Когда неизбежно ДТП
Так или иначе, выход из сложившихся обстоятельств нужно искать на своей (правой) стороне дороги. Это должно быть незыблемым правилом каждого водителя. Намного опаснее выезд на встречную полосу. Но, если вы понимаете, что избежать столкновения автомобилей не получится, человек за рулем должен учесть степень опасности каждого из видов столкновения.
Рассмотрим виды столкновений и их опасность для водителей.
Во время удара в бок автомобиль деформируется гораздо сильнее, чем в случае лобового столкновения, т. к. его жесткость в поперечном направлении меньшая. Такой удар может привести к серьезным травмам и самого водителя, и пассажиров. Кроме того, при боковом ударе довольно часто автомобиль опрокидывается. Наименее опасным является подстановка кузова под небольшим острым углом к тому автомобилю, который ударяет. Лучше, если удар придется на заднюю часть кузова. Водитель при этом должен успеть повернуть рулевое колесо таким образом, чтобы после удара иметь возможность вернуть машину в первоначальное положение движения. Для того чтобы уменьшить отброс машины, при ударе нужно умеренно нажать на педаль дросселей. Иногда удается подставить под удар заднюю часть авто вместо боковой, это наиболее безопасно.
Если есть угроза столкновения с грузовым автомобилем (в котором находится карбюраторный двигатель), уводите его от удара в бензобак, поскольку может произойти пожар.
Если вы понимаете, что столкновения транспорта или наезда на препятствие не избежать, водитель и пассажир, даже те, кто пристегнулся ремнем безопасности, должны принять определенное положение. Оно будет препятствовать перемещению внутри автомобиля и ударам о его переднюю часть – ветровое стекло, крышу, стойки, рулевую колонку и рулевое колесо, и т. д. Но не следует забывать, что сам водитель должен думать о том, как выйти из сложившейся ситуации, а не просто удобнее устроиться в машине перед ударом.
В тот момент, который непосредственно предшествует лобовому столкновению, водителю необходимо оба предплечья положить на руль, прочно удерживая его кистями. Их надо расположить у верхней части рулевого колеса вблизи друг от друга.
В таком положении, даже при резком движении головы водителя вперед, при столкновении голова и лицо не ударятся о твердые части автомобиля, а о мягкие руки. Конечно, появившиеся травмы будут гораздо менее опасными. Водителю необходимо наклонить вперед голову и шею, а телом максимально натянуть ремень безопасности, поскольку слабо натянутый ремень при столкновении может травмировать брюшную полость или грудную клетку. Ремень безопасности должен быть отрегулирован под размер туловища человека. Тот пассажир, который сидит рядом с водителем, так же должен натянуть ремень изо всех сил, в приборную доску упереться руками (кистями), как можно ниже вперед наклонить голову и шею.
Лобовое столкновение: пассажиры сзади
Тот пассажир, который сидит на заднем сидении, должен на него лечь, а если он пристегнут ремнем безопасности, согнуться и обхватить руками бедра. Заняв именно такое положение, водитель и пассажиры легковых автомобилей получают наименьшие травмы при столкновении транспорта или в случае экстренного торможения (например, наезд на пешехода или препятствие). Если пассажиры не пристегнуты ремнями безопасности, то не следует рассчитывать на то, что в случае столкновения они избегут тяжелых травм, если крепко возьмутся за сидение, специально укрепленные петли или поручни, упершись руками в спинку переднего сидения или приборный щиток. Нужно помнить, что в момент экстренного торможения или столкновения масса человека увеличивается до 50 кг и более при скорости около 90 км/ч. Безусловно, одной силы предплечий и рук не хватит для того, чтобы удержать тело человека на месте.
