Сцепное устройство автомобиля урал

Сцепное устройство автомобиля урал

СЕДЕЛЬНО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО автомобилей Урал-4320-31, Урал-4320-10

На тягачах установлено седельно-сцепное устройство с замковым отверстием в захватах диаметром 50,8 мм. Устройство предназначено для шарнирного соединения тягача с полуприцепом, имеющим стандартный сцепной шкворень.

Седельно-сцепное устройство крепится к раме с помощью кронштейнов 13 (рис. 106). К кронштейнам 13 с помощью кронштейнов 14 крепится седло. Кронштейны седла опираются на подушки 15, которые располагаются в гнездах седла.

Рис. 106. Устройство седельно-сцепное:

1 — рукоятка; 2,4,9 — пружины; 3,12 — гайки; 5 — кулак запорный; 6 — защелка; 7 — крышка; 8,11, 20 — болты; 10 — захват передний; 13,14 — кронштейны; 15 — подушка; 16 — седло; 17 — палец; 18 — захват задний; 19 — планка предохранительная; 21 — опора вращающаяся; I — положение рукоятки перед расцепкой

Под седлом расположен разъемно-сцепной механизм, который состоит из заднего захвата 18, переднего захвата 10 и запорного кулака 5, имеющего два положения — открытое и закрытое. На штоке запорного кулака 5 установлена пружина 4, которая удерживает кулак в закрытом положении. Для открытия (перемещения) кулака на конце штока имеется рукоятка 1, которая крепится гайками 3. Гайки 3 служат также для регулировки зазора в захватах со шкворнем полуприцепа. Кулак в открытом положении удерживается с помощью пружин 9

Задний захват 18 вращается на пальце 17, закрытом крышкой 7, закрепленной гайкой 12. Для удержания кулака от случайного открывания служит предохранительная планка 19, которая крепится к седлу болтом 11. Пружина 4 прижимает шток запорного кулака 5 с фиксирующим буртиком к стенке отверстия.

С целью исключения неплотного прилегания торца заднего захвата 18 к кулаку 5 в захват вмонтирована вращающаяся опора 21.

В конструкции седельно-сцепного устройства предусмотрена регулировка диаметра отверстия под шкворень с целью устранения зазоров между захватами и шкворнем.

Для устранения зазоров в захватах в процессе эксплуатации необходимо отвернуть гайки 3, проехать автопоездом 100-200 метров с притормаживанием до исчезновения зазоров и после чего завернуть гайку до соприкосновения с рукояткой 1, которая должна соприкасаться с седлом. После этого гайку довернуть еще на 1/2 оборота и законтрить ее.

Для расцепки тягача с полуприцепом необходимо рукоятку 1 вручную (или с помощью монтажной лопатки, вставленной в торец рукоятки), повернуть на себя до момента стопорения запорного кулака 5 в вытянутом положении защелкой 6. При этом автоматически освобождается шток запорного кулака 5, его стопорящий буртик входит в направляющее отверстие бобышки седла, а выступом на рукоятке 1 одновременно отводится в сторону предохранительная планка 19.

В случае если перемещение рукоятки на себя затруднено [при усилии, приложенном к рукоятке 0,25-0,40 кН (25-40 кгс)], рекомендуется рукоятку несколько раз переместить вверх-вниз при одновременном повороте на себя. При этом защелка 6, упираясь в торец запорного кулака 5, будет удерживать его в открытом положении. При выезде тягача шкворень полуприцепа проворачивает задний захват 18 относительно пальца 17, при этом захват 18 своим торцом нажимает на защелку 6, поворачивает ее, освобождая запорный кулак 5, который, перемещаясь под действием пружины 9, упирается в торец заднего захвата 18 и удерживает его в открытом положении.

Сцепка тягача с полуприцепом осуществляется автоматически. После сцепки необходимо убедиться, что предохранительная планка находится в вертикальном положении, что свидетельствует о произошедшей сцепке тягача с полуприцепом.

