Специальность топ 50 ремонт двигателей

Содержание
  1. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Специальность СПО
  2. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: можно поступить и на специальность ТОП-50
  3. Компетенции выпускников специальности «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»
  4. Что будет изучаться?
  5. Топ-50 перспективных профессий в колледжах
  6. 50 наиболее востребованных, новых и перспективных профессий
  7. Рабочая программа ТОП -50 по профессии СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей (технический профиль профессионального образования) ПМ.02
  8. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
  9. Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
  10. 5.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
  11. 4.2. Информационное обеспечение обучения
  12. 6. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля
  13. (вида профессиональной деятельности)

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Специальность СПО

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: можно поступить и на специальность ТОП-50

В 2015 году Министерство труда России утвердила так называемый перечень ТОП-50. В него вошли 50 самых перспективных и востребованных в будущем профессий и специальностей. Под этот перечень были изменены федеральные стандарты.

Теперь специальность называется «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» в соответствии со стандартом ТОП-50.

Данная специальность часто именуется в виде аббревиатуры — ТОРА.

Компетенции выпускников специальности «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»

Выпускник специальности сможет самостоятельно организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте.

Студент научится разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей, планировать и организовывать работу по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.

Сможет специалист занимать и руководящие должности, контролировать и оценивать качество работы подчиненных, обеспечивать безопасность работ при техническом обслуживании и ремонте автомобилей.

Что будет изучаться?

В процессе обучения обучающийся освоит профессиональные компетенции в рамках целого ряда учебных дисциплин и профессиональных модулей:

  • Устройство автомобилей
  • Техническое обслуживание автомобилей
  • Ремонт автомобилей
  • Инженерная графика
  • Материаловедение
  • Метрология, стандартизация и сертификация
  • Правила безопасности дорожного движения
  • Техническая механика
  • Управление коллективом исполнителей
  • Электротехника и электроника

Обязательными являются два вида практик:

  1. Учебная практика.
  2. Производственная практика, которая проходит в два этапа: практика по профилю специальности и преддипломная практика.

Практика проходит в автосервисных предприятиях Ижевска и Удмуртской Республики, на станциях техобслуживания (СТО), в дилерских центрах крупныйших мировых производителей автомобилей, в автотранспортных цехах крупных промышленных предприятий.

Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты студентом дипломного проекта.

Топ-50 перспективных профессий в колледжах

Еще в 2015 году Министерство труда и социальной защиты РФ составило список пятидесяти наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, которые требуют среднего профессионального образования. Этот список был взят за основу для разработки и актуализации профессиональных стандартов, образовательных стандартов и учебных программ в колледжах в последние четыре года.

В список вошли как давно существующие профессии, так и абсолютно новые, которые появились в последнее время. Например, профессии в области робототехники — мехатроник, мобильный робототехник, техник по обслуживанию роботизированного производств, в области управления дронами — оператор беспилотных летательных аппаратов, в области 3D-принтинга — специалист по аддитивным технологиям, в области медицины — техник по биотехническим и медицинским аппаратам и системам. В следствии развития IT-индустрии в перечне представлен расширенный блок профессий в сфере информационных технологий, например, администратор баз данных, программист, разработчик web- и мультимедийных приложений, сетевой и системный администратор.

По многим профессиям из перечня ранее просто не существовало образовательных стандартов. Колледжи активно поддержали проект «Топ-50». В ответ на потребность рынка труда они разработали соответствующие программы обучения и открыли новые специальности. Так, среди новых программ среднего профессионального образования можно отметить следующие специальности:

  • «Аддитивные технологии»;
  • «Графический дизайнер»;
  • «Мехатроника и мобильная робототехника;
  • «Поварское и кондитерское дело»;
  • «Сетевое и системное администрирование»;
  • «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»;
  • «Технология изготовления и обработки изделий из полимерных композитов»;
  • «Технология эстетических услуг»;
  • «Эксплуатация беспилотных авиационных систем».

Благодаря открытию новых программ выпускники колледжей теперь могут получить более узкую специализацию и освоить необходимые компетенции. Например, раньше дизайнеров колледжи готовили на единой специальности «Дизайн», конкретная область деятельности выпускника отдавалась на откуп специализации. В итоге на этой специальности учились и будущие модельеры-конструкторы, и дизайнеры интерьера, и дизайнеры ландшафта. После введения новой программы «Графический дизайнер» специалисты этого направления смогут учиться отдельно по специально разработанному учебному плану. Также отдельная специальность теперь есть для системных администраторов («Сетевое и системное администрирование»), разработан новый стандарт обучения для косметологов, массажистов и мастеров ногтевого сервиса («Технология эстетических услуг»), для поваров-кондитеров («Поварское и кондитерское дело»).

