- ВАЗ 2109 крепление колес, замена изношенных деталей
- Привод передних колес
- Задняя подвеска автомобиля
- Часто встречающиеся дефекты ходовой части
- Замена шарнира равных угловых скоростей
- Замена шаровой опоры
- Замена подшипника задней ступицы
- Замена тормозного диска
- Замена ступичного подшипника ВАЗ 2108, 2109, 21099 своими руками
- Что такое ступичный подшипник
- Признаки неисправности
- Диагностика ступичного подшипника, причины и признаки поломки
- Когда следует менять подшипник передней ступицы
- Что приводит к быстрому износу
- Как произвести замену на ВАЗ 2109
- Необходимый инструмент
- Инструментарий на фото
- Последовательность действий
- Три способа как заменить подшипник передней ступицы на Ваз 2109 своими руками
- Подготовительные мероприятия перед заменой
- Метод №1 — замена без снятия стойки и без развала в дальнейшем
- Порядок выполнения:
- Как снять подшипник на Ваз 2109 методом №2 со снятием стойки, но без использования съемника
- Порядок выполнения:
- Как поменять деталь на Ваз 2109 методом № 3 без снятия стойки и без применения съемника
- Порядок выполнения:
- Выбор переднего ступичного подшипника для Ваз 2109
- Замена при неснятой стойке
- Установка
- Замена без съемника с демонтажем стойки
- Замена без демонтажа стойки и съемника
- Видео замена переднего ступичного подшипника ВАЗ 2109, ВАЗ 21099
ВАЗ 2109 крепление колес, замена изношенных деталей
Редко у кого в семье нет автомобиля. Российский водитель от своих зарубежных коллег отличается способностью не только заменить неисправное колесо, но и стремлением своими руками что-то исправить или улучшить в машине.
Банальная мысль, но машина передвигается на колесах. Поэтому своевременный осмотр ходовой части и ее поддержание в рабочем состоянии немаловажный фактор безаварийной эксплуатации автомобиля.
Привод передних колес
Автомобиль ВАЗ 2109 переднеприводной, соответственно передняя подвеска является основным узлом при передаче крутящего момента на колеса.
Регулярная профилактика ходовой части, к которой относится и крепление колес ВАЗ 2109, продлит срок службы машины и сохранит здоровье пассажиров в пути.
Основные элементы передней подвески:
- крепление колеса ВАЗ 2109;
- направляющее устройство;
- элементы, гарантирующие упругость;
- элемент, гасящий вибрации.
Подвеска машины реализована на принципе ʺкачающейся свечиʺ, что повышает эластичность подвески и уменьшает нагрузки на пружины.
Крепление колеса в ВАЗ 2109:
- ступица;
- тормозной диск;
- подшипник;
- шаровая опора;
- поворотный кулак;
- ШРУС.
Задняя подвеска автомобиля
Основным конструктивным элементом задней подвески является центральная сварная балка. К боковым фланцам балки прикручены ступицы, являющиеся ведущей деталью крепления колес.
Крепление заднего колеса на ВАЗ 2109 отличается устройством тормозов, на задней подвеске тормоза барабанного типа, и отсутствием шаровой опоры.
Часто встречающиеся дефекты ходовой части
Крепление колеса на ВАЗ 2109 имеет несколько слабых звеньев:
- износ тормозных колодок;
- возможность неисправности шаровой опоры;
- выход из строя подшипника ступицы;
- поломки ШРУС.
Замена шарнира равных угловых скоростей
Узнать о степени износа ШРУС можно: проверив люфт вала привода или проведя поверхностный осмотр состояния шарнира вывернув колесо автомобиля. При наличии люфта вала привода или нарушении оболочки пыльника шарнира, ШРУС необходимо заменить. Замена этой детали довольно трудоемка, ее лучше выполнять с помощником. Не рекомендуется одновременное снятие левого и правого шарнира, во избежание смещения шестерней.
