Таблица вязкости масла для дизельных двигателей

Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах

Вязкость масла для дизельных двигателей

Масла для дизельных ДВС отличается от применяемых в бензиновых агрегатах. Двигатель на дизтопливе функционирует на горючей и воздушной смеси, поэтому сильно подвержен влиянию температурных условий. Для такой системы характерен моментальный процесс формирования смеси и выгорания горючего материала, поскольку этот вид топлива полностью не выгорает в системе, и на клапанах поршней остаются отработанные газы в виде сажевых отложений. Также стоит отметить, что дизель содержит наибольший объем серных компонентов.

При выгорании топливной смеси в камере ДВС образуется давление, в результате чего сформированные газы проникают в картер. Вентиляция двигателя не способна устранять скопившийся объем выработанных отходов, а это ведет к деформации и дальнейшему износу системы ДВС.

Как правило, окисляются узлы и механизмы, ухудшаются защитные свойства жидкости и формируются грязевые отложения.

Поэтому от технических параметров, таких как вязкость, допуск и пр, зависит длительность и функциональность силовой установки. Масла для дизельных двигателей должны сохранять первоначальные характеристики и стабильность на протяжении всей эксплуатации.

Качество масла и параметры вязкости

Стандартизации и первоначальные характеристики к смазочному материалу для той или иной модели ТС должны быть обозначены изготовителем в технической инструкции. Чтобы не ошибиться с выбором по индексу вязкости, рекомендуется воспользоваться допусками к моторным маслам.

Допуски и характеристики

Чтобы проанализировать характеристики вязкости, необходимо обратиться к общепринятым нормативам. В обозначении смазочного продукта указывается вязкость по стандартизации SAE, представляющей американскую ассоциацию автоинженеров.

К примеру, жидкость для силовой установки обозначена вязкостью 5w40 по стандартизации API (американского нефтяного института), как SF/CC. Из этого следует, что буква S указывает на предназначение смазки для систем ДВС на бензиновом и дизельном топливе.

Запись через дробь обозначает, что смазочные материалы относятся к всесезонным. Последняя буква указывает на эксплуатационные характеристики (уровень качества). Каждая последующая буква демонстрирует улучшенные эксплуатационные свойства масла:

  • CC – турбированные или атмосферные дизельные агрегаты, применяющиеся в сложных условиях;
  • CD – дизельные моторы с турбонаддувом, работающие на сернистом топливе;
  • CE – агрегаты с турбонаддувом, выпущенные после 1983 года;
  • CF4 – 4-тактные двигатели, сделанные после 1990 года;
  • GG4 – силовые агрегаты с улучшенными эксплуатационными характеристиками и требованиями к токсичности.

Большой объем смазочной продукции категории CA, CB уже не встречаются в продаже, а CF2, CD11 допускаются для 2-тактных дизельных моторов.

Моторные масла допускаются не только по классификации API, но и по стандартизации ACEA, европейской ассоциации автомобильных изготовителей. Поскольку речь идет о дизельных моторах, то для них используется следующая классификация:

  • E1 – грузовые ТС с турбированными агрегатами, эксплуатирующиеся в сложных условиях;
  • E2 – авто с улучшенными эксплуатационными свойствами дизельного мотора;
  • E3 – авто с турбированными движками, работающие в самых трудных условиях (экстра-класс);
  • B1 – авто с моторами на дизельном топливе без турбины;
  • B2 – ТС с турбированными или атмосферными агрегатами;
  • B3 – ТС с турбиной или без нее категория экстра.

Для модифицированных силовых установок без турбины рекомендуется заливать смазочные материалы по категории CD API или B1 по ACEA. Если речь идет о турбо дизельных агрегатах, сделанных после 1990 года, то для них следует применять смазки CE или B2.

Чем больше требований к маслам для турбированных двигателей, тем сложнее условия эксплуатации и потенциальные нагрузки на механизмы ДВС. Благодаря этим требованиям производители создают моторные жидкости, обеспечивающие длительную и функциональную работоспособность турбокомпрессора.

