- Все про экспертизу качества ремонта автомобиля
- Законодательство
- Что такое некачественный ремонт машины?
- Распространенные нарушения после ремонта в автосервисе
- Когда нужна экспертиза качества ремонта автомобиля?
- В какие сроки после ремонта можно заказать?
- Сколько стоит?
- Кто оплачивает?
- Какие вопросы решает экспертиза?
- Кузов
- Узлы и агрегаты
- Лакокрасочное покрытие (ЛКП)
- Порядок проведения независимой проверки
- Что делать, если выяснилось, что плохо отремонтировали?
- Куда и что писать?
- Составление претензии
- Наше право на возмещение
- Когда возвращают средства?
- В каких случаях переделывают?
- Полезное видео
- Назначение автотехнической экспертизы по определению размера ущерба в результате ДТП, стихийного бедствия, действий третьих лиц
- Предмет автотехнической экспертизы ущерба автомобиля
- Порядок назначения экспертизы
- Подготовка к экспертизе
- Материалы для исследования
- Вопросы к эксперту
- Как добиться назначения экспертизы
- Определение суда — основание для производства экспертизы
- Что делать, если экспертиза не в вашу пользу
- Выводы
Все про экспертизу качества ремонта автомобиля
При поломке машины владелец обычно поручает устранение недостатков работникам СТО. Однако не всегда ремонт оказывается качественным.
Чтобы решить вопросы с автосервисом, водитель может заказать независимую экспертизу. На основании результатов исследования взыскивается неустойка с автомастерской.
Законодательство
Третья глава Закона № 2300-1 отведена правам, связанным с оказанием услуг. Ремонт автомобиля также попадает под это определение. 29 статья нормативного акта устанавливает права, возникающие при ненадлежащем выполнении работ. Владелец автомашины при обнаружении дефектов может требовать:
- бесплатное устранение найденных недостатков и восстановление машины;
- уменьшить стоимость работы;
- повторно провести восстановление;
- возместить ущерб, нанесенный авто.
Однако прежде чем обращаться в инстанции и привлекать автосервис к ответственности, следует доказать, что недостатки возникли именно в процессе работ. Если этого не сделать, техцентр может заявить, что ущерб возник после передачи ТС владельцу.
Чтобы избежать трудностей, при обнаружении ненадлежащего выполнения услуги следует обратиться к независимому эксперту. Он определит, качественно ли проведены работы и укажет на наличие вины владельца или сотрудников автомобильного сервиса.
Что такое некачественный ремонт машины?
После проведения работ по восстановлению водитель рассчитывает, что автомобиль будет вновь пригоден к эксплуатации.
Однако качество ремонта зачастую не позволяет в дальнейшем использовать его по назначению. Чтобы понять, что услуга является некачественной, следует знать основные признаки:
- Сбои в работе машины после введения в эксплуатацию.
- Снижение стоимости автомашины.
- Повышение рисков при езде на отремонтированном ТС.
- Возникновение угрозы здоровью и жизни водителя либо пассажиров.
- Изменение технических характеристик авто.
- Появление внешних изъянов.
При обнаружении недостатков следует их зафиксировать. Сделать это может только эксперт, занимающийся оценкой состояния авто, в ходе специального исследования.
Распространенные нарушения после ремонта в автосервисе
Чаще всего жалобы водителей, машина которых ремонтируется на СТО, связаны с обнаружением следующих недостатков:
- Автомобиль плохо работает.
- Восстановление не производилось вовсе.
- Поставленная автосервисом деталь вызвала другую поломку.
- Работники техсервиса обманули:
- не установили необходимые детали;
- поставили использованные ранее запчасти;
- не выполнили все виды работ, установленных в договоре.
- Отремонтированная часть авто поломалось вскоре после возврата ТС владельцу.
- Покраска.
Помимо этого, водители часто фиксируют нарушение сроков выполнения обязательств, установленных в соглашении о восстановлении. Для устранения проблемы не нужно проводить экспертизу. 28 статья Закона № 2300-1 уже содержит меры наказания для исполнителей работ.
В иных случаях привлечение проверяющего к оценке состояния машины необходимо.
Только на основании официального заключения можно привлечь недобросовестный автосервис к ответственности.
Когда нужна экспертиза качества ремонта автомобиля?
