Способы организации ремонта машин
Большое разнообразие типов ремонтных предприятий в ремонтно-обслуживающей базе сельского хозяйства, обусловленное многообразием сельскохозяйственной техники по ее назначению, типам, маркам и конструктивным элементам, а также по условиям эксплуатации, вызывает большое число различных взаимосвязей между этими предприятиями на основе концентрации, кооперирования и специализации производства.
Например, центральные ремонтные мастерские хозяйств и станции технического обслуживания, занимающиеся преимущественно техническим обслуживанием и текущим ремонтом, а также ремонтные мастерские общего назначения, где выполняют текущии и капитальный ремонт различной техники, кооперируют со специализированными предприятиями, на которые направляют часть сборочных единиц и даже деталей (звенья гусениц, блоки, рамы, опорные катки и др.), а оттуда получают отремонтированные.
Специализированные ремонтные предприятия кооперируют между собой. Например, многие предприятия, ремонтирующие тракторы и автомобили, часть агрегатов (двигатели, коробки передач и др.) отправляют в ремонт на другие предприятия, а мотороремонтные предприятия не ремонтируют дизельную топливную аппаратуру, электрооборудование и другие составные части, получая их из других соответствующих специализированных ремонтных предприятий.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Многообразие взаимосвязей между ремонтными предприятиями и определяют различные методы ремонта и формы организации производственного процесса ремонта машин.
Методы ремонта. На ремонтных предприятиях сельского хозяйства наибольшее распространение получили обезличенный, необезличенный и агрегатный методы ремонта машин.
Обезличенный метод ремонта характеризуется тем, что годные или восстановленные сборочные единицы и детали не сохраняют принадлежность к определенному объекту ремонта, а при сборке могут быть поставлены на любой аналогичный ремонтируемый объект. Этот метод ремонта широко применяют практически на всех специализированных предприятиях, так как он в значительной степени упрощает организацию производства.
Недостатки данного метода заключаются в следующем. Приработанные годные пары деталей раскомплектовывают и при сборке соединяют с деталями разной степени изношенности, не приработанными одна к другой. В результате последующей приработки идет быстрое нарастание износа и значительно снижается ресурс машины (агрегата). Кроме того, обезличенный ремонт затрудняет возможность организации среди механизаторов стимулирования за сохранность машин, так как после каждого очередного ремонта на машину установлены сборочные единицы и детали, неизвестно сколько проработавшие на других неизвестных машинах, то есть после такого ремонта обезличивается вся машина,
Необезличенный метод ремонта характеризуется тем, что годные или восстановленные сборочные единицы и детали сохраняют свою принадлежность к определенному ремонтируемому объекту. Этот метод ремонта практически исключает все недостатки обезличенного ремонта, но значительно усложняет организацию производства на специализированных предприятиях с большим объемом работ. Его главным образом применяют в мастерских колхозов и совхозов и в районных мастерских общего назначения. Преимущество данного метода ремонта состоит в том, что все приработанные годные пары деталей не раскомплектовывают, а устанавливают в те же корпусные детали и на те же машины, в результате чего оставшийся ресурс деталей используется полностью. При таких условиях легче организовать среди механизаторов стимулирование за сохранность машины.
Агрегатный метод ремонта характеризуется тем, что неисправные сборочные единицы и детали заменяют’ новыми или заранее отремонтированными. Весь процесс сводится к выполнению разборочно-сборочных работ, связанных с заменой агрегата. Эти работы можно проводить в небольших мастерских. Резко сокращается простой машины в ремонте и повышается его качество. Сборочные единицы можно отдавать в ремонт на специализированные предприятия.
Этот метод нашел самое широкое применение при ремонте автомобилей, так как современные автомобили легко расчленять на агрегаты (двигатель, передний мост, задний мост и др.). При ремонте тракторов его применяют не так широко из-за более сложной их разборки на отдельные сборочные единицы.
Недостатки агрегатного ремонта такие же, как при обезличенном ремонте: замена сборочных единиц другими приводит к обезличиванию всей машины.
Формы организации труда при ремонте машин зависят от конструктивных особенностей ремонтируемых объектов и объема работ, то есть от типа производства (единичного, серийного и массового) . В практике ремонтного производства сельского хозяйства сложились бригадная, постовая, бригадно-постовая и поточная формы организации труда.
Бригадная форма. Определенная группа (бригада) рабочих, и в их числе тракторист (водитель), ремонтирует одну (свою) или бригадную машину полностью. При этом только отдельные станочные, сварочные, кузнечные и другие специальные работы выполняют рабочие соответствующей профессии. Эту форму организации труда применяют при единичном типе производства, когда малая производственная программа не позволяет расчленять весь объем работ по ремонту одного объекта на отдельные операции. Она характеризуется низкой производительностью труда, длительным пребыванием машин в ремонте, высокой стоимостью и низким качеством ремонта.
Бригадную форму организации труда иногда используют в небольших ремонтных мастерских хозяйств и при ремонте единичных специальных машин (бульдозеров, грейдеров, экскаваторов и др.).
