Строительные машины схемы работы

Строительные машины схемы работы

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИНАХ

1.1. Основные узлы и элементы строительных машин

Строительными машинами называются машины, применяемые для выполнения технологических процессов при производстве строительно-монтажных работ.

В строительстве используется большое число машин, различных по многим признакам, но состоящих из одинаковых сборочных единиц и элементов. Любая строительная машина имеет следующие части:

– силовое оборудование (один или несколько двигателей для получения механической энергии);

– рабочее оборудование и рабочие органы для непосредственного воздействия на перерабатываемый материал и выполнения рабочих операций;

– ходовое оборудование (у переносных и стационарных машин отсутствует) для передвижения машин и передачи ее веса и рабочих нагрузок на опорную поверхность;

– передаточные механизмы (трансмиссии), связывающие рабочее и ходовое (у самоходных машин) оборудование с силовым;

– систему управления для запуска, остановки и изменения режимов работы силового оборудования, включения, выключения, реверсирования, регулирования скоростей и торможения механизмов машины;

— рамы (несущей конструкции) для размещения и закрепления на ней всех узлов и механизмов машины

Рама обеспечивает постоянство взаимного расположения всех узлов и элементов, благодаря чему машина сохраняет работоспособность в широком диапазоне эксплуатационных условий. Пространственная конфигурация рамы зависит от величины и направления нагрузок, воспринимаемых машиной, что в свою очередь, определяется ее назначением, типом и типоразмером. Часто роль рамы выполняют усиленные корпусные детали машины, как, например, ковш самоходного скрепера. Наряду с основной рамой на некоторых типах машин используются дополнительные рамы для крепления рабочих органов. В качестве примера можно назвать тяговую раму автогрейдера или универсальную раму бульдозера с поворотным отвалом и др.

Наибольшие структурные отличия машин, прежде всего, связаны с конструкцией рабочего оборудования, которое определяет их назначение.

Рабочее оборудование состоит из рабочего органа (одного или нескольких), а также деталей и узлов, обеспечивающих его ориентацию в пространстве, и входит в состав обязательного оснащения технологических машин. Оно создается с учетом своего функционального назначения и конструктивных особенностей базового шасси и включает в себя агрегаты, узлы и механизмы, наилучшим образом обеспечивающие эффективную работу машины. Рабочий орган взаимодействует со средой, для работы в которой создана машина, а соединительные и крепежные элементы (подвеска) обеспечивают его конструктивную связь с шасси. Как правило, рабочее оборудование оснащается силовой трансмиссией, снабжающей рабочий орган энергией и позволяющей управлять его положением в пространстве.

Несмотря на чрезвычайно широкую номенклатуру рабочих органов строительных машин и оборудования, обусловленную разнообразным перечнем выполняемых ими работ, по результату взаимодействия с обрабатываемым материалом (или грузом) их можно разделить на пять групп (табл. 1.1).

Классификация рабочих органов строительных машин

Структура строительной машины

Обязательными составными частями любой технологической, транспортирующей и грузоподъемной машины являются: привод, состоящий из силовой установки, передаточных устройств (трансмиссии) и системы управления; один или несколько рабочих органов и рама (несущие конструкции). У передвижных машин имеется, кроме того, ходовое устройство, соединенное с рамой машины, называемой в ряде случаев шасси. Преобразование строительных материалов названными машинами происходит в результате движения их рабочих органов, которое сообщается им от силовой установки через трансмиссию. Иногда конечное звено трансмиссии входит в состав сборочной единицы машины вместе с ее рабочим органом. Например, рабочим органом ленточного конвейера служит конвейерная лента, которая приводится в движение от приводного барабана, по существу являющегося конечным звеном трансмиссии, но входящего в состав собственно конвейера (без привода). В подобных случаях конечное звено трансмиссии называют исполнительным механизмом.

