Смета выполненных работ по ремонту автомобиля
Чтобы зафиксировать обслуживание транспортного средства в конкретном автосервисе, заполняется заказ-наряд на ремонт автомобиля. Он содержит информацию об объеме работ, которые проводит исполнитель, и, по сути, представляет собой договор между сторонами. Когда форма грамотно заполнена, это предотвратит недопонимания между клиентом и мастером. В конце статьи можно скачать образец.
Общее содержание документа
Форма содержит в себе следующие сведения:
- наименование и местонахождение организации-исполнителя;
- контакты заказчика услуг по ремонту;
- примерный срок выполнения работ;
- перечень предоставляемых услуг;
- список материалов и запчастей;
- стоимость услуг и порядок расчетов.
Следует вписать отличительные характеристики автомобиля: государственный номер, марку, цвет, номер двигателя. Также указывается его примерная стоимость, размер которой назначается по взаимному согласованию.
Важно! Помимо сведений, которые содержит типовая форма, в бланк можно включить сроки акций и информацию о гарантиях, предоставляемых сервисом.
Почему нужно заполнять бланк
Заполненный бланк может понадобиться при разрешении разногласий с клиентами. Легче договориться в ситуациях, когда сами работники допустили ошибку в установке либо был брак в запчастях, приобретенных исполнителем. Однако когда детали приобрел клиент, а сотрудники станции техобслуживания установили ее, и обнаружились неполадки, заполненный бланк определит порядок разрешения возникшей проблемы.
В документе содержится подробная информация об использованных запчастях и проделанных операциях. Эти сведения нужны для точного расчета стоимости ремонта. Он может иметь функцию счета для оплаты или использоваться как договор между станцией техобслуживания и заказчиком. Скачать типовой образец документа можно по ссылке ниже.
Смета выполненных работ по ремонту автомобиля
Акт выполненных работ по ремонту автотранспортного средства, оформляемый между автосервисом и клиентом, представляет собой документ первичного учета. При его составлении субъект предпринимательской деятельности должен в точности придерживаться требований действующего в России законодательства ФЗ №129.
Форма документа
На сегодняшний день форма акта выполненных работ не утверждена на законодательном уровне. В связи с этим, коммерческие фирмы и индивидуальные предприниматели могут использовать в работе документ, составленный произвольно, ориентируясь на типовой образец бланка КС-2.
При проведении проверки хозяйственной деятельности автосервиса представители контролирующих органов будут выборочно изучать первичную документацию, в частности, акты и обращать внимание на следующие моменты:
- полноту отражения сделки;
- наличие случайных или умышленных ошибок;
- точность указанных данных;
- наличие подписей и печатей ответственных сторон.
По результатам проверки контролирующие органы выносят решение, и, если есть для этого основания, применяют финансовые взыскания.
Каждый руководитель автосервиса может бесплатно скачать этот бланк внизу статьи. При необходимости типовой документ корректируется, и подгоняется под деятельность конкретной организации.
Содержание
Акт выполненных работ, быстро скачать образец которого можно на этой странице, должен содержать обязательные показатели и признаки хозяйственной операции. В этом бланке должны присутствовать:
- реквизиты автосервиса и заказчика;
- перечень предоставленных услуг;
- цена за каждую услугу;
- общую стоимость технического обслуживания или ремонта транспортного средства;
- дату и место составления;
- порядковый номер;
- сроки проведения ремонта машины;
- подписи ответственных лиц и печати;
- наличие претензий и т. д.
Этот документ, образец которого читатели могут скачать абсолютно бесплатно, является подтверждением факта полного выполнения работ. Он составляется минимум в 2-х экземплярах и является официальным подтверждением доходов исполнителя и расходов клиента.
РЕМОНТ АВТОМОБИЛЯ
Бюджетные учреждения, имеющие на балансе автотранспортные средства, несут расходы на их содержание, в том числе на ремонт. Организовать ремонт автомобиля сегодня не проблема. А вот как правильно учесть ремонтные работы и запчасти — задача для бухгалтера непростая.
