Приспособление «Стенд для разборки и сборки двигателей легковых автомобилей»
Смоленское областное государственное
бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сафоновский индустриально-технологический техникум»
Конкурс научно – технического творчества молодежи «НТТМ – 2016»
Номинация «Лучший проект по техническому творчеству»
Тема: Приспособление «Стенд для разборки и сборки двигателей легковых автомобилей»
мастер п/о: Сёмкин Андрей Владимирович
преподаватель спецдисциплин : Кожеко Марина Алексеевна
Основная часть 5
Описание устройства и работы стенда для разборки и
сборки двигателей автомобилей семейства ВАЗ (2101 – 2107; 2108 – 2115)
Технологические операции по изготовлению стенда для разборки и сборки двигателей автомобилей семейства ВАЗ (2101 – 2107; 2108 – 2115)
Техническое обслуживание устройства
Принцип действия приспособления
В процессе ремонта такого сложного агрегата, как двигатель, трудно выделить какие-либо важные или более второстепенные вопросы.
В связи с этим весь процесс ремонта подробно рассматривается в комплексе — от снятия неисправного двигателя до установки, обкатки и технического обслуживания отремонтированного, от организации ремонтного процесса в мастерской до технологий ремонта конкретных деталей.
Современные технологии на оборудовании для ремонта двигателя, позволяют достигать результатов ремонта, в части, касающейся соблюдения геометрии деталей и узлов, соответствующих требованиям производителей двигателей.
Объем работ по текущему ремонту двигателей достаточен для экономического использования различных стендов и приспособлений, используемых при выполнении технологических и контрольных операций.
Все это вызывает необходимость повышения уровня подготовки квалифицированных рабочих по профессии «Автомеханик».
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен иметь практический опыт по определению потребности в ремонте узлов, механизмов и систем автомобилей, чтобы надежно проводить обслуживание и ремонт автомобилей и оценивать его результаты.
Данная работа является руководством по применению приспособления при полной или частичной разборке двигателя.
Даны рекомендации по изготовлению приспособления для разборки и сборки двигателя.
Представленная работа выполнена с целью развития активности и самостоятельной деятельности обучающихся, их способности к самостоятельному познанию нового, а также оптимизации учебного процесса.
Рекомендации могут быть использованы преподавателями, мастерами, осуществляющими подготовку специалистов по данной профессии, а также применяться при техническом обслуживании и ремонте автомобилей на СТО.
Необходимость применения приспособления заключается в том, что рабочий должен осуществлять разборочные операции в удобном положении и иметь доступ к труднодоступным местам агрегата.
При разборке и сборке автомобильных двигателей их массивные блоки необходимо часто перемещать в пространстве (поворачивать) для того, чтобы та или иная плоскость оказывалась бы в верхнем положении.
Кантовать тяжелый двигатель вручную возможно, но травмоопасно и нетехнологично, поэтому на ремонтных предприятиях для работ по ремонту двигателей используются различного типа кантователи и стенды с поворотными рабочими органами, на которых закрепляются двигатели.
Однако кантователи и стенды для ремонта двигателей, выпускаемые промышленностью, имеют высокую стоимость, что во многих случаях ограничивает их использование в автотранспортных предприятиях. Предлагаемый стенд для разборки и сборки двигателей может быть изготовлен в условиях любого предприятия с относительно небольшими затратами.
Преимущества применения предлагаемого приспособления:
возможность изготовления стенда в мастерских учебного заведения;
универсальность стенда, возможность использования для двигателей других марок;
простота крепления двигателя;
вращение двигателя вокруг оси крепления;
блокировка пространственных положений двигателя;
легкость перемещения и установки стенда;
снижаются затраты ручного труда;
достигается высокое качество работ;
сокращение площади участка по ремонту двигателей;
безопасность при выполнении работ с двигателем;
возможность использования стенда на станциях СТО, в гаражах при ремонте, при открытии своего дела обучающимися после окончания учебного заведения.