Постовая форма заключается в том, что весь производственный процесс ремонта одного объекта расчленен на группы операций, которые выполняют на отдельных специализированных постах (рабочих местах). В каждую группу подбирают такие операции, которые завершают определенный технологический процесс ремонта какой-либо сборочной единицы: ремонт головок блока, масляного насоса двигателя, ремонт и сборка шатун-но-поршневой группы, коробки передач и др.
Рабочие посты (места) оснащают специальным оборудованием, приспособлениями, инструментом и размещают в последовательности, соответствующей технологическому процессу ремонта, чтобы уменьшить лишнюю транспортировку сборочных единиц, деталей и материалов. Все сварочные, медницкие, кузнечные и станочные работы выполняют в соответствующих отделениях (участках).
Постовая форма организации также присуща единичному типу производства, но как более высокая ступень организации. Ее широко применяют в крупных мастерских колхозов и совхозов, в районных мастерских общего назначения и на станциях технического обслуживания. Количество организуемых постов с постоянными рабочими зависит от объема выполняемых работ и размеров мастерской, то есть от мощности ремонтного предприятия. Чем больше годовая программа предприятия, тем лучше условия для организации такой формы труда и тем больше создается рабочих постов. При этом машина меньшее время пребывает в ремонте, так как большинство ее сборочных единиц ремонтируют одновременно (параллельно). Закрепление постоянных рабочих на одном рабочем месте повышает их квалификацию, улучшает использование оборудования, ведет к росту производительности труда и качества ремонта.
Бригадно-постовая форма характеризуется сочетанием бригадной и постовой форм: бригада выполняет основные разборочно-сборочные и заключительные операции, а на специализированных постах организуют ремонт и сборку отдельных сборочных единиц, сварочные, станочные, кузнечные и другие работы. Эту форму организации труда используют в основном в центральных ремонтных мастерских хозяйств.
Поточная форма характеризуется расчленением технологического процесса ремонта на отдельные операции, выполняемые постоянными рабочими на определенных рабочих местах, расположенных на поточной линии. Ремонтируемая машина (агрегат) при сборке перемещается от одного рабочего места к другому специальными транспортными средствами конвейерного типа или вручную по рольгангам, рельсовому пути, на тележках и другими способами.
Поточная форма организации труда обеспечивает высшую ступень специализации, высокие производительность труда и качество ремонта и низкую себестоимость процесса.
Поточную форму организации ремонта применяют в крупных специализированных мастерских и на ремонтных заводах с серийным и массовым типом производства.
Методы ремонта автомобилей
Ремонт автомобилей при планово-предупредительной системе можно производить двумя методами:
Индивидуальный метод ремонта применяют в автохозяйствах, имеющих автомобили разных марок и располагающих небольшими ремонтными мастерскими. При этом методе все ремонтные работы выполняет одна бригада на одном посту (тупиковый способ). Отдельные агрегаты, узлы и детали ремонтируют индивидуально и после ремонта и испытания ставят на тот же автомобиль, с которого они были сняты. Этот метод требует квалифицированных рабочих-универсалов, умеющих выполнять разнообразные ремонтные работы, удлиняет срок ремонта и приводит к увеличению его стоимости.
Агрегатный метод ремонта заключается в замене неисправных агрегатов автомобиля отремонтированными в специальных авторемонтных мастерских или на авторемонтном заводе. При этом методе ремонта агрегаты обезличиваются, но значительно сокращается время простоя автомобилей в ремонте.
Ремонт автомобиля может быть организован тупиковым или поточным способами.
При тупиковом способе разборку автомобиля на агрегаты и агрегатов на детали, а также их сборку производит на тупиковых постах одна и та же бригада рабочих. При поточном способе автомобиль разбирают и собирают на нескольких последовательных постах несколько бригад с постепенным перемещением автомобиля с поста на пост.
Поточный метод сокращает до минимума простой автомобилей в ремонте, снижает стоимость ремонтных работ, не требует высокой квалификации рабочих (каждый рабочий выполняет только определенную операцию) и позволяет организовать конвейерную сборку автомобилей по постам. Однако этот метод можно применять при однотипности ремонтируемых автомобилей, большой производственной программе и равномерной загрузке ремонтного предприятия в течение всего периода работы.
Организация ремонта автомобилей в автохозяйствах
Текущий ремонт автомобилей выполняется средствами автохозяйства, а капитальный ремонт, как правило, на ремонтных предприятиях — заводах или мастерских.
Устранение неисправностей при текущем ремонте автомобиля в автохозяйствах производится путем несложных ремонтных операций, связанных с частичной или полной разборкой агрегатов и узлов автомобиля или заменой агрегатов, требующих капитального ремонта.
Текущий ремонт агрегата или узла состоит в замене или ремонте износившихся или поврежденных деталей, кроме базовых.
