Диагностирование технического состояния пожарных автомобилей и оборудования
2.13.1. Диагностирование — это процесс определения технического состояния автомобиля, его агрегатов, узлов, механизмов, приборов и систем без их разборки с определенной точностью.
2.13.2. Цель диагностирования при ТО заключается в определении потребности проведения отдельных операций технического обслуживания, прогнозирования момента неисправного состояния и оценке качества выполнения работ.
Цель диагностирования при ремонте заключается в выявлении неисправного состояния, причин его возникновения и установлении наиболее эффективного способа устранения.
2.13.3. Диагностирование может быть общим и поэлементным. Общее диагностирование производится для определения работоспособности автомобиля, агрегатов, узла, механизма и системы в целом по обобщенным диагностическим параметрам.
Поэлементное (углубленное) диагностирование производится для определения конкретной неисправности по частным диагностическим параметрам.
2.13.4. Для определения потребности пожарного автомобиля, агрегата, механизма или прибора в обслуживании или ремонте применяют нормативные значения диагностических параметров.
2.13.5. При диагностировании измеряют фактическое значение параметра технического состояния автомобиля или его агрегата, сравнивают с допускаемым или предельным значением параметра и выносят решение о необходимости регулировки или ремонта механизма. Регулировочные работы, не требующие значительных трудовых затрат, выполняются при диагностировании.
2.13.6. Диагностирование пожарных автомобилей и оборудования производят на посту технического диагностирования в ПТЦ, отряде (части) технической службы, на постах ТО в подразделениях или с применением автомобилей диагностики. Перечень диагностического оборудования для постов технического диагностирования приведен в приложениях 22 и 23.
2.13.7. По результатам диагностирования заполняется диагностическая карта и дефектовочная ведомость (приложение 24).
Форма диагностической карты и нормативные значения диагностических параметров приведены в Рекомендациях по применению передвижных авторемонтных мастерских (ГУГПС МВД России от 8.07.94 г. N 20/4.1/1211).
Диагностирование технического состояния пожарных автомобилей и их специальных агрегатов
Диагностирование – это процесс определения технического состояния автомобиля, его агрегатов, узлов, механизмов, приборов и систем без их разборки.
Цель диагностирования при техническом обслуживании – это определение действительной потребности тех технических воздействий, которые выполняются не при каждом обслуживании, а также прогнозирование момента возникновения отказа или неисправности. Цель диагностирования при ремонте – это выявление причин отказа или неисправности, определение объема ремонтных воздействий, а также выбор наиболее эффективного способа устранения неисправности.
Диагностирование производится, как правило, приборным методом, однако может дополнительно (а иногда и самостоятельно) применяться экспертный метод.
Диагностика технического состояния пожарных автомобилей может быть общей (Д-1) и поэлементной (Д-2).
Общее диагностирование (Д-1) производится для определения работоспособности автомобиля, агрегатов, узла, механизма и систем в целом по обобщенным диагностическим параметрам. Оно проводится с периодичностью ТО-1 и предназначается, главным образом, для определения технического состояния механизмов и систем, обеспечивающих безопасность движения и безопасную эксплуатацию пожарных автомобилей.
Отдельные операции Д-1 могут проводится при ежедневном техническом обслуживании пожарного автомобиля и при ТО по возращении с пожара (учения), а также для контроля качества выполненного обслуживания или ремонта.
Диагностированию Д-1 подлежат следующие системы и механизмы пожарного автомобиля:
элементы дополнительной трансмиссии;
пожарный и вакуумный насосы;
приборы освещения и сигнализации;
Диагностирование проводят на посту ТО пожарных частей, с использованием переносных диагностических средств (см. табл.7.3).
Перечень диагностического оборудования для постов ТО пожарных частей.