Таким образом, применение этого стенда при ремонте двигателей, в частности на двигателях семейства ВАЗ (2101 -2106; 2108 – 2111) позволит значительно облегчить условия и поднять производительность труда при ремонте двигателей машин.
оптимизация условий разборки и сборки двигателя при организации учебной и производственной практики;
организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
применение альтернативных конструкций приспособлений с целью получения улучшенных характеристик по надежности, долговечности и экономичности.
Эффективность применения приспособления при разборке и сборке двигателей автомобилей состоит в необходимости создания недорогого по себестоимости приспособления «Стенд для разборки и сборки двигателя легковых автомобилей » в условиях учебного заведения для диагностики и ремонта двигателя.
Важность и актуальность работы заключается в том, что определены конструктивные особенности приспособлений «Стенд для разборки и сборки двигателя легковых автомобилей» с целью организация и технологии выполнения разборочно-сборочных работ.
Для выполнения и реализации работы поставлены следующие задачи:
изучение видов и конструктивных особенностей существующих приспособлений;
разработка рационального построения технологического процесса изготовления приспособления;
организация сборочно–разборочных и контрольно работ диагностических и регулировочных работ;
определение нормативов безопасности;
Обоснование реализации работы заключается в:
совершенствовании методов обеспечения диагностики механизмов и агрегатов
простоте изготовления приспособления
применяемости приспособления на автомобилях различных марок
выработке рекомендаций по практическому использованию результатов.
Практическое применение данной работы заключается в рационализации проведения диагностических работ узлов и механизмов двигателя при минимальных затратах времени на установку и снятие агрегатов, возможности поворота агрегата в удобное положение, соблюдение мер безопасности при работе, в повышении эффективности и качества подготовки обучающихся путем приобретения практических навыков по техническому обслуживанию и ремонту, приобщение обучающихся к познавательной, творческой, эксперементально — исследовательской деятельности.
Данная работа используется в смоленском областном государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Сафоновский индустриально – технологический техникум» при проведении практических занятий.
Приспособление «Стенд для разборки и сборки двигателя легковых автомобилей» применяется в смоленском областном государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Сафоновский индустриально – технологический техникум» при проведении учебной практики мастером Семкиным А.В. по профессии «Автомеханик» в 2015 – 2016 году, при проведении лабораторно-практических занятий преподавателем Кожеко М.А. по профессии «Автомеханик».
2. Основная часть
При диагностировании двигателя выявляют неисправности механизмов и систем путем своевременного выполнения контрольно — диагностических, крепежных, регулировочных , сборочно-разборочных работ.
Для рационализации диагностических работ разработано приспособление «Стенд для разборки и сборки двигателя легковых автомобилей» позволяющее поворачивать двигатель относительно поперечной оси на необходимый угол в более удобное положение.
Приспособление относится к транспортному машиностроению и может использоваться при техническом обслуживании и ремонте автомобилей.
2.1. Описание устройства и работы стенда для разборки и сборки двигателей автомобилей семейства ВАЗ (2101 — 2107; 2108 – 2115)
Стенд представляет собой сварную металлическую конструкцию из труб квадратного или круглого сечения, с вращающимся цилиндром во втулке, с кронштейном для установки и крепления двигателя, фиксирующего устройства и рукоятки для вращения двигателя.
Все сварные соединения стенда выполнены ручной электродуговой сваркой (см. фото 1).
Фото 1. Стенд для разборки и сборки двигателя
Разрабатываемый стенд имеет следующие характеристики:
Тип стенда – стационарный, с поворотом двигателя относительно поперечной оси.
Способ крепления двигателя – кронштейном к двигателю.
Способ поворота двигателя — ручной.
Грузоподъемность – 150 кг.
