Тема 9. Электрооборудование, его обслуживание и ремонт
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятий с механиками-водителями 3 танковой роты по дисциплине
Тема 9. Электрооборудование, его обслуживание и ремонт
Занятие 1.Составные части электрооборудования танка, их назначение и размещение в танке. Общее устройство распределительных щитков. Назначение и общее устройство аккумуляторных батарей, уход за ними, порядок установки и снятия. Н-Тх-2,3. Правила эксплуатации электрооборудования, меры предупреждения повреждения аккумуляторных батарей, приборов (потребителей электрической энергии) и электроприводов.
Учебно-воспитательные цели:
1. Изучить составные части электрооборудования танка, их назначение и размещение в танке, общее устройство распределительных щитков.
2. Изучить назначение и общее устройство аккумуляторных батарей, уход за ними, порядок установки и снятия. Н-Тх-2,3.
3. Изучить правила эксплуатации электрооборудования, меры предупреждения повреждения аккумуляторных батарей, приборов (потребителей электрической энергии) и электроприводов..
4. Воспитывать чувство ответственности при изучении электрооборудования танка.
Время: 90 мин.
Место: класс.
Вид занятия: практическое.
Метод: рассказ-показ, беседа.
Материальное обеспечение:
— плакат «Устройство АБ»,
-макет аккумуляторной батареи
— стенд электрооборудования танка,
— учебно – действующий стенд,
Литература:
-Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М. Воениздат, 1989 г., кн. 2, ч. 2., с.9 — 35.
— Методическое пособие по технической подготовке танковых подразделений. Воениздат. Москва. 1977 г.
— Пособие для руководителей занятий по технической подготовке танкистов. Книга 4. Москва. 1966 г.
Общее устройство и составные части электроспецоборудования, их назначение и размещение в бмп-2 Электрооборудование
Электрооборудование машины обеспечивает электропитание всех электрических потребителей, управление и контроль за их работой. В состав электрооборудования входят: источники и потребители электрической энергии.
К источникам электрической энергии относятся аккумуляторные батареи и генератор с регулирующей аппаратурой.
К потребителям электрической энергии относятся электрооборудование приводов наведения, блока БУ-25-2С, приборов наблюдения и прицеливания, пусковой установки 9П135М, системы коллективной защиты, системы защиты двигателя от попадания воды, радиостанции Р-123М, переговорного устройства Р-124, приборов освещения, световой и дорожной сигнализации, системы обеспечения холодного пуска двигателя, контрольно-измерительных приборов.
Источники электрической энергии
Аккумуляторные батареи. Аккумуляторные батареи 59 (см. рис. 74) предназначены для питания электрической энергией потребителей при неработающем генераторе. На машине в контейнере, в десантном отделении устанавливаются две стартерные кислотные аккумуляторные батареи типа 6СТЭН-140М или 6СТ-140Р.
Н апряжение каждой батареи 12В, емкость 140А/ч, соединение — последовательное. Каждая батарея состоит из шести аккумуляторов. Аккумуляторы соединены между собой последовательно с помощью межэлементных соединений.