Измерительная линейка для проверки и регулировки схождения передних колес автомобиля
Компрессометр для карбюраторных двигателей автомобилей
Компрессометр для дизельных двигателей автомобилей
Стетоскоп для прослушивания работы двигателя
Люфтомер для проверки свободного хода рулевого колеса автомобиля
Линейка для проверки свободного хода педалей (сцепления, тормоза)
Трубка стеклянная мерная для замера уровня электролита
Плотномер для замера плотности электролита
Плотномер для замеры температуры замерзания охлаждающей жидкости
Приспособления для проверки натяжения приводных ремней двигателя
Приспособление для проверки пожарного насоса на герметичность
Приспособление для проверки и затяжки гайки крепления рабочего колеса пожарного насоса
Перечень операции Д-1 пожарных автоцистерн, включает проверку:
состояние шин и давление воздуха в них;
свободного хода педалей сцепления и тормоза;
действия тормозных механизмов;
состояния и действия приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, стеклоочистителей;
люфта рулевого колеса;
состояния и натяжения ремней привода вентилятора, компрессора, генератора, наоса гидроусилителя руля;
зазоров в подшипниках ступиц колес;
величина схождения передних колес;
работоспособности вакуумной системы и герметичности пожарного насоса;
люфта в соединении «вал – рабочее колесо пожарного насоса», при необходимости подтяжка гайки крепления колеса насоса.
Если по результатам диагностирования выявлена неисправность, требующая проведения регулировочных и ремонтных работ, то эта неисправность должна быть немедленно устранена силами водительского состава. При более серьёзной неисправности пожарный автомобиль направляют в ПТЦ (отряд технической службы). В этом случае пожарный автомобиль выводят из расчета и заменяют резервным.
Поэлементное диагностирование (Д-2) производится для определения конкретной неисправности по частным диагностическим параметрам. Оно проводится с периодичностью ТО-2. Работы Д-2 проводят на постах (участках) технической диагностики ПТЦ (отрядов технической службы), при помощи специальных проверочных стендов и приборов, до начала и в процессе ТО-2.
Примерный перечень работ поэлементного диагностирования (Д-2) пожарных автоцистерн включает:
выполнение операций, проводимых при Д-1;
проверка двигателя на стук и шум, проверка герметичности трубопроводов;
проверка радиального и осевого зазоров в шкворневых соединениях управляемых колес, состояние узлов рулевого привода;
проверка внешнего состояния, уровня шума и герметичности коробки передач и главной передачи, проверка биения карданного вала;
проверка внешнего состояния и работоспособности аккумуляторной батареи, стартера, генератора, реле-регулятора;
проверка внешнего состояния работоспособности системы зажигания: прерывателя-распределителя, проводов высокого напряжения, свечей и катушки зажигания;
регулировка системы холостого хода карбюратора на минимальное содержание СО в отработавших газах на двух режимах холостого хода;
проверка угла опережения подачи топлива дизеля;
проверка внешнего состояния и работоспособности форсунок и топливного насоса высокого давления;
определение боковых сил в контактах управляемых колес с барабанами стенда;
измерение тормозных сил на колесах, времени срабатывания привода, одновременности срабатывания тормозов, усилия на тормозную педаль;
определение мощности на ведущих колесах автомобиля и расхода топлива под нагрузкой. При необходимости проверка состояния цилиндро-поршневой группы и газораспределительного механизма;
определение потери мощности в трансмиссии (после прогрева двигателя и трансмиссии работой под нагрузкой до рабочей температуры);
определение углового люфта элементов дополнительной трансмиссии и КОМ;
проверка работоспособности вакуумного насоса и оценка герметичности пожарного насоса и всасывающих рукавов;
проверка рабочих параметров пожарного насоса;
проверка герметичности водопенных коммуникаций, цистерны и бака для пенообразователя.
Техническая диагностика пожарного автомобиля
Техническое диагностирование пожарных автомобилей
Параметры технических характеристик механизмов ПА при их использовании изменяются в пределах от П 0 до П пд . Фактическое знание действительных величин параметров определяют собою техническое состояние механизмов и систем ПА. Источником информации об их величинах является техническое диагностирование, т.е. определение технического состояния с определенной точностью.