В случае наезда сзади
Водитель должен упереться ногами в пол машины возле педалей, максимально прижаться к спинке сидения спиной, руки завести за голову и сцепить кисти под затылком. Таким образом, человек за рулем в какой-то степени предохранит себя от травмы позвоночника или шейного отдела. Пассажир, который сидит рядом с водителем, должен принять на сиденье положение, при котором шея и голова максимально прижаты к спинке сидения, колени упираются в приборный щиток, руки крепко держатся за края сиденья. В такой же позе должен находиться человек на заднем сиденье.
Опыт показывает, что те люди, которые успели таким образом подготовиться к моменту столкновения, получают менее опасные травмы, чем те, кого ДТП застало врасплох.
Интересное
Определение места столкновения транспортных средств
Возможность решения вопроса о месте столкновения ТС экспертным путем и точность, с которой можно определить местоположение каждого ТС на дороге в момент столкновения, зависят от того, какими исходными данными об обстоятельствах происшествия располагает эксперт и насколько точно определено это место.
Для определения или уточнения расположения ТС в момент их столкновения эксперту нужны такие объективные данные:
— про следы, оставленные ТС на месте происшествия, об их характере, расположение, протяженность;
— про следы (трассы), оставленные отброшенными при столкновении объектами: частями ТС, отделившихся при ударе, грузом, который выпал и т.д.;
— про расположение участков скопления мелких частиц, которые отделились от ТС: земли, грязь, осколки стекла, участки разбрызгивания жидкостей;
— про расположение после столкновения ТС и объектов, отброшенных при столкновении;
— про повреждение ТС.
В большинстве случаев эксперт располагает только некоторыми из перечисленных данных.
Следует отметить, что, насколько добросовестно бы не фиксировалась обстановка на месте происшествия лицами, которые не имеют опыта проведения автотехнических экспертиз (или не знают методики экспертного исследования), все же упущений не избежать, и они часто являются причиной невозможности определения места столкновения. Поэтому очень важно, чтобы осмотр места происшествия проводился с участием специалиста.
При осмотре и исследовании места происшествия в первую очередь нужно фиксировать те признаки происшествия, которые за время осмотра могут измениться, например, следы торможения или заноса на мокром покрытии, следы перемещения мелких объектов, следы шин, оставшиеся при проезде по лужам или выезде с обочин, участки обсыпанной земле во время дождя. Следует зафиксировать также расположение ТС, если необходимо переместить их для оказания помощи пострадавшим или для освобождения проезжей части.
Определение места столкновения по следам транспортных средств
Основными признаками, по которым можно определить место столкновения, являются:
— резкое отклонение следа колеса от начального направления, возникающее при эксцентричном ударе по транспортному средству или при ударе по его переднему колесу;
— поперечное смещение следа, возникающего при центральном ударе и неизменном положении передних колес. При незначительном поперечном смещении следа или незначительном его отклонении — эти признаки можно обнаружить, рассматривая след в продольном направлении с малой высоты;
— следы бокового сдвига незаблокированных колес образуются в момент столкновения в результате поперечного смещения ТС или резкого поворота его передних колес. Как правило, такие следы малозаметны.
— прекращение или разрыв следа юза. Происходит в момент столкновения из-за резкого увеличения нагрузки и нарушения блокировки колеса или отрыва от поверхности дороги;
— след юза одного колеса, по которому был нанесен удар, заклинил его (иногда только на короткий промежуток времени). При этом необходимо учитывать, в каком направлении образовался этот след, исходя из расположения ТС после происшествия;
— следы трения деталей ТС по покрытию при разрушении его ходовой части (при отрывании колеса, разрушении подвески). Начинаются преимущественно возле места столкновения;
— следы перемещения обоих ТС. Место столкновения определяется по месту пересечения направлений этих следов, учитывая взаимное расположение ТС в момент столкновения и расположение на них деталей, которые оставили следы на дороге.
В большинстве случаев перечисленные признаки малозаметны, и при осмотре места происшествия часто их не фиксируют (или фиксируют недостаточно точно). Поэтому в тех случаях, когда точное определение расположения места столкновения имеет существенное значение для дела, необходимо провести экспертное исследование места происшествия.