Движения рабочего органа могут быть простыми, как, например, вращение лопастного вала растворосмесителя при перемешивании компонентов приготовляемого строительного раствора, и сложными, как, например, движения ковша гидравлического одноковшового экскаватора на разных операциях экскавационного рабочего цикла (поворот ковша относительно неподвижной рукояти, поворот рукояти с фиксированным на ней ковшом, одновременный поворот ковша и рукояти и т.д.). Сложное движение рабочего органа есть результат сложения относительного (поворот ковша относительно рукояти) и переносного (поворот рукояти, стрелы, поворотной платформы) движений. Механизмы, обеспечивающие переносные движения, кинематически связаны с рабочим органом и по существу относятся к трансмиссии, но по указанной выше причине их принадлежности к одной с рабочим органом сборочной единице (в данном случае — группе сборочных единиц) они являются исполнительными механизмами. Таким образом, движение рабочему органу может передаваться непосредственно от силовой установки через трансмиссию или через исполнительные механизмы в форме переносных движений.

Примером машины с несколькими рабочими органами может служить траншейный роторный экскаватор, у которого землеройный рабочий орган — ротор приводится в движение от силовой установки через трансмиссию непосредственно, а конвейерная лента транспортирующего рабочего органа — отвалообразователя, кроме того, через исполнительный механизм — приводной барабан.

Для включения в действие машины и ее отдельных механизмов, включая силовую установку, а также для их остановки служит система управления

Транспортные машины, как правило, не имеют рабочих органов. Взаимодействующие с транспортируемым материалом кузова и платформы этих машин пассивны, а груз перемещается только за счет движения ходовых устройств.

Структурная схема технологической, транспортирующей или грузоподъемной машин при передаче движения рабочему органу через трансмиссию непосредственно или с помощью исполнительных механизмов Структурная схема транспортной машины

Кроме перечисленных обязательных составных частей на машинах могут быть установлены дополнительные (вспомогательные) устройства, например, выносные опоры в конструкциях пневмоколесных кранов, экскаваторов и т. п.

Приводы строительных машин, включающие силовую установку, передаточные устройства и систему управления, а также ходовые устройства обладают конструктивной и функциональной общностью, что позволяет изучать их независимо от видов машин.

Строительные и дорожные машины. Курс лекций

воскресенье, 20 сентября 2009 г.

Лекция 2. Конструкция строительных машин. Часть первая.

Достоинством одномоторного привода является то, что масса этого привода меньше, чем суммарная масса приводов многомоторного привода, а изготовить его проще и дешевле.

Недостаток одномоторного привода состоит в том, что при нем требуется большое количество трансмиссий, чтобы осуществить передачу движения отдельным механизмам. Кроме того, при одномоторном приводе нельзя получить независимое распределение мощности между приводимыми в движение механизмами.

Достоинством многомоторного привода является то, что в нем можно регулировать работу отдельных механизмов независимо друг от друга, значительно сократить количество трансмиссий, легче осуществить автоматизацию.

Режимы работы силовых установок

Режим машины зависит от:

  • величины амплитуды и частоты колебаний нагрузки;
  • количества включений в единицу времени;
  • реверсивности движения;
  • продолжительности непрерывной работы.

Различают четыре режима работы:

1. Легкий режим работы (рис. а)

  • отношение максимальной нагрузки к средней составляет: 1,1 — 1,3
  • скорость рабочих движений постоянна,
  • нет реверсивности рабочих движений;
  • число включений в 1 ч составляет 20—30, редко 50.

С такими режимами работают

  • машины для уплотнения грунтов (кроме вибрационных),
  • бетоносмесители,
  • растворосмесители,
  • цилиндрические грохоты,
  • транспортеры.
Читайте также:  Устройство автомобиля функции генератора

Для привода этих машин можно применять любые двигатели.

2. Средний режим работы (рис. б)

  • отношение максимальной нагрузки к средней составляет 1,5 — 2,5;
  • скорость рабочих движений переменна,
  • движения редко реверсивны;
  • число включений в 1 ч достигает 200.

На таких режимах работают скреперы, тягачи, грейдер-элеваторы, дробилки, краны, многоковшовые экскаваторы и погрузчики.

3. Тяжелый режим работы (рис. в)

  • отношение максимальной нагрузки к средней составляет 2 : 3;
  • нагрузка имеет частые и резкие пики;
  • скорости рабочих движений меняются прерывно,
  • движения часто реверсивны; число включений в 1 ч до 1000 и более.