Диагностирование может быть функциональным или тестовым.
Функциональное диагностирование осуществляется во время функционирования механизма (любого объекта), на который поступает только рабочее воздействие. Примером его могут служить величины хода рычагов и педалей приводов управления механизмами, определение тормозного пути и др.
Тестовое диагностирование осуществляется в основном с использованием специальных приборов, стендов и т.п.
С помощью диагностирования решается ряд задач:
определяется работоспособность системы и механизма (в дальнейшем – объекта), как правило, это делается включением их в работу;
устанавливают потребность в обслуживании или ремонте;
контролируют качество выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту;
прогнозируют возможное продление срока службы машин;
обосновывают целесообразность списания агрегатов или машин.
Для определения технического состояния используются различные, так называемые, диагностические признаки. Ими могут являться: факт работоспособности, снижение эффективности, степень герметичности сопряжений и т.д.
Решение задач диагностирования требует знания П технического состояния оцениваемых параметрами диагностирования Д .
Параметры диагностирования. Техническое состояние объекта в основном определяется изнашиванием рабочих поверхностей их деталей. Например, для двигателя – это изменение размеров гильз цилиндров и поршневых колец. Для пожарного насоса – изменение размеров вала насоса в зоне контакта вала с манжетами уплотнения и т.д
Измерение износа деталей без разборки механизма или ограничена или практически невозможна. Поэтому для определения технического состояния пользуются косвенными величинами. Их называют диагностическими параметрами. Они связаны с параметрами технического состояния и дают о них определенную информацию. Например, о техническом состоянии пожарного насоса можно судить по величине падения разрежения при его проверке на герметичность. Важной информацией является изменение создаваемого насосом напора. О техническом состоянии двигателя можно судить по изменению его мощности, компрессии, расходу масла.
Рассмотрим обоснование диагностических параметров на примере их определения для оценки технического состояния системы всасывания пожарного насоса.
Герметичность у нового насоса обеспечивается тем, что на вал с некоторым предварительным натягом посажена резиновая манжета. Ее диаметр меньше диаметра вала. Вследствие износа деталей в эксплуатации через какую-то пд величину наработки насоса диаметры сравняются. Это предельное состояние уплотнения. Начальному и предельному состоянию соответствуют начальный П 0 и П пд параметры его технического состояния. Изменение П во времени эксплуатации показано прямой 1 на рис.13.30. Было установлено, что падение создаваемого в насосе разрежения, измеряемое в секундах ( с ), в зависимости от диаметра вала насоса изменяется, как показано кривой 2 на рис.13.30. Легко определить, что предельно допустимому параметру П пд соответствует диагностический параметр D . Таким образом, диагностическим параметром является время D . Если при испытании насоса измеряемое падение вакуума с будет больше D , то система будет работоспособной. На основании изложенного, можно прогнозировать срок надежной службы системы. Пусть измеренное время падения вакуума будет 1 , тогда, как показано на рисунке, возможная продолжительность работоспособного состояния системы будет определяться отрезком а…в .
Классификация диагностических параметров позволяет определять как их перечень, так и область их применения.
Параметры выходных рабочих процессов определяют функциональные свойства ПА или механизма. К ним относятся мощность двигателя, напор, развиваемый насосом, подача пенообразователя в насос, расход топлива, давление форсунки дизеля и др.
Параметры сопутствующих процессов включают температуру нагрева масла, содержание оксида углерода в отработавших газах, давление в конце такта сжатия в цилиндрах двигателя и т.д.
Параметры геометрические определяют связи между деталями в сборочной единице и между отдельными агрегатами и механизмами. К ним относятся зазоры, ход педалей, угол опережения зажигания или подачи топлива в дизеле и др.
