- Как часто нужно менять тормозную жидкость?
- Зачем менять тормозную жидкость?
- Интервалы замены
- Как понять, что пришло время поменять тормозную жидкость?
- Регулярность замены тормозной жидкости
- В чем необходимость?
- Когда следует проводить процедуру замены тормозной жидкости?
- Более тяжелые условия
- Типы расходного материала
- Смешивать или нет – вот в чем вопрос
- Вынужденная мера
- Заключение
- Периодичность замены тормозной жидкости
- Последовательность замены
- Объем используемой жидкости
- Предостережения и особенности
Как часто нужно менять тормозную жидкость?
Удивительно, но факт: в век доступности информации немало автомобилистов до сих пор не знают, что нужно периодически обновлять тормозную жидкость. Причём осознание не приходит даже тогда, когда внезапно педаль под правой ногой проваливается, а потом, через минуту, снова поднимается – и работоспособность системы восстанавливается. Всё списывается на «глюк системы» или что-то вроде этого. О том, как часто нужно менять тормозную жидкость в автомобиле и почему это обязательный пункт технического обслуживания – читайте в статье.
Зачем менять тормозную жидкость?
Начнём с основ. Тормозная жидкость выполняет функцию передатчика давления от главного тормозного цилиндра (ГТД) на рабочие. Водитель давит на педаль, ГТД (простейший поршень в корпусе с системой клапанов) посылает напор жидкости по магистралям. Жидкость передаёт давление в рабочие цилиндры (суппорты), поршни выдвигаются и разводят колодки. Колодки прижимаются с усилием к рабочей поверхности дисков или барабонов. И за счёт возникшей силы трения между этими элементами автомобиль останавливается.
К главным свойствам тормозной жидкости относятся:
- несжимаемость;
- устойчивость к низким и высоким температурам;
- нейтральное отношение к пластиковым, резиновым и металлическим деталям системы;
- хорошие смазочные свойства.
Обратите внимание: первым прописано именно свойство несжимаемости. То есть жидкость должна чётко, без задержек и в полной мере передавать давление на рабочие цилиндры или суппорты.
Тормозная жидкость обладает одним неприятным свойством: гигроскопичность. Гигроскопичность – это способность накапливать влагу из окружающей среды.
Вода в объёме тормозной жидкости снижает её стойкость к закипанию. Например, жидкость ДОТ-4, самая распространённая на сегодня, не закипит, пока не достигнет температуры 230°C. И это минимальное требование стандарта американского департамента транспорта. Реальная температура кипения хороших тормозных жидкостей достигает 290°C. При добавлении в тормозную жидкость всего 3,5% воды от общего её объёма, температура кипения упадёт до +155 °C. То есть примерно на 30%.
Тормозная система при своей работе выделяет обильное количество тепловой энергии. Это логично, ведь останавливающее усилие возникает при трении с большим прижимным усилием между колодками и диском (барабаном). Эти элементы порой разогреваются до 600°C в пятне контакта. Температура от дисков и колодок передаётся на суппорты и цилиндры, что разогревает жидкость.
И если точка кипения будет достигнута – жидкость закипит. В системе образуется газовая пробка, жидкость потеряет свойство несжимаемости, педаль провалится и тормоза откажут.
Интервалы замены
Через сколько нужно менять тормозную жидкость? В среднем срок службы этой технической жидкости до скопления критического количества воды составляет 3 года. Это справедливо для гликолевых вариантов, таких как DOT-3, DOT-4 и его вариаций, а также DOT-5.1. Жидкости DOT-5 и DOT-5.1/ABS, в которых в качестве базы использована силиконовая основа, более устойчивы к скоплению воды, их можно не менять по 5 лет.
В случае, если авто эксплуатируется каждый день, а климат в регионе преимущественно влажный – сроки между очередными заменами тормозной жидкости желательно сократить на 30-50%. Гликолевые жидкости при тяжёлых условиях работы системы нужно менять каждые 1,5-2 года, силиконовые – 1 раз в 2,5-4 года.
