Поворот рулевого колеса вызывает перераспределение нагрузок в ходовой части как на месте, так и в движении. Можно даже считать это естественным и постоянно проводимым при эксплуатации приемом диагностики. Посторонние звуки в виде постукивания, одиночного или системного, с разным тембром и громкостью (щелчки именно этим и отличаются от стука в общем понимании) станут сигналами, что машиной пора заняться. Иногда это можно сделать и самостоятельно, чтобы не стать жертвой не совсем прилежного автосервиса.
Первичная локализация источника звука по очевидным признакам
Существует несколько классифицирующих признаков, по которым примерно вычисляется место поломки:
- звук возникает на месте или в движении;
- он носит характер одиночного или повторяющегося;
- стуки и щелчки равномерные или хаотичные;
- происходят в такт вращения колеса, кратны ему по частоте или не зависят от скорости;
- есть ли связь с углом поворота колес, а может быть с поворотом руля, между этими величинами связь прямая, но угловое положение отличается по передаточному числу рулевого механизма;
- какова громкость стука и его тембровая окраска, он звонкий металлический или глухой;
- передаются ли звуки через кузов или слышны только по воздуху;
- насколько стуки связаны с перегрузками разгона, торможения или бокового ускорения в повороте;
- связаны ли они с углом крена кузова;
- как они изменяются после вывешивания автомобиля на подъемнике с подушками под кузовом.
Таким образом собирается анамнез произошедшего при визите на автосервис по наблюдениям мастера или со слов владельца машины. Определяется сторона кузова, перед-зад или справа-слева. Иначе легко перепутать проблемы с рулевым управлением и прочие неисправности ходовой части. Вплоть до плохо закрепленного багажа.
Стуки в рулевой колонке
Здесь два источника – подшипники подвеса рулевого вала и карданчики сочленения отдельных частей колонки. Первые вычисляются по радиальному люфту рулевого колеса, вторые – при покачивании руля на различных углах поворота. При движении с отклонениями от нейтрального положения карданные шарниры меняют свою ориентацию, стук усиливается или ослабляется. Лечится заменой подшипников и крестовин. Часто даже когда таковая не предусмотрена заводской технологией, запчасти поставляются производителями афтермаркета.
Иногда может стучать механизм регулировки положения руля. Диагностика аналогична разболтанным подшипникам
Проблемы с рулевым механизмом
При появлении стуков в рулевой рейке проверке подлежит их существование на ходу и на месте при разных углах поворота. Поперечный люфт рейки в корпусе устраняется заменой ремкомплекта, куда входят втулки. Если же стучит зацепление шестерни с рейкой, то иногда помогает подтяжка упора. В прочих случаях, а это случается на больших пробегах, меняют рулевой механизм в сборе. Существуют неплохие аналоги, а также работают компании по восстановлению и обмену, обойдется гораздо дешевле.
Рулевая трапеция
На большинстве автомобилей в трапецию входят два источника стука – рулевые наконечники и шарниры тяг, иногда называемые яблоками. Они могут заменяться в любых сочетаниях, по одной детали, в сборе на сторону или полностью. Лучше сразу поменять и защитные чехлы. Операция завершается регулировкой углов установки колес, но это обычная схема для вмешательств в ходовую часть.
Шарниры приводов и ступичные узлы
ШРУС в приводах издают характерный звук, который трудно не заметить или спутать. Происходит все при разгоне, особенно на вывернутых колесах. Чем больше угол разворота шарнира, тем громче звук. Он похож на звонкие щелчки, иногда сливающиеся в хруст.
Уточняют неисправный шарнир на подъемнике, поочередно вывешивая колеса, поворачивая руль и раскручивая привода, имитируя нагрузку тормозами. Вычислить источник при такой диагностике несложно. Щелкающий или хрустящий шарнир подлежит обязательной замене в сборе, вместе с чехлом.
Ступичные подшипники могут создавать стуки при появлении увеличенных зазоров. Но обычно они раньше начинают гудеть при езде. Достаточно покрутить или покачать в поперечном направлении вывешенной колесо, чтобы осознать необходимость замены подшипника или ступичного узла, куда он интегрирован.
Подвеска
При повороте руля перераспределяются усилия на шарниры подвески. Их там несколько, выявить конкретно постукивающий или создающий одиночный щелчок во время перекладки достаточно сложно. Каждый проверяется по отдельности с использованием рычага (монтировки) или трансмиссионной стойки на подъемнике. В гаражных условиях поможет винтовой домкрат, устанавливаемый под рычаги для снятия напряжения с шарнира.
В автомобиле две системы считаются критически опасными при повреждениях – это рулевое управление и тормоза. К первой по степени важности можно смело относить подвески и всю ходовую часть, например, отделившееся колесо не лучше по последствиям, чем отказ тормозов. Поэтому источники постороннего звука, передающиеся через органы управления поворотами машины, должны быть немедленно определены и отремонтированы. Даже если ситуация изначально не выглядит угрожающей.