- Тема. Синтаксическая роль слов категории состояния. Повторение
- Развитие речи. Употребление слов категории состояния в художественной речи — КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ
- III. Отличие слов категории состояния от других частей речи
- Конспект урока. Тема: «Категория состояния» методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Тема. Синтаксическая роль слов категории состояния. Повторение
Урок 95
Тема. Морфологический разбор категории состояния
Урок 94
Цели: показать порядок разбора слов категории состояния; совершенствовать навыки анализа и пересказа текста.
Методические приемы: лингвистический разбор, элементы анализа текста, сжатое изложение.
I. Лингвистическая разминка
— Сделайте синтаксический разбор предложения, обозначьте
Опадали последние, ослепительно желтые листья кленов, под ногами шуршало, небо ясное, воздух чист и прозрачен.
II. Проверка домашнего задания
Беседа по вопросам упражнения 281.
Слова категории состояния: торжественно, тихо. Общее значение — состояние природы; синтаксическая роль — сказуемые.
Стиль текста — художественный с элементами публицистического (вопросительные предложения; цель текста — привлечь внимание к красоте родной земли, научить видеть необыкновенное в обыкновенном.)
III. Сжатое изложение
Учитель читает текст один раз, ученики пересказывают текст в 4-6 предложениях.
IV. Изучение темы «Морфологический разбор категории
План морфологического разбора дается в учебнике — § 46, с. 128. Ученики изучают тему самостоятельно. Обсуждение вопроса:
— Почему планы морфологического разбора именных частей речи и глагола более развернутые, чем планы морфологического разбора деепричастия, наречия и категории состояния?
(Деепричастие, наречие и категория состояния — неизменяемые части речи, поэтому у них невелик набор грамматических признаков.)
V. Выполнение упражнений
Упражнение 280: морфологический разбор слов категории состояния. Разбор слов из 1-го предложения выполняется у доски (письменно и устно), слов из 2-го и 3-го предложений — 1-й вариант, из 4-го и 5-го предложений — 2-й вариант (письменно в тетрадях).
Домашнее задание 1- §46.
2. Упражнение 282.
Цель: показать роль слов категории состояния в художественной речи.
Методические приемы: лингвистический разбор, элементы анализа текста, реализация межпредметных связей с литературой.
I. Лингвистическая разминка ‘
— Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки
препинания, сделайте синтаксический разбор предложения,
обозначить части речи.
Судя по тормозному пути машину пов. ло (с)начал. (в)лев. потомре(з, с)ко бросило (в)прав. (Б. Акунин.)
(Судя по тормозному пути, машину повело сначала влево, потом резко бросило вправо. Наречия — сначала, влево, потом, резко, вправо; слова категории состояния: повело, бросило.)
II. Проверка домашнего задания
Упражнение 279: выразительное чтение, краткий пересказ отрывков, выполнение заданий.
Комментарий. Тип текста первого отрывка — повествование: выделенные слова показывают ряд последовательных действий.
Словосочетания с наречиями: жестоко страдал, только теперь почувствовал.
Словосочетания со словами категории состояния: было стыдно, стало необыкновенно весело, как хорошо выйти, как славно и легко на душе.
III. Употребление слов категории состояния в художественной
Задание: найти или вспомнить предложения со словами категории состояния из художественных произведений и записать их.
Можно устроить соревнование: кто за определенное время (8-10 минут) найдет больше примеров. Учитывается и выразительность примеров.
1) На другой день гусару стало хуже. (А.С. Пушкин, «Станционный смотритель».)
Сказуемое стало хуже выражено словами категории состояния. Обратим внимание на форму сравнительной степени плохо -хуже: она образуется от другого корня, так же как форма лучше от слова хорошо.
2) Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать. (В.А. Жуковский.)
3) С души как бремя скатится,
И верится, и плачется, И так легко, легко.
4) В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой. (И.С. Тургенев.)
5) Маленькой елочке холодно зимой.
— Сделаем вывод: слова категории состояния часто употребляются в художественной речи для передачи эмоционального, интеллектуального, физического состояния человека, состояния природы (описание пейзажей).
