- Ремонт стартера СТ230-Б4 автомобиля ГАЗ-3110
- Снятие стартера
- Разборка
- Проверка и осмотр
- Сборка
- Стартер ГАЗ 2705 / 3302 Газель с 1994 года
- Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам: электросхема GAZ 2705 , скачать электросхему GAZ 2705 , панель приборов GAZ 2705 , система освещения GAZ 2705 , магнитола GAZ 2705 , аудиосистема GAZ 2705 , стеклоочиститель GAZ 2705 , регулировка фар GAZ 2705 , коды ошибок GAZ 2705 , электросхема GAZ 3302 , скачать электросхему GAZ 3302 , панель приборов GAZ 3302 , система освещения GAZ 3302 , магнитола GAZ 3302 , аудиосистема GAZ 3302 , стеклоочиститель GAZ 3302 , регулировка фар GAZ 3302 , коды ошибок GAZ 3302 , электросхема ГАЗ 2705 , скачать электросхему ГАЗ 2705 , панель приборов ГАЗ 2705 , система освещения ГАЗ 2705 , магнитола ГАЗ 2705 , аудиосистема ГАЗ 2705 , стеклоочиститель ГАЗ 2705 , регулировка фар ГАЗ 2705 , коды ошибок ГАЗ 2705 , электросхема ГАЗ 3302 , скачать электросхему ГАЗ 3302 , панель приборов ГАЗ 3302 , система освещения ГАЗ 3302 , магнитола ГАЗ 3302 , аудиосистема ГАЗ 3302 , стеклоочиститель ГАЗ 3302 , регулировка фар ГАЗ 3302 , коды ошибок ГАЗ 3302
- Стартер
- Техническая характеристика стартера
- Возможные неисправности стартера и способы их устранения
- Ремонт стартера
- Контроль деталей стартера
- Корпус
- Держатель щеток
- Крышка со стороны привода
- Крышка со стороны коллектора
- Проверка обмотки якоря на отсутствие замыкания с магнитопроводом
- Тяговое реле
- Сборка стартера
- Регулировка стартера
- Контрольная проверка стартера
Ремонт стартера СТ230-Б4 автомобиля ГАЗ-3110
На автомобилях с двигателем ЗМЗ–406 устанавливают стартер 42.3708–10 на картере сцепления с правой стороны, а с двигателем ЗМЗ–402 – СТ230–Б4 — с левой стороны картера сцепления
Оба стартера аналогичны по конструкции и представляют собой электродвигатель постоянного тока с электромагнитным возбуждением.
Стартер имеет четыре полюса. Сверху на корпусе стартера установлено тяговое реле, имеющее две обмотки: втягивающую и удерживающую.
При повороте ключа в замке зажигания в положение «II» включается цепь питания обмоток тягового реле, при этом якорь реле втягивается и через рычаг вводит в зацепление шестерню стартера с зубчатым венцом маховика двигателя.
В конце хода якорь включает цепь питания стартера и одновременно отключает втягивающую обмотку реле (питание подается только на удерживающую обмотку).
При возврате ключа в замке зажигания в положение «I» отключается цепь питания стартера и удерживающей обмотки и под действием пружины якорь выводит шестерню стартера из зацепления с зубчатым венцом маховика.
Устройство стартера СТ230–Б4 показано на рисунке, а разборка приведена на примере стартера 42.3708–10.
Снятие стартера
1. Отсоединить провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи.
2. Отсоединить провода от двух клемм тягового реле стартера.
3. Отвернуть две гайки верхнего и нижнего крепления и снять стартер.
На двигателе ЗМЗ–402 предварительно вывернуть направляющую трубку указателя (щупа) уровня масла
Разборка
1. Очистить стартер от грязи.
2. Отвернуть два винта 1 и снять крышку 2.
Отвернуть гайку 4 и отсоединить шину 3 от клеммы тягового реле.
3. Снять стопорное кольцо 1.
Отвернуть две гайки 2 крепления и снять крышку 3 со стороны коллектора.
4. Отвернуть два винта 1 крепления и снять тяговое реле 2.
При этом якорь должен остаться на рычаге привода.
5. Вынуть с помощью отвертки резиновое уплотнение 1 рычага.
