Составные части и принцип работы, и материал заднего моста автомобиля ГАЗ-3221
ВВЕДЕНИЕ
В процессе эксплуатации автомобиля его рабочие свойства постепенно ухудшаются из-за изнашивания деталей, а также коррозии и усталости материала, из которого они изготовлены. В автомобиле появляются отказы и неисправности, которые устраняют при техническом обслуживании (ТО) и ремонте.
Необходимость и целесообразность ремонта автомобилей обусловлены прежде всего неравнопрочностью их составных частей (сборочных единиц и деталей). В процессе эксплуатации автомобили проходят на автотранспортных предприятиях (АТП) периодическое ТО и при необходимости текущей ремонт (ТР), который осуществляет путем замены отдельных деталей и агрегатов. Это позволяет поддерживать автомобили в техническом исправном состоянии.
При длительной эксплуатации автомобили достигают такого состояния, когда их ремонт в условиях АТП становится технически невозможным или экономически нецелесообразным. В этом случае они направляются в централизованный текущий или капитальный ремонт (КР) на авторемонтное предприятие (АРП).
Целью данного проекта является разработка технологического процесса сборки заднего моста автомобиля ГАЗ-3221 с применением наиболее прогрессивных форм и методов организации авторемонтного производства, что обеспечит повышение качества и снижение затрат на КР, улучшит условия труда АРП.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Назначение заднего моста автомобиля ГАЗ-3221
Задний мост – это механизм, служащий для передачи усилий на колеса и последующего их движения. Путь передачи крутящего момента начинается с двигателя. Затем мощность переходит на коробку передач, после на карданный вал, главную передачу, дифференциал и полуоси. Только после этого тяговые усилия приводят в действие колеса.
Сам механизм состоит из следующих деталей:
— Пустотелой балки, включающей в себя 2 штампованных кожуха, соединенных между собой.
— Картера редуктора и самого редуктора моста.
Все эти устройства тесно связаны между собой. Так, концы штампованных кожухов привариваются к фланцам, которые, в свою очередь, имеют отверстия для сальников и подшипников. Благодаря наличию этих деталей снижается риск утечки масла из оси.
Наружный конец полуоси устанавливается тормозной барабан. Задний мост, имеет в своей конструкции балку. На ее внутренней стороне привариваются направляющие полуосей, а на наружной — штампованная крышка. В крышке есть специальное маслоналивное отверстие, которое закрывается конусной пробкой. Средняя часть балки расходится и имеет небольшой проем, в котором крепится картер редуктора. Снизу детали есть маслосливное отверстие. В него вкручивается магнитная пробка, которая предотвращает внезапную утечку жидкости во время движения автомобиля.
Составные части и принцип работы, и материал заднего моста автомобиля ГАЗ-3221
Особенности конструкции картера заднего моста представлены на рисунке 1.
На автомобиле размещен жесткий задний мост в виде балки, состоящей из картера основной передачи и запрессованных в нее кожухов полуосей. Основная передача с дифференциалом представляют редуктор, который устанавливается в отверстие картера и крепится болтами.
Основой заднего моста является его картер, состоящий из двух половин — верхней и нижней, штампованных из листовой стали толщиной 3,4 мм и сваренных между собой двумя продольными швами.
Некоторые автомобили комплектуется неразъемным редуктором, части которого непосредственно размещены внутри картера моста.
Основная передача — гипоидная, ось ведущей шестерни смещена вниз сравнительно оси ведомой на 42 мм. Передаточное число основной передачи — 5,125 (на автомобилях с двигателями ЗМЗ-402 и ЗМЗ-406), или 4,556 (с двигателями УМЗ-4215).
Ведущая шестерня изготовлена вместе с валом и помещена на 2-х конических роликовых подшипниках.
Преднатяжение подшипников автомобиля ГАЗ-3221 производится распорным кольцом, размещенным на вал между ними.
Размещение ведущей шестерни сравнительно ведомой задано корректировочным кольцом, помещенным между ее внутренним подшипником и шестерней.
Ведомая шестерня зафиксирована болтами к коробке дифференциала и совместно с ней выставлена на 2-х конических роликовых подшипниках.
Расположение подшипников корректируются кольцевыми гайками и изменяется расположение ведомой шестерни сравнительно ведущей.