50 наиболее востребованных, новых и перспективных профессий

Соответствующий список 50 наиболее востребованных, новых и перспективных профессии на рынке труда, для которых требуется получение среднего профобразования недавно утвердил Минтруд.

В список вошли как хорошо всем известные профессии (слесарь, повар, сварщик и т.д.), так и весьма экзотические и новые (специалист по сбору цифрового следа, специалист по аддитивным технологиям, оператор беспилотных летательных аппаратов и т.д.).

Полный перечень топ-50 рабочих профессий приведен ниже.

При этом большинство профессий требует наличие компетенций, соответствующих стандартам WorldSkills.

Напомним, что WorldSkills International – это международная некоммерческая ассоциация, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру, популяризация рабочих профессий. Организация занимается привлечением внимания к рабочим профессиям и созданием условий для развития высоких профессиональных стандартов.

Skills в переводе с английского «умение».

Один раз в два года WorldSkills проводит мировой чемпионат рабочих профессий, который также называют «Олимпиадой для рабочих рук». Последний раз такое соревнование проводилось в 2019 году в Казани.

Что думаете про актуальность профессий? Пишите в комментариях

Список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования

2. Ветеринарный фельдшер

3. Графический дизайнер *

4. Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства

5. Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики

6. Мастер общестроительных работ (бетонщик, каменщик, слесарь по сборке металлоконструкций, электросварщик ручной сварки) *

7. Мастер отделочных строительных и декоративных работ (маляр строительный, монтажник каркасно-обшивных конструкций, облицовщик-плиточник, облицовщик-мозаичник, штукатур, резчик по камню, облицовщик синтетическими материалами) *

8. Мастер по изготовлению мебели (сборщик мебели) *

9. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей *

10. Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства (рабочий зеленого хозяйства, садовник, цветовод) *

11. Мастер слесарных работ (слесарь по ремонту строительных машин, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования) *

12. Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ (столяр строительный, плотник, стекольщик, паркетчик) *

13. Машинист дорожных и строительных машин

14. Машинист технологических насосов и компрессоров

15. Медицинская сестра/медицинский брат (медицинская сестра/медицинский брат) *

16. Монтажник санитарно-технических систем и оборудования *

17. Оператор беспилотных летательных аппаратов

18. Оператор станков с программным управлением *

19. Повар, кондитер *

20. Промышленный дизайнер *

22. Специалист по работе с документами и архивами (в том числе электронными)

23. Специалист в области воспитания

24. Специалист индустрии красоты (парикмахер, специалист по предоставлению бытовых косметических услуг) *

25. Специалист по агромелиорации

26. Специалист по аддитивным технологиям *

27. Специалист по биотехническим и медицинским аппаратам и системам

28. Специалист по гостеприимству *

29. Специалист по изготовлению швейных и меховых изделий

30. Специалист по инженерному дизайну (чертежник-конструктор) *

31. Специалист по информационным системам и программированию *:

  • администратор баз данных,
  • бэкенд-разработчик,
  • программист,
  • разработчик Web и мультимедийных приложений,
  • сетевой и системный администратор,
  • специалист по интеллектуальным интегрированным системам
  • специалист по машинному обучению,
  • специалист по сбору цифрового следа,
  • тестировщик,
  • технический писатель,
  • специалист по информационной безопасности
  • фронтенд-разработчик

32. Специалист по мехатронике и мобильной робототехнике *

33. Специалист по монтажу и технической эксплуатации холодильно-компрессорных машин и установок *

34. Специалист по монтажу телекоммуникационного оборудования *

35. Специалист по неразрушающему контролю (дефектоскопист)

36. Специалист по обслуживанию воздушных перевозок и авиационных работ

37. Специалист по обслуживанию и ремонту электронной техники *

38. Специалист по обслуживанию роботизированного производства *

39. Специалист по производству и обслуживанию авиатехники *

40. Специалист по системам радиосвязи, мобильной связи и телерадиовещания

41. Специалист по технологиям машиностроительного производства

42. Специалист по экологической безопасности природных комплексов

43. Специалист по эксплуатации зданий и сооружений

44. Специалист по эксплуатации и ремонту сельскохозяйственной техники и оборудования

45. Специалист полиграфического производства *

46. Станочник широкого профиля *

47. Технолог продуктов общественного питания массового изготовления и специализированных пищевых продуктов

к профессии предъявляются требования и компетенции по стандартам WorldSkills

Источник: Приказ Минтруда Росии от 26.10.2020 г. № 744

Рабочая программа ТОП -50 по профессии СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей (технический профиль профессионального образования) ПМ.02

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

ПМ.02 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОТРАНСПОРТА

Профессия СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

(технический профиль профессионального образования)

Квалификация: Слесарь по ремонту автомобилей; Водитель автомобиля.

