемник крепится фланцем через уплотни тельную прокладку болтами.
Стержневой указатель уровня масла установлен в трубке с правой части блока двигателя и уплотнен прокладкой. На нижней части стержня сделаны две метки, расположенные на расстоянии 15 мм одна от другой.
Нижняя соответствует минимальному, а верхняя максимальному уровню.
Масляный картер отлит из магниевого сплава. Он закрывает двигатель снизу и служит резервуаром для масла. Крепится картер к нижнему фланцу блока двигателя болтами. Уплотнение достигается установкой прокладки толщиной 3 мм. Полость масляного картера корытообразной формы имеет развитую переднюю часть, в которой размещается масло приемник.
Для предотвращения чрезмерного расплескивания масла при движении автомобиля в картере отлиты вертикальные поперечные перегородки, а верхняя часть закрыта штампованным масло успокоителем. В нижней части картера отлита бонка с резьбой М18Х 1,5 для маслосливной пробки.
Масляный насос — шестеренчатого типа внутреннего зацепления, односекционный, установлен в передней части блока цилиндров.
Корпус масляного насоса отлит из алюминиевого сплава и одновременно является передней крышкой блока цилиндров. В корпусе расположены ведущая и ведомая шестерни, редукционный клапан и манжета 6 переднего носка коленчатого вала.
Ведущая шестерня имеет проточку диаметром 39 мм для установки на выступ корпуса насоса и выступы, которыми приводится во вращение непосредственно от носка коленчатого вала, имеющего лыски. Ведомая шестерня вращается в расточке корпуса, в нижней части ее внутренние зубья входят в зацепление с наружными зубьями ведущей шестерни.
Крышка масляного насоса — стальная, шлифованная, крепится к корпусу без прокладки шестью винтами М6.
Для защиты каналов и уплотнений от разрушения при чрезмерном повышении давления масла служит редукционный клапан. Диаметр шарика клапана и жесткость его пружины подобраны так, что при увеличении давления в системе смазки выше 0,55 МПа клапан приоткрывается и перепускает часть масла в блок цилиндров.
Система питания
Карбюраторная система питания:
1. Карбюратор.
2. Шланг к вакуум-корректору.
3. Датчик указателя уровня топлива.
4. Соединительный шланг.
5. Болт крепления бака.
6. Уплотнительные втулки.
7. Пробка топливного бака.
8. Наливная трубка.
9. Шланг вентиляции бака.
10 и 13. Хомуты.
11. Шланг наливной трубки.
12. Топливный бак.
14. Трубка рециркуляции.
15. Трубка подачи топлива.
16. Фильтр.
17. Топливный насос.
18. Уплотнительная прокладка.
19. Проставка.
20. Уплотнительно-регулировочная прокладка.
21. Проставка.
22. Прокладки.
23. Шланг подачи топлива.
24. Шланг трубки рециркуляции.
25. Топливосборник
Система питания двигателей МеМЗ-245, МеМЗ-2457, МеМЗ-3011 – карбюраторная. Карбюратор эмульсионного типа, двухкамерный с падающим потоком; имеет балансированную поплавковую камеру, автономную систему холостого хода, сетчатый фильтр на входе топлива. Воздухоочиститель со сменным фильтрующим элементом. Топливный насос диафрагменный, с сетчатым фильтром и рычагом ручной подкачки топлива.
Двигатель МеМЗ-246 оборудован системой центрального впрыска топлива. Электронная система управления представляет собой комплект систем питания и зажигания, совместная работа которых обеспечивает регламентированные международными стандартами нормы на выделение токсичных составляющих отработавших газов. Данная система является центральной одноточечной системой впрыска, при котором топливо подается через корпус дроссельной заслонки с помощью одной форсунки.
Система выпуска газов укомплектована каталитическим нейтрализатором.
Схема электронной системы управления двигателем МеМЗ-246 (одноточечная система впрыска):
1. Фильтр топливный.
2. Регулятор давления топлива.
3. Привод дроссельной заслонки.