Пожарные автомобили создаются, как известно, на шасси грузовых транспортных средств, поэтому для их диагностирования используются диагностические параметры и методы диагностирования, применяемые в автомобильном транспорте. Для специального оборудования пожарных машин разработаны свои диагностические параметры.
Методы диагностирования ПА и их оборудования характеризуются способом измерения диагностических параметров. В настоящее время в зависимости от вида диагностических параметров выделяют три основные группы методов.
Первая группа методов базируется на имитации скоростных и нагрузочных режимов работы автомобиля. При заданных условиях определяются выходные параметры. Для этой цели используются специальные стенды как для автомобилей, так и для пожарного оборудования и пожарно-технического вооружения (ПТВ). При диагностировании ПТВ устанавливается только пригодность его к использованию.
Вторая группа включает в себя методы, в основу которых положена оценка герметичности рабочих объемов механизмов или систем. Измеряя герметичность (степень ее изменения), оценивают степень износа вала насоса, деталей цилиндропоршневой группы двигателя.
Возможны и другие методы, входящие в эту группу. Например, использованием параметров колебательных процессов.
Третья группа методов основывается на субъективной оценке геометрических параметров в статике, например, измерении хода педалей приводов и т.д.
Для оценки технического состояния объекта могут применяться различные средства технического диагностирования (ТД).
Встроенное средство ТД – средство диагностирования, выполненное в общей конструкции с объектом диагностирования. Это контрольные приборы различного назначения.
Внешнее средство ТД – средство, выполненное отдельно от конструкции объекта диагностирования. Это различного рода стенды, например, беговые или тормозные для оценки тяговых тормозных свойств автомобиля, компрессометры и другие переносные приборы.
Универсальное средство ТД – средство, предназначенное для объектов диагностирования различного конструктивного выполнения или функционального назначения. Это могут быть приборы для измерения давления, состава отработавших газов, оценки линейных размеров.
Специализированное средство ТД – средство, предназначенное только для однотипных объектов.
Все изложенные методы диагностирования и используемые средства охватывают различные диагностические признаки и параметры, они применяются в различных областях (табл.13.8).
Особенности технического диагностирования в ГПС обусловлены спецификой технического обслуживания (ТО ПА) и их ремонта (Р).
В пожарных частях ТО и Р производится силами водителей ПА и личного состава боевых расчетов под руководством начальника караула. Все работы осуществляются на посту технического обслуживания ТО.
Для постов ТО в пожарной части установлен перечень диагностического оборудования. Оно позволяет осуществлять технический контроль небольшого количества элементов. Его перечень, наименование и область применения приводятся в табл.13.9.
При ЕТО включением проверяется работоспособность двигателей. С помощью газоструйного вакуумного аппарата проверяется герметичность пожарного насоса по падению создаваемого разрежения.
Один раз в 10 дней производится проверка аккумуляторных батарей и при необходимости их обслуживание. При выполнении этой работы используются простые приспособления, указанные в приведенной выше таблице.
При проведении ТО-1 для диагностирования используется все оборудование, указанное выше. Замеренные диагностические параметры сравнивают с нормативными их значениями, приводимыми в инструкциях по эксплуатации автомобилей. При их несогласованности принимается решение по обслуживанию (выполнению регулировочных и других работ). Контроль выполнения работы осуществляют повторными измерениями.
Диагностирование производится также для обоснования проведения текущих ремонтов, сопутствующих техническому обслуживанию. Выполнение диагностических работ гарантирует поддержание технической готовности ПА в подразделениях ГПС. Обеспечение технической готовности ПА осуществляется при проведении ТО-2 и необходимых ремонтов механизмов и агрегатов ПА. Эти работы выполняются в подразделениях технической службы – пожарных частях (отрядах) технической службы. В этих пожарных частях осуществляется как общее, так и локальное диагностирование, т.е. диагностирование какого-либо элемента объекта.
Характеристика диагностических признаков и параметров