Стук двигателя при прогреве гранта

Содержание
  1. Стук при прогреве двигателя
  2. Критерии звуков
  3. Причины возникновения стука
  4. Самостоятельная диагностика нарушений
  5. Если стучат поршни
  6. Если стучат поршневые пальцы
  7. Стук вкладышей коленвала
  8. Стук вкладышей шатунов
  9. Какой то стук при работе двигателя
  10. Если стучат поршни
  11. Если стучат поршневые пальцы
  12. Стук вкладышей коленвала
  13. Стук вкладышей шатунов
  14. Возможные причины появления стука в двигателе
  15. Первичная диагностика стуков в двигателе
  16. Разновидности стуков в двигателе
  17. Что означает интенсивность ударов
  18. Характеристики стуков в двигателе
  19. О цикличности стуков двигателя
  20. Технические причины возникновения стуков в двигателе
  21. В какой мере стук в двигателе зависит от его температуры
  22. Стук в двигателе на холостых оборотах
  23. Резюме
  24. Опасен ли стук
  25. Диагностика неисправности по характеру и локации звука. Как определить, что и где стучит в бензиновом и дизельном двигателе
  26. Причины образования стуков
  27. Видео: Причина стука двигателя
  28. Основные источники посторонних звуков в двигателе
  29. Виды посторонних шумов в силовом агрегате
  30. Причины появления посторонних звуков в двигателе
  31. Видео: Мерседес 126, нашли причину стука в двигателе
  32. Стуки от детонации
  33. Стуки клапанного механизма
  34. Стук поршней
  35. Стук подшипников коленвала
  36. Стук распределительного вала
  37. Видео: Стук в двигателе Daewoo Nexia 8 кл Причина
  38. Исследование шумов и стуков двигателя
  39. Стук двигателя при холодном масле
  40. При горячем масле
  41. Видео: Volkswagen Polo Sedan. Стуки на горячую
  42. Оценка опасности стука
  43. Видео: Стук в двигателе Порш Кайен
  44. Неопасные звуки
  45. Опасные звуки

Стук при прогреве двигателя

Любого автовладельца радует плавная, корректная, практически бесшумная работа двигателя авто, ведь это свидетельствует о его полной исправности. Поэтому обоснованно настораживают различные посторонние звуки, возникающие в зоне ДВС, ведь они являются своеобразным сигналом к тому, что возникли какие-либо неполадки, требующие немедленного устранения.

Одним из таких сигнальных маркеров является стук в двигателе на холодную.

Критерии звуков

Причин того, почему стучит двигатель весьма предостаточно. Некоторые стуки указывают лишь на небольшие неполадки, которые можно легко диагностировать и исправить при ближайшем техосмотре. Но есть ряд звуков, которые очень четко говорят о том, что есть серьезные проблемы ДВС, требующие незамедлительного вмешательства во избежание возникновения многих неприятных ситуаций, таких как, например, капитальный ремонт двигателя.

Возникновение любого звука происходит из-за того, что один элемент ДВС ударяется о другой, при этом каждый из ударов может иметь свою индивидуальную звуковую окраску, интенсивность, длительность и частоту.

Если стук двигателя приглушенный, слабый, возможно исчезающий при езде, то автомобилю, как правило, не угрожает серьезных поломок, но своевременная диагностика излишней не будет.

Средний по громкости и интенсивности звук указывает на более серьезные неполадки. В этом случае первым делом необходимо отправиться в ближайший автосервис, чтобы избежать серьезных поломок двигателя.

Если звуковой маркер имеет четкую, громкую звуковую окраску, то автовладельцу необходимо срочно заглушить двигатель и вызвать эвакуатор. При самостоятельном движении может стукануть мотор.

Причины возникновения стука

Причин для возникновения стуков в моторе насчитывается достаточно много. Основными среди них является механический износ деталей и узлов, а также образование детонационных процессов. Характер звука во многом зависит от причины его появления, то есть поломки какой-либо детали или от степени детонации. Этот фактор становится основополагающим для грамотной диагностики.

Стук, возникающий при запуске холодного ДВС, с последующим его прогревом может самоустраниться полностью, стать менее интенсивным, не изменить свой характер при дальнейшей работе мотора либо усилиться при повышении давления и/или температуры.

К основным факторам, определяющим наличие соответствующих неисправностей мотора, узлов или механического износа деталей, относятся следующие.