Рис. 53. Размещение электрооборудования машины:
1, 12, 38, 49, 53, 61, 70 — габаритные фонари; 2, 13, 76 — фары; 3 — звуковой сигнал; 4 — преобразователь гирополукомпаса; 5 — пиропатроны баллонов ППО; 6 — релейная коробка КР-65-1С; 7— щиток управления БФП; 8 — гирополукомпас; 9 — световое табло ОТПУСТИ РУЧНОЙ ТОРМОЗ; 10—конечный выключатель стояночного (ручного) тормоза; 11 — пульт управления дорожной сигнализации ДС; 14 — сигнализатор давления; 15 — конечный выключатель люка механика-водителя; 16—электромагнит клапанов защиты двигателя; 17— датчик температуры воды двигателя; 18 — электромагнит РМ6-1С жалюзи; 19 — электродвигатель носового водооткачивающего насоса; 20—датчик манометра масла двигателя; 21 — датчик электрического тахометра; 22 — электродвигатель МЗН; 23 — датчик температуры масла двигателя; 24, 34, 40, 47, 66, 69, 80 — плафоны освещения; 25 — конечный выключатель люка десантника; 26 — свеча подогревателя; 27—гиротахометры; 28—конечный выключатель ограничения угла возвышения; 29 — электродвигатель насосного узла подогревателя; 30—конечный выключатель ограничения угла снижения; 31— прибор целеуказания; 32 — конечный выключатель К.В-35; 33 — аппарат А-1; 35 — конечный выключатель стопора спаренной установки; 36 — пульт управления командира; 37, 72 — электродвигатели вентиляторов; 39, 74 — сигнальные фонари; 41 — блок БУ-25-2С с коробкой КР-25; 42 — преобразователь тока ПТ-200Ц-Ш; 43 — блок питания БП-26; 44 — фильтр питания стабилизатора; 45 — радиостанция Р-123М; 46 — электродвигатель БЦН; 48 — аппарат А-4; 50 — конечные выключатели люков десанта; 51, 54—конечные выключатели дверей; 52 — электродвигатель водооткачивающего насоса и ТДА; 55 — дифференциальное минимальное реле ДМР-400Т; 56 — контактор включения батарей; 57 — электродвигатель вентилятора отопителя; 58 — контактор включения стартера; 59 — аккумуляторные батареи; 60 — розетка внешнего пуска; 62 — силовой щиток; 63, 91, 101—аппараты А-3; 64 — коробка обогрева приборов ТНПО-170А десантного отделения; 65 — регулятор напряжения РН-10; 67 — усилитель ВН; 68 — усилитель ГН; 71—вращающееся контактное устройство ВКУ-330-2; 73 — блок управления стабилизатора; 75 — компенсационный гиротахометр (ГТ-К); 77 — аппарат А-2; 78 — пульт управления оператора; 75 — электродвигатель поворотного механизма; 81—коробка обогрева приборов наблюдения боевого отделения; 82 — конечный выключатель ФПТ; 83 — электродвигатель подъемного механизма; 84—электромагнит РМ6-1С клапана ФПТ; 85 — нагнетатель; 86 —тахометр; 87 — электроклапан БФП; 88, 92 — свеча БФП; 85 — генератор; 90 — стартер; 93 — датчик прибора ПРХР; 94 — датчик электроспидометра; 95 — электромагнит МОД; 96 — измерительный пульт прибора ПРХР; 57 — переключатель поворотов ППН-45; 58 — блок питания ТВНЕ-ША; 99 — коробка обогрева приборов механика-водителя; 100— коробка сопротивлений БФП; 102 — коробка дорожной сигнализации КДС1-2С; 103 — релейная коробка КР 40-1С; 104 — коробка управления БФП; 105 — блок питания прибора ПРХР; 106 — центральный щиток.
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ТАНКА Т-72Б И БМП-2
Тема 2 «Потребители электрической энергии танка Т-72Б и БМП-2»
Занятие 3 «Приборы ночного видения, курсоуказатель, приборы наблюдения»
1. Танк Т-72А Техническое описание и инструкция по эксплуатации, кн2, часть I — 1989 г, с. 207-236.
2. Электрооборудование бронетанковой техники, издание 1976 года, с. 180-185.
3. Учебный методический комплекс по дисциплине «Устройство и эксплуатация бронетанкового вооружения» раздел 4.
1. Назначение, техническая характеристика, устройство приборов наблюдения танка Т-72Б и БМП-2
2. Назначение, техническая характеристика, устройство приборов ночного видения танка Т-72Б иБМП-2
3. Назначение, техническая характеристика, устройство курсоуказателя, порядок включения в ботовую сеть
ВОпрОС № 1 Назначение, техническая характеристика, устройство приборов наблюдения танка Т-72Б и БМП-2
Приборы наблюдения предназначены для обеспечения управлением огнем и маневром машины.