Снять якорь 2 тягового реле, для этого нажать на якорь 2 вниз и отсоединить от рычага.
6. Снять статор 1 с щеткодержателем 2.
Чтобы отсоединить щеткодержатель от статора, необходимо отжать концы пружин 3 и вынуть две изолированные щетки 4 из держателей (эти щетки остаются на выводах обмотки статора).
7. Вывернуть ось рычага, предварительно отвернув контргайку с другой стороны.
8. Снять крышку 1 со стороны привода и вынуть рычаг 2.
9. Сбить через оправку удерживающее кольцо 1 по направлению стрелки и снять стопорное кольцо, установленное под удерживающим.
Снять с вала якоря привод 2 стартера в сборе
Проверка и осмотр
1. Очистить все детали стартера.
2. Проверить состояние обмотки статора. Для этого включить контрольную лампу в цепь переменного тока напряжением 220 В и подсоединить к одному из выводов обмотки статора, другой конец цепи должен быть замкнут на корпус статора.
При этом лампа гореть не должна. Если лампа горит, значит повреждена изоляция обмотки. В этом случае заменить обмотку или статор.
Таким же образом проверить вторую обмотку.
3. Осмотреть якорь.
Если коллектор загрязнен или на нем имеются риски, царапины и т.п., прошлифовать коллектор мелкой стеклянной шкуркой.
При значительной шероховатости коллектора или выступании слюды между его пластинами проточить коллектор на токарном станке и затем прошлифовать мелкой стеклянной шкуркой.
Биение коллектора относительно цапф вала не должно превышать 0,05 мм.
При обнаружении на валу якоря желтого налета от подшипника удалить его мелкой шкуркой, так как это может привести к заеданию шестерни на валу.
Проверить надежность пайки выводов обмотки якоря к пластинам коллектора.
Осмотреть обмотку по торцам якоря, диаметр обмотки должен быть меньше пакета железа якоря. В противном случае якорь заменить.
4. Проверить состояние обмотки якоря с помощью прибора Э–236 или контрольной лампы, питаемой переменным током напряжением 220 В.
Напряжение подводится к пластине коллектора и сердечнику якоря.
Лампа гореть не должна. Если лампа горит, значит есть замыкание обмотки якоря или пластины коллектора на «массу». В этом случае заменить якорь.
5. Надеть привод стартера на вал якоря, он должен свободно, без заеданий, перемещаться по шлицам вала якоря.
Удерживая якорь, провернуть шестерню стартера в обе стороны: по часовой стрелке шестерня должна вращаться свободно, а против часовой стрелки вращаться не должна. В противном случае заменить привод.
6. Тяговое реле
Проверить омметром сопротивление обмоток тягового реле.
Сопротивление втягивающей обмотки должно быть в пределах 0,300 – 0,345 Ом, а удерживающей – 1,03 – 1,11 Ом.
Обмотки также можно проверить, подсоединив аккумуляторную батарею к выводам обмоток.
Для проверки втягивающей обмотки нужно отсоединить клемму от контактного болта 1 тягового реле.
Затем подсоединить «–» аккумуляторной батареи к клемме 2, а «+» — к контактному болту 1 (схема красного цвета).
При этом якорь реле должен резко втянуться.
Для проверки удерживающей обмотки (при отсоединенной от контактного болта 1 клемме) «+» батареи подсоединить к клемме 2, а «–» – к корпусу стартера. При этом якорь тягового реле должен плавно втянуться.
В противном случае заменить тяговое реле. Якорь тягового реле должен перемещаться в корпусе свободно, без заеданий.
Осмотреть контактные болты.
Зачистить мелкой шкуркой подгоревшие головки болтов.
При сильном выгорании головок болтов можно развернуть болты на 180°, чтобы они прижимались к контактному диску не выгоревшей стороной.
Если поверхность контактного диска сильно изношена, его можно повернуть неизношенной стороной к контактным болтам.
7. Проверить перемещение щеток 1 в держателях 2 и 3, щетки должны перемещаться легко, без заеданий.
Проверить надежность крепления держателей 2 и 3 щеток, держатели не должны болтаться. Держатели 3 изолированных щеток не должны иметь замыкания на «массу» (проверить с помощью контрольной лампы).