2.2. Технологические операции и материалы по изготовлению стенда для разборки и сборки двигателей легковых автомобилей семейства ВАЗ (2101 — 2107; 2108 – 2115)
Для изготовления приспособления необходимы следующие материалы: пруток диаметром 12-25мм, металлическая труба круглого сечения диаметром 45мм или квадратного сечения 45х45х3 мм, кронштейн с опорой передней подвески крепления двигателя автомобиля (см. фото 2), пруток диаметром 20мм, крепежные детали болт М16х1,5 длиной 50-70мм, гайка М16х1,5, вал: диаметром 45мм, длиной 200мм.
Фото 2. Кронштейн с опорой передней подвески
Технологические операции по изготовлению стенда
Слесарные работы: механическая резка труб, пластин, прутка на заготовки универсальной шлифовальной машиной УШМ Ø 125 -180
Токарные работы: точение, сверление, растачивание, протачивание заготовок, инструмент – набор токарных резцов Т15К6.
Ручная электродуговая сварка деталей.
2.3. Техническое обслуживание устройства
Перед использованием приспособления необходимо проверить соединение крепежных и фиксирующих деталей.
Осмотреть и подготовить устройство к работе, убедиться в его исправности. Внимательно осмотреть рабочее место, привести его в надежный порядок. Площадка должна быть свободной от посторонних предметов. Проверить работу механизмов вращения и устойчивость стенда.
2.4. Принцип действия приспособления заключается в следующем: снятый с автомобиля двигатель вместе с картером сцепления устанавливается на кронштейн крепления двигателя приспособления с помощью лебедки или тали.
Устанавливают двигатель на опорную поверхность стенда и закрепляют к кронштейну при помощи четырех шпилек и гаек;
С двигателя сливают масло в поддон (предусмотрена установка емкости для слива жидкости).
Производят разборку двигателя, для придания двигателю необходимого положения используют блокирующий фиксатор, вследствие чего происходит поворот двигателя на 90°, 180° , 270°, 360° вокруг оси, перпендикулярной оси коленчатого вала (см. фото 3, 4, 5, 6).
Фото 3. Начальное положение двигателя на стенде
Фото 4. Поворот двигателя на 90°
Фото 5. Поворот двигателя на 180°
Фото 6. Поворот двигателя на 270°
После сборки двигателя его крепят к подъемному механизму, а потом освобождают двигатель от крепления к кронштейну, а затем снимают двигатель со стенда.
Как показывает опыт применения данного стенда в эксплуатации при проведении учебной практики и лабораторно-практических занятий в учебном заведении он является важнейшим условием улучшения и совершенствования диагностических, регулировочных, сборочно-разборочных работ двигателя автомобилей семейства ВАЗ (2101 -2107; 2108 – 2111) и другой техники.
Эффективность использования будет возрастать по мере повышения приспособленности к проведению и разработки новых эффективных методов и средств, основанных на современных достижениях науки и техники.
Бендарский В.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник /- Изд. 3-е, перераб, и дополн. – Ростов н/Д: Феникс,
Бирюков М.К. , Селифонов В.В. устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей: учебник для нач. проф. образования. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 400 с.
Вишневецкий Ю.Т. Слесарь по ремонту автомобилей: Учебник. – М.: Изд. – торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 416 с.
Долматов Г.Г и др. Слесарное дело: практические основы профессиональной деятельности. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 230 с.
Зеленин С.Ф., Молоков В.А. Учебник по устройству автомобиля. – М.: ООО «Мир Автокниг», 2008. – 80 с.
Родичев В.А., Кива А.А. Устройство и техническое обслуживание легковых автомобилей. — М.: Изд. центр « Академия». 2008г. – 80 с.
Слон Ю.М. Автомеханик. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 379 с.
Ханников А.А. Автомеханик – Минск: Современная школа, 2009. – 384. – (Серия «Профессиональное образование»).
Чумаченко Ю.Т «Автослесарь».; Феникс. 2008г.
Шестпалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей: учебник для нач. проф. образования. – М.: Изд. центр «Академия, 2006.-544 с.