Порядок действий при замене ШРУС:
- обеспечить неподвижное положение автомобиля;
- используя торцевую головку с воротком снять ступичную гайку;
- ослабить болты на колесе;
- поднять домкратом машину;
- полностью выкрутить болты на колесе и снять его;
- слить масло из коробки передач;
- освободить поворотный кулак от шаровой опоры, убрав болты крепления;
- вывернуть руль до полного выдвижения наконечника рулевой тяги;
- сдвинув на себя тормозной диск и стойку, вынуть шлицевую часть шарнира;
- извлечь внутренний ШРУС и привод, проверить целостность сальников;
- приступить к демонтажу наружного ШРУСа;
- поручить помощнику удерживание полуоси газовым ключом или ручными тисками;
- удалив чехол, резкими ударами увесистого молотка снять наружный привод;
- установить на полуось новые детали, пыльник защелкнуть на ШРУСе.
Замена шаровой опоры
Российские автомобильные дороги, к сожалению, не способствуют долговременной эксплуатации некоторых деталей автомобилей. Средний срок службы шаровой опоры составляет 30 000-40 000 км пробега. Меняются они, как правило, в паре, цена детали невелика и замена не представляет особых сложностей.
Инструкция по замене шаровой опоры:
- закрепить неподвижно автомобиль;
- ключом на 19 ослабить болты на колесе;
- приподнять домкратом сторону машины, где производится замена;
- выкрутить болты и снять колесо;
- проникающей смазкой обработать все соединения шаровой опоры, оставить на 10 минут;
- выкрутить ключом на 17 крепление опоры;
- съемником вынуть ʺпалецʺ опоры;
- проверить работоспособность опоры, если ʺпалецʺ свободно вращается, деталь сильно изношена;
- подобным образом проверить новую деталь, ее ʺпалецʺ не должен двигаться с места;
- перед монтажом новой шаровой опоры набить смазку под пыльник;
- проверить износ болтов крепления, при необходимости заменить вместе с шайбами;
- вставить ʺпалецʺ в отверстие ступицы и наживить гайкой;
- монтировкой совместить отверстия на корпусе шаровой и на рычаге подвески;
- наживив болты, полностью их закрутить;
- надежно зафиксировать болты крепления опоры.
Замена подшипника задней ступицы
На ВАЗ 2109 крепление колеса к ступице осуществляется шариковым двухрядным подшипником. Подшипник деталь, не подлежащая ремонту, возможна только замена. Времени на работу уходит немного, но только при наличии необходимых инструментов: торцевого ключа с головкой 12 дюйма и съемника для подшипника. Работы выполняются сначала с одной стороны, затем с другой, заменить придется не только подшипник, но и гайку ступицы.
- закрепить машину в неподвижном положении включив первую передачу;
- сняв защитный колпак, расконтрить гайку задней ступицы;
- установить домкрат (без подъема агрегата) и стронуть болты крепления колеса;
- используя прочный рычаг ослабить гайку ступицы;
- максимально поднять машину, применив для этого надежный упор;
- снять колесо, тормозные колодки и барабан;
- отвернуть гайку и снять упорную шайбу;
- съемником выпрессовать ступицу с цапфы;
- убрать стопорное кольцо из ступицы;
- выпрессовать подшипник, используя съемник и очистить поверхность ступицы;
- установить новую деталь и стопорное кольцо;
- соответствующей оправкой ступицу напрессовать на ось, усилие в этом действии прикладывается к внутреннему ободу подшипника;
- окончательно закрепить гайку ступицы и законтрить ее, установить на место защитный колпак.
Замена тормозного диска
Тормозные диски располагаются в узле крепления передних колес. Их допустимая толщина не менее 10,8 мм, осевое биение не более 0,15 мм. При обнаружении признаков износа тормозных дисков их необходимо заменить, так как снижается результативность торможения. Диски лучше менять парой, на левом и правом колесах.
- приобрести диски, соответствующие модификации ремонтируемой машины;
- машину поставить на первую передачу и надежно застопорить;
- ослабить крепление колесных болтов;
- поднять автомобиль с ремонтируемой стороны, снять колеса и тормозные колодки;
- отвернув болты крепления колодок снять тормозной механизм в сборе (тормозной шланг ни в коем случае не отсоединять от колесного цилиндра);
- оставить тормозной шланг в подвешенном состоянии, без перекручивания и натяжения;
- очистить диск, обработать жидкостью WD-40 и оставить до растворения ржавчины;
- убрать направляющие штифты и снять диск (сильно приржавевшие диски можно снять резиновым молотком);
- новая деталь устанавливается в обратном порядке.