Как понять, что пришло время поменять тормозную жидкость?
В случае, если вы не знаете, когда последний раз обновлялась тормозная жидкость (забыли или только купили авто), есть два способа понять, пора ли проводить замену.
- Воспользоваться анализатором тормозной жидкости. Это простейший прибор, который по электрическому сопротивлению этиленгликоля или силикона оценивает процент влаги в объёме. Есть несколько версий этого тестера тормозной жидкости. Для бытовых нужд подойдёт самый простой. Как показала практика, даже дешёвый прибор обладает ничтожно малой погрешностью, и ему можно доверять.
- Оценить визуально тормозную жидкость. Откручиваем пробку и заглядываем в расширительный бачок. Если жидкость мутная, потеряла прозрачность, потемнела или в её объёме заметны мелкодисперсные вкрапления – однозначно меняем.
Помните! Лучше забыть поменять моторное масло и попасть на ремонт двигателя, чем забыть про тормозную жидкость и попасть в аварию. Среди всех технологических жидкостей в авто самая важная – это тормозная.
Регулярность замены тормозной жидкости
В течение всего периода эксплуатации любого транспортного средства периодически следует проводить операции по замене расходных материалов. Речь идет не только о моторном масле и охлаждающей жидкости – тормозная жидкость (ТЗ) также подлежит замене в установленные сроки. Такую процедуру по силам выполнить любому автолюбителю в гаражных условиях, так как никакого особенного оборудования и инструментов здесь не потребуется. Но как часто менять тормозную жидкость? А вот этот вопрос уже закономерен и он волнует многих владельцев автомобилей, в особенности новичков.
В чем необходимость?
Но зачем вообще менять тормозную жидкость, что, по сути, и делает ее расходным материалом? Может просто залить ее один раз в систему и забыть?! Так сделать ни в коем случае нельзя по объективным причинам! Рабочая жидкость циркулирует по контуру, обладая своими особыми качествами:
- Гигроскопичностью – способность впитывать пары влаги из воздуха.
- Стойкостью в высокой температуре.
Изначально у жидкости практически нулевая влажность, за счет чего порог кипения у нее довольно значительный. Она способна работать в системе под воздействием широкого диапазона – от 200 °C до 260 °C, не закипая.
Со временем полезные качества тормозной жидкости снижаются опять-таки из-за ее гигроскопичности. Контакт материал с воздушной средой происходит непосредственно в расширительном бачке. В эту емкость попадают излишки жидкости при эксплуатации тормозов.
При обогащении ТЖ тремя процентами влаги (стоит только вдуматься всего лишь 3%!) пределы кипения существенно падают до 140-180 °C. Для сравнения – в режиме обычной езды по городу жидкость может нагреваться до 150 °C. Динамичная же езда сопровождается еще большим нагревом – от 180 до 200 градусов.
При этом контуре происходят такие процессы:
- Около самих узлов жидкость начинает закипать.
- Происходит формирование мелких пузырьков, которые через какое-то время объединяются. В результате это приводит к образованию в контуре воздушной пробки. А из-за нее часть жидкости вытесняется в расширительную емкость.
- Так как воздух относится к несжимаемой среде, то при очередном нажатии на педаль усилие уже не передается суппортам – соответственно колодки не смыкаются. В итоге все может закончиться весьма плачевно.
Теперь ответ на вопрос менять или нет ТЖ однозначен – разумеется в целях собственной безопасности и окружающих участников дорожного движения. Иначе под угрозой оказывается не только водитель, но и все остальные, включая пассажиров.
Когда следует проводить процедуру замены тормозной жидкости?
Регулярность определяется производителями автомобилей. Как правило, процедуру следует проводить через каждые 2 года (не реже!). В крайнем случае, стоит ориентироваться по диапазону пробега – от 40 до 60 тысяч км. Все зависит от того, что именно наступит раньше.
