- Диагностический сканер: что это и с чем его едят?
- Выбираем диагностический сканер
- История развития сканера для диагностики
- Аппаратная конструкция диагностических сканеров
- Функциональные возможности диагностических сканеров
- Как пользоваться OBD2-сканером для авто и какие с ним открываются возможности
- Основные возможности OBD2-сканеров
- В чем отличия между OBD2-сканерами разных марок
- Как пользоваться OBD2-сканером для авто
Диагностический сканер: что это и с чем его едят?
Сегодня попробуем разобраться в диагностических сканерах для автомобиля и выбрать самый подходящий. Существует несколько разновидностей приборов, с помощью которых можно проводить диагностику автомобиля. Но не все они подходят для самостоятельного использования, особенно новичками.
Дело в том, что некоторые диагностические сканеры достаточно профессиональные и подходят только для профильных автосервисов, так как крайне сложны в технической части и использовании.
А некоторые даже могут привести к серьезным неполадкам всей электронно-электрической системы машины, поломкам и даже авариям, если окажутся в руках любителей.
Поэтому автомобилисту важно знать какие приборы обладают оптимальным соотношением функционала и безопасности, чтобы купить именно то, что нужно, а не потратиться зря и, что хуже, навредить автомобилю. Что же, давайте разбираться в том, какой же диагностический сканер больше всего подойдет вам для бытового использования.
Выбираем диагностический сканер
Прежде всего стоит понимать, что полезность диагностического сканера не зависит от своей стоимости, качества и функционала.Тут многое зависит от опыта и профессионализма обладателя устройства. Потому, что если дилетант возьмется диагностировать машину каким-либо профессиональным сканером, то он может нанести ей вред, если начнет не просто считывать информацию, а экспериментировать с настройками или другими подобными опциями.
Самое важное в рациональности выбора диагностического сканера — он должен соответствовать не только финансовым возможностям покупателя, но и его знаниям в этой области.
В первые 20 лет технологии автосканирования развивались в основном в обособленных рамках каждого автопроизводителя. Универсальных сканеров не было: эти приборы могли, в лучшем случае, работать с родственными марками или брэндами (например, Volkswagen Group).
История развития сканера для диагностики
Проблема была в уникальности программного кодирования – над разными сканерами трудились разные группы разработчиков и их методы и решения имели мало общего между собой. В результате появилась масса сканеров-спецификаторов, предназначенных только для узкого применения, которые также выпускаются и сегодня.
Но со временем рос спрос на универсальные диагностические сканеры и, соответственно появились универсальные приборы, но они не могли выдержать ценовую конкуренцию, так как были слишком затратными в производстве. В то самое время сильно развивалась самостоятельная сборка и мелкое производство, были брошены все силы программистов на решение проблемы цена/качество. На сегодняшний день можно найти действительно стоящие диагностические сканеры по приемлемой цене со скромным функционалом и не очень.
Это, кстати, нужно особо учитывать при сканировании, т. к. во многих случаях какая-либо некорректность возникает как раз по вине ЭБУ, а не его дешифратора.
Аппаратная конструкция диагностических сканеров
Автомобильные диагностические сканеры различаются по своему принципиальному аппаратному устройству. Это могут быть:
- Автономные сканеры – это вполне самодостаточные компактные устройства. Они обычно имеют возможность подключения к диагностической колодке автомобиля и прямого считывания данных от ЭБУ. Некоторые модели могут сопрягаться с персональным компьютером. Их применение очень распространено в основном в профильных профессиональных автосервисах. Однако, у таких диагностических сканеров есть большой минус в обновлении прошивки, она возможна исключительно через сервисный центр.
- Сканеры-адаптеры – крайне популярные и совсем компактные коробочки. Работаю практически с любым внешним компьютером, планшетом, смартфоном. Позволяют диагностировать автомобиль в привычной операционной среде и при необходимости использовать дополнительные возможности (например, дешифровка кодов ошибок через интернет, смена используемых программ, автоматический поиск нужных драйверов и обновлений и т. п.).
Обратим внимание на то, что аппаратные различия не всегда влияют на стоимость диагностического сканера. Есть достаточно бюджетные автономные сканеры для бытовых потребителей, а есть и весьма дорогостоящие профессиональные адаптеры.
Функциональные возможности диагностических сканеров
Именно по функционалу автосканеры различаются больше всего. Есть три основных категории приборов: дилерские, марочные и мультимарочные.
Дилерские – классические диагностические сканеры, узкоспециализированные. Они выпускаются в основном производителями и имеют оригинальные программные обеспечения, подходят в основном для одной марки авто или нескольких родственных. У них достаточно обширный функционал и высокая стоимость. Обычно используются в официальных дилерских сервисных центрах для самой точной диагностики и для коррекции работы программного обеспечения бортового компьютера.