Определение места столкновения по трассам, оставленными отброшенными объектами
В некоторых случаях место столкновения можно определить по направлению трасс, оставленных на дороге объектами, отброшенными при столкновении. Такими трассами могут быть царапины и последовательно расположенные ямы на дороге, оставленные частями ТС, мотоциклами, велосипедами или грузом, который упал, а также следы волочения тел водителей или пассажиров, выпавших из ТС, в момент удара. Кроме этого, на месте происшествия остаются следы перемещения мелких объектов, заметные на снегу, почве, грязи, пыли.
Сначала объекты, которые отбрасываются, движутся прямолинейно от места их отделение от ТС. Впоследствии в зависимости от конфигурации объекта и характера его перемещения по поверхности дороги может происходить отклонение от первоначального направления движения. При чистом скольжении, по ровному участку, движение объектов остается практически прямолинейным к остановке. При перекатывания в процессе передвижения, направление движения по мере снижения скорости может изменяться. Поэтому место столкновения ТС можно определить по следам отброшенных объектов, если есть признаки того, что эти объекты двигались прямолинейно или просматривается траектория их движения.
Для определения местоположения ТС в момент столкновения по следам отброшенных объектов в сторону вероятного места столкновения следует провести линии — продолжение направлении этих следов. Место пересечения этих линий соответствует месту удара (место отделения от ТС объектов, оставивших следы).
Чем больше зафиксировано следов, оставленных отброшенными объектами, тем точнее можно указать место столкновения, поскольку появляется возможность выбрать наиболее информативные следы, отбросив те из них, которые могли отклоняться от направления на место столкновения (например, при перекатывании объектов, что их оставили, при движении объектов через неровности, при расположении начала следа на большом расстоянии.
Определение места столкновения по расположению объектов, отделившихся от транспортных средств
Выяснить место столкновения ТС по расположению любых частей невозможно, поскольку их перемещение после отделения от ТС зависит от многих факторов, которые нельзя не учесть. Участок размещения максимального числа отброшенных при столкновении частей может только приблизительно указывать на место столкновения. Причем, если место столкновения определяется по ширине дороги, нужно учесть все обстоятельства, способствовавшие одностороннему смещению отброшенных частей в поперечном направлении.
Достаточно точное место столкновения определяется по расположению земли, которая осыпалась с нижних частей ТС в момент удара. При столкновении частицы земли осыпаются с большой скоростью и падают на дорогу практически в том месте, где произошел удар.
Наибольшее количество земли отделяется от деформированных частей (поверхностей крыльев, брызговиков, дна кузова), но при сильном загрязнении автомобиля земля может осыпаться и с других участков. Поэтому важно определить, не только с какого именно ТС осыпалась земля, но и с каких именно его частей. Это позволяет точнее указать место столкновения. При этом следует учитывать границы участков осыпания мельчайших частиц земли и пыли, поскольку крупные частицы могут смещаться дальше по инерции.
Место столкновения можно определить по расположению участков рассеяния обломков. В момент удара осколки стекла и пластмассовых деталей разлетаются в разные стороны. Определить с достаточной точностью влияние всех факторов на перемещение обломков сложно, поэтому указать место удара лишь по расположению участка рассеивания (особенно при значительных ее размерах) можно приблизительно.
При определении места столкновения по расположению обломков в продольном направлении следует учитывать, что обломки по направлению движения ТС рассеиваются в виде эллипса, ближайший край которого проходит от места удара на расстоянии, близком к месту их передвижения в продольном направлении за время свободного падения. Это расстояние можно определить по формуле:
Vа — скорость ТС в момент разрушения стекла, км / ч;
h — высота расположения нижней части разрушенного стекла, м.
Как правило, ближе всего к месту удара лежат мельчайшие осколки, обломки больших размеров могут перемещаться гораздо дальше, двигаясь по поверхности дороги после падения по инерции.