Срок обучения: 2 года 10 месяцев

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02. Техническое обслуживание автотранспорта разработана на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ № 1581 от «09» декабря 2016г., регистрационный № 44800 от «20» декабря 2016г.

2. Учебного плана по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, квалификация: Слесарь по ремонту автомобилей; Водитель автомобиля , утвержденного «01» марта 2017 г., приказ № 62

Читайте также:  Распредвал газ 3110 406 двигатель

Организация-разработчик Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Электростальский колледж»

Разработчик (автор): Кузнецова Марина Анатольевна мастер производственного обучения, преподаватель ГБПОУ МО «Электростальский колледж»

на заседании методической комиссии

от «___»__________ 2017 г.

Председатель методической комиссии

____________ (Федорова И.В.)

Директор ГБПОУ МО «ЭК»

_______________ Ю.И. Анпилогов

«___»_________ 2017 г.

Содержание Рабочей программы профессионального модуля

ПМ.02. Техническое обслуживание автотранспорта

Паспорт Рабочей программы профессионального модуля

Результаты освоения профессионального модуля

Структура и содержание профессионального модуля

Условия реализации профессионального модуля

Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля

( вида профессиональной деятельности)

1. Общие положения

Основой для разработки Рабочей программы профессионального модуля ПМ.02. Техническое обслуживание автотранспорта является федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Освоение основной образовательной программы предусматривает проведение занятий как на учебно-материальной базе колледжа, так и на производственной базе организаций технического сервиса автомобильного транспорта.

Отличительной особенностью настоящей Рабочей программы профессионального модуля ПМ.02. Техническое обслуживание автотранспорта является её соответствие положениям теории структуры профессионального образования, обеспечивающей системное формирование профессиональных качеств выпускника, деятельностному подходу к формированию общих и профессиональных компетенций, профессиональных действий, умений и знаний.

Задачи Рабочей программы профессионального модуля ПМ.02. Техническое обслуживание автотранспорта: создание учебных условий для эффективного, современного, отвечающего мировым трендам развития профессионального образования и потребностям производства, учебно-воспитательного процесса, отвечающего запросам в профессиональном и личном развитии личности обучающегося.

1.2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника

Профессиональная деятельность выпускника по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей включает в себя диагностирование, обслуживание и ремонт современных автомобилей в соответствии с регламентами и технологической документацией.

Область профессиональной деятельности выпускников – техническое обслуживание, ремонт и управление автомобильным транспортом.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются автотранспортные средства, технологическое оборудование, инструмент и приспособления для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, техническая и отчетная документация по диагностике, ремонту и обслуживанию автомобильного транспорта.

Выпускник подготовлен к работе в системе технического сервиса автомобильного транспорта и ориентирован на работу на станциях технического обслуживания, в дилерских технических центрах, в автосервисах и авторемонтных предприятиях в качестве слесарей по ремонту автомобилей различной специализации.

При разработке Рабочей программы профессионального модуля ПМ.02. Техническое обслуживание автотранспорта учитываются потребности регионального рынка труда и содержание подготовки выпускников ориентируется к требованиям конкретных работодателей и их объединений. Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02. Техническое обслуживание автотранспорта прошла экспертизу и получила положительное заключение работодателей.

Возможности продолжения обучения:

профессиональный рост выпускника предполагает его обучение в системе дополнительного профессионального образования, как на внутрифирменном уровне, так и на уровне специализированных курсов дополнительного образования в учреждениях среднего профессионального образования, а так же участие в конкурсах профессионального мастерства, движении WorldSkils .

повышение уровня профессионального образования в среднем профессиональном образовании связано с освоением профильных специальностей. Например, специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта», 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей».

повышение уровня профессионального образования в высшем профессиональном образовании связано с освоением профильных направлений подготовки. Например, направления 23.03.03.»Эксплуатация транспортно – технологических машин и комплексов» и др.

Нормативно-правовые основания разработки Рабочей программы профессионального модуля ПМ.02. Техническое обслуживание автотранспорта:

Нормативную правовую основу разработки Рабочей программы профессионального модуля составляют:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по профессии

Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

2. Паспорт Рабочей программы профессионального модуля

ПМ.02. Техническое обслуживание автотранспорта:

название профессионального модуля

1.1. Область применения Рабочей программы

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02. Техническое обслуживание автотранспорта: (далее – рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) СПО

23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

Осуществлять техническое обслуживание автотранспорта согласно требованиям нормативно – технической документации

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей.

ПК 2.2. Осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных систем автомобилей.

ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных трансмиссий.

ПК 2.4. Осуществлять техническое обслуживание ходовой части и механизмов управления автомобилей.