  • Металлический стук в двигателе, при условии полной исправности ДВС, сигнализирует о несоответствии принятым нормам тепловых зазоров. Исправить такую ситуацию можно профессиональной регулировкой клапанов.
  • Потеря работоспособности гидрокомпенсаторов также вызывает стук двигателя на холодную. Компенсаторы выходят из строя, как правило, при механическом износе, использовании масла, неподходящего для автомобиля по предъявляемым эксплуатационным характеристикам, а также несвоевременная его замена. Для устранения такой неисправности достаточно осуществить полную промывку двигателя, замену масляного фильтра с заливкой подходящего типа масла.
  • Увеличение зазора коренных вкладышей может стать причиной возникновения стука при первых нескольких секундах после запуска мотора. При этом он самоустраняется при повышении показателя давления системы смазки. Некорректная работа вкладышей может быть спровоцирована и уменьшением производительности масляного насоса.
  • В этом случае количество поступаемого масла становится недостаточным, одновременно происходит закупоривание каналов, которое приводит к тому, что масло не успевает произвести качественную смазку всех узлов и деталей. В результате они начинают издавать неприятный на слух стук и скрежет.
  • Глухие металлические многократные удары в двигателе при разгоне могут указывать на сбой в работе шатунов. Дело в том, что такой звук характерен для изношенного шатуна, ударяющегося о шейку коленчатого вала. Здесь необходима срочная помощь профессионального автослесаря, так как эксплуатация автомобиля в таком состоянии категорически запрещена.
  • О неполадках газораспределительного механизма также свидетельствует характерный звук в двигателе. Самая распространенная причина — увеличение зазоров распределительного вала. При последующем прогреве двигателя такие стуки становятся либо менее интенсивными, либо полностью пропадают.
  • Если поршень достаточно изношен, то он также может издавать постукивание при эксплуатации. Дело в том, что поврежденные поршни свободно двигаются, как бы «гуляют«в цилиндрах, вызывая характерный металлический звук при ударе «юбкой». Аналогичный стук может вызывать деформация поршневых колец.
  • Стук, вызванный детонацией, отличается достаточной звонкостью. Его интенсивность закономерно возрастает с каждым оборотом двигателя. Основная причина — несвоевременное и неравномерное воспламенение топливно-воздушной смеси, провоцирующее возникновение внутри цилиндров самопроизвольных разрушающих взрывов.
  • При холодном моторе, возникновению детонационных ударов, а значит, и характерному стуку приводит применение топлива с низким октановым числом (согласно рекомендации производителя).
  • Весьма распространенным фактором появления стука является использование более тонкой, чем необходимо прокладки головки блока цилиндров, вызывающее повышение показателя степени сжатия.
  • Различные удары в подкапотной зоне могут быть вызваны различными поломками навесных узлов и агрегатов, например, генератора водяной помпы, привода ГРМ и т.д.

Самостоятельная диагностика нарушений

Если нет возможности провести профессиональную диагностику в условиях автосервиса, то можно попробовать самостоятельно выявить причины, по которым появился характерный металлический звук.

  1. Первоначально следует четко убедиться, что звук исходит именно от мотора, а не от других агрегатов или узлов. Если в автомобиле установлена механическая коробка передач, то рекомендуется полностью выжать сцепление, чтобы произошло разъединение сцепления с двигателем. В этом случае можно будет четко определить, что причина стука располагается именно в силовом агрегате, а не в трансмиссии.
  2. Затем необходимо внимательно прислушаться к стуку, определить его продолжительность, цикличность, интенсивность звучания. Как отмечалось ранее, даже определенный уровень тональности характерен для разных неисправностей.
  3. звонкий удар, набирающий обороты и исходящий из верхней области ГБЦ — проблема с зазорами клапанов;
  4. звук, похожий на удар маленького металлического шарика по крышке со свойственным нарастанием — неисправность гидрокомпенсатора;
  5. шелестящий, свистящий и скрипящий звук — неисправность цепи или ремня ГРМ, а также ремня генератора;
  6. детонация имеет звонкую, яркую звуковую окраску, обычно применяется термин «стучат пальцы»;
  7. также в обязательном порядке необходимо проверить надежность крепления опор (подушек) двигателя и, по возможности, всей ходовой части

Для более внимательного прослушивания возникших стуков автовладельцы очень часто применяют такой прибор, как фонендоскоп технического типа. Профессиональная диагностика подразумевает использование мотор-тестера.

Причин появления посторонних шумов в двигателе, в том числе и стуков различного характера, очень много. Многие из них указывают на незначительные неполадки, с которыми автомобиль может мирно «сосуществовать» на протяжении долгого времени. Но также появившийся стук может указывать и на серьезные поломки деталей и/или узлов ДВС, игнорировать которые категорически запрещено.

Конструкция двигателя подразумевает взаимодействие многих деталей и узлов, которые в процессе эксплуатации подвергаются достаточно значительным нагрузкам. Маркером для многих неисправностей ДВС служит исходящий стук, имеющий свою индивидуальную для каждого вида поломки тональность, продолжительность и интенсивность.

Благодаря этому при внимательной диагностике можно не только выявить причину неисправности ДВС, но и своевременно ее устранить.

Печально, но примерно после 600 км пробега после ремонта двигателя, появился стук и что интересно проявляется только при прогреве двигателя примерно при температуре 50-60 градусов. Заводишь на холодную работает идеально, когда прогревочные обороты падают до 1000 об/мин, появляется стук (перекладка поршня), когда двигатель прогреется до рабочей температуры все проходит. Когда капиталил двигатель и осматривал поршня, юбки двух поршней были в царапинах, моторист сказал что лучше их поменять. У меня были з/ч от другого двигателя 4S-FE (двигатель в сборе оставил один клиента, после замены на контракт). Вот от него (черт меня дернул) я и поставил два поршня в сборе с шатунами которые на вид выглядели получше. Вот сокрее всего в одном из них люфт в пальце поршня. Корячится вскрытие мотора и установка родных поршней назад. Вот такая настигла меня печаль. А так двигатель работает ровно, тянет отлично, пробежал 1000 км, расхода масла не выявлено, до сих пор чистое. Позже как буду разбирать выложу фото процесса.