На таких режимах работают одноковшовые экскаваторы, бульдозеры, толкачи и др.;

4. Очень тяжелый режим работы — носит ударный или вибрационный характер (рис. г).

Целесообразность применения того или иного двигателя для работы при различных режимах нагружения определяют с помощью механической внешней характеристики.

Кривую, построенную в координатах М и n, где М — крутящий момент; n — частота вращения; М = f (n) называют механической внешней характеристикой.

  • дизели, работающие на тяжелом дизельном топливе,
  • карбюраторные, работающие на бензине.

Основное преимущество двигателей внутреннего сгорания состоит в том, что для них не требуется внешних источников питания.

Недостатками ДВС являются

  • большая чувствительность к перегрузкам (для карбюраторных двигателей kп = 1,15 — 1,95, а для дизелей kп = 1,01 — 1,1);
  • высокая стоимость эксплуатации;
  • сравнительно малая долговечность — до 4000 часов работы.

Двигатели внутреннего сгорания применяют как с непосредственной механической передачей, так и с гидромуфтами и гидротрансформаторами, обеспечивающими защиту двигателя и всей конструкции от внешних перегрузок и сглаживающими расхождения между выходной характеристикой двигателя и требованиями, вытекающими из режима работы рабочего органа.

Электродвигатели переменного тока.
Такие двигатели особенно широко применяют в качестве привода стационарных строительных машин (бетоносмесителей, дробилок и др.).
Двигатель переменного тока имеет две разновидности:

  • асинхронный электродвигатель — электродвигатель переменного тока, в котором частота вращения ротора отличается от частоты вращающего магнитного поля, создаваемого питающим напряжением; такие двигатели часто используются в строительных машинах.
  • синхронный электродвигатель — электродвигатель переменного тока, ротор которого вращается синхронно с магнитным полем питающего напряжения; из синхронных двигателей наиболее часто применяюся шаговые моторы.

Этот вид силового оборудования отличает простота управления и обслуживания, малая стоимость, надежность в эксплуатации, способность выдерживать большие кратковременные перегрузки и возможность питания от обычной электросети.

Они имеют мягкую внешнюю характеристику и являются наиболее пригодными для привода многих карьерных машин.

Недостаток их заключается в том, что такие двигатели не могут питаться от общей сети переменного тока.

Несмотря ряд недостатков, такие двигатели широко применяют как в одномоторном, так и многомоторном приводе.

Общая структурная схема строительных машин

2. Рабочее оборудование

3. Система управления

Привод- энергетическая ( силовая) установка + трансмиссия.

В целом привод вырабатывает энергию и подводит ее к рабочему

Оборудованию. Сам привод на конкретной машине устанавливается на базе 4. База – это рама, корпус, станина.

Силовое, энергетическое оборудование.

По типу вырабатываемой энергии и подводной к рабочему оборудованию, приводы подразделяются:

— механические ( в качающихся энергетических установках чаще всего Д.В.С.)

Это часть привода, которая передает энергию от движения к исполнительным механизмам рабочего органа.

По виду энергии они подразделяются:

— пневматические и другие.

М-двигатель л.с., а в стационарных машинах- электромонтер.

Классификация механических трансмиссий:

1. редукторного типа( основной передаточный элемент редуктор)

( например в автоматическая коробка передач, центральная передача, дифференциал возмущений и другие).

Редуктор устройство, объединяющее один или несколько зубчатых или червячных передач в одном корпусе.

Если в состав м.т. редуктор типа входит один или несколько полиспастов, то такая трансмиссия называется канатно-блочной или канатной.

i- передаточное отношение канатного редуктора( полиспаста) или кратность полиспаста.

I -количество канатов, на которых подвешены груз, обойма.

При сдвоенных подвесках i\2

Механическая трансмиссия редуктора типа обладает существенно одним недостатком, который заключается в том, что он динамическую нагрузку без изменений передает на источник энергии.

Поэтому на современных машинах механическую трансмиссию несут на себе гидравлические элементы: гидромуфты или гидротрансформаторы.