Соответствующие фото и видео, помогут детально изучить процесс замены пришедших в негодность деталей и поспособствуют качественной работе автолюбителя.
Замена ступичного подшипника ВАЗ 2108, 2109, 21099 своими руками
Что такое ступичный подшипник
Ступичный подшипник — важнейшая деталь автомобиля. Его главная задача — обеспечить плавное и равномерное вращение колеса. Он выступает в качестве связующего звена между осью машины и ступицей (на которую с помощью шпилек крепятся тормозные диски и колесо). Увидеть ступичный подшипник снаружи невозможно. Чтобы до него добраться, придётся снимать с машины так называемый поворотный кулачок, внутри которого и находится этот подшипник.
Внешний вид ступичного подшипника автомобиля ВАЗ 2109
Схема расположения ступичного подшипника на ВАЗ 2109
Конструкция подшипников может быть разной. Они бывают как шариковыми, так и роликовыми (это зависит как от марки подшипника, так и от автопроизводителя). Поскольку речь в статье идёт об автомобиле ВАЗ 2109, то автовладельцу придётся иметь дело с двухрядными ступичными шариковыми подшипниками закрытого типа, более известными как HUB-1. Именно их ставят практически на все «девятки», причём надёжность данных подшипников оставляет желать лучшего.
Признаки неисправности
О поломке, в частности, свидетельствуют:
- появление шума спереди (там, где находятся стойки) при движении;
- в салоне чувствуется довольно сильная вибрация (возникает она обычно, если смазка подсыхает или при чрезмерном загрязнении подшипника);
- слышится хруст или металлический скрежет (слом элемента).
Читайте также: Замена патрубков охлаждения ВАЗ-2109
Чтобы подтвердить свои подозрения, протестируйте узел следующим незамысловатым способом:
- проблемную сторону поднимают на домкрате;
- снимают колесо;
- диск прокручивают вручную.
Плавное его движение свидетельствует об исправности, наличие характерного звука перекатывающихся шариков говорит о приходе в негодность подшипника.
Приступая к замене вышеупомянутой детали, выберите один из описанных в этой статье способов наиболее вам подходящий.
Диагностика ступичного подшипника, причины и признаки поломки
Коротко перечислим признаки данной поломки:
- Шум во время езды спереди (справа или слева), при поворотах так же раздается шум или вой.
- Вибрация в салоне — признак того что требуется ремонт, так как возможно высохла смазка или попало много грязи.
- Скрежет или хруст — говорят о том что, передний ступичный подшипник уже развалился.
Прежде чем делать поспешные выводы, сделайте пошаговую диагностику:
- Поднимите домкратом ту сторону, где есть характерные признаки, но перед этим снимите колесо.
- Покрутите диск руками, если есть звук «перекатов» или другой шум — нужна замена. При исправном изделии вращение плавное, без заедания и шума.
- Снимите диск тормоза, проверьте люфт ступицы, перемещая её руками в осевом направлении – если ощущаете ход без замеров, то необходима замена подшипника передней ступицы.
Совет:Прежде чем разбирать узел, попробуйте подтянуть ступичную гайку, потом сделайте диагностику снова. Велика вероятность, что шум уйдет, но это ненадолго, по крайней мере, это позволит проехать ещё 100-200 км.
Причины поломки:
- Не бережливая езда, по ямам, выбоинам в асфальте.
- Частый перегрев механизма.
- Повреждение пыльника, загрязнение запчасти изнутри.
- Износ изделия согласно гарантийному сроку службы (заявлено 60 тыс. км).
- Неисправность других элементов (нарушена балансировка тормозного диска, износ поворотного механизма или дисбаланс колес и прочее).
Обязательно посмотрите видео, как проверить ступичный подшипник:
Как проверить ступичный подшипник
Когда следует менять подшипник передней ступицы
Сразу следует сказать, что подшипники как на передних, так и на задних ступицах ВАЗ 2109 не имеют строго оговорённого срока службы. Если брать усреднённые данные, приводимые самими автовладельцами, то получится, что новый ступичный подшипник отечественного производства может успешно пройти до 100 000 километров.