Дополнения.
Нашли что стучало, поршень 1-го цилиндра. Как я уже говорил что при капиталке были установлены поршня с другого двигателя, как раз на 1-ый и 4-ый цилиндр. А теперь что самое интересное, выташили поршень с 1-го цилиндра на нем цифра 3, на блоке выбита 2, на снятом при капиталке поршне тоже 2. Замерив оба поршня удивились увиденному, поршень с цифрой 3 по мануалу должен быть больше 2-го, а он меньше в диаметре, что и приводило к его перекладке. На данный момент идет процесс сборки, после дополню…
фото виновников ниже

Критическое увеличение величины рабочих зазоров между компонентами ДВС приводит к появлению стука при эксплуатации двигателя. Косвенным признаком причины стука является его тональность, в большинстве случаев позволяющая определить источник звука, сигнализирующего о неисправности определенного узла. Прогрессирование стука зависит от технических характеристик материалов, из которых изготовлены детали. При износе соприкасающихся деталей ГРМ, изготовленных из высокопрочного материала, стук двигателя не изменяется по интенсивности и характеру на протяжении длительного времени. Посторонний звук достаточно быстро усиливается при износе мягких деталей, работающих в паре с элементами из твердого материала (шатунный и коренной вкладыш, а также подшипники распредвала).

Читайте также:  Неисправности автомобиля при компьютерная диагностика

Если стучат поршни

Глуховатый тон звука, напоминающий постукивания по глиняной посуде, свидетельствует о локализации проблемы в блоке цилиндров. Посторонний шум может иногда сопровождаться щелчками. Появление зазора 0,3 – 0,4 мм приводит к появлению стука поршня в цилиндре. Стук поршней чаще всего проявляется при холодном двигателе, а также на малых оборотах или при резком сбросе педали газа в процессе движения. Стук такого происхождения пропадает при нагреве двигателя за счет температурного расширения поршня.

Если стучат поршневые пальцы

Звук при стуке поршневых пальцев – металлический, звонкий и высокий по тону. Посторонний шум, появляющийся при зазоре 0,1 мм, отчетливо прослушивается при перегазовке, при ускорении, а также при сбросе газа. Звук локализован в блоке цилиндров. Подобный стук (детонация) может появляться при использовании неподходящего топлива, а также при высокой нагрузке на двигатель при низких оборотах коленчатого вала при движении по крутому подъему на повышенной передаче.

Стук вкладышей коленвала

Износ коренных подшипников коленчатого вала приводит к возникновению слегка приглушенного металлического шума, локализованного в области картера ДВС. Посторонний звук слышен при резком увеличении оборотов, резком сбросе газа, а также на низких оборотах при работе прогретого двигателя (низкое давление моторного масла). Использование низкокачественного моторного масла, не соответствующего требованиям для эксплуатируемого ДВС, также может провоцировать появление стука коленчатого вала. В таком случае необходима срочная замена масла с обязательной промывкой системы смазки.

Стук вкладышей шатунов

При износе шатунных вкладышей звук во многом схож с шумом при неисправности коренных подшипников, отличаясь большей отчетливостью. Резко возрастающая интенсивность звука при изменении оборотов коленчатого вала свидетельствует о необходимости срочного ремонта. Эксплуатация транспортного средства с таким шумом недопустима по причине высокого риска заклинивания двигателя.

Какой то стук при работе двигателя

Критическое увеличение величины рабочих зазоров между компонентами ДВС приводит к появлению стука при эксплуатации двигателя. Косвенным признаком причины стука является его тональность, в большинстве случаев позволяющая определить источник звука, сигнализирующего о неисправности определенного узла. Прогрессирование стука зависит от технических характеристик материалов, из которых изготовлены детали. При износе соприкасающихся деталей ГРМ, изготовленных из высокопрочного материала, стук двигателя не изменяется по интенсивности и характеру на протяжении длительного времени. Посторонний звук достаточно быстро усиливается при износе мягких деталей, работающих в паре с элементами из твердого материала (шатунный и коренной вкладыш, а также подшипники распредвала).

Если стучат поршни

Глуховатый тон звука, напоминающий постукивания по глиняной посуде, свидетельствует о локализации проблемы в блоке цилиндров. Посторонний шум может иногда сопровождаться щелчками. Появление зазора 0,3 – 0,4 мм приводит к появлению стука поршня в цилиндре. Стук поршней чаще всего проявляется при холодном двигателе, а также на малых оборотах или при резком сбросе педали газа в процессе движения. Стук такого происхождения пропадает при нагреве двигателя за счет температурного расширения поршня.

Если стучат поршневые пальцы

Звук при стуке поршневых пальцев – металлический, звонкий и высокий по тону. Посторонний шум, появляющийся при зазоре 0,1 мм, отчетливо прослушивается при перегазовке, при ускорении, а также при сбросе газа. Звук локализован в блоке цилиндров. Подобный стук (детонация) может появляться при использовании неподходящего топлива, а также при высокой нагрузке на двигатель при низких оборотах коленчатого вала при движении по крутому подъему на повышенной передаче.

Стук вкладышей коленвала

Износ коренных подшипников коленчатого вала приводит к возникновению слегка приглушенного металлического шума, локализованного в области картера ДВС. Посторонний звук слышен при резком увеличении оборотов, резком сбросе газа, а также на низких оборотах при работе прогретого двигателя (низкое давление моторного масла). Использование низкокачественного моторного масла, не соответствующего требованиям для эксплуатируемого ДВС, также может провоцировать появление стука коленчатого вала. В таком случае необходима срочная замена масла с обязательной промывкой системы смазки.

Стук вкладышей шатунов

При износе шатунных вкладышей звук во многом схож с шумом при неисправности коренных подшипников, отличаясь большей отчетливостью. Резко возрастающая интенсивность звука при изменении оборотов коленчатого вала свидетельствует о необходимости срочного ремонта. Эксплуатация транспортного средства с таким шумом недопустима по причине высокого риска заклинивания двигателя.