Рисунок -1. Картер заднего моста автомобиля ГАЗ-3221 | |
1 — тормозной барабан заднего моста; 2 — ступица заднего колеса; 3 — манжета ступицы 2,2-65х90-1; 4 — шайба упорная; 5 — кожух полуоси автомобиля; 6 — подшипники ступицы; 7 — гайка подшипников; 8 — контргайка; 9 — фланец полуоси; 10 — шпилька ступицы; 11 — прокладка полуоси; 12 — коробка сателлитов дифференциала правая; 13 — картер заднего моста; 14 — шайба опорная шестерни; 15, 19 — полуосевые шестерни; 16 — шайба опорная сателлита; 17 — сателлиты; 18 — ось сателлитов; 20 — коробка сателлитов дифференциала левая; | 21 — балка; 22 — полуось; 23 — гайка подшипников дифференциала; 24 — подшипник дифференциала; 25 — ведомая шестерня основной передачи; 26 — сапун; 27 — гайка; 28 — шайба; 29 — фланец ведущей шестерни; 30 — манжета; 31 — грязеотражатель; 32, 34 — подшипники ведущей шестерни; 33 — распорное кольцо; 35 — корректировочное кольцо; 36 — ведущая шестерня; 37 — картер редуктора автомобиля ГАЗ-3221; 38 — болт; 39 — стопорная полоса. |
Коробка сателлитов дифференциала автомобиля ГАЗ-3221состоит из 2-х звеньев, объединенных болтами. В ней размещены четыре сателлита,
две оси сателлитов и две полуосевые конические шестерни с опорными шайбами. Шлицевые концы полуосей входят в шлицевые отверстия полуосевых шестерен. На противоположных концах полуосей изготовлены фланцы, которые объединены со ступицами задних колес с помощью восьми шпилек с гайками. Каждая ступица установлена на кожухе полуосей заднего моста на 2-х конических роликовых подшипниках. Они корректируются гайками, накрученными на резьбовые концы кожухов. В ступицу запрессованы шесть болтов, к которым гайками прикрепляются парные задние колеса с тормозным барабаном.
Смазка заднего моста автомобиля ГАЗ-3221 производится трансмиссионным маслом, залитым в картер в количестве 3,0 л (2,2 л — для моста с не разборным редуктором). Подшипники колес смазываются этим же маслом, поступающим по кожухам полуосей в ступицы из картера. От вытекания масло защищено резиновыми манжетами, расположенными в ступицах и на валу ведущей шестерни. Для предупреждения увеличения давления внутри моста при его работе с левой стороны картера размещен сапун.
Корпус картера заднего моста изготавливается из материала Сталь 40.
Характеристика материала детали представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Характеристика материала Сталь 40.
Марка | Сталь 40 |
Классификация | Сталь конструкционная углеродистая качественная |
Применение | Применяется для изготовления деталей с длительным сроком службы при температуре до 425 градусов — трубы, поковки, крепежные детали, валы, диски, роторы, фланцы, зубчатые колеса, втулки. |
Характеристика материала детали по химическому составу представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Химический состав материала 40 в процентах. ГОСТ 1050 — 88
C | Si | Mn | Ni | S | P | Cr | Cu | As |
0.37 — 0.45 | 0.17 — 0.37 | 0.5 — 0.8 | до 0.3 | до 0.04 | до 0.035 | до 0.25 | до 0.3 | до 0.08 |
Механические свойства материала детали представлено в таблице 3.
Таблица 3 – Механические свойства при Т=20 o С материала 40
Сортамент | Размер | Напр. | sв | sT | d5 | y | KCU | Термообр. |
— | мм | — | МПа | МПа | % | % | кДж / м 2 | — |
Лист термообработ., ГОСТ 4041-71 | 4 — 14 | 510-660 | ||||||
Трубы холоднокатан. | Нормализация | |||||||
Трубы горячекатан. | ||||||||
Пруток калиброван., ГОСТ 10702-78 | Отжиг | |||||||
Прокат отожжен., ГОСТ 1050-88 | ||||||||
Прокат нагартован., ГОСТ 1050-88 | ||||||||
Прокат, ГОСТ 1050-88 | до 80 | Нормализация | ||||||
Лента нагартован., ГОСТ 2284-79 | 690-1030 | |||||||
Лента отожжен., ГОСТ 2284-79 | 440-690 | |||||||
Полоса, ГОСТ 1577-93 | 6 — 60 | Нормализация |
Твердость 40 , Лист термообработ. ГОСТ 4041-71 | HB 10 -1 = 167 МПа |
Твердость 40 , Прокат калиброван. нагартован. ГОСТ 1050-88 | HB 10 -1 = 241 МПа |
Твердость 40 , Прокат горячекатан. ГОСТ 1050-88 | HB 10 -1 = 217 МПа |
Твердость 40 , Прокат калиброван. отожжен. ГОСТ 1050-88 | HB 10 -1 = 197 МПа |
Твердость 40 , Прокат горячекатан. отожжен. ГОСТ 1050-88 | HB 10 -1 = 187 МПа |
Физические свойства стали марки 40 приведены в таблице 4:
Таблица 4 – Физические свойства и характеристики стали при различных температурах и других условиях.