ВАЗ — 2113, — 2114, — 2115 с двигателем 1,5. Эксплуатация, обслуживание, ремонт, тюнинг. Иллюстрированное руководство. – М.: ООО «Книжное издательство «За рулем», 2010. – 232 с.
Автомобильный транспорт [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
1.3 Универсальный стенд опр-647
Для разборки и сборки двигателей, представлен на рисунке 2.
Рисунок 1.3 – универсальный стенд ОПР-647
Консольный, передвижной, предназначен для разборки и сборки двигателей. Перед разборкой или сборкой к блоку двигателя прикрепляют кронштейн, после чего поднимают и устанавливают двигатель. Двигатель на стенде можно поворачивать в вертикальной плоскости и закреплять в различных положениях.
Стенд имеет полку, на которую укладывают инструмент и детали. При работе в противень сливают масло, оставшееся в картере двигателя. К стенду прилагают сменные кронштейны для крепления двигателей, коробок передач. Неподвижность стенда при работе обеспечивает тормоз, действующий на колеса. Габаритные размеры, мм:
Без кронштейнов — 72,4;
С кронштейнами — 87,6;
1.4 Стенд для разборки-сборки р-776
Стенд Р-776 предназначен для разборки-сборки двигателей ЯМЗ, КАМАЗ и их модификаций в условиях станций технического обслуживания автотранспортных предприятий, авторемонтных мастерских.
Рисунок 1.4 — Стенд Р-776
Стенд представляет собой раму опорную с двумя стойками. На одной стойке — червячный редуктор с ведущей траверсой, на второй стойке — ведомая траверса. У траверс есть штыри, которые введены в отверстия блока цилиндров двигателя. Оси штырей располагаются под углом 52° 30` к оси поворота двигателя. Вращением рукоятки редуктора, двигатель закрепленный на стенде поворачивается в наиболее удобное положение. Двигатель надёжно фиксируется в любом положении, благодаря самотормозящему редуктору. Перед установкой двигателя на стенде, снять два выпускных коллектора и четыре заглушки водяной полости. Стенд Р-776 устанавливается на ровный бетонный пол без дополнительного крепления, при необходимости под упорную раму установить металлические пластины необходимой толщины для исключения смещения стенда. Основные характеристики Р-776:
Стационарный, ручной привод, полноповоротный;
Угол поворота 360º.
Габариты 1625х840х960 мм.
Преимущества и недостатки данного стенда приведены далее.
1. Относительно низкая цена;
2. Возможность перемещения одной опорной стойки относительно другой;
3. Возможность использования различных траверс для навески двигателя.
1. Стационарное положение;
2. Неудобная ориентация поворотной рукояти относительно рабочего места;
3. Большие габаритные размеры редуктора;
4. Отсутствие в комплекте поставок маслогрязеуловителя.
1.5 Стенд для разборки-сборки двигателей р-642м
Стенд служит для разборки-сборки двигателей ЗИЛ-130, ГАЗ-21, ГАЗ-24, ЗМЗ-406, ВАЗ-2101-2109, Москвич-412, редукторов задних мостов автомобилей КАМАЗ, а также для сборки и разборки V-образных карбюраторных двигателей грузовых автомобилей ГАЗ и ЗИЛ.
Рисунок 1.5 – стенд Р – 642М
Тип – стационарный электромеханический с поворотом ремонтируемого двигателя вокруг своей оси, параллельной оси коленчатого вала. Способ поворота – электродвигателем 4А71В6, 220/380 В; 0,55 кВт; 1000 об/мин через клиноременную передачу и червячный редуктор.
Угол поворота, град – 360 Частота вращения ремонтируемого двигателя, об/мин – 4-6.
Габаритные размеры, мм – 1400х660х1200
Двигатель, установленный на стенде, поворачивается в положение, наиболее удобное для работы электромеханическим приводом, смонтированным в стойке. Двигатель надежно фиксируется в любом положении благодаря самотормозящему редуктору.