2. Упражнение 281 (подготовка к сжатому изложению).
Развитие речи. Употребление слов категории состояния в художественной речи — КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ
Цель: показать роль слов категории состояния в художественной речи.
Методические приемы: лингвистический разбор, элементы анализа текста, реализация межпредметных связей с литературой.
I. Лингвистическая разминка
— Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте синтаксический разбор предложения, обозначить части речи.
Судя по тормозному пути машину пов. ло (с)начал. (в)лев. потом ре(з, с)ко бросило (в)прав. (Б. Акунин.)
(Судя по тормозному пути, машину повело сначала влево, потом резко бросило вправо. Наречия — сначала, влево, потом, резко, вправо; слова категории состояния: повело, бросило.)
II. Проверка домашнего задания
Упражнение 279: выразительное чтение, краткий пересказ отрывков, выполнение заданий.
Комментарий. Тип текста первого отрывка — повествование: выделенные слова показывают ряд последовательных действий.
Словосочетания с наречиями: жестоко страдал, только теперь почувствовал.
Словосочетания со словами категории состояния: было стыдно, стало необыкновенно весело, как хорошо выйти, как славно и легко на душе.
III. Употребление слов категории состояния в художественной речи
Задание: найти или вспомнить предложения со словами категории состояния из художественных произведений и записать их.
Можно устроить соревнование: кто за определенное время (8-10 минут) найдет больше примеров. Учитывается и выразительность примеров.
1) На другой день гусару стало хуже. (А.С. Пушкин, “Станционный смотритель”.)
Сказуемое стало хуже выражено словами категории состояния. Обратим внимание на форму сравнительной степени плохо-хуже: она образуется от другого корня, так же как форма лучше от слова хорошо.
2) Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать. (В.А. Жуковский.)
3) С души как бремя скатится,
И верится, и плачется,
И так легко, легко.
4) В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой. (И.С. Тургенев.)
5) Маленькой елочке холодно зимой.
— Сделаем вывод: слова категории состояния часто употребляются в художественной речи для передачи эмоционального, интеллектуального, физического состояния человека, состояния природы (описание пейзажей).
2. Упражнение 281 (подготовка к сжатому изложению).
III. Отличие слов категории состояния от других частей речи
1. Слова категории состояния и глаголы.
— Мы уже наблюдали, как слова категории состояния вне контекста, вне конкретного предложения совпадают с глаголами. Потренируемся отличать слова категории состояния от глаголов.
Задание: придумайте предложения, в которых бы прояснилось значение слов: ломает, пахнет.
1) От гриппа меня всего ломает (категория состояния). Сильный ветер ломает даже толстые ветки в лесу (глагол).
2) Уже в конце февраля пахнет весной. Трава в степи пахнет так, что голова кружится (глагол).
— Разберем один нетрадиционный случай. В предложении Приятно пахнет кофе возможно двоякое толкование слова пахнет: 1) кофе что делает? пахнет; 2) пахнет чем? кофе. В первом случае мы имеем дело с глаголом-сказуемым, во втором — со сказуемым — категорией состояния.
— Чем обусловлено двоякое толкование слова? (Тем, что существительное кофе относится к разряду несклоняемых, оно не изменяется поэтому необходимо прояснить речевую ситуацию, чтобы разобраться в значении предложения.)
2. Слова категории состояния и наречия.
В небесах торжественно и чудно,
Спит земля в сиянье голубом.
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
— Придумайте предложения, где слова торжественно, чудно, больно, трудно являются наречиями. (Не ты ли торжественно обещал не обманывать больше? Пела она чудно, все заслушались. Уж больно ты грозен, как я погляжу (Н. А. Некрасов.) Работа продвигалась трудно.)
— Обратим внимание, что слова категории состояния синтаксически независимы, а наречия зависят от сказуемых: обещал как? торжественно; пела как? чудно; грозен насколько? в какой степени? больно (отметим разговорный характер этого слова, найдем синонимы: очень, слишком); продвигалась как? трудно.
3. Слова категории состояния и прилагательные.