T Град | E 10 — 5 МПа | α 10 6 1/Град | λ Вт/(м·град) | p кг/м 3 | C Дж/(кг·град) | R 10 9 Ом·м |
2.13 | 51.5 | |||||
2.1 | 11.9 | 50.6 | ||||
1.98 | 12.7 | 48.1 | ||||
1.9 | 13.5 | 45.6 | ||||
1.85 | 14.05 | 41.9 | ||||
1.79 | 14.5 | 38.1 | ||||
1.67 | 14.9 | 33.5 | ||||
1.6 | 15.15 | |||||
12.5 | 24.8 |
sв | — Предел кратковременной прочности , [МПа] |
sт | — Предел пропорциональности (предел текучести для остаточной деформации), [МПа] |
d5 | — Относительное удлинение при разрыве , [ % ] |
y | — Относительное сужение , [ % ] |
KCU | — Ударная вязкость , [ кДж / м 2 ] |
HB | — Твердость по Бринеллю , [МПа |
T | — Температура, при которой получены данные свойства , [Град] |
E | — Модуль упругости первого рода , [МПа] |
a | — Коэффициент температурного (линейного) расширения (диапазон 20 o — T ) , [1/Град] |
l | — Коэффициент теплопроводности (теплоемкость материала) , [Вт/(м·град)] |
r | — Плотность материала , [кг/м 3 ] |
C | — Удельная теплоемкость материала (диапазон 20 o — T ), [Дж/(кг·град)] |
R | — Удельное электросопротивление, [Ом·м] |
Дефектация заднего моста автомобиля ГАЗ-3221
Дефектацию заднего моста автомобиля ГАЗ-3221 во время эксплуатации транспортного средства выполняют по таблице 5.
Таблица 5 – Возможные неисправности заднего моста
Автомобиль ГАЗ 3302 – вторая жизнь «полуторки»
В начале девяностых, на рынке автотранспорта, пустующий сегмент малотоннажных автомобилей заполнила новая модель – автомобиль ГАЗ 3302, получившая название «Газель». Специалисты горьковского автозавода снова создали машину, которая стала второй легендарной «полуторкой».
Конструктивная схема ГаЗ 3302 позволила максимально компактно разместить силовые агрегаты и кабину водителя.
Это дало возможность установить большую грузовую платформу на, сравнительно небольшой, кузов ГАЗ 3302. В то же время автомобиль получился легкоуправляемым и маневренным.
Машина сразу же понравилась, как представителям авотранспортных компаний, промышленных предприятий, так и частным предпринимателям, фермерам и бизнесменам. Модель ГАЗ 3302, расход топлива которой (11,5 л. на 100 км) не превышает волговский, сразу стала незаменимым помощником в промышленности, торговле и сельском хозяйстве. «Газель» стала действительно народным автомобилем, так же, как в свое время была «полуторка» ГАЗ АА. Небольшие размеры ГАЗ 3302 и малый радиус поворота (м — 5,5) сделали ее востребованной для эксплуатации в условиях больших городов, портов, складов и приусадебных участков.
Камаз 55111: технические характеристики, грузоподъемность, схема электропроводки (фото, видео, отзывы).
Краткое описание и технические характеристики Камаз 4310 на этой странице.