Читайте также:  Каков процент расхода смазочных масел для карбюраторных автомобильных двигателей

Уход за седельно-сцепным устройством

Перед выездом на линию проверьте надежность крепления седельно-сцепного устройства к раме автомобиля и крепление замка захвата. Проверьте состояние захватов, запорного кулака и пружины защелки.

Изношенные и деформированные детали своевременно должны заме — няться новыми.

Седельно-сцепное устройство

На тягачах установлено седельно-сцепное устройство с замковым отверстием в захватах диаметром 50,8 мм ГОСТ 12017-81. Устройство предназначено для шарнирного соединения тягача с полуприцепом, имеющим стандартный сцепной шкворень.
Седло 10 (рис. 104), на которое опирается полуприцеп, качается в продольной и поперечной плоскостях. В продольной — на осях 15, в поперечной — за счет деформации резины шарниров 11.
Сцепка седла со шкворнем полуприцепа осуществляется двумя захватами 2 сцепного механизма. Захваты установлены на пальцах 14 и, вращаясь на них, охватывают шкворень. Захваты удерживаются в закрытом положении запорным кулаком 3 под действием пружины 5, установленной на штоке запорного кулака. Когда произошла сцепка, предохранитель 4 саморасцепки занимает вертикальное положение.

Рис. 104. Седельно-сцепное устройство автомобилей Урал 4320:
1 — рукоятка замка захватов; 2 — захваты сцепного механизма; 3 — кулак запорный; 4 — предохранитель саморасцепки; 5, 7 — пружины; 6 — защелк замка захватов; 8 — шплинт-проволока; 9 — пластина стопорная; 10 — седло; 11 — шарнир (сайлент-блок); 12 — масленка; 13 — кронштейн опоры; 14 — палец захвата; 15 — ось шарнира; А — вид на седло снизу

Для расцепки поверните в сторону предохранитель саморасцепки и рукояткой 1 отведите запорный кулак 3 в крайнее переднее положение. Защелка 6, оттягиваемая пружиной 7, фиксирует кулак в переднем положении. При отъезде тягача шкворень полуприцепа разводит захваты сцепного механизма и выходит из зацепления с ними. При этом левый захват имеющимся на нем штифтом поворачивает защелку, что дает возможность запорному кулаку переместиться назад до упора в торцы захватов, которые удерживаются в раскрытом положении. При таком положении механизмов седло подготовлено для автоматической сцепки с полуприцепом.
При сцепке шкворень полуприцепа, перемещаясь, поворачивает захваты и заставляет их сомкнуться. Запорный кулак, скользя по торцам, входит в паз захватов, закрывая их автоматически.
Седельно-сцепное устройство через кронштейны 13, надрамник и брусья крепятся к раме тягача. Для облегчения сцепки тягача с полуприцепом за седельным устройством установлены салазки наката.

Сцепка и расцепка

Перед сцепкой убедитесь в том, что седельное устройство и его крепление исправны, седло и направляющие салазок не загрязнены и на них нет посторонних предметов, при необходимости очистите верхнюю плоскость седла от загрязненной смазки и смажьте тонким слоем свежей. Полуприцеп надежно затормозите стояночным тормозом и установите на опорном устройстве так, чтобы опорная плоскость полуприцепа находилась от поверхности земли на одном уровне с седлом тягача или несколько ниже его.
Сцепку и расцепку производите на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием.
При этом продольные оси тягача и полуприцепа должны располагаться по одной прямой.

Порядок сцепки:
1. Отведите в сторону предохранитель саморасцепки и поставьте рукоятку замка захватов в переднее крайнее положение.
2. Подведите тягач задним ходом на малой скорости к полуприцепу так, чтобы шкворень полуприцепа попал между направляющими салазок и вошел в захваты седла до упора. При этом сцепка должна произойти автоматически.
3. Затормозите тягач стояночным тормозом.
4. Убедитесь, что рукоятка замка захватов находится в заднем крайнем положении, а предохранитель саморасцепки опущен вертикально вниз и запирает шток запорного кулака.
5. Поднимите опорное устройство полуприцепа в крайнее верхнее положение и надежно закрепите его.
6. Подсоедините к штепсельной розетке соединительный кабель электропроводки полуприцепа.
7. Подсоедините к соединительной головке полуприцепа соединительный шланг пневматического привода тормозов тягача.
8. Откройте краны пневматического привода тормозов на тягаче и полуприцепе, поставив их рукоятки параллельно продольной оси крана.
9. Отпустите стояночный тормоз полуприцепа.
10. Продвиньте автопоезд на некоторое расстояние, убедитесь в исправности сцепки, исправной работе тормозов и электрических приборов полуприцепа.