ПК 2.5 Осуществлять техническое обслуживание автомобильных кузовов.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля ПМ.02. Техническое обслуживание автотранспорта:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

виды технического обслуживания автомобилей и технологической документации по техническому обслуживанию;

типы и устройство стендов для технического обслуживания и ремонта автомобильных двигателей;

устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей;

технические условия на регулировку отдельных механизмов и узлов;

виды работ при техническом обслуживании двигателей различных типов, технические условия их выполнения;

правила эксплуатации транспортных средств и правила дорожного движения;

порядок выполнения контрольного осмотра транспортных средств и работ по его техническому обслуживанию;

перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств;

приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию;

основы безопасного управления транспортными средствами;

применять нормативно – техническую документацию по техническому обслуживанию автомобилей;

выбирать и пользоваться документами, приспособлениями и стендами для технического обслуживания систем и частей автомобилей;

безопасно управлять транспортными средствами;

проводить контрольный осмотр транспортных средств;

устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, с соблюдением требований безопасности;

получать, оформлять и сдавать путевую и транспортную документацию;

иметь практический опыт в:

выполнении регламентных работ по техническому обслуживанию автомобилей;

выполнении работ по ремонту деталей автомобиля;

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля в соответствии с учебным планом:

всего — 419 часов включая:

-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 297 часа,

-внеаудиторная самостоятельной работы обучающегося – 14 час;

-учебной и производственной практики – 108 часов.

3. Результаты освоения профессионального модуля

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности

в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Наименование результата обучения

Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей.

Осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных систем автомобилей.

Осуществлять техническое обслуживание автомобильных трансмиссий.

Осуществлять техническое обслуживание ходовой части и механизмов управления автомобилей.

Осуществлять техническое обслуживание автомобильных кузовов.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой

для выполнения задач профессиональной деятельности

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

Осуществлять устную письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

Проявлять гражданско – патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке

Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

4. Структура и содержание профессионального модуля

4.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля *

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося

Производственная практика(по профилю специальности), **

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

в т.ч., контрольная работа ,

в т.ч., дипломная работа (проект),

Раздел 1. МДК.02.01 Техническое обслуживание автомобилей.

Раздел 2. МДК.02.02 Теоретическая подготовка водителя автомобиля

4.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.02. Техническое обслуживание автотранспорта

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторных работ и практических занятий, самостоятельных работ обучающихся

Раздел 1. ПМ.02 Выполнение работ по техническому обслуживанию автомобилей

МДК.02.01. Техническое обслуживание автомобилей

Тема 1. Система технического обслуживания автомобилей

Содержание учебного материала

Планово-предупредительная система технического обслуживания автомобилей. Виды и периодичность технического обслуживания автомобилей. Основные понятия: диагностирование, обслуживание, ремонт, срок службы, срок гарантии, амортизационный срок, сохранность.

1. Контрольный осмотр и ежедневное обслуживание

Тема 2. Средства технического обслуживания

Содержание учебного материала

Станции технического обслуживания. Система средств технического обслуживания. Назначение и содержание системы технического обслуживания машин. Стационарные комплексы оборудования и передвижные средства. Состав стационарных комплектов оборудования.

Посты технического обслуживания. Площадка наружной мойки машин. Пост заправки автомашин топливом. Пост технического диагностирования автомобилей. Назначение и планировка постов на станциях технического обслуживания.

Тема 3. Технология и организация технического обслуживания

Содержание учебного материала

Производственный и технологический процессы ремонта. Виды ТО (ЕТО,ТО-1,ТО-2, СО). Схемы технологических процессов. Методы проведения ТО.

Технологические карты, графики ТО.

Составление плана-графика ТО-1

Составление плана-графика ТО-2

Тема 4. Техническое обслуживание двигателя

Содержание учебного материала

Диагностирование и техническое обслуживание двигателя. Характерные неисправности двигателя внутреннего сгорания, внешние признаки и способы их определения. Оборудование, приборы, инструменты и материалы, применяемые при техническом обслуживании. Определение остаточного ресурса двигателя и экономического эффекта от его использования. Правила постановки двигателя на ремонт (критерии предельного состояния).

Обслуживание кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, системы охлаждения, смазочной системы, системы питания: характерные неисправности, причины, признаки, способы определения и устранения. Износы, способы их определения и устранения.

Читайте также:  Пзу для автомобиля схема

Сборка, обкатка и испытание двигателей.

Работа по определению срока службы и сопряжения деталей.

Методы определения неисправностей

Диагностирование сборочных единиц по маршрутной технологии.

Определение выработки цилиндров, подбор поршневых колец.