Гидротрансформаторы: прозрачные, непрозрачные.

Только непрозрачные полностью исключают передачу динамики на энергетический элемент.

Гидротрансформаторы позволяют не только предохранять, но и изменять скорость вращения ведомого вала.

Гидромеханическая трансмиссия позволяет бесступенчато регулировать скорость (движение вверх и вниз груза).

Передаточное отношение трансмиссий равно:

к.п.д.

= .

Гидравлические, электрические, пневматические.

На особо тяжелых машинах трансмиссия механическая , которая приводит в действие насос .

f- частота тока Гц.

p- число пар полюсов ( если число выше Р, тем сложнее механизм.)

n- синхронность скоростей.

Рабочее оборудование и производительность строительных машин.

Состоит из рабочего органа или подвески

Производительность строительных машин.

Количество продукции которое вырабатывает строительная машина в единицу времени.

— конструкторская ( теоретическая) ПК

Кт – коэффициент технический – заложен в машине параметров, а также квалификации используемых лет.

Кп – коэффициент технологической организации производства. = (0,85)

Конструкторская производительность – такая, которая закладывается в принцип создаваемой машины.

При всех средних коэффициентах.

Техническая производительность та, которая реально может быть достигнута на данном строительном предприятии.

Формула определения производительности строительных машин .

Зависит от принципа движения машин.

1. Циклическое движение

q- м 3 (т) за цикл

n- количество циклов ( в ед. времени).

n= производительность цикла в\час.

Тц— продолжительность цикла в сек.

2. непрерывное движение:

F м 2 ( площадь поперечного сечения)

Любое ходовое устройство состоит из двух частей:

— подвеска, с помощью которой двигатель соединен с корпусом рамы, станиной.

Классификация ходовых устройств по типу движения:

Т.к. достигают высоких скоростей перемещения, маневренность, но низкая проходимость.

В 1897г. Радионов изобрел гусеничный ход.

Гусеничные ходовые устройства по типу подвески:

— эластичные ( при высоких скоростях)

Для строительных машин в основном жесткие и полужесткие.

1. направляющее колесо

2. опорные катки

3. рама гусеничных тележек

4. ведущая звездочка

5. поддерживающий ролик

6. гусеничная цепь

9. Проходимость гусеничных машин.

10. Проходимость центра масс тела перемещается в пространстве .

3 типа проходимости :

Профильная- определяется тремя параметрами:

— продольный и поперечный радиус проходимости ( на колесах)

— сила тяги по сцеплению

— по двигателю

W- сила сопротивления движения машины

Если Т — глохнет двигатель

Если Т — буксование.

qmax

q- удельное давление гусениц на грунт

— несущий …. Поверхности движения.

Такелажное оборудование и специальные детали Дм.

К такелажу относится- тыловые стропы(1)

-стропы и траверсы

-блоки, барабаны и полиспасты

-остановы и тормоза

В ГМ пеньковые и капроновые канаты применяются в качестве вспомогательных устройств. Стальные канаты изготавливают из проволочек d=0.5-5 мм, проволочки сплетаются в пряди, а пряди сплетаются в канат с сердечником (пеньковым со смазкой) внутри.

Канатные и ценные стрелы- устройства для захвата груза (на конце имеет скобу или крюк)

Траверсы- предохраняют поднимаемый грузов.

Остановы- устройства, которые предотвращают самопроизвольное движение грузов.

В ГМ применяются дисковые тормоза

Блоки служат для направления движения канатов Д блока должен быть = в 18-20 раз больше Д каната. Описанный бесконечный канат называется полиспастом.

Читайте также:  Масло для пежо 107 для двигателя

Главный показатель полиспаста , его кратность и КПД. Для повышения КПД полиспаста блоки должны устанавливаться на подшипники (качение).

Барабаны— служат для преобразования вращающего движения привода в поступательное движение каната.

Важнейшей частью является конструкция крепления каната к барабану.

1. Лебедки ( реверсивные и функциональные)

2. Тали (ручные и механические)

3. Домкраты (3-типа)

Строительные подъёмники- такие грузовые машины, у которых груз перемещается специальными устройствами (платформа, ковш, клеть).

