- Чип тюнинг АКПП — прошивка без проблем или убийство машины?
- Для чего нужен чип тюнинг АКПП?
- Как сделать чип тюнинг АКПП
- Стоимость чип тюнинга АКПП
- Плюсы и минусы
- Плюсы:
- Минусы:
- Все про чип тюнинг АКПП
- Виды тюнинга
- Тюнинг системы смазки
- Тюнинг системы охлаждения
- Чип-тюнинг АКПП
- Усиление коробки передач
- Тюнинг ручки АКПП
- Тюнинг АКПП своими руками
- Спорт режим
- Преимущества, получаемые после перепрошивки
- Прогревание автомобиля с АКПП зимой
- Недостатки чип-тюнинга
Чип тюнинг АКПП — прошивка без проблем или убийство машины?
Чип тюнинг АКПП – это модернизация коробки передач. Изменение ее заводских эксплуатационных характеристик. Если выразиться максимально просто, он заключается в повторном программировании электронного блока управления (ЭБУ) двигателя и трансмиссии. При этом, алгоритмы управления изменяются без механического вмешательства.
Любой тип АКПП управляется с помощью ЭБУ. Задача последнего — с помощью данных от электро-датчиков решать, когда необходимо переключение передачи трансмиссии. Все алгоритмы и параметры данного процесса, включая работу охлаждающей системы, зависят от программы, которая загружена в блок управления. Программное обеспечение устанавливается в ЭБУ еще на заводе, и, по умолчанию, настраивается на средние показатели.
Однако, перестроить алгоритм функционирования трансмиссии в рамках запросов владельца авто, возможно. Именно этот процесс и называется прошивкой АКПП.
Для чего нужен чип тюнинг АКПП?
Тюнинг коробки передач – мера не обязательная, однако, достаточно популярная. Давайте выясним, что она дает автомобилю:
- Повышение быстродействия АКПП. Прошивка коробки передач позволяет изменить момент переключения скоростей в каждом режиме вперед или назад.
- Раскрытие силовой динамики АКПП;
- Максимальное снижение потери крутящего элемента;
- Устранение рывков и дерганий коробки, улучшение плавности хода и переключения передач;
- Снятие скоростных ограничителей;
- Настройка режима кик-даун «под себя». Это функция, позволяющая моментально набирать максимальную скорость движения («газ в пол»). С помощью тюнинга ЭБУ на АКПП появляется возможность настроить интервал перехода коробки в кикдаун или же, полностью убрать эту опцию при ручной эксплуатации.
Как сделать чип тюнинг АКПП
Прошивка блока управления АКПП – это, по сути, взлом заводских настроек коробки. Проводить такие работы следует только в официальных дилерских центрах или в проверенных тюнинговых мастерских. Разумеется, цена чип тюнинга АКПП в таких заведениях, отнюдь не бюджетная.
Поэтому, часто автовладельцы обращаются к гаражным «дядям Васям» или пытаются выполнить чип тюнинг самостоятельно. Благо, файлы можно загрузить с различных сайтов в Интернете, начитавшись советов на форумах. Имейте ввиду, программное обеспечение, скачанное с сомнительных источников – это риск сократить срок эксплуатации трансмиссии и отсутствие любой гарантии на корректность ее функционирования.
Процедура эта сложная и требует от исполнителя наличия определенных навыков и знаний. Приготовьтесь потратить очень много времени на детальное изучение всех этапов чип тюнинга автомата. Если у вас старый автомобиль (старше 10 лет), ЭБУ придется разбирать, впаивать новую микросхему, распаивать резисторы. Более новые тачки позволяют произвести чип тюнинг без разборки (используя диагностический разъем).
Давайте кратко разберем, как прошить коробку автомат на новой тачке своими руками, озвучим основные этапы. Для более детального изучения или выполнения тюнинга на старой машине, советуем поискать информацию на специализированных сайтах.
- Необходимо купить или найти в сети прошивку. Гарантия, что взломанный вариант окажется рабочим, отсутствует. Далее, нужно взять в аренду программатор (который и выполнит обновление прошивки). Покупать его для однократного чип тюнинга смысла нет – слишком дорого стоит. Далее, загрузить на ноутбук ПО для работы с программатором и прошивкой, и подготовить адаптеры для соединения с авто. Сразу учтите, что вариантов программ для прошивки через ноутбук много, так что для начала изучите порталы, чтобы не ошибиться.