После этой цифры могут начаться проблемы.
Что приводит к быстрому износу
- Плохие дороги. В ходе движения по плохой дороге на ступичные подшипники действует не только сила трения, но и огромные ударные нагрузки. Некоторое время подшипник успешно справляется со всем этим, но потом может возникнуть так называемая «усталость металла», которая и приведёт к быстрому разрушению этой детали.
- Перегрев. В ходе работы подшипник то нагревается, то остывает. Такие перепады температур вредны для любой детали, но в нашей стране они усугубляются ещё и климатом (регулярный нагрев и резкое охлаждение на морозе в 40 градусов явно не пойдёт подшипникам на пользу).
- Агрессивная среда. Это означает, что в ступицу иногда попадает влага, грязь, химические реагенты, которыми посыпают дороги. Грязь и песок могут действовать как абразив, а влага и химия могут вызывать коррозию.
Итог один: преждевременный износ.
Главным признаком того, что подшипники пора менять, является характерное низкое гудение, возникающее в районе колеса во время движения машины. И чем выше скорость движения машины, тем гудение громче. Вначале, когда подшипник ещё не очень изношен, это гудение практически не слышно, оно то появляется, то пропадает. Но по мере износа оно перерастает в настоящий вой, который трудно не услышать.
Если подшипник уже «завыл», это означает только одно: нужно срочно его менять. Если этого не сделать, колесо просто заклинит. А если это произойдёт во время движения на высокой скорости, машину обязательно занесёт, что, в свою очередь, приведёт к ДТП.
Как произвести замену на ВАЗ 2109
В целом процесс замены делится на несколько этапов, но перед этим следует запастись всем необходимым.
Необходимый инструмент
Съёмник для ступичных подшипников (можно приобрести в любом автомагазине, либо сделать самостоятельно), накидной ключ на 19, накидной ключ на 17, торцовый ключ с головкой на 30, отвёртка (с плоским жалом), круглогубцы, тиски.
Инструментарий на фото
Щётка металлическая
Тиски для выпрессовки, средних размеров
Комплект накидных ключей
Круглогубцы для снятия стопорного кольца
Плоская отвёртка, средних размеров
Торцовая головка на 30
Съёмник для выпрессовки подшипников
Последовательность действий
- Прежде всего, в машине следует включить первую передачу, после чего автомобиль ставится на ручник. Под задние колёса необходимо поместить противооткатные башмаки.
- Автомобиль поддомкрачивается, колесо, в ступице которого повреждён подшипник, снимается.
Машина на домкрате, колесо снято, видна ступица
Гайка откручивается головкой на 30
Накидным ключом откручиваются болты шаровой опоры
Выбивать ступицу лучше трубой, подходящей по диаметру
Снимать кольцо лучше всего круглогубцами
Выпрессовка подшипника съёмником
Подшипник успешно выдавлен съёмником
Три способа как заменить подшипник передней ступицы на Ваз 2109 своими руками
Есть три популярных метода, которые различаться по скорости и качеству замены. В зависимости от вашей потребности выбирайте подходящий для вас вариант замены. Перед непосредственным выполнением операций ознакомьтесь с устройством узла.
1 | 2108-3001014 | Кулак поворотный |
2 | 2108-3001060 | Кольцо грязезащитное внутреннее |
3 | 2108-3001061 | Кольцо поворотного кулака грязезащитное |
4 | 2108-3103032 | Кольцо стопорное подшипника пер. |
5 | 21080-3103020-02 | Подшипник 256907 передней ступицы |
6 | 2108-3103012 | Ступица |
7 | 2108-3103061 | Кольцо грязезащитное передней ступицы |
8 | 2108-3103079 | Шайба ступицы |
9 | 2108-3103065 | Колпак ступицы |
10 | 2108-3103068 | Кольцо уплотнительное колпака ступицы |
11 | 2110-3103065 | Колпак ступицы |
12 | 1/40442/71 | Гайка ступицы |
Подготовительные мероприятия перед заменой
Не зависимо от выбранного варианта замены, понадобится минимальный набор инструментов:
- Большая отвертка.
- Ключи: 17, 13, 10.
- Шестигранник на 10.
- Молоток и зубило.
- Длинный ключ на 30 или головка на 30 с воротком.