4. Датчик абсолютного давления.
5. Электромагнитная форсунка.
6. Электронный модуль зажигания.
7. Электронный блок управления.
8. Каталитический нейтрализатор.
9. Датчик содержания кислорода.
10. Управляющее реле.
11. Замок зажигания.
12. Аккумулятор.
13. Электромагнитный клапан адсорбера.
14. Адсорбер.
15. Топливный бак.
16. Топливный фильтр.
17. Электробензонасос.
18. Датчик положения коленчатого вала.
19. Датчик температуры охлаждающей жидкости.
20. Датчик температуры топливной смеси.
21. Датчик положения дроссельной заслонки.
Предупреждение!
— Двигатель МеМЗ-246 рассчитан на применение бензина с октановым числом не ниже 91 с содержанием тетраэтилсвинца не более 0,015 г/л.
— Не допускайте эксплуатации автомобиля с горящей контрольной лампой сигнала диагностики системы впрыска, свидетельствующей о неисправности электронной системы управления двигателя.
— Допускается кратковременное (до 10 с) загорание лампы при включении зажигания и запуске двигателя.
— Запрещена эксплуатация автомобиля, если двигатель работает неустойчиво, не развивает нормальной мощности, «троит», так как это может привести к перегреву и выходу из строя каталитического нейтрализатора.
— Ручная регулировка частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу не производится (обеспечивается автоматически).
— Запрещается видоизменять или аннулировать какую-либо функцию системы.
— В случае возможного повышения температуры воздуха более 80°С, например, в сушильных печах покрасочных камер, снимите электронный блок управления системы центрального впрыска.
— Никогда не соединяйте или не разъединяйте элементы системы при включенном зажигании. После остановки двигателя, при включенном зажигании, топливный насос не должен работать. Напряжение более 14 В или переменный ток любой величины не должен подводиться к каким-либо клеммам системы.
— При техническом обслуживании обратите внимание на отсутствие подтекания топлива во всех узлах системы.
— Необходимо производить замену топливных фильтров через каждые 15 000 км пробега.
— Обслуживание системы питания двигателя МеМЗ-246 с электронной системой управления необходимо производить на станциях технического обслуживания с применением специальной диагностической аппаратуры.
Устройство СРВТ двигателя МеМЗ-3071:
1. Воздушный фильтр.
2. Датчик положения дроссельной заслонки.
3. Дроссельный патрубок.
4. Датчик температуры воздуха и абсолютного давления.
5. Ресивер.
6. Регулятор давления топлива.
7. Рампа топливных форсунок.
8. Форсунка.
9. Датчик температуры охлаждающей жидкости (сигнал на контроллер).
10 Свеча зажигания.
11. Модуль зажигания.
12. Датчик частоты вращения и положения коленчатого вала.
13. Датчик скорости.
14. Трубка рециркуляции топлива.
15. Датчик кислорода.
16. Каталитический нейтрализатор.
17. Глушитель.
18. Топливный насос.
19. Топливный бак.
20. Адсорбер.
21. Клапан продувки адсорбера.
22. Контрольная лампа СРВТ.
23. Диагностическая колодка.
24. Топливный фильтр.
25. Контроллер.
26. Регулятор холостого хода.
27. Датчик детонации.
Двигатель МеМЗ-3071 оборудован системой распределенного впрыска топлива (СРВТ) с электронным управлением топливоподачей и моментом зажигания. Контроллер (электронный блок управления) установлен в салоне автомобиля. Являясь центральным устройством ЭСУД, на основании поступающей от датчиков информации, осуществляет управление работой СРВТ, обеспечивая оптимальную работу двигателя на различных режимах эксплуатации.
В функции контроллера входит управление:
- работой форсунок;
- временем накопления энергии в катушках системы зажигания (в том числе по параметру детонации при изменяющихся режимах работы двигателя);
- работой клапана продувки адсорбера;
- частотой вращения коленчатого вала на режиме холостого хода;
- работой электробензонасоса;
- работой вентилятора системы охлаждения двигателя;
- контрольной лампой на комбинации приборов – «CHECK ENGINE».