Любые подозрения в ненадлежащем исполнении условий договора о восстановлении могут служить основанием для привлечения независимого специалиста к определению текущего состояния авто.
Однако в первую очередь экспертная оценка требуется в следующих случаях:
- авто плохо работает и нужно определить, хорошо ли выполнено восстановление;
- требуется установить соответствие вмонтированных деталей модели машины;
- имеется подозрение, что при восстановлении использовались не новые запчасти;
- обнаружены повреждения, которые могли появиться только при проведении работ на СТО.
Внимание! Автосервис должен принять обоснованную претензию, даже если с момента возврата автомобиля уже прошло некоторое время.
В какие сроки после ремонта можно заказать?
Если обнаружить недостатки удалось во время приемки отремонтированного авто, то сделать пробу качества лучше всего до подписания акта о передаче ТС хозяину. Иначе оказывающая услугу компания может обвинить владельца в нанесении ущерба ТС уже после проведения работ, тем самым исключив собственную вину.
Однако достаточно часто обнаружить неисправности удается только в момент эксплуатации ТС. Закон в подобных случаях оказывается на стороне водителя. Обратиться к независимому эксперту можно в течение срока гарантии работ, обозначенного автосервисом. Если пункт в акте передачи ТС отсутствует, экспертиза заказывается в течение 2 лет с момента восстановления. Временной промежуток может увеличиться до 10 лет.
Сколько стоит?
Цена на услугу зависит от технической сложности работ и количества отремонтированных деталей. Прайс-лист экспертов в Москве обычно начинается от 5 тысяч рублей.
За дополнительные услуги, например выезд специалиста в обозначенное место, также придется заплатить.
Кто оплачивает?
Изначально вопросами оплаты занимается заказчик – владелец автомобиля. Однако в дальнейшем СТО выплачивает компенсацию и возвращает потраченные средства. Дополнительные расходы взыскиваются с автосервиса в случае обнаружения вины работников в возникновении неисправностей.
Внимание! Чтобы получить компенсацию, нужно представить доказательства траты денег. Для этого к претензии прикрепляется квитанция об оплате, выданная фирмой, производящей экспертизу.
Какие вопросы решает экспертиза?
Экспертные компании обычно предоставляют три типа услуг по оценке состояния авто после восстановления. От выбора зависит, какие исследования будут проводиться. При необходимости можно заказать комплексную проверку машины, однако услуга стоит достаточно дорого.
Кузов
Кузовной ремонт – наиболее распространенный тип работ. При оценке выполнения проверяющий использует четкие критерии качества:
- восстановление геометрии;
- сохранение прочности;
- состояние скрытых деталей кузовной части;
- отсутствие дефектов внешних деталей;
- целостность ЛКП;
- наличие видимых повреждений.
В некоторых случаях в результате действий работников СТО повреждаются детали, расположенные рядом с ремонтируемыми. Проверить нужно не только восстановленную часть авто, но и другие элементы.
Узлы и агрегаты
Исследование относится к категории наиболее сложных и проводится только крупнейшими экспертными компаниями.
Чтобы проверить работоспособность каждой детали узла, а также оценить ее общее состояние требуется большое количество времени.
Однако именно этот тип экспертизы обычно назначается судом при рассмотрении дел о компенсации ущерба, нанесенного при восстановлении авто. Только тщательное изучение каждой детали позволит установить сумму предполагаемого взыскания. Поэтому процессы длятся долго.
Лакокрасочное покрытие (ЛКП)
Внешний восстановительный ремонт заключается в устранении видимых повреждений и обновлении покрытия авто. При определении качества нанесения грунта и краски проверяющий учитывает следующие показатели:
- качество используемых средств;
- тщательность подготовки поверхности к покраске;
- правильность подбора оттенка;
- наличие потеков, непокрашенных мест, пузырьков воздуха или инородных предметов на покрытии;
- равномерность нанесения краски;
- качество полировки.
Помимо оценки ЛКП, ряд фирм включают в услугу и определение новизны установленных деталей.
Порядок проведения независимой проверки
Процедура проверки состояния авто состоит из нескольких этапов. К основным относят:
- Выбор фирмы. Надежные организации не оценивают состояние машины по фото и не требуют внесения предварительной оплаты до заключения договора.
- Подписание соглашения. Отдельно обговариваются сроки работ и место их выполнения.