Если двигатель внутреннего сгорания вдруг начал стучать, рекомендуется провести диагностирование, чтобы выявить возможные неисправности и причины их возникновения. Стук в двигателе считается одной из наиболее тревожных ситуаций, т. к. может означать, что автомобилю требуется дорогостоящий ремонт. Как правило, стук возникает в результате деформаций деталей силового агрегата, полученных при износе или сильном ударе. При этом в местах взаимного соприкосновения деформированных элементов резко увеличиваются нагрузки с последующим разрушением.

Возможные причины появления стука в двигателе

Чтобы точно найти причину, необходима квалифицированная проверка двигателя внутреннего сгорания при помощи специального диагностического оборудования. Основные причины, встречающиеся чаще всего:

  1. Дефекты, полученные при изготовлении автомобиля (на новой машине).
  2. Некачественный ремонт (например, в условиях обычного гаража).
  3. В картер двигателя залито моторное масло несоответствующей марки.
  4. Использование некачественного бензина или дизельного топлива.
  5. Нарушение правил эксплуатации транспортного средства (перегрузки мотора, агрессивная езда и пр.).

Появился стук в двигателе без явной причины, это происходит после длительного пробега, в результате постепенного износа рабочих узлов и деталей, превышающего предельно допустимые значения. При возникновении нестандартных звуков мастер должен убедиться, что их издает не коробка передач или другой механизм трансмиссии, а именно двигатель. По характеру звучания опытный механик определяет место возникновения и степень сложности поломки. Это касается двигателей внутреннего сгорания любого типа: карбюраторного, инжекторного, дизельного.

Первичная диагностика стуков в двигателе

Чтобы убедиться, что непривычные звуки исходят от мотора, нужно:

  • установить транспортное средство над смотровой ямой или на эстакаду;
  • выжать педаль сцепления;
  • отсоединить двигатель от коробки передач и трансмиссии;
  • проверить состояние деталей и узлов, наиболее вероятных виновников появления посторонних стуков (опор двигателя, водяной помпы, генератора и пр.);
  • демонтировать детали, вызывающие подозрение;
  • если нестандартные звуки не прекратились, это означает, что основная проблема состоит в самом моторе.

Разновидности стуков в двигателе

Опытные автомеханики различают нестандартные посторонние звуки, появляющиеся при работе двигателя внутреннего сгорания, на слух по ряду признаков:

  1. Сила ударов.
  2. Нарастание интенсивности звуков.
  3. Частота гармоники.
  4. Цикличность.

В зависимости от силы звуков, доносящихся из работающего агрегата, рекомендуется выполнить следующие действия:

  • если удары очень сильные, которые невозможно заглушить никаким доступным способом, лучше всего выключить мотор и доставить транспортное средство при помощи буксира на ближайшее СТО;
  • при средних ударах, которые не слышны при включении музыки в салоне авто, допускается медленное самостоятельное передвижение в ремонтную мастерскую;
  • допускается диагностировать причину ударов не сразу, если шумы, доносящиеся из ДВС при открытой крышке капота в условиях полной тишины, еле уловимы на слух.

Что означает интенсивность ударов

Если явный стук в двигателе внутреннего сгорания появился неожиданно и не исчезает с течением времени, это означает, что рабочие детали интенсивно разрушаются по причине эксплуатации машины в условиях повышенных нагрузок. Результат разрушений – превышение предела циклической усталости металла.

Если стук начался с еле заметных проявлений и, с течением времени, стал постепенно усиливаться до невозможного грохотания, это свидетельствует о постепенном истирании и изнашивании металлических поверхностей.

Важно: Интенсивность нарастания звучания ударов, зависит от режимов, в которых работает транспортное средство: нагрузка на силовой агрегат, частота вращения коленвала. При превышении допустимых нагрузок на двигатель внутреннего сгорания усиливается износ деталей цилиндропоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма. Главный признак появившихся дефектов в этих группах элементов – возрастание интенсивности посторонних звуков, превращаясь в настоящий грохот, при повышении нагрузок.

Интенсивность нестандартных звучаний двигателя также зависит от качества смазывания узлов трения. Перечень работающих пар, в которых плотно взаимодействуют детали:

  • поршни с поршневыми пальцами;
  • распредвал с головкой ГБЦ;
  • втулки с клапанами;
  • цилиндры с поршнями и пр.

Благодаря полезным свойствам моторного масла, существенно снижаются силы трения между сопрягаемыми металлическими поверхностями. При увеличении нагрузки на двигатель подача смазочного материала возрастает. Считается, что вследствие скопления большого количества смазки в области работы изношенных узлов и деталей, интенсивность ударов и шумовых эффектов снижается.

Характеристики стуков в двигателе

Звуки, доносящиеся из двигателя внутреннего сгорания, различаются по гармонике. Они бывают звонкими и глухими.

Характерный металлический стук в двигателе раздается, если:

  1. Происходит соприкосновение деталей, вращающихся с большой скоростью.
  2. Материал их изготовления – твердосплавные стали.
  3. Если при их сопряжении отсутствует качественная смазка.

Глухой стук в двигателе слышен при таких условиях:

  1. Взаимодействующие детали изготовлены из сталей различной твердости.
  2. Небольшая амплитуда движения сопряженных элементов.
  3. В местах их взаимодействия имеется демпфирующий (смягчающий удары) слой смазочного материала.

Важно: Звонкий стук в двигателе, доносящийся из верхней части силового агрегата, говорят о биении клапанов. Звуки, напоминающие шелест, вызваны проблемами ремня ГРМ (газораспределительного механизма). Поршни и цилиндры издают стуки среднего или низкого тонов.