Проверить усилие пружин 4, прижимающих щетки, с помощью динамометра. Для этого необходимо установить щеткодержатель 5 в крышку со стороны коллектора, вставить якорь, установить щетки на коллектор.
В момент отрыва пружины от щетки усилие должно быть в пределах 8,5–14 Н (0,85–1,4 кгс).
Концы пружин должны нажимать на середину щетки. Щетки, изношенные до высоты 5,0 мм, необходимо заменить (выводы щеток припаяны).
8. Осмотреть крышки стартера и при обнаружении трещин заменить их.
Если втулки 1 в крышках, на которых вращается вал якоря, изношены или на них имеются задиры, раковины и т.п., необходимо заменить крышки с дефектными втулками.
Сборка
1. Сборку стартера проводят в порядке, обратном снятию.
При сборке смазать моторным маслом подшипники (втулки), шлицевую часть и цапфы вала.
После сборки проверить размер А, он должен быть не более 34 мм.
Включить тяговое реле и измерить размер Б между торцом шестерни и упорным кольцом, он должен быть в пределах 3–5 мм.
Если размер Б не попадает в данный предел, то отрегулировать его положение поворотом оси рычага. Для этого отпустить контргайку, повернуть ось и затянуть контргайку.
Рекомендуется после окончательной сборки проверить стартер на СТО на стенде мод. 532М.
Стартер СТ230–Б4 считается исправным, если при напряжении 12 В он потребляет ток не более 85 А и развивает частоту вращения не менее 4000 мин –1 .
Стартер 42.3708–10 при напряжении 12 В должен иметь следующие параметры: 75 А и 5000 мин –1 .
Стартер ГАЗ 2705 / 3302 Газель с 1994 года
Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам:
электросхема GAZ 2705 , скачать электросхему GAZ 2705 , панель приборов GAZ 2705 , система освещения GAZ 2705 , магнитола GAZ 2705 , аудиосистема GAZ 2705 , стеклоочиститель GAZ 2705 , регулировка фар GAZ 2705 , коды ошибок GAZ 2705 , электросхема GAZ 3302 , скачать электросхему GAZ 3302 , панель приборов GAZ 3302 , система освещения GAZ 3302 , магнитола GAZ 3302 , аудиосистема GAZ 3302 , стеклоочиститель GAZ 3302 , регулировка фар GAZ 3302 , коды ошибок GAZ 3302 , электросхема ГАЗ 2705 , скачать электросхему ГАЗ 2705 , панель приборов ГАЗ 2705 , система освещения ГАЗ 2705 , магнитола ГАЗ 2705 , аудиосистема ГАЗ 2705 , стеклоочиститель ГАЗ 2705 , регулировка фар ГАЗ 2705 , коды ошибок ГАЗ 2705 , электросхема ГАЗ 3302 , скачать электросхему ГАЗ 3302 , панель приборов ГАЗ 3302 , система освещения ГАЗ 3302 , магнитола ГАЗ 3302 , аудиосистема ГАЗ 3302 , стеклоочиститель ГАЗ 3302 , регулировка фар ГАЗ 3302 , коды ошибок ГАЗ 3302
Стартер
Пуск двигателя осуществляется с помощью стартера 42.3708-10* с электромагнитным тяговым реле. Он установлен с правой стороны двигателя на картере сцепления.
Примечание:
* На части автомобилей могут быть установлены стартеры 6012.3708 или 4216.3708-07 или AZE 2517 ф. «ISKRA».
Стартер представляет собой четырехполюсный электродвигатель постоянного тока с электромагнитным возбуждением. Питание стартера осуществляется от аккумуляторной батареи.
Устройство стартера показано на рис. 9.13, а его электрическая схема – на рис. 9.14.