Применяются для перемещения строительных материалов.

Строительные краны (СК)

СК- машины, предназначают для подъема и перемещения в пространстве груза, удерживаемого спец. грузоподъемника.

Все СК состоят из:

1. несущей конструкции (мост, башни)

2. грузохватных приспособлений

3. механизмов передвижения.

По назначению СК бывают

6. стреловые самоходные

Мостовые и самоходные краны

1.несущая часть моста (пролет)

3. грузовая тележка

грузоподъемность 5-450 т.

1. крановый путь

3. грузовая тележка

4. подъемное устройство

Козловые краны аналогичны, только крановый путь на земле.

Грузоподъемность до 800 т,

H подъема до 30 м.

1-ая несущая часть- башня вертикального типа, опирающегося на платформу.

4.кабина оператора 4.кабина оператора

5.грузовая лебедка 5.противовес

6.противовес 6.груз. обойма

Классификация по типу башни

С поворотной С неповоротной (вращ.

(поворот башни верх. Головок)

2-ая несущая часть- стрела

Подъемные неподъемная (балочная)

Для обеспечения устойчивости в кране всегда есть противовес, создающий удерживающий момент.

Противовес

С верхним положением с нижним

По мобильности

Подъемность передвиж. До 100-125т

Стационар. До 400 т.

Высота подъема у башни крана до 150м.

Вылет груза до 50м.

Привод – Бортовые редукторы ( на передвижение)

Червячные редукторы ( на поворот)

Подшипники (на опор)

Башни и стрелы- пространственные фермы.

Иногда на небольших кранах- труба большого диаметра.

Грузовой момент. Глав. Тех. Напр.КБ.

Индексация башенного крана.

Исполн. А,Б,В модерн

КБ- 0 0 0 0 0 0

Башня

9

1-ая цифра- max груз. Момент.

Посл.- климатич. исполнение

т.в.-тропич. Влажный, и.т.д.

Башенные краны должны быть оснащены системой автоматизации защиты:

1. От ветреных нагрузок ( на стреле ареометр)

3. величины груза

4. ограничители подъема или опускания.

Во время эксплуатации тщательно следить за устойчивостью. Существует собственная и грузовая устойчивость.

Собственная- выдерживает ветреные нагрузки в нерабочем состоянии.

Кабельные краны: Устанавливаются две мачты, мощный канат. Изготавливаются на месте, серийно не выпускаются. До 400м, грузоподъемность до 25т.

Канатные установки е до 1,5км. Е- расстояние перемещения груза.

Специальные краны ( для ГТ строительства мостов и путепроводов и др.)

Гидроманипулятор (прон) типа самоход. Стрелового крана, только имеет ориентацию груза в пространстве.(работ 1-го поколения)

Машины земляных работ.

Основные виды по применяемости:

1. Для подготовки работ в т.ч. для водопонижения и водоотлива.

2. Землеройно- транспортные

4. Машины и оборудования для гидравлической разработки грунта.

5. Уплотняющие машины

6. Машины для специальных видов работ.

Резание и копание грунтов

Грунт- все то, что касается работ органа машины.

Резание- отделение части грунта от массива

Копание- отделение и формирование грунта на работе органе машины.

Классификация грунтов на трудности разработки.

1. Обыкновенные (песок, глина …)которые не имеют жесткой кристаллической решетки.

2. Прочный грунт ( скальные породы, мерзлые грунты)

Классификация гос. Групп грунтов.

4 группы- обычные

Классификация профессора Протодвяконова.

10групп. 1-самая прочная

Критерий- коэффициент крепости- h0 сопротивлению грунта на одноосное сжатие .

Мет. Хорош для лабораторных условий.

В полевых условиях- экспресса- метод Замейнина.

Критерий оценки- число ударов динамического плотномера.

Машины для подготовительных работ.

1. Машины для водоотлива и водопонижения.(грунт. насосы, иглофильтры, гидроэлеваторы.)

2. Лесосечные, трелевочные машины.

3. Кусторезы, корчеватели, рыхлители.

