Стационарные мастерские по ремонту машин
Ремонт машин в подобных мастерских проводится по необезличенному методу, но при производственной связи с крупным ремонтным предприятием возможен и агрегатно-узловой.
На рис. 190 показана типовая схема производственного корпуса стационарной участковой ремонтной мастерской.
Рис. 190. План производственных помещений участковой ремонтной мастерской:
1 — тамбуры, 2 — кузница, 3 — помещение для хранения кислорода, 4 — трансформаторная, 5 — сварочное отделение, 6 — слесарно-сварочное отделение, 7 — механическое отделение, 8 — инструментальная, 9 — котельная, 10 — кладовые, 11 — деревообрабатывающее отделение, 12 — коридор, 13 — электротехническое отделение, 14 — комната отдыха
Ниже приведены передвижные мастерские для ремонта и технического обслуживания строительных машин.
Монтажно-демонтажные мастерские (МДМ) базируются на автомобильном шасси или прицепе и предназначаются для проведения текущего ремонта строительных машин непосредственно на местах их эксплуатации. Мастерские снабжены собственным источником электроэнергии, стрелой с талью, необходимыми комплектами оборудования, инструментов и запасных частей, для перевозки которых можно использовать специально оборудованные прицепы.
Электрогазосварочные мастерские (ЭГСМ) необходимы при текущем и аварийном ремонте и техническом обслуживании.
ЭГСМ базируются на автомобильном шасси и снабжены сварочными аппаратами, а также электрическими ручными машинами, необходимыми материалами и оборудованием.
Слесарно-механические мастерские (СММ) развертываются в полевых условиях в цехи по текущему ремонту механического оборудования строительных машин. СММ монтируют на двухосном автомобильном прицепе и снабжают силовым агрегатом, универсальным токарно-винторезным станком, верстаками и комплектом инструментов и приспособлений.
Кузнечно-медницкие мастерские (КММ) устраивают в полевых условиях для кузнечных и медницких работ при выполнении текущего ремонта. Мастерские устанавливают на двухосном прицепе и оборудуют силовым агрегатом, переносным горном, наковальней с подставкой, сверлильным станком, электроточилом, керосинорезом с бачком, стендом для проверки и пайки радиаторов, универсальным прессом усилием 100 кН, приспособлением для развальцовки и ремонта труб, комплектами кузнечного, медницкого и слесарного инструментов.
Мастерские по ремонту топливной аппаратуры и электрооборудования (МРТЭ) развертываются в полевых условиях в цехи по контролю и ремонту электрооборудования строительных машин, топливных систем карбюраторных и дизельных двигателей, а также технического обслуживания и регулирования, осуществляемых в рамках ППР.
Мастерскую устанавливают на шасси автомобиля и снабжают собственным источником электроэнергии, универсальным стендом для проверки электрооборудования, стендом для проверки и регулирования приборов зажигания, установкой для зарядки аккумуляторов, электроточилом, стендом для проверки форсунок, стендом для проверки и регулирования топливных насосов и карбюраторов, необходимыми комплектами инструментов и контрольных приборов. Мастер ски е общего назначения (рис. 191), а также специализированные МТО-БК для башенных кранов, МТО-ЭТ для экскаваторов и тракторов, МТО-СМ для общестроительных машин, монтажно-демонтажные МДМ; электрогазосварочные ЭГСМ; слесарно-механические СММ и кузнечно-медницкие КММ используют для комплексных работ по ремонту и техническому обслуживанию строительных машин.
Мастерские МТО-БК; МТО-ЭТ и МТО-СМ монтируются на шасси автомобиля и включают в себя собственный источник электроэнергии, соответствующий комплект оборудования, необходимые инструменты и приспособления. Мастерские снабжены запасными частями и материалами, необходимыми для обслуживания кранов,, экскаваторов и других строительных машин.
Каждая такая мастерская предназначена для ремонта и технического обслуживания примерно 25—45: соответствующих машин.
Так как значительная часть строительных машин обладает сравнительно малой подвижностью (экскаваторы, бульдозеры, компрессоры), заправлять их на стационарных заправочных пунктах нецелесообразно. Более рационально заправлять эти машины с помощью мобильных топлиЕОмаслозаправочных средств, функционирующих как самостоятельно, так и в составе комплексных мобильных средств по техническому обслуживанию строительных машин.
Рис. 191. Схема передвижной мастерской общего назначения:
1 — кузов, 2 — ларь, 3 — верстак, 4 — электрогенератор, 5 — вал отбора мощности, 6 — стрела, 7 — подъемная лебедка,
лильный станок, 9 — тиски
Хорошие результаты дает использование передвижных топливозаправщиков, в ряде случаев объединяемых с маслозаправщиками и представляющих собой механизированные заправочные агрегаты, позволяющие заполнять цистерны и баки машин топливом и осуществлять их смазывание.