- Это была подготовка. Перейдем, непосредственно, к чип тюнингу коробки автомат. Сначала подключите к ноутбуку с настроенным ПО программатор;
- Подключите колодку адаптера (программатора) к диагностическому разъему на автомобиле;
- Теперь включите зажигание и запустите Flasher для выявления ошибок;
- После их удаления запустите на компе файл с прошивкой и дождитесь завершения процесса модернизации АКПП;
- Далее отключите зажигание и выждите 5-7 минут, снова заведите двигатель;
- С помощью Flasher или любой другой программы для диагностики авто протестируйте систему на ошибки. Если они выйдут, процедуру придется повторить до полного отсутствия лагов;
- Готово, можете тестировать АКПП.
Стоимость чип тюнинга АКПП
Как вы поняли, процедуру можно провести и бесплатно – скачать в интернете нужные файлы, обзавестись оборудованием и софтом, и хорошенько разобраться в теме. Однако, рисков у такого способа – немало.
Если обратиться к специалистам простых СТО, можно обойтись суммой в 3-5 тысяч рублей (+/- тысяча).
Если же вы поедете в официальный дилерский центр своего бренда или в надежное тюнинг-ателье, стоимость услуги составит от 10 тысяч рублей. При этом, работу вам гарантированно выполнят качественно, с соблюдением всех предпрошивочных мероприятий:
- Полная диагностика и замена проблемных блоков коробки;
- Внеочередное ТО и промывка гидравлических магистралей;
- Физическая адаптация элементов трансмиссии;
- При необходимости, внедрение на ЭБУ дополнительного программного обеспечения;
- И другие рекомендованные процедуры.
Если вы спросите, где лучше прошить АКПП, мы порекомендуем обратиться к профессионалам. Слишком уж печальным может быть итог «кустарного» чип-тюнинга.
Плюсы и минусы
В завершение, давайте рассмотрим преимущества и недостатки чип тюнинга гидроблока АКПП.
Плюсы:
- Тачка становится более спортивной, резвой;
- Улучшается ее мощность, скорость и динамика;
- Вы получаете возможность использовать электронику авто «по полной» (напомним, штатно ЭБУ настраивается на «усредненный» режим работы);
- Улучшается работа системы кондиционирования;
- Существенно сокращается время разгона авто;
- При правильно произведенном чип тюнинге, снижается токсичность выхлопов и расход бензина.
Минусы:
- При самостоятельном выполнении чип тюнинга, вы рискуете выбрать неправильную прошивку и испортить ЭБУ. В результате, наоборот, токсичность выхлопов возрастет, повысится эксплуатация ресурса деталей, и т.д. (все преимущества обратятся в недостатки);
- Обращение к опытным спецам стоит недешево (хотя, кому как);
- Чип тюнинг автоматически лишает владельца машины права на ремонт по гарантии у официалов;
- Штатная установка усредненных параметров работы блока управления, на самом деле, не случайна. При ней соблюдается оптимальное соотношение расхода ресурсов машины и динамики ее работы. Изменение данного баланса может привести к существенному снижению запаса долговечности АКПП;
Другими словами, вы начинаете эксплуатировать авто не экономно и не бережно. Платить за удовольствие погонять на мощной спортивной тачке, зачастую, приходится сокращением срока службы коробки передач. Чип тюнинг авто – штука крутая, и, безусловно, заманчивая. Однако, мы, все же, рекомендуем перед ее выполнением тщательно взвесить все плюсы и минусы.
Все про чип тюнинг АКПП
Чип тюнинг АКПП – улучшение работы коробки переключения передач. Вносятся изменения в электронный блок автомобиля (чип-тюнинг), улучшают систему смазки, охлаждения, усиливают коробку передач. Все усиления коробки передач позволяют продлить срок службы. Детали будут изнашиваться меньше, работа АКПП будет более плавная, без рывков.
