- Автотранспорт — правила, нормы, положения
- эксплуатация автомобильного транспорта
- 4. Технические жидкости для автомобилей
- Что такое ГСМ – расшифровка и описание
- Виды топлива, относящиеся к ГСМ
- Смазочные масла как разновидность ГСМ
- Технические жидкости для автомобилей перечень по классификатору
- Типы топлива
- Бензин
- Октановое число
- Дизельное топливо
- Цетановое число
- Консистентная смазка
- Многоцелевая консистентная смазка (MP)
- Консистентная смазка для подшипников ступиц колес
- Консистентная смазка — дисульфид молибдена на основе литиевого мыла
- Консистентная смазка — гликоль на основе литиевого мыла
- Высокотемпературная консистентная смазка
- Консистентная смазка для дискового тормоза
- Консистентная смазка втулки рычага выключения сцепления
- Технические жидкости:
- Жидкость для автоматических трансмиссий (ATF)
- Жидкость для гидроусилителей рулевого управления
- Тормозная жидкость
- ДЛЯ СПРАВКИ:
- Технические жидкости
- LLC (охлаждающая жидкость длительного использования)
- Герметики
- Типы герметиков
- Герметик 1281 (Three bond 1281)
- Уплотняющий герметик 1282В (Three bond 1282В)
- Клей 1131 (Loctite № 518) (Three bond 1131)
Автотранспорт — правила, нормы, положения
эксплуатация автомобильного транспорта
4. Технические жидкости для автомобилей
Технические жидкости для автомобилей.
Технические жидкости для автомобилей подразделяются на охлаждающие жидкости, тормозные жидкости, амортизаторные жидкости, жидкости для обмыва лобовых стекол, электролит для свинцовых аккумуляторных батарей и этиловый технический спирт.
Жидкость для системы охлаждения двигателей должна отвечать следующим требованиям:
а) иметь достаточно высокие температуру кипения и теплоемкость;
б) обладать температурой замерзания ниже температуры окружающего воздуха;
в) не образовывать на водяной рубашке двигателя и деталях системы охлаждения накипи;
г) не вызывать коррозию металлических деталей двигателя и не разрушать резиновые детали;
д) не вызывать поломок деталей системы охлаждения при замерзании, незначительно изменять объем при нагревании и не вспениваться при попадании нефтепродуктов;
е) быть безопасной в обращении, дешевой и универсальной;
В качестве охлаждающих жидкостей для ДВС широко применяется вода и низкозамерзающие смеси (антифризы).
Их применяют в гидравлических или гидропневматических тормозных системах, а также в гидроприводах выключения сцепления.
Тормозные жидкости являются разновидностью гидравлических жидкостей, в соответствии с назначением к ним предъявляются следующие специфические требования:
- Обладать низкой температурой замерзания.
- Обладать хорошими вязкостно-температурными свойствами, обеспечивать высокую подвижность при низких температурах (до -60°С) и отсутствие подтеканий при высоких температурах (до +100-110°С).
- Иметь достаточно высокую температуру кипения (не ниже 115°С для систем с барабанными тормозами и не ниже 190°С для систем с дисковыми тормозами).
- Иметь хорошие смазывающие свойства.
- Не вызывать коррозии металлических деталей, а также набухания, разъедания и высыхания резиновых манжет, клапанов и шлангов гидропривода тормозов.
- Жидкость для обмыва лобовых стекол НИИСС-4.
Это смесь изоприлового спирта (79% по массе и воды с добавкой 0,1% сульфанола (моющего средства)). В чистом виде жидкость не применяется, т.к. вредно воздействует на окрашенные поверхности автомобиля, и должна быть разбавлена водой в зависимости от температуры окружающего воздуха в определенных соотношениях.
а) жидкость АЖ-12Т (ГОСТ 23008-78) – смесь маловязкого минерального масла и кремнийорганической жидкости с добавлением противоизносной и антиокислительной присадок. Работоспособна в интервале температур от плюс 50 до минус 50°С. Предназначена для амортизаторов грузовых и легковых автомобилей, кроме автомобилей ВАЗ.