Характеристики и устройство автомобиля ГАЗ 3302
Благодаря качественной работе конструкторов горьковского автозавода, устройство ГаЗ 3302 получилось очень простым в обслуживании и ремонте. Изначально, машина получила силовой агрегат, соответствующий мировым стандартам. На первые машины устанавливался бензиновый двигатель ГАЗ 3302 (ЗМЗ-4025). Его рабочий объем (2,445) и степень сжатия (6,7) позволяли развивать мощность до 90 лошадиных сил. Позже «Газель» стала комплектоваться двигателем ЗМЗ-4026 (100 л.с.), а затем семейством двигателей ЗМЗ-406. На эту модель устанавливался и дизельный двигатель, но он так и не стал популярным, так как требовал доработки подвески, трансмиссии и тормозной системы. Сейчас выпускаются модели с дизельным мотором и модернизированной трансмиссией.
Коробка передач ГАЗ 3302 за годы выпуска не претерпела особых изменений, так как изначально была сконструирована очень удачно. Это трехвальная, пятиступенчатая и полностью синхронизированная конструкция с оптимальными, для данного типа машин, передаточными числами (I — 4,05; II — 2,34; III — 1,395; IV — 1,0; V — 0,849; 3X — 3,51). Главный редуктор ГАЗ 3302 гипоидного типа с передаточным числом 5,125. Такие величины передаточных чисел сделали «Газель» способной динамично разгоняться и преодолевать крутые подъемы даже с максимальной загрузкой (1500 кг).
Надежная тормозная система и мощная рама ГАЗ 3302 в сочетании с малой погрузочной высотой, сделали авто самым востребованным малотоннажным грузовиком. Для городской эксплуатации не нужно специальных разрешений, так как автомобиль может двигаться под знаки, запрещающие движение грузовиков. Максимальная скорость 115км/час дает возможность совершать, как короткие, так и длинные междугородние рейсы. Удобная и просторная кабина и эргономическое кресло водителя пришлись по душе всем, кто ездит на «Газели» на протяжении многих лет. Практичная панель приборов ГАЗ 3302 дает возможность максимально контролировать все параметры работы машины.
Характеристики моделей | ГАЗ 3302 дизель | ГАЗ-33023 | ГАЗ 330202 2.3 |
Мощность двигателя | 120 л.с. | 108 л.с. | 98 л.с. |
Максимальная скорость | 115 км/ч | 130 км/ч | 115 км/ч |
Грузоподъемность | 1600 кг | 1500 кг | 1500 кг |
Годы выпуска | С 2003 | С 2003 | 2003-2009 |
Основные преимущества автомобиля:
- приемлемая цена;
- простота конструкции;
- отличная маневренность и динамика;
- низкая погрузочная высота платформы;
- доступность запасных частей и агрегатов;
- надежность работы в любых климатических условиях.
Газ 33081: садко, егерь, вепрь, технические характеристики (фото, цена).
Полный обзор малотоннажного автомобиля ЗИЛ 5301 тут.
Описание и технические характеристики труженика под номером 3307 здесь.
Заслуженная популярность на рынке – результат невысокой цены и хорошего качества
Оптимальное соотношение цены и качества позволяет этой модели, на протяжении многих лет, удерживать первые позиции на рынке легких грузовиков на территории бывшего Советского Союза. Устойчивая популярность продиктована невысокой ценой самого автомобиля и доступностью запасных частей. К примеру, сцепление ГАЗ 3302 будет стоять в 2.5 раза дешевле, чем к аналогичной модели грузовика Мерседес, МАN или др. Сложившаяся в этом сегменте рынка ситуация, говорит о высокой конкурентоспособности российского грузовика. Кроме отечественных покупателей, модель очень популярна среди автомобилистов Украины, Молдовы, Белоруссии и других стран постсоветского прстранства.
Простота конструкции и свободный доступ к узлам автомобиля, позволяет поменять, катушку, трамблер или радиатор ГАЗ 3302 за 15-20 минут, даже в дорожных условиях. Доступно расположен и высокоэффективный отопитель ГАЗ 3302. Его работа удовлетворят пользователей даже в сильные морозы. Простая электросхема ГАЗ 3302 позволяет в считанные минуты определить любую неисправность в процессе эксплуатации электрооборудования. Приобрести запчасти на «Газель» можно быстро, как в реальных торговых точках, так и в интернет-магазинах автозапчастей.
Положительная характеристика ГАЗ 3302 среди автомобилистов, основана на ее высокой надежности и практичности. Трудолюбивая и быстрая «Газель» уже два десятка лет успешно эксплуатируется в самых различных климатических условиях РФ и стран СНГ. Это самый яркий представитель пятого поколения горьковских малотоннажных грузовиков.