- Марочные – также достаточно узкоспециализированные, так как годны исключительно для определенной марки автомобилей. Используются для профессиональной работы в автосервисах, немного скромнее дилерских по функционалу и стоимости. Программное обеспечение для них выпускается неоригинальное, потому широкое распространение такие диагностические сканеры получили в странах третьего мира, так как в развитых странах подобное техническое копирование преследуется по закону.
- Мультимарочные сканеры – самые популярные на полупрофессиональном и бытовом уровне. Они универсальные и подходят практически для всех моделей и марок автомобилей. По функционалу и стоимости, безусловно, сильно уступают своим братьям дилерским и марочным диагностическим сканерам, но надежно предохраняют бортовой компьютер от любителей, не позволяя нанести урон электронике.
В России в среде простых автомобилистов наиболее популярны недорогие мультимарочные диагностические сканеры. Здесь играет роль большое разнообразие в стране автопарка как по маркам, так и по году их выпуска, ценовая доступность, эксплуатационная простота и надежность, обусловленная менее сложным конструкционным устройством. Из конкретных примеров можно взять диагностический сканер «Smart Scan Tool», сделанный на базе новейшей чип-схемы ELM327. При своей невысокой стоимости эта модель отличается надежностью в работе и хорошей функциональностью, позволяющей проводить не только мониторинг работы систем и чтение ошибок, но даже осуществлять безопасные настройки бортового компьютера.
«Smart Scan Tool» умеет работать с множеством марок авто, имеет универсальный разъем OBD2, компактные размеры, понятную индикацию, беспроводное подключение (bluetooth) к внешнему компьютеру и адаптацию со всеми основными операционными системами. Данный диагностический сканер можно рекомендовать как эталонный, при выборе сканирующего устройства, особенно если речь идет о новичках в подобной области.
На последок пара советов автолюбителям
- Если вы все же используете какой-либо профессиональный сканер, не стоит работать с блоком функций «репрограмминг» во избежание недоразумений и серьезных изменений настроек бортового компьютера, это может привести к серьезным последствия.
- При работе с мультимарочными диагностическими сканерами в отечественных автомобилях с разъемом OBD2 программы не всегда может видеть ваш бортовой компьютер, но это можно исправить путем пробной ручной распиновки имеющихся входов.
В заключении хотелось бы отметить, что выбор диагностического сканера всегда остается за вами. Однако, если вы не профессионал, лучше всего остановить свой выбор на мультимарочном сканере с небольшим функционалом, а если возникли сомнения в исправной работе автомобиля, стоит обратиться к профессионалам с более функциональным оборудованием. Это поможет вам сохранить и время и деньги. Удачи на дорогах и в диагностике!
Как пользоваться OBD2-сканером для авто и какие с ним открываются возможности
Современный автомобиль – это не только механика, но и огромное число электронных компонентов. Они управляют работой различных узлов и систем, отслеживают их состояние, регистрируют и фиксируют отклонения в работе. Чтение этих параметров позволяет производить полную компьютерную диагностику и выявлять неисправности.
Для того, чтобы диагностировать неисправности авто, необходимо специальное оборудование. Раньше для этих целей каждый производитель предлагал свое снаряжение, но с введением стандарта OBD2 примерно с 2000 года, на рынке появилось множество универсальных OBD2-сканеров.
Мультимарочные адаптеры, подключаемые в стандартный разъем OBD2, поддерживают работу с множеством марок и моделей машин. Специальное ПО для них содержит в базе как стандартные коды ошибок, универсальные для большинства авто, так и фирменные, уникальные для отдельных марок.
Помимо чтения кодов ошибок, современные OBD2-сканеры предлагают некоторые возможности по настройке бортовой электроники автомобиля. Если читать ошибки может практически любой дешевый сканер, но для продвинутой работы нужно оборудование профессионального уровня, которое заметно дороже.
Основные возможности OBD2-сканеров
Главной функцией любого OBD2-сканера является подключение к бортовой электронике авто для чтения ошибок, их расшифровки и удаления после устранения неполадок. Также эти устройства, вне зависимости от класса, могут считывать с ЭБУ двигателя и отображать текущие параметры его работы.
Используя сканер OBD2, можно проанализировать как всю бортовую сеть полностью, так и отдельные системы (например, зажигание или управление впрыском топлива). Возможно отслеживание в режиме реального времени таких показателей, как количество оборотов мотора, скорость, температуры масла и тосола, давление масла и топлива, давление во впускном и выпускном коллекторе, расход воздуха.
Также можно мониторить параметры работы топливной системы и зажигания, вроде угла опережения зажигания, показателей обогащения смеси, полноты сгорания топлива, положения дроссельной заслонки и т.д.
Некоторые из показателей компьютерной диагностики с помощью OBD2-сканера просты для понимания даже неопытными автомобилистами. Другие требуют более глубокого понимания процесса, так как отсылка к нарушению работы одной системы может указывать на неполадки вовсе в другой. К примеру, слишком высокая температура на впуске может говорить о проблемах и с фильтрами, и инжектором, и охлаждением ДВС, и его масляной системой.