В полевых условиях строительные машины заправляют топливом и смазочными материалами с помощью топливомаслозаправ-щиков, смонтированных на базе грузовых автомобилей и снабженных несколькими емкостями, предназначенными для хранения топлива и смазочных материалов; компрессорами; пневматическими смазочными станциями; подающими шестеренными насосами; ли-тромерами; генераторами постоянного тока.
Комплексные работы по техническому обслуживанию машин выполняют в передвижных мастерских, позволяющих осуществлять такие операции, как смазывание, мойка, очистка, накачивание шин, контрольно-регулировочные работы.
Для регламентации количества и состава средств механизации технического обслуживания строительных машин Госстроем СССР по согласованию с Госпланом СССР принят табель оснащения управления механизации средствами технического обслуживания, учитывающий необходимость проведения обслуживания экскаваторов, бульдозеров, кранов, погрузчиков, скреперов, тракторов, трубоукладчиков, моторных катков и автогрейдеров.
Согласно данному табелю на каждые 100 строительных машин, размещенных в радиусе 20 км, должно приходиться два агрегата технического обслуживания на автомобильном ходу и один на двухосном прицепе, две мастерские для проведения текущего ремонта на автомобильном ходу со сварочными агрегатами на одноосном ходу, два передвижных топливомаслозаправщика вместимостью 2000 л, один топливомаслозаправщик вместимостью 1500 л на двухосном прицепе и один передвижной топливозаправщик вместимостью 4000 л. Помимо этого, для текущего перебазирования строительных машин надо располагать 0,8 трейлера грузоподъемностью 25 т и 0,3 трейлера грузоподъемностью 40 т с соответствующими тягачами. Для перевозки обслуживающего персонала, бригад техобслуживания, инженерно-технических работников и линейных механиков предусматривается соответственно один автомобиль-фургон или микроавтобус, один автомобиль или «пикап» и один мотоцикл с коляской.
В случае размещения строительных машин на площадке с радиусом до 50 км применяется коэффициент 1,3, а более 50 км— 1,8.
Для централизованного технического обслуживания строительных машин применяют автомобильные передвижные комплексы (АПК) на базе автошасси обычной и повышенной проходимости.
Передвижные комплексы АЛ-2-130 смонтированы на базе двух автошасси автомобиля ЗИЛ-130. Комплекс АЛ-2-130 состоит из двух машин. Машина А предназначена для выполнения заправочных и смазочных операций в составе автомобильного передвижного комплекса, машина Б —для выполнения регулировочных, крепежных и контрольно-смотровых работ.
Обе машины оснащены облегченными кузовами каркасного типа с термоизоляцией, встроенными электрическими генераторами мощностью 14 кВА с приводом от главного двигателя, компрессорными установками, радиотелефонными станциями для двусторонней связи с радиусом действия до 40 км, электрическими отопительными установками.
Кроме того, машина А оснащена емкостями для дизельного топлива и смазочных материалов, полуавтоматической установкой для заправки топливом и маслами под давлением, приспособлением для накачки пневмошин и другим оборудованием.
Машина Б оснащена гидравлическим подъемным краном, установленным между кабиной и кузовом машины, оборудованием для сварочных работ; блоком аккумуляторных батарей для запуска двигателей строительных машин с комплектами переносных ручных электрических и пневматических машин, слесарными инструментами, оборудованием и аппаратурой для крепежных, регулировочных и контрольно-смотровых работ; четырьмя сиденьями для экипажа внутри кузова; комплектом оборудования и сосудами для хранения горячей пищи.
Стационарные мастерские предназначены для технического обслуживания и ремонта при размещении частей в местах постоянной дислокации.
Стац. мастерские различных служб располагаются в одном или в нескольких близко расположенных зданиях для выполнения комплексного ремонта.
Помещения должны удовлетворять следующим требованиям:
− размеры должны обеспечивать удобное размещение участков и постов;
− помещения должны быть сухими, светлыми и теплыми;
− мастерские должны размещаться вблизи источников электроэнергии, водоснабжения и дорог, пригодных для транспортирования вооружения;
− на удалении 20-30 метров от здания мастерской оборудуется площадки 20х10 метров для приема вооружения в ремонт, выдачи, а также проверки и настройки. Площадка должна иметь твердое покрытие и быть защищена от воды;
− въезд в мастерскую должен обеспечивать проход самой крупногабаритной техники;
− размеры мастерской должны обеспечивать нахождение вооружения внутри с максимальными углами возвещения стволов;
− обеспечение возможности ремонта всего штатного и нештатного вооружения.
Посты стационарной мастерской:
1) Пост ремонта и обслуживания арт. орудий, минометов и боевых машин реактивной артиллерии.