Сезонность

От индекса вязкости зависит применение масла в тех или иных климатических и температурных условиях. Согласно общепринятой стандартизации SAE, моторные жидкости принято разделять на три группы:

Наибольшей вязкостью обладают летние смазки, обозначающиеся в виде числовых символов SAE 30, 40, 50. Зимние масла обозначаются латинской буквой W.

Внесезонные жидкости обозначают буквенными и числовыми символами, так как они обладают эксплуатационными свойствами указанных масел, например, 10w40 или 5w30.

Однако далеко не любая всесезонная смазка рекомендована для агрегата на дизельном топливе. К примеру, моторная смазка с индексом вязкости 10w30 обеспечивает быстрый запуск силовой установки в морозную погоду.

Однако в модифицированные ДВС такое масло не рекомендуется заливать, поскольку обладает низкой текучестью, за счет чего ухудшает противоизносные свойства. Параметры плотности и нормативы качества обычно указываются производителями в технической инструкции управления ТС.

Поэтому рекомендуется соблюдать нормативы к моторным смазкам для обеспечения функциональной работы двигателя.

Вязкость

Сегодня авторынки и специализированные магазины предлагают разнообразный ассортимент смазок, отличающихся параметрами вязкости и классами.

Любой смазочный материл для двигателя на дизельном или бензиновом топливе создан на базе сырья из нефтепродуктов. Смазки для систем ДВС классифицируются по стандартизации SAE, а на упаковках обозначаются маркировки 5w40, 10w30, 15w40, 20w50.

Эти показатели определяют уровень и скорость прокачки моторной жидкости по насосам в системе ДВС. Кроме того, вязкость смазки влияет на ее циркуляцию и поступление к трущимся деталям, расход заряда АКБ и сопротивление коленвала при холодном пуске. В дизельных системах ДВС могут использоваться автомасла с такой вязкостью:

Читайте также:  Прошивки для двигателя газ 406

Чем ниже числовой показатель, тем меньше плотность смазочного материала. Цифра, которая следует после латинской буквы w, обозначает температурный индекс вязкости в летних условиях.

К примеру, смазка 15w40 может быть использована для силовой установки на дизельном топливе при температурных условиях от -15/-20°C до +30/-35°C. Таким образом, классы соответствуют параметрам вязкости моторной жидкости после разогрева двигателя и его выхода на оптимальные показатели температур.

Укажем, что идентичные классы вязкости могут быть как у синтетического, так и минерального продукта. Однако для автомобилей на дизельном топливе рекомендуется использовать синтетические масла с вязкостью 5w40, 10w40, 15w40. В регионах, где наблюдается жаркий летний климат, рекомендуется лить 20w50.

Рекомендации по выбору масла в дизельные ДВС

Если автомобиль имеет сравнительно небольшой пробег и пока что на гарантийном обслуживании, то заливать и менять автомасло следует в дилерских центрах станций ТО. Смазочный продукт необходимо выбирать в соответствии с нормами и допусками от производителя авто по классификациям ACEA, SAE, API.

При выборе индекса вязкости следует акцентировать внимание на температурных условиях конкретного региона, в котором будет эксплуатироваться автомобиль. Для северных зон рекомендуется использовать смазку с индексом 5w40, 0w20. В умеренных климатических зонах в движок можно заливать масла 10w40.

В южных зонах с теплым климатом необходимо заливать более вязкие смазочные материалы, устойчивые к жаркой погоде, такие как 15w40. Для изношенных и старых ДВС можно использовать смазку с вязкостью 20w50. Если мотор еще не подвержен износу, то лучше залить менее вязкую смазку 5w40.

Вязкость масла для дизельного двигателя. Классы и нормативы

Большинство автомобилистов, даже начинающих, знает: вязкость – это основной параметр, по которому осуществляется подбор масла. Ниже разберёмся, что такое вязкость дизельного масла, на что влияет этот параметр и как он интерпретируется в плане реального взаимодействия с трущимися деталями.

Почему требования к дизельным моторам выше, чем к бензиновым?

Дизельные двигатели работают в более тяжёлых условиях, чем бензиновые. В камере сгорания дизельного мотора степень сжатия и, соответственно, механическая нагрузка на коленчатые валы, вкладыши, шатуны и поршни выше, чем в бензиновом моторе. Поэтому автопроизводители предъявляют особые требования к рабочим параметрам смазочных материалов для дизельных ДВС.