В чем отличия между OBD2-сканерами разных марок
На рынке представлены OBD2-сканеры разных производителей, отличающиеся между собой ценой и функциональностью. Их стоимость отличается колоссально: существуют как китайские девайсы за несколько долларов, так и модели за несколько тысяч.
Главным отличием между ними является уровень функциональных возможностей. Также есть отличия в уровне поддержки производителем. Если профессиональные аппараты получают обновления ПО, клиенты могут рассчитывать на поддержку производителя, то отношение китайских компаний к дешевым переходникам может иметь вид «выпустили – и забыли».
Помимо широты функциональности, имеются и отличия в интерфейсе подключения. Популярны беспроводные OBD2-сканеры, работающие по Bluetooth или Wi-Fi, которые подключаются к любому современному смартфону, планшету или ноутбуку. Они удобны и универсальны, часто стоят недорого, но функции таких гаджетов сильно зависят от цены и добросовестности производителя.
Тот же ELM327 (популярный чипсет для OBD2-сканера) не копировал только ленивый. На AliExpress полно клонов по несколько долларов, совместимых с любым смартфоном, но они недотягивают по уровню возможностей до оригинала. Даже диагностика базовых компонентов доступна не в полной мере, не говоря уже о частых проблемах с совместимостью.
Большинство OBD2-сканеров по цене порядка $10 стоит покупать только с целью общего ознакомления, или в надежде «на авось» (а вдруг с вашей машиной все заработает как надо, что вовсе не факт). Для профессионального или полупрофессионального применения нужны устройства уровнем повыше. К таким относятся те же Launch X431 Pro, Launch EasyDiag, Delphi DS150. Они умеют не только читать и удалять ошибки, но и производить настройку авто.
Помимо беспроводных OBD2-сканеров, существуют проводные модели, с подключением по USB или RS232 (COM). Такие есть как среди бюджетных, так и профессиональных гаджетов. Если первые особо не отличаются от собратьев с BT/Wi-Fi (разве что доступнее, и шанс на полную функциональность выше), то вторые – полноценные диагностические аппараты. Однако проводные модели требуют использования совместно с ПК или ноутбуком, поэтому больше ориентированы на сервисные центры, СТО.
Как пользоваться OBD2-сканером для авто
Для использования OBD2-сканера нужно, в первую очередь, подключить его к разъему OBD автомобиля и связать с компьютером, смартфоном или планшетом. Для подключения к авто без разъема OBD2 может понадобиться переходник.
Работа со сканером осуществляется в специальных программах. Для Android универсальным приложением под сканеры на ELM327 является Torque. Для Windows можно использовать OBD Auto Doctor. Профессиональные сканеры часто работают с проприетарным ПО. Те же Launch работают с фирменными утилитами, привязываемыми к серийному номеру устройства.
Простые адаптеры, вроде ELM327, не требуют дополнительных вложений. С ними можно работать сразу после подключения, пользователь получает доступ ко всем опциям меню, поддерживаемым диагностируемым его машиной. А вот Launch EasyDiag или Launch Pro X431 нуждаются в регистрации и покупке баз данных по интересующим авто. Стоимость базы по одной марке составляет несколько десятков долларов, поэтому если нужно иметь возможность обследовать машины разных производителей – придется раскошелиться.
OBD2-сканер Launch EasyDiag версии 2.0 можно было разблокировать «пиратскими» методами. После такой процедуры и установки модифицированного (взломанного) фирменного приложения он превращался в полный аналог Launch Pro, имеющий в базе около 200 марок авто. Однако он снят с производства, а новая версия 3.0 уже защищена от взлома.
Используя основные пункты меню программы, вы можете считывать различные показатели, сканировать ошибки, удалять их (например, отключить лампочку Check Engine). Эти опции доступны практически на любом сканере, даже дешевом. Профессиональные устройства также позволяют изменять настройки бортовой электроники, привязывать форсунки и другие компоненты двигателя с электронным управлением, привязывать новые ключи.
Некоторые устройства (такие как Launch Pro) умеют также менять значение VIN-кода, номера шасси (это может быть незаконным). В отдельных случаях доступна перепрошивка ЭБУ и других элементов «мозгов», но это скорее исключение для некоторых авто (вроде Ford Kuga и Focus 2). Обычно для таких манипуляций нужны специальные программаторы.
Если вам просто хочется обследовать свою машину, продиагностировать ее на предмет неполадок, или посмотреть наличие проблем у авто, покупаемого на вторичном рынке – в большинстве случаев хватит и бюджетного ELM327, используемого совместно с Torque на смартфоне.
Владельцам и мастерам СТО и автосервисов, профессионально работающим с машинами разных марок, бюджетного сканера недостаточно. Желательно обзавестись Launch Pro, Delphi DS150, VAG-COM (для VW, Audi, Skoda и т.д.) или тому подобным аналогом, с лицензионными базами и поддержкой. Еще лучше будет купить сразу два устройства (например, Delphi и Launch), чтобы свести к минимуму ситуации, когда один из адаптеров в упор не хочет работать корректно на клиентской машине.