Автомобиль давно перестал быть роскошью и является средством передвижения. В процессе эксплуатации он может потребовать ремонта. Кроме того, существует необходимость замены изношенных запасных частей.
В зависимости от объема и периодичности выполняемых работ различают три вида ремонта: текущий, средний и капитальный.
Основная задача текущего ремонта — профилактическая. Его проводят, чтобы предохранить транспортные средства от преждевременного физического износа.
Средний ремонт делается с той же целью, что и текущий: он нужен, чтобы автотранспортные средства не изнашивались раньше времени. Отличие среднего ремонта от текущего в том, что он производится реже, как правило, раз в год. При этом в ремонтируемом объекте заменяется часть основных деталей.
Когда полностью разбирается двигатель, а базовые и корпусные детали и узлы ремонтируются либо заменяются на более современные, такой ремонт считается капитальным. Насколько часто нужно делать капитальный ремонт, зависит от того, как интенсивно эксплуатируют данное транспортное средство. Как правило, такой ремонт производят не чаще одного раза в несколько лет.
Ремонт автомобиля нужно проводить в соответствии с планом, который заранее разрабатывается с учетом технических характеристик машины, условий ее эксплуатации и других причин. В плане нужно расписать, что именно подлежит ремонту, какие запчасти будут заменены, и указать общую сумму расходов. Но нужно учитывать, что план составляется исходя из системы планово-предупредительного ремонта, утвержденной приказом или распоряжением руководителя организации. Эта система должна определять порядок обслуживания транспортных средств, проведение их текущего или среднего ремонта, а также капитального и особо сложного ремонта отдельных объектов.
В зависимости от наличия ремонтной базы в учреждении ремонт автомобиля или замену запасных частей можно производить своими силами либо воспользоваться услугами сторонней организации.
От того, каким способом производятся ремонтные работы, зависит, на какую статью КОСГУ будут отнесены потраченные средства.
Ремонтируем своими силами.
Для проведения ремонта своими силами учреждение приобретает у поставщиков запасные части. При поступлении на склад купленные детали на основании полученной накладной приходуются материально ответственным лицом в Книге (карточке) учета материальных ценностей (ф. 0504042) по наименованию и количеству.
В бухгалтерском учете запчасти приходуются по фактической стоимости с учетом НДС, предъявленного учреждению поставщиком, если запчасти предполагается использовать в деятельности, не подпадающей под обложение НДС. Об этом сказано в п. 52 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. N 148н (далее — Инструкция N 148н). Фактической стоимостью материальных запасов, приобретенных за плату, признаются в том числе суммы, уплаченные организациям за информационные и консультационные услуги, а также за доставку материальных запасов до места их использования. Следует также обратить внимание на то, что, если на оказание названных услуг заключены отдельные договоры, фактическая стоимость материальных запасов формируется на основании произведенных затрат с использованием счета 0 106 04 340 “Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)“ (п. 76 Инструкции N 148н). Учитываются запчасти на аналитическом счете 1 105 06 340 “Увеличение стоимости прочих материальных запасов“. По дебету счета 1 105 06 340 “Увеличение стоимости прочих материальных запасов“ отражается стоимость поступивших запчастей, а по кредиту — стоимость запчастей, переданных в подразделение, которое осуществляет ремонт. Такое перемещение внутри организации происходит на основании Требования-накладной (ф. 0315006).
Подтверждением произведенных ремонтных работ является дефектная ведомость, составленная технической службой организации, смета стоимости проведения работ, необходимых для ремонта, документы по приобретению необходимых запасных частей, акт выполненных работ, который составляется, когда работы по ремонту автотранспорта будут завершены, и подписывается лицом, проводившим эти работы, и лицом, принявшим их (водитель, работник, ответственный за содержание автотранспорта в учреждении), Акт на списание материальных запасов (ф. 0504230), отражающий расходование на ремонт транспортного средства запасных частей. В этом документе следует указать, какой автомобиль отремонтирован и какие запасные части были использованы. Стоимость списанных запчастей отражают по дебету счета 1 401 01 272 “Расходование материальных запасов“.