Внешний вид – прозрачная жидкость от светло-желтого до светло-коричневого цвета. Вязкость – 12 стс при 50°С, температура застывания – минус 52°С.
б) масло МГП-10. применяется в амортизаторах автомобилей ВАЗ, а также других легковых автомобилей. Температура застывания – минус 40°С. Является смесью трансформаторного масла, кремнийорганической жидкости и животных жиров, содержит антиокислительные и противопенные присадки.
в) гидравлическое (веретенное) масло АУ. Может применяться в амортизаторах грузовых автомобилей как заменитель жидкости АЖ-12Т.
г) смесь трансформаторного и турбинного масел – применяется в качестве амортизаторной жидкости при отсутствии специальных жидкостей (АЖ-12Т и МГП-10). Для летних условий смесь должна состоять из 40% трансформаторного и 60% турбинного масел, для зимних условий – из 60% трансформаторного и 40% турбинного масел. В случае отсутствия турбинного масла в смесь добавляется индустриальное масло небольшой вязкости.
Предназначен для предотвращения замерзания конденсата в трубопроводах и приборах пневматического тормозного привода автомобилей КамАЗ, МАЗ и ЗИЛ.
Заливается в предохранитель замерзания при температуре окружающего воздуха ниже плюс 5°С, периодичность замены согласно заводских инструкций по эксплуатации автомобилей (автомобили КамАЗ – емкость бака 0,2 л, смена 1 раз в неделю).
- Электролит для свинцовых аккумуляторных батарей.
Электролит представляет собой раствор аккумуляторной серной кислоты в дистиллированной воде. Аккумуляторная серная кислота в неразведенном состоянии – бесцветная маслянистая жидкость без запаха плотностью 1,83 г/см 3 . Плотность электролита в зависимости от климатической зоны находится в пределах от 1,23 до 1,31 г/см 3 .
Что такое ГСМ – расшифровка и описание
ГСМ – это «горюче-смазочные материалы», различная продукция, изготовленная из нефти. Эти товары относятся к разновидности промышленных, поэтому их реализация выполняется исключительно специализированными компаниями.
Изготовление всего, что относится к ГСМ, происходит в строгом соответствии принятым нормами и требованиям. Поэтому каждая партия должна обязательно сопровождаться документацией с результатами лабораторных исследований, подтверждающей ее качество.
Купить ГСМ сегодня довольно просто. В целом, в понятие горюче-смазочных материалов входит обширный список продуктов нефтепереработки, использующихся в качестве:
- Горючего – бензин, дизель, керосин, попутный нефтяной газ.
- Смазочных материалов – масла для моторов и трансмиссий, а также пластичные вещества.
- Технических жидкостей – тосол, антифриз, тормозная жидкость и так далее.
Горюче-смазочные материалы – продукты, получаемые в результате перегонки нефти
Виды топлива, относящиеся к ГСМ
Так, как из всего, что относится к горюче-смазочным материалам, большая часть является топливом, остановимся на его видах подробнее:
- Бензин. Обеспечивает работу двигателей внутреннего сгорания. Отличается быстрой воспламеняемостью, которая в механизмах совершается в принудительном порядке. При выборе нужного горючего следует руководствоваться такими характеристиками, как состав, октановое число (влияющее на детонационную стабильность), давление паров и пр.
- Керосин. Изначально выполнял осветительную функцию. Но наличие особенных характеристик сделали его основным компонентом ракетного топлива. Это высокий показатель испаряемости и теплоты сгорания керосина ТС 1, хорошая переносимость низких температур, уменьшение трения между деталями. Учитывая последнее свойство, его часто используют также как смазку.
- Дизтопливо. Главными его разновидностями являются маловязкое и высоковязкое топливо. Первое применяется для грузового транспорта и другой быстроходной техники. Второе – для низкооборотистых двигателей, например, промышленного оборудования, тракторов и т.д. Доступная цена топлива, низкая взрывоопасность и высокий КПД делают его одним из самых востребованных.
