- Углы установки колес автомобиля
- Назначение углов установки колес
- Виды основных углов установки колес автомобиля
- Развал колес
- Схождение колес
- Поперечный угол наклона оси поворота колеса
- Угол продольного наклона оси поворота колеса
- Плечо обкатки
- Изменение значений углов установки колес и их регулировка
- Параметры сход-развала автомобиля
- Какие данные сход-развала необходимо учитывать
- Параметры регулировки развала-схождения для иномарок
Углы установки колес автомобиля
Правильные углы установки колес – один из важнейших факторов, обеспечивающих нормальную управляемость, стабильность и устойчивость автомобиля при прямолинейном движении и при прохождении поворотов. Оптимальные для каждой модели параметры геометрии подвески закладываются на этапе проектирования. Заданные значения углов установки колес подвержены изменению и требуют периодической регулировки по причине естественного износа узлов и элементов ходовой части или после ремонта подвески.
Назначение углов установки колес
Корректно настроенная геометрия подвески позволяет автомобилю более эффективно воспринимать силы и моменты, возникающие в пятне контакта колеса с дорожной поверхность во время различных режимов движения. Этим обеспечивается предсказуемое поведение автомобиля, а именно: стабильность движения по прямой, устойчивость в поворотах, стабилизация при разгонах и торможении. Также благодаря отсутствию излишнего сопротивления качению колес происходит более равномерный износ шин, что позволяет увеличить срок их службы.
Заданные производителем значения углов установки колес являются оптимальными для конкретного автомобиля и соответствуют его назначению и особенностям настройки подвески. Однако, в случае необходимости, конструктивно предусмотрена возможность их изменения либо регулировки. Количество параметров, которые можно регулировать для каждого автомобиля, индивидуально.
Виды основных углов установки колес автомобиля
Параметр | Ось автомобиля | Регулируемый параметр | На что влияет |
---|---|---|---|
Угол развала колес (Camber) | Передняя Задняя | Да (зависит от автомобиля) | Устойчивость движения в повороте Преждевременный износ шин |
Угол схождения колес (Toe) | Передняя Задняя | Да | Устойчивость при прямолинейном движении Преждевременный износ шин |
Поперечный угол наклона оси поворота (KPI) | Передняя | Нет | Стабилизация автомобиля при движении |
Продольный угол наклона оси поворота (Caster) | Передняя | Да (зависит от автомобиля) | Стабилизация автомобиля при движении |
Плечо обкатки | Передняя | Нет | Стабильность автомобиля при торможении Стабилизация автомобиля при движении |
Развал колес
Развал колес (англ. camber) – это угол, образованный средней плоскостью колеса и вертикалью, проходящей через точку пересечения средней плоскости колеса и опорной поверхности. Различают положительный и отрицательный развал:
- положительный (+) – когда верхняя часть колеса наклонена наружу (от кузова автомобиля);
- отрицательный (-) – когда верхняя часть колеса наклонена внутрь (к кузову автомобиля).
Положительный и отрицательный углы развала колес
Конструктивно camber формируется положением ступичного узла и обеспечивает максимальную площадь пятна контакта шины с дорогой. В случае двухрычажной независимой подвески положение ступицы определяется верхним и нижним поперечными рычагами. В подвеске типа МакФерсон на формирование угла развала влияет нижний рычаг и амортизационная стойка.
Отклонение значений угла развала от нормы влияют на автомобиль следующим образом.
Слишком большой отрицательный угол:
- хорошая устойчивость авто в поворотах;
- ухудшается сцепление колес при прямолинейном движении;
- повышенный износ внутренней стороны шины.
Слишком большой положительный угол:
- хорошее сцепление колес с дорогой;
- ухудшается устойчивость в поворотах;
- повышенный износ наружной стороны шины.
Схождение колес
Cхождение колес (англ. toe) – угол между продольной осью автомобиля и плоскостью вращения колеса. Может быть также определено как разность расстояний между передними и задними бортами ободов колес (на рисунке это значение А минус В). Таким образом, схождение может измеряться в градусах либо миллиметрах.
Схождение колес автомобиля
Различают суммарное и индивидуальное схождение. Индивидуальное схождение рассчитывается отдельно для каждого колеса. Это отклонение плоскости его вращения от продольной оси симметрии автомобиля. Суммарное схождение рассчитывается как сумма индивидуальных углов схождения левого и правого колес одной оси. Аналогично определяется суммарное схождение в миллиметрах. При положительном схождении (англ. toe-in) колеса взаимно повернуты внутрь по направлению движения, при отрицательном значении (англ. toe-out) – наружу.