В современном мире модно (а иногда необходимо) делать тюнинг АКПП на различных автомобилях. Большинство автосервисов предлагают людям улучшить коробку передач. Часто можно наблюдать, что данный тюнинг заключается в том, чтобы перепрограммировать алгоритмы управления трансмиссией.
Виды тюнинга
Существует несколько видов тюнинга автоматической коробки переключения передач:
- Тюнинг системы смазки.
- Тюнинг системы охлаждения.
- Чип-тюнинг АКПП.
- Усиление коробки передач.
- Тюнинг ручки АКПП.
Тюнинг системы смазки
Данный вид тюнинга делают для того, чтобы облегчить систему смазки. Устанавливаются дополнительные фильтры, которые помогают производить более тонкую очистку масла. Благодаря этому масло остается чистым еще на некоторое время. Все это позволяет прогонять больше масла через АКПП.
В большей части выпускаемых двигателей для авто, производители делают комбинированную систему смазки: устанавливается «мокрый» картер. Это значит, что все трущиеся друг о друга детали смазываются маслом, которое поступает в отсек под давлением, а другие детали получают смазку благодаря самотеку и разбрызгиванию.
Часто люди устанавливают турбонаддув в двигатель. Благодаря этому поршни, которые «толкают» масло под давлением на днище (поршня), охлаждаются лучше.
Тюнинг системы охлаждения
Благодаря силе трения работа трансмиссии постоянно нагревается и нуждается в охлаждении. Если охлаждения не будет или оно поступает недостаточно быстро, то коробка быстро деформируется. Чтобы этого избежать, делают тюнинг системы охлаждения. Например, устанавливаются дополнительные или большие радиаторы, а также специальные вентиляторы и датчики температуры.
Если автомобиль не испытывает значительных нагрузок на АКПП, то охлаждающая трубка, которая установлена производителем, хорошо справится с охлаждением. Но если авто эксплуатируется в экстремальных условиях, то необходим тюнинг системы охлаждения.
Есть 3 варианта данного вида тюнинга:
- Установка дополнительного радиатора, который заменит заводскую систему охлаждения.
- Установка дополнительного радиатора, который будет выполнять функцию охлаждения одновременно с заводской системой.
- Установка дополнительного радиатора до заводской системы (1) или после нее (2).
Рассмотрим оба варианта:
- Лучше всего подключать до заводской системы. При этом жидкость в коробке отдаст лишнее тепло. В нижнем бачке радиатора она будет охлаждаться или своевременно подогреваться до нормальной рабочей температуры.
- Если поставить дополнительный радиатор после заводской системы охлаждения, то жидкость в АКПП может охлаждаться до нерабочей температуры, что может привести к быстрому износу системы и деталей.
Автомобили нуждающиеся в данном виде тюнинга:
- Старые авто, коробка которых изношена.
- Спорткары, которые сильно перегружены работой двигателя и трансмиссий. Им, как правило, требуется более быстрое охлаждение.
- Авто, у которых часто (или постоянно) АКПП сильно нагревается, и не выполняется необходимое охлаждение. Температурный запас работы АКПП отсутствует, что заставляет авто владельца делать тюнинг.
Чип-тюнинг АКПП
Этот вид тюнинга автоматической коробки переключения передач является наиболее простым как для мастеров в сервисе, так и для самого владельца авто. Дело в том, что достаточно подключить компьютер к электронному блоку управления авто. При желании блок можно с легкостью заменить на другой. Это полезно тем, что можно получить большую отдачу от самого авто. Специальные «Передаточные числа» увеличиваются до максимума, при этом время, которое требуется для переключения передачи, не повышается.
Усиление коробки передач
Чаще всего усиливают именно коробку переключения передач. Это ведет к тому, что нужно усиливать обгонные муфты, фрикционы, подшипники и прочие детали. Если их усилить невозможно, то лучше всего их заменить на более усиленные и новые детали. Это позволяет использовать АКПП более длительное время.
Данный вид тюнинга будет полезен не только для спорткаров, но и для обычных автомобилей, на которых ездят по городу. Не стоит доверять такую работу неопытным новичкам. Лучше всего ехать к специалисту, который знает, что и как нужно делать.