Природный газ в жидком состоянии, также используемый для заправки автомобилей, не является продуктом переработки нефти. Поэтому, согласно принятым стандартам, он не относится к ГСМ.
Три основных вида топлива, относящиеся к ГСМ
Смазочные масла как разновидность ГСМ
Что означает ГСМ, когда речь заходит о маслах? Этот нефтепродукт является неотъемлемым элементом любого механизма, поскольку его основная задача – уменьшение трения между частями машин и их защита от износа. По консистенции смазки делятся на:
Их качество зависит от наличия в составе присадок – дополнительных веществ, улучшающих эксплуатационные характеристики. Добавки могут улучшить как один, так и несколько показателей сразу. Различают, например, противоизносные или же моющие, оберегающие запчасти от наслоения отложений.
Особенности состава добавок к моторному маслу
По способу изготовления масла делятся на:
- Синтетические.
- Минеральные.
- Полусинтетические.
Последние являются симбиозом веществ, полученных искусственным путем с натуральными результатами нефтепереработки.
Чтобы сразу становилось понятно при взгляде на любую упаковку ГСМ, что это такое, каждый продукт имеет свою маркировку. По ней определяют, для каких целей он предназначен. В эти показатели входит качество, вязкость, наличие присадок, соответствие определенному времени года.
Разновидности ГСМ от тюбиков со смазкой до бочек с топливом
В этой статье мы осветили, что такое ГСМ, расшифровали аббревиатуру и рассказали, для чего применяются те или иные продукты. Предоставленной информации будет достаточно в качестве ознакомительного материала.
Чтобы более подробно узнать о том, что такое горюче-смазочные материалы и какие из них лучше всего подойдут для поставленных целей, обращайтесь к специалистам компании «Аммокс».
Технические жидкости для автомобилей перечень по классификатору
В автомобилях применяются различные виды топлива, смазочных материалов и технических жидкостей (ГСМ). Некоторые из них содержат исключительно ядовитые и горючие вещества, требующие осторожного обращения.
Помните, что использование несоответствующего типа топлива или смазки может привести к значительному повреждению деталей автомобиля. Поэтому так важно знать, какие существуют типы топлива, смазочных материалов и технических жидкостей.
Типы топлива
В настоящее время на автомобилях применяются такие типы топлива, как бензин и дизельное топливо (легкие фракции нефти), а также метанол, сжиженный нефтяной газ (LPG) и другие. Мы рассмотрим наиболее распространенные типы топлива: бензин и дизельное топливо.
УКАЗАНИЕ:
Характеристики бензина с течением времени ухудшаются.
Бензин
Бензин — это смесь углеводородов, которая производится путем перегонки сырой нефти. Бензин является высоколетучим соединением и при сгорании выделяет большое количество тепла. Кроме того, бензин удовлетворяет требованиям, необходимым для автомобильного топлива:
• Не содержит опасных веществ.
• Обладает высокими антидетонационными характеристиками.
• Имеет сравнительно низкую стоимость.
По этим причинам бензин используется в качестве топлива для бензинового двигателя.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ:
Бензин является высоколетучим соединением и при контакте с воздухом образует горючий газ. В связи с тем, что он легко воспламеняется от малейшей искры, то есть является очень опасным веществом, бензин требует осторожного обращения.
Октановое число
Октановое число является одной из характеристик бензина, оно указывает антидетонационные свойства бензина. Бензин с более высоким октановым числом менее склонен к детонации при сгорании в двигателе по сравнению с бензином, обладающим низким октановым числом.
Для повышения октанового числа в некоторые сорта бензина добавляют свинец, другие сорта бензина, не содержащие свинца, называют неэтилированными. Так как некоторые двигатели предназначены для использования этилированного бензина, а другие — неэтилированного, следует обращать на это внимание и использовать только соответствующий тип бензина.