Положительное и отрицательное схождение колес
Отклонение значений угла схождения от нормы влияют на автомобиль следующим образом.
Слишком большой отрицательный угол:
- ухудшается выдерживание траектории движения;
- повышенный износ шины с внутренней стороны;
- острая реакция авто на рулевое управление.
Слишком большой положительный угол:
- ухудшается выдерживание траектории движения;
- повышенный износ шин с наружной стороны.
Поперечный угол наклона оси поворота колеса
Поперечный угол наклона оси поворота (англ. KPI) – угол между осью поворота колеса и перпендикуляром к опорной поверхности. Благодаря данному параметру при повороте управляемых колес кузов автомобиля приподнимается, вследствие чего возникают силы,
стремящиеся вернуть колесо в прямолинейное положение. Таким образом, KPI оказывает значительное влияние на стабильность и устойчивость автомобиля при прямолинейном движении. Разность величин углов поперечного наклона правой и левой осей может приводить к уводу автомобиля в сторону с большим наклоном. Данный эффект может проявляться и при соответствии нормальным значениям остальных углов установки колес.
Угол продольного наклона оси поворота колеса
Продольный угол наклона оси поворота (англ. caster) – угол между осью поворота колеса и перпендикуляром к опорной поверхности в продольной плоскости автомобиля. Различают положительный и отрицательный углы продольного наклона оси поворота колеса.
Положительный caster способствует возникновению дополнительной динамической стабилизации автомобиля при движении на средней и высокой скорости. При этом ухудшается поворачиваемость на малой скорости.
Плечо обкатки
Помимо вышеперечисленных параметров, для передней оси имеет большое значение еще одна характеристика – плечо обкатки. Это расстояние между точкой, образованной пересечением оси симметрии колеса и опорной поверхности, и точкой пересечения линии поперечного наклона оси поворота и опорной поверхности. Плечо обкатки положительное, если точка пересечения поверхности и ось поворота колеса лежат справа от оси симметрии колеса (нулевого плеча), и отрицательное, если располагается слева от него. Если эти точки совпадают – то плечо обкатки нулевое.
Значение плеча обкатки
Данный параметр влияет на стабилизацию и поворачиваемость колеса. Оптимальным значением для современных автомобилей является нулевое либо положительное плечо обкатки. Знак плеча обкатки определяется развалом, поперечным наклоном оси поворота колеса и вылетом колёсного диска.
Автопроизводители не рекомендуют устанавливать колесные диски с нестандартным вылетом, т.к. это может повлечь изменение заданного плеча обкатки на отрицательное значение. Это может серьезно повлиять на устойчивость и управляемость автомобиля.
Изменение значений углов установки колес и их регулировка
Углы установки колес подвержены изменениям вследствие естественного износа деталей, а также после их замены на новые. Все без исключения рулевые тяги и наконечники имеют резьбовое соединение, которое позволяет увеличить или уменьшить их длину для регулировки величин углов схождения колес. Схождение задних колес, равно как и передних, регулируется на всех типах подвесок, за исключением задней зависимой балки или моста.
Регулировка развала на стойке Макферсон
Регулировка значений развала для задней и передней оси предусмотрена далеко не на всех автомобилях: она отсутствует на зависимой подвеске, на подвеске МакФерсон (за исключением небольшого ряда моделей авто, у которых верхний крепеж стойки – это болт с эксцентриком). Присутствует настройка camber, как правило, на обоих осях подвесок с верхними и нижними поперечными рычагами.
Неправильный сход-развал задних колес на переднеприводном автомобиле оказывает меньшее влияние на его управляемость и неравномерный износ шин, поскольку задняя часть менее нагружена. Параметры caster и KPI, регулировка которых в конструкции подвески автомобиля, как правило, не предусмотрена, должны всегда соответствовать допустимым значениям.