В первую очередь, моторное масло для дизельного двигателя должно обеспечивать надёжную защиту вкладышей, поршневых колец и стенок цилиндров от механического износа. То есть толщина масляной плёнки и её прочность должны быть достаточными, чтобы выдерживать повышенные механические нагрузки без потери смазывающих и защитных свойств.

Также дизельное масло для современных авто, ввиду массового внедрения в системы выпуска сажевых фильтров, должно обладать минимальной сульфатной зольностью. Иначе сажевый фильтр быстро забьётся твёрдыми продуктами сгорания зольного масла. Такие масла даже отдельно классифицируются по API (CI-4 и CJ-4) и ACEA (Cx и Ex).

Как правильно читать вязкость дизельного масла?

Подавляющее большинство современных масел для дизельных двигателей – всесезонные и универсальные. То есть одинаково хорошо подходят и для работы в бензиновых ДВС вне зависимости от времени года. Однако до сих пор многие нефтегазовые компании производят отдельные масла, специально разработанные для дизелей.

Вязкость масла по SAE, вопреки всеобщему заблуждению, указывает лишь на вязкостные показатели при определённых условиях. А температуру его использования класс вязкости масла ограничивает лишь косвенно. Например, дизельное масло с классом 5W-40 по SAE имеет следующие рабочие параметры:

  • кинематическая вязкость при 100 °C – от 12,5 до 16,3 сСт;
  • масло гарантированно прокачивается по системе насосом при отрицательной температуре до –35 °C;
  • смазка гарантированно не застынет между вкладышами и шейками коленчатого вала при температуре не ниже –30 °C.

В плане вязкости масла, её маркировки по SAE и вложенного смысла различий между дизельными и бензиновыми моторами нет.

Дизельное масло с вязкостью 5W-40 позволит безопасно запустить двигатель зимой при температуре до –35 °C. Летом температура окружающего воздуха косвенно влияет на рабочую температуру мотора. Это происходит потому, что интенсивность теплоотвода с повышением температуры окружающей среды снижается. Следовательно, это влияет и на вязкость масла. Поэтому летняя часть индекса косвенно указывает на максимально допустимую температуру эксплуатации моторного масла. Для категории 5W-40 температура окружающей среды не должна превышать +40 °C.

На что влияет вязкость масла?

Вязкость дизельного масла влияет на способность смазочного материала создавать защитную плёнку на трущихся деталях и в зазорах между ними. Чем масло более густое, тем оно создает более толстую и надёжную плёнку, но и тем сложнее ему проникать в тонкие зазоры между сопрягаемыми поверхностями.

Лучший вариант при выборе вязкости масла для дизельного двигателя – это следовать инструкции по эксплуатации авто. Производитель авто как никто другой знает все тонкости конструкции мотора и понимает, какой вязкости нужна смазка.

Существует такая практика: ближе к 200-300 тысячам км пробега лить более вязкое масло, чем рекомендует производитель. В этом есть некоторый смысл. При больших пробегах детали мотора изнашиваются, и зазоры между ними увеличиваются. Более густое моторное масло поможет создать плёнку должной толщины и лучше отработает в увеличенных износом зазорах.

ГОСТ 17479.1-85 Масла моторные. Классификация и обозначение

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

МАСЛА МОТОРНЫЕ

Классификация и обозначение

Motor oils. Classification and designation

ГОСТ 17479.1-85

Дата введения 01.01.87

1. Настоящий стандарт устанавливает классификацию и обозначение моторных масел, применяемых в автомобилях, тракторах, тепловозах, сельскохозяйственной, дорожной, судовой и другой технике.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2. Обозначение моторных масел состоит из групп знаков, первая из которых обозначается буквой М (моторное) и не зависит от состава и свойств масла; вторая — цифрами, характеризующими класс кинематической вязкости; третья — прописными буквами и обозначает принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам.

Читайте также:  Как по каско отремонтировать автомобиль после дтп

3. В зависимости от кинематической вязкости моторные масла делят на классы (табл. 1). Для всесезонных классов (обозначение дробью) указывают принадлежность к одному из зимних (числитель дроби) и одному из летних (знаменатель дроби) классов.