Тюнинг ручки АКПП
Данный вид тюнинга выполняется очень просто. Никакой пользы для авто от него не будет, но это поможет немного поменять дизайн салона. Каждый владелец может заменить ее самостоятельно.
Если вас не устраивает заводская модель, то подберите именно ту, которая вам больше всего понравится. Более длинная или наоборот короткая, цветная, с различными вставками, лампочками и индикаторами. Выбор на рынке очень широкий.
Тюнинг АКПП своими руками
Некоторые виды тюнинга автоматической коробки переключения передач можно делать в домашних условиях, если есть необходимые инструменты и детали. Но и тут есть подводные камни. Если вы не особо знаете, что и куда устанавливается, лучше не браться за эту работу, так как резко возрастает риск, что вы сломаете что-либо. Лучше всего доверьтесь профессионалу. Например, тюнинг ручки АКПП можно сделать самому, но, как описывалось выше, никаких изменений (кроме дизайна салона) в работе автомобиля не будет. Чтобы сделать самостоятельный тюнинг электронного блока, потребуется ноутбук, специальный загрузчик (программа), куча различных проводов и так далее.
Рассмотрим инструкцию тюнинга АКПП (система охлаждения) на примере автомобиля (1996г) Nissan Cefiro PA32. Будем устанавливать обводную трубку по примеру №3,1 (как указано в разделе тюнинга системы охлаждения):
- Откройте капот. Просверлите в поперечной балке 2 отверстия и приготовьте резьбу М6.
- Устанавливайте радиатор так, чтобы его трубки были направлены вниз.
- Один кончик нужно прицепить к выходу ATF из коробки передач, а другой – к заводской системе охлаждения.
Примечание: дополнительный радиатор установите чуть ниже уровня бампера, чтобы он не препятствовал потокам воздуха. Таким образом вы получите обдув, который обеспечит нормальное охлаждение АКПП. Также стоит установить термостат.
Спорт режим
Существует специальный режим «S (Sport)», который позволяет перейти на высокие передачи. Его можно включить либо с помощью кнопки рядом с ручкой АКПП, либо поставить специально выделенную для этого режима передачу. Какие «симптомы» появляются после включения спортивного режима? Во-первых, системы авто быстрее реагируют на нажатие педалей, скорость увеличивается за укороченный промежуток времени. Бывает и такое, что у некоторых автомобилей появляется «острое» рулевое управление.
Преимущества, получаемые после перепрошивки
- Происходит оптимизация, которая позволяет повысить передачу мощности двигателя.
- Устраняются различные чрезмерные толчки в АКПП и кик-дауны.
- Если заводская прошивка установлена некорректно, то после перепрошивки исправляются ошибки и баги в системе.
- Расход топлива понижается. Также можно (при желании) улучшить какую-либо динамическую характеристику авто.
- Машина быстрее разгоняется с места.
- Автомобиль начинает двигаться ровно. Стиль вождения не играет никакую роль в данном случае.
- Повышается динамика ускорения.
- Переход на повышенную передачу осуществляется за короткий промежуток времени.
Прогревание автомобиля с АКПП зимой
Отдельно стоит отметить, что прогревание автомата зимой необходимо. Масло в АКПП при низких температурах не может обеспечить нормальную работу деталей. Тюнинг коробки (направленный на подогрев жидкости специально для зимнего периода) позволит быстрее нагревать масло до рабочей температуры.
Недостатки чип-тюнинга
Помимо преимуществ существуют и недостатки после перепрошивки АКПП. Если вы некорректно выбрали параметры, которые собираетесь установить на электронный блок, то у авто могут появиться такие проблемы, как:
- Пробуксовка на месте.
- Снижение темпа разгона.
- Масло в коробке постоянно может перегреваться.
- Фрикционные диски станут подверженными к ускоренному износу.
- Автомобиль будет стоять на месте. Вы никуда не сможете уехать.
- Повышение расхода топлива.
- Гарантия на обслуживание автомобиля в данном случае не действует.
- Составные части АКПП могут деформироваться из-за неправильной работы.
- Во время смены передаточного масла могут появиться сильные рывки.
- Нагрузка на составные части, элементы и трансмиссию значительно возрастает.