Рабочая программа ПМ.04 «Выполнение работпо профессии «Слесарь по ремонту автомобилей»
Департамент образования и науки Брянской области
ГАПОУ «Брянский транспортный техникум»
Зам. директора по учебно- производственной р аботе
ГАПОУ «БТТ»
_________________ /Кузин М.В./
« ____ » ________201 7 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«ПМ.04. Выполнение работ по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей»
Рассмотрено и одобрено на заседании ЦК «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Председатель __________ /Волчков А.В./
«____» ___________2017 г.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПМ.04. Выполнение работ по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей»
1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности «Производить текущий ремонт различных типов автомобилей» в соответствии с требованиями технологической документации и, соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции:
Перечень общих компетенций
Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
Перечень профессиональных компетенций
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
Производить текущий ремонт различных типов автомобилей в соответствии с требованиями технологической документации
Производить текущий ремонт автомобильных двигателей.
Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и электронных систем автомобилей.
Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий.
Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов управления автомобилей.
Производить ремонт и окраску кузовов.
В результате освоения профессионального модуля студент должен:
Иметь практический опыт
Подготовки автомобиля к ремонту.
Оформления первичной документации для ремонта.
Проведения технических измерений с применением соответствующего инструмента и оборудования.
Ремонта деталей, систем и механизмов двигателя, узлов и элементов электрических и электронных систем, механизмов, узлов и деталей автомобильных трансмиссий, узлов и механизмов ходовой части и систем управления автомобилей. Восстановления деталей, узлов и кузова автомобиля.
Оформлять учетную документацию.
Работать с каталогами деталей.
Использовать уборочно-моечное и технологическое оборудование.
Выполнять метрологическую поверку средств измерений.
Производить замеры деталей и параметров двигателя, кузова, изнашиваемых деталей и изменяемых параметров ходовой части и систем управления, деталей трансмиссий контрольно-измерительными приборами и инструментами.
Проводить проверку исправности узлов и элементов электрических и электронных систем контрольно-измерительными приборами и инструментами.
Выбирать и использовать инструменты и приспособления для слесарных работ, приборы и оборудование для контроля исправности узлов и элементов электрических и электронных систем, ремонта кузова и его деталей.
Определять неисправности и объем работ по их устранению, способы и средства ремонта. Устранять выявленные неисправности.
Определять основные свойства материалов по маркам; выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения.
Соблюдать меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрическими инструментами, безопасные условия труда в профессиональной деятельности.
Устройство и конструктивные особенности ремонтируемых автомобильных двигателей, узлов и элементов электрических и электронных систем, автомобильных трансмиссий, ходовой части и механизмов рулевого управления, автомобильных кузовов и кабин автомобилей.
Формы и содержание учетной документации.
Назначение и структуру каталогов деталей.
Характеристики и правила эксплуатации вспомогательного оборудования,
специального инструмента, приспособлений и оборудования.
Средства метрологии, стандартизации и сертификации.
Технологические требования к контролю деталей и состоянию систем, к контролю деталей и состоянию кузовов.
Порядок работы и использования контрольно-измерительных приборов и инструментов.
Способы и средства ремонта и восстановления деталей двигателя, узлов и элементов электрических и электронных систем, узлов автомобильных трансмиссий, узлов и деталей ходовой части, систем управления и их узлов, кузовов, кабин и его деталей, деталей кузова.
Основные свойства, классификацию, характеристики, области применения материалов.
Технологические требования для проверки исправности приборов и элементов электрических и электронных систем.
Меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрическими инструментами, правила техники безопасности и охраны труда в профессиональной деятельности.
1.3. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего часов 112 . Из них на освоение МДК 40 ; на учебную практику 72 ; самостоятельная работа -.
2. Структура и содержание профессионального модуля
2.1. Структура профессионального модуля ПМ.04.
Коды профессиональных общих компетенций
Наименования разделов профессионального модуля
(суммарный) объем нагрузки, час.
Объем профессионального модуля, час.
Обучение по МДК
Лабораторных и практических занятий
Курсовых работ (проектов)
Раздел 1. Слесарное дело и технические измерения
Учебная практика, часов
2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля ПМ.04.