2) Пост ремонта боевых машин ПТУР.
3) Пост ремонта и ТО РЛС.
4) Пост ремонта и ТО топопривязчиков, машин управления огнем и др. вооружения.
Участки стационарной мастерской:
1) Участки ремонта противооткатных, гидравлических и пневматических устройств.
2) Участок ремонта оптических и электронно-оптических приборов.
3) Участок ремонта блоков и пультов.
4) Участок ремонта стрелкового оружия и средств ближнего боя.
5) Участок окрасочных работ.
6) Участок восстановления защитных покрытий стрелкового оружия.
1) Кладовая приборов.
2) Кладовая запасных частей, инструментов и материалов.
4) Учебный класс.
5) Гардероб и туалет.
Количество постов и участков и их размеры определяются количеством штатного вооружения.
При оборудовании мастерской исходят из следующих соображений:
1) Наибольшее помещение в здании должно позволять разместить не менее двух самых крупногабаритных образцов вооружения: высота должна обеспечивать прохождение вооружения
2) Размеры ворот должны обеспечивать свободный въезд и выезд образца вооружения в собранном виде.
3) В здании должно быть достаточное количество помещений для размещения отдельных пунктов и постов.
Ряд участков должны обеспечивать удовлетворение спец. требований:
1) Участок для выполнения разборных и сборных работ должен иметь достаточную площадь.
Оборудуется всевозможным оборудованием.
2) Участок ремонта ПОУ (противооткатные устройства), насосов и проч. гидравлических устройств должен иметь два отдельных помещения: для разборки и ремонта деталей; для сборки, заполнения жидкостями и проверки этих узлов.
Стены в этих помещениях должны быть окрашены масляной краской; пол – деревянный, окрашенный или покрытый линолеумом. На окнах должны быть металлические решетки. В комнате оборудуются металлические шкафы-пирамиды.
Для ремонта оптических приборов – два помещения: чистка оптики, сборка и юстировка; для остальных работ.
Вентиляция с 10-ти кратным обменом воздуха.
Освещение и электрооборудование выполняются по пожаробезопасному принципу.
На участках мастерской оборудуются места для слесарно-разборных, сборочных и механических работ.
Если штатом предусмотрены должности сварщика и т.п., оборудуются доп. участки.
Билет 18. Выбор района развертывания ремонтной роты.
Ремонтные подразделения развертываются: в наступлении – вблизи одного из сборных пунктов поврежденных машин, а в обороне – в тыловом районе рядом с объединенным складом соединения (части).
Район развертывания должен обеспечивать:
– наличие площадок, достаточных по размерам и удобных для рассредоточенного размещения подвижных мастерских и ремонтируемого вооружения;
– безопасное удаление от вероятных объектов воздушного и ядерного нападения;
– наличие путей подвоза и эвакуации;
– возможность использования свойств местности для укрытия и маскировки вооружения, подвижных мастерских и личного состава;
– наличие источников воды для производственных и хозяйственных нужд;
– возможность инженерного оборудования с минимальными затратами сил и средств в кратчайшие сроки;
– удобство охраны и самообороны.
При развертывании ремонтных подразделений местность должна обеспечивать:
– размещение площадок специальной обработки ремонтного фонда на удалении 200-300 м от позиций подразделений;
– размещение площадок для ремонта вооружения, ремонтного фонда и отремонтированного вооружения;
– группировку специальных и транспортных автомобилей, прицепов и палаток по подразделениям, обеспечивая их свободный выезд и въезд по возможности без маневрирования;
– рассредоточенное расположение автомобилей, прицепов и палаток, используя защитные свойства местности;
– размещение электростанции в центре потребителей электрической энергии;
– установку передвижных электростанций и сварочного агрегата на расстоянии не менее 10 м от палаток (в целях обеспечения пожарной безопасности);
– расположение землянок для боеприпасов, горючего и смазочных материалов на расстоянии не менее 50 м от ближайшей палатки.
Разрешается устанавливать вплотную в торец друг другу палатки размером 4,5×4,5 м. Кроме того, допускается навешивать
только наружный намет при сборке палаток в летнее время, если при этом обеспечивается светомаскировка.
Билет 19. Последовательность развертывания ремр.
Развертывание мастерских необходимо производить в такой последовательности:
– расчистить площадки, расставить специальные автомобили и прицепы;
– собрать и установить палатки;
– выгрузить из кузовов специальных автомобилей и прицепов и установить в палатках выносное оборудование и
– подготовить к работе оборудование;
– подключить к потребителям источники энергии;
– подключить телефонные аппараты;
– опробовать все оборудование в работе.
Посты и рабочие места, оборудуемые при развертывании ремонтной роты вооружения, приведены в таблице. 1.