— Сопоставим три предложения, определим, к каким частям речи относится слово весело в каждом предложении: 1) Он смотрел весело: 2) Ему весело. 3) Лицо его весело.
(В первом предложении весело — наречие (смотрел как? весело); во втором — слово категории состояния (синтаксически независимо, является сказуемым, обозначает состояние человека); в третьем — краткое прилагательное (лицо каково? весело).)
IV. Выполнение упражнений
Упражнение 278: выразительное чтение, обсуждение вопросов, письменное выполнение.
Комментарий. Состояние природы и человека передается с помощью слов категории состояния: повеет, хорошо, а также с помощью прилагательных-эпитетов: теплым, влажные, в пустом, меж черными, золотыми, ласковое; наречий-эпитетов: ярко, весело, грустно; глаголов: пригреет, повеселело, сияет.
— Обратим внимание на слова весело, грустно: их легко можно перепутать со словами категории состояния. Найдем слово, от которого они зависят: небо сияет как? весело и грустно. Значит, это наречия.
Домашнее задание
2. Упражнение 279.
Урок 96. Развитие речи.
Употребление слов категории состояния в художественной речи
Цель: показать роль слов категории состояния в художественной речи.
Методические приемы: лингвистический разбор, элементы анализа текста, реализация межпредметных связей с литературой.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
— Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте синтаксический разбор предложения, обозначить части речи.
Судя по тормозному пути машину пов. ло (с)начал. (в)лев. потом ре(з, с)ко бросило (в)прав. (Б. Акунин.)
(Судя по тормозному пути, машину повело сначала влево, потом резко бросило вправо. Наречия — сначала, влево, потом, резко, вправо; слова категории состояния: повело, бросило.)
II. Проверка домашнего задания
Упражнение 279: выразительное чтение, краткий пересказ отрывков, выполнение заданий.
Комментарий. Тип текста первого отрывка — повествование: выделенные слова показывают ряд последовательных действий.
Словосочетания с наречиями: жестоко страдал, только теперь почувствовал.
Словосочетания со словами категории состояния: было стыдно, стало необыкновенно весело, как хорошо выйти, как славно и легко на душе.
Конспект урока. Тема: «Категория состояния»
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Уроки по теме «Категория состояния». Новая тема, закрепление, развитие речи, контроль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 37.74 КБ |
Предварительный просмотр:
II. Изучение темы «Категория состояния как часть речи»
1. Сопоставительный анализ предложений.
— Сравним записанные на доске пары предложений, обозначим грамматические основы:
1)Лицо темнеет от загара. Летом на юге темнеет очень бы стро.
2) Весь июль солнце пекло немилосердно. Весь июль пекло не милосердно.
(В первых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого-глагола: Лицо темнеет, солнце пекло. Во вторых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит только из сказуемого: темнеет, пекло. В этих предложениях нет и не может быть подлежащего. Они передают состояние окру жающей среды, которое меняется независимо от действия каких-либо внешних сил. Часть речи, с помощью которой обозначается состояние природы или человека, и есть категория состояния.)
— Как мы только что заметили, отличить категорию состояния от глагола часто можно лишь в контексте, в предложении. Однако есть и особые слова, которые не перепутаешь ни с ка кой другой частью речи. Прочитайте теоретический материал учебника — § 45 — и найдите такие слова.
2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника. Слова, которые относятся только к категории состояния: зно било, дышится.
3. Беседа по изученному материалу.
— Что общего у категории состояния и наречия? (Слова кате гории состояния тоже не изменяются; как и наречия, могут быть выражены в сравнительной степени.)
— Что общего у категории состояния и глагола? (Слова кате гории состояния, как и глагол-сказуемое, синтаксически не зависимы.)
— С какими глаголами сочетаются слова категории состояния? (Быть, становиться, делаться.)
III. Выполнение упражнений
1. Упражнение 275: устный разбор, письменное выполнение.
2. Упражнение 276: самостоятельная работа, обсуждение в классе.
Домашнее задание §45, упражнение 277.
Урок 2. Категория состояния и другие части речи
Цели: закрепить понятие о категории состояния как самостоя тельной части речи; научить отличать категорию состояния от гла голов и наречий.