2. задняя стенка

3. передняя заслонка

5. двухповоротный шарнир

6. упор для толкача

Скреперы применяются для послойного срезания в скреперном забое.

Применение грунта экономически выгодно до 5км.

Классификация по главному техническому характеру

1. малое до 4 м.куб

2. средняя 4-10 м.куб

3. большой более 15 м .куб

4. огромный 40 м.куб

Классификация по типу загрузки

Активная и пассивная

Классификация по типу разгрузки

Самосвальная и принудительная

Разработать стренер может на грунтах до 3-ий категории твердости (без твердых включений)

1. Грейдер-элеватор (попереч. Сеч. Грунта до 15м.)

2. Автогрейдер — основная профилировочная и формировочная машина.

3. крестовая рама

4. поворотный круг

5. срединный отвал

6. передний толкатель

Главный тех. Параметр- масса

3. тяжелые 14-198т.

4. сверхтяжелые более 20т.

Колесная фортуна а(z)

кол-во упр. Кол-во общее кол-во

осей ведущих осей

Легкие и средние имеют ф-лу 1*2*3 и сверхтяжелые (3*3*3)

Вторая по значению строй. Машина

(1-ый основной универсальный погрузчик.)

Основные части бульдозера:

3. толкающая рама (брусья)

4. упряжной шарнир

5. базовые машины

2. специального назначения

Главным техническим параметром бульдозера общего назначения строительных бульдозеров является – тяговое усиление.

Подразделяются на ( по тяговому усилию)

1. легкие до 10т.

2. средние 10-35т

3. тяжелые более 35-75

4. сверх тяжелые более 80.т

Наименьшее тяговое усилие- усилие, которое может развить на осн. Раб. Скорости.

По типу раб. органа.

1. с поворотным отвалом

2. с неповоротным отвалом

При повороте овала на 30 град. и больше идет свобод. Перемещение грунта вправо или влево

Производительность ЗТМ (бульд.,скреп0

q- объем призмы волочения

Задачи производственной эксплуатации

1. Целесообразный выбор комплекса строительных машин для опр.работ.

2. Выбор и обоснование рациональной схемы ведения

3. Обеспечение действующих требований охраны труда

4. Обеспечение необходимого уровня мастерства персонала

Совокупность поддержание и восстановления качество строительной машины, обеспечение надежной и эти мероприятия включают в себя:

1. приемку и сдачу

3. эксплуатацию исполнения

4. консервирование и хранение

5. монтаж и демонтаж

Обеспечение работоспособности — технического обслуживания и ремонт.

Основные принципы комплектования строительных машин

Строительный комплекс-группа строительных машин, связанных между собой по производительности, техническими возможностями и др. показателями.

I. Экскаватор- работает в забое и у него (4шт.) согласованное количество самосвалов, бульдозеров, грейдеров, катков.

Эксплуатационные свойства и показатели качества

Качество-совокупность эксплуатационных свойств, обеспечивающих пригодность её к выполнению строительных работ в соответствии с назначением.

Показателями качества называются количественные оценки одного или нескольких эксплуатационных свойств.

Эксплуатационные свойства, определяющие показатели и сами свойства охватывают весь жизненный цикл машин.

Показатели качества подразделяются на технико- эксплуатационные и технико- экономические.

Технико-эксплуатационные: 1.показатели назначения. (основные определяющие свойства машин, обуславливающие основные их функции для выполнения работ). Включает в себя главный технический параметр и другие показатели, оказывающие техническое влияние на работу машин. Например: плавность хода, манёвренность, производительность.

II. Показатели надёжности, характеризующие свойства безопасности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости.

III. Показатели безопасности характеризуют обеспечение высокой производительности труда при создании машины, изготовлении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте.

IV. Социально-бытовые показатели: экологические, экономические, эстетические(единство формы и содержания), вопросы безопасности труда и природы.

V. Анатометрические показатели: удобство для человека.

VI. Технико-экономические- себестоимость единиц продукции, эксплуат. среднесменная производительность машины.

1 группа- годовые

2 группа- внутрисменные

Читайте также:  Схемы перемотки шаговых двигателей

N/Тсц— удельная энергоёмкость

М/Тcц— удельная материалоёмкость

Ат/ПЭ- топливная экономичность

Приёмка-подготовка строительных машин к производительной эксплуатации.