- Оповещение сторон о проведении экспертизы. Применяется при оценке состояния авто после аварии.
- Определение уровня работ. Вызванный проверяющий устанавливает качество восстановления и делает фотофиксацию производимых с машиной действий.
- Установление суммы компенсации. На основании полученных данных оценщик рассчитывает размер ущерба.
- Документальное оформление результатов. Итоги проверки вносятся в специальную бумагу, составленную по принятому шаблону.
Выданная бумага станет доказательством проведения некачественного восстановления и послужит основанием для наложения наказания на автомастерскую.
Что делать, если выяснилось, что плохо отремонтировали?
Водитель, имеющий на руках результаты оценки некачественно проведенного восстановления, вправе рассчитывать на предусмотренную статьей 29 Закона 2300-1 компенсацию. Однако для ее получения следует инициировать разбирательство.
Куда и что писать?
В первую очередь следует обратиться непосредственно автосервис и потребовать возмещения ущерба. Однако в большинстве случаев компания не признает вину в содеянном и отказывается устранять недостатки и выплачивать компенсацию.
Следующим шагом является составление досудебной претензии. Документ, отражающий требования, направляется непосредственно руководству фирмы, проводившей восстановление машины. Доставку документа лучше доверить «Почте России» или специальной курьерской службе. В этом случае водитель гарантированно получит письменное доказательство передачи претензии адресату.
Если меры не оказали должного воздействия, за восстановлением прав следует обращаться в суд. К иску прикладываются результат проверки, а также бумага, подтверждающая, что водитель пытался урегулировать вопрос мирным путем.
Составление претензии
Единый образец не установлен, поэтому писать его можно в произвольной форме. Претензия обязательно должна отображать следующую информацию:
- Сведения о заявителе и организации, производящей работы.
- Данные об автомобиле:
- марка;
- VIN;
- номер двигателя и кузова.
- Описание ситуации. Указание сроков восстановления, номера акта передачи ТС.
- Стоимость услуги.
- Обнаруженные при экспертной проверке недостатки с указанием реквизитов подтверждающего акта.
- Ссылки на нормативные акты, подтверждающие правоту заявителя.
Внимание! Составитель должен четко обозначить требование, выдвигаемое к сервису.
Наше право на возмещение
Закон «О защите прав потребителей» гарантирует, что при обнаружении факта некачественного оказания услуги исполнитель устраняет неисправности либо компенсирует расходы. В 80% случаев СТО соглашаются на условия клиента после получения досудебной претензии.
Когда возвращают средства?
31 статья Закона № 2300-1 дает автосервису 10 дней на возврат денег владельцу авто. Это касается как оплаты за работу, так и компенсации.
В каких случаях переделывают?
Сделать ремонт заново техцентр должен в случаях, если обнаруженные недостатки попадают в категорию существенных. При этом клиент должен доказать, что ущерб нанесен при проведении работ.
Однако устранение неисправностей не освобождает от выплаты компенсации. Деньги придется уплатить при нарушении срока, обозначенного соглашением на выполнение услуги по восстановлению.
Полезное видео
Специалист про покраску:
Проверка кузовного ремонта:
Назначение автотехнической экспертизы по определению размера ущерба в результате ДТП, стихийного бедствия, действий третьих лиц
В судебных делах о возмещении ущерба от ДТП , стихийного бедствия, действий третьих лиц и т.п. размер и денежная оценка причиненного ущерба — ключевые обстоятельства, подлежащие установлению судом. От этого напрямую зависит сумма взыскания (возмещения, выплаты, компенсации), и это часто является основным предметом споров.
Истцы заинтересованы в полном погашении ущерба, но нередко его необоснованно завышают. Ответчики, напротив, стараются уменьшить заявленный истцом размер ущерба и используют для этого любую возможность. Иногда стороны хотят лишь одного — удостовериться в том, что расчет сделан правильно и сумма соответствует причиненному ущербу. При возникновении споров на этот счет, при несогласии с результатами досудебной оценки истину помогает установить назначение автотехнической экспертизы по определению размера ущерба .
Результаты экспертизы могут быть положены в основу доказательственной базы истца или ответчика — в зависимости от того, кто был инициатором экспертизы и в чью она пользу. Исследование может быть назначено судом, если противоречия в доводах истца и ответчика налицо, а идти на производство экспертизы никто из них не хочет. В этих случаях решение суда по делу будет основано, среди прочего, на выводах эксперта.