Читайте также:  Схема турбовентиляторного реактивного двигателя

Порядок расцепки:
1. Затормозите полуприцеп стояночным тормозом.
2. Опустите опорное устройство полуприцепа до упора в поверхность дороги, разгрузив несколько рессоры тягача. При вынужденной расцепке на неуплотненном грунте под опорное устройство полуприцепа подложите подкладки.
3. Закройте разобщительный кран пневмосистемы тягача и клапан управления тормозами полуприцепа, поставив их рукоятки перпендикулярно продольной оси крана. Разъедините соединительные головки пневматического привода тормозов и закройте защитные крышки головок. Соединительную головку со шлангом закрепите на площадке тягача.
4. Выньте вилку соединительного кабеля электропроводки и штепсельной розетки и закрепите кабель на площадке тягача.
5. Отведите в сторону предохранитель саморасцепки седла и переведите рукоятку замка захватов в переднее крайнее положение.
6. Включите первую передачу и на малой скорости подайте тягач вперед до полной расцепки с полуприцепом.

Седельно-сцепное устройство автомобиля Урал

На тягачах установлено седельно—сцепное устройство с замковым отверстием в захватах диаметром 50,8 мм. Устройство предназначено для шарнирного соединения тягача с полуприцепом, имеющим стандартный сцепной шкворень.

Седло 10 (рис. 1), на которое опирается полуприцеп, качается в продольной и поперечной плоскостях. В продольной — на осях 15, в поперечной — за счет деформации резины шарниров 11.

Сцепка седла со шкворнем полуприцепа осуществляется двумя захватами 2 сцепного механизма.

Захваты установлены на пальцах 14 и, вращаясь на них, охватывают шкворень.

Захваты удерживаются в закрытом положении запорным кулаком 3 под действием пружины 5, установленной на штоке запорного кулака.

Когда произошла сцепка, предохранитель 4 саморасцепки занимает вертикальное положение.

Для расцепки поверните в сторону предохранитель саморасцепки и рукояткой 1 отведите запорный кулак 3 в крайнее переднее положение.

Защелка 6, оттягиваемая пружиной 7, фиксирует кулак в переднем положении.

При отъезде тягача шкворень полуприцепа разводит захваты сцепного механизма и выходит из зацепления с ними.

При этом левый захват имеющимся на нем штифтом поворачивает защелку, что дает возможность запорному кулаку переместиться назад до упора в торцы захватов, которые удерживаются в раскрытом положении.

При таком положении механизмов седло подготовлено для автоматической сцепки с полуприцепом.

При сцепке шкворень полуприцепа, перемещаясь, поворачивает захваты и заставляет их сомкнуться. Запорный кулак, скользя по торцам, входит в паз захватов, закрывая их автоматически.

Седельно—сцепное устройство через кронштейны 13, надрамник и брусья крепятся к раме тягача. Для облегчения сцепки тягача с полуприцепом за седельным устройством установлены салазки наката.

Сцепка и расцепка

Перед сцепкой убедитесь в том, что седельное устройство и его крепление исправны, седло и направляющие салазок не загрязнены и на них нет посторонних предметов, при необходимости очистите верхнюю плоскость седла от загрязненной смазки и смажьте тонким слоем свежей.

Полуприцеп надежно затормозите стояночным тормозом и установите на опорном устройстве так, чтобы опорная плоскость полуприцепа находилась от поверхности земли на одном уровне с седлом тягача или несколько ниже его.

Сцепку и расцепку производите на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием.

При этом продольные оси тягача и полуприцепа должны располагаться по одной прямой.