У командира танка во вращающейся командирской башенке установлены:
командирский прибор наблюдения ТКН-3 (рис. 4) (комбинированный – дневного и ночного видения);
Рис. 4. Прибор наблюдения ТКН-3
1-выключатель; 2-налобник; 3-рукоятка шторки; 4-упор; 5-головка; 6-замок; 7-рукоятка диафрагмы; 8-корпус; 9-рукоятка переключения режимов работы; 10-окуляр; 11-зажим; 12-рукоятка
два призменных прибора 1 наблюдения ТНПО-160 (рис. 5) (Т- танковый, П- перископический, Н- наблюдения, 160- перископичность в мм, О- обогреваемый), крепится с помощью скобы 3 и винта 4;
У наводчика установлен призменный прибор наблюдения ТНП-165А (рис. 6), крепится с помощью винта 1 с рукояткой и откидной скобы 2;
Рис. 5. Установка прибора ТНПО-160:
1–регулятор температуры; 2–переключатель; 3–корпус прибора; 4–скоба; 5–винт; 6–резиновое уплотнение
Рис. 6. Установка прибора ТНП-165А:
1-винт; 2-скоба; 3-уплотнение
У механика-водителя перед люком в шахте корпуса машины установлен прибор наблюдения ТНПО-168В (рис. 7), крепится эксцентриковым зажимом 1. В ночное время вместо ТНПО-168В устанавливается ТВНЕ-4Б (рис. 8.1, рис. 8.2), по-боевому крепится эксцентриковым зажимом, по походному — с помощью кронштейна 2 (рис. 8.2);
Рис. 7. Установка прибора ТНПО-168В:
1-зажим; 2-штепсельный разъем; 3-вилка; 4-валик
Рис. 8.1. Установка прибора ТВНЕ-4Б по-боевому:
1-зажим; 2-вилка; 3-палец
Рис. 8.2. Установка прибора ТВНЕ-4Б и по-походному:
1-ось; 2-кронштейн; 3-винт; 4-стопор
В крышках люков членов экипажа предусмотрена установка призменных приборов наблюдения ТНПА-65 (рис. 9) вместо специальных пробок (у командира танка – 2 шт., у наводчика – 1 шт., у механика-водителя – 2 шт.), крепится с помощью скобы 3 и винта 1.
Рис. 9. Установка прибора наблюдения ТНПА-65:
1-винт; 2-скоба; 3-уплотнительная прокладка
Назначение и размещение дневных приборов наблюдения в
БМП-2
Комбинированный (дневной и ночной) прибор наблюдения командира ТКН-3Б (рис. 8) обеспечивает наблюдение за местностью, поиск и обнаружение целей, определение дальности до целей, а также целеуказание и корректирование огня в дневных и ночных условиях.
В комплект прибора ТКН-3Б входят прибор наблюдения ТКН-3Б и осветитель
ОУ-3ГА2.
Рис. 8. Прибор наблюдения ТКН-ЗБ:
1-головка; 2-рычаг; 3-корпус прибора; 4-рукоятка диафрагмы; 5-рукоятка поворотного зеркала; 6-кнопка включения осветителя; 7, 12-рукоятки прибора; 8-разъем; 9-выключатель; 10-рукоятка; 11-выключатель блока питания; 13-кнопка целеуказания; 14-плато окуляров; 15-окуляр; 16-наглазник; 17-налобник; 18-крышка; 19-рукоятка шторки; 20-упор; 21-кнопка удержания; 22-патрон осушки; а-цилиндрическая поверхность; б-отверстие для цапф; в-паз
Дневные приборы наблюдения
Дневные приборы предназначены для наблюдения за местностью и целями в дневных условиях.
Приборы наблюдения ТНПО-170А (рис. 9) устанавливаются в шахты корпуса и башни и закрепляются в них с помощью стяжек 8 и эксцентриковых валиков 5.