1. Проверка эксплуатационной документации.

РЭ- рекомендации по эксплуатации

ФО- формуляр- важнейший документ, отражающий движение машин в хозяйстве.

2. Проверка комплектности (в некоторых случаях проверка работы на холостом ходу)

Обкатка строительных машин

Обкатка должна быть подробно описана в эксплуатационной документации.

Для грузоподъемных машин 2 вида испытаний- статическое и динамическое (на 10м на 1м от земли).

Башенные стреловые проверяются на устойчивость Куст 1,15

Для всех машин хронометраж.

Хранение межсменное до 10 смен

Кратковременное до 2 месяцев

Длительное до 10 месяцев

Консервирование свыше 10 месяцев

Транспортирование строительных машин

Гусеничные машины – собственным ходом до 20 км

Колесные машины до 200 км – экономически выгодно.

Монтаж и демонтаж

Для некоторых сложных строительных машин на строительной площадке должен быть участок с оборудованием для монтажа и демонтажа сложных строительных машин.

Техническое обслуживание и ремонт

Понятие о надежности

Надежность определяет свойство сохранять свои показатели в установленных пределах при выполнении работ по назначению, при заданных режимах и условиях применения, выполнение технических условий к обслуживанию и ремонту хранению, консервации и транспортировке.

В общем случае строительная машина может находиться в следующих технических состояниях:

1. Исправное (все показатели соответствуют нормативно-технической документации)

2. Неисправное (хотя бы один из показателей не соответствует НТД)

3. Работоспособное (все показатели, определяющие способность машины работать по назначению, соответствуют НТД)

4. Не работоспособное (все показатели, определяющие способность машины работать по назначению, не соответствуют НТД)

Нарушение исправного состояния при сохранении работоспособности, называется повреждением, а нарушение работоспособного состояния называется отказом.

Отказ – событие, заключающееся в нарушении работоспособности машины, которая может быть запланирована в соответствии с уравнением.

Все отказы подразделяются на две большие группы:

— повреждение узла, детали,

— разрегулировка узлов и деталей.

1. Ошибки при конструировании

2. Нарушение технологии и изготовления

3. Не соблюдение правил, норм производственной эксплуатации

4. Нарушение технического ремонта и обслуживания

1. Скрытые, явные

2. Постепенные, внезапные

Надежность, как само понятие включает в себя:

1. Безотказность – свойство сохранять работоспособное состояние в течение установленного времени, характеризующееся количественным показатели наработки на отказ.

2. Долговечность – период эксплуатации до предельного состояния, при котором восстановление и ремонт машины экономически не целесообразно.

3. Ремонтопригодность – приспособляемость машины к обнаружению, предупреждению и устранению повреждений и отказов.

Основной причиной нарушения работоспособности машины являются те изменения, которые происходят на машине в результате изнашивания ее составных частей.

Изнашивание и износ:

Изнашивание – процесс постепенного изменения поверхности размеров сопрягаемых деталей при их трении друг об друга.

Износ — изнашивание в виде изменения размеров, формы, массы и т.д.
При изменении:

1. Нарушение прочности

2. Нарушение регулировочных элементов

Закономерность общего износа:

График изменения технологического состояния в процессе работы:

tн1-изнашивание идет интенсивно (сопряжение детали достигло максимального значения)

tн2— плавное изнашивание, которое характеризуется темпом износа = tg

О2— после нее резко возрастает износ

На основании этого графика можно сделать следующее заключение о том, что необходимо в нужный момент.

ОТ1— работоспособность поверхности машины, Р – падает до значения РН

мы применяем меры по увеличению Р и поднимаем до значения РН2 и далее.

Мероприятия, направленные на поддержание работоспособности строительных машин подразделяются на две группы:

1 Группа – крепежные, моечные, регулировочные, смазочные мероприятия. Совокупности их технического обслуживания

2 Группа – мероприятия по восстановлению деталей, замене их новыми. Эти мероприятия соответствуют ремонту.

