- Световая сигнализация автомобиля диагностика
- Диагностика, обслуживание и ремонт системы освещения и световой сигнализации автомобиля
- ВРемонт.su — ремонт фото видео аппаратуры, бытовой техники, обзор и анализ рынка сферы услуг
- Техническое обслуживание и ремонт системы освещения и световой сигнализации автомобиля
- Основные неисправности в системе освещения и световой сигнализации автомобиля
Световая сигнализация автомобиля диагностика
Статистика дорожно-транспортных происшествий ( ДТП ) показала, что на ночное время приходится около 46—54% от общего числа их, несмотря на то, что в ночное время интенсивность и скорость движения снижаются в несколько раз. Из-за неисправности приборов освещения 8% ДТП происходит вследствие недостаточной видимости дороги и расположенных на ней предметов, а 3—10%; из-за ослепления фарами встречного автомобиля. Поэтому необходимо регулярно проверять техническое состояние приборов освещения и сигнализации автомобилей и своевременно устранять обнаруженные в них неисправности. Для этих работ разработано несколько моделей приборов.
Рис. 1. Прибор для проверки шкворневых соединений автомобилей, модель НИЙАТ -Т1
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Рис. 2. Прибор для проверки автомобильных фар, модель НИИАТ -Э-6
Прибор для проверки установки автомобильных фар модели НИИАТ состоит из оптическои камеры, двух держателей со штырями и разборной базирующей штанги.
Оптическая камера выполнена в виде металлического корпуса с вмонтированной на передней панели линзой. Внутри камеры на оси установлено зеркало, прижатое пружиной к двум регулировочным винтам. В верхней части корпуса закреплен экран из матового стекла и светофильтр, закрытые крышкой. На экране нанесены контрольные риски для правильности установки светового пятна фары.
Проверку фар прибором производят на ровной площадке следующим образом. На базирующую штангу монтируют оптическую камеру и оба держателя на расстоянии между ними, равном расстоянию К между центрами фар проверяемого автомобиля минус 170 мм. Штыри держателей должны упираться в стыке рассеивателей с ободком фары на уровне ее центра. При проверке оптическая ось а‘—в’ камеры должна быть параллельна продольной оси а—в автомобиля и площадке, на которой он установлен. Правильность установки оптической камеры в горизонтальной плоскости обеспечивается одинаковой длиной штырей, а в вертикальной плоскости уровнем, смонтированным на корпусе прибора. Затем включают дальний свет фар и по положению светового пятна на экране оптической камеры определяют правильность установки проверяемой фары левой или правой. Совмещение центра светового пятна с точкой пересечения линий на экране свидетельствует о правильности установки фары. Аналогичным образом проверяют другую фару автомобиля, для чего переставляют оптическую камеру на другой конец базирующей штанги и фиксируют ее гайкой.
Прибор модели ЦКБ К-303 предназначен для проверки и регулировки положения фар и определению силы света излучаемого ими. Он состоит из основания, на котором жестко закреплена полая стойка, снабженная в верхней части блоком с тросом, один конец которого прикреплен к противовесу, а другой — к скользящей опоре, на которой укреплена оптическая камера. Оптическая камера состоит из корпуса с установленными в нем собирательной линзой, экраном и фотометром (фотоэлемент и электрический элемент, связанный с ним миллиамперметр). На оптической камере шарнирно закреплен щелевой прожектор.
Правильность положения фары определяют по направлению ее светового потока при включении дальнего света. Световой поток фокусируется линзой и проецируется на экране в виде светового пятна, положение которого на экране определяет правильность направления светового потока.
Рис. 3. Прибор для проверки автомобильных фар, модель ЦКТБК -303
Сила света фар оценивается по величине тока, получаемого с фогометра, который регистрируется миллиамперметром. Предварительная ориентация оптической камеры производится на глаз по оси рассеивателя фары, а окончательная коррекция положения камеры— по линии пересечения, создаваемого щелевым прожектором тонкой световой полосы, с передней частью автомобиля, которая должна пройти через две выбранные симметричные точки на нем.
Применяемые в ряде автотранспортных предприятий приборы для проверки фар, выпускаемые промышленными предприятиями социалистических стран, отличаются от описанных, в основном, только конструктивным исполнением.
Диагностика, обслуживание и ремонт системы освещения и световой сигнализации автомобиля
Техническое обслуживание системы освещения и сигнализации.
При контрольном осмотре проверяют исправность и действие приборов освещения, световой и звуковой изоляции, при необходимости очищают стекла фар, передних и задних фонарей.
При ТО-1 проверяют крепление и работу приборов освещения и сигнализации, состояние штекерных соединений и наконечников проводов.