Предупреждение!
— В случае возможного повышения температуры воздуха выше 80°С, например, в сушильных камерах, снимите контроллер СРВТ.
— Регулятор холостого хода состоит из двухполюсного шагового электродвигателя и соединенного с ним конусного клапана. Установлен на дроссельном патрубке.
— Датчик частоты вращения и положения коленчатого вала индуктивного типа, установлен на картере сцепления.
Датчик температуры воздуха и абсолютного давления установлен на ресивере и представляет собой два совмещенных в одном корпусе датчика со схемой обработки сигнала:
- температуры воздуха (термистор);
- абсолютного давления (интегральный с полупроводниковыми пьезорезисторами);
Датчик температуры охлаждающей жидкости, термистор, установлен на отводящем патрубке и служит для подачи сигналов на контроллер (не путать с датчиком указателя температуры охлаждающей жидкости, установленным отдельно).
Датчик положения дроссельной заслонки, потенциометр, установлен на дроссельном патрубке.
Датчик детонации, пьезоэлектрический, установлен на впускном коллекторе двигателя.
Датчик скорости автомобиля установлен на коробке передач. При вращении ведущих колес датчик вырабатывает импульсы с частотой 6 импульсов на метр движения автомобиля и подает их на контроллер. К торцу датчика крепится гибкий вал спидометра. Контрольная лампа неисправности СРВТ расположена на комбинации приборов. Загорается при пуске двигателя и гаснет через 3. 5 с.
Общая схема системы подачи топлива в автомобиле с СРВТ:
1. Форсунки.
2. Регулятор давления топлива.
3. Штуцер для контроля давления топлива.
4. Рампа форсунок.
5. Топливный фильтр.
6. Электробензонасос.
7. Сливной топливопровод.
8. Подающий топливопровод.
Система вентиляции картера
Система вентиляции картера замкнута через воздухоочиститель и карбюратор (в карбюраторных двигателях) или через шланг от корпуса фильтра и дроссельный патрубок (в двигателях с электронным управлением).
Система охлаждения
Система охлаждения двигателя:
1. Корпус пробки.
2. Шкив привода насоса.
3. Подшипник в сборе с валом.
4. Стопорный винт.
5. Корпус насоса.
6. Уплотнительная манжета.
7. Крыльчатка.
8. Перепускная труба.
9. Насос в сборе.
10. Шланг к радиатору отопителя.
11. Тройник.
12. Шланг к расширительному бачку.
13, 20 и 34. Прокладки.
14. Патрубок.
15. Подводящий шланг.
16. Шланг от термостата.
17. Термостат.
18. Отводящий шланг.
19. Шланг радиатора.
21. Штифт.
22. Электродвигатель вентилятора.
23. Дистанционная втулка.
24. Амортизационная втулка.
25. Кожух.
26. Крыльчатка.
27. Пароотводящий шланг.
28. Фиксатор.
29. Радиатор.
30. Втулка.
31. Передняя лента.
32. Задняя лента.
33. Расширительный бачок.
35. Блок клапанов.
Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с полупрозрачным расширительным бачком, заполнена специальной незамерзающей жидкостью ТОСОЛ-А40М или ТОСОЛ А65М.
Система охлаждения состоит из рубашки охлаждения двигателя, термостата, насоса для охлаждающей жидкости, радиатора, электровентилятора. К ней подключен также теплообменник отопителя салона кузова, циркуляция жидкости через который регулируется краном
Термостат с твердым наполнителем. Начало открытия клапана при температуре 80±2°С. Полное открытие при 95°С.
Насос центробежный, приводится плоскозубчатым ремнем от коленчатого вала.
Электровентилятор закреплен в кожухе радиатора, включается автоматически термовыключателем, расположенным в нижнем бачке радиатора.