Стартер 42.3708-10:
- крышка со стороны привода;
- рычаг;
- ось рычага;
- сердечник тягового реле;
- шток тягового реле;
- возвратная пружина;
- тяговое реле;
- изоляторные втулки;
- контактная пластина;
- изоляторные втулки;
- запорные шайбы;
- уплотнительное кольцо;
- контактный болт;
- крышка тягового реле;
- стяжная шпилька;
- защитный колпак;
- запорные шайбы;
- крышка со стороны коллектора;
- щетка;
- держатель щеток;
- пружина щетки;
- щеткодержатель;
- корпус;
- обмотка возбуждения;
- коллектор;
- якорь;
- промежуточная опора;
- привод с роликовой муфтой свободного хода;
- шестерня;
- пружинное кольцо;
- упорная втулка
Электрическая схема стартера:
- стартер;
- выключатель стартера;
- удерживающая обмотка;
- втягивающая обмотка;
- привод;
- обмотка возбуждения;
- якорь;
- щетка
При повороте ключа выключателя зажигания в положение пуска включается электрическая цепь дополнительного реле типа 711.3747, через контакты которого питание поступает от аккумуляторной батареи в тяговое реле. Якорь тягового реле под воздействием электромагнитного поля двух обмоток реле втягивается и с помощью рычага вводит в зацепление шестерню и в конце хода включает электрическую цепь стартера, одновременно отключив втягивающую обмотку реле.
После пуска двигателя необходимо немедленно отпустить ключ выключателя зажигания. При этом разомкнется цепь дополнительного реле — тяговое реле и стартер выключатся под действием возвратной пружины.
При очередном сезонном обслуживании автомобиля после пробега 100 тыс. км необходимо снять стартер с двигателя и провести его разборку и осмотр (см. подраздел «Ремонт стартера»).
Стартер потребляет большой ток, вследствие чего даже незначительные переходные сопротивления в его цепи могут привести к снижению мощности стартера.
Техническая характеристика стартера
Номинальное напряжение, В | 12 | |
Число зубьев шестерни привода стартера | 9 | |
Модуль шестерни | 2,11 | |
Номинальная мощность (с батареей емкостью 55 А·ч), кВт | 1,7 | |
Режим холостого хода при напряжении 12В | сила потребляемого тока А, не менее | 75 |
частота вращения вала, мин -1 | 5000 | |
Режим полного торможения при питании стартера от батареи напряжением 12В и емкостью 55 А·ч | сила потребляемого тока А, не более | 520 |
крутящий момент, не менее Н·м (кгс·м) | 16 (1,6) | |
Напряжение включения главных контактов тягового реле при прокладке между шестерней и упорным кольцом толщиной 11 мм, В, не более | 8 | |
Сила натяжения пружин щеток, Н (кгс) | 10-14 (1-1,4) |
Возможные неисправности стартера и способы их устранения
Возможная неисправность | Метод проверки | Способ устранения |
Стартер не работает | ||
Износ щеток | Щетки изношены до высоты 6-7 мм | Изношенные щетки заменить |
Ненадежный контакт щеток с коллектором | Проверить усилие щеточных пружин, оно должно быть 10-14 Н (1-1,4 кгс) | Заменить пружины, устранить заедание щеток в щеткодержателе |
«Разнос» обмотки якоря | Обмотка якоря не должна выступать за диаметр магнитопровода | Якорь с выступанием обмотки за диаметр магнитопровода необходимо заменить |
«Разнос» коллектора | Отдельные пластины коллектора не должны выступать за диаметр коллектора | Якорь с поврежденным коллектором необходимо заменить |
Тяговое реле не включает стартер | ||
Подгорание контактов тягового реле | Внешним осмотром | Подгоревшие контакты зачистить (см. подраздел «Ремонт стартера») |
Заклинивание якоря тягового реле | Якорь реле должен свободно, от руки перемещаться во втулке реле. Поверхность якоря реле должна быть ровной, без следов износа | Якорь тягового реле, имеющий следы износа, необходимо заменить или зачистить и слегка смазать моторным маслом |
Неправильная регулировка момента включения | Проверить регулировку | Отрегулировать стартер (см. подраздел «Контроль деталей стартера») |
Заедание привода при перемещении его по валу якоря | Осмотреть вал якоря стартера на наличие на нем грязи и желтого налета от износа подшипников | Очистить от грязи и продуктов износа. Вал и подшипники смазать моторным маслом. Изношенные подшипники (втулки) заменить (см. подраздел «Ремонт стартера») |
Стартер включается и работает, а коленчатый вал двигателя не вращается | ||