О цикличности стуков двигателя

Частота ударов, доносящихся из работающего двигателя внутреннего сгорания, может совпадать с оборотами коленчатого вала или носить случайный характер. При совпадении частот напрашивается вывод о дефектах деталей и узлов, работающих, в соответствии с цикличностью мотора. Это касается элементов следующих систем и механизмов:

  • газораспределительная система;
  • кривошипно-шатунный механизм.
Читайте также:  Ремонт дистанционного ключа автомобиля

Случайные удары, как правило, вызваны проникновением инородных предметов, обломков изношенных деталей и узлов в полость силового агрегата.

Технические причины возникновения стуков в двигателе

В процессе длительной эксплуатации транспортного средства, возникает большое количество дефектов и неисправностей, которые часто являются причиной появления шумовых эффектов, нестандартных звучаний, вызывающих оправданную тревогу у водителей. Среди многочисленных признаков и причин встречаются наиболее вероятные факторы:

  1. Детонация двигателя, сопровождаемая характерным металлическим стуком.
  2. Выход из строя элементов мотора, вследствие износа.

Детонационные взрывы случаются из-за сбоев в распределении топливовоздушных смесей в полости рабочих цилиндров. Вместо равномерного сгорания, топливо взрывается, при этом деформируются стенки цилиндров, выходят из строя поршни.

Основные причины возникновения детонации ДВС:

  • большое скопление толстого нагарного слоя в нижней части поршня и на стенках цилиндра, что приводит к повышению коэффициента степени сжатия топливной смеси;
  • сбой регулировок момента возгорания горючего;
  • используется топливо несоответствующего качества;
  • неисправности, выход из строя свечей зажигания;
  • несоблюдение условий эксплуатации транспортного средства, что приводит к дополнительным нагрузкам на двигатель внутреннего сгорания;
  • перегрев элементов цилиндропоршневой группы;
  • неисправности узлов и деталей системы выхлопа.

Совет: Для сведения к минимуму количества случаев детонации мотора, не рекомендуется использовать режим ускорения при преодолении крутых подъемов.

Если стуки в двигателе внутреннего сгорания вызваны износом, причины следует искать в следующем:

  1. Выход из строя пружин клапанов.
  2. Повышенный износ кулачковых механизмов распредвала.
  3. Неисправности подшипников – коренных, шатунных, служащих опорой коленчатого вала, увеличение зазоров.
  4. При истирании поршней увеличиваются зазоры между кольцами, стенками цилиндров.
  5. Износ деталей распределительной системы приводит к увеличению зазоров между кулачками и приводом, при этом ремень ГРМ начинает провисать.

Если явного износа элементов двигателя не выявлено, а стук все равно присутствует, это означает, что:

  • детали расположены с некоторым перекосом и работают с заеданием;
  • узлы деформированы;
  • вязкость моторной смазки не соответствует заявленным характеристикам, на металлических поверхностях трущихся деталей не образуется защитная масляная пленка.

В какой мере стук в двигателе зависит от его температуры

Рабочая температура двигателя внутреннего сгорания играет не последнюю роль при определении причин возникновения инородных звуков.

Негромкий стук в двигателе при запуске на холодную часто постепенно исчезает после прогрева. Это вызвано небольшим износом естественного происхождения. По законам физики геометрические размеры узлов и деталей при нагревании претерпевают изменения, имеющиеся зазоры благополучно заполняются. Мотор при запуске не страдает от таких стуков, но перед началом движения он нуждается в качественном прогреве.

Неприятный стук в двигателе на горячую часто возникает после его прогрева. Причина такого явления – застывшее моторное масло, которое не успело заполнить зазоры между изношенными деформированными узлами и деталями силового агрегата. По мере набора оборотов двигателя внутреннего сгорания, смазочный материал разжижается. При этом восстанавливаются демпфирующие качества горячего масла: вязкость, текучесть, способность образовывать защитную пленку и пр. В результате, стук в двигателе при наборе оборотов заметно снижается или полностью прекращается.

Стук в двигателе на холостых оборотах

Если замечено, что стук двигателя внутреннего сгорания возникает в режиме работы на холостом ходу, а при воздействии на педаль акселератора это звучание набирает силу, необходимо срочно проводить диагностику и ремонт силового агрегата. Чаще всего это вызвано сбоем регулировок клапанов. Среди автомобилистов существует выражение «стучат клапана». Это означает, что не отрегулирован зазор между кулачками распределительного вала и управляющими рычагами приводного механизма.

С целью профилактики появления характерных металлических стуков, рекомендуется проводить регулярную корректировку зазоров клапанов. Рекомендуемые сроки – после каждого пробега, равного 10 – 15 000 километров.

Резюме

Если во время движения неожиданно застучал двигатель внутреннего сгорания, водитель не всегда сможет справиться с возникшей проблемой. Первым делом рекомендуется проверить объем моторного масла при помощи специального контрольного щупа. Часто случается, что после пополнения недостающего количества смазочной жидкости, удается избавиться от грохота, стука в двигателе.

Если же этого не случилось, и долив масла на помог, придется доставлять транспортное средство в сервисный центр. В зависимости от характера звучания шумов, водитель принимает решение по выбору средства доставки автомобиля: при помощи буксирования, своим ходом или воспользоваться услугами специального эвакуатора.