Рис. 9. Приборы наблюдения:
1-защитный кожух; 2-прибор наблюдения ТНПО-170А; 3-фиксатор; 4-шток-5-эксцентриковый валик; 6-рукоятка; 7-рычаг; 8-стяжки; 9-дверь; 10, 13-защитные стекла; 11-корпус; 12, 20-разъемы; 14, 22-нижние призмы; 15-уплотнение; 16, 17-верхние призмы; 18-прибор ТНП-350Б; 19-замок; 21-выключатель обогрева; 23-промежуточная призма; 24-ушко; 25-шторка для светомаскировки
Прибор ТНПО-170А имеет электрообогрев, предотвращающий запотевание призм. Электрообогрев осуществляется через токопроводящий слой обогревного стекла, приклеенного к передним плоскостям призм. В призмы впаяны термосопротивления, являющиеся датчиками температуры призм. Приборы подключаются к схеме электрообогрева с помощью разъема 12.
Для светомаскировки машины на корпусе прибора установлена шторка 25, закрывающая нижнюю призму прибора.
На шахтах приборов десантного отделения (кроме шахт дверей) и приборов механика-водителя (кроме шахты среднего прибора) установлены резиновые очистители входных (наружных) стекол приборов.
Приборы, установленные в дверях, имеют защитные кожухи 1, предохраняющие стекла от загрязнения. При наблюдении кожухи 1 необходимо поднимать с помощью рукояток 6.
На машине приборы ТНПО-170А размещены следующим образом: четыре прибора — около люка механика-водителя (рис. 10), два — в люке командира справа и слева от прибора ТКН-3Б, три — около люка оператора, по три — на крыше машины — в десантном отделении, два — в дверях, один — слева от люка переднего десантника.
Рис. 10. Размещение приборов наблюдения:
1-приборы ТНПО-170А механика-водителя; 2-прибор ТНПО-170А переднего десантника; 3-прибор ТНП-165А; 4-приборы ТНПО-170А командира: 5-приборы ТНПТ-1; 6, 7-приборы ТНПО-170А десанта; 8-приборы ТНПО-170А оператора; 9-блок питания БТ-6-26Е
Прибор ТНП-165А по конструкции аналогичен прибору ТНПО-170А, но в отличие от последнего он не имеет электрообогрева и шторки. Установлен прибор ТНП-165А около люка десантника в отделении управления.
Прибор наблюдения ТНП-350Б (рис. 9) устанавливается в шахту среднего прибора механика-водителя для наблюдения за местностью при поднятом водоотражательном щитке при преодолении водных преград.
Для обеспечения установки прибора в шахту нижний корпус сделан откидным. В рабочем положении верхний и нижний корпуса скрепляются замком 19.
При установке и снятии прибор предохранять от попадания пыли и грязи между верхним и нижним корпусами.
Прибор имеет электрообогрев, который осуществляется через токопроводящий слой обогревного стекла, приклеенного к нижней призме 22. Включается обогрев выключателем 21.
Прибор ТНПТ-1 (рис. 10) предназначен для обзора задней полусферы местности.
Рис. 10. Прибор ТНПТ-1:
1-кожух; 2-заслонка; 3-тросик; 4-стеклоблок; 5-корпус; 6-разъем
Один прибор устанавливается в шахту на крышке люка оператора, другой — в шахту на крышке люка командира и крепятся винтами.
Для предохранения от повреждения и загрязнения прибор снаружи закрыт кожухом 1 и заслонкой 2 с тросиковым приводом.
Для наблюдения в прибор заслонку открыть, для чего рукоятку тросикового привода перевести в крайнее переднее положение.
К приборам ночного видения, устанавливаемым в танке относятся:
— Прибор механика-водителя ТВНЕ-4Б;
— Прибор командира танка ТКН-3;
— Прибор наводчика – прицел ТПН3-49.
Прибор ночного видения механика водителя ТВНЕ-4Б предназначен для обеспечения вождения машины ночью как в условиях естественной освещённости (пассивный режим), так и при подсветке пути движения машины фарой ФГ-125(активный режим)
В нерабочем положении прибор с переходной обоймой укладывается в ящик, расположенный справа от сиденья механика водителя.
