Скрип, возникающий при нажатии на педаль сцепления, особенно раздражает. Связано это с тем, что на машинах с МКПП выключать связь двигателя с коробкой приходится очень часто, при каждом трогании с места и переключении передач. Инстинктивно водитель может стараться меньше пользоваться педалью, что перегрузит прочие агрегаты. Проще найти источник и устранить проблему.
Различные варианты привода выключения
Звуки зависят от примененной схемы передачи усилия от педали к пружине ведущего диска. Есть несколько вариантов:
- тросовый привод, используется гибкий плетеный стальной тросик в жесткой пластиковой или также стальной оболочке;
- гидравлический с вилкой, усилие прикладывается от штока педали к поршню главного цилиндра, после чего давление жидкости передает его на исполнительный рабочий цилиндр, связанный с вилкой выключения;
- гидравлический с объединением выжимной муфты и рабочего гидроцилиндра.
В первом случае имеется наибольшее количество источников скрипа, и они чаще проявляются. Хотя прочие схемы эту вероятность никак не исключают.
Скрип узла подвесной педали
Верхняя часть педального узла обычно представляет собой единый вал, на котором через промежуточные пластиковые втулки подвешены педали. Со временем материал втулок, которые специально выполнены из пластика типа капрона, чтобы работать бесшумно и не создавать большого трения в условиях дефицита смазки, деградирует и сам становится источником скрипа. Можно заменить втулки, они продаются в виде ремкомплектов, но как временную меру используют смазку. Лучше на силиконовой основе, но работать будет любая, включая универсальный спрей типа WD40, удобный в использовании.
Скрип гибкого тросика
Тросы можно подразделить на требующие смазки и располагающие пластиковыми вставками с низким коэффициентом трения. Последние не нуждаются в дополнительном масле, но только в случае плановой замены при выработке ресурса. Однако после появления скрипа тросик еще долго прослужит, если и его смазать. Он снимается, извлекается из оболочки и покрывается слоем загущенного масла типа «Литол» или ему подобных. Можно и без разборки, но тогда применяются жидкие масла, постепенно вводимые в оболочку.
Если скрип троса упорно не пропадает и сопровождается повышенным усилием на педали, то его надо менять. Оборваться он может внезапно, после чего придется учиться ездить, не пользуясь сцеплением. Это очень специфические приемы, далеко не каждому доступные.
Звуки издает вилка
Вилка расположена между наконечником троса или рабочего гидроцилиндра и выжимным подшипником. Это рычаг с опорами на кожух сцепления. Скрип может генерироваться во всех трех точках рычага – зонах контакта с приводом, с муфтой выжимного и опорами кожуха. Все они подлежат смазке. При глубокой выработке вилку надо менять, иногда вместе с пластиковыми втулками кожуха. Обычно это делают при замене сцепления в сборе.
Муфта выжимного подшипника
Более серьезный случай – это скрип, скрежет или вой выжимного подшипника. Источниками этих звуков будут не только зоны трения о вилку. Внутри самого подшипника вырабатывается смазка, происходит катастрофический износ, а его трение по направляющей втулке, относительно которой он перемещается к пружинным лепесткам корзины, зависит от состояния пластика выжимной муфты. Смазку здесь не всегда предусматривают, поскольку условия таковы, что она долго не живет, наоборот, сама становится виной скрипа.
Подшипник заменяется в комплекте с дисками.
Направляющая ведомого диска и подшипник маховика
Ступица ведомого диска перемещается по шлицам первичного вала коробки передач, который опирается на подшипник коленвала в центре маховика. Смазка долго не выдерживает, возможны подклинивания и скрип. Возобновлять её проблематично, потребуется снимать коробку. Решается вопрос заменой сцепления.
Звуки от корзины (ведущего диска с пружиной)
Скрипеть в кожухе ведущего диска с центральной пружиной особо нечему. Но при износе лепестков звуки возможны. Как и при работе сложной и мощной пружины. Обычно к этому моменту она уже теряет свои свойства, изнашивается в зоне лепестков, деформируется, сцепление теряет четкость включения. Комплект в сборе подлежит замене.
Промедления при проблемах корзины и ведомого диска чреваты повышенным износом поверхности маховика и локальными перегревами. Массивная стальная деталь может покрыться трещинами, появляется вероятность разрушения от центробежных сил. Этот опасно, поэтому сцепление надо менять при первых признаках нарушений в работе. И только в сборе, обычно это диск, корзина и выжимная муфта, иногда и вилка с опорами, а также подшипник в торце маховика.
Данный звук не просто надоедлив и неприятен. Обычно он означает начало проявления конкретной неисправности привода сцепления, что подлежит безотлагательному устранению. Это не та проблема, которая требует пользования эвакуатором. Но и откладывать не стоит, чем раньше разобраться, тем дешевле выйдет ремонт.