С 1 января 2010 г. в Инструкцию N 148н были внесены изменения, в соответствии с которыми в том числе в забалансовый счет 09 “Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных“ были внесены дополнения в описание счета. На этом счете учитываются материальные ценности, выданные на транспортные средства взамен изношенных (двигатели, аккумуляторы, шины и покрышки и т.п.), для контроля за их использованием. Материальные ценности отражаются на забалансовом счете в момент их списания в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства. Списание материальных ценностей с забалансового счета осуществляется на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену. Аналитический учет по счету ведется в Карточке количественно-суммового учета (ф. 0504041) в количественном выражении с указанием должности и фамилии получившего ценности, даты получения, заводского номера.
Учреждение имеет на балансе автомобиль. Для проведения ремонта своими силами были приобретены запчасти. Детали были оприходованы на склад материально ответственным лицом. Далее запчасти по требованию-накладной переданы в гараж под отчет водителю для ремонта автомобиля. По окончании работ был оформлен акт о выполненных работах. Записи по отражению данных операций будут следующими:
Дебет 0 105 06 340
“Увеличение стоимости прочих материальных запасов“
Кредит 0 302 22 730
“Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов“
Дебет 0 105 06 340
“увеличение стоимости прочих материальных запасов“
Кредит 0 105 06 340
“Увеличение стоимости прочих материальных запасов“
— запчасти переданы со склада в гараж для ремонта в рамках внутреннего перемещения на основании Требования-накладной;
Дебет 1 401 01 272, 2 106 04 340
“Расходование материальных запасов“, “Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)“
Кредит 0 105 06 440
“Уменьшение стоимости прочих материальных запасов“
— списаны на расходы запчасти, использованные при ремонте.
Одновременно делается запись по увеличению забалансового счета 09 “Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных“ на стоимость запчастей, использованных при ремонте.
Если в автомашине произошла серьезная поломка, для устранения которой требуются специалист и особое оборудование, то учреждение, как правило, обращается в специализированную мастерскую. Для этого со сторонней организацией следует заключить договор, в котором необходимо прописать стоимость работ. При заключении договора со сторонней организацией необходимо обратить внимание не только на стоимость ремонтных работ, но и на стоимость запасных частей, которые будет использовать сторонняя организация при проведении ремонта. Кроме того, учреждение может само приобрести запасные части и передать их ремонтной организации.
При проведении ремонтных работ необходимо оформить следующие документы:
— дефектную ведомость на проведение ремонтных работ, в которой дается краткая характеристика основных узлов, агрегатов, описываются выявленные дефекты, приводятся все неисправности автомобиля и определяются меры для их устранения, указываются исполнители и сроки исполнения. Дефектная ведомость составляется и подписывается лицом, ответственным в организации за осуществление контроля по ремонтным работам. Форма дефектной ведомости официально не утверждена, поэтому она должна быть разработана и утверждена учреждением самостоятельно. Вместо дефектной ведомости можно воспользоваться Актом о выявленных дефектах оборудования (ф. ОС-16), утвержденным Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств“;
— смету на проведение ремонтных работ автотранспорта, составленную на основании дефектной ведомости. При поступлении автомобиля в организацию, которая будет проводить его ремонт, автомобиль осматривают и составляют смету, в которой указываются перечень ремонтных работ и стоимость услуг подрядчика. Смета обеспечивает выполнение требования документального оформления и обоснования затрат. Факт выявления принципиальных различий между дефектами, выявленными и описанными в дефектной ведомости и смете, представленных подрядчиком, должен быть документально объяснен и оформлен соответствующими работниками организации-заказчика;
— приказ руководителя бюджетного учреждения на проведение ремонтных работ;
— Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. N ОС-3). Акт подтверждает факт проведения ремонта. В нем приводятся сведения о произведенных затратах, связанных с ремонтом, полноте и качестве выполненных работ. Отдельно отражаются результаты испытания объекта после проведенных работ, а также дается характеристика изменениям, произошедшим в связи с ремонтными работами. Подписывается акт членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку автомобиля, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт. Далее он утверждается руководителем учреждения и сдается в бухгалтерию;
— Накладная на отпуск материалов на сторону, Требование-накладная (ф. 0315006), в случае если ремонт автотранспорта осуществляется с использованием запасных частей заказчика (бюджетного учреждения). Их передача подрядной организации оформляется либо Накладной на отпуск материалов на сторону (ф. N М-15), либо Требованием-накладной (ф. 0315006). В акте приемки выполненных работ необходимо отразить, что ремонт осуществлялся с использованием материалов заказчика;
— Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). На основании этого документа производится списание запасных частей, отпущенных заказчиком подрядной организации для проведения ремонтных работ.