- Ступичный съемник для ВАЗ (фото).
- Оправки (или головки) для выбивания старой детали из ступицы.
- Ключ динамометрический.
Подготавливаем автомобиль, ставим на ровную поверхность, так же понадобится яркое освещение. Вы быстрее выполните всю работу с помощником, а так же если воспользуетесь смотровой ямой (эстакадой). Поставьте первую передачу, а под задние колеса обязательно выставьте упоры.
Совет:Рекомендуется для работы первый, более эффективный и качественный вариант замены, так как запрессовка и выпрессовка производиться с помощью съемного устройства, безударным способом.
Метод №1 — замена без снятия стойки и без развала в дальнейшем
Снимается только колесо, диск, суппорт и ступица. Сама замена производиться непосредственно на автомобиле, без снятия стойки. Кроме перечня инструментов для замены обязательно потребуется универсальный съемник ступичных подшипников.
Порядок выполнения:
- Сначала откручиваем болты у тормозного барабана.
- Снимаем барабан, далее откручиваем два болта крепления шаровых опор.
- Теперь вынимаем из передней ступицы с поворотным кулаком вал ШРУСа, тут хватит и усилия рук.
- Для удобства выполнения операций по замене, рулевой наконечник рекомендуется отсоединить от стойки.
- Следующий шаг – вынимаем переднюю ступицу из кулака. Используйте зубило, выбейте её как показано на фото.
- Другой вариант демонтажа ступицы Ваз 2107 – с помощью барабана от тормозов, прикрепляем его болтами к ступице, как показано на фото, затем с некоторыми усилиями выдергиваем ступицу.
- После демонтажа передней ступицы, убираем её в сторону.
- Вынимаем стопорное кольцо из кулака, в котором осталась наружная часть старого ступичного подшипника.
- Теперь понадобится вот такой универсальный съемник. Покажите в магазине фото, для приобретения.
- Установку приспособление в кулак делаем согласно схеме.
- Монтируем съемник на поворотный кулак следующим образом.
- Затягиваем болт съемного приспособления, начинаем процесс выпрессовки.
- Постепенно деталь выйдет из цапфы, теперь переходим к ступице.
- Снимаем защитный кожух, затем стаскиваем внутреннюю обойму со ступицы.
- Если у вас универсальное приспособление, надеваем его, как показано на фото.
- Кольцо со ступицы спрессовывается следующим образом.
Совет:Если у вас нет универсального съемного устройства то, как вариант – стащите обойму со ступицы острым зубилом, или надпилите обойму болгаркой и расколите аккуратно молотком.
- Переходим к установке нового изделия. Для начала отчищаем внутреннюю поверхность кулака, обязательно смазываем солидолом.
- Устанавливаем съемник с новым передним ступичным подшипником по аналогии пунктов 9-10.
Совет:К этому времени, желательно охладить новый передний ступичный подшипник, например в холодильнике и запрессовка пройдет намного легче.
- Деталь ставим в кулак ровно и без перекосов, и только потом затягиваем приспособление, запрессовываем.
- Теперь надеваем ступицу, если потребуется – запрессовываем. Дальнейшая сборка делается в обратной последовательности. Начинаем со ступичной гайки, затягиваем её динамометрическим ключом с усилием 20 Н*М.
Как снять подшипник на Ваз 2109 методом №2 со снятием стойки, но без использования съемника
Снимается вся конструкция, вместе с поворотным кулаком. Замена детали происходит непосредственно на стойке (можно со съемным устройством). Не потребуется делать сход-развал.
Порядок выполнения:
- Откручиванием и снимаем так же рулевой наконечник.
- После этого потребуется освободить стойку от верхних болтов под капотом.
- Так же вынимаем узел стойки из ШРУСа, отсоединяем от автомобиля.
- Теперь меняем деталь, способами, описанными выше. Либо при помощи съемника, или используем оправки для выбывания и дальнейшей запрессовки нового ступичного переднего подшипника
Важно знать:Не рекомендуется применять ударные методы, особенно при монтаже новой детали. Воспользуйтесь вариантами запрессовки, описанными в способе №1 или в №3.