Подготовка двигателя к диагностированию

Оценка состояния двигателя по внешним признакам.

Выполнение работ по определению остаточного ресурса двигателя.

Замена ремня газораспределительного механизма.

Заправка охлаждающей жидкостью.

Тема 5. Техническое обслуживание трансмиссии, рулевого управления и тормозной системы

Содержание учебного материала

Диагностирование и техническое обслуживание трансмиссии автомобилей: характерные неисправности сборочных единиц, внешние признаки, способы их определения. Диагностирование сборочных единиц по маршрутной технологии. Нормальные, допустимые и предельные параметры состояния трансмиссии. Определение остаточного ресурса.

Контроль качества ТО. Оборудование, приспособления и инструмент.

Обслуживание сцепления, тормозов и рулевого управления: характерные неисправности, внешние признаки, способы их определения. Диагностирование сборочных единиц по маршрутной технологии. Нормальные допустимые и предельные параметры состояния. Износы, способы их определения и устранения. Технические условия на выбраковку. Технология и Технические требования. Особенности сборки и испытания сборочных единиц. Контроль качества. Оборудование, приспособления и инструмент.

Обслуживание гидравлических систем и амортизаторов: характерные неисправности, способы их определения. Типичные условия на выбраковку. Технология и Технические условия . Контроль качества. Оборудование, приспособления и инструмент. Особенности сборки и испытания сборочных единиц.

Определение люфта рулевого колеса.

Измерение износа маховика.

Измерение нагрузкой амортизационной пружины.

Проверка технического состояния сборочных единиц трансмиссии и ходовой части по внешним признакам. Изучение устройства приборов и приспособлений для замера параметров состояния. Определение остаточного ресурса.

Проверка технического состояния сцепления, тормозов, и рулевого управления по внешним признакам. Техническое обслуживание и регулировка.

Проверка технического состояния сборочных единиц гидравлической системы и амортизаторов по внешним признакам и с помощью приборов. Техническое обслуживание гидравлической системы и механизма подвески.

Замена трансмиссионного масла.

Разборка, сборка рулевой рейки.

Тема 6. Техническое обслуживание электрооборудования

Содержание учебного материала

Техническое обслуживание электрооборудования: виды, периодичность. Техническое обслуживание аккумуляторных батарей. Правила работы с электролитом. Техническое обслуживание генератора, стартера, системы зажигания. Основные неисправности контрольно-измерительных приборов, приборов освещения и световой сигнализации, их признаки, причины, способы обнаружения и устранения.

Проверка технического состояния аккумуляторной батареи, генератора, стартера, сборочных единиц электрооборудования и щитовых приборов.

Изучение устройства прибора для диагностирования и стенда для испытания электрооборудования. Техническое обслуживание электрооборудования.

Тема 7. Техническое обслуживание кузовов, кабин

Содержание учебного материала

Техническое обслуживание кузовов, кабин: ЕТО, ТО-1, ТО-2 и сезонное обслуживание. Материалы, применяемые при техническом обслуживании. Защита кузова от коррозии при техническом обслуживании. Нанесение противокоррозионных материалов. Обработка низа кузовов противокоррозионными материалами. Смазочные, крепежные и регулировочные работы. Безопасность труда.

Проведение ЕТО, ТО-1, ТО-2 кузовов, кабин.

Проведение смазочных, крепежных и регулировочных работ.

Тема 8. Оборудование и приспособления для ТО автомобилей

Содержание учебного материала

Технические характеристики оборудования для ТО, современные средства диагностирования, прогрессивные технологии изготовления деталей и узлов автомобилей

Изучение оборудования для ТО и восстановления деталей.

Самостоятельная работа при изучении раздела 1 ПМ.02

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторных и практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Темы внеаудиторных самостоятельных работ:

Доклад по теме: «Звуковые сигналы автомобиля».

Презентация по теме: «Звуковые сигналы автомобиля».

Реферат по теме: «Технические условия на регулировку и испытание отдельных механизмов».

Презентация по теме: «Технические условия на регулировку и испытание отдельных механизмов».

Доклад по теме: «Техническое обслуживание сцепления».

Презентация по теме: «Техническое обслуживание сцепления».

7. Доклад по теме: «Техническое обслуживание коробки перемены передач».

8. Презентация по теме: «Техническое обслуживание коробки перемены передач».

9. Доклад и презентация по теме: «Техническое обслуживание тормозной системы».

9.Доклад и презентация по теме: «Техническое обслуживание рулевого управления».

10. Доклад и презентация по теме: «Техническое обслуживание гидравлических систем и амортизаторов

11. Доклад: «Виды ТО»

12. Презентация: «Виды ТО»

13.Доклад: «Смена масла в агрегатах автомобиля»

14. Презентация: «Смена масла в агрегатах автомобиля»

Выполнение работ по техническому обслуживанию автомобилей:

Ознакомление с технической документацией проведения технического обслуживания автомобилей

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО): выполнение уборочно-моечных работ, смазочных и заправочных работ, контрольно-смотровых работ.