При ТО-2, кроме того, проверяют и при необходимости регулируют направление светового потока фар.
При осмотрах и техническом обслуживании тщательно проверяют состояние изоляции проводов и надежность соединения корпусов приборов с «массой» автомобиля.
Рис. 95. Регулировка света фар
Регулировку светового потока фар американского типа производят по дальнему свету с помощью экрана, нанесенного на вертикальную стенку (рис. 95). На экране горизонтальная линия 1 соответствует высоте центров фар; вертикальная линия III совпадает с осевой линией автомобиля; вертикальные линии I и II нанесены симметрично линии III, расстояние между ними равно расстоянию между центрами фар. Автомобиль устанавливается на расстоянии 10 м от экрана. Регулировка производится с помощью винтов вертикальной и горизонтальной регулировки 4 (см. рис 85 в предыдущих материалах). Световой пучок должен располагаться, как показано на рис.95.
Неисправности системы освещения и сигнализации
К характерным неисправностям системы освещения можно отнести:
1. полный или частичный отказ в работе отдельных ламп освещения
2. частое перегорание нитей ламп, отказ в работе всех приборов освещения
3. нарушение регулировки света фар.
Причинами отказа могут быть:
1. обрыв в цепи, окисление или плохой контакт в соединениях цепи,
2. короткое замыкание проводов на массу.
Неисправный участок цепи может быть обнаружен с помощью контрольной лампы.
Сгоревшие лампы заменяются на новые. Нарушение контакта восстанавливают зачисткой и подтяжкой клемм, оборванный провод сращивают или заменяют на новый. Частое перегорание нитей ламп обычно вызывается повышенным напряжением генератора. Поэтому следует проверить или заменить регулятор напряжения. Отказ в работе всех приборов может быть вызван срабатыванием предохранителей из-за короткого замыкания в цепях. Следует проверить состояние предохранителей и устранить короткое замыкание.
Для световой сигнализации характерны те же неисправности, что и для приборов освещения. Кроме того, может быть неисправен переключатель или прерыватель указателей поворота, а также включатель сигнала торможения. Эти приборы подлежат ремонту в мастерской или замене на новые.
Состояние электропроводов проверяют осмотром их изоляции и мест присоединения к приборам. Провода рекомендуется осматривать в направлении от потребителей к включателю и от включателя к аккумуляторной батарее. Если заведомо исправная лампа не горит, это указывает на обрыв или отсоединение провода.
Для проверки зажимов конец одного из проводов контрольной лампы присоединяют к массе автомобиля, а острием наконечника, присоединенного к второму проводу лампочки, прикасаются поочередно к зажимам. Накал лампы свидетельствует об исправности цепи на участке от испытуемой точки до аккумуляторной батареи. Если лампа не накаливается, это значит, что неисправный участок находится между двумя последующими проверяемыми точками.
Замыкание между проводами, заключенными в одну защитную оплетку, определяют так: отрицательную клемму аккумуляторной батареи соединяют с одним из проводов, а свободный конец одного из проводов контрольной лампочки — с положительной клеммой батареи. Другим концом провода контрольной лампы с наконечником поочередно прикасаются к остальным проводам. Появление накала лампы указывает на наличие замыкания между двумя проверяемыми проводами.
Характерным признаком короткого замыкания цепи фар на автомобилях, снабженных термоконтактными биметаллическими предохранителями, является появление щелчков.
Если лампы горят с очень сильным накалом и часто перегорают, то это показывает на повышение напряжения в сети, нарушение регулировки реле-регулятора.
Если лампы горят тускло, имея слабый накал в результате понижения напряжения в сети, то возможной причиной является нарушение регулировки реле-регулятора или повреждение изоляции проводов, которые замыкают на массу.
Свет мигать в лампах может из-за плохого контакта в патронах, периодического разрыва провода и его соединения, вследствие вибрации автомобиля при движении, плохого контакта проводов на зажимах включателей, предохранителей и соединительных панелей.
Система звуковой сигнализации. У автобусов система состоит из электрических тональных и дополнительных для обгона сигналов. Электрические сигналы представляют собой двухтональный комплекс из двух звуковых сигналов с рупорами (резонаторами) различной длины, имеющими форму улитки. Сигналы включаются через вспомогательное реле РС503 и специальный биметаллический предохранитель на 20 А. Вспомогательное реле предохраняет контакты кнопки сигналов от подгорания.
Уход за системой сигнализации заключается в содержании приборов в чистоте, проверке их креплений, правильности регулировки и состояния контактов.