Предмет автотехнической экспертизы ущерба автомобиля
Автотехническая экспертиза ущерба нередко называется автотовароведческой или автооценочной, что в контексте рассматриваемых целей и задач производства исследования не совсем корректно или требует уточнения.
Во первых. Назначение автотовароведческой экспертизы допускает более широкий предмет исследования, и он далеко не всегда связан с размером и оценкой ущерба от ДТП или подобных происшествий. Например, вопросы автотовароведческой экспертизы могут касаться определения стоимости машины для целей оспаривания сделки. Однако нужно учитывать, что автотовароведческая экспертиза выделяется и как вид автотехнической экспертизы — так же, как и, например, транспортно-трасологическая. Поэтому для правильного использования такой терминологии требуется уточнение предмета исследования. В данном случае им будет определение ущерба, причиненного транспортному средству в результате ДТП или иного происшествия, для целей возмещения ущерба или (иногда) реализации ТС.
Во вторых. Автооценочная экспертиза — название, используемое не более чем в обиходе, по аналогии с досудебной оценкой транспортных средств. Перенос такой аналогии в сферу экспертных исследований приводит к ошибкам при назначении экспертизы и постановке вопросов.
Установление размера ущерба по повреждениям — частный случай назначения автотехнической экспертизы. Поэтому в данной ситуации ее предмет и вопросы ограничены целями и задачами такого исследования. Если нужны ответы на более широкий спектр вопросов, выходящих за пределы названной экспертизы, нужно назначать либо комплексную экспертизу (наиболее эффективно), либо несколько автотехнических экспертиз разного плана (долго и дорого).
Порядок назначения экспертизы
Порядок назначения экспертиз одинаков для всех случаев производства экспертных исследований по гражданским (арбитражным) делам. Серьезная разница — в вопросах, а для того чтобы их правильно поставить – в подготовке к назначению экспертизы.
Подготовка к экспертизе
Возникновению вопроса об определении размера ущерба по повреждениям могут предшествовать различные события — все зависит от предмета спора и хода судебного процесса. Как правило, к этому моменту уже бывают установлены обстоятельства происшествия, возможность причинения заявленных повреждений при заданных обстоятельствах и «виновность» определенного лица. Для этих целей, если необходимо, также проводятся соответствующие исследования, в том числе комплексного характера. Но если их не было, а вопросы требуют экспертных ответов — нужно назначать судебную автотехническую экспертизу и ставить весь перечень необходимых вопросов.
Вопрос о размере ущерба, как правило, решается уже в самом конце — когда по делу все ясно, кроме этого обстоятельства. И главной причиной назначения судебной автотехнической экспертизы по ДТП или иному происшествию для целей определения ущерба является несогласие с тем, что заявленное соответствует действительности. Обычно речь идет о предъявлении претензий к досудебной оценке и (или) сделанным вложениям в ремонт (восстановление) транспортного средства. Определение перечня и трудоемкости необходимых восстановительных работ, перечень подлежащих замене деталей, цены на запасные части, работы и материалы — это вызывает основные сомнения и подозрения (обоснованные или необоснованные) у инициатора назначения экспертизы.
Материалы для исследования
Перечень повреждений, подлежащих учету в расчете стоимости, определяется экспертом:
по представленным (имеющимся в деле) документам, фотографиям и иным материалам;
по фактическому состоянию представленного для исследования транспортного средства (оборудования, запчастей), если оно не было восстановлено;
с учетом выводов экспертного исследования по вопросу о возможности возникновения повреждений при заявленных обстоятельствах.
Таким образом, все вышеперечисленное влияет на исследование и выводы, а инициатор экспертизы (истец или ответчик), в свою очередь, может повлиять на представляемые материалы. И сделать это — в его интересах.