Вариант 1. Запчасти ремонтной организации
Учреждение заключило договор с ремонтной мастерской на ремонт автомобиля по договорной стоимости (стоимость запасных частей включена в стоимость ремонта). По окончании ремонта подписан акт выполненных работ. В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующими записями:
Дебет 0 302 08 830
“Уменьшение кредиторской задолженности по оплате работ, услуг по содержанию имущества“
Кредит 0 304 05 225
“Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по оплате работ, услуг по содержанию имущества“
— оплачены услуги по ремонту;
Дебет 1 401 01 225, 2 106 04 340
“Расходы на услуги по содержанию имущества“, “Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)“
Кредит 0 302 08 730
“Увеличение кредиторской задолженности по оплате работ, услуг по содержанию имущества“
— отражены услуги сторонней организации по ремонту автомобиля.
Вариант 2. Запчасти учреждения-заказчика
Учреждение заключило с мастерской договор на ремонт автомобиля. Запасные части для ремонта учреждение приобрело самостоятельно. Запчасти были оприходованы на склад. Затем их передали в эксплуатацию согласно Требованию-накладной водителю, который доставил их в автосервис. По окончании ремонта подписан акт выполненных работ. Все эти хозяйственные операции в бухгалтерском учете будут оформлены следующими записями:
Дебет 0 105 06 340
“Увеличение стоимости прочих материальных запасов“
Кредит 0 302 22 730
“Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов“
Дебет 0 105 06 340
“Увеличение стоимости прочих материальных запасов“
Кредит 0 105 06 340
“Увеличение стоимости прочих материальных запасов“
— запчасти переданы со склада по требованию-накладной в мастерскую, которая будет производить ремонт;
Дебет 1 401 01 225, 2 106 04 340
“Расходы на услуги по содержанию имущества“, “Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)“
Кредит 0 302 08 730
“Увеличение кредиторской задолженности по оплате работ, услуг по содержанию имущества“
— отражены услуги сторонней организации по ремонту автомобиля на основании акта выполненных работ;
Дебет 1 401 01 272, 2 106 04 340
“Расходование материальных запасов“, “Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)“
Кредит 1 105 06 440
“Уменьшение стоимости прочих материальных запасов“
— списана на расходы сумма использованных запасных частей на основании акта выполненных работ и акта о списании материальных запасов.
Одновременно делается запись по увеличению забалансового счета 09 “Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных“.
Дооборудование — это дополнение основных средств новыми частями, деталями и другими механизмами, которые будут составлять единое целое с этим оборудованием, придадут ему новые дополнительные функции или изменят показатели работы, в результате чего раздельное их применение будет невозможно.