По расположению мелких обломков место столкновения точнее определяется на мокрой, грязной, грунтовой дороге или на дороге со щебеночным покрытием, когда проскальзывание мелких обломков по поверхности дороги затруднено.
При встречных столкновениях место удара в продольном направлении мож но пример но определить, исходя из расположения дальних границ участков рассеивания осколков стекла, отвергнутого от каждого из ТС, столкнувшихся в направлении его движения. При аналогичном характере разрушения однотипного стекла максимальная дальность отбрасывания обломков при их перемещении по поверхности дороги прямо пропорциональна квадрату скоростей движения ТС в момент столкновения (рис.1). Поэтому место столкновения будет находиться на таком расстоянии от дальней границы участка рассеивания осколков стекла первого ТС:
где S — полная расстояние между дальними пределами участков рассеивания осколков стекла встречных ТС;
V1, V2 — скорости движения ТС в момент столкновения.
Рисунок 1. Определение места столкновения по дальности рассеивания обломков стекла
Отмечая дальние границы участков рассеивания осколков стекла, следует исключить возможность ошибки, т.е. считать отброшенными те обломки, которые вынесены ТС во время его движения после столкновения.
По ширине дороги место столкновения можно указать примерно в тех случаях, когда участок рассеяния имеет небольшую ширину и можно установить направление продольной оси эллипса рассеяния. Следует иметь в виду возможную погрешность в тех случаях, когда расс еяния обломков справа и слева от направления движения ТС было неодинаковым (например, вследствие рикошета обломков от поверхности второго ТС).
Определение места столкновения по конечному расположению транспортных средств
Направление движения и расстояние, на которое перемещаются ТС от места столкновения, зависят от многих обстоятельств — скорости и направления движения ТС, их масс, характера взаимодействия контактирующих частей, сопротивления перемещению т.д. Поэтому аналитическая зависимость координат места столкновения ТС от величин, определяющих эти обстоятельства очень сложная. Подстановка в расчете формулы величин даже с небольшими погрешностями может привести эксперта к неправильным выводам. Определить же значения этих величин с необходимой точностью практически невозможно. Отсюда следует, что на основании данных о расположении ТС после происшествия место столкновения можно указать только в некоторых случаях.
Рисунок 2. Определение места столкновения по конечному расположению ТС.
1 — ТС в момент столкновения; 2 — ТС после удара
При проведении экспертиз по делам о дорожно-транспортных происшествиях часто ставится вопрос о том, на какой стороне проезжей части произошло столкновение ТС, двигавшихся параллельными направлениям. Для решения этого вопроса необходимо точно определить поперечное смещение ТС от места столкновения, что при отсутствии данных о следах на дороге можно выяснить по расположению ТС после происшествия.
Наиболее точно место столкновения определяется в тех случаях, когда после удара ТС продолжают контактировать (или расходятся на незначительное расстояние). Поперечное смещение ТС от места столкновения происходит тогда вследствие их поворота вокруг центра тяжести. Величины перемещения ТС примерно обратно пропорциональным величинам массы (или силы тяжести), тогда для определения поперечного смещения от места столкновения можно воспользоваться такой формулой:
Y к — расстояние между центрами тяжести ТС после происшествия (конечная), измеренная в поперечном направлении, м;
Yo — расстояние между центрами тяжести ТС в момент происшествия, измеренная в поперечном направлении, м;
G 1 и G 2 – массы ТС, кг.
Уточнение места столкновения по деформациям транспортных средств
Исследование повреждений, полученных ТС при столкновении, часто позволяет определить взаимное расположение в момент столкновения и направление удара. Так, если определено направление движения и место расположения одного из ТС, столкнувшихся в момент удара, то по повреждениям определяется месторасположение второго ТС и точка, в которой произошел их первоначальный контакт. Во многих случаях это создает возможность определить, на какой стороне дороги произошло столкновение.
