Соут для водителей особенности для одинаковых автомобилей

Вопрос недели: особенности спецоценки рабочих мест

Вопрос: По штатному расписанию в организации одно рабочее место :водитель. Трудоустроено 4 человека, 4 машины (одинаковые грузоподъемностью 20 тонн, но марки а/м разные). Сколько мест подлежит прохождению процедуры спецоценки рабочих мест: как одна штатная единица или зависит от количества работников?

Сообщаю Вам следующее:

Специальная оценка условий труда проводится на рабочих местах.

Рабочим местом водителя является кабина (салон) автомобиля. Так что, если на одном автомобиле посменно работают два (несколько) водителя, спецоценку нужно проводить по количеству машин, а не по количеству работников.

Что касается признания рабочих мест водителей аналогичными, то вопрос спорный и законодательством о СОУТ не регулируется. Разъяснений чиновников по данному вопросу очень мало, арбитражная практика по понятным причинам еще не сформировалась.

Однозначно можно сказать, что если речь идет о разных моделях автомобилей, в отношении каждого из них проводится спецоценка.

Если же речь идет об одной марке, но разных модификациях (либо об автомобилях одной модификации, но разных годов выпуска) ,то скорее всего, его нужно будет решить с представителями организации, проводящей СОУТ (хотя им, конечно, выгодно не признавать такие рабочие места аналогичными).

Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:

Вопрос: Работодатель организовал 1 рабочее место, в штатном расписании 1 ставка (штатная единица) на должность инженера. Ввел в эксплуатацию это рабочее место, приняв на должность инженера двух работников на 0,5 ставки. Получается, что спецоценке подлежит 1 рабочее место, на котором 2 человека. Правильно ли это?

Ответ: Да, правильно, специальная оценка условий труда проводится на рабочих местах.

Правовое обоснование: Как следует из ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Вопрос: В автопарке учреждения несколько автомобилей разных марок и несколько — одинаковых марок, но разных модификаций. Работники выполняют свои трудовые обязанности на этих автомобилях посменно. Можно ли признать рабочие места водителей аналогичными? Или в отношении каждого рабочего места (по количеству водителей) должна быть проведена спецоценка?

Во-первых, отметим, что рабочим местом является кабина (салон) автомобиля. Так что, если на одном автомобиле посменно работают два (несколько) водителя, спецоценку все же нужно проводить по количеству машин, а не по количеству работников.

Во-вторых, что касается признания рабочих мест водителей аналогичными… Однозначно можно сказать, что если речь идет о разных моделях автомобилей, в отношении каждого из них проводится спецоценка. Если же речь идет об одной марке, но разных модификациях (либо об автомобилях одной модификации, но разных годов выпуска) — вопрос спорный. Скорее всего, его нужно будет решить с представителями организации, проводящей СОУТ (хотя им, конечно, выгодно не признавать такие рабочие места аналогичными). К сожалению, разъяснений чиновников по данному вопросу очень мало, арбитражная практика по понятным причинам еще не сформировалась.

Читайте также:  Сто по ремонту автомобилей газель

«Отдел кадров государственного

Подписано в печать

Ответ подготовил эксперт Систем КонсультантПлюс Земцова Елена Владиславовна

Специальная оценка условий труда: водители

Выполнение специальной оценки условий труда сейчас обязательно для всех рабочих мест вне зависимости от их характера. Единственное исключение, предусмотренное статьей 3 закона № 426-ФЗ, включает места работы надомных и удаленных сотрудников. При этом позиции работников с разъездным, сезонным и иным характером работы наравне с другими подлежат проведению оценки.

Общие правила выполнения спецоценки определены положениями закона № 426-ФЗ, а также отдельным приказом Минтруда № 33н, который содержит действующую методику реализации этой процедуры. Однако в отношении некоторых категорий рабочих мест, характеризующихся, например, повышенным риском для работника, сложными условиями труда и так далее, может быть введен особый порядок выполнения СОУТ.

Общие правила выполнения спецоценки

Стандартный порядок организации СОУТ предполагает последовательную реализацию следующих этапов:

  • работодатель создает в организации комиссию по СОУТ для определения списка рабочих мест, подлежащих оценке, и выбирает исполнителя работ;
  • после подписания договора исполнитель согласовывает с работодателем график выполнения работ и приступает к их реализации;
  • специалистами уполномоченной организации проводится идентификация наличия вредных и опасных факторов на местах работников;
  • в случае, если такие факторы обнаружены, проводится измерение степени интенсивности их воздействия на работников;
  • по результатам выполненных замеров исполнителем составляется отчет, который передается на утверждение работодателю;
  • после согласования отчета стороны выполняют необходимые процедуры, предусмотренные законодательством, включая информирование сотрудников об условиях работы, публикацию результатов СОУТ на сайте организации и проч.

Проведение СОУТ водителей

Список категорий работников, в отношении мест которых применяются особые правила выполнения спецоценки, определен постановлением Правительства от 14 апреля 2014 г. N 290. Этот нормативный документ содержит четкое указание на несколько профессий и специальностей, для которых должны быть сформированы специальные правовые акты, устанавливающие порядок организации СОУТ. Что касается водителей разных видов транспорта, то упоминание об этой профессии содержится в пункте 14 приведенного постановления: его действие распространяется на водителей внутригородского пассажирского транспорта наземного типа. Это значит, что процедура спецоценки для остальных представителей этой профессии, включая СОУТ водителя грузового автомобиля, проводится по общим правилам.