При классификации моторных масел в соответствии с международными требованиями следует использовать таблицу приложения 4.

Таблица 1

Класс вязкости Кинематическая вязкость, мм 2 /с (сСт), при температуре
+ 100 °С — 18 °С, не более*
3 3 Не менее 3,8 1250
4 3 » » 4,1 2600
5 3 » » 5,6 6000
6 3 » » 5,6 10400
6 Св. 5,6 до 7,0 включ.
8 » 7,0 » 9,3 »
10 » 9,3 » 11,5 »
12 » 11,5 » 12,5 »
14 » 12,5 » 14,5 »
16 » 14,5 » 16,3 »
20 » 16,3 » 21,9 »
24 » 21,9 » 26,1 »
3 3 /8 » 7,0 » 9,3 » 1250
4 3 /6 » 5,6 » 7,0 » 2600
4 3 /8 » 7,0 » 9,3 » 2600
4 3 /10 » 9,3 » 11,5 » 2600
5 3 /10 » 9,3 » 11,5 » 6000
5 3 /12 » 11,5 » 12,5 » 6000
5 3 /14 » 12,5 » 14,5 » 6000
6 3 /10 » 9,3 » 11,5 » 10400
6 3 /14 » 12,5 » 14,5 » 10400
6 3 /16 » 14,5 » 16,3 » 10400

* Определяется по номограмме до введения в действие стандарта на определение динамической вязкости при температурах ниже 0 °С.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

4. В зависимости от области применения моторные масла делят на группы А, Б, В, Г, Д, Е (табл. 2).

Таблица 2

Группа масла по эксплуатационным свойствам Рекомендуемая область применения
А Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели
Б Б1 Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников
Б2 Малофорсированные дизели
В В1 Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений
В2 Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений
Г Г1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению
Г2 Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений
Д Д1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых чем для масел группы Г1
Д2 Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений
Е Е1 Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2. Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами
Е2

Индекс 1 присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 — для дизелей. Универсальные моторные масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и в бензиновых двигателях одного уровня форсирования (обозначаемые одинаковой буквой, табл. 2), индекса в обозначении не имеют. Универсальные моторные масла, принадлежащие к разным группам, должны иметь двойное обозначение, в котором первое характеризует качество масла при применении в дизелях, второе — в бензиновых двигателях.

Примеры обозначения моторных масел:

  • М — моторное масло, 8 — класс вязкости ( табл. 1),
  • В1 — масло для среднефорсированных бензиновых двигателей;
  • М — моторное масло, 63/10 — класс вязкости ( табл. 1),
  • В — универсальное масло для среднефорсированных дизельных и бензиновых двигателей;
  • М — моторное масло, 43/8 — класс вязкости ( табл. 1),
  • В2Г1 — масло для использования как в среднефорсированных дизелях (В2), так и в высокофорсированных бензиновых двигателях (Г1);
  • М — моторное масло, 14 — класс вязкости ( табл. 1),
  • Д — масло для высокофорсированных дизелей с наддувом, цл 20 — масло может быть использовано в циркуляционных и лубрикаторных системах смазки и имеет щелочность около 20 мг КОН/г;
  • М — моторное масло, 43/8 — класс вязкости ( табл. 1),
  • Д — масло для высокофорсированных дизелей с наддувом,
  • т — трансмиссионное масло.

(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).

4.1. Группу моторных масел устанавливают при разработке новых масел, постановке их на производство и сертификации товарных масел по результатам моторных испытаний, предусмотренных табл. 3.

Таблица 3

Определяемое свойство Группа масла Метод испытания
В в1 в2 Г г1 г2 д2
1. Образование отложений:
при высоких температурах + + + + По ГОСТ 20991
при низких температурах + + + + + + + По ГОСТ 20994
2. Антиокислительные свойства + + + + + + + По ГОСТ 20457 или методу ИКМ-40Р (загущенные масла) или по методике Питтер W-1
3. Коррозионная активность + + + + + + + Метод ИКМ-40К или по методике Питтер W-1
+ + + или по методу Д-245К
4. Моющие свойства + + + + + По ГОСТ 20303
+ + + метод Д-240
+ + + метод Д-245

Примечания:

  1. Проведение испытаний по данному показателю обозначено знаком «+».
  2. Моторные свойства для масел групп Д, Д1, Е, Е1 Е2 не нормируются до завершения работ по установлению их эксплуатационных характеристик (после чего вышеуказанные группы масел будут включены в таблицу).