Первое техническое обслуживание (ТО-1): выполнение уборочно-моечных, смазочных, заправочных и крепежных работ агрегатов, узлов и систем автомобилей, проверочных работ согласно перечню по ежедневному техническому обслуживанию автомобилей и дополнительного комплекса работ по техническому обслуживанию механизмов автомобиля при проведении первого технического обслуживания.

Второе техническое обслуживание (ТО-2): выполнение первого технического обслуживания и дополнительного комплекса работ по техническому обслуживанию механизмов автомобиля при проведении второго технического обслуживания.

Снятие и установка на легковых, грузовых, автобусах всех марок и типов — бензобаков, картеров, радиаторов, педалей тормоза, глушителей и т.д.

Проведение работ по ТО автомобилей.

Раздел 2 ПМ.02. Изучение правил дорожного движения

МДК.02.02 Теоретическая подготовка водителя автомобиля

Правила дорожного движения

Содержание учебного материала

Общие положения и основные понятия ПДД.

Обязанности водителей, пассажиров, пешеходов.

Применение аварийной световой сигнализации и знака аварийной остановки.

Сигналы светофора и регулировщика.

Расположение ТС на проезжей части.

Остановка, стоянка ТС.

Виды и правила проезда перекрестков.

Особые условия движения.

Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.

Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных.

Неисправности, при которых запрещается эксплуатация ТС

Номерные, опознавательные знаки, предупредительные устройства, надписи и обозначения ТС.

Нормативно – правовые документы, регулирующие отношения в сфере дорожного движения.

Штрафы и наказания за нарушение ПДД.

Решение тематических задач,

Решение экзаменационных билетов как в ГИБДД

Основы безопасного управления автомобилем

Содержание учебного материала

Первоначальные навыки водителя.

Работа органами управления автомобиля.

Безопасное движение в типичных дорожных ситуациях.

Формирование водительского мастерства.

Вождение в сложных дорожных условиях.

Управление автомобилем в критических ситуациях.

Отработка первоначальных навыков на тренажере.

Решение тематических задач

Основы организации перевозок

Содержание учебного материала

Структура АТП и СТОА.

Основные документы водителей.

Диспетчерское руководство работой подвижного состава.

Подготовка к работе на линии.

составления плана работы водителей;

-расчет основных показателей работы автомобилей :

коэффициента технической готовности, коэффициента выпуска на линию, скорости

технической и эксплуатационной, коэффициента использования грузоподъемности,

коэффициента использования пробега.

Составление графика проведения ТО-1

Составление графика проведения ТО-2

Раздел 4. Психофизиологические основы деятельности водителя

Содержание учебного материала

Основными психофизиологическими качествами, по которым определяют пригодность к вождению автомобилями.

-ощущение ( ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, двигательные, вибрационные и др.);

-восприятие, скорость переработки информации;

-психомоторная реакция — скорость и точность реакции водителя в критических ситуациях, четкая психомоторная координация;

-внимание — широкий объем и распределение внимания, его быстрая переключаемость и устойчивость, правильная организация внимания при выполнении маневра;

-эмоционально-волевая реакция — эмоциональная устойчивость, помехоустойчивость, высокий уровень развития волевых качеств (самообладание, решительность, настойчивость);

-оперативное мышление — быстрота оценки дорожной обстановки и принятия решений, способность к быстрому профессиональному прогнозированию, хорошая оперативная память и ее готовность;

Тестирование на профпригодность

Определение типа личности, ведущего полушария

Оказание первой медицинской помощи

Содержание учебного материала

Основы анатомии и физиологии человека.

Юридические аспекты оказания первой медицинской

Состав медицинской автомобильной аптечки.

Состояния опасные для жизни.

Первая помощь пострадавшим в ДТП.

Первая помощь при несчастных случаях на дорогах.

Переноска и перевозка пострадавшего.

Искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца.

Оказание доврачебной помощи при кровотечениях.

Оказание доврачебной помощи при переломах.

Оказание доврачебной помощи при ожогах и обморожении.

Оказание доврачебной помощи при потере сознания.

Оказание доврачебной помощи при отравлениях.

Самостоятельная работа при изучении раздела 2 ПМ.02

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторных и практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Тематика внеаудиторных самостоятельных работ.