Внимательный и опытный водитель всегда прислушивается к звукам своего автомобиля. Если появится незнакомый стук, шум, лязганье в двигателе, он без промедления постарается определить причину и природу этого явления. Если под капотом что-то стучит — это сигнал о той или иной неисправности автомобиля, которая может вылезти — в прямом смысле этого слова — наружу.

Опасен ли стук

О чём может сигнализировать стук в трансмиссии или силовом агрегате автомобиля? О том, что где-то ослабло крепление детали, узла или агрегата. Возможно о том, что в сопряжении подвижных деталей увеличился зазор. А может быть том, что при предельном износе тормозных колодок в автомобиле при торможении появляется скрежет и свист. Или о том, что при разряженном аккумуляторе или слабом ремне генератора при большой нагрузке в электрической сети автомобиля в подшипниках генератора появляется резкий свист. Подведём краткий итог: посторонние звуки, шумы, скрежеты — это результат изношенности деталей, узлов и агрегатов автомобилей. У нового, качественно собранного автомобиля ничего подобного случиться не может.

Диагностика неисправности по характеру и локации звука. Как определить, что и где стучит в бензиновом и дизельном двигателе

Больше всего опасения вызывают посторонние стуки в двигателе, которые имеют разную природу, тональность, периодичность. Они могут возникать в нижней части движка, в середине, вверху. Звук может быть глухим или звонким с металлическим оттенком. Он может появляться в момент запуска мотора и исчезать после его прогревания. Стук может быть громким, а может быть, тихим, приглушённым. Поскольку принцип работы дизельного двигателя кардинально отличается от способа образования и воспламенения рабочей смеси бензинового движка — у них звуковое сопровождение работающего мотора совершенно не похожее. У бензинового ДВС — мягкое, приглушённое, очень тихое, равномерное; у дизеля — булькающее, разной тональности, средней громкости. Посторонние звуки в дизельном и карбюраторном силовом агрегате могут иметь одну природу возникновения (в шатунно-поршневой группе, клапанах, распределительном вале и т. д.), но иметь разное звучание.

Причины образования стуков

В двигателе стуки могут появляться по разным причинам. Обоснование этого тезиса самое простое. Силовой агрегат состоит из множества подвижных деталей, которые подвержены воздействию различных механических нагрузок и высоких температур. Причём нагрузки постоянно меняются. Периодичность изменения зависима от числа оборотов коленчатого вала. Чаще всего эти звуки в силовом агрегате появляются по следующим причинам:

  • в сопряжениях появился увеличенный зазор в результате естественного износа — ресурс сопрягаемых деталей закончился, и они подлежат замене;
  • неумелые действия неопытного водителя привели к грубому нарушению правил эксплуатации двигателя — перегрев, форсаж, использование моторного топлива ненадлежащего качества и др.;
  • был сделан некачественный ремонт двигателя с грубыми нарушениями технического регламента или были установлены бракованные неоригинальные запчасти.

Видео: Причина стука двигателя

Основные источники посторонних звуков в двигателе

Надо понимать, что не каждый посторонний звук является сигналом о неисправности двигателя. В первую очередь это касается стуков в наружных частях мотора. Но у каждого есть причина, которая должна быть найдена. Например, жгутик стягивающий пучок проводов электропроводки порвался. Провода рассыпались и при работе двигателя некоторые из них стали приглушённо стукаться о какую-то поверхность. Приведёт ли это к серьёзным последствиям? На первых порах нет. Если не принять мер, то через какое-то продолжительное время изоляция на проводе протрётся и может возникнуть короткое замыкание, которое через сгорание предохранителя обесточит какую-то часть бортовой сети. Часто стучат детали, у которых ослабли болты крепления. Это тоже неприятная, но не критическая ситуация. Достаточно взять ключи и самому затянуть ослабшие резьбовые соединения.

Виды посторонних шумов в силовом агрегате

Вот самые распространённые посторонние звуки в двигателе, которые должны насторожить владельца автомобиля:

Подсос воздуха в карбюратор

Шипение. Этот специфический звук под капотом машины при работающем двигателе может сигнализировать о подсосе воздуха в разгерметизированных вакуумных системах или в системе охлаждения. Последствия могут быть тяжёлыми. В первом случае может отказать тормозная система, во–втором — перегреться двигатель из-за утечки тосола. Поэтому нужно срочно ехать в автосервис для диагностики и устранения причины шипящего звука.

Визжащий или резкий свистящий звук, скорее всего, сигнализирует об ослабшем приводном ремне какого-нибудь узла: ГРМ, генератора, водяного насоса, компрессора кондиционера. Ремень начинает проскальзывать в шкивах привода и при этом издавать характерный визг. Если не принять своевременных мер, ремень может порваться с неприятными последствиями.

Зоны прослушивания двигателя

Разной тональности стуки внутри двигателя в районе коленчатого вала, поршней, клапанов дают повод для диагностирования работы движка в целом на предмет выявления причины появления посторонних звуков. Нештатные стуки внутри двигателя — это повод для самого серьёзного беспокойства. Их появление может сигнализировать о возможных больших затратах на их устранение. Если застучал вкладыш — потребуется разборка двигателя с проточкой или даже заменой коленчатого вала. Появился стук в середине блока — износилась шатунно-поршневая группа. Потребуется разбирать двигатель полностью, растачивать блок цилиндров, менять поршня, кольца, пальцы. Если звук отчётливо прослушивается в верхней части, то, возможно, нужно регулировать клапана, а может быть — поршень достаёт до головки блока из-за большого зазора в шатунных вкладышах.