УКАЗАНИЕ:
Детонация возникает в результате ненормального (взрывного) сгорания бензина в цилиндре двигателя. Признаком детонации является резкий повторяющийся металлический стук в стенки цилиндра, при детонационном сгорании полезная мощность двигателя снижается.
Дизельное топливо
Дизельное топливо (иногда называется «легкие фракции нефти») представляет собой смесь углеводородов, которые извлекаются из сырой нефти после выделения бензина и керосина при температуре от 150 до 370°C (302-698°F). Дизельное топливо в основном используется для питания дизельных двигателей.
ПРИМЕЧАНИЕ:
• В отличие от бензина, дизельное топливо применяется также в качестве смазки.
При заправке автомобиля будьте внимательны, чтобы не перепутать тип топлива, так как если бензин попадет в дизельный двигатель, это может привести к повреждению топливного насоса и форсунок.
• Существуют различные типы дизельного топлива, в основном они отличаются по текучести, так как при снижении температуры текучесть топлива уменьшается. Используемый тип дизельного топлива должен соответствовать условиям эксплуатации (температуре окружающего воздуха).
Цетановое число
Цетановое число характеризует воспламеняемость дизельного топлива.
Чем выше цетановое число, тем лучше воспламеняемость топлива, и меньше жесткость сгорания. Минимально допустимое цетановое число для топлива, используемого в высокоскоростных автомобильных дизельных двигателях, обычно составляет от 40 до 50.
УКАЗАНИЕ:
Причиной жесткого сгорания в дизельном двигателе является задержка времени воспламенения (запаздывание опережения впрыскивания топлива) или использование топлива с низким цетановым числом при низких температурах или при низких частотах вращения. При увеличении временного интервала до момента воспламенения в цилиндре происходит одновременное сгорание или взрыв всего содержащегося топлива, что вызывает резкое повышение давления. В результате возникают резкие удары, которые слышны при работе двигателя.
Консистентная смазка
Консистентная смазка является смазкой полужидкого типа. Следите за правильным использованием соответствующих типов смазок.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Минеральная консистентная смазка оказывает вредное влияние на резиновые детали, такие как манжеты тормозного цилиндра, которые могут отвердевать. Для резиновых деталей используйте консистентный гликоль на основе литиевого мыла.
Многоцелевая консистентная смазка (MP)
Цвет консистентной смазки
Область применения
• Подшипники ступиц колес
Консистентная смазка для подшипников ступиц колес
Цвет консистентной смазки
Область применения
Подшипники ступиц колес
Консистентная смазка — дисульфид молибдена на основе литиевого мыла
Цвет консистентной смазки
Область применения
• Механизм рулевой передачи типа шестерня-рейка
Консистентная смазка — гликоль на основе литиевого мыла
Цвет консистентной смазки
Область применения
• Рабочий цилиндр выключения сцепления
• Рабочий тормозной цилиндр
• Суппорт дискового тормоза
Высокотемпературная консистентная смазка
Цвет консистентной смазки
Область применения
Опорный диск тормозного механизма
Консистентная смазка для дискового тормоза
Цвет консистентной смазки
Область применения
Противошумная прокладка дискового тормоза
Консистентная смазка втулки рычага выключения сцепления
Цвет консистентной смазки
Область применения
Втулка рычага выключения сцепления
Технические жидкости:
В автомобилях применяется несколько типов технической жидкости: жидкость автоматической трансмиссии, жидкость гидроусилителя рулевого управления, тормозная жидкость и т. д.
Эти жидкости имеют разнообразное назначение, включая передачу мощности, передачу давления в гидроприводах и смазку.
Жидкость для автоматических трансмиссий (ATF)
ATF является жидкостью высокого качества и высокой степени очистки, которая используется в основном в автоматической трансмиссии. В продаже имеется пять типов ATF: D-ll, тип T, T-II, T-lll и T-IV.
УКАЗАНИЕ:
• Типы «T», «T-II» и «T-III» ATF были сняты с производства после начала выпуска ATF типа «T-IV».