Для водителей внутригородского пассажирского транспорта в самом деле разработан отдельный приказ Минтруда от 30 июня 2017 г. № 543н, который содержит особые правила выполнения СОУТ. В сравнении со стандартной процедурой, например, СОУТ водителя погрузчика, процесс спецоценки рабочих мест лиц, управляющих наземным пассажирским транспортом, характеризуется следующими особенностями:

  • работодатели, которые эксплуатируют одинаковые транспортные средства в пределах одного населенного пункта, могут объединяться для выполнения СОУТ. В этом случае они могут признавать рабочие места, подлежащие спецоценке, идентичными с применением критериев, прописанных в части 6 статьи 9 закона № 426-ФЗ, и создавать общую комиссию для этих целей и составления списка позиций, подлежащих оценке;
  • выполнение необходимых замеров и других служебных процедур производится во время специального рейса, в котором участвуют сотрудники уполномоченной организации, производящей спецоценку. Правила выполнения такого рейса устанавливаются работодателем и фиксируются комиссией по СОУТ;
  • при организации измерений и других служебных процедур запрещается применение приборов и аппаратуры, содержащих опасные вещества и элементы, включая ртуть, токсичные и летучие соединения и проч.;
  • в случае, если в транспортном средстве, которым управляет водитель, отсутствуют инструменты для регулирования температуры в салоне, то степень вредности условий труда для этой позиции повышается на одну ступень;
  • для всех категорий водителей наземного транспорта, выполняющего перевозку пассажиров, степень вредности условий труда повышается на одну ступень в сравнении с результатам измерений в связи с повышенным уровнем ответственности и психологической нагрузки при осуществлении работ. В соответствии с положениями приказа № 543н, этот подход обусловливается такими факторами как дефицит времени на принятие решений, высокая значимость потенциальной ошибки при их принятии и проч.
Читайте также:  Как определить коэффициент износа машин

Правила проведения измерений

Выполнение измерений вредоносного воздействия на рабочих местах водителей производится с учетом положений статьи 13 закона № 426-ФЗ, который содержит общий список факторов, подлежащих замерам. Оценка степени интенсивности их влияния и последующее определение класса условий труда производится с применением методики, зафиксированной в приказе № 33н. При этом часть 5 приказа № 543н уточняет, что для водителей пассажирского транспорта наземного типа измерению подлежат следующие факторы:

  • уровень шума;
  • характер воздействия виброакустических факторов;
  • характеристики микроклимата;
  • степень тяжести труда;
  • степень напряженности труда.

Для водителей электрического пассажирского транспорта, то есть троллейбусов и трамваев, предусмотрено также проведение измерения параметров электростатического поля. Кроме того, при проведении замеров нужно учитывать, что водителю в ходе выполнения своих должностных обязанностей приходится одновременно следить за показаниями приборов транспортного средства и осуществлять управление им, контролировать процессы, происходящие в салоне транспорта и на дороге, а также активность пешеходов, которые осуществляют посадку и высадку.

СОУТ водителя автомобиля

Новости

Новые правила по охране труда при использовании отдельных видов химических веществ и материалов

Новые правила по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ

Государственная экспертиза условий труда (2017 год)

Записи в блоге

Специальная оценка условия труда водителей

Уже два года водители городского пассажирского транспорта высказывают недовольства по поводу неполноценности оценки условий их труда.

В большинстве случаев говорится о том, что методика спецоценки не позволяет учесть влияние всех имеющихся факторов.

Но так ли это на самом деле?

Для заказа интересующей услуги (консультации)
Напишите нам на e-mail: info@ecoallians.ru
или позвоните нам по номеру +7 (926) 591-17-84

Общие принципы оценки условий труда водителя

В общем понимании, на водителя любого автотранспортного средства действуют следующие производственные факторы и факторы трудового процесса:

    шум; инфразвук; вибрация общая и локальная; недостаточная освещенность в кабине; вредные вещества в воздухе; параметры микроклимата в кабинет; тяжесть и напряженность труда.

Раньше, при аттестации рабочих мест (далее – АРМ), все эти факторы оценивались. Более того, риск за свою жизнь и других лиц в сочетании с характеристиками выполняемой работы приводили результаты оценки по напряженности труда к классу 3.2. Виброакустические факторы, в свою очередь, оценивались по жестким нормам (СН 2.2.4/2.1.8.562-96 и проч.) и также довольно часто в результате считались вредными.

Почему же водители лишаются льгот по результатам СОУТ?

1. Дело в том, что в процедуре СОУТ появилась так называемая идентификация.

В рамках данной процедуры эксперт определяет все факторы, которые могут воздействовать на водителя (здесь очень похоже на АРМ). Но вот далее он сравнивает определенные факторы с классификатором (приложение №2 к приказу Минтруда № 33н от 24 января 2014 года).