-Реферат: «Дорога. Дорожное движение»

-Презентация на тему: «Виды ДТП»

-Реферат и презентация на тему: «Обязанности водителей»

-Презентация на тему: «Сигналы светофоров и регулировщика»

-Реферат на тему: «Правила выполнения обгона, опережения, встречного разъезда»

-Реферат на тему: «Особенности скоростного режима в различных условиях»

-Реферат на тему: «Остановка, стоянка ТС»

-Презентация: «Правила проезда перекрестков»

-Реферат на тему: «Особенности движения МТС»

-Реферат на тему: «Правила движения по автомагистрали»

-Реферат на тему: «Виды буксировки»

-Презентация и реферат на тему: « Дорожные знаки»

-Реферат и презентация на тему: «Виды разметки»

-Реферат на тему: « Перевозка людей и грузов »

-Реферат и презентация на тему: «Аквапланирование»

-Презентация на тему: « Условия запрещения эксплуатации ТС»

-Реферат на тему: «Порядок регистрации ТС в ГИБДД»

-Реферат на тему: «Требования к номерным и опознавательным знакам ТС

-Реферат на тему: «Административная и уголовная ответственность водителей»

-Реферат на тему: «ОСАГО – безопасность на дорогах»

-Презентация на тему: «Новые штрафы за нарушение ПДД»

-Реферат: «Работа органами управления автомобиля»

-Презентация на тему: «Правила посадки в автомобиль»

-Презентация на тему: «Маневры на дороге»

-Реферат: «Силы, действующие на автомобиль»

-Реферат на тему: «Водительское мастерство и его составляющие»

— -Презентация на тему: «Особенности торможения в различных условиях»

Презентация на тему: «Опрокидывание»

— Реферат: « Понятие о жизненно-важных функциях организма»

— Презентация: «Способы реанимации»

Читайте также:  Устройство двигателя бензопилы урал

-Презентация: «Способы остановки крови»

-Презентация: «Алгоритм действий по иммобилизация»

— Презентация: «Алгоритм действий при черепно-мозговой травме»

-Реферат: «Способы оказания помощи при поражении электрическим током»

— Реферат: «Способы транспортировки пострадавшего»

— Реферат и презентация на тему: «Экстренная медицинская помощь»

-Реферат: «Структура пассажирского предприятия»

-Презентация: «Структура пассажирского предприятия»

-Реферат: «Виды перевозок»

-Презентация: «Виды перевозок»

-Презентация: «Связь диспетчера с водителями»

-Презентация на тему: «Подготовка ПС к выезду на линию»

-Презентация на тему: «Автобусные и таксомоторные перевозки»

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3-продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

5. Условия реализации профессионального модуля

5.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие

учебных кабинетов: «Технического обслуживания автомобилей», «Теоретической подготовки водителей автомобиля»;

мастерских: слесарных, автомастерских,

лабораторий: «Технического обслуживания автомобилей», «Теоретической подготовки водителей автомобиля»

Оборудование мастерских и рабочих мест мастерских

— комплект деталей, узлов, механизмов, моделей, макетов;

— комплект инструментов, приспособлений;

— комплект учебно-методической документации;

— Рабочие места по количеству учащихся;

— станки: настольно-сверлильные, заточные и др.;

— набор слесарных инструментов;

— набор измерительных инструментов;

— заготовки для выполнения слесарных работ.

Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий:

«Технического обслуживания автомобилей»

— автоматизированное рабочее место преподавателя;

— автоматизированные рабочие места студентов;

«Теоретической подготовки водителей автомобиля»

— комплект учебно-методической документации.

— рабочие места в компьютерном классе для подготовки к экзамену в ГИБДД с программой подготовки водителей.

Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Правила дорожного движения с изменениями на 01.09.2016 г. М.: Третий Рим.

Экзаменационные тематические задачи с изменениями на 01.09.2016 г. М.: Третий Рим. 2017 г.

Экзаменационные билеты с комментариями категорий «А,В» и «С,Д» с изменениями на 01.09.2016 г. М.: Третий Рим. 2017 г.

Первая медицинская помощь. Учебник. 2009 г.

А.А. Пинт. Самоучитель безопасной езды. М: За рулем. 2013 г.

О.В. Майборода. Основы управления автомобилем и безопасность движения. М: За рулем. 2013 г.

С.К.Шестопалов. Безопасное и экономичное управление автомобилем. М: Академия. 2013 г.

Пузанков А.Г. Автомобили «Устройство автотранспортных средств».-М.: Академия, 2013г.

Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта – М.: Транспорт, 2006.

Васильева Л.С. Автомобильные эксплуатационные материалы – М.: Наука-пресс, 2013.

Журнал «За рулем».