Для классификации таких операций, как модернизация или дооборудование, в ряде случаев следует обратить внимание, как складывается арбитражная практика для целей налогообложения в вашем регионе. Например, часто осуществляется такая операция, как защита картера. В данной ситуации будет интересно Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 3 апреля 2007 г. N А33-26135/05-Ф02-1027/07. Из материалов дела следует, что поскольку установка защиты картера была вызвана необходимостью предотвращения механических повреждений узлов и агрегатов, расположенных в низших точках автомобиля, для предотвращения несанкционированного доступа к узлам и системам сигнализации снизу, защиты электропроводки, электроагрегатов и электрических разъемов от окисления и грязи, улучшения аэродинамических свойств автомобиля, снижения расхода топлива, усиления связки с дорогой и повышения управляемости, а при врезке люка у автомобиля возникает новая функция (качество), то установка защиты картера и врезка люка являются дооборудованием автомобиля и не могут быть квалифицированы в качестве ремонтных работ.
Следовательно, затраты на установку защиты картера увеличивают первоначальную стоимость автомобиля, оплата данных расходов осуществляется по статье 310 “Увеличение стоимости основных средств“.
Еще один пример. Предметом спора стала замена кабины автомобиля КамАЗ кабиной со спальником, приобретенной с целью капитального ремонта автомобиля. В Постановлении ФАС Московского округа от 14 сентября 2009 г. N КА-А40/8093-09 суд указал, что замена кабины на автомобиле не является достройкой, дооборудованием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением в соответствии с п. 2 ст. 257 Налогового кодекса, поскольку не изменяет технологического или служебного назначения автомобиля и не наделяет его другими новыми качествами. Кроме того, кабина не может являться объектом основных средств в бухгалтерском учете, так как не может самостоятельно использоваться в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации. Исходя из этого, арбитры сделали вывод, что спорная кабина со спальником была приобретена с целью капитального ремонта автомобиля. Цель капитального ремонта — восстановить утраченные первоначальные технические характеристики автомобиля.
ФАС Уральского округа в Постановлении от 8 декабря 2008 г. N Ф09-9111/08-С3 также указал, что назначением и итогом выполненных работ по замене цельнометаллического кузова явилось приведение автомашины ГАЗ в надлежащее рабочее состояние, а не изменение ее технологического или служебного назначения. При этом грузоподъемность автомашины и иные технические характеристики не изменились, новых качеств основное средство не приобрело. Исходя из этого, суд пришел к выводу, что спорные расходы обоснованно признаны в составе затрат на ремонт при исчислении налога на прибыль.
Такие же выводы делают арбитры и в отношении замены двигателя: замена неисправного двигателя на пригодный для эксплуатации, если целью замены является восстановление исправности изделия, относится к работам по ремонту (Постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 сентября 2009 г. по делу N А41-21726/08, ФАС Уральского округа от 7 февраля 2008 г. N Ф09-141/08-С2). Часто в данном виде ремонта спорным моментом являются характеристики двигателя. Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21 августа 2007 г. по делу N А56-20587/2006 мощность нового двигателя превышала мощность пришедшего в негодность вдвое. Вывод контролирующих органов предсказуем: произведена модернизация, техническое перевооружение объекта основных средств, а не ремонт. Арбитры указали, что главным при разграничении ремонта и модернизации является не характер изменения эксплуатационных характеристик, а факт сохранения работоспособности объекта, не изменившего выполнения своих функций в целом. Поскольку произведенные работы относятся к работам по замене изношенных элементов, конструкций на более экономичные и прочные, они являются ремонтом, а не модернизацией и техническим перевооружением.
Во избежание проблем с органами казначейства, налоговыми и другими контролирующими органами предмет договора нужно сформулировать как “дооборудование автотранспортного средства (установка защиты картера)“. После выполнения работ в Актах о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 0306002) нужно отразить, что проводимые работы являются дооборудованием.
Записи в учете будут следующими:
Дебет 0 106 01 310
“Увеличение капитальных вложений в основные средства“
Кредит 0 302 19 730
“Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств“
— отражены расходы по дооборудованию автомобиля;
Дебет 0 101 05 310
“Увеличение стоимости транспортных средств“
Кредит 0 106 01 410
“Уменьшение капитальных вложений в основные средства“
— принятие к учету дооборудования автомобиля.