Характерными работами при текущем ремонте являются:
- по двигателю — притирка и регулировка тепловых зазоров клапанов, замена поршневых колец, поршней, тонкостенных вкладышей, прокладки между головкой и блоком цилиндров, ремонт трещин и пробоин в рубашке охлаждения и др.
- по шасси — замена тормозных накладок на колодках тормозов, проточка тормозных барабанов и тормозных накладок на колодках, замена шкворней, втулок шкворней поворотных цапф, пружин, дисков сцепления, фрикционных накладок, шестерен в коробках передач, ползунов н фиксаторов механизма переключения передач, правка и заварка трещин рамы, замена рессор, ремонт и восстановление окраски кузова, ремонт приборов электрооборудования и питания двигателя и др.
Ремонт автомобилей производится одним из двух методов:
При индивидуальном методе ремонта с автомобиля снимают неисправные агрегаты, ремонтируют их и устанавливают вновь на этот же автомобиль. При этом методе ремонта агрегаты не обезличиваются, а время простоя автомобиля определяется длительностью ремонта наиболее трудоемкого агрегата.
При индивидуальном методе имеет место значительная продолжительность простоя автомобиля в ремонте, вследствие чего этот метод применяют лишь в крайних случаях, когда в автохозяйстве отсутствует фонд сменных агрегатов.
Агрегатный метод ремонта автомобилей заключается в замене неисправных агрегатов исправными, ранее отремонтированными или новыми из оборотного фонда. Агрегат (узел) заменяют в том случае, когда для устранения неисправностей непосредственно на автомобиле требуется больше времени, чем на его замену, и когда ремонт не может быть произведен в межсменное время. Снятый с автомобиля неисправный агрегат ремонтируют, после чего он поступает в оборотный фонд.
Основным преимуществом агрегатного метода является сокращение времени простоя автомобиля в ремонте, которое определяется лишь временем, необходимым для замены одного или нескольких неисправных агрегатов или узлов. Сокращение времени простоя в ремонте обусловливает повышение коэффициента технической готовности парка, а следовательно, увеличение его производительности и снижение себестоимости перевозок. Поэтому Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта предусматривается, как правило, агрегатный метод ремонта автомобилей.
При агрегатном методе ремонта автомобиль направляют в капитальный ремонт в том случае, когда его рама, кабина (грузового автомобиля), кузов (легкового автомобиля) и большинство установленных на нем основных агрегатов нуждаются в этом ремонте.
Для выполнения ремонта агрегатным методом, необходимо иметь неснижаемый фонд оборотных агрегатов, удовлетворяющий суточную потребность автохозяйства. Этот фонд создается как за счет поступления новых агрегатов, так и годных агрегатов со списанных автомобилей.
В объем ремонта, производимого в автохозяйстве при агрегатном методе, входит текущий ремонт автомобиля, включая замену и текущий ремонт основных агрегатов. В автобусных парках выполняют также средний ремонт автобуса, определяемый необходимостью восстановления кузова.
Неисправные агрегаты, требующие капитального ремонта, направляют на ремонтные предприятия.
Ремонт в автоэксплуатационных предприятиях может быть организован на основе использования готовых запасных деталей, частичного изготовления и восстановления изношенных деталей и сдачи узлов и механизмов в ремонт на сторону. Ремонт автомобиля и агрегатов, как указывалось ранее, выполняют исключительно по потребности.
Потребность в текущем ремонте может быть установлена:
- в процессе работы автомобиля и последующей заявки водителя
- при осмотре автомобиля дежурным механиком на контрольном пункте по возвращении автомобиля с линии
- при первом или втором техническом обслуживании автомобилей — механиком или бригадиром
Потребность в капитальном ремонте автомобиля, прошедшего установленный пробег, определяет специальная комиссия под председательством главного инженера; состав комиссии утверждает руководитель автохозяйства.
Комиссия после осмотра автомобиля составляет акт о его техническом состоянии и дает заключение о постановке его в капитальный ремонт или о дальнейшей эксплуатации. При этом определяется ориентировочный пробег, после которого автомобиль должен быть вторично подвергнут осмотру. Результаты осмотра комиссии записываются в соответствующий раздел листка учета автомобиля. Неисправные агрегаты, узлы и приборы, снятые с автомобиля, передаются (через промежуточный склад) соответствующим производственным участкам, где обмениваются на исправные. Руководитель производственного участка определяет характер и объем ремонта. Агрегат направляется в капитальный ремонт на авторемонтный завод решением начальника производства по заключению руководителя производственного участка, что оформляется актом, утверждаемым главным инженером.
Агрегаты сдают в капитальный ремонт в соответствии с действующими техническими условиями на автомобили и агрегаты, сдаваемые в ремонт. Агрегаты принимают из капитального ремонта после их испытания на стендах в соответствии с техническими условиями на автомобили и агрегаты, принимаемые из ремонта.
Каждый агрегат должен иметь паспорт, выдаваемый ремонтным предприятием, а в автохозяйстве на агрегат выписывают «карточку по ремонту агрегата», куда заносят данные, характеризующие его состояние (новый, отремонтированный и т. д.).