Наименование разделов и тем профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК)
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная учебная работа обучающихся
Раздел 1. Слесарное дело и технические измерения
МДК. 04.01 Слесарное дело и технические измерения
Содержание предмета и его назначение в подготовке специалистов. Виды технических измерений. Оборудование и технология проведения технических измерений
Измерение размеров детали
Разметка, резка металла
Разметка и ее назначение. Инструменты и приспособления, применяемые при разметке. Основные этапы разметки. Разметка по шаблонам, изделию, чертежам. Понятие о резке металлов. Приёмы резки различных заготовок
Разметка и резка заготовки
Рубка, правка и гибка металла
Рубка, правка и гибка металла. Инструменты и оборудование. Разновидности процессов правки
Понятие об опиливании. Приемы и правила опиливания. Механизация опиловочных работ. Шабрение различных плоскостей. Инструменты и приспособления. Контроль точности шабрения
Зачистка заусенцев и кромок деталей
Притирка и доводка. Их назначение и применение. Притиры и абразивные материалы. Механизация притирки. Полировка
Притирка поверхностей деталей
Слесарная обработка отверстий. Нарезание резьбы
Виды слесарной обработки отверстий. Инструменты и приспособления, применяемые при обработке отверстий. Сверление и рассверливание. Зенкование, зенкерование, развертывание. Понятие о резьбе и ее элементах. Виды и назначения резьбы. Подбор свёрл. Метчики и плашки
Понятие о клёпке. Виды заклёпок. Виды соединений. Приспособления и инструменты. Ручная и механическая клёпка
Соединение заготовок методом ручной клёпки
Понятие о паянии и лужении. Припои, флюсы. Паяльник и паяльные лампы. Паяние мягкими и твердыми припоями. Приёмы лужения
Пайка проводов и разъемов
Тема 1.9 Механическая обработка с использованием станочного оборудования
Виды металлорежущего оборудования. Маркировка станков. Уровни автоматизации
Определение оборудования для изготовления детали
Учебная практика УП.04
Выполнение основных операций слесарных работ;
Выполнение основных операций на металлорежущих станках;
Получение практических навыков выполнения медницко-жестяницких, термических, кузнечных работ;
Выполнение основных демонтажно-монтажных работ.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей» , оснащенный
— рабочее место преподавателя,
— рабочие места обучающихся,
— комплекты учебных пособий по курсу «Выполнение работ по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей»;
— основные приспособления и инструмент для освоения технологии ремонта автомобилей.
и техническими средствами обучения:
— мультимедийная система (экспозиционный экран, мультимедийный проектор, акустическая система, принтер, сканер, компьютер с лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения).
Мастерские: «Слесарно-механическая», оснащенная соответствующим оборудованием.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет п ечатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
С.А. Зайцев, Д.Д. Грибанов «Контрольно-измерительные приборы и инструменты»/ С.А. Зайцев-М.: Академия, 2014
Ю.Т. Чумаченко «Материаловедение и слесарное дело»/Ю.Т. Чумаченко-М.: «КноРус», 2014
Б.С Покровский «Основы слесарного дела»/Б.С Покровский-М.: Академия, 2014
Финогенова Т.Г., Митронин В.П. «Слесарное дело и технические измерения»/Финогенова Т.Г.-М.: Академия, 2015
С.А. Зайцев «Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении»/С.А. Зайцев-М.: «Академия», 2014
В.С. Кланица «Охрана труда на автомобильном транспорте»/В.С. Кланица-М.: Академия, 2012
Покровский Б.С., Скакун В.А. «Справочник слесаря»/Покровский Б.С.-М.: Академия, 2003
Новиков В.Ю. «Слесарь-ремонтник»/Новиков В.Ю.-М.: Академия, 2004
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта
Определять перечень регламентных работ. Выбирать необходимое оборудование для проведения слесарных работ, определять исправность и функциональность инструментов, оборудования; определять тип и количество необходимых эксплуатационных материалов в соответствии с технической документацией, подбирать материалы требуемого качества в соответствии с технической документацией.
Выполнять регламентные работы по разным видам
Использовать эксплуатационные материалы в профессиональной деятельности. Определять основные свойства материалов по маркам. Выбирать материалы на основе анализа их свойств, для конкретного применения.
Составлять отчетную документацию по проведению слесарных работ с применением информационно-коммуникационные технологий. Отчитываться перед заказчиком о выполненной работе.
ПК 1.2. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей
Оформлять учетную документацию.
Использовать уборочно-моечное и технологическое оборудование
Использовать специальный инструмент и оборудование при слесарных работах. Работать с каталогами деталей.
Выполнять метрологическую поверку средств измерений. Производить замеры деталей и параметров двигателя и агрегатов контрольно-измерительными приборами и инструментами.
Выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для слесарных работ. Определять неисправности и объем работ по их устранению.
Определять способы и средства ремонта.
Выбирать и использовать специальный инструмент, приборы и оборудование.
Определять основные свойства материалов по маркам.
Выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения.
Соблюдать безопасные условия труда в профессиональной деятельности.
ПК 1.3. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспорта
Осуществлять технический контроль автотранспорта;
оценивать эффективность производственной деятельности
ОК 01. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Описывать значимость своей специальности; значимость профессиональной деятельности по специальности
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по учебной практике
ОК 02. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
Выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составить план действия; определить необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)
ОК 03. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи
ОК 04. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
Использование различных источников, включая электронные ресурсы, медиаресурсы, Интернет-ресурсы, периодические издания по специальности для решения профессиональных задач
ОК 05. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Эффективное использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности согласно формируемым умениям и получаемому практическому опыту в том числе оформлять документацию.
ОК 06. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
Взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения, с руководителями учебной и производственной практик; обоснованность анализа работы членов команды (подчиненных).
ОК 07. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
Составить план действия; определить необходимые ресурсы;
оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)
ОК 08. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
Определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования
ОК 09. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
Выявлять и эффективно искать информацию;
владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах
1 Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией с соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема профессионального модуля в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.