Если известно только расположение ТС после происшествия, то по повреждениям можно определить направление удара и вероятное смещение ТС после столкновения. Наиболее точно место столкновения можно определить, когда расстояния, на которые сместились ТС после удара, незначительны.
При столкновениях, произошедших вследствие внезапного поворота влево одного из ТС, можно определить крайнее правое положение этого ТС в момент удара, исходя из возможности выполнения маневра при определенных условиях сцепления. В ряде случаев это дает возможность выяснить, на какой стороне произошло столкновение, если по деформации определено, под каким углом нанесен удар.
Характеристика повреждений транспортных средств
При столкновении транспортных средств главной задачей экспертного исследования является определение механизма столкновения, а также определение расположения места столкновения ТС относительно границ проезжей части и осевой. При установке механизма столкновения изучаются повреждения на автомобилях (при проведении транспортно-трассологической экспертиз), а основными при установлении места столкновения есть следы, зафиксированные в схеме ДТП. Все следы, подлежащих экспертному анализу можно условно разделить на две группы — это следы в виде повреждений на транспортных средствах, и следы, оставленные ТС на других объектах (проезжей части, на элементах дороги и т. п.).
Все следы в трасологии классифицируются как:
— объемные, имеющие три измерения (длина, глубина, ширина);
— видимые невооруженным глазом;
— периферийные, находящихся за зоной влияния и образованные остаточной деформацией;
— точечные и линейные.
— положительные и отрицательные;
— наслоения и отслоения.
В транспортной трасологии следы столкновения ТС, классификация которых приведена ранее имеют 9 названий, принятых для описания повреждений при проведении транспортно-трассологической экспертиз:
1. Вмятина — это повреждения разной формы и размеров, характеризующееся вдавленностью следовоспринимающей поверхности и появляются вследствие ее остаточной деформации;
2. Заусеницы — это следы скольжения с поднятыми кусочками, частями следовоспринимающей поверхности образуется при контакте твердой поверхности частиц одного ТС с менее жесткой поверхностью другого ТС.
3. Пробой — сквозное повреждение размером более 10 мм (употребляется как при исследовании шин, так и для описания повреждений на частях ТС).
4. Прокол — сквозное повреждение до 10 мм (употребляется только при исследовании шин.
5. Царапина — неглубокое, поверхностное повреждение, длина которого больше ширины и без снятия поверхностного слоя материала (несмотря на лакокрасочное покрытие).
6. Наслоение — связано с процессом следообразования и переносом материала с одного объекта на другой.
7. Отслоение — отделение частиц, кусочков металла, других веществ с поверхности объекта.
8. Соскоб — отсутствие кусочков верхнего слоя следовосприниающего материала, вызванная действием острорежущей кромки другого объекта.
9. Прижатие — придавливание потерпевшего транспортным средством к другому объекту или между частями самого транспортного средства (употребляется при производстве комплексных автотехнических и судебно-медицинских экспертиз).
К наиболее информативным признакам, указывающим на расположение места столкновения, принадлежат следы перемещения транспортных средств до столкновения. Такие следы могут быть следами торможения, качения, бокового сдвига, пробуксовки и т.д. При этом установление места столкновения следами перемещения автомобилей требует исследований как характера их расположения, так и принадлежности конкретному автомобилю и даже колесу. Так, если на схеме, на проезжей части отображен след торможения, который сначала был направлен прямо, а потом резко отклонился в сторону, то место отклонение следов указывает на то, что в процессе движения автомобиля на него влияла ударная нагрузка, что и привело к отклонению движения автомобиля. Возникновение ударной нагрузки является фактом взаимодействия автомобилей при столкновении. Поэтому, при определении места столкновения, учитывается как место изменения направления следов торможения, так и расположение места первичного контакта в самом автомобиле, который устанавливается при определении механизма столкновения.
Следы бокового сдвига также указывают на то, что их образование вызвано столкновением автомобилей, и при установлении принадлежности определенных следов конкретным колесам механизма столкновения, определяется место столкновения.