Параметры сход-развала автомобиля
Углы установки автомобильных колес или сход-развал, или, как еще говорят, развал-схождение – очень важны для автомобиля: его безопасности, маневренности, износа покрышек и т. д. И делать его нужно автолюбителям на своих машинах регулярно. При этом разные автомобили предусматривают свои параметры развала-схождения. Зависеть эти показатели могут от марки машины, а также от иных данных, так как после периода эксплуатации использовать только заводские настройки нецелесообразно. Поэтому подстройка уже идет к стандартам грамотным авто-механиком. Если же брать средние показатели, то для обычных авто кастер равен – примерно 2,35 градусов (для Mitsubishi Outlander XL, например), то есть является положительным. С другой стороны автогонщики выставляют показатель на несколько градусов больше, чтобы повысить устойчивость машины. Однако чем выше показатель – тем сильнее износ покрышек, поэтому на грузовых автомобилях, автобусах и т. д. кастер ближе к нуля, когда скорость движения не имеет большого значения.
Какие данные сход-развала необходимо учитывать
Чтобы понять насколько допустимы параметры сход-развала колес Вашего автомобиля, учитываются следующие характеристики ее ходовой части: развал, схождение, шкворень и кастер. Обратите внимание, что сход развал учитывается не только передних колес (или только задних, в зависимости от привода), а обоих: и передних, и задних.
Напомним терминологию данных сход-развала:
- схождение – угол между плоскостью колеса (его вращением) и направлением движения;
- развал – это угол между плоскостью вращения колеса и его вертикалью;
- кастер – угол продольного наклона оси поворота колеса;
- шкворень – поперечный угол наклона оси поворота колеса.
Параметры регулировки развала-схождения для иномарок
Диаметр обода колеса, дюйм | Угловая величина схождения колес | ||||||||
0°05′ | 0°10′ | 0°15′ | 0°20′ | 0°25′ | 0°30′ | 0°35′ | 0°40′ | 0°45′ | |
10 | 0,4 | 0,7 | 1,1 | 1,5 | 1,8 | 2,2 | 2,6 | 3,0 | 3,3 |
12 | 0,4 | 0,9 | 1,3 | 1,8 | 2,2 | 2,7 | 3,1 | 3,5 | 4,0 |
13 | 0,5 | 1,0 | 1,4 | 1,9 | 2,4 | 2,9 | 3,4 | 3,8 | 4,3 |
14 | 0,5 | 1,0 | 1,6 | 2,1 | 2,6 | 3,1 | 3,6 | 4,1 | 4,7 |
15 | 0,6 | 1,1 | 1,7 | 2,2 | 2,8 | 3,3 | 3,9 | 4,4 | 5,0 |
16 | 0,6 | 1,2 | 1,8 | 2,4 | 3,0 | 3,5 | 4,1 | 4,7 | 5,3 |
17 | 0,6 | 1,3 | 1,9 | 2,5 | 3,1 | 3,8 | 4,4 | 5,0 | 5,7 |
18 | 0,7 | 1,3 | 2,0 | 2,7 | 3,3 | 4,0 | 4,7 | 5,3 | 6,0 |
Диаметр обода колеса, дюйм | Угловая величина схождения колес | ||||||||
0°50′ | 0°55′ | 1°00′ | 1°05′ | 1°10′ | 1°15′ | 1°20′ | 1°25′ | 0°30′ | |
10 | 3,7 | 4,1 | 4,4 | 4,8 | 5,2 | 5,5 | 5,9 | 6,3 | 6,6 |
12 | 4,4 | 4,9 | 5,3 | 5,8 | 6,2 | 6,6 | 7,1 | 7,5 | 8,0 |
13 | 4,8 | 5,3 | 5,8 | 6,2 | 6,7 | 7,2 | 7,7 | 8,2 | 8,6 |
14 | 5,2 | 5,7 | 6,2 | 6,7 | 7,2 | 7,8 | 8,3 | 8,8 | 9,3 |
15 | 5,5 | 6,1 | 6,6 | 7,2 | 7,8 | 8,3 | 8,9 | 9,4 | 10,0 |
16 | 5,9 | 6,5 | 7,1 | 7,7 | 8,3 | 8,9 | 9,5 | 10,0 | 10,6 |
17 | 6,3 | 6,9 | 7,5 | 8,2 | 8,8 | 9,4 | 10,0 | 10,7 | 11,3 |
18 | 6,6 | 7,3 | 8,0 | 8,6 | 9,3 | 10,0 | 10,6 | 11,3 | 12,0 |
Обратите внимание, что при замере параметров и дальнейшей регулировки схода-развала автомобиля должны соблюдаться стандартные условия:
- без водителя, пассажиров и с пустым багажником.
Исключение, если производитель сам указывает специальную схему проверки развала-схождения.