Прибор может устанавливается «по-боевому» вместо дневного прибора и «по-походному» на специальном кронштейне перед люком механика-водителя (кронштейн находится в ящике №1 ЗИПа).
— поле зрения — 36˚;
— дальность видения при подсветке фары – 60-80 м;
— дальность видения при естественной ночной освещённости до 120 м;
В комплект прибора входит:
— Переходная обойма и кронштейн крепления «по-походному».
Корпус прибора состоит из 3-х частей:
В верхней части установлена – обогреваемая головная призма.
В средней части размещены:
— два объектива с ирисовыми диафрагмами;
В нижней части установлены:
— электронно-оптический преобразователь (ЭОП) в левой ветви;
— электронно-оптический усилитель (ЭОУ) в правой ветви;
— две нижние призмы;
— два обогреваемых окуляра с наглазниками;
— блок питания (для преобразования напряжения БС в высокое напряжение 16-18 кВ).
На нижней стенке прибора имеется рукоятка привода шторки с надписью «закрыто — открыто»
На левой – рукоятка механизма привода диафрагмы с надписью «Закр. – Откр.» и разъём для подсоединения кабеля.
На нижней стенке слева размещён выключатель обогрева головной призмы.
Принцип действия приборов ночного видения, устанавливаемых в танке, основан на использовании инфракрасных лучей с последующим преобразованием ИК-лучей, невидимых глазом, в видимые. Для этого необходимо, чтобы наблюдаемый предмет либо излучал, либо отражал ИК-лучи, которые попадая в электронно-оптический преобразователь, преобразуются в видимое изображение увеличенное с помощью окуляра до размеров, удобных для наблюдения непосредственно глазом.
Правила пользования ТВНЕ-4Б
1. При проверке работоспособности приборов днём включать прибор в работу только при установленной съёмной диафрагме с открытым наименьшим отверстием.
2. Избегать направление прибора на прямой солнечный свет.
3. При высокой общей ночной освещённости уменьшать световой поток, прикрывая диафрагму объективов.
4. При встречных засветах фарами автомобилей, очагами пожаров и т.п. уменьшать вертикальное поле зрения, прикрывая шторку прибора.
5. Активный режим использовать только тогда, когда пассивный не обеспечивает требуемой видимости маршрута. Световое пятно основной фары ТВН (ФГ-125 на корпусе справа) ориентируется при этом на предмет, удалённый на 35 м по продольной оси машины. Если используется и дополнительная фара ТВН (ФГ-125 на башне), то её световое пятно должно находиться на удалении 20 м от машины.
6. Обогрев головной призмы рекомендуется включать при появлении на ней инея и льда;
7. При длительных перерывах в работе не оставлять прибор и фары включенными.
Прибор комбинированный командира танка ТКН-3 – предназначен для наблюдения за местностью как днём, так и ночью, целеуказания и корректирования огня, разведки целей и ориентировочного определения дальности до них.
Устанавливается на цапфах в рамке, которая крепится к люку командирской башенки, что обеспечивает круговое вращение и наклон прибора в вертикальной плоскости. Прибор сочленён с осветителем тягой.
В комплект прибора входят:
Прибор наблюдения ТКН-3 бинокулярный комбинированный перископ (в ночной ветви бинокулярный).
— Увеличение, кратность – дневная часть 5
– ночная часть 4,2
— Поле зрения, град. – дневная часть 10
— Дальность видения – 300-400 м
— Перископичность – 200 мм
— Оптической (дневной) системы (две ветви);
— Электронно-оптической (ночной) системы (ЭОП двухкамерного типа, одна ветвь)
— Блока питания (внутри корпуса).
Принцип действия ночной системы одинаков с принципом действия прибора ТВНЕ-4Б.
Дневная система представляет собой бинокль перископического типа и принцип работы основан на принципе действия перископа.