К следовой информации, указывающей на расположение места столкновения, принадлежат следы в виде осыпи земли или грязи с нижних частей ТС при столкновении, а также следы в виде царапин, заусениц, выбоин на дороге, оставленных деформированными частями ТС после столкновения. В таком случае при установлении места столкновения необходимо сначала установить, какой именно части и каким автомобилем были оставлены эти следы на дороге. Устанавливается это при экспертном обзоре поврежденных автомобилей. При этом также учитывается механизм столкновения, то есть возможность перемещения автомобиля, который оставил след на дороге от непосредственного места столкновения. Чаще всего в схеме ДТП есть, только осыпь осколков стекол мелких деталей из автомобилей который, к тому же занимает обе полосы движения. В соответствии с методическими рекомендациями, осыпь осколков стекол и других мелких деталей автомобилей, отделившихся при их столкновении, указывают лишь на зону, в которой располагалось место столкновения, а не на само это место. Поэтому определение координат места столкновения по расположению осыпи осколков стекол, а также сыпучих грузов в таком случае может быть сделано методом исключения территорий. Суть такого метода заключается в том, что зона осыпи сначала делится на два участка и с учетом исследования механизма столкновения, конечного положения ТС, а также других следов перемещения ТС, самостоятельно не несут информативных признаков расположения места столкновения, исключается один из участков. Затем оставшийся участок снова делится на две зоны и т.д.
При применении этого метода целесообразно использовать натурное моделирование в месте ДТП или плоскостное моделирование в масштабной схеме.
При установке механизма столкновения ТС, как отмечалось, является следовая информация в виде повреждений на самих транспортных средствах. При этом в транспортной трасологии отсутствует разграничение объектов на следообразующиеи и следовоспринимающие, потому что любой участок повреждения одновременно является как следообразующими, так и следовоспринимающим. В экспертной практике установление механизма столкновения по повреждениям на автомобилях состоит из следующих этапов исследования: раздельное исследование, сравнительное исследование и натуральное сопоставление ТС. При этом, если первые два этапа являются обязательными, без которых установка механизма столкновения невозможно, то третий этап не всегда можно осуществить, а невозможность его проведения не зависит от эксперта. В этом случае эксперт должен провести моделирование, основанное на первых двух этапах исследования. Необходимо указать на еще один вид следовой информации, исследуемой экспертами при производстве комплексных автотехнических и судебно-медицинских экспертиз. Этими следами есть следы на одежде пострадавшего, а также следы в виде телесных повреждений на теле пострадавшего. Исследование таких следов в совокупности со следами на ТС позволяет установить механизм наезда автомобиля на пешехода.
Наиболее сложным исследованиям следует считать исследования по определению личности того, кто управлял автомобилем в момент ДТП. В этом случае подвергаются исследованию следы на дороге, следы на транспортном средстве, а также следы на телах людей, находившихся в салоне автомобиля в момент происшествия.
Анализируя изложенное, следует указать, что оценка следовой информации в каждом конкретном случае индивидуальна и не может быть раз и навсегда устоявшейся методикой, а требует от эксперта абстрактного мышления, охватывающего всю гамму следов, а также учета описанных оценочных признаков в следах.
Примеры характерного взаимного расположения транспортных средств в момент столкновения (в зависимости от угла между векторами их скоростей):
1. Продольное, встречное, прямое, блокирующее, центральное, переднее.
2. Продольное, попутное, прямое, блокирующее, центральное, заднее.
3. Продольное, встречное, прямое, касательное, эксцентричное, боковое.
4. Продольное, попутное, параллельное, касательное, эксцентричное, боковое.
5. Перекрестное, поперечное, перпендикулярное, блокирующее, центральное, левое.
6. Перекрестное, попутное, косое, скользящее, эксцентричное, левое.
7. Перекрестное, встречный, косое, скользящее, эксцентричное, левое.