И этот классификатор говорит следующее:

    виброакустический фактор можно оставить только там, где есть технологическое оборудование, являющееся его источником; микроклимат можно оставить лишь, если есть технологическое оборудование, являющееся его источником (причем различные кондиционеры, печки к нему относить нельзя); освещенность можно оставить, лишь если выполняются особо точные (прецизионные работы).

Что это значит? А значит это то, что из оценки условий труда водителей можно исключить весь виброакустический фактор, освещенность и микроклимат.

Все дело в том, что:

    автотранспортное средство не относится к технологическому оборудованию, (согласно ГОСТ 3.1109-82 ЕСТД технологическое оборудование – это лишь средства технологического оснащения, в которых для выполнения определенной части технологического процесса размещают материалы или заготовки, средства воздействия на них, а также технологическую оснастку. Примерами технологического оборудования являются литейные машины, прессы, станки, печи, гальванические ванны, испытательные стенды); водитель прецизионные работы не выполняет; все, что может быть искусственным источником микроклимата – это оборудование для создания комфортных условий, которое учитывать нельзя.
Читайте также:  Замена двигателя land rover range rover

2. Изменились критерии оценки напряженности трудового процесса.

Из оценки исключили интеллектуальные нагрузки, эмоциональные нагрузки и режим работы. Сенсорные нагрузки и монотонность труда, в свою очередь, тоже видоизменились.

И единственный фактор, по которому водителю в рамках СОУТ может быть присвоен вредный класс условий труда, это «плотность сигналов (световых и звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы».

В итоге, с учетом всех видоизменений, при проведении СОУТ эксперты не идентифицируют ряд потенциально вредных факторов, а по напряженности труда определяют либо допустимый класс, либо вредный первой степени (3.1). И водители лишаются если и не всех льгот, то дополнительного отпуска точно.

Что делать, чтобы сохранить вредный класс водителю?

Уделите особое внимание оценке напряженности трудового процесса.
Допустимый класс устанавливается при среднем количестве сигналов не более 175/час. Причем, по разным подсчетам, реальное значение данного показателя может варьироваться от 100 до 400 в час (в зависимости от региона, времени суток). Но очень важно понимать, что расчет идет в среднем за смену. Т.е. получив количество сигналов в час, его необходимо умножить на долю реального управления автомобиля в смену. И чем ниже эта доля, тем ниже итоговый класс.
Таким образом, при идентификации, когда эксперты проверяющей лаборатории будут запрашивать документы о режиме труда и отдыха водителя, необходимо очень серьезно отнестись к этому вопросу.
Предоставьте внутренний хронометраж, используйте тахографы для определения времени работы водителей
Потому что итоговый класс будет зависеть даже не от оценки (цифры от региона к региону более-менее известны), а от количества часов управления в день.

Вносите предложения в перечень факторов, подлежащих оценке при проведении СОУТ.
Даже если экспертная организация говорит, что измерять тот или иной фактор нельзя, так как идентификация запрещает, обращайте их внимание на п. 9 приложения №1 к приказу Минтруда № 33н от 24 января 2014 года, в котором говорится о том, что итоговый перечень вредных факторов, подлежащих оценке, формирует комиссия, а не эксперт. Один нюанс, перечень формируется исходя из государственных нормативных требований охраны труда.
Поэтому, для обоснованное внесения, к примеру, виброакустического фактора в перечень необходимо:
— учесть жалобы и предложения работников по идентификации на их рабочих местах вредных факторов;
— проанализировать случаи установления проф. заболеваний у работников (для организаций с большим автопарком, тем более городского пассажирского транспорта это может быть очень актуально);
— подкрепить свои умозаключения требованиями СП 4616-88 (к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся… санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).

Проанализируйте результаты АРМ, если они были.
Если АРМ проводилась, и условия труда были признаны вредными, то идентификация на рабочем месте водителя не проводится.
Перечень же подлежащих исследованиям факторов определяет эксперт без учета ограничений идентификации.
Те факторы, по которым был установлен вредный класс, обязательно будут добавлены в перечень, а для внесения остальных используйте свое право формировать итоговый документ исходя из государственных нормативных требований охраны труда.

Минтруд озаботился оценкой условий труда водителей городского пассажирского транспорта и запустил процесс разработки особенностей оценки их труда.
Хотя проекта документа еще нет, сама ситуация сдвинулось с мертвой точки. И хочется верить, что большинство проблем будут в той или иной мере отражены в этом приказе.
Но в любом случае, если приказ и будет утвержден, то не ранее чем через год. А за это время работники транспортной сферы могут увидеть свои карты СОУТ, в которых напротив графы «льготы и компенсации» будет слово «отсутствует». А это приведет к недовольству, жалобам, судам, увольнениям.

Чтобы этого не было, необходимо подходить к процессу СОУТ тщательно и всесторонне:

  • уведомлять работников о том, что на их рабочих местах проводится СОУТ;
  • скрупулёзно собирать исходную документацию;
  • требовать от лаборатории измерений, соответствующих утвержденным методикам;
  • до ознакомления с картами СОУТ водителей проверять их самостоятельно.
Оцените статью