Для приведения прибора в боевое положение ночью необходимо:
— включить АЗР «ЛЮК» на ШРП;
— рукоятку поставить в положение «Н»;
— рычаг шторки поставить в положение «ОТКР.»;
— включить выключатель на нижней части корпуса;
— используя диафрагму, добиться нормального свечения экрана;
— включить осветитель (при необходимости), светлые ночи, в сумерки и на рассвете осветитель не включать, в этих условиях дальность видения повышается.
Для работы днём необходимо:
— рукоятку поставить в положение «Д»;
— шторку с диафрагмой закрыть;
— выключатель в положение «ВЫКЛ.».
Правила пользования ТКН-3:
— обращаться бережно, содержать в чистоте;
— тщательно оберегать от засветок, пользуясь шторкой и диафрагмой;
— рукоятку ставить в положение «НОЧЬ», открывать диафрагму и шторку только при работе ночью;
— избегать включения осветителя без необходимости;
— пользоваться обогревом защитного стекла при температуре от +10˚ до –10˚;
— при температуре +10 и выше для удаления запотевания электрообогрев включать кратковременно.
Прицел ТПН3-49 предназначен для наблюдения за полем боя и обеспечения прицельной стрельбы в ночное время.
Установлен на башне и крепится на кронштейне слева от дневного прицела.
В комплект прицела входят:
— Осветитель Л4-А со стабилизатором тока СТ-17,5;
— Кабель с розеткой;
— Техническое описание и инструкция по эксплуатации прицела и осветителя, а также паспорта на них.
— поле зрения – 6˚40‘;
— дальность видения в активном режиме – до 1300 м;
— дальность видения в пассивном режиме – до 500 м;
Прицел – пассивно-активный электронно-оптический прибор с зависимой от пушки стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости.
— голока с верхним зеркалом;
— корпус с объективом, нижним зеркалом ЭОП ЭОУ, механизм переключения ЭОП и ЭОУ, окуляром;
— механизм привода качания верхнего зеркала;
— механизмы выверки по направлению и высоте;
— рукоятка «ШТОРКА ОТКРЫТА ПРИБОР ВКЛЮЧОН»
— рукоятка «ЯРКОСТЬ МАРКИ».
Спереди в нижнем ряду:
— Сигнальные лампы «ОБОГРЕВ ГОЛОВКИ», «ОБОГЕВ ОКУЛЯРА», «АКТИВ.».
Спереди во втором ряду снизу:
— выключатель «ОБОГРЕВ ГОЛОВКИ»;
— выключатель «ОБОГРЕВ ОКУЛЯРА»;
— сигнальная лампа «ПАССИВ.».
— кронштейн для установки налобника;
— рукоятка механизма привода диафрагмы;
— выключатель светозащитного устройства;
— ключ для выверки нулевой линии прицеливания;
— механизм выверки по направлению (справа на рычаге привода зеркала);
— механизм выверки по высоте слева.
— осветитель прицельных марок;
— рукоятка переключения дистанционных шкал;
— рукоятка ввода дальности.
— рукоятка с положениями «Активное наблюдение», «Пассивное наблюдение» (поворачивает барабан с ЭОП и ЭОУ)
Правила эксплуатации ТПН3-49:
— не наводить включенный прибор на яркие источники света;
— включать прицел при закрытой диафрагме, а затем постепенно открывать её до получения достаточной яркости изображения;
— при повышенной освещённости (сумерки, на рассвете, в случае применением противником специальных осветительных средств и т.п.) необходимо пользоваться диафрагмой прицела;
— для устранения точечных засветок возникших в верхней части поля зрения, рекомендуется пользоваться шторкой. Шторку нужно применять также при наблюдении в сторону светлого горизонта;
— при длительных перерывах в наблюдении не оставлять прицел и осветитель включёнными;
— первоначально прицел включать в пассивный режим, а затем если видимость слабая переключить в активный режим и включить осветитель Л4-А;
— включать ОБОГРЕВ ГОЛОВКИ от -10˚ и ниже не рекомендуется.