Пробуксовка свободного хода привода | При повороте шестерни привода рукой она должна свободно вращаться в одном направлении, а в другом должна «заклинивать» и вращаться вместе с якорем стартера (см. подраздел «Ремонт стартера») | Если шестерня привода свободно вращается в обе стороны, необходимо заменить привод (см. подраздел «Ремонт стартера») |
Шестерня привода не входит в зацепление с зубчатым венцом маховика | Прослушивается ненормальный шум- «фрезерование». На зубьях маховика имеется износ | Проверить регулировку заходной части момента включения стартера и при необходимости отрегулировать (см. подраздел «Контроль деталей стартера»). Зубья маховика, имеющие повреждение, зачистить напильником |
Стартер вращает коленчатый вал двигателя с небольшой частотой и с повышенным шумом | ||
Износ подшипников (втулок вала якоря) | Проверить состояние подшипников (втулок) в крышках и промежуточной опоре. Проверить наличие следов заедания якоря за полюса корпуса | При необходимости заменить подшипники в крышках и промежуточной опоре (см. подраздел «Ремонт стартера») |
После запуска двигателя привод стартера не выходит из зацепления с зубчатым венцом маховика двигателя | ||
Заедание привода на валу якоря | Оценивается по повышенному шуму при работе двигателя | Очистить вал якоря стартера от грязи, снять желтый налет от износа подшипников, смазать моторным маслом |
Спекание контактов тягового реле | Стартер продолжает работать после выключения зажигания | Немедленно отключить аккумуляторную батарею с помощью выключателя (см. подраздел «Ремонт стартера») |
Заедание ключа выключателя зажигания | Принудительно повернуть ключ в положение «0» | Отрегулировать положение рулевой колонки, исключающее заедание ключа выключателя зажигания |
Ремонт стартера
Стартер, подлежащий ремонту, следует снять и разобрать.
Для снятия стартера необходимо:
- отключить аккумуляторную батарею;
- отсоединить провода от тягового реле стартера;
- отвернуть болты крепления стартера к картеру сцепления и снять его (опуская вниз).
Детали стартера необходимо тщательно очистить от грязи и обязательно проверить. Поврежденные и изношенные детали должны быть заменены новыми.
Для разборки стартера необходимо:
- снять запорную 17 и упорную шайбы;
- отвернуть две гайки стяжных шпилек 15;
- снять крышку 18 со стороны коллектора;
- вынуть щетки 19 из щеткодержателей; щетки и щеткодержатели следует пронумеровать с тем, чтобы при сборке они были установлены на свои места;
- снять держатель щеток 20;
- снять тяговое реле 7;
- снять корпус 23 стартера;
- снять ось 3 рычага привода; предварительно заметить положение оси относительно крышки;
- вынуть якорь 26 вместе с приводом 28, при этом снять с цапфы вала якоря регулировочные шайбы со стороны привода;
- сдвинуть упорную втулку 31 на валу якоря в сторону шестерни;
- снять пружинное кольцо 30, которое находится под упорной втулкой, после чего снять упорную втулку и привод 28, промежуточную опору 27;
- при необходимости отвернуть винты крепления полюсов и снять обмотки возбуждения.
Контроль деталей стартера
Корпус
С помощью контрольной лампы (см. рис. 9.3) или прибора Э236 проверить отсутствие короткого замыкания катушек возбуждения на корпус (рис. 9.15). Для этого контрольную лампу необходимо подсоединить к корпусу и выводу, расположенному на корпусе. Если лампа при этом будет гореть, то повреждена изоляция катушек возбуждения.
Рисунок 9.15. Проверка катушек возбуждения стартера на короткое замыкание с корпусом
В этом случае необходимо пронумеровать полюса катушек и отвернуть винты крепления полюсов и снять обмотки возбуждения. Поврежденные места изоляции следует обработать изоляционной лентой, после этого полюса катушки поставить на место. Винты полюсов закернить.
Держатель щеток
С помощью контрольной лампы или прибора Э236 необходимо проверить отсутствие замыкания изолированных щеткодержателей на корпус (рис. 9.16). В случае короткого замыкания следует заменить изоляционные прокладки заклепок щеткодержателя. Покачивание щеткодержателей не допускается. Щетки в щеткодержателях должны перемещаться свободно, без заеданий. Щетки, изношенные до высоты 6-7 мм, необходимо заменить.
Рис. 9.16. Проверка изолированных щеткодержателей стартера на замыкание с корпусом.