Иногда на емкостях с тормозной жидкостью изготовители расходного материала указывают завышенные сроки эксплуатации, что делается в целях рекламы. По этой причине рекомендуется соблюдать рекомендации именно производителей автомобилей. Им лучше знать особенности ТЖ и условия ее работы в контуре.
А покупая автомобиль на вторичном рынке, желательно сразу поменять все жидкости, включая тормозной расходный материал. Поскольку на честность в наше суровое время рассчитывать не приходится, то нельзя быть уверенным касательно обслуживания ТС прежним его владельцем. Возможно, он давно не занимался машиной, а поэтому различным «сюрпризам» в таком случае не стоит удивляться.
Более тяжелые условия
Условия эксплуатации транспортных средств играют далеко не последнюю роль. На дорогах разных городов встречаются не только обычные «рядовые» машины, но и автомобили из разряда премиум класса. Сюда же можно отнести и брендовые марки, которые стоят недешево.
Porsche, Maserati, Bugatti, Ferrari, Lamborghini, Bentley, McLaren – такие железные кони отличаются более высокой скоростью, а потому условия, в которых работает тормозная жидкость, более суровые, нежели у обычного транспорта. В особенности это касается гоночных болидов или моделей. Там нагрузка еще больше. И в этом случае, регулярность замены ТЖ должна составлять не менее 10-20 тысяч км пробега.
Типы расходного материала
Тормозной жидкости справедливо предъявляются особые требования касательно тех свойств, которыми должен обладать этот расходный материал. Исходя из этого, создаются различные виды продукта, которые состоят из основы (92-98%) и специальных присадок (2-8%). При этом в продаже можно встретить такие разновидности:
- Минералка (LHM) – DOT-1, DOT-2.
- Синтетика с включением полигликолей и эфиров (Hidraulic) — DOT-3, DOT-4, DOT-5,1.
- Силиконовая синтетика (Silicone base) – DOT 5, DOT 5.1/ABS.
У минералки низкая агрессивность к резине и к тому же у этого материала высокие смазывающие качества. Такая жидкость стоит недорого. Однако из-за ряда недостатков она не находит широкого применения – ее заливают лишь в старые автомобили. Из минусов стоит отметить низкую вязкость при температуре -20 °C и порог кипения.
Благодаря наличию полигликолей и эфиров синтетическая основа обладает куда более улучшенными эксплуатационными свойствами, нежели минеральная жидкость. Только ее главный недостаток кроется в высокой гигроскопичности – чем это оборачивается нам уже известно. Вдобавок это качество способствует развитию коррозионного процесса на металлических деталях гидропривода.
Силиконовое решение – это современный расходный материал, обладающий ценным качеством – жидкость негигроскопична. Однако в силу определенных недостатков материал также применяется в редких случаях. Жидкость слабо совместима со стандартными резиновыми изделиями и ее нельзя смешивать с предшествующими типами тормозной жидкости. К тому же здесь есть более жесткие требования к прокачке тормозного контура в целях полного удаления воздуха. Ну и главный минус – высокая стоимость!
Смешивать или нет – вот в чем вопрос
А теперь стоит коснуться самого главного вопроса – можно ли мешать между собой два, совершено разных продукта? Среди всего многообразия, который присутствует на рынке, а также исходя из классификации тормозной жидкости, все эти продукты можно условно разделить лишь на два основных подвида.
К первой категории относятся ТЖ-гликоли куда относятся такие типы – DOT-3, DOT-4, DOT-5.1. Эти типы допустимо перемешивать между собой в любом соотношении, так как они являются взаимозаменяемыми продуктами. Но здесь стоит учесть один важный момент (можно провести параллель с употреблением спиртных напитков – не рекомендуется понижать градус) – нежелательно в смесь типа DOT-5.1 добавлять DOT-3. Что называется «понижать градус» – в этом случае это грозит существенным понижением температурного порога кипения. А если учесть, что DOT-5.1 стоит дороже, нежели DOT-3, кому же захочется их смешивать?