В зависимости от целей, задач и обстоятельств назначения экспертизы разумно обратить внимание суда и, соответственно, эксперта на следующие моменты (если они действительно есть):
какие именно детали повреждены — оригинальные (более дорогие) или неоригинальные (более дешевые) детали;
какие детали и как заменены — на новые или бывшие в эксплуатации;
повреждение дополнительно установленного (нештатного) оборудования или отсутствие (неисправность) штатного оборудования;
определенные свойства транспортного средства, отличающие его от других этой же марки и модели (как в лучшую сторону — особенности комплектации, тюнинг, аэрография и т.п., так и в худшую — плохое техническое состояние автомобиля, множественные серьезные эксплуатационные повреждения и т.п.);
другие моменты, которые важны и способны объективно повлиять на заключение экспертизы, найти отражение в исследовании и выводах, а значит, стать серьезными доводами в судебном споре.
Естественно, что заявленное должно найти подтверждение в материалах дела , в виде вещественных доказательств, а не быть голословным утверждением.
Вопросы к эксперту
Исходя из целей и задач производства экспертизы, вопросы эксперту при проведении автотехнической экспертизы могут быть следующими:
- Какова стоимость ремонта транспортного средства? Этот вопрос — основной и зачастую единственно необходимый.
- Каков размер утраты товарной стоимости транспортного средства ? Вопрос ставится, если речь в деле идет о взыскании утраты товарной стоимости (размера УТС).
- Какова доаварийная стоимость транспортного средства и стоимость годных остатков? Этот вопрос ставится в случае полной гибели ТС и будет в этой ситуации достаточным для определения стоимости годных остатков автомобиля или иного транспортного средства .
Ставить вопрос «Каков размер причинённого ущерба?» — неправильно и бессмысленно. Эксперт не даст на него ответ или выйдет за пределы компетенции и поставит тем самым экспертизу под сомнение. Ущерб — множество слагаемых. Не все из них эксперт-автотехник может определить, и не все подлежат возмещению по правовым основаниям.
Как добиться назначения экспертизы
Суд назначает экспертизу по своей инициативе либо по ходатайству истца или ответчика. Как правило, производство экспертизы — часть стратегии ведения дела, поэтому момент для подачи ходатайства выбирает инициатор исследования.
Суды крайне редко отказывают в экспертизах, учитывая их прямую заинтересованность в том, чтобы решение не было отменено при обжаловании. Проблема в другом — ошибки при подготовке ходатайства, связанные с затягиванием процесса назначения экспертизы, неверным определением предмета исследования и вопросов для эксперта.
Как уже говорилось, определение размера ущерба — зачастую конечная стадия судебного разбирательства. Да и спор по этому поводу может возникнуть уже после того, как выяснены обстоятельства происшествия и установлен виновник. Из-за этого назначение экспертизы по ущербу может слишком запоздать. И даже если суд все-таки пойдет навстречу, чем больше экспертиз — тем больше затрат. Как избежать этого? Разумнее необходимость производства исследований изучать уже на стадии подготовки к судебному процессу. И если очевидно, что автотехническая экспертиза нужна, — сразу же готовиться к ней, определять направления и вопросы в комплексе.
Вопросы по определению размера ущерба в комплексных автотехнических исследованиях ставятся «автоматически», потому что ответы на них все равно понадобятся в делах, где фигурирует ущерб, а большая часть ответов взаимосвязана с выводами исследований других предметных областей (обстоятельства ДТП, повреждения, «виновность»). Для производства такой экспертизы необходимо подготовить ходатайство в суд о назначении судебной автотехнической экспертизы и поставить все нужные вопросы к эксперту-автотехнику. Если же предмет исследования — только ущерб, то понадобится ходатайство о назначении автотовароведческой экспертизы.
При подготовке ходатайства важно:
обосновать производство экспертизы;
отразить моменты, на которые суд и эксперт должны обратить особое внимание;
указать эксперта (экспертную организацию), которому заявитель хочет поручить производство экспертизы или перечень экспертов (организаций), у которых производство исследования нежелательно.
Отказ суда в назначении экспертизы может быть обжалован в вышестоящей судебной инстанции.
Определение суда — основание для производства экспертизы
Экспертиза производится на основании определения суда о назначении автотехнической экспертизы. Это процессуальный документ, который, помимо «стандартных» реквизитов, содержит:
описание дела (спора);
поводы для назначения экспертизы;
моменты, на которых суд посчитал необходимым заострить внимание эксперта;
предоставляемые для исследования материалы (ссылки на материалы дела, указание местонахождения объектов исследования, вещественные доказательства);
вопросы к эксперту.