Рубашка охлаждения двигателя состоит из полостей и протоков, получаемых при отливке. Они расположены в блоке цилиндров, головке цилиндров и впускном трубопроводе. В прокладках, уплотняемых места соединений, сделаны отверстия для прохода охлаждающей жидкости.
Охлаждающая жидкость уносит выделяемое тепло от наружных поверхностей стенок цилиндра, камер сгорания, гнезд свечей, втулок и седел клапанов.
Выходящая из головки цилиндров жидкость служит для подогрева воздуха в салоне при открытом кране теплообменника, а также для подогрева смесительной камеры карбюратора во впускном коллекторе для улучшения его смесеобразования. Жидкость, попав в теплообменник радиатора, охлаждается, отдавая свое тепло через тонкие стенки его трубок проходящему через него воздуху.
Уровень жидкости в расширительном бачке на холодном двигателе при температуре 15. 25 °С должен быть 20. 30 мм выше метки, нанесенной на расширительном бачке.
Система охлаждения двигателей с электронным управлением аналогична системе охлаждения карбюраторных двигателей за исключением:
- отсутствует датчик включения вентилятора радиатора (эту функцию осуществляет контроллер);
- вместо подогрева пускового устройства карбюратора осуществляется подогрев корпуса дроссельной заслонки.
Система зажигания
Система зажигания карбюраторных двигателей батарейная, номинальное напряжение 12 В, бесконтактная.
Бесконтактная система имеет датчик-распределитель бесконтактный с датчиком «Холла», центробежным и вакуумным регуляторами опережения зажигания с приводом от распределительного вала, коммутатор пли коммутационный блок и катушку зажигания.
Начальная установка угла опережения зажигания (5° до ВМТ хода сжатия) – по меткам на шкиве коленчатого вала и защитной крышке привода механизма газораспределения.
В системе зажигания двигателя с СРВТ (МеМЗ-3071) отсутствует традиционный коммутатор, датчик-распределитель и катушка зажигания. Вместо них используется модуль зажигания, состоящий из двух катушек зажигания и встроенного коммутатора.
Система не имеет подвижных деталей и не требует обслуживания. Необходимо следить за надежностью крепления разъемов проводов высокого и низкого напряжений, отсутствием механических повреждений элементов системы и их чистотой.
Система зажигания не нуждается в регулировках (в том числе и по углу опережения зажигания), так как управление моментом зажигания осуществляет контроллер, используя сигналы датчиков СРВТ.
Система выпуска
Впускной и выпускной коллекторы, трубы и глушитель:
1. Прокладка коллекторов.
2. Впускной коллектор.
3. Штуцер.
4. Пружина шарнира.
5. Гайка.
6. Резонатор.
7. Глушитель.
8. Подушка.
9. Выпускная труба глушителя.
10. Прокладки глушителя.
11. Болт корпуса шарнира.
12. Приемная труба.
13. Кронштейн двигателя.
14. Прокладка фланца приемной трубы.
15. Выпускной коллектор
Система выпуска отработавших газов настроенная, с резонатором и глушителем. Выхлопной патрубок расположен сзади, слева.
Выпускные трубы и глушитель осуществляют выпуск отработавших газов через четыре неразборных узла: приемную трубу 12, резонатор 6 с фланцем и трубой, глушитель 7 с трубами и выпускную трубу 9. Приемная труба надевается на шпильки выпускного трубопровода и затягивается латунными гайками. Резонатор соединен с приемной трубой шарнирным соединением, состоящим из фланцев со сферическими поверхностями, стянутыми двумя подпружиненными болтами. Пружины создают постоянное уплотнение шарнира. Шарнирное соединение служит для разгрузки от изгибов выпускных труб при колебаниях силового агрегата.
Глушитель с выпускными трубами подвешен к кузову тремя резиновыми подушками. Уплотнение между фланцами осуществляется металлоасбестовыми прокладками.
Отработавшие газы вначале отводятся раздельно из каждого цилиндра, а затем в выпускном трубопроводе соединяются патрубками первого и четвертого, второго и третьего цилиндров.