Передача «Главная дорога» и её интернет версия

1. Официальный сайт издательства «Академия». http://www.academia-moscow.ru/

2. Официальный сайт ГИБДД Российской Федерации. https://www.gibdd.ru/

3. Официальный сайт издательства «За рулем». http://www.zr.ru/

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Освоению программы профессионального модуля ПМ.02. Техническое обслуживание автотранспорта предшествует и сопутствует изучение учебных дисциплин: «Электротехника», «Материаловедение», «Безопасность жизнедеятельности»» Охрана труда».

В образовательном процессе предусматривается реализация компетентностного подхода, т.е. используются активные формы проведения занятий: занятия с применением электронных образовательных ресурсов, деловые и ролевые игры, индивидуальные и групповые проекты, учебное сотрудничество, анализ производственных ситуаций, различные тренинги, дискуссии, коллективный способ обучения, в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций.

Учебная практика проводится колледжем в учебно-производственных мастерских чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессионального модуля.

Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках данного профессионального модуля. Производственная практика проводится в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Медицинские ограничения регламентированы Перечнем медицинских противопоказаний Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Занятия проводят мастера производственного обучения, закрепленные за учебной группой, или за учебной мастерской. Учет учебной практики обучающихся ведется в учебном журнале мастером производственного обучения.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа осуществляется в форме работы с информационными источниками, подготовки творческих и аналитических отчетов и представления результатов деятельности в виде письменных работ. Самостоятельная работа сопровождается индивидуальными и групповыми консультациями.

Для обучающихся имеется возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам Интернета.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Инженерно-педагогические кадры: дипломированные специалисты имеющие среднее или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля ПМ.02. Техническое обслуживание автотранспорта , опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:

Инженерно-педагогические кадры: дипломированные специалисты имеющие среднее или высшее профессиональное образование преподаватели МДК «Слесарное дело и технические измерения», «Техническое обслуживание автомобилей», «Теоретическая подготовка водителей автомобиля» а также общепрофессиональных дисциплин «Электротехники», «Охраны труда», «Материаловедения».

Мастера производственного обучения: наличие 4-5 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.

Повышение квалификации инженерно — педагогических работников не реже 1 раза в 5 лет.

6. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля

(вида профессиональной деятельности)

Колледж обеспечивает организацию и проведение текущего и итогового контроля демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения. Итоговый контроль проводится экзаменационной комиссией после обучения по междисциплинарным курсам «Слесарное дело и технические измерения», «Техническое обслуживание автомобилей» », «Теоретическая подготовка водителей автомобиля».

Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю разрабатываются колледжем и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.

Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей.

Осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных систем автомобилей.

Осуществлять техническое обслуживание автомобильных трансмиссий.

Осуществлять техническое обслуживание ходовой части и механизмов управления автомобилей.

Осуществлять техническое обслуживание автомобильных кузовов.

виды технического обслуживания автомобилей и технологической документации по техническому обслуживанию;

типы и устройство стендов для технического обслуживания и ремонта автомобильных двигателей;

устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей;

технические условия на регулировку отдельных механизмов и узлов;

виды работ при техническом обслуживании двигателей различных типов, технические условия их выполнения;

правила эксплуатации транспортных средств и правила дорожного движения;

порядок выполнения контрольного осмотра транспортных средств и работ по его техническому обслуживанию;

перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств;

приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию;

основы безопасного управления транспортными средствами;

применять нормативно – техническую документацию по техническому обслуживанию автомобилей;

выбирать и пользоваться документами, приспособлениями и стендами для технического обслуживания систем и частей автомобилей;

безопасно управлять транспортными средствами;

проводить контрольный осмотр транспортных средств;

устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, с соблюдением требований безопасности;

получать, оформлять и сдавать путевую и транспортную документацию;

иметь практический опыт в :

выполнении регламентных работ по техническому обслуживанию автомобилей;

выполнении работ по ремонту деталей автомобиля;

-проверочные работы по темам;

-отчет по выполнению

лабораторных и практических работ.

-отчет по учебной и производственной практике.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой

для выполнения задач профессиональной деятельности

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

Осуществлять устную письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

Проявлять гражданско – патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке

Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

Обучающиеся должны проявлять интерес к выбранной профессии, повышать свою квалификацию за счет участия в конкурсах, изучения спецлитературы, осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности,

отвечать за результаты своего труда, работать в коллективе единомышленников, уважать интересы клиентов и работодателя, осуществлять устную письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях, исполнять свою воинскую обязанность

— наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении практических заданий во время учебной и производственной практики;

— оценка выполнения практической работы, заданий во время учебной, практики.

— соответствие нормативам и последовательности выполнения тех или иных видов работ;

— проверка выполненного задания;

— наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении практических заданий во время учебной и производственной практики;

— выполнение и защита реферативных, практических работ;

— сдача нормативов по физическому обучению.

Оцените статью