Для проверки щеточных пружин необходимо: держатель щеток установить на коллектор якоря, установить щетки на место и проверить динамометром усилие пружин. Усилие должно быть 10-14 Н (1-1,4 кгс) в момент отрыва пружины от щетки. Концы щеточных пружин должны нажимать на середину щетки.
Крышка со стороны привода
В крышке со стороны привода следует проверить состояние втулки (подшипника). В случае необходимости в крышку нужно установить новую втулку, диаметр отверстия которой после запрессовки и развертывания должен быть 12,5 +0,035 мм с шероховатостью Rа=2,5.
Крышка со стороны коллектора
Необходимо проверить втулку крышки и в случае ее износа заменить. Диаметр отверстия новой втулки после запрессовки и развертки должен быть 12,5 +0,035 мм с шероховатостью Rа=2,5.
В промежуточной опоре
В промежуточной опоре нужно проверить втулку и в случае ее износа заменить. Диаметр отверстия втулки после запрессовки и развертывания должен быть 19,2 +0,1 мм с шероховатостью Rа=2,5.
Якорь
Проверка обмотки якоря на отсутствие замыкания с магнитопроводом
С помощью контрольной лампы или прибора Э236 нужно проверить на отсутствие замыкания обмотки якоря на магнитопровод якоря (рис. 9.17). Для этого следует подсоединить один конец к любой из ламелей якоря, а другой — к магнитопроводу якоря. Лампа при этом гореть не должна.
Следует внимательно осмотреть якорь. Лобовая часть обмотки якоря должна быть по диаметру меньше пакета железа. Увеличенный диаметр лобовой части обмотки указывает на ее «разнос». Такой якорь подлежит замене. Концы проводов обмоток должны быть надежно припаяны к коллектору.
Якорь следует проверить на приборе Э236 на отсутствие витковых замыканий. В случае обнаружения замыкания якорь необходимо заменить.
Коллектор якоря должен быть чистым. В случае значительной шероховатости коллектора или выступания изоляции его надо проточить на токарном станке. После проточки коллектор следует отшлифовать шкуркой зернистостью 100 до шероховатости Rа=1,25.
Биение коллектора относительно цапфы вала не должно превышать 0,05 мм, пакета железа якоря относительно цапф вала — 0,25 мм. Одновременно следует проверить отсутствие прогиба вала, так как прогиб может оказаться причиной заедания привода на шлицевой части вала. Если на валу якоря, в том месте, где вращается шестерня стартера, имеется желтый налет от подшипника, то его следует удалить мелкой шкуркой. Наличие желтого налета часто приводит к заеданию шестерни на валу после пуска двигателя и к «разносу» обмотки якоря.
Привод стартера осматривают снаружи и проверяют на отсутствие пробуксовки. Привод должен свободно, без заеданий перемещаться по шлицевой части вала. При сильном износе втулок (подшипников) привода их необходимо заменить. Диаметр отверстия новых втулок после запрессовки и развертки должен быть в пределах 14 +0,06 мм с шероховатостью поверхности Rа=1,25.
При удержании якоря шестерня должна свободно вращаться по часовой стрелке. Против часовой стрелки шестерня должна вращаться только вместе с якорем. Проверка муфты свободного хода на пробуксовку производится при испытании стартера на полное торможение при нагрузке 16 Н·м (1,6 кгс·м).
Тяговое реле
Исправность втягивающей и удерживающей обмоток необходимо проверить с помощью омметра или замерить сопротивление с помощью вольтметра и амперметра. Сопротивление втягивающей обмотки должно быть 0,27 +0,01 Ом, а удерживающей — 1,04 +0,03 -0,06 Ом. В случае неисправности обмоток тяговое реле следует заменить. Клеммовые болты выключателя стартера надо зачистить, а при сильном их выгорании – повернуть на 180° вокруг своей оси. При сильном износе контактной пластины ее следует повернуть неизношенной стороной к контактам.
Якорь тягового реле в корпусе должен перемещаться свободно.
После проверки и замены всех износившихся или поврежденных деталей стартер можно собирать.