Методические приемы: лингвистический разбор, беседа по вопросам, элементы сопоставительного анализа, тренировочные упражнения.
I. Лингвистическая разминка
— Запишите предложения со словами категории состояния в два столбика: состояние природы, состояние человека.
1) Мне холодно. 2) Стало ясно на душе. 3) Сутра подморозило. 4) Радоваться было рано. 5) Вам это интересно? 6) Неожидан но быстро сделалось темно. 7) Тучи рассеялись, и сделалось ясно.
(Состояние природы — предложения 3, 6, 7, 8. Состояние чело века — предложения 1, 2, 4, 5.)
II. Проверка домашнего задания
1. Докажите, что категория состояния – самостоятельная часть речи.
Упражнение 277: проверка по цепочке.
Комментарий. Состояние природы: предложения 1 (светло), 4 (поздно, холодно), 6 (было тихо и жарко). Эмоциональное состояние человека — предложения 2 (скучно, грустно), 3 (скучно, гадко), 5 (смешно) Физическое состояние человека — предложение 5 (больно). Интеллектуальное состояние человека — предложение 7 (ясно было).
III. Отличие слов категории состояния от других частей речи
1. Слова категории состояния и глаголы.
— Мы уже наблюдали, как слова категории состояния вне контек ста, вне конкретного предложения совпадают с глаголами. По тренируемся отличать слова категории состояния от глаголов.
Задание: придумайте предложения, в которых бы прояснилось значение слов: ломает, пахнет. Например:
1) От гриппа меня всего ломает (категория состояния). Сильный ветер ломает даже толстые ветки в лесу (глагол).
2) Уже в конце февраля пахнет весной. Трава в степи пахнет так, что голова кружится (глагол).
— Разберем один нетрадиционный случай. В предложении Приятно пахнет кофе возможно двоякое толкование слова пахнет: 1) кофе что делает? пахнет; 2) пахнет чем? кофе. В первом случае мы имеем дело с глаголом-сказуемым, во втором — со сказуемым — категорией состояния.
— Чем обусловлено двоякое толкование слова? (Тем, что су ществительное кофе относится к разряду несклоняемых, оно не изменяется поэтому необходимо прояснить речевую си туацию, чтобы разобраться в значении предложения.)
2. Слова категории состояния и наречия.
В небесах торжественно и чудно, Спит земля в сиянье голубом. Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?
— Придумайте предложения, где слова торжественно, чудно, больно, трудно являются наречиями. (Не ты ли торжест венно обещал не обманывать больше? Пела она чудно, все заслушались. Уж больно ты грозен, как я погляжу (НА. Не красов.) Работа продвигалась трудно.)
— Обратим внимание, что слова категории состояния синтаксиче ски независимы, а наречия зависят от сказуемых: обещал как? торжественно; пела как? чудно; грозен насколько? к какой сте пени? больно (отметим разговорный характер этого слова, най дем синонимы: очень, слишком); продвигалась как? трудно.
3. Слова категории состояния и прилагательные.
— Сопоставим три предложения, определим, к каким частям речи относится слово весело в каждом предложении: 1) Он смотрел весело. 2) Ему весело. 3) Лицо его весело.
(В первом предложении весело — наречие (смотрел как? весело); во втором — слово категории состояния (синтаксически независимо, является сказуемым, обозначает состояние человека); в третьем -краткое прилагательное (лицо каково? весело).)
IV. Выполнение упражнений
Упражнение 278: выразительное чтение, обсуждение вопросов,
Комментарий. Состояние природы и человека передается с по мощью слов категории состояния: повеет, хорошо, а также с по мощью прилагательных-эпитетов: теплым, влажные, в пустом, меж: черными, золотыми, ласковое; наречий-эпитетов: ярко, весело, грустно; глаголов: пригреет, повеселело, сияет.
— Обратим внимание на слова весело, грустно: их легко можно перепутать со словами категории состояния. Найдем слово, от которого они зависят: небо сияет как? веселой грустно. Значит, это наречия.