Признаки неисправностей электрических сигналов и их причины
При нажатии на кнопку сигнал не звучит, возможно, из-за обрыва провода, подходящего к кнопке в рулевой колонке, короткого замыкания в цепи (срабатывание плавкого предохранителя), отпайки выводов катушки сигнала от пластины прерывателя или выводных зажимов, подгорания контактов реле сигналов
Если сигнал звучит тихо и хрипло или совсем не звучит при неработающем двигателе, а при работающем двигателе (на средних частотах вращения коленчатого вала) звучит нормально, то это показывает на окисление клемм или разряженность аккумуляторной батареи.
Предохранители служат для зашиты проводов и потребителей от чрезмерно больших токов возникающих при коротких замыканиях.
Электрические цепи потребителей тока автомобилей КамАЗ защищены предохранителями: ПР310 (биметаллические, на 10А, 4 шт.) в цепях фар головного света, фонарей заднего хода, электродвигателя отопителя, сигналов торможения и противотуманных фар, стоп-сигналов, штепсельной розетки на раме, электрического сигнала, электромагнитного включателя моторного тормоза; ПР510А (биметаллические блоки, 3 шт., в каждом блоке два предохранителя по 7А) в цепях выключателя массы, задних фонарей и фонарей автопоезда, аварийной световой сигнализации, подфарников и ламп освещения шкал приборов, питания приборов контрольных ламп и зуммера, штепсельной розетки переносной лампы, электрического сигнала, подкапотной лампы, плафонов кабины.
ВРемонт.su — ремонт фото видео аппаратуры, бытовой техники, обзор и анализ рынка сферы услуг
Home |
Техническое обслуживание и ремонт системы освещения и световой сигнализации автомобиля
Предупреждение, своевременное обнаружение и устранение неисправностей в системе освещения и световой сигнализации автомобиля является одним из основных условий обеспечения безопасности движения автотранспорта. Эффективность работы световых приборов в значительной мере зависит от организации ремонта и их обслуживания в эксплуатации.
Автомобильная электроника — схемы, описания, принцип работы, ремонт электроники автомобилей мотоциклов и другой автотехники»>Автоэлектроника системы освещения и световой сигнализации считается исправной, если все световые приборы нормально функционируют, обеспечивая заданные светотехнические характеристики. Обрыв в цепях питания источников света вследствие перегорания нитей ламп накаливания или нарушения соединений в сети и коммутационной аппаратуре приводит к внезапным отказам. Неисправности, которые привели к внезапному отказу, могут быть обнаружены визуально внешним осмотром световых приборов. В процессе эксплуатации могут ухудшаться светотехнические характеристики отдельных световых приборов, что приводит к так называемому постепенному отказу системы. Неисправности, связанные с постепенным отказом, могут быть обнаружены только при использовании специальной измерительной аппаратуры. Затраты труда и времени на техническое обслуживание системы освещения и световой сигнализации зависят от сложности ее схемы и коммутационной аппаратуры.
Неисправности в цепях питания световых приборов автомобиля определяют по величине падения напряжения в них. Падение напряжения определяют по результатам измерения напряжений в начале и в конце цепи питания светового прибора вольтметром. Падение напряжения в электрических цепях фар головного освещения, сигналов торможения и указателей поворота не должно быть выше 0,9 и 0,6 В систем электрооборудования напряжением соответственно 12 и 24 В. Для цепей питания остальных световых приборов падение напряжения должно составлять 0,6 и 0,4 В. При большем падении напряжения необходимо проверить надежность соединений в цепях и техническое состояние коммутационной аппаратуры автомобиля.
Решение о замене оптического элемента фары головного освещения принимается по результатам измерения силы света при номинальном напряжении питания ламп и правильной их регулировке. Сила света должна быть не менее 8500 кд.
Для определения с помощью контрольных ламп неисправностей выключателей, переключателей, реле и прерывателей тока указателей поворота системы освещения и световой сигнализации необходимо знать их схемы внутренних соединений и коммутации. Регулирование зазоров между контактами реле, усилия перемещения рычагов переключателей, свободного хода и рабочего перемещения штоков выключателей фонарей заднего хода и мембран выключателей сигналов торможения осуществляется в соответствии с техническими условиями на данный коммутационный аппарат.
Визуальную проверку световых приборов автомобиля следует проводить ежедневно. При проведении ТО-1 и ТО-2 на АТП систему освещения и световой сигнализации проверяют с использованием специальных приборов.