Причины появления посторонних звуков в двигателе

Основания и обстоятельства, при которых появились стуки, бывают разными. Отчётливо слышаться посторонние шумы могут как снаружи мотора, так и внутри его. Внутренние несут большую опасность, чем наружные. В блоке цилиндров находятся коленчатый вал, поршня, шатуны, детали механизма газораспределения. Если стук исходит от этой группы механизмов, то это всегда связано с частичной или полной разборкой двигателя для устранения возникшей неисправности. Зачастую звуки носят резкий характер, который усиливается при плавном открытии дроссельной заслонки. Если же звуки слышатся звонкие, с «лёгким позвякиванием» железа и проявляются при быстром увеличении скорости вращения маховика, то это говорит о детонации — нарушении режима воспламенения топлива.

Читайте также:  Ремонт дизельного двигателя jeep grand cherokee

Видео: Мерседес 126, нашли причину стука в двигателе

Стуки от детонации

Если стуки сильные со звонким «металлическим» оттенком и возникают при резком нажатии педали газа, либо под нагрузкой, то это результат детонации — взрывообразного сгорания топлива в цилиндрах. Причём детонация в разных типах двигателя протекает по-разному. У бензиновых двигателей есть выражение «стучат пальцы». Это не совсем правильно. На самом деле при аномальном сгорании топлива стучит юбка поршня, когда он проходит верхнюю мёртвую точку. Детонация бензина — это результат заправки плохого топлива с низким октановым числом, неверной регулировки фаз газораспределения, а также продолжительной работы двигателя в перегретом состоянии. Для ликвидации детонации достаточно остудить мотор, отрегулировать системы впрыска топлива и зажигания, залить в бак бензин согласно технического регламента автомобиля.

У дизелей также есть детонация топлива, но у них причина её образования другая. Это ранний впрыск солярки или обеднённая топливная смесь, которая возникает из неправильной работы напорного клапана в топливном насосе высокого давления (ТНВД). Причём звук будет громкий, звонкий, похожий на удары поршнем по поверхности головки блока. В таких случаях говорят, что дизель работает «жёстко». Такое впечатление возникает оттого, что степень сжатия дизельных двигателей намного выше чем у бензиновых моторов, поэтому в нормальном, рабочем состоянии расстояние между поршнем и головкой блока микроскопическое. Избавиться от детонации можно восстановлением работоспособности напорного клапана на специальном стенде в СТО.

Ещё в дизелях на холостых оборотах чётко слышен стук плунжеров. Эта особенность конструкции почти всех движков этого типа. Эти звуки никакой угрозы не представляют. С ними дизельные моторы эксплуатируются не один год. У двигателей с впрыском бензина опытное ухо слышит «щелчки» топливных инжекторов, которые также присущи большинству моторов этого типа. Никакой серьёзной угрозы для двигателя они не представляют, и никоим образом не отражаются на его эксплуатационных характеристиках.

Стуки клапанного механизма

Если износились клапанные втулки и гидрокомпенсаторы, увеличились зазоры между торцами клапанов и толкателей — в районе головки блока будут отчётливо слышны звонкие, ясные звуки. Избавиться от этого несложно. Нужно поменять изношенные детали и грязное масло в двигателе. Промыть и очистить все каналы, детали клапанного механизма от грязных наслоений и отрегулировать тепловые зазоры в клапанах. Работа эта специфическая, требующая наличия специального оборудования, промывочных средств, инструмента. Поэтому выполняют её на станциях технического осмотра. В первую очередь это касается автомобилей отечественного и иностранного производства, находящихся на гарантии.

Причиной может быть ослабший ремень ГРМ, который из-за вибрации будет касаться защитного кожуха. У дизелей при проскакивании ремня на один зуб — довольно часто встречается на практике — головки поршня начнут доставать до тарелок клапанов с сильным дребезжащим звуком. В этом случае ремень нужно поставить на место и отрегулировать его натяжение. Поскольку такая операция связана с выставлением меток, её следует проводить в СТО.

Стук поршней

Сильные, чередующиеся, гремящие стуки в зоне работы шатунно-поршневого механизма сигнализируют об уменьшении диаметра поршней, увеличении размера цилиндров, износе поршневых колец. Это говорит от том, что ремонт двигателя неизбежен.

Стук от изношенных поршней

Причины — недопустимые зазоры между поршнями и стенками цилиндров, износ маслосъемных и компрессионных колец и канавок под них в поршнях, повышенные зазоры между пальцами и верхней головки шатуна, а также между пальцем и бобышкой поршня. Стучать могут:

  • поршни об цилиндры из-за перекоса;
  • пальцы об втулку верхней головки шатуна или об стопорные кольца;
  • кольца об цилиндр или об поршень в канавках.

Шумы деталей шатунно-поршневой группы опасны тем, что поршень может заклинить. В этом случае происходит обрыв шатуна с разбиванием блока цилиндров. При появлении сильных стуков эксплуатация двигателя становится невозможной. До СТО автомобиль нужно или буксировать, или везти на эвакуаторе.

Стук подшипников коленвала

Опытные, внимательные водители этого «страшного» стука на своём автомобиле никогда не допустят. Ритмичное, глухое стучание хорошо прослушивается на любых оборотах. При повышении оборотов он становится громче и резче. Сопровождается уменьшением давления масла в магистрали. Об этом сигнализирует загорающаяся лампочка давления или указатель давления. Чаще всего стучат шатунные вкладыши. Стук опорных коренных подшипников встречается значительно реже. Проверить можно легко. Снимать по очереди провода высокого напряжения со свечей на бензиновом двигателе, или отсоединять форсунки — на дизеле.