В России действует НТД и ППР, СНиП 3-76, ВСН 36-79 и др.

1. Регулярное плановое проведение технического обслуживания и ремонта для него предусматривается специальное время

2. Проведение внезапных, не планируемых технических ремонтов

3. Зависимость периодичности и количество

Система ППР предусматривает следующие виды обслуживания и ремонта:

ЕО – ежемесячное обслуживание

ТО-1, ТО-2, ТО-3 – техническое обслуживание (ТО-3 только для гусеничных машин)

СТО – сезонное техобслуживание

Т – технический ремонт

К – капитальный ремонт

Режимы включают следующие понятия:

Периодичность, трудоемкость и объем работы:

Периодичность – время между двумя однотипными техобслуживаниями

Трудоемкость – трудозатраты на проведение одного ТО

Объем работы – перечень всех видов работ одного ТО или Р и установление длительности

Ремонтный цикл – время наработки между двумя капитальными ремонтами или до первого.

Ремонтный цикл машины

ЕО – выполняет сам машинист

ТО-3 – привлечение специальных ремонтных средств

Планирование и учет

На каждую машину отдельно составляется план-график на месяц, на год. Все ТО заносятся в формуляр.

По используемым средствам:

-универсальные, специализированные, встроенные, внешние.

Универсальные – могут применятся для многих машин

Специализированные – для определения конкретного параметра

Различают автоматизированные, автоматические.

Автоматизированные – прибор сам снимает показания, но человек регистрирует их в журнале,

Автоматические – полностью, без участия человека.

По назначению периодичности перечня выполняемых работ, а также трудоемкость подразделяется на общее и углубленное.

Общее производится при техобслуживании ТО-2, ТО-2, а некоторые элементы и при ежесменном.

Углубленное производится при ТО-3, текущем и капитальном ремонтах, по результатам которых предоставляется дефектная ведомость.

Диагностирование является важнейшим этапом и элементом.

Топливо, масла, смазки, тех.жидкости и другие материалы.

1. Топливо для карбюраторов двигателей (пять марок) А-72 «Экстра» — неэтилированные бензины. Требования к бензину – способность к смесеобразованию, антидетационная способность, которая характеризуется октановым числом.

От условия эксплуатации бензины встречаются двух типов: зимние, летние.

2. Топливо для дизелей. Д.д. оборудовано 85% строительной техники. Д.т. должно иметь высокую самовоспламеняемость. Характеристикой воспламеняемости является цетановое число. Цетановое число определно для летних 40-45%, для зимних – 45-50 %.

Дизельный индекс марки Лет>0 0 С, Зим 0 С, ЗС 0 , А 0 С

3.Специальные жидкости – жидкости, используемые в гидрологических системах, содержащих охлаждения двигателей и в тормозных системах (в основном вода). Антифризы применяются при температуре меньше 0 о .

Это вода, этилен, гликолевые смеси.

Вода – обязательно дистиллированная

Антифризы две марки: 40-45 (точка замерзания).

В последнее время появились антифризы – тосол.

4. Жидкости для гидравлических систем МГ и МГ-3 (не разрушающие уплотняющую резину0.

5. Жидкости для тормозных систем. Можно применять несколько типов на касторовой, глицериновой, гликолевой и нефтяной основах. В состав всех входит спирт.

Качество любого моторного масла оценивается индексом вязкости.

6.Трансмиссионные масла. Противоизносные, противозадирочные свойства. Эти свойства обеспечиваются специальными присадками, обычно серными.

7.Пластичные смазки применяются на открытых передачах и сопряжениях. Подразделяются на универсальные и специализированные. По температуре капли падения подразделяются на низкоплавкие, среднеплавкие и тугоплавкие. УН,УС,УТ. Кроме того, водостойкие и морозостойкие, защитные, кислотоупорные. Солидол УС-1,УС-2 универсальные солидолы.

Стоимость топлива в смете строительства до 20-30%. Организационные мероприятия специального места хранения. Технические – сбор использованного материала, существуют специальные участки, способные регенерировать масла.

Оцените статью