Рис. 2. Прибор для проверки и регулирования фар модели К-303:
1 — щелевой прожектор; 2 — поворотный блок; 3 — цилиндрическая стойка; 4 — фиксатор; 5 — оптическая камера; 6 — уравновешивающий груз; 7 — тележка; 8 — экран; 9 — линза
При ежедневном техническом обслуживании проверяют состояние рассеивателей, работу всех световых приборов в различных положениях выключателей и переключателей света, исправность контрольных ламп. При ТО-1 выполняют операции ежедневного обслуживания и, кроме того, проверяют крепление фар, передних и задних фонарей, всех выключателей и переключателей, надежность соединений в цепях питания световых приборов.
ТО-2 предусматривает операции ТО-1, проверку светораспределения, измерение силы света фар и при необходимости их регулирование.
Проверку и регулирование фар осуществляют с помощью прибора модели К-303 (рис. 2). Прибор передвижной и может быть использован для проверки фар на любой горизонтальной площадке. Для проверки фар прибором К-303 необходимо:
- установить тележку 7 прибора перед автомобилем так, чтобы ось камеры 5 с линзой ориентировочно служила продолжением оси рассеивателя проверяемой фары;
- включить щелевой прожектор 1 и по линии пересечения световой плоскости с передней частью автомобиля провести окончательную коррекцию оптической камеры 5 относительно стойки 3 без перемещения тележки;
- зафиксировать положение камеры относительно стойки;
- определить направление светового пучка проверяемой фары по положению светового пятна на экране 8.
Для измерения силы света проверяемой фары в приборе предусмотрена фотоэлектрическая головка.
Световой поток фар с европейской системой светораспределения регулируют также с помощью экрана размером 2,5 X 1,5.м, имеющего соответствующую разметку (рис. 3).
Рис. 3. Разметка экранов для регулирования фар с европейской системой светораспределения:
а и б — соответственно двухфарная и четырехфарная системы освещения; 1 — левая фара; 2 — правая фара
Горизонтальная линия НН (рис. 3, а) на экране проходит на уровне фокальных точек отражателей фар (на расстоянии Н1 от горизонтальной площадки). Линия ББ расположения горизонтальных участков освещаемой ближним светом зоны находится ниже линии НН на расстоянии hб (табл. 1). Наклонные линии светотеневой границы начинаются в точках пересечения горизонтали НН с вертикалями Л и П, соответствующих центрам фар, и направлены вверх под углом 15°. Вертикальная линия VV находится в продольной плоскости симметрии автомобиля.
Автомобили | Разметка экрана | Автомобили | Разметка экрана | ||||
C, мм | hб, мм | l, мм | C, мм | hб, мм | l, мм | ||
ВАЗ моделей 2101, 2102, 21011, 2101 | 580 | 80 | 5,0 | КамАЗ | — | 125 | 5,0 |
— | 190 | 7,5 | |||||
ВАЗ-2105 | 468 | 75 | 5,0 | — | 250 | 10,0 | |
ВАЗ-2121 | 580 | 120 | 5,0 | ЗИЛ-133 | — | 250 | 10,0 |
«Москвич-412» | 585 | 50 | 5,0 | BA3-2103 | 590 | 100 | 5,0 |
Полностью заправленный и снаряженный автомобиль с нормальным давлением воздуха в шинах устанавливают на ровной горизонтальной площадке. Световой пучок двухфарной системы освещения с европейским светораспределением регулируют винтами по ближнему свету фар таким образом, чтобы границы освещенной и неосвещенной зон совпадали с горизонтальными и наклонными участками линии разметки на экране.
Экран для регулирования четырехфарной европейской системы освещения имеет дополнительную линию АА (рис. 3, б), проведенную под горизонталью НН на расстоянии hд. Вертикали ЛБ, ПБ, ЛД и ПД расположены в вертикальных плоскостях, проходящих через центры наружных и внутренних фар. Световой пучок наружных фар ближнего света регулируют так же, как в двухфарной системе. После этого закрывают наружные фары и последовательно одну из внутренних фар. Включая дальний свет, регулировочными винтами устанавливают оптические элементы в положение, в котором центры световых пятен внутренних фар дальнего света совпадают с точками пересечения вертикальных линий ЛД и ПД с горизонталью АА.
Для автомобилей ВАЗ моделей 2103 и 2106 с четырехфарной системой освещения hд = 50 мм и b = 420 мм.
Для регулирования противотуманных фар ненагруженный автомобиль устанавливают на расстоянии 5 м от экрана. Противотуманную фару регулируют так, чтобы верхняя граница светового пятна совпадала на экране с горизонталью, проведенной на 100 мм ниже линии высоты центров фар.
Основные неисправности в системе освещения и световой сигнализации автомобиля
Возможные причины их возникновения неисправностей в системе освещения и световой сигнализации автомобиля и способы их устранения приведены ниже.