Чем более подробно изложены обстоятельства дела, имеющие отношение к исследованию, чем более полно представлены материалы, тем более качественным будет заключение. Эксперт не вправе самостоятельно собирать материалы и объекты для исследований, поэтому ограничится тем, что представлено. К сожалению, возможностью запросить дополнительные материалы пользуются далеко не все эксперты, даже в ущерб качеству. Поэтому при подготовке к назначению экспертизы стоит рассчитывать, прежде всего, на себя. А если это трудно — консультироваться с профильным экспертом.
Чтобы не столкнуться с неожиданностями при производстве автотехнических экспертиз, сторонам обязательно нужно знакомиться с определением суда:
- Если суд посчитал нужным провести экспертизу в любом случае, независимо от того, будут или нет представлены сторонами дополнительные материалы, он обозначит такое условие в определении: если указанные объекты исследования (автомобили, замененные детали, пр.) не будут представлены, то провести экспертизу по представленным документам.
- Если суд решил, что для экспертизы представление объектов — обязательное условие, то в определение может быть написано: если указанные объекты исследования (автомобили, замененные детали, пр.) не будут представлены, то возвратить определение суда без исполнения.
- Суд может обратить внимание эксперта на необходимость решения вопросов с учетом определенных условий, например, условий договора, из которого вытекает спор между истцом и ответчиком. В этом случае условия должны быть приобщены к материалам дела и представлены эксперту.
Что делать, если экспертиза не в вашу пользу
Бывает, что выводы эксперта идут вразрез с ожиданиями даже той стороны процесса, которая ходатайствовала о назначении исследования. Что делать в такой ситуации?
Первоначально нужно внимательно ознакомиться с экспертизой, причем не только с ее выводами, но и с исследовательской частью. Затем оценить «масштаб трагедии» и понять, насколько экспертиза повлияет на ход процесса. Интерпретация выводов эксперта и использование заключения в качестве доказательства — задачи участников процесса.
В ходе ознакомления с заключением нужно хотя бы бегло (а лучше — внимательно) сравнить перечень основных ремонтных работ и наиболее дорогих запасных частей. Определить, что было исключено или добавлено и на каких основаниях. Имеются ли существенные расхождения в ценах на работы и запчасти. Был ли учтен износ заменяемых комплектующих и какой. При этом следует учесть, что для ряда комплектующих, влияющих на безопасность (этот перечень установлен в нормативных документах), износ применяться не должен. Если расхождения есть и эксперт их не обосновал в заключении, стоит ставить перед судом вопрос о назначении дополнительной (при представлении дополнительных материалов) или повторной (по тем же материалам) экспертизы, хотя это может быть сложно.
С точки зрения экономии затрат и сокращения сроков производства дополнительной экспертизы ее целесообразно поручать тому же эксперту (экспертной организации), что проводил первичное исследование. Эту просьбу нужно отразить в ходатайстве перед судом. Повторную экспертизу тот же эксперт проводить не может, но та же самая экспертная организация — да, при условии поручения исследования другому эксперту. Если не устраивает ни эксперт, ни то учреждение, где проводилась экспертиза, можно ходатайствовать перед судом о поручении производства дополнительной (повторной) экспертизы в другой организации (у другого частнопрактикующего эксперта).
Повторные экспертизы суды не любят. Зачастую видят в этом попытку затянуть процесс или усложнить ход разбирательства. Чтобы убедить суд, нужно серьезно обосновать свое ходатайство и хорошо поработать над мотивировкой — привести конкретные факты, почему требуется повторное исследование, что оно даст и каким образом скажется на разрешении судебного дела.
Выводы
Экспертиза — зачастую единственная возможность доказать заявленный ущерб и его сумму. Этой возможностью нужно пользоваться, но пользоваться грамотно. Первоначально вопрос с назначением экспертизы целесообразно обсудить со своим юристом или адвокатом — он с профессиональной точки зрения оценит перспективы, цели и задачи производства исследования. Если представителя нет или он по каким-то причинам против экспертизы, можно обращаться непосредственно к профильным экспертам, которые и проконсультируют, и дадут дельные советы. Эффективная практика последнего времени — тщательная подготовка к экспертизе с привлечением как юристов (адвокатов), так и экспертов необходимой предметной области. Инициатива всегда должна исходить от сторон процесса, поскольку никто не заинтересован в исходе дела больше, чем сами участники спора.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.