ТЖ-силиконы (DOT-5 и DOT-5.1/ABS) эти продукты уже не сочетаются с другими классами – 3, 4, 5.1! Жидкости этой категории невзаимозаменяемы, поскольку гликоль и силикон – это два разных состава! Также стоит запомнить, что тип DOT-5 и DOT-5.1/ABS также крайне не рекомендуется смешивать. Хоть у этих материалов одна основа, они обладают разными характеристиками и качествами.
Вынужденная мера
Однако может возникнуть непредвиденная ситуация, когда все же придется нарушить правило касательно смешивания разных типов тормозной жидкости. К примеру, водитель вынужден отлучиться в другой город, и возникла определенная проблема – потек суппорт. Конечно, решение есть и в ближайшей автомастерской, узел был восстановлен.
Но тут неожиданно возникает другой нюанс – тормозной жидкости вида DOT-5.1, которая соответствует автомобилю, просто нет в магазинах, да и время поджимает. В такой ситуации допустимо добавить ТЖ DOT-4, но после этого обязательно нужно залить необходимую жидкость.
Производители не просто так ссылаются на определенный тип тормозной жидкости – это оправдано с технической точки зрения. И раз в транспортное средство заливается 5 поколение, значит у него мощный двигатель либо сам автомобиль тяжелый. А при торможении для его остановки следует прилагать больше усилий, следовательно, жидкость разогревается сильнее.
Заключение
В заключение стоит коснуться другого вопроса – можно ли мешать жидкости от разных производителей, но одного класса? Разумеется, для этого запретов нет, так как все компании должно придерживаться определенного стандарта! В связи с этим, если мешать жидкость DOT-4 от разных производителей ничего страшного не произойдет. Ведь у них одна и та же основа, включая температурные параметры.
И конечно это относится лишь к жидкости от самих производителей с подделками может быть все в точности до наоборот. Здесь уже никто не даст гарантий.
Понравилась статья? Поделитесь в соц. сетях:
Периодичность замены тормозной жидкости
Замена тормозной жидкости — обязательная процедура, целью которой является обеспечение нормальной работы тормозной системы автомобиля. Замену можно проводить на СТО или в домашних условиях. Однако процедура эта несложная, поэтому большинство автомобилистов вполне могут самостоятельно выполнить ее, сэкономив тем самым деньги. Исключением могут стать лишь машины с АБС, поскольку иногда требуется специальное оборудование.
Стоит отметить, что существует два основных метода замены ТЖ — с последовательный и параллельный. Первый является наиболее популярным. Его суть заключается в последовательной замене жидкости в каждом отдельном исполняющем тормозном цилиндре. Во-первых, этот способ быстрее, а во-вторых, с его помощью автовладельцу не нужен помощник. Второй метод подразумевает полное опустошение магистралей и цилиндров тормозной системы, и последующее их заполнение новой жидкостью. Его недостатками является длительное время выполнения, некоторые неудобства и обязательное наличие помощника для прокачки тормозной системы.
Сроки замены тормозной жидкости зависят от:
- модели автомобиля (зачастую производитель конкретно указывает периодичность или пробег в километрах, по истечении которых необходимо менять «тормозуху»);
- используемой жидкости (чем она более качественна и относится к современному классу, тем реже нуждается в замене);
- условий эксплуатации машины (герметичность тормозной системы, стиль вождения).
В среднем же, замена тормозной жидкости автомобиля выполняется:
Тестер тормозной жидкости
- через 2…3 года эксплуатации или через каждые 50 тысяч километров пробега (в зависимости от того, какое условие наступит раньше);
- если машина продолжительное время (например, более двух лет) стояла неподвижно;
- при ремонте тормозных механизмов (магистралей, трубок, патрубков, колодки и/или суппорта сюда не относятся в случае, если при ремонте не была специально или не специально разгерметизирована соответствующая система);
- в случае неудовлетворительного состояния жидкости (если она значительно загрязнилась или увлажнилась более чем на 3%).