Читайте также:  Ремонт брелков для машины

Порядок сцепки:

1. Отведите в сторону предохранитель саморасцепки и поставьте рукоятку замка захватов в переднее крайнее положение.

2. Подведите тягач задним ходом на малой скорости к полуприцепу так, чтобы шкворень полуприцепа попал между направляющими салазок и вошел в захваты седла до упора. При этом сцепка должна произойти автоматически.

3. Затормозите тягач стояночным тормозом.

4. Убедитесь, что рукоятка замка захватов находится в заднем крайнем положении, а предохранитель саморасцепки опущен вертикально вниз и запирает шток запорного кулака.

5. Поднимите опорное устройство полуприцепа в крайнее верхнее положение и надежно закрепите его.

6. Подсоедините к штепсельной розетке соединительный кабель электропроводки полуприцепа.

7. Подсоедините к соединительной головке полуприцепа соединительный шланг пневматического привода тормозов тягача.

8. Откройте краны пневматического привода тормозов на тягаче и полу — прицепе, поставив их рукоятки параллельно продольной оси крана.

9. Отпустите стояночный тормоз полуприцепа.

10. Продвиньте автопоезд на некоторое расстояние, убедитесь в исправности сцепки, исправной работе тормозов и электрических приборов полуприцепа.

Порядок расцепки:

1. Затормозите полуприцеп стояночным тормозом.

2. Опустите опорное устройство полуприцепа до упора в поверхность дороги, разгрузив несколько рессоры тягача.

При вынужденной расцепке на не — уплотненном грунте под опорное устройство полуприцепа подложите подкладки.

3. Закройте разобщительный кран пневмосистемы тягача и клапан управления, тормозами полуприцепа, поставив их рукоятки перпендикулярно продольной оси крана. Разъедините соединительные головки пневматического привода тормозов и закройте защитные крышки головок.

Соединительную головку со шлангом закрепите на площадке тягача.

4. Выньте вилку соединительного кабеля электропроводки и штепсельной розетки и закрепите кабель на площадке тягача.

5. Отведите в сторону предохранитель саморасцепки седла и переведите рукоятку замка захватов в переднее крайнее положение.

6. Включите первую передачу и на малой скорости подайте тягач вперед до полной расцепки с полуприцепом.

При установке на автомобиль седельного устройства перед затяжкой болтов и стремянок необходимо регулировочными прокладками обеспечить зазор 2 – 3 мм между кронштейнами рамы и надрамника. Момент затяжки крепления седельного устройства должен быть 10 – 14 кгс/м, для болтов м14 – 8 ÷ 10 кгс/м.

Тягово-сцепное устройство автомобиля Урал – 4320.31

Назначение:служит для соединения тягача с буксируемой техникой.

Характеристика:с резиновым упругим элементом.

Установка и крепление:крепится на шестой поперечине рамы.

Рис.220. Тягово – сцепное устройствоавтомобиля Урал 4320.31:

1 — гайка; 2 — корпус; 3 — кольцо нажимное; 11 — пластина стопорная; 7, 9 — масленки; 8 — шплинт стопорный; 10 – болт; 4 – упругий элемент.

Устройство(в соответствии с рисунком 220):корпус 2, буксирный крюк 5, нажимное кольцо 3, упругий элемент 4, направляющая втулка 6, гайка 1, масленка 7,9.

Направляющие стержня буксирного крюка смазываются через масленки при техническом обслуживании автомобиля. Крюк, в соответствии с рисунком 220, в опоре корпуса 2 и втулке 6 должен свободно вращаться от руки.

Осевое перемещение крюка в корпусе допускается не более 0,5 мм. Для обеспечения его завернуть гайку 1 до появления зазора между корпусом 2 и нажимным кольцом 3 за счет деформации упругого элемента (определяется по свободному перемещению буксирного крюка). Затем гайку отвернуть до исключения осевого перемещения крюка и зафиксировать стопорной пластиной с болтом. Спорная стопорная пластина 10 вместе с болтом 11, завернутым в ее отверстие, и стержень буксирного крюка могут перемещаться на величину зазоров в соединении. При работе с прицепом установить стопорный шплинт 8.

Оцените статью