Как поменять деталь на Ваз 2109 методом № 3 без снятия стойки и без применения съемника
Демонтируется поворотный механизм в сборе со ступицей. Потом выбивается сама ступица из цапфы (можно со съемным устройством или прессом). Потребуется делать сход-развал.
Порядок выполнения:
- После демонтажа суппорта, откручиваем два болта крепления стойки.
- Так же как описано выше, демонтируем поворотный механизм от шаровых опор, вынимаем ШРУС. Затем на столе откручиваем со ступицы барабан (или выполняем это заранее).
- Снимаем защитный кожух.
- Кулак освобождаем от лишних элементов и зажимаем в тиски.
- Выбиваем ступицу, а далее старый ступичный подшипник, либо воспользуемся тисками, прессом или съемником.
- Устанавливаем новое изделие, без перекосов зажимаем конструкцию в тисках, как показано на фото, запрессовываем.
Выбор переднего ступичного подшипника для Ваз 2109
Главная задача при замене – обеспечить продолжительный срок службы. Ни для кого, ни секрет, что качество запчасти играет огромную роль, и от этого зависит, сколько прослужит вам новая деталь.
При выборе обязательно знайте точную маркировку (артикул или номер) переднего подшипника. На ВАЗ 2109 стоит радиально-упорный шариковый двухрядный тип с густой смазкой внутри, маркировка согласно ГОСТ – 256907С17. Зарубежный аналог – 309726DA.
Замена при неснятой стойке
Такой способ позволит обойтись последующего без развала. Тут требуется снять:
- колесо вместе с диском;
- суппорт и непосредственно ступицу.
Замену производят прямо на машине, не снимая стойки. Здесь придется работать со съемником. Процедуру выполняют так:
- свинчивают болты с барабана тормозного и снимают его;
- убирают шаровые опоры;
- из передней ступицы вытаскивают ШРУС, а затем удалят и ее саму, воспользовавшись зубилом;
- из кулака поворотного вытаскивают стопорное кольцо (в нем находится внешняя часть испорченного подшипника);
- съемник устанавливают прямо на кулак;
- затягивая болт приспособления, выпрессовывают деталь;
Когда она полностью покинет цапфу, демонтируют защиту, потом снимается ступица, из которой извлекается внутренняя обойма.
Без съемника последнюю удалить также можно, но для этого понадобится зубило. Еще довольно просто надрезать болгаркой, а затем расколоть тяжелым молотком.
Установка
У кулака очищают внутреннюю поверхность от загрязнений и наносят на нее смазку (солидол). Съемник с новым подшипником устанавливают на место и впрессовывают его. Чтобы процесс прошел легче, его предварительно рекомендуется хорошенько охладить в морозильной камере.
Исправный узел вставляют внутрь кулака максимально ровно, стараясь не допускать перекоса. После монтажа подшипника, вновь надевают ступицу и при необходимости запрессовуют. Все остальные этапы работ производятся в обратном порядке.
Ступичную гайку необходимо затянуть при помощи динамометрического ключа (требуемое усилие составляет 20 Н*М).
Замена без съемника с демонтажем стойки
В этом случае всю конструкцию необходимо полностью снять с автомобиля, в том числе поворотный кулак. Замена пришедшей в негодность детали производится прямо на стойке. Достоинством данного способа является отсутствие необходимости впоследствии заниматься сходом-развалом.
Все работы осуществляются в следующем порядке:
- снимается рулевой наконечник;
- выкручиваются верхние болты, держащие стойку (они находятся в подкапотном пространстве);
- далее она извлекается из ШРУС и вытаскивается из машины.
Подшипник меняют, а стойку монтируют на место.
Замена без демонтажа стойки и съемника
В этом случае необходимо снять полностью поворотный механизм с установленной ступицей. Затем ее выбивают. По завершении работ придется проверить развал-схождение.
Последовательность действий здесь выглядит таким образом:
- снимается суппорт;
- свинчиваются болты, фиксирующие стойку;
- забирается поворотный механизм;
- извлекается затем ШРУС;
- со ступицы скручивают барабан;
- демонтируют защиту;
- освобожденный от других элементов кулак закрепляют в тисках;
- ступица выбивается, а после удаляется подшипник.
Читайте также: Разболтовка колесных дисков ВАЗ-2109