Существуют электронные диагностические приборы, задача которых состоит в фиксации уровня влажности ТЖ. Однако стоят они недешево, и покупать их имеет смысл только в случае постоянного использования (например, на СТО).
Основная рекомендация в данном случае заключается в том, чтобы использовать ту тормозную жидкость, которая рекомендована производителем вашего авто. Это касается как класса (DOT 3, DOT 4, DOT 4.5, DOT 4+, DOT 4 SUPER, DOT 5, DOT 5.1), так и основы — гликолевые и минеральные.
В большинстве современных машин используется ТЖ класса DOT4. Она сделана на гликолевой основе, и имеет в своем составе пакет антикоррозионных и смазывающих присадок. Что касается температуры закипания, то она составляет для «сухого» состава +240°С, а для «мокрого» (увлажненного) — +160°С. Срок ее службы составляет около 2 лет. После этого ее нужно заменить.
Тормозные жидкости классов DOT 5 и DOT 5.1 сделаны на основе силикона. Отличаются негигроскопичностью, то есть, не впитывают влагу. Нейтральны к лакокрасочным покрытиям. ТЖ класса DOT 5 следует менять каждые 5 лет, а DOT 5.1 — через каждый год.
Тормозные жидкости всех производителей если они относятся к одному классу совместимы.
Последовательность действий по замене тормозной жидкости немного отличается у машин с АБС и без таковой. В случае, если гидроаккумулятор, насос и блок клапанов АБС входят в один узел, то возможна замена ТЖ своими руками, как и для машины без АБС. Но если же гидроаккумулятор расположен отдельно, то замену нужно выполнять на СТО, поскольку для этого нужно специальное оборудование, которое нагнетает дополнительное давление в системе.
Перед описание непосредственно замены тормозной жидкости по регламенту, необходимо уточнить, что эта процедура проводится отдельно в каждом из контуров тормозной системы. Поэтому перед ее выполнением уточните в мануале или технической документации строение упомянутой системы с тем, чтобы понимать, в какой последовательности и что делать.
В частности, от этого зависит последовательность прокачивания тормозов на колесах. В любом случае на машинах с левым рулем меняют жидкость на правом заднем колесе. Далее, если система контуров параллельная, то следующее колесо — левое заднее. Далее — правое переднее и левое переднее. Если же система диагональная, то вторым колесом будет левое переднее, третьим — заднее левое, четвертым — переднее правое.
Последовательность замены
В большинстве случаев замена тормозной жидкости проводится по следующему алгоритму (первый, так называемый последовательный способ):
Слив ТЖ из бачка
- Машина загоняется на эстакаду или подъемник таким образом, чтобы был нормальный доступ к тормозным цилиндрам (их штуцерам).
- С машины снимают все колеса.
- Надеть на штуцеры тормозных цилиндров плотные шланги, второй конец которых поместить в пластиковые бутылки.
- Откачать с помощью шприца ТЖ из расширительного бачка.
- Отвернуть штуцеры и убедиться, что ТЖ начинает течь в бутылки (отвернуть не сильно, чтобы поток был небольшим).
- При этом обязательно нужно контролировать опустошение расширительного бачка, и при необходимости доливать в него новую жидкость, дабы не завоздушить тормозную систему.
- Контролировать количество жидкости в сливных бутылках. Как только по шлангу польется новая ТЖ (ее вы легко определите по цвету), сразу же необходимо закрутить штуцер. Приблизительный объем в бутылке старой ТЖ составляет 200…300 мл.
- После того как из всех штуцеров полилась новая ТЖ необходимо проконтролировать момент их затяжки, чтобы гарантировать герметичность системы. Не забудьте надеть защитные колпачки!