ПРИМЕЧАНИЕ:
• В зависимости от конструкции автоматической трансмиссии используются различные типы технических жидкостей.
Поэтому перед заменой ATF проверьте маркировку на указателе уровня жидкости или на пробке сливного отверстия, а также рекомендации в разделе «Смазка» во вводной главе Руководства по ремонту.
Жидкость для гидроусилителей рулевого управления
Жидкость для гидроусилителей рулевого управления выполняет функцию гидравлического масла, передающего давление в гидравлических системах, а также функцию смазки гидроцилиндра и насоса гидроусилителя рулевого управления.
УКАЗАНИЕ:
Используется ATF типа DEXRON® II или DEXRON® III, удовлетворяющая данным требованиям.
Тормозная жидкость
В тормозной системе используются различные резиновые детали, такие как манжеты, пыльники, гибкие шланги и т. д. Поэтому тормозная жидкость производится не на нефтяной основе и состоит в основном из гликолей с эфирами и сложными эфирами, которые не разрушают резину и металл. Тормозная жидкость используется также в гидравлических муфтах.
ДЛЯ СПРАВКИ:
Смазочные материалы и технические жидкости
Типы тормозной жидкости
Тормозная жидкость делится на четыре класса по FMVSS (Федеральный стандарт безопасности автомобилей).
Несмотря на то что они главным образом основываются на точке кипения жидкости, учитываются также и другие факторы.
УКАЗАНИЕ:
Точка кипения
Она называется также сухой точкой и является температурой кипения жидкости, в которой содержание воды составляет 0%.
Точка влажного кипения
Она называется также гигроскопической точкой кипения и является температурой кипения жидкости, в которой содержание воды составляет 3,5%.
Технические жидкости
Амортизаторная жидкость
Амортизаторная жидкость — это жидкость, которая содержится в амортизаторах подвески, ее функция заключается в снижении колебаний пружин и рессор подвески. Обычно жидкость в амортизаторах заменять нельзя. При утечке жидкости необходимо менять амортизатор.
Жидкость, содержащаяся в узлах подвески
Жидкость подвески — это жидкость, которая используется в системе активного управления величиной дорожного
просвета.
LLC (охлаждающая жидкость длительного использования)
LLC — это охлаждающая жидкость, состоящая в основном из этиленгликоля, смешанного с водой. Она является всесезонной. LLC снижает точку замерзания охлаждающей жидкости. LLC защищает детали системы охлаждения от ржавления и других видов коррозии.
LLC смешивается с водой, и для того чтобы эта смесь не замерзла, концентрация ее должна быть строго определенной и соответствовать температуре окружающей среды. Чем выше концентрация LLC, тем ниже температура замерзания охлаждающей жидкости.
Тем не менее, если концентрация LLC слишком высокая, то рабочие характеристики смеси ухудшаются. Следует использовать LLC с концентрацией от 30% до 50% антифриза по отношению к воде.
• LLC необходимо периодически менять, так как в эксплуатации ее характеристики ухудшаются.
УКАЗАНИЕ:
Нормы концентрации охлаждающей жидкости и предельная температура замерзания:
Герметики
Герметики — это жидкие уплотнители, предотвращающие протечки, они наносятся на сопряженные поверхности
прокладки масляного поддона и блока цилиндров и другие подобные соединения.
Типы герметиков
Герметик черный (Three bond 1280)
Цвет герметика
Область применения
Соединение масляного поддона двигателя с блоком цилиндров
Герметик 1281 (Three bond 1281)
Цвет герметика
Область применения
Картер коробки передач в блоке с главной передачей
Уплотняющий герметик 1282В (Three bond 1282В)
Цвет герметика
Область применения
Пробка отверстия для слива охлаждающей жидкости
Клей 1131 (Loctite № 518) (Three bond 1131)
Цвет герметика
Область применения
Для серии A24#, картер автоматической коробки передач в блоке с главной передачей