(Измененная редакция, Изм. № 3).

5. Соответствие обозначений моторных масел по настоящему стандарту принятым в нормативно-технической документации и зарубежным классификациям приведено в приложениях 1 — 3.

Читайте также:  Гарантийный ремонт автомобилей камаз

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Справочное

Соответствие обозначений моторных масел по настоящему стандарту принятым в нормативно-технической документации

Обозначение масла по настоящему стандарту Принятое обозначение масла Нормативно-техническая документация
М-8-В М-8В ГОСТ 10541
М-43/6-В1 М-43/6В1 ГОСТ 10541
М-63/10-В М-6/10В ГОСТ 10541
М-53/10-Г, М-53/10Г1 ГОСТ 10541
М-63/12-Г, М-63/12Г1 ГОСТ 10541
М-20-А МС-20П ТУ 38.101265
М-16-Б2(т) МТ-16П ГОСТ 6360
М-8-А(т) Мт-8П ТУ 38.101277
М-63/10-Б2 МТЗ-10П(М-63/10Б2) ГОСТ 25770
М-14-Б2 М-14Б ТУ 38.101264
М-10-В2 М-10В2 ГОСТ 8581
М-8-В2 М-8В2С ТУ 38.401595
М-10-В2(с) М-10В2С ГОСТ 12337
М-14-В2 М-14В2 ГОСТ 12337
М-14-В2(з) М-14В23 ГОСТ 23497
М-16-В2 М-16ИХП-3(М-16В2) ГОСТ 25770
М-20-В2 М-20В2 ГОСТ 23497
М-20-В2(ф) М-20В2Ф ГОСТ 12337
М-10-Г2(цс) М-10Г2ЦС ГОСТ 12337
М-8-Г2 М-8Г2 ГОСТ 8581
М-10-Г2 М-10Г2 ГОСТ 8581
М-8-Г2(к) М-8Г2к ГОСТ 8581
М-10-Г2(к) М-10Г2к ГОСТ 8581
М-10-Г2(у) М-10Г2У ТУ 38.401-58-21
М-8-Г2(ки) М-8Г2КИ ТУ 38.1011278
М-10-Г2(ки) М-10Г2КИ ТУ 38.1011278
М-14-Г2(цс) М-14Г2ЦС ГОСТ 12337
М-14-Г2 М-14Г2 ГОСТ 12337
М-16-Г2(цс) М-16Г2ЦС ГОСТ 12337
М-20-Г2 М-20Г, ГОСТ 12337
М-10-Д2(м) м-10дм ГОСТ 8581
М-8-Д2(м) М-8ДМ ГОСТ 8581
М-14-Д2(м) М-МДМ ТУ 38.401682
М-10-Д2(цл20) М-10ДЦЛ-20 ГОСТ 12337
М-14-Д2(цл20) М-14ДЦЛ-20 ГОСТ 12337
М-14-Д2(цл30) М-14ДЦЛ-30 ГОСТ 12337
М-16-Д2(р) М-16ДР ГОСТ 12337
М-4/8Г(рк) М-43/8ГРК ТУ 38.401699
М-8-Г2(У) М-8Г2У ТУ 38.401-58-21
М-6/14-Д2(м) М-6/14ДМ ТУ 38.401-938
М-14-Г2(к) М-14Г2К ТУ 38.401-58-98

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Справочное

Ориентировочное соответствие классов вязкости моторных масел настоящего стандарта классификации SAE J 300 JUN 87

Класс вязкости Класс по SAE J 300 JUN 87 Класс вязкости Класс по SAE J 300 JUN 87
33 5W 24 60
43 10W 33/8 5W-20
53 15W 43/6 10W-20
63 20W 43/8 10W-20
6 20 43/10 10W-30
8 20 53/10 15W-30
10 30 53/12 15W-30
12 30 53/14 15W-40
14 40 63/10 20W-30
16 40 63/14 20W-40
20 50 63/16 20W-40

ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2. (Измененная редакция, Изм. № 2, 3).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Справочное

Ориентировочное соответствие групп моторных масел по эксплуатационным свойствам

Группы масел по настоящему стандарту Классификация API Группы масел по настоящему стандарту Классификация API
А SB г1 SE
Б SC/CA г2 СС
Б1 SC Д CD/SF
Б2 CA д1 SF
В1 SD/CB д2 CD
В2 SD Е CF-4/SG
в2 CB Е1 SG
г SE/CC Е2 CF-4

ПРИЛОЖЕНИЯ 3. (Измененная редакция, Изм. № 3).

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Справочное

Классы SAE по вязкости для моторных масел

Классы SAE по вязкости Вязкость (см. примечание 1), мПа·с, при температуре, °С, макс. Температура прокачиваемости (см. примечание 2), °С, макс. Вязкость (см. примечания 3 и 4), мм2/с, при 100 °С
0W 3250 при-30 -35 Не менее 3,8
5W 3500 » -25 -30 » » 3,8
10W 3500 » -20 -25 » » 4,1
15W 3500 » — 15 -20 » » 5,6
20W 4500 » — 10 -15 » » 5,6
25W 6000 » — 5 -10 » » 9,3
20 Св. 5,6 до 9,3 включ.
30 » 9,3 » 12,5 »
40 » 12,5 » 16,3 »
50 » 16,3 » 21,9 »
60 » 21,9 » 26,1 »

Примечания:

  1. Динамическую вязкость определяют по методу ASTM D 2602 «Метод определения кажущейся вязкости моторных масел в диапазоне от минус 40 °С до 0 °С на имитаторе холодного пуска (CCS).
  2. Для определения предельной температуры прокачиваемости моторных масел SAE 0W, 20W, 25W используют метод ASTM D 3829 или СЕС L-32-T-82.
    Для определения предельной температуры прокачиваемости моторных масел SAE 5W, 10W и 15W используют метод ASTM D 4684.
  3. Кинематическую вязкость определяют в капиллярном вискозиметре по методу ASTM D 445.
  4. Некоторые изготовители двигателей рекомендуют также пределы вязкости, измеренной при температуре 150 °С и скорости сдвига 106 с-1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. (Введено дополнительно, Изм. № 3).

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. Разработан и внесен Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

2. Утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 20.12.85 № 4380

Изменение № 3 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 15 от 28.05.99)

За принятие изменения проголосовали:

Наименование государства Наименование национального органа по стандартизации
Азербайджанская Республика Азгосстандарт
Республика Беларусь Госстандарт Беларуси
Республика Казахстан Госстандарт Республики Казахстан
Киргизская Республика Киргизстандарт
Республика Молдова Молдовастандарт
Российская Федерация Госстандарт России
Республика Таджикистан Таджикгосстандарт
Туркменистан Главная государственная инспекция Туркменистана
Республика Узбекистан Узгосстандарт
Украина Госстандарт Украины

3. Взамен ГОСТ 17479-72

4. Ссылочные нормативно-технические документы

Обозначение НТД, на который дана ссылка Номер пункта, приложения
ГОСТ 6360-83
ГОСТ 8581-78
ГОСТ 10541-78
ГОСТ 12337-84
ГОСТ 20303-74
ГОСТ 20457-75
ГОСТ 20991-75
ГОСТ 20994-75
ГОСТ 23497-79
ГОСТ 25770-83
ТУ 38.101264-72
ТУ 38.101265-88
ТУ 38.101277-85
ТУ 38.1011278-89
ТУ 38.401-58-21-91
ТУ 38.401-58-98-94
ТУ 38.401595-86
ТУ 38.401682-88
ТУ 38.401699-88
ТУ 38.401-938-92
Приложение 1
То же
»
»
04.янв
04.янв
04.янв
04.янв
Приложение 1
То же
»
»
»
»
»
»
»
»
»
»

5. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта СССР от 11.12.91 № 1931

6. Издание с Изменениями № 1, 2, 3, утвержденными в декабре 1987 г., декабре 1991 г., августе 1999 г. (ИУС 3-88, 3-92, 11-99)

Оцените статью