Замена ТЖ на подъемнике
Если у вас нет возможности загнать автомобиль на подъемник или эстакаду, то можно поочередно снимать каждое колесо, устанавливая машину на подпорку (не домкрат!). Соответственно, и доливать систему каждого колеса необходимо по очереди в соответствии с описанной информацией (параллельная или диагональная схема). Очень желательно для этого все же загнать машину на смотровую яму с тем, чтобы у вас был нормальный доступ к цилиндрам.
Второй метод замены, параллельный подразумевает выполнение следующих действий:
- отвинчивание штуцеров на тормозных цилиндрах;
- полное опустошение магистралей тормозной системы;
- завинчивание штуцеров;
- постепенное заполнение системы ТЖ вместе с параллельной ее прокачкой.
Как было упомянуто выше, такой способ также имеет право на существование, однако в силу его малого удобства и трудовых и временных затрат его редко используют.
Объем используемой жидкости
Точная информация, касающаяся точной информации об объеме тормозной жидкости, вы найдете в мануале или технической документации к автомобилю. Это зависит от его размера и объема тормозной системы. Однако покупать жидкость необходимо с небольшим запасом, ведь замена подразумевает вытеснение старого состава из системы, а для этого нужно будет потратить немного новой жидкости впустую. Поэтому купите около одного-двух литров ТЖ.
Как показывает практика, в системах легковых машин с АБС и без нее (даже у авто с повышенной проходимостью) объем тормозной жидкости приблизительно одинаков, и составляет около 0,6…0,9 литра.
Предостережения и особенности
Существует несколько советов, которые будут полезны не только начинающим, но и уже опытным автомобилистам. К ним относится:
- Тормозную жидкость необходимо менять строго в соответствии с регламентом. Даже независимо от ее внешнего состояния.
- Смешивать можно лишь те «тормозухи», которые относятся к одному классу. В противном случае их смесь не будет соответствовать нормам безопасности, что в свою очередь может привести к частичному выходу из строя тормозной системы (дело в том, что жидкости разных классов имеют разную температуру кипения и химический состав, а смесь понизить их эксплуатационные характеристики).
- Если производителем автомобиля четко указано, что в нем необходимо использовать гликолевую жидкость, значит, заливать в него «минералку» нельзя! И наоборот. Замена тормозной жидкости своими руками должна выполняться в четком соответствии с требованиями производителя машины.
- Нельзя ни в коем случае допускать появления в «тормозухе» воды! В противном случае она может закипеть при более низких температурах, чем те, на которые рассчитана. А это может привести к отказу тормозов. Поэтому необходимо следить за состоянием системы (проверять на герметичность) и вовремя менять ТЖ.
- Загрязнение «тормозухи» может привести к неправильной работе тормозной системы (если она будет очень вязкая, то не сможет мгновенно передать усилия на исполняющие механизмы). Поэтому грязную жидкость нужно заменить вне зависимости от срока ее эксплуатации.
- После замены ТЖ систему обязательно необходимо прокачать. Если этого не сделать, то велика вероятность, что в ней останется воздух, а это недопустимо, поскольку тормоза не будут работать должным образом!
- При прокачке нельзя допускать двух вещей — допустить, чтобы уровень жидкости сильно упал, и создать избыточное давление в расширительном бачке (это касается машин без АБС).
- Расширительный бачок желательно протереть ветошью без ворса. Нельзя промывать его водой!
При работе обязательно придерживайтесь регламента замены тормозной жидкости. Это не только обеспечит правильную и долговременную работу тормозной системы, но и убережет вас и пассажиров от возникновения возможного ДТП вследствие отказа тормозов. Стоимость замены тормозной жидкости своими руками будет ограничиваться покупкой непосредственно жидкости. Все остальные инструменты, как правило, у каждого автолюбителя имеются в гараже или в багажнике машины. Ну а времени эта процедура занимает совсем немного. Особенно, если работать с напарником.