Сборка стартера
Сборка стартера производится в порядке, обратном разборке. При этом необходимо:
- перед сборкой смазать подшипники, цапфы и шлицевую часть вала маслом для двигателя;
- если пружинное кольцо 30 (см. рис. 9.13) якоря деформировано, его надо заменить новым или выправить; для надевания кольца следует использовать приспособление, показанное на рис. 9.18;
Приспособление для надевания пружинного кольца:
- вал якоря;
- направляющая втулка;
- пружинное кольцо;
- толкатель
- упорную втулку 31 с проточкой надеть на вал якоря со стороны привода проточкой в сторону подшипника крышки;
- установить на вал со стороны коллектора стальную шайбу;
- при окончательной затяжке стяжных шпилек совместить штифты и пазы на крышках и корпусе;
- проверить величину осевого люфта якоря, который должен быть примерно 0,8 мм.
После сборки нужно проверить работу стартера на стенде. При включении стартера привод должен перемещаться на шлицевой части вала без заеданий и возвращаться в исходное положение под действием возвратной пружины. При повороте шестерни от руки по часовой стрелке якорь не должен вращаться. При обратном вращении шестерня должна вращаться вместе с валом.
Регулировка стартера
При необходимости произвести проверку и регулировку стартера. Наружный торец шестерни в выключенном положении должен находиться на расстоянии А не более 21,5 мм от привалочной плоскости фланца стартера (рис. 9.19).
Замер положения шестерни привода в выключенном состоянии
Проверять полный вылет шестерни необходимо при включенном тяговом реле. Для этого следует подключить тяговое реле по схеме, показанной на рис. 9.20. При этом расстояние между торцом шестерни и упорной втулкой должно быть 4 +1 мм (рис. 9.21). Этот зазор регулируется поворотом эксцентриковой оси 3 рычага привода (см. рис. 9.13). После регулировки следует затянуть гайку оси.
Схема подключения тягового реле:
- аккумуляторная батарея;
- стартер;
- выключатель
Замер зазора от торца шестерни до упорной втулки при включенном тяговом реле
Контрольная проверка стартера
Исправность стартера, правильность его сборки и регулировки определяется проверкой стартера на холостом ходу и при полном торможении.
Для проверки стартера необходимы: низковольтный источник (или хорошо заряженная аккумуляторная батарея), вольтметр постоянного тока со шкалой от 0 до 30В, амперметр постоянного тока с шунтом до 500А, тахометр со шкалой до 10000 мин-1 .
Схема включения стартера при испытании на холостом ходу показана на рис. 9.22. Ток и частоту вращения вала якоря при испытании на холостом ходу измеряют через 30 с после включения стартера.
Стартер считается выдержавшим испытание на холостом ходу, если при напряжении 12В он потребляет ток не более 75А и развивает частоту вращения не менее 5000 мин-1 .
Рисунок 9.22: Электрическая схема включения стартера при проверке на холостом ходу:
- стартер;
- тяговое реле;
- выключатель;
- амперметр;
- вольтметр;
- аккумуляторная батарея
При тугом вращении вала якоря, которое обычно вызывается перекосами в результате неправильной сборки стартера или задевания якоря за полюсы, а также при замыкании между витками, стартер потребляет ток большой силы при частоте вращения меньше указанной. Малая сила потребляемого тока и пониженная частота вращения вала якоря при нормальном напряжении на зажимах стартера свидетельствуют о плохом контакте в соединениях проводов внутри стартера или о пониженном натяжении пружин щеток.
Проверку стартера при полном торможении необходимо производить на стенде Э242.
Исправный стартер при питании от полностью заряженной аккумуляторной батареи потребляет ток не более 520А при напряжении не менее 8В и развивает момент, равный примерно 16 Н·м (1,6 кгс·м). Если потребляемый ток выше 520А, а тормозной момент ниже 16 Н·м (1,6 кгс·м), то это указывает на неисправность обмотки якоря или обмотки возбуждения. Если тормозной момент и потребляемый ток ниже нормальной величины, то это, при нормальном напряжении на зажимах стартера указывает на плохие контакты внутри стартера или на слабое натяжение пружин щеток. Пониженное напряжение на зажимах стартера (менее 8В) указывает на плохие контакты в проводах или на неисправность батареи. При нагрузке шестерни тормозным моментом муфта свободного хода не должна пробуксовывать.