При отключении цилиндра с застучавшим шатуном стук или пропадает совсем, или громкость его сильно уменьшается. Эксплуатировать застучавший двигатель нельзя. Его нужно ремонтировать. Ремонт будет дорогим. Причина появления звука в коленчатом валу — повышенный зазор между шейками коленвала и вкладышами шатунов и опор. Это естественный процесс, но многие двигателя при использовании качественной смазки проезжают по много сотен тысяч километров.

Итог стука коленчатого вала

Досрочный повышенный износ вкладышей вызывается только неправильной эксплуатацией. Плохое качество масла, несвоевременная замена грязной смазки, езда на летних сортах масла зимой, перегрев двигателя и неумелое вождение — вот основные причины появления грозного стука в коленчатом вале.

Стук распределительного вала

Звук от распредвала глухой. Он хорошо слышится в момент заводки движка, пока в постелях нет масла. Стоит двигателю завестись, масляный насос тут под давлением же заполнит все трубки, полости и зазоры. Распределительный вал стучать перестаёт. Даже если появляется просто подозрение на стуки вала привода клапанов, нужно немедленно ехать на диагностику, чтобы убедиться в ремонтопригодности распредвала. Ремонт системы привода клапанов стоит не дешёво. Причины появления могут быть следующие:

  • появление увеличенного зазора в постелях коленчатого вала — исправить можно только в условиях СТО хонингованием постели или заменой головки блока в сборе;
  • недостаточное давление в системе смазки или плохое качество моторного масла;
  • повышенный износ кулачков — в этом случае стук будет постоянным;
  • неправильно отрегулирован момент подачи топлива, что может привести к детонации.

Но шум может появиться и в области привода распредвала, который сигнализирует о слабо натянутом ремне ГРМ. Эта проблема устраняется самостоятельно или в автосервисе.

Видео: Стук в двигателе Daewoo Nexia 8 кл Причина

Исследование шумов и стуков двигателя

Металл — отличный проводник звука, а весь двигатель сделан из него. Во многих случаях стук или шум слышен хорошо, но непонятна область, где он возникает. В этом случае поможет слух натренированного человека.

Стетоскоп для прослушивания шумов в двигателе

Многие специалисты «слухачи» пользуются специальным акустическим прибором — автомобильным стетоскопом или фонендоскопом. С его помощью удаётся:

  • проводить уверенную идентификацию звука разной интенсивности, даже если он заглушается другими шумами при работе двигателя;
  • выявлять отклонения в работе одинаковых деталей и узлов двигателя путём сравнения их между собой (толкателей, клапанов, форсунок, поршней и других одноимённых устройств).

По звуку опытный диагност может выявить дефект подшипников генератора, водяного насоса, роликов натяжения и других мест, где они стоят. Но и водитель должен постоянно прислушиваться к работе двигателя на разных режимах и в разных ситуациях.

Стук двигателя при холодном масле

Если в заведённом двигателе появляется небольшой стук, а при прогреве он исчезает — повода для большого беспокойства нет. Причин много, и они связаны с естественным износом деталей. Зазоры увеличиваются в холодном состоянии и становятся нормальными — в горячем. Совет: трогаться нужно при прогретом двигателе.

При горячем масле

Самый простой вариант — в масляной системе не хватает смазки. Двигатель глушится, проверяется уровень, масло доливается. Об этом же подскажет и загоревшаяся лампочка в щитке приборов. Если уровень был нормальный следует выяснить два момента: становится ли звук интенсивнее и громче при нагрузке (резко нажать на педаль акселератора);

как быстро звук усиливается по времени эксплуатации автомобиля.

В первую очередь нужно следить, чтобы не застучал коленчатый вал. Впрочем, надёжность и качество сборки современных автомобилей таково, что очень нужно очень сильно постараться, чтобы заставить застучать вкладыши коленчатого вала.

Видео: Volkswagen Polo Sedan. Стуки на горячую

Оценка опасности стука

Появление постороннего стука в двигателе во время движения всегда ставит водителя перед выбором: продолжать езду до ближайшего автосервиса самому или вызвать эвакуатор. Если самостоятельная диагностика не позволяет реально оценить степень опасности, то лучше приготовить буксировочный трос или надеяться на приезд эвакуатора.

Видео: Стук в двигателе Порш Кайен

Неопасные звуки

Как правило, они находятся в районе головки блока. Это может быть стук клапанов, которые требуют регулировки. Стук изношенных поршней, колец, пальцев и других деталей шатунно-поршневой группы. С этими стуками самостоятельно можно доехать до ближайшего автосервиса.

Опасные звуки

Низкие глухие стуки в нижней части двигателя, которые усиливаются при увеличении числа оборотов, относятся к числу самых опасных звуков. Двигатель нужно глушить и ждать помощи со стороны.

Устройство современных автомобилей постоянно усложняется. Вводятся элементы самодиагностики, используются системы безопасного вождения. Заглянув под капот иностранного или отечественного автомобиля можно увидеть пучки проводов, шлангов, трубок, датчиков. Работа двигателя управляется электроникой, которую нужно уметь настраивать. Подозрительный посторонний стук в двигателе во время должен быть диагностирован с помощью компьютерного исследования в автосервисе. Самостоятельное устранение неисправностей, связанное даже с частичной разборкой двигателя, чревато серьёзными затратами из-за нарушения работы его систем управления.

Добрый День! Меня зовут Юрий. Мне 67 лет. (10 